Преподобный лаврентий

День памяти: 29 декабря (11 января)

Детские и юношеские годы

Лаврентий Черниговский (мирское имя Лука Проскура) был уроженцем Черниговской губернии, села Карыльское (Карильское). Время его появления на свет датируется только годом — 1868-м.
По происхождению он принадлежал к бедной, но многодетной семье крестьянских тружеников. Его отец, Евсевий, рано ушёл из земной жизни. Мать, Христина, обладая слабым здоровьем, часто болела и с трудом несла груз ответственности по содержанию дома.

Однажды, предавшись ребяческой шалости, Лука нечаянно упал на поросёнка, да так неудачно, что повредил себе ногу и потом всю свою жизнь страдал от хромоты.

После смерти отца, несмотря на малый возраст, он всячески помогал своей немощной матери: присматривал за хозяйством, ухаживал за скотиной, носил дрова и воду, кашеварил, стирал бельё, топил печь.

Лука с детства был приобщён к Церкви. Обладая хорошими музыкальными данными, слухом и голосом, он регулярно участвовал в богослужениях в составе церковного хора. Это способствовало как развитию в нём музыкальных талантов, так и стяжанию религиозно-духовного опыта.

Получив начальное образование в земской школе и закончив её в возрасте 13-ти лет, он удостоился должности помощника учителя: сказались такие его качества как трудолюбие, прилежание, обязательность и послушность.

В Коропе Провидение Божье свело его с бывшим регентом знаменитого в те времена хорового коллектива: императорского хора. Обратив внимание на музыкальные дарования юного Луки и войдя в его бедственное положение, он, будучи замечательным специалистом, наставил его в регентском искусстве, обучил игре на скрипке.

Возвратившись в родное село, Лука вновь стал служить в церковном хоре, но уже не простым певчим, а регентом. Понимая трудное материальное положение, в котором находилась семья, он освоил уроки шитья и сапожное ремесло, стал подрабатывать. Благодаря старанию и целеустремленности вскоре достиг в этой сфере высокого профессионального мастерства.

В этот период он загорелся желанием встать на монашеский путь. Но когда открыл его матери, та, из лучших, как ей представлялось, побуждений, не дала ему родительского благословения. Сын смирился и отложил исполнение замысла.

На пути к монашеству

После того как мать умерла, Лука, оплакав её, посчитал себя вправе оставить родительский дом и поступить в монастырь. На этот раз его душевный порыв был остановлен вмешательством старшего брата, Варфоломея, настоявшего, чтобы он не уходил из семьи.

У Луки был друг, Симеон, который, как и он, пребывал в состоянии духовного поиска. Договорившись, друзья отправились в Киев, пешком, к известному духоносному старцу, Ионе. Они планировали испросить у него благословения на обучение в духовной семинарии, однако подвижник, вместо того, чтобы одобрить их просьбу, ответил, что их семинария находится при них, и не благословил.

Существует предание, что вместе с Симеоном Лука побывал на Афоне. Друзья желали, чтобы их приняли в послушание. Между тем, тогда как просьба Симеона были удовлетворена, Луке посоветовали возвратиться в Россию.

Монашеское служение

Прошло время и Лука добился своего. Отказавшись от своего имущества в пользу близких, он поступил в Рыхловскую Никольскую обитель.

Одним из его послушаний стало участие в деятельности монастырского хора. Благодаря опыту бывшего регента и упорным занятиями с певчими, в скором времени хор преобразился, достиг ладного, благозвучного пения.

Случилось, что послушника Луку заметил владыка Антоний, руководивший в ту пору Черниговской кафедрой. Узнав о его музыкальных и организаторских способностях, он благословил перевести его в Троицкий Черниговский монастырь.

Луке это распоряжение не понравилась: он не гнался за епископским вниманием; ему полюбился уединенный, маленький Рыхловский монастырь, и он не желал его покидать. Дошло до слёз, но ночью, во сне, он был утешен видением: Сама Владычица, явившись ему, благословила его на монашеский труд.

