Преподобный авраамий Ростовский

Металлический крест с рельефными изображениями, связываемый с именем преп. Авраамия Ростовского, принадлежит к числу тех произведений русской металлопластики, происхождение и датировка которых представляются загадочными. Между тем то и другое может быть установлено прежде всего в процессе изучения самого памятника, насколько нам известно, пока не освещенного в специальных работах.

Ростовский крест интересовал преимущественно историков1. В свое время обративший на него внимание И. И. Срезневский ограничился отнесением предмета ко времени около 1125 г., на том основании, что преп. Авраамий был современником князя Владимира Мономаха2. По преданию, крест получен Авраамием на берегу реки Ишни от явившегося ему Иоанна Богослова, на том месте, где ныне стоит деревянный храм, посвященный этому апостолу. Предание говорит о кресте как о павершии жезла, которым вскоре Авраамий сокрушил стоявшее в Ростове изваяние Велеса. Исчезновение жезла записи Богоявленского Авраамиева монастыря связывают с именем Ивана Грозного, который быв при освящении храма…. молебная совершив, от гроба Преподобнаго трость Богословлю взя на победу и одоление Казанского царства, в лето от сотворения мира 7061, а от Рождества Христова 1553 октября 2 дня3. С крестами на длинной рукояти, между прочим, представлены византийские императоры на монетах различных периодов. Следовательно, существование некогда в Ростове увенчанного крестом жезла представляется вполне реальным.

В результате изучения трех редакций жития Авраамия Ростовского В. О. Ключевский пришел к заключению, что устное предание явилось почти единственным источником первой из них, нестройной, составленной не ранее XV в. Малознающий составитель второй редакции, по мнению исследователя, смешал основателя ростовского монастыря с Авраамием Чухломским, бывшим постриженником Троице-Сергиева монастыря4. Житие Авраамия Ростовского специально исследовал М. И. Соколов5. Пользуясь его наблюдениями, можно легко представить перипетии, сопровождавшие составление жития в ХVI — ХVII вв. на основании старых монастырских преданий6. И все же, как нам представляется, следует особо обратить внимание на начальную фразу третьей редакции Слова о явлении чудотворца Авраамия и о снискании родословия его и о чудесах ныне бывших и о трости Богословли, которая читается: Иже исперва святии и братия о родословии чудотворца Авраамия в прежде написанном житии его токмо возвещено от предел Галицких града нарицаемого Чюхлома и обители пострижен Валаамовы7. Легендарный характер сведений жития Авраамия, мало связанных с исторической обстановкой, отмечал и А. Кадлубовский, полагавший, что упоминание об участии и помощи Иоанна Богослова привнесено в повествование уже после того, как сложилось представление о святом как сокрушителе идолов8.

Данные агиографии об Авраамии Ростовском в самом деле очень противоречивы. С одной стороны, есть указания на появление святого в Ростове около 1073-1074 гг.9 С другой, — попытка Е. Е. Голубинского, исходя из сомнительных известий жития, передвинуть описанные факты к концу XIV в., отождествив самого святого с игуменом Богоявленского монастыря в Ростове Авраамием Низким, сопровождавшим митрополита Пимена в его путешествии в Константинополь в 1385 г.10 По догадке Е. Е. Голубинского, прообразом легендарной трости Иоанна Богослова могла быть виденная Добрыней Ядрейковичем (впоследствии новгородским архиепископом Антонием) в императорском дворце реликвия, охарактеризованная им как посох железен, а на нем крест Иоанна Крестителя, копию чего мог вывезти упомянутый Авраамий Низкий11. Это предположение стоило бы принять, если бы характер креста не располагал к совершенно иным выводам. А. Кадлубовский обратил внимание на то обстоятельство, что Авраамий Низкий именуется просто игуменом ростовским, тогда как настоятели Богоявленского монастыря с 1261 г. имели достоинство архимандрита12.

Крест, находившийся прежде в монастырском соборном храме близ мощей преп. Авраамия как мемория и реликвия, сохранился, будучи передан в 1929 г. в Ростовский музей (инв. № Ц 929/320). Он относится к типу епископских или воздвизальных13. Как заметил Л. В. Алексеев, шестиконечная форма креста на Руси никогда не являлась господстующей и употреблялась почти исключительно в домонгольский период14. Распространение такого типа креста прослеживается одинаково на византийском и западноевропейском материале с VII-VIII вв. В Византии аналогичной формы крест встречается уже на монетах Константина II (685-695, 705-711), и вновь становится популярным лишь в XII в., при Комнинах, что подтверждают, в частности, многочисленные ставротеки15. С указанной периодизацией согласуется и древнерусский вещевой материал, включающий изображения на Борисовых камнях16, крест преп. Евфросинии Полоцкой, изготовленный в 1161 г. Лазарем Богшею17, датированный 1181 г. бронзовый крест из Яксманичей близ Добромиля (Галиция)18, крест новгородского архиепископа Антония, посвященного в епископский сан в 1211 г.19 Ростовский крест, размером 35,0х14,5 см, отлитый из медного сплава, типологически может быть тоже включен в этот ряд.

С лицевой стороны крест преп. Авраамия Ростовского украшен рельефными изображениями. Кроме фигуры распятого Христа, размещены пять круглых медальонов с нагрудными изображениями Богоматери и Иоанна Богослова (на концах большой перекладины), двух архангелов, поклоняющихся кресту (на концах верхней перекладины) и архангела, держащего мерило в правой руке (вверху). На крестах константинопольского происхождения на верхнем конце обычно размещено изображение архангела Михаила. Если здесь сохранена та же традиция, то архангел представлен дважды (парные изображения имеют сопроводительные надписи с именами Михаила и Гавриила). Иконографические особенности рельефа сказываются, в частности, в том, что вместо Адамовой главы здесь характерное для романских памятников олицетворение Земли в виде человеческой маски. Надписи на кресте, в основном, обычного содержания, с эпиграфическими признаками выполнения их в XIV в. Не совсем понятными остаются нанесенные резцом знаки над Распятием, включающие сочетание СХС под титлом и ниже (если крест повернуть основанием вправо) — пуд: неправильно воспроизведенная надпись? Заподозрить тайнопись невозможно. Монограммы Христа над рельефным Распятием обычного вида, НИКА начертано в левой части крестного древа без разделения на слоги и с лигатурой НИК. Имя Иоанна Богослова воспроизведено как IВАНЪ. В верхнем перекрестье, выделенном достаточно примитивно исполненной резьбой, размещен гравированный столь же неискусно шестиконечный крест с неестественно низко опущенной большой перекладиной, а по сторонам его размещены относящиеся к изображениям в медальонах имена архангелов: МИХАЛЪ — ГАВРИЛЪ, отражающие ранние формы их написания.

Судя по надписям, кстати, расположенным на плоскости несколько неуверенно, и гравированной вдоль нижнего края большой перекладины декоративной елочки, рассматриваемое изделие (отлитое, украшенное резьбой и позолоченное) следует датировать XIV в. Однако формы креста и стиль рельефных изображений не соответствуют представлениям об общем характере пластического искусства Северо-Восточной Руси этого времени. Заплывший рельеф, слегка обработанный резцом, указывает на то, что это воспроизведение более раннего образца. Не исключено, что увезенная Иваном Грозным трость и была тем самым оригиналом, который послужил моделью для литейщика XIV в. Срез круглой формы в нижней части креста говорит в пользу предположения о завершении крестом той самой таинственной трости, которая некогда хранилась в Богоявленском монастыре как реликвия.

Теперь следует определить время выполнения утраченного оригинала, насколько можно о нем судить по отчасти адаптированной копии. Изображение Распятия находит иконографические параллели в резьбе византийских рельефов из слоновой кости, датируемых Х-ХII вв.20 На том же материале, но в иных композициях, можно указать аналогии изображениям архангелов21. Но под ногами распятого Христа. как уже было отмечено, помещено более обычное для романской иконографической традиции олицетворение Земли, где оно нередко имеет сопроводительную надпись: ТЕRRА22. Эта деталь, похоже, исключает правдоподобность версии о константинопольском происхождении утраченного оригинала креста преп. Авраамия Ростовского. Вместе с тем нельзя в категопической форме отвергать возможность изготовления в XIV в. сохранившейся копии по инициативе игумена Авраамия Низкого, небесным покровителрм которого, очевидно, был именно местный подвижник. Классицируюшие формы рельефных изображений несколько тяжеловатых пропорций указывают на возникновение модели примерно около 1200 г. Ориентиром могут служить знаменитый стеатитовый панагиар с именем императора Алексея III Комнина Ангела (1195-1203)23 и миниатюрные стеатитовые иконы, выполненные константинопольским ремесленником в Киеве вскоре после 1204 г., когда византийская столица была захвачена и разграблена крестоносцами24. Причастность к изготовлению модели креста Преп. Авраамия Ростовского мастера константинопольского круга представляется реальной, но он должен был соприкасаться где-то с романской традицией. К счастью, эта загадка теперь вполне разрешима.

Во-первых, существует группа произведений константинопольской пластики, отмеченных воздействиями романского стиля. Это несколько камей и уже помянутый панагиар Алексея III Камнина Ангела, изготовленные на рубеже XII — XIII вв. Во-вторых, после 1204 г. греческие ремесленники в поисках средств для существования частично покинули пределы образовавшейся Латинской империи на Востоке и устремились в славянские земли. Ярким примером продукции одного из таких ремесленников служат бронзовые иконы-матрицы, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Раковце на территории бенедиктинского монастыря25. Две бронзовые иконы-матрицы найдены в 1981 г. в помещении кладовой византийского мастера-литейщика в Галиче26.

На археологическо-библиографической выставке в Ставропигийском институте во Львове в 1888 г. был представлен составлявший собственность священника Л. Лаврецкого из Залуквы фрагмент бронзового креста, найденный при разборке руин церкви Спаса под Галичем, разрушенной вместе с городом при нашествии хана Батыя в 1241 г.27 Это изделие идентично кресту преп. Авраамия Ростовского, но более высокого художественного достоинства, которое можно распознать даже несмотря на покрывающую поверхность патину. Кроме того, оно не несет следов позднейших доработок резцом, в отличие от ростовского экземпляра. Все формальные признаки этой находки соответствуют образцам византийской металлопластики самого начала XIII в., связанным с древнерусскими землями. Таким образом, указание жития преп. Авраамия Ростовского на то, что он был от предел Галицких, может быть конкретизировано, не ассоциируясь отнюдь с Чухломой. Если крест указанного типа в действительности принесен из Галича в Ростов преп. Авраамием, то время его подвигов соответственно передвигается на первую половину XIII в., занимая как бы промежуточное место в широких хронологических границах, в которых предполагалось допустимым появление инока на берегу озера Неро. Это выводы, которые единственно возможны на основании изучения креста и привлечения данных агиографических источников (а иными мы не располагаем).

Крест преп. Авраамия Ростовского сделался популярным главным образом благодаря еще более радикально, чем копия XIV в., переработанным воспроизведениям в литье ХVIII-ХIХ вв. На рукояти обычно помещен текст следующего содержания: Сей крест в граде Ростове во Авраамиеве монастыре св. Иоанном Богословом дан преподобному Авраамию победити идола Велеса, при князе Владимире. Преставися Авраамий в лето 6518; зри о сем в пролозе октября 29 дня28. То обстоятельство, что память преп. Авраамия Ростовского в календаре соединена с памятью тезоименитого ему преп. Авраамия затворника, скончавшегося около 360 г., говорит о забытом дне его кончины. Варианты поздних воспроизведений креста преп. Авраамия, а также ареал их распространения, причины их связи со старообрядческой средой могут служить темой отдельного исследования, и его появление очень желательно.

Кондак 1

Избранный добродетелей подвижниче и учения Христова проповедниче, преподобне отче Аврамие, похвальная восписуем ти по достоянию; ты же, яко имеяй дерзновение ко Христу Богу нашему, способствуй нам твоими молитвами спастися от всяких скорбей и бед и озлоблений, да зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Икос 1

Яко ангела земнаго, яви тя граду Ростову Царь ангелов: провидев твое от идолослужения к Нему обращение, непостижимым образом призва тя из тьмы в чудный Свой свет; нас же величающих неисповедимую благость Его, научи взывати тебе таковая:

Радуйся, от утробы матерней Богом предъизбранный;

Радуйся, благоволением Сына Божия от нечестия ко благочестию от юности призванный.

Радуйся, пламенную любовь ко Христу явивый;

Радуйся, иноческое житие до конца возлюбивый.

Радуйся, языческаго нечестия ревностный обличителю;

Радуйся, добрый ревнителю христианская веры.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 2

Видяще родители твои тебе, преподобне, на долзе времени в лютом разслаблении суща, недоумеваху; обаче прелестию многобожия зела ослеплени бывше, не возжелеша обратитися к единому истинному Богу, подающему всем страждущим скорое исцеление, и вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый о несозданном Божестве уразумел еси, преподобне, и положил еси в сердце твоем обратитися ко Христу и последовати Его учению. Темже мы, чудящеся о скором твоем на лучшая преложению, дерзаем восхваляти тя таковыми гласы:

Радуйся, земле благая, приявшая семя небеснаго учения;

Радуйся, свыше удостоивыйся Божественнаго просвещения.

Радуйся, ниво, произрастившая класс живыя веры;

Радуйся, сосуде, исполненный благодати обильно.

Радуйся, крине, возникший посреде терния;

Радуйся, звездо, возсиявшая во тме языческаго нечестия.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго внезапу найде на тя, преподобне, и стягну состав тела твоего. Ты же, восстав от одра твоего, аки николиже болевый, в радости неизглаголанней, благодаря безмезднаго Врача твоего, Его же прежде не ведел еси Иисус Христа, возопил Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помышление в сердцы своем еже послужити Христу, даровавшему тебе исцеление, отай изшел еси из дому родителей твоих и прилепился еси ко Христу Господу; тем мы, ублажая благое твое изволение, вопием ти сице:

Радуйся, дом и родителей твоих Господа ради оставивый;

Радуйся, в неведомей ти стране взысканий спасение.

Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменивый;

Радуйся, нищету паче богатства возлюбивый.

Радуйся, образе жизни духовныя;

Радуйся, свете, возсиявый из тмы греховныя.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумений смущаше тя, преподобне, еще не крещену ти сущу, елее како получити знамение христианския веры. Бог же всякия утехи тайным Своим промышлением приведи тя в обитель иночествующих, да ту возродишися водою и духом, и в чистоте сердца посреде лика иночества воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше братия о пришествии твоем в обитель их, преблаженне, и видевше тя благоприятна и разумна, прияша с радостию и, крестивше во имя Отца и Сына и Святаго Духа, причтоша к лику своему. Мы же, Промыслу Божию, о тебе явленному, чудящеся, восхваляем тя сице:

Радуйся, святым крещением в обители иночествующих просвещенный;

Радуйся, во святом крещении дарами Духа Святаго исполненный.

Радуйся, по крещении образ иноческий на ся приемый;

Радуйся, иго благое Господне на рамо твое вземый.

Радуйся, яко усердно последовал еси стопам Христовым;

Радуйся, яко на вся подвиги иноческие уготовал еси душу твою.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, отче Аврамие, в пределех града Ростова возсиявшая; не терпя бо славы и похваления человеческаго, умыслил еси сокрытися в неведомыя страны; темже пришед в чудский конец, вселился еси близ езера Неро в пусте месте, идеже идол Велес стояше, емуже неразумнии людие покланяхуся, ты же верою крепко воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше благоразумнии и богобоязненнии людие града Ростова уединенное и благочестивое по Бозе житие твое, зело возлюбиша тя и попремногу чествоваху. Темже и от нас приими похвалы сицевыя:

Радуйся, пустынное житие о Бозе возлюбивый;

Радуйся, древним пустынно добрый подражателю жителем.

Радуйся, искушений лукаваго врага крепкий борителю;

Радуйся, в трудех и подвизех рано Господеви Богу послуживый.

Радуйся, яко в посте и молитвах выну пребывав еси;

Радуйся, яко с непрестанным бдением и Богохвалением безплотным поревновал еси.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует радостно град Ростов великие труды твоя и подвиги, блаженне Аврамие, яже подъял еси, егда языческое нечестие разрушаше и в сердцах людей истинную веру и благочестие насаждаше; единем бо того желанием горяше, да всех приведеши ко Христу и научиши вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паче солнца богоугодное житие твое, всехвальне отче Аврамие, и якоже звезды небесныя, озариша добродетели твоя землю Ростовскую, о них же и мы благодаряще Христа Бога, давшаго ти таковую благодать, восхваляем тя сице:

Радуйся, звездо, во тме греховней заблуждшим светящая;

Радуйся, лествице, возводящая последующих ти по степенем добродетелей от земли на небо.

Радуйся, яко равноангельскому житию всех образом жития твоего учиши;

Радуйся, яко страсти греховныя подражающих ти побеждати руководиши.

Радуйся, образе истиннаго смирения;

Радуйся, зерцало истиннаго самоотречения.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Преблагий Бог утешити тя в скорби твоей и о людех, в зловерии язычестем погибающих, блаженне Аврамие, посла на помощь к тебе возлюбленнаго ученика Своего Иоанна Богослова, яко да укрепит тя к низложению сквернаго идола Велеса, ты же, жезлом от него вооружен и верою утвержден, в дерзновении мнозе возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго веры ревнителя, якоже Николая Мирликийских святителя, видим тя, богоносе отче Аврамие; яко же бо той, ревностию Божественною распалаем, капище языческо в Ефесе разсыпа до основания, сице и ты богомерзскаго идола Велеса во граде Ростове силою крепкаго сокрушил еси; сего ради по достоянию приими от нас похвалы сицевыя:

Радуйся, святому Иоанну Богослову собеседник быти сподобивыйся;

Радуйся, благодать и силу с жезлом от него приемый.

Радуйся, яко сим жезлом сокрушил еси сквернаго идола Велеса;

Радуйся, яко вельми посрамил еси обитавшаго во идоле исконнаго человекоубийцу.

Радуйся, яко на сем месте храм и обитель святую во славу истиннаго Бога воздвигл еси;

Радуйся, яко зде пристанище благотишное обуреваемым молвами житейскими уготовал еси.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видевше в храмине твоей благовернии Князие, пришедше благословение от тебе по обычаю прияти, егда дым чермн смраден зело изыде от умывальницы твоея, ужасошася. Ты же, уразумев злоковарнаго лукаваго духа действие, поучив Князи опасно блюсти себе от козней вражиих, купно с ними возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь равною ко всем горел еси любовию, достохвальне отче Аврамие, и яко же в животе твоем, тако и ныне всех, верою к тебе прибегающих, молитвами твоими ограждаеши от всякаго зла. Достойне убо приемлеши от всех похвалы сицевыя:

Радуйся, теплый молитвенниче к Богу о нас грешных;

Радуйся, наставниче, руководяй к небеси верных.

Радуйся, бедствующих многомощный помощниче;

Радуйся, оскорбляемых крепкий покровителю.

Радуйся, посетителю скорый в немощех лежащих;

Радуйся, утешителю благий в бедах сущих.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 9

Естество ангельское подражая, не усрамился еси, достоблаженне Аврамие, егда по навету всезлобнаго врага приведен был еси в единей раздранней власянице к Великому Князю Владимиру, но паче самаго того врага смирением и незлобием посрамил еси; чесо ради с великою честию в обитель твою возвращшися и мир и благословение чадом твоим подавая, в радости духовней возопил еси посреде их Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может достойно восхвалити тя, преславне отче Аврамие, многие бо и преславные подвиги в животе твоем совершил еси; мы же, к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспевати тебе таковая:

Радуйся, возшедый в горний град Господа Вседержителя;

Радуйся, преселивыйся в Царство Небесное.

Радуйся, яко святая твоя душа ныне в пресветлом Сионе вселися;

Радуйся, яко и тело твое нетлением в обители твоей прославися.

Радуйся, теплый о нас предстателю ко Христу Богу;

Радуйся, благодать нам от Него обильную молитвами твоими подаваяй.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу Гермогена некоего, по действу диаволю в сомнение о тебе впадшаго, досточудне Аврамие, мало неколико дней наказав, за молитвы братии обители твоея паки помиловал еси. Он же, познав свое согрешение, прослави тебе незлобиваго благодетеля своего, и Богу, тобою чудодеющему, возопи: Аллилуиа.

Икос 10

Стена граду Ростову ты еси, чудотворче святый Аврамие, и всем, прибегающим к тебе, надеждо крепкая и заступление. Темже и нас, любовию ублажающих тя, от недугов и нужд свобождай, вопиющих тебе таковая:

Радуйся, стено нерушимая града Ростова;

Радуйся, забрало собранного тобою стада духовных овец.

Радуйся, во правоверии стоящих незыблемое утверждение;

Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение.

Радуйся, поборниче крепкий ведущих брань к духовом злобы поднебесным;

Радуйся, вождю премудрый, путь прискорбный и тесный шествующим показуяй.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, преподобне отче Аврамие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалити подвиги твоя, яже по вся дни и нощи в постех и бдениих, стояниих и коленопреклонениих богоугодне подъял еси, их же ради предстоя ныне Престолу Божию на небесех, со всеми святыми поеши Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, не точию град Ростов озаряющее, но и вся грады и страны Российския просвещающее, зрим тя, светоявленне отче Аврамие; с невещественными бо Ангельскими светы предстоя Троичному несозданному свету, и от него Божественными лучами осияваем, облиставаеши верных, вопиющих ти сице:

Радуйся, светильниче, добродетельми светящий;

Радуйся, молитвами твоими нас ограждающий.

Радуйся, свете, плавающих в житейстем мори освещаяй;

Радуйся, светением твоим безбедно преплывати от мира к небеси направляяй.

Радуйся, святынею твоею град наш присещаяй;

Радуйся, чудесы твоими вся концы озаряяй.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 12

Благодать данную ти от Бога сведуще, и на твое мощное к Нему предстательство уповающе, умильно взываем к тебе, чудотворче святый, моли неисповедимую благость Его, яко да избавит нас, недостойных раб Своих, от искушений вражиих, да прелести его избавльшеся, чистым сердцем и не скверными устнами воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое честное преставление, чтим радостно по долгу память твою, и к твоему цельбоносному гробу припадающе, благодарение приносим, яко и по преставлении твоем нас не оставляеши, но милостивно призираеши, посещаеши и заступаеши; темже слышиши от нас таковая:

Радуйся, в мире и радости духовней от обители твоея на небеса преселивыйся;

Радуйся, лику избранных тамо приобщивыйся.

Радуйся, яко в сонме их предстоиши дивному во святых Богу;

Радуйся, яко лицем к лицу зриши неизреченную славу Его.

Радуйся, яко тело твое святое нетленно обретеся на земли;

Радуйся, яко тем возвеличи Господь обитель твою и град наш.

Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче.

Кондак 13

О, преподобне и преблаженне отче Аврамие, светильниче града Ростова! Нынешнее наше приемый приношение, принеси теплую молитву твою ко Господу, яко страну нашу да избавит от всех врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы, и будущия изми муки всех вопиющих к Нему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Аврамию Ростовскому

О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотными лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян. Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой — истязания на мытарствах. Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю. Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII в. ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *