Дни памяти: 27 мая, 27 декабря
Ферапонт Белозерский
Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец, в миру Феодор, родился в 1337 году в Волоколамске в дворянской семье Поскочиных. С детских лет он воспитывался в глубокой вере и благочестии, что благодатно отразилось на всей последующей жизни святого подвижника. Сорока лет без предварительного искуса он был пострижен игуменом Московского Симонова монастыря, преподобным Феодором, племянником преподобного Сергия (впоследствии архиепископ Ростовский, память 28 ноября). В этой обители инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским (память 9 июня), вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября и 5 июля), посещавшего монастырь для поучения братии. Выполняя послушание, преподобный Ферапонт отправился на Север, в Белозерский край, по делам монастыря. Суровая северная земля привлекла внимание подвижника, и он решил остаться там для подвигов. По возвращении вместе с преподобным Кириллом, которому явилась Божия Матерь и повелела идти на Север, он, получив благословение игумена, отправился на Белоозеро. Некоторое время подвижники жили вместе в построенной келлии, а затем, по взаимному согласию, преподобный Ферапонт перешел на новое место подвигов, расположенное в 15 верстах от Кириллова, между двух озер: Бородавским и Павским. Расчистив небольшую площадь для огорода и поставив келлию в глухом лесу на протоке, преподобный Ферапонт продолжил подвиг в отшельничестве и безмолвии. В первое время он терпел много лишений и испытаний в своем уединении, не раз подвергался нападениям разбойников, пытавшихся изгнать или убить подвижника. Со временем к преподобному стали приходить иноки, и пустынное место постепенно преобразовалось в монастырь, названный впоследствии Ферапонтовым. В 1398 году преподобный Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (В конце XV века на месте прежнего деревянного был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расписанный в 1500 — 1501 гг. знаменитым русским иконописцем Дионисием с сыновьями, Владимиром и Феодосием. Росписи посвящены Похвале Пресвятой Богородицы. Уникальные фрески Ферапонтова монастыря сохранились до настоящего времени и являются выдающимся памятником русского церковного искусства и мировой монументальной живописи.)
Обитель стала постепенно благоустраиваться: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлий, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен общежительный устав, строго соблюдавшийся иноками. Преподобный Ферапонт, не приняв по смирению настоятельства, поручил игуменство одному из своих учеников. Святой подвижник, обладая даром совета, по-прежнему обращался за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому. Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича (1382 — 1432), сына великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363 — 1389).
В 1408 году князь Андрей Димитриевич, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника, обратился к преподобному старцу Ферапонту с просьбой основать обитель в городе Можайске. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более десяти лет. Однако по совету братии он отправился в дальний путь. В Можайске преподобный Ферапонт был встречен с большой честью. Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки, преподобный основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в память о Белозерской обители. Князь Андрей Димитриевич, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь в строительстве и благоукрашении монастыря. По благословению святителя Фотия, митрополита Московского (+ 1431, память 2 июля и 27 мая), в обители была установлена архимандрия и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости, 27 мая 1426 года. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был пристроен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления. В 1514 году были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многочисленными чудотворениями. После московского Собора 1547 года состоялась канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, после того как игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543 — 1564) житие и свидетельства святости угодника Божия. В числе многочисленных учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского Русская Церковь чтит память преподобного Ферапонта, который, следуя завету великого учителя и наставника, соединил подвиг безмолвия и уединения с подвигом деятельного служения ближним к духовного просвещения Отечества.
Память преподобного Ферапонта празднуется дважды: 27 мая (преставление, 1426) и 27 декабря (обретение мощей, 1514).
Прп. Ферапонт Белозерский
Ферапонт Белозерский (ок. 1335 — 1426), Можайский, Лужецкий чудотворец, преподобный
Память 27 мая в день кончины, 27 декабря в день обретения мощей в 1514 г., в Соборах Вологодских, Московских и Радонежских святых
В миру Феодор, родился около 1335 года в Волоколамске в семье бояр Поскочиных. С детства он пользовался обшей любовью, и при этом проявил стремление к благочестивой жизни и иночеству.
Он тайно ушел из родительского дома и, в тридцатипятилетнем возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь. Здесь он упросил братию и архимандрита, преподобного Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского, тотчас его постричь в иночество, минуя обычно долгий период послушничества. Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. По словам жития, святой хотя и был «не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа».
В этой обители инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским, вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего монастырь для поучения братии.
Архимандрит и братия оказывали Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам был пришел Ферапонт в Белозерье пешком из Москвы, было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие суровой северной красотой и располагавшие к уединению. Тогда же преподобному Кириллу было явление Божией Матери, Которая повелела ему идти на север и основать обитель. Когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере, спросив, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. «Весьма много там таких мест, отче», — отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Так, проведя в Симонове около четверти века, по благословению игумена подвижники отправились на Белоозеро.
Около года Ферапонт разделял труды Кирилла по устроению новой обители, а потом, по благословению старца, в 1398 году удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в отличавшееся красотой и полюбившееся ему место между Бородавским и Павским озером. В то время Ферапонт не имел намерения основывать монастырь, но искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая ему смертью и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков, положившая начало монастырю, названному впоследствии Ферапонтовым. Преподобный не согласился стать в нем игуменом. Житие говорит, что он называл себя «самым черным и самым грешным», во главе обители был другой человек, чье имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду.
В 1408 году в обители была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы . Обитель благоустраивалась. Преподобный по-прежнему подвизался в тяжких работах, не опуская церковной службы и правила келейного. Братство его умножалось, и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлии, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен общежительный устав, строго соблюдавшийся иноками. Святой подвижник сам обладал даром совета, но по-прежнему иногда ходил за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому, и получал от него великую пользу. В своей обители преподобный Ферапонт был духовным отцом для всех: к нему в келлию приходили за советами в смущениях духовных, по его мыслям располагалось все в обители. Никто не смел держать в келлии что-нибудь, кроме икон, святых назидательных книг и орудий простого рукоделия. В храме и трапезе царила глубокая тишина.
Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича, сына великого князя благоверного Димитрия Иоанновича Донского. Князь Андрей давно желал построить общежительную обитель близ Можайска, но, в поисках готового к такому начинанию страца:
«…положи з бояры своими, где вы собрести такова мужа и невозмогоша, всех обошед и обыска, никто не смея дерзнути к таковому начинанию» . В 1408 году князь, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника от побывавшего в Ферапонтовой обители своего наместника, пригласил старца для беседы.
Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия отказывался, считая, что старцу неуместно идти «в мир, на смех людям», но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил его с большими почестями и обратился с просьбой — дать жизнь новому монастырю. На первый раз преподобный отвечал только слезами, долго отказывался, но по размышлении и молитве, смирился и остался, глубоко тоскуя об оставленной им обители в Белозерье. Так он в третий раз начал все заново.
При богатых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки (ныне в черте города), на правом холмистом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Желая возвысить свой монастырь, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал его настоятелю сан игумена, а затем архимандрита. Так, по благословению святителя Фотия Московского, преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.
В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился в глубокой старости 27 мая 1426 года.
Мощи и почитание
Прп. Ферапонт Белоезерский. Мон. Иулиания (Соколова), Сергиев Посад, 1970-е годы
Тело преподобного Ферапонта было погребено в Лужецкой обители у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта.
Почитание его началось вскоре после преставления. В 1502 году вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом — заступников и молитвенников за обитель .
В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленными чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и свидетельство святости угодника Божия.
Житие святого существует в виде нескольких рукописных списков и кратких популярных их редакций. Наиболее полным считается список, хранившийся в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта рукопись, как считал историк В. О. Ключевский, была составлена иноком Ферапонтова монастыря Матфеем в середине XVI века во время Макарьевских соборов по канонизации русских святых. По житию преподобного Кирилла можно уточнить некоторые данные о нем, не включенные в житие Ферапонта.
Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием.
Имя святого Ферапонта закрепилось не только в названии основанных им монастырей, но также в бывшая подмонастырской слободе, которая стала селом Ферапонтовым, и в части Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю и называется Ферапонтовским, или Монастырским озером. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Среди икон, изображающих святого Ферапонта, самым древним является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Житием чистым просветився,/ в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/ и, духовному твоему учителю последствуя,/ ум свой к небесным управль,/ стаду твоему наставник был еси,/ тем тя молим, отче Ферапонте:/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Преблагий Спас наш Христос умножил есть милость Свою к нам, даровав нам в застунника и целителя, преподобного отца нашего Ферапонта, иже просвещает нас образом святого жития своего, и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и разрушений, страну сию от глада и напрасные смерти, чтущих же память его всех от болезней и от лютых страстей.
Использованные материалы
- Житие c портала Русские святые:
- Житие с сайта Вологодской епархии:
- Статья сайта Русский Биографический Словарь:
- Каталог икон на сайте PravIcon.com
- (икона)
Так по житию с сайта Вологодской епархии. См. . По житию проекта «Русские святые» — в 1337 году. См.
Дата по житию с сайта Вологодской епархии. Житие проекта «Русские святые» датирует постройку храма 1398 годом.
Несохранившаяся в Лужецком монастыре надпись на церковной стене, над захоронением Ферапонта, цит. по житию с сайта Вологодской епархии.
Ныне осталась лишь плохо сохранившаяся часть фрески
День памяти: 27 мая/9 июня; 27 декабря/9 января
Один из сохранившихся монастырей Белозерья носит имя преподобного Ферапонта. Он расположен в живописном месте, на высоком холме меж двух озер. Ферапонтов монастырь — замечательный памятник Русского Севера, он знаменит, прежде всего, фресками прославленного иконописца Дионисия, своеобразной историей и прекрасной архитектурой.
Монастырь известен многими славными именами, среди них по праву первым называется имя основателя — преподобного Ферапонта. О нем известно из его Жития. Существует несколько рукописных списков и краткие популярные их редакции. Наиболее полным считается список, хранившийся в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта рукопись, как считал историк В.О. Ключевский, занимавшийся житиями русских святых, была составлена иноком Ферапонтова монастыря Матфеем в середине XVI века во время так называемых Макарьевских соборов по канонизации русских святых, созванных св. митрополитом всея Руси Макарием. На одном из них — между 1549 и 1551 годами — были причислены к лику святых основатель монастыря Ферапонт и следующий знаменитый игумен Мартиниан (в миру Михаил Стомонахов, ок. 1398 -1483 гг.).
Родился преподобный Ферапонт около 1335 года в городе Волоколамске в боярской семье Поскочиных, крещен был именем Феодора. С ранних лет он отличался благочестием и пользовался обшей любовью, был сверстником Кирилла Белозерского, их судьбы тесно переплелись, и по Житию Кирилла можно уточнить некоторые данные, не включенные в Житие Ферапонта. Тридцати пяти лет Федор Поскочин пришел в монастырь и упросил архимандрита с братией тотчас его постричь в иночество, минуя обычно долгий период послушничества.
Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. И хотя не искусен был в грамоте, воспринял ее душевной добротой и здравым умом: «аще бе святый и не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа» — написано в Житии.
Нередко в обитель приходил преподобный Сергий Радонежский, наставляя в беседах иноков, среди которых выделял преподобного Кирилла. Кирилл и Ферапонт пробыли в Симоновом монастыре около 25 лет, находясь на разных послушаниях. Архимандрит и братия оказывали Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам пришел Ферапонт в Белозерье пешком из самой Москвы, было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие красотой суровой северной природы и располагавшие к уединению и безмолвию, и вернулся в Москву. Тем временем старцу Кириллу было видение — во время молитвы услышал он голос Богородицы: «Кирилле, изыди отсюду и гряди на Белое езеро, и добр покой обрящеши: тамо бо уготовах тебе место, на немже спасешися». И когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере. Спросил он также, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. «Весьма много там таких мест, отче», — отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Придя на Север, с горы Мауры Кирилл увидел место, которое было указано ему в видении, и основал на нем монастырь, водрузив прежде крест и вырыв в земле малую келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерскому монастырю.
Около года Ферапонт разделял труды Кирилла по устроению обители, а потом, по благословению старца, удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в полюбившееся ему место, которое уже прежде привлекало его своей замечательной красотой. «И обрете место близ езера Паское зовомо, другое же езеро повыше того Бородавское… весьма красно место то и угодно на жительство паче инех мест». Было это в 1398. Когда Ферапонт поселялся здесь, то не имел намерения основывать монастырь, он искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая смертью Ферапонту и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков. Преподобный не согласился стать их игуменом. Житие говорит, что он называл себя «самым черным и самым грешным», во главе обители был другой человек, его имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду. Он начинал так, как начинал его учитель преподобный Сергий Радонежский.
В 1408 году в монастыре была построена первая деревянная церковь, которую освятили в честь Рождества Богородицы. 10 лет провел Ферапонт в устроенной им обители, считая, что здесь и окончит свои земные труды, однако судьба уготовила ему иное. Обитель посетил наместник можайского князя. Беседа с Ферапонтом произвела на боярина глубокое впечатление, о чем он поведал князю. В те времена этими землями владел сын Димитрия Донского — князь Андрей. Будучи набожным, он был очень рад основанию в своем уделе двух новых монастырей учениками великого Сергия, знаменитого своими духовными подвигами. Князь горел желанием иметь возле себя такой же монастырь. «…И Божиим изволением князь Андрей Дмитриевич восхоте близ своей вотчины града Можайска такой же монастырь устроити и общее жительство в нем сотворити, положи з бояры своими, где вы собрести такова мужа и невозмогоша, всех обошед и обыска, никто не смея дерзнути к таковому начинанию. И прииде на Блаженного Ферапонта…» — сообщалось в несохранившейся в Лужецком монастыре надписи на церковной стене, над захоронением Ферапонта, содержавшей краткое жизнеописание преподобного.
Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия отказывался, считая, что старцу неуместно идти «в мир, на смех людям», но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил его с большими почестями и обратился с просьбой — дать жизнь новому монастырю. Преподобный долго отказывался, но по размышлении, смирился и остался, глубоко тоскуя об оставленной им обители в Белозерье. Ферапонту было 70 лет, когда он в третий раз начинал все заново. Так в 1408 году был основан Лужецкий Можайский монастырь, в котором основатель прожил еще немало лет. 27 мая 1426 года на 90-м году от рождения он почил по Бозе, годом прежде друга своего, преподобного Кирилла Белозерского. Погребен у стены построенной им церкви, которую, как и в Белозерье, посвятил празднику Рождества Богородицы.
В 1490 году после сильного пожара в монастыре на средства архиепископа Ростовского Иоасафа, бывшего в то время игуменом, была возведена каменная церковь с главным престолом в честь Рождества Богородицы и приделом святителя Николая. В 1502 году знаменитый иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием прославили этот праздник своими фресками и иконами. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана осталась часть фрески, где изображены Ферапонт и Мартиниан. Правда, эти росписи сохранились плохо, как раз фигуры старцев сильно повреждены, но факт их изображения свидетельствует о большом их местном почитании еще до канонизации. За 50 лет до официального признания их святости и до обретения мощей преподобных Дионисий, опережая время, изобразил их на фреске припадающими к престолу Богородицы как заступников и молитвенников за обитель.
Как сам преподобный Ферапонт держался в тени от славы, избегал старейшинства, так и монастырь его, по сравнению с великим соседом и собратом Кирилло-Белозерским монастырем оставался как бы в стороне. Но ни его меньшие размеры, ни меньшая известность не делали его менее значительным в духовной жизни Севера.
Второй монастырь преподобного — Лужецкий — неоднократно подвергался разорению и в Смутное время, и позже. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение церквей. Исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, однако сами мощи не были тронуты, они находились под спудом. Уходя, французы собирались взорвать монастырь, подожгли иконостас, но служитель успел убрать пороховые мешки. Тогда же пропало и Житие Ферапонта. В конце XIX века оно было вновь составлено, источниками служили рукописные сказания в архиве Лужецкого монастыря, собранные настоятелем архимандритом Дионисием.
И хотя преподобный Ферапонт более длительное время был в можайских землях, однако в сонм святых вошел как Белозерский чудотворец, навсегда связав свое имя с любимой обителью на Севере. Здесь имя основателя сохранилось не только в названии монастыря. Бывшая подмонастырская слобода стала селом Ферапонтовым, часть Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю, называется Ферапонтовским, или Монастырским. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей. Святые врата с надвратными церквями Богоявления и преподобного Ферапонта были построены при игумене Варлааме в 1649 году, они являются главным входом в монастырь и сохранили полностью свою древнюю архитектуру, включая дубовые связи, крестовые своды и керамический плиточный пол. Среди икон, изображающих преподобного Ферапонта, самым древним является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви (находится в Кириллове).
Богомольцы, направлявшиеся в монастырь, проходили Святыми вратами, под сводами именно церкви преподобного Ферапонта. В благоговении ступали на эту землю и крестьяне, и знатные бояре, и цари. Вот уже более 600 лет обитель собирает почитателей памяти своего основателя и его знаменитых последователей. Мы видим следы деятельности древних строителей и иконописцев, и хотя сохранившиеся храмы и палаты строились позже, хотя эта красота была создана уже после основателя, освящал их свет духовности, зажженный им — преподобным Ферапонтом.
Тропарь, Кондак:скачать
О, преподобный отче, великий заступниче, скорый услышателю, угодниче Божий и чудотворче Ферапонте! Не забуди ны, якоже обещался еси, посещай чада твоя; аще бо и отшел еси от нас телом, но духом присно с нами пребываеши. Молим убо тя, о, преподобне отче: избави ны от огня и меча, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог вражиих, находящих на ны.
Услыши ны грешныя, приими молитву и моление наше, еже к тебе, яко кадило благовонное и яко жертву благоприятную, приносим. Умерщвленныя злыми делы, словесы и помышленьми души наша, преподобне отче, оживи и возстави. И якоже многи приходящыя к цельбоносному твоему гробу с верою, всякими скорбьми и болезньми люте страждущыя исцелил еси, тако и нас исцели от недугов душевных и телесных. Исторгни нас из глубины согрешений и на путь покаяния настави, милостивым твоим предстательством от видимых и невидимых враг избавляя. Помози нам в житии сем и во исходе душ наших и в будущей жизни, во веки веков. Аминь.
Дни памяти: 27 мая / 9 июня, 27 декабря / 9 января
Сей преподобный отец наш Ферапонт происходил из пределов московской области, из города Волока Ламского. Он был сыном благочестивых родителей по фамилии Поскочиных и в мире носил имя Феодора. Достигши совершеннолетнего возраста, он исполнился страха Божия и пожелал удалиться из мира. Оставив дом свой и родителей, он пришел в славный город Москву и в Симоновом монастыре Пресвятой Богородицы принял иночество, при чем ему дано было имя Ферапонта. После сего, пребывая в послушании, молитвах и посте, он много лет подвизался в этой обители. Однажды по каким-то монастырским нуждам он послан был архимандритом в области Белого озера, рассмотрел находившиеся там места, весьма полюбил их и возвратился в свой монастырь.
По устроению Божественного промысла случилось, что в этом монастыре, пребывая в безмолвии, находился преподобный Кирилл, впоследствии Белозерский чудотворец, и он в это время удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему идти в страны Белого озера, как о том подробнее рассказывается в житии его. Преподобные Кирилл и Ферапонт, сговорившись, вышли вместе из Симонова монастыря и пришли в страны Белого озера. Обойдя все находившиеся там пустынные места, они пришли на то место, где расположен теперь Кириллов монастырь. Здесь преподобный Кирилл рассказал Ферапонту о бывшем ему явлении Пресвятой Богородицы, и они на этом месте стали строить себе келлию. Но преподобный Ферапонт не долго прожил с преподобным Кириллом. Вскоре он ушел от него и нашел между двумя озерами место, которое ему понравилось. Он стал расчищать его и построил себе келлию. После этого стали собираться к нему иноки, выстроили монастырь и построили в нем храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Ферапонт часто ходил к преподобному Кириллу для духовных бесед и для устроения монастырской жизни, так как жил недалеко от его обители, на расстоянии только двенадцати поприщ, и получал от него великую пользу. Так и проводили в Боге жизнь свою преподобные.
Вследствие такой добродетельной жизни их слава о них дошла до слуха правителей той страны и даже до самого великого князя Андрея Димитриевича, в удел которого входили и области Белого озера. Услышав о святых подвижниках, князь пришел в великую радость от того, что в его владениях явились такие преподобные, прославил Бога и дал из своей казны богатые дары на построение монастырей. Случилось, что княжеским наместником в Белозерской стране был ближний боярин князя. Он посетил обитель Пресвятой Богородицы, виделся с преподобным старцем Ферапонтом, беседовал с ним и очень полюбил его. Возвратившись затем в Можайск, он рассказал о преподобном князю, и последний от сего рассказа пришел в большое умиление, так как был весьма благочестив и боголюбив.
Спустя несколько времени после сего у князя явилось сильное желание устроить монастырь в своем городе Можайске, где он имел свою княжескую резиденцию. Он обратился к своим боярам за советом, где бы найти такого мужа, который бы устроил обитель, и бояре напомнили ему о блаженном Ферапонте, сказав, что для этого святого дела он не найдет другого, более опытного человека. Тогда князь послал одного из своих вельмож с письмом к святому старцу и подарками для него, прося его не отказать ему в его просьбе. Святой, выслушав просьбу князя, серьёзно обдумал ее и сообщил о ней братии, и братия дали совет ему исполнить просьбу князя. Преподобный подчинился воле братии и, взяв с собою одного из иноков, пришел к князю Андрею. Князь принял святого старца и спутника его с великим почетом и стал просить его присмотреть место для построения монастыря. Преподобный долго отказывался от этого, умоляя князя отпустить его в его монастырь, но никак не мог отказаться и, подчинившись воле князя, пошел и нашел близ реки Москвы на расстоянии одного поприща от города Можайска удобное и красивое место. Взяв затем вместе с князем от епископа благословение, они построили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, соименный храму первой обители преподобного, соорудили при нем по обычаю монастырскому все постройки, благолепно украсили их и собрали иноков. Князь весьма чтил этот монастырь, более, чем другие находившиеся вблизи монастыри. Настоятелю его он выхлопотал сан архимандрита, преподобного Ферапонта поставил первым настоятелем и заботливо покоил его старость.
После этого преподобный, богоугодно прожив остаток жизни своей, в глубокой старости отошел ко Господу, Которого возлюбил с юности своей, и с почестями погребен был в этом монастыре. Богу нашему слава ныне, всегда и вечно.
Тропарь преподобного Ферапонта Можайского
глас 4
Житием чистым просветився,/ в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/ и, духовному твоему учителю последствуя,/ ум свой к Небесным управль,/ стаду твоему наставник был еси,/ тем тя молим, отче Ферапонте:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Ферапонта Можайского
глас 4
Преблагий Спас наш Христос/ умножил есть миость Свою к нам,/ даровав нам в заступника и целителя/ преподобнаго отца нашего Ферапонта,/ иже просвещает нас образом святаго жития своего/ и ныне молитвами своими ограждает храм свой от врагов и от разрушения,/ страну сию от глада и напрасный смерти,/ чтущих же память его всех/ от болезней и от лютых страстей.