В Троице-Ильинской обители Луку благословили обучать семинаристов. С этой задачей он справлялся хорошо.

Кроме того, при посредстве мудрых наставников он сумел преодолеть в себе многие духовные недостатки, научился бороться с помыслами, украсился добродетелью. Вскоре его постригли в мантию, с наречением имени: Лаврентий.

Через некоторое время Лаврентий удостоился сана иеродиакона, а затем был рукоположен и в иеромонаха.

Священнический путь

По мере взросления возрастом духовным отец Лука приобретал себе всё большую и большую народную известность. Пришло время и его возвели в звание игумена.

Перед революцией святой Лаврентий почитался как богоносный старец. Многие современники, знавшие его лично, утверждали, что к тому времени Бог наградил его даром прозорливости и исцелений.

Время служения отца Лаврентия как народного старца выпало на страшные годы. Братоубийство, разруха, повальная нищета ввергали людей в состояние ужаса и отчаяния. Во многих пробуждались дремавшие было пороки и страсти. Методичное агрессивное насаждение богоборческой идеологии истребляло в нестойких христианах даже те малые зачатки религиозности, которые, помощью Божьей, они успели взрастить.

С возникновением обновленческого раскола, подрывавшего церковное единство, отец Лаврентий решительно отказался встать под знамена раскольников и поддержал своей проповедью сторону Патриарха Тихона.

Менее категорично, но всё же достаточно резко высказывался он в адрес Русской Церкви за рубежом, утверждая, что подлинная Церковь не должна бегать от очищения в горниле испытаний.

Со временем многие из известных ему священнослужителей стали жертвами репрессий: кто-то пал смертью мученика, кого-то замучили на бесконечных допросах, кто-то отправился в ссылку. По своей пламенной ревности и умению говорить правду (чего только стоило его утверждение, что когда демоны влачили душу Ленина в ад, там произошло общее ликование) старец мог разделить с ними участь, но Бог хранил его.

В период с 1917 по 1925 год отец Лаврентий вмести с прочими богомольцами участвовал в копании и обустройстве пещер недалеко от Троицко-Ильинской обители. Общими стараниями в этих пещерах устроили церковь.

В 1923 году старец был тайно пострижен в схиму.

В 1928 году его возвели в сан архимандрита.

В 1930 году святой Лаврентий вынужден был перейти на подпольное положение. Храм был закрыт. Многие верующие боялись открыто исповедовать имя Христово. Какой-то период он скрывался на тайной квартире. По ночам его посещали духовные чада, хранившие твёрдость духа и верность Христу.

Во время Великой Отечественной войны фашисты оккупировали Чернигов. В это время отец Лаврентий находил в себе силы окормлять две монашеские общины.

С разрешения оккупационных властей его стараниями была открыта Троицкая обитель. На призыв помочь с восстановлением монастыря откликнулось множество людей. Трудились на совесть: многое из разрушенного удалось восстановить. Когда в Троицкой обители начал функционировать храм, обитель сделалась местным центром духовности и стала привлекать верующих со всех окрестностей.

Когда по приказу фашистского командования работоспособных женщин стали массово отправлять на работы в Германию, старец уверенно объявил, что ни одна из его духовных дочерей не будет угнана. Через некоторое время им стали вручать повестки, но врач, осматривая сестер, по «неясным» причинам выносил им вердикт: к предстоящим работам негодны.

Последние дни земной жизни

В 1949 году здоровье отца Лаврентия сильно ухудшилось. В тот период его доставляли до храма на лошади.

Накануне дня памяти святителя Николая у него наступило сильное недомогание. Тем не менее святой распорядился отвезти его на богослужение. С Божественной Литургии духовные чада несли его на руках.

19 января 1950 года преподобный Лаврентий Черниговский отошёл ко Господу.

«Было крещение Руси, а не крещение Украины… В Киеве никогда не было патриарха»

Память преподобного ЛАВРЕНТИЯ Черниговского (1868 — 1950) отмечалась 11 января (н.с.), в те дни, когда был принят стамбульский томос и в Киеве началась невиданная вакханалия беззакония

«..ЖАЛЕТЬ, ПРОЩАТЬ И МОЛИТЬСЯ»

Поистине, «дивен Бог во святых своих». Многие духовные лица, митрополиты и епископы, священники и схимонахи, которым доводилось общаться с о.Лаврентием, свидетельствуют, что он был великим подвижником и старцем, что на батюшке почивает Дух Божий, и он подобен древним святым.

Господь хранил его на всех путях, хотя неоднократно грозила батюшке опасность. Известно множество случаев его прозорливости и благодатной помощи людям. Те, кого он благословлял, проходили неповрежденно сквозь войны и всяческие беды, неоднократно описаны случаи, когда он намеренно задерживал человека от поездки и оказывалось, что с поездами случались катастрофы.

Вот на капусту напала гусеница, пожирает, доедает, никакие меры не помогают, и золой обсыпали, бесполезно. Пошли к батюшке за помощью, он помолился, и вся гусеница вползла во вблизи находящееся озеро. Утром все увидели это чудо.

Как и у многих святых людей, у старца Лаврентия было доброе, любвеобильное сердце. Он говорил: «Как можно давать эпитимии? Ведь и так все в скорби. Нужно всех любить, жалеть, прощать и молиться. Я никому не давал эпитимий».

«САЛО МОЖНО ЕСТЬ, А ЛЮДЕЙ НЕЛЬЗЯ»

Читая житие преподобного, находишь много полезного для себя, много, что называется, актуального. (Это помимо пророчеств, о которых позже).

Батюшка говорил (уже началась война): «…Молитесь за нашу святую Русь. Она как роза цвела. А иностранцы ввели содомские грехи. Чревоубийственные, венерические болезни, чем осквернили её и оскорбили».

***

Приболела одна благочестивая женщина, пожаловалась батюшке, что не могла выйти, чтобы начислить зарплату. «А ты к врачам обращайся и лечись травами,- сказал он.- Врач, если верующий, то он, как Апостол. А к шептухам не ходи, это бесовское дело. От них отнимается благодать. Они к молитвам да прибавят ещё слово «свое». Вот если в бочку меда да влить ложку керосина, то и не будешь есть…».

***

«Батюшка, благословите не есть сала» — просила одна женщина. «Как говорится: сало можно есть, а людей нельзя», — ответил старец. Через некоторое время она опять, за обедом, повторила свою просьбу. Батюшка повторил тот же ответ.

Сестры потом узнали, что она очень плохо жила со своей снохой, тихой, терпеливой и богобоязненной женщиной.

***

Не раз бывало, обижали сестер всякие конторские начальники, те со слезами к батюшке. Он помолится, говорит, иди снова, только по пути ни с кем не разговаривай. Приходит сестра — все обходительные, сговорчивые, все что требовалось, разрешили. Она радостная, к батюшке, рассказывает, как все переменились. Он улыбается: «Э, вот когда человек злой, то в нем бес, а когда помолишься, то он отскочит и человек становится добрым».

КТО ЗАПИСАН В «КНИГУ ЖИЗНИ»

А вот ещё поучение. М. М. рассказывала: «Когда умирал отец, я попросила его, чтобы он, по молитвам о. Лаврентия, приснился мне, и он пообещал… Один раз приснился: «Благодарю за булочки. Лучше ничего не надо, они помогают мне. Я знаю, что ты в долгах, но без «булочек» я погибну»… Я пошла и рассказала батюшке. Он сказал, что это не булочки, а просфоры, которые подаются на проскомидию (первая часть литургии, совершаемая священником в алтаре, когда из просфор изымаются частицы, в том числе за живых и за умерших — С.Р.). Ими смываются грехи человека».

***

Батюшка говорил: «Если нужно тебе уйти с литургии, то уходи после «Отче наш». А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует Сам Господь (выд. и далее мной — С.Р) со Архангелами и Ангелами. И если можешь, то пролей хоть малую слезу о своем недостоинстве. А Ангел твой Хранитель будет рад за тебя. Если кто тебя спросит о чем-либо, ответь ему, но очень кратко. А сама стой как свеча в храме».

***

Ещё говорил: «Счастливы те, которые записаны в Книге Жизни». А на вопрос сестер, кто же записан в ней, ответил: «У кого влечение к церкви, тот записан».

ОБОЛЬСТИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАДЫ

Хорошо известны и часто упоминаются пророчества старца Лаврентия о признаках времени прихода антихриста, о том, каким образом он появится. Будет повсюду благолепие, будут открываться и ремонтироваться храмы и монастыри, будут золотить купола…

Когда он персонально обозначится, ложные речи и знамения антихриста будет одновременно видеть и слышать весь мир. Батюшку спросили: «Как все сие будет?». Святой Старец ответил со слезами: «На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово».

Отцы-священники вопросили Святого: «Где на святом месте? В церкви?» Преподобный ответил: «Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях-то и явится антихрист».

Тогда это казалось невероятным — как это одновременно весь мир увидит и услышит?.. Сегодня это уже просто и привычно до безобразия: включил телеящик, не вставая с дивана, и пожалуйста. Одно слово — «прилада».

Тут же на память, конечно, приходят стихи:

Свет телевизора в каждом окне,

Это лампадки зажгли сатане.

ЕСЛИ Б ЖИЛИ ПО ЛЮБВИ

Атмосфера, в которой проживал преподобный, была для верующих в условиях жестоко гонимой Церкви (мы уже об этом как-то подзабываем) постоянно предапокалиптической. Поэтому старец любил размышлять о последних временах, дабы народ христианский не расслаблялся, всегда был готов.

«Внезапно Судия приидет», как мы знаем, но как часто недопонимаем. (Кстати заметить, элемент внезапности значительных исторических коллизий все чаще демонстрируется буквально в последние годы — Украина, Сирия, Турция, нефть… Всё может резко измениться в одно мгновенье).

Батюшка сестрам говорил: «А вы для нашей церкви в ремонте будьте умеренны, в её наружном виде. Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Бескровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой, и вас Господь укрепит».

Вот это главное, самое важное.

***

Одной благочестивой вдове приснился сон: вижу, как будто в Троицком монастыре батюшка Лаврентий Черниговский с насельницами. Сестер было много, а хор поет «Радуйся, Царице». И вдруг старец поднимается на воздух, а с ним только несколько матушек — семь или восемь! Я побежала и спросила его: почему так мало монашек поднялось вверх, но с этими словами, не получив ответа, я проснулась.

Когда я приехала к отцу Лаврентию, он сказал:

— Как тебе снилось, так оно и есть! Если бы жили по любви, то было бы все хорошо. Если есть у кого кусок хлеба, это — чтобы разделить с другим, который о нем помолился бы. Так, у обоих была бы милостыня, все бы спаслись! А у нас наоборот: у кого есть кусок хлеба, тот подымает сильные скандалы. Потому и мало подымается в воздух, что нет любви!

Батюшка часто сидел и плакал: жалел людей, которые погибают.

— Сколько же людей набито в пекле, словно в бочке селедки, — говорил старец Лаврентий. Чада его утешали, а он отвечал сквозь слезы:

— Вы не видите. А если бы видели, то как жалко! А в последнее время ад наполнится юношами. (Прямо о насаждаемой ныне содомии и проч. «гендерных» инновациях — С.Р.).

О РОССИИ, РАСКОЛАХ И ЕРЕСЯХ

Не будем касаться подробно таинственной и прикровенной сферы самых последних времен, но обратимся в первую очередь, поминая преподобного Лаврентия, к пророчествам и заветам великого старца, которые очень актуальны для нас сегодня, дабы не вернулось худшее «с семью злейшими».

Преподобный говорил, что «В России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь святую Русь помилует за то, что в ней было страшное предантихристово время. Просиял великий полк Мучеников и Исповедников, начиная с самого высшего духовного и гражданского чина, митрополита и царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитя и кончая мирским человеком. Все они умоляют Господа… Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесной, Она о ней заботится и ходатайствует о ней сугубо. Весь сонм Святых русских с Богородицей просят пощадить Россию. В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придёт Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного царя будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. Россия, кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуйя». (Свидетельства схиархимандрита Феофана, схим. Александра и м.Олимпиады. Цит. по книге «Поучения, пророчества преподобного Лаврентия Черниговского», Киев, 2001).

***

«Любвеобильный батюшка говорил нам, что когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут их ремонтировать, все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы самосвяты и другие), и сильно на Украине ополчатся против Русской Православной Церкви, её единства и соборности.

Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская».

Отец Лаврентий, в частности беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, настойчиво и строго предупреждал, что «…наши родные слова — Русь и Русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае».

Объясняя, что в Польше была тайная антихристианская столица, и поляков принуждали завоевывать Русь, преподобный говорил: «православных теснили и притесняли со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраица, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от святой и православной Руси».

И далее старец Лаврентий продолжал: «Преподобный Феодосий игумен Киево-Печерский писал, чтобы мы не хвалили чужую веру и ни в коем случае не соединялись с католиками и не оставляли православную веру. Архиепископ Лазарь и святитель Феодосий, его же и мощи перед нами (говоря это, батюшка положил земной поклон в сторону Кафедрального Собора), и святитель Иоанн, митрополит Тобольский, они всеми силами старались по слову Господа Иисуса «да вси будут едино» с Православной Россией, чтобы вместе составить Святую Русь. И чтобы навсегда освободиться от польского владычества и избавиться нам от чуждого католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной угрозами, пытками, насилием и смертью. Знайте! Помните! И не забывайте!..»

«В Киеве никогда не было патриарха, — говорил батюшка. — Патриархи были и жили в Москве», и предупреждал: «Чтобы верны были мы Московской патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол…».

Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид Батюшке возразил, что самосвяты и униаты на Украине уже исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».

Батюшка говорил: «В них (заблудших и отступившихся от Правоверия) нет благодати Святого Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православных Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу, и откалываться и отходить от Нее — величайший и непростительный грех ни в сей жизни, ни в будущей — это хула на Духа Святого». И Батюшка озарился светом неземным, окончив свою беседу словами: «Слыши и виждь!» — так Святое Евангелие гласит, — и добавил: «Будут глухи и слепы!».

Он не признавал РПЦЗ как самостоятельное звено и считал зарубежную церковь лишь частью Российской. Старец Лаврентий говорил: «Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная!».

ВСТАВАЙ, ИВАН, ПОКА НЕ ЗАКОПАЛИ!

Да, наша страна, как хорошо сказал духоносный старец — «постоянная» и открытая вечности. Когда он размышлял об антихристе, о последних временах, его слушатели возразили, что он и иначе о том говорил. На что он ответил: «Отцы и братия, вы одного не знаете и не понимаете, что я говорю не только для России, но и для всего мира. Мои слова верны и мне их открыл Дух Святый по благодати».

Прикровенный смысл возражения священников акцентирован на естественном беспокойстве касаемо грядущего воцарения антихриста, а именно — как с Россией-то, войдёт он сюда или нет?..

Старец уже говорил по этому поводу, однако если Дух Божий как бы «иначе» провещевает, может означать — вспомним пророка Иону и Ниневию — что Суд Божий может быть изменен, и Священное Писание даёт тому немало примеров. Преложен на милость, если кается народ и исправляет жизнь свою (и в русской истории это неоднократно случалось).

И наоборот. Первый раз Господь простил покаявшихся ниневитян, послав к ним с проповедью — предупреждением пророка Иону (Ниневия был огромный, цветущий и могучий город, мегаполис, столица Ассирийского царства). Но потом жители её снова отошли на пути греха, противления Богу, вернулась тьма с «семью злейшими», и после грозного пророчества Наума этот город и всё царство постигла катастрофа и гибель.

***

Вот почему наша главная, наверное, задача и проблема — как противостоять нашествию очумевшего «цивилизованного мира», темных бесовских сил, пытающихся проникать в незащищенные — духовно прежде всего — пространства и даже малейшие «щели» («обыдоша меня яко вода», пс.87) и успешно где-то и в чём-то закрепляющихся…(И в кадрах высшей власти, и в культуре и СМИ, в управлении образованием и воспитанием молодёжи, в насаждении безнравственности, ювенальной юстиции, содомии, «гендера», культа денег и т.д. и т.п.).

К слову сказать, в 90-х, когда в стране началась вакханалия «демократии», в Москве было издано Комитетом «За нравственное возрождение Отечества», возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым, несколько выпусков книжечек-брошюр под названием «Антихрист в Москве», в которых печатались материалы, изобличающие «коллективного антихриста» в лице разрушителей России, её нравственных основ, общественной морали и добрых традиций. Не всем это понравилось, даже в церковной среде. (В Комитет, работавший по благословению Патриарха Алексия II, входили писатели В.Распутин, В.Белов, В. Крупин и др.).

Он и сейчас вовсю действует у нас, «коллективный антихрист», через своих многочисленных служителей, так что не будем акцентироваться на явлении грядущего персонального его воплощения, но будем всячески, с помощью Божией, противостоять ему уже сейчас. Пусть он нас боится, окаянный, а не мы его, потому что с нами Бог! (Если, разумеется, мы сами не «отворачиваемся» от Спасителя).

Конечно, и помощь государства ох как нужна, в плане построения правовой защиты народа, в нем проживающего, но она не станет решающим фактором, если не будем мы — каждая человеческая душа — защищены духовно. А это без Христа невозможно.

Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию, молимся мы.

***

Однажды, как это часто бывало, пришла к батюшке боголюбивая сестра М., чтобы помянуть своего отца на 40 дней. У старца никого не было, сестры её охотно пропустили, она по неопытности без молитвы открыла дверь кельи. Батюшка слезно молился и лицо его сияло неземной благодатью. М.очень испугалась, хотела закрыть дверь и убежать, но отец Лаврентий подозвал её.

— Ты поминать отца пришла? Ах, эти «батьки»! Попробуй теперь их отмолить, мне, да и тебе ещё хватит.

Благословил он М. и она поспешно ушла, поняв, что отец ещё «не на своём месте».

За досадой старца «Ах, эти «батьки!», как мы понимаем, большая проблема, не только тех лет, но и нынешних — возвращения русских людей, россиян в Церковь, в Отчий дом. Особенно мужчин. Да, их становится в храмах больше, но как часто мы слышим: да я и так верю, грехи свои знаю, я православный, чего уж там. (Не говоря уже о «Боге в душе» множества «интеллигентов», мужчин и женщин).

***

Так было и с отцом, «батьком» одной верующей девушки, которую благословил потом на иночество о. Лаврентий. Она часто просила Батюшку помочь, помолиться, потому что отец давно и никак не причащается, а только говорит, что верует и «кается», а в церковь ни ногой.

И вот однажды (в том году, когда он вскоре скончался), встаёт отец утром и говорит своей дочери долгожданное:

— Мне нужно причаститься. За меня кто-то помолился.

И рассказывает сон: «Будто я лежу в могиле, и на мне земля. И пришёл какой-то батюшка и стал меня откапывать и говорит: «Вставай, Иван!». И я встал и иду…».

***

Вставай, поднимайся, Иван, пока не закопали!.. Вставай, пробуждайся, общество Российское, вставайте, дорогие братья — Иваны, не помнящие родства, забывшие дорогу в Отчий Дом, будем каяться, исправляться и причащаться Христу, и не войдёт тогда к нам никакой антихрист. Пока ещё есть время, об этом молятся за нас и старец Лаврентий, и все святые, в земле Русской просиявшие, и вся Церковь — небесная и земная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *