Препятствия к рукоположению

Документ утвержден решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал № 120).

1. Общие положения

1.1. Рукоположение кандидатов в священный сан осуществляется при наличии у них высшего духовного образования согласно требованиям, изложенным в пп. 2.1 и 2.2. настоящего Положения.

1.2. В порядке исключения, в условиях значительной нехватки священнослужителей в епархии, епархиальный архиерей может рукоположить лицо, не обладающее образовательным цензом, при соблюдении условий, предусмотренных п. 20 определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», постановлением Священного Синода от 15.07.2016 г. (журнал № 63) и настоящим Положением.

1.3. При Учебном комитете Русской Православной Церкви (далее — Учебный комитет) образуется Комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви по согласованию рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом (далее — Комиссия).

2. Образовательный ценз для кандидатов в священный сан

2.1. К кандидату в диаконский сан предъявляются следующие требования:

  • либо наличие полного среднего духовного образования (духовное училище);
  • либо наличие полного дополнительного церковного образования или дополнительного профессионального образования (программа профессиональной переподготовки) по программе подготовки специалистов в области катехизической деятельности, миссионерской деятельности, социальной работы или работы с молодежью;
  • либо обучение на 2 курсе (или выше) очной формы по программе подготовки бакалавра теологии/специалиста богословия ― в рамках программы Федерального государственного образовательного стандарта или программы подготовки служителей и религиозного персонала (студенты академий, семинарий или ПСТБИ).

2.2. К кандидату в иерейский сан предъявляются следующие требования:

  • либо наличие высшего духовного образования (выпускники программы бакалавриата/специалитета академий, семинарий или ПСТБИ);
  • либо обучение на 3 курсе (или выше) очной формы по программе подготовки бакалавра теологии/специалиста богословия ― в рамках программы ФГОС или программы подготовки служителей и религиозного персонала (студенты академий, семинарий или ПСТБИ).

2.3. Кандидаты в священный сан, не обладающие требуемым образовательным цензом, рукополагаются только при наличии письменного согласования Комиссии.

3. Состав Комиссии

3.1. Деятельностью Комиссии руководит председатель Комиссии, которым является Председатель Учебного комитета по должности.

3.2. В состав Комиссии входят сотрудники Учебного комитета, не менее одного представителя Управления делами Московской Патриархии (по согласованию), при необходимости — представители иных церковных учреждений (по согласованию). Общее число членов Комиссии определяется ее председателем. В состав Комиссии входят заместитель председателя и секретарь.

3.3. Состав Комиссии утверждается ежегодно до 10 сентября приказом Председателя Учебного комитета и публикуется на официальном сайте Учебного комитета.

4. Организация работы Комиссии

4.1. Заседания Комиссии проводятся при наличии обращений епархиальных архиереев с периодичностью не менее одного раза в месяц.

4.2. Пакет документов, направляемых епархиальным архиереем, с просьбой о согласовании рукоположения лица, не обладающего образовательным цензом, должен содержать:

  • обращение епархиального архиерея на имя председателя Комиссии с изложением причин, требующих рукоположения данного лица без соответствия образовательному цензу;
  • письменное обязательство кандидата в священный сан получить требуемый уровень духовного образования после рукоположения;
  • характеристика на кандидата в священный сан;
  • автобиография кандидата в священный сан;
  • документы, подтверждающие имеющийся уровень духовного образования (для выпускников ― диплом, для студентов и отчисленных до завершения обучения ― справка об обучении).

Документы на кандидатов в диаконы или священники, не имеющих духовного образования и на момент обращения не обучающихся в духовном учебном заведении, не принимаются и не рассматриваются.

4.3. Комиссия рассматривает:

  • возможность рукоположения кандидата в священники, окончившего духовное училище или центр подготовки церковных специалистов;
  • возможность рукоположения кандидата в священники, являющегося студентом очного отделения академии/семинарии или ПСТБИ, но не окончившего к моменту обращения 2 курсов бакалавриата;
  • возможность рукоположения кандидата в диаконы, являющегося студентом очного отделения академии/семинарии или ПСТБИ, но не окончившего к моменту обращения 1 курса бакалавриата;
  • возможность рукоположения кандидата в диаконы, обучающегося в центре подготовки церковных специалистов;
  • возможность рукоположения кандидата в священный сан, являющегося студентом заочного отделения академии/семинарии или ПСТБИ;
  • иные случаи.

4.4. По результатам рассмотрения документов Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • согласовать рукоположение при условии продолжения/восполнения необходимого уровня духовного образования после рукоположения;
  • отказать в согласовании рукоположении.

4.5. Решение Комиссии является окончательным и обжалованию не подлежит. Новое обращение по одному и тому же кандидату в священный сан может быть повторно подано не менее чем через один календарный год при условии изменения уровня духовного образования кандидата.

5. Документация Комиссии

5.1. Документы, рассматриваемые Комиссией, входят в номенклатуру дел, архивируются и хранятся в Учебном комитете.

5.2. Ведение документации Комиссии осуществляет секретарь.

5.3. По результатам совещания в течение трех дней оформляется протокол, который подписывается председателем Комиссии и секретарем.

5.4. Копия протокола направляется в Управление делами Московской Патриархии для информации и контроля исполнения обязательства по продолжению/восполнению обучения после рукоположения.

5.5. Комиссия направляет епархиальному архиерею, подавшему обращение, выписку из протокола за подписью председателя Комиссии в течение пяти дней после заседания.

5.6. Ежегодно к 1 октября председатель Комиссии направляет Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси отчет о деятельности Комиссии с приложением полного перечня рассмотренных кандидатур, принятых по каждой из них решений и краткого обоснования последних.

См. раздел: ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

  • Требования к кандидату священства препятствия к посвящению прот. В. Цыпин
  • Препятствия к посвящению Н.С. Суворов
  • Канонические условия священства чтец Вадим Уткин

***

Канони́ческие препя́тствия к рукоположе́нию – условия не позволяющие принять священный сан. Определяются на основании канонов (правил) Православной Церкви.

Препятствия к посвящению подразделяются на три вида:

  • физического (возраст, состояние здоровья, телесные недостатки);
  • духовного (недостатки веры, нравственные пороки, отсутствие необходимых знаний);
  • социального характера (семейное положение, обязанности перед государством, общественная репутация).

Препятствия к рукоположению (хиротонии) выявляются в беседе с архиереем (или назначенным им экзаменатором), на ставленнической исповеди и через свидетельство церковного народа. Окончательное решение о возможности рукоположения принимает епархиальный архиерей.

В Таинстве Крещения человеку прощаются грехи, в том числе и некоторые из тех, что являются каноническим препятствиям для принятия священного сана.

Сербский Патриарх Павел (+2009), тем кандидатам в священный сан, у которых обнаруживались к этому канонические препятствия, особенно нравственного порядка, говорил: «Ты можешь стать святым, но священником — никогда!».

Если вы верующий, то наверняка знаете, что православное духовенство разделяется на белое и черное. Представители последнего добровольно лишают себя мирской жизни, отрекаются от семьи, служа одному Господу, зато добиваются самых высоких ступеней церковной иерархии. А вот белому духовенству после принятия священного сана жениться не возбраняется. Как священнослужители выбирают супругу и какие требования предъявляются к будущей матушке?

Места для встреч

Обязательных мест нет, но жена священника должна быть православной и выйти замуж девицей. Представители духовенства обязаны до 30 лет определить путь, по которому пойдут, поэтому женятся до наступления этого возраста. В том случае, если не выбирают для себя полного отречения от мирской жизни.

Именно поэтому будущую матушку они присматривают еще в семинарии. Раньше существовали женские епархиальные училища, где получали образование наследницы дьяконов и попов. Но сегодня таких заведений нет, поэтому девушки часто посещают регентские и иконописные школы при семинариях. Молодые люди уже здесь могут присмотреться к воспитанницам и выбрать ту, с которой готовы создать крепкую семью.

Всем известно, что жениться дважды православный священник не может. Даже когда останется вдовцом. Если кто-то хочет вступить в повторный брак, ему придется оставить сан. Скромные и воцерковленные девушки часто приезжают в деревушки близ Троице-Сергиевой Лавры и других храмов, где через местных старушек знакомятся с застенчивыми молодыми священнослужителями.

Основные требования к избраннице

Абсолютно точно исключаются молодые женщины с детьми или разведенные. Жена батюшки должна быть целомудренной и отвечать ряду требований:

  • От нее требуется воздержание до наступления 1-й брачной ночи. Супруги должны принадлежать исключительно друг другу.
  • От матушки требуется проявление смирения и благочестия в адрес мужа. Она не должна ему противоречить и быть покладистой. Это не значит, что у матушки полностью отсутствует собственное мнение, но поиск компромисса — ее обязанность.
  • Женщина должна быть готова к соблюдению постов, молитвам и воспитанию детей в истинной православной вере.
  • Матушка должна беспрекословно следовать за супругом туда, куда его направят служить Господу и пастве.
  • Она не должна чем-либо компрометировать своего мужа.

Чем наполнена жизнь матушки

Церковь шагает в ногу со временем, поэтому нет каких-либо ограничений для жены священника в профессиональном плане. Даже актрисой она может быть, хотя раньше эта деятельность считалась греховной. Естественно, что среди матушек нет стриптизерш или официанток ночных клубов. Но есть врачи, учителя, юристы, повара.

Современные матушки могут себе позволить:

  • Водить машину.
  • Пользоваться косметикой.
  • Трудиться в мирских организациях.
  • Пользоваться интернетом.
  • Носить обычную одежду в повседневной жизни.

Однако большинство жен священнослужителей занимаются семьей и детьми, ибо часто относятся к категории многодетных. Это связано с тем, что религия не признает контрацепции и не разрешает производить аборты. Кроме того, матушки понимают, что к ним приковано внимание прихожан, поэтому ходят в скромной одежде, не делают авангардных стрижек и покрывают голову платком.

Распространено явление, когда матушки помогают своим супругам руководить церковным хором или воскресной школой. Оказывают содействие они и в строительных работах, служат личными секретарями и т. д.

Возможен ли развод

Единственная причина, которую признает церковь — это измена супруги. Но это никак не влияет на невозможность батюшки создать в дальнейшем новую семью. Поэтому чаще всего священники не разводятся, продолжая жить в браке. Однако отношение к жене меняется: она остается матерью детей, но муж больше не спит с ней, а воспринимает как сестру.

Именно поэтому к браку священники относятся очень ответственно.

Просмотры: 2 430

Из Дневников.

***

Среда, 11 февраля 1976

Почему женщина не может быть священником? Длинный разговор об этом вчера с Томом, на которого, за его статью в последнем Quarterly (ежеквартальный журнал Св.-Владимирской семинарии), восстают, по слухам, и православные женщины. С тех пор, что началась эта буря (в связи с англиканами), меня все больше удивляет не сама тема спора, а то, что в нем раскрывается о богословии. Невозможность найти решающие аргументы ни за, ни против – решающие в смысле объективной убедительности их для обеих сторон. Каждый оказывается правым для себя, то есть внутри своей перспективы, «причинной связи» своей аргументации. «Наша» сторона порой напоминает мне обличения о. Иоанном Кронштадтским Льва Толстого: «О неистовый граф! Как же не веришь ты св. апостолам…» Однако не в том-то ли и все дело, что все началось – у Л. Т. – с «неверия» св. апостолам. Поэтому аргументация ex traditione просто бьет мимо цели.

«Ересь» всегда нечто очень цельное, не надуманное, она действительно прежде всего выбор на глубине, а не поправимая ошибка в частностях. Отсюда – безнадежность всех «богословских диалогов», как если бы речь всегда шла о «диалектике», об аргументах. Все аргументы в богословии post factum, все укоренены в опыте; если же опыт другой, то они и не применимы, что и становится – в который раз! – очевидным в этом споре о «священстве женщин». Том: «Как объяснить, например, что женщина может быть президентом США и не может быть священником?» Мне кажется, – отвечаю я, – что она не должна бы быть и президентом США. Но этого-то как раз сейчас никто и не говорит, и сказать это означало бы немедленно вызвать обиду. А обижать тоже нельзя, и вот мы внутри порочного круга.

Этот порочный круг неизбежен, если нарушен некий органический, изначальный и вечный опыт. Между тем, наша культура, в основном, и состоит в его отвержении и нарушении, так что сама ее суть, собственно, из этого отвержения и состоит, оно составляет ее опыт. Это опыт только негативности, восстания, протеста, и само понятие «освобождения» (liberation) тоже всецело негативно. На наше сознание, на наш «изначальный» опыт современная культура набрасывает аркан принципов, которые, хотя они кажутся «положительными», на деле отрицательны, ни из какого опыта не вытекают. «Все люди равны»: вот один из корней, самая ложная из всех apriori. Все люди свободны. Любовь всегда положительна (отсюда, например, оправдание гомосексуализма и т.д.). Всякое ограничение – опрессивно . Пока сами христиане признают все эти «принципы», пока они, иными словами, признают культуру, на этих принципах построенную, никакие рассуждения о невозможности для женщин быть священниками просто не звучат, отдают, в сущности, и лицемерием, и самообманом.

Короче говоря, если мы начинаем с какого-то отвлеченного, несуществующего, навязанного природе равенства между мужчинами и женщинами, то никакая аргументация невозможна. А это значит, что начинать нужно с разоблачения самих этих принципов как ложных – свободы, равенства и т.д., ложных именно своей отвлеченностью, «выдуманностью». Нужно отвергнуть всю современную культуру в ее духовных – ложных, даже демонических – предпосылках. Глубочайшая ложность принципа «сравнения», лежащего в основе пафоса равенства. Сравнением никогда и ничего не достигается, оно источник зла, то есть зависти (почему я не как он), далее – злобы и, наконец, восстания и разделения. Но это и есть точная генеалогия дьявола. Тут ни в одном пункте, ни в одной стадии – нет положительного, все отрицательно от начала до конца. И в этом смысле наша культура «демонична», ибо в основе ее лежит сравнение. А так как сравнение всегда, математически приводит к опыту, знанию неравенства, то оно всегда приводит и к протесту. Равенство утверждается как недолжность никаких различий, а поскольку они есть – к борьбе с ними, то есть к насильственному уравнению и, что еще страшнее, к отрицанию их как самой сущности жизни; та «личность», мужская или женская, неважно, – которая жаждет равенства, уже, в сущности, опустошена и безлична, ибо «личное» в ней составляло как раз то, что «отлично» от всех других и что не подчинено абсурдному закону «равенства».

Демоническому принципу «сравнения» христианство противопоставляет любовь, вся сущность которой как раз в полном отсутствии в ней и как «источника», и как «сущности» – сравнения. Потому в мире и нет, и не может быть равенства, что он создан любовью, а не принципами. И жаждет мир любви, а не равенства, и ничто – мы знаем это – не убивает так любви, не заменяет ее так ненавистью, как именно это постоянно навязываемое миру как цель и «ценность» равенство.

А именно в любви, и ни в чем другом, укоренена двойственность человека как мужчины и женщины. Это не ошибка, которую человечество исправит «равенством», не изъян, не случайность – это первое и самое онтологическое выражение самой сущности жизни. Тут исполнение личности осуществляется в самоотдаче, тут преодолевается «закон», тут умирает самоутверждение мужчины как мужчины и женщины как женщины и т.д.

Но все это и означает как раз, что никакого равенства нет, а есть онтологическое различие, делающее возможным любовь, то есть единство, а не «равенство». Равенство всегда предполагает множественность «равных», никогда не претворяемую в единство, потому что вся суть равенства в его ревнивом оберегании. В единстве различие не уничтожается, а само становится единством, жизнью, творчеством…

«Мужское» и «женское» начала соприродны миру, но только человек претворяет их в семью. Ненависть нашей культуры к семье за то, что эта последняя обличает зло «равенства».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *