При церкви

Антоний Дулевич, миссонерский отдел Кызыльской епархии
ПРОВЕРКА ВХОДЯЩИХ
Конечно, ответ на этот вопрос имеет духовный аспект. За всяким злом стоит реальная личность – диавол. Ему очень не хочется, чтобы пришедшие к Богу умножались в количестве, поэтому, он ведёт с этим борьбу. И, как практически, любое злодеяние, он совершает это через других людей. Именно поэтому святые и учат осуждать не человека, но стоящего за ним сатану, подтолкнувшего согрешившего на злой поступок. Единственная Церковь, которую создал Бог – Православная, поэтому враг и воюет с теми, кто к Ней причастен. Когда же кто-то попадает в секту – то попадает на путь погибели,с которого диаволу не выгодно сталкивать человека, поэтому он и не мешает. Господь «не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13). Но Бог попускает сатане устраивать искушения, пример чему мы можем найти в книге Иова, где описывается, как сатана спрашивал у Бога разрешения, чтобы досадить праведнику. Господь попускает искушения для проверки веры и доверия Ему. Господь может проверить и приходящего в храм, пришёл ли он к Нему, или для чего другого. Ведь если человек пришёл к своему Создателю, то его ничто не должно остановить. Ни замечания бабушек, ни что либо другое. Ведь, сталкиваясь с грубостью продавца покупатель не перестаёт ходить в магазин, потому что без хлеба никак не проживёшь. Надо помнить, что и в церкви тоже живые люди, тоже не без греха, тоже со своими недостатками (потому и ходят в храм, чтобы исправиться). Поэтому надо постараться их простить, помня о том, что Церковь, по словам преподобного Ефрема Сирина «не собрание святых, толпа кающихся грешников». Да, человек не прав, но от обиды и собственного недовольства и своей душе пользы не принести, и обижающего не исправишь. Пострадавшим от свечниц нужно помнить ещё одну важную вещь: Церковь свята от Крови Христа, и её святость не умалится, ибо она не от людей, а от Бога. Из-за согрешившего Церковь не теряет благодати. Но бывает и такое, что нетактичное поведение бабушек является лишь отговоркой для того, чтобы не ходить в храм Божий. Ведь, если жених стремиться увидеть свою невесту, то его не будет смущать, что в подъезде в котором она живёт, можно встретить грубых соседей или неприятный запах. Влюбленному жениху, стремящемуся попасть к своей возлюбленной, всё это не будет помехой.

ПРОВЕРКА СВЕЧНИЦ
Вспоминается одна история. В храм пришла молодая беременная девушка и стала молится. Вдруг подбежала бабушка и отогнала девушку, сказав, что это её место и она здесь уже больше 20 лет молится. Эту ситуацию разглядел проходивший мимо настоятель храма. Он остановился, подошёл к бабушке и сказал: «Да! 20 лет! А всё впустую…» Действительно, мы приходим в храм Божий с задачей духовного совершенствования. Но не будет отличий от фарисеев, если за чётко выполненными положенными поклонами и молитвословиями затмевается сама суть духовной жизни: самообучение умению любить. Святой Апостол Павел пишет: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:3). Следовательно, ни один подвиг не будет полезным, если его будет сопровождать отсутствие любви. Грубость уж совсем никак не может быть проявлением любви. Если кто-то, по незнанию, неправильно перекрестился и не там где надо встал, то это не повод делать замечания. Ведь если есть хоть малейшая возможность соблазнить человека, то от неё нужно бежать, как от огня, ибо, по словам Господа, страшна участь тех, через кого проходит соблазн (Лк.17:1-2). Достичь же любви можно обратным — деликатностью. Так учит святой Нектарий Эгинский: «Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом славилось имя Божие. Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдёт границ хорошего и добродетельного поведения. Благодатные речи христианина ха- рактеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать в спорах, беспорядки, войны». Господь, видно, и попускает случаи, в которых так и хочется кому-нибудь с раздражительностью сделать замечание, для того, чтобы давно воцерковлённые женщины остановились и проверили себя, появились ли плоды регулярного хождения в Дом Божий. Кроме того, не стоит забывать, что Апостол Павел запрещает женщине учительствовать в церкви (1 Кор. 14:34). Замечание же можно сделать лишь в самом крайнем случае, когда вошедший нарушает порядок в храме и мешает другим молиться. Ни в коем случае нельзя делать замечание по поводу внешнего вида человека, ведь у некоторых просто напросто нет одежды. Разве правильно, что человек приходит помолиться, но получает упрёки о том, что в спортивном костюме нельзя приходить в храм? Для начала неплохо было бы, чтобы обличительница подарила ему комплект одежды для хождения в храм, а потом уже делала бы подобные замечания. Удивительно, что замечания другим делают, в основном те, кто сами нарушают правила церковного благочестия. Надеюсь, что милосердный Господь поможет всем нам исправиться.

P.S.Что можно/нельзя
— Нет большой разницы, кто первым подойдёт к Чаше на Причастие. Не стоит из-за этого устраивать суету возле самой главной Святыни;
— Иконы после Причастия целовать не запрещается, это делают и священнослужители;
— Нельзя делать замечания окружающим;

Когда нельзя ходить по храму и ставить свечи:
— На чтении Евангелия, Апостольских отрывков и ветхозаветных паремий;
— На чтении Шестопсалмия, ибо данное молитвословие есть образ предстояния человека пред Судом Божиим;
— Во время Евхаристического канона на Божественной Литургии;

— Почему в Славяногорском монастыре не разрешают продавать Ваши книги?
— Я не знаю, что это за монастырь, — я не бывал там. Но, насколько я слышал, у нас есть некоторое расхождение. Славяногорский монастырь противопоставил свою позицию позиции Патриарха, Синоду по вопросу о новых паспортах, налоговому кодексу и т.д. Что же касается книг, то, извините, сказать легко, а вот аргументировать — труднее. Насколько я помню, два года назад была у меня здесь, в вашем городе, возможность рассмотреть наместника этого монастыря… Да, это была смешная сцена… Этот батюшка, явно не отягощенный академическим образованием, вдруг встал и заявил: «Да я всех святых отцов прочитал — там нет того, что вы говорите!» Уверяю вас, ни один профессор богословия не прочитал всех святых отцов, не говоря уже о наместниках. Хотя бы по одной простой причине, что огромная часть текстов святых отцов не переведена на русский язык…
На земле есть зоны, которые получают максимум солнечного тепла — тропики. Там всегда лето, всегда жара. А есть зоны, где солнца не бывает, — зона вечной полярной ночи. Но, скажите, разве сразу же за пределами тропического круга начинается вечная мерзлота? Нет, не сразу. Есть огромные зоны переходного климата, в которых, конечно же, бананы не растут, но нельзя сказать, что там только ледники. Что-то там растет, хотя и не бананы. Вот точно так же и в духовной жизни: есть полнота благодати Православной Церкви, но мы не можем сказать, что сразу же за пределами канонической Православной Церкви начинается безблагодатная пустыня. Скажем, русская зарубежная церковь — это раскольники; но можно ли сказать, что у этих раскольников совсем нет благодати? Или греческие староверы? Даже русские староверы? Те же католики?..
То, что делается в Славяногорским монастыре — это их видение, очень ограниченное и очень <нрзб.>. Это позиция, которая отличается от позиции и Петра Могилы, и Филарета Дроздова. Это позиция, которая никогда не была официальной позицией русской Православной Церкви.
— Как Вы относитесь к Александру Меню и его книгам?
— К его книгам я отношусь вполне спокойно. С чем-то соглашаюсь, с чем-то спорю. Но я против «меньшевизма» — это когда духовные чада отца Александра Меня пробуют поставить его на пьедестал и сказать: вот она, вершина богословской мысли Православия, вот он, идеальный батюшка… У него много крайних суждений, иногда даже совершенно неправославных.
Если не читать книг Меня (по истории религии, например), то остаются книги атеистов. Что, атеистов пойдем читать? Их версии? А других — нету! Поэтому когда будет чем заменить книги Меня, я сразу же скажу: оставьте их в библиотеке, есть книги, которые научно более выверены, богословски более продуманны, — читайте эти книги… Если вы можете читать книги А.Меня, значит, кажется, у вас на лбу очки. И я боюсь, что ваша биография отягощена упоминанием о высшем образовании. А раз так, то извольте демонстрировать ваше высшее образование и умение думать, а не просто слепо рабствовать любому печатному тексту.
Я могу порекомендовать своим студентам книгу католика или протестанта, но предупрежу: это протестант, поэтому делайте поправку на ветер — в таких-то и таких-то вопросах, имейте в виду, у него могут быть особые мнения, ненаучные, небиблейские, определяемые его конфессиональной принадлежностью. Вот так же и к книгам А.Меня: не обещайте соглашаться со всем, что он написал.
Между прочим, точно то же я говорю о своих книгах. Если (давайте договоримся) я вам сказал одно, а потом вы по этому вопросу посоветовались с вашим батюшкой, и он вам сказал другое, слушайтесь вашего батюшку, а не заезжего героя. Я не ваш духовник. Ваш духовник — это ваш лечащий врач, и он лучше знает, что вам прописать.
— Может ли православный делать зарядку, бегать или заниматься аэробикой?
— Все эти зарядки и аэробики — это все наша плата за очки, высшее образование и т.д. Если б мы жили в деревне, если б надо было с утра натаскать бочку воды, пропахать грядочку, наколоть дрова — то никакие зарядки не понадобились бы. Но если уж нам так не повезло, что мы живем в доме с лифтом, с водопроводом и т.д., и работа у нас сидячая… Важно: взамен чего? Если ты делаешь физзарядку вместо молитвы — это плохо; а если физзарядка у тебя вместо утренней водки — то это хорошо.
— Что означает, если я иногда вижу лик Христа?..
— Я считаю, что лучше поехать в тот же Славяногорский монастырь… Мое ощущение, что это признак духовной опасности.
— Не впадут ли в атеизм молодые люди, прочитав в Вашей книге «Сатанизм для интеллигенции», что христианство — едва ли не единственная религия на земле, которая утверждает неизбежность своего исторического поражения?
— Да, совершенно верно, такая фраза у меня есть, и я не собираюсь от нее отрекаться. Потому что это слова Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Это и Апокалипсис, где говорится о сатане: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их…»
А вот что касается реакции молодых людей… Для молодого человека естественно искать там, где тяжело. Если сказать парнишке: иди со мною, и у тебя будет все здорово, — будем ли мы уверены, что нам повезет? А вот если сказать: наше дело правое, но нам будет тяжело и нас ждет поражение, — то, мне кажется, на такой призыв откликнется только настоящая душа…
— О победе Христа говорится в Символе веры: «… и Его царствию не будет конца…» Как можно ратовать за православную веру и не верить во всемирное торжество Евангелия?
— Скорее всего, автор этой записки начитался рериховской литературы… Царство Христово наступит тогда, когда «времени больше не будет». А пока есть время — мы потерпим поражение. Но для меня это не повод отказываться от Христа — мало ли поражений здесь, на земле? Есть вечность, а в вечности Господь — само торжество.
— В своей книге «Сатанизм для интеллигенции» Вы сказали: «Все слова Христа вторичны»…
— Почерк один и тот же… Я должен сказать, что автор этих записок — подлый человек. В каждой своей записке он приводит цитату из моей книги и спрашивает: почему Вы так сказали? Но в каждом случае — я-то помню свою книгу! — в книге объясняется, почему я так говорю. Автор же этих записок делает вид, что не читал этих объяснений.
Да, все слова Христа вторичны — по отношению к Нему Самому. Православные, объясните автору записки, что для вас дороже: какая-нибудь притча Христа или Сам Христос? Скажем, я — первичен по отношению к своим книгам; мои книги — вторичны по отношению ко мне. Вот я и говорю: все слова Христа вторичны.
— Чем отличается принцип православной икономии от принципа «цель оправдывает средства»?
— Ничем. Потому что, понимаете, один и тот же инструмент, например, нож, в руках хирурга — это средство лечения, а руках палача или изувера — средство пытки. Все зависит от цели и того, кто это делает. Вот скажите: хорошо ли человека рогатиной куда-то загонять? Плохо, правда? А знаете, кто так делал? Иисус Христос. Помните Его слова: «Трудно тебе идти против рожна»? То есть против рогатины. Помните, когда они были сказаны? Когда Господь является человеку очевидным. Все время Своей земной жизни Христос прятал Свое божество, творил чудеса только для верующих, а здесь — единственный раз Христос в божественном виде явился неверующему человеку. И вот именно тот, кто был чудом загнан в христианскую веру, именно этот бывший Савл во всех своих посланиях пишет о свободе, которую даровал нам Христос…
Помните, кто предлагает Христу накормить толпу людей хлебом, превратив «камни сии» в хлеб? Сатана. Христос это делает? Да! Но не по наущению сатаны. Накормил он пять тысяч? Накормил. Вот видите: одно и то же чудо, будет оно ко злу или к добру, зависит от источника.
Исцеление — у мощей Иова Почаевского или на сеансе у Чумака. С точки зрения физиологии — эффективность одинаковая. Был хронически болен — теперь здоров. Но — каков дух? От какого источника это чудо вышло? Это очень важно.
Принцип православной икономии — это очень серьезное средство пастырской педагогики. Духовно чутка должна быть душа того, кто подбирает средства для достижения цели нашего спасения.
— Ваше отношение к Владимиру Соловьеву?
— В целом — очень симпатичное и хорошее. Это один из очень редких философов в России. Не журналистов, типа Бердяева, а людей, которые действительно показывают, как они думают, именно логически проводят некую мысль от А до Я. Это прекрасная школа техники философской и научной мысли.
А вот что касается его трудов, посвященных воссоединению Православия и Католичества, то здесь, я считаю, Соловьев слишком энтузиастически относится к своей идее… Нет, эти труды тоже очень логичны, но вот в чем дело: нет ничего более логичного на свете, чем бред шизофреника. Если я себя считаю Наполеоном, то дальше все будет очень логически: горшок под моей кроватью — это мой Росинант, сосед по палате — это маршал Мюрат, главврач — это Кутузов и т.д. Из одного тезиса я вывожу все остальное. Но при этом я не учитываю сложности всех обстоятельств. Вот и Владимир Соловьев, когда доказывает необходимость единства Православия и Католичества, очень сужает кругозор — очень многого не учитывает. И поэтому получается, что все очень логично, но — «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
— Ваше отношение к антропософии Рудольфа Штайнера?
— Отрицательное отношение…
— Как Православная Церковь смотрит на астрологию и гороскопы?
— Отрицательно смотрит. Кстати, это один из пунктов критического отношения Православной Церкви к Александру Меню. У отца Александра в поздних его лекциях — не книгах, а лекциях — звучало апологетическое отношение к астрологии. А это идет вразрез со всей христианской традицией.
— Что послужило Вам сделать выбор — стать православным христианином?
— Мотивов очень много. Один из них — мне изрядно надоела просто философия. Поскольку я потомственный философ, поэтому с детства все эти размышления о духовном со стаканом коньяка в руке — мне обрыдли. Я еще был атеистом, студентом университета, когда сказал себе: «Так, Андрюша, давай договоримся. Если ты однажды придешь к выводу, что Бог есть, я тебя очень прошу: не выдумывай ничего своего. Понимаешь, если Бог есть, то это означает, что ты не первый умница, который до этого додумался… История началась не с тебя, и поэтому ты сначала изучи, что в этой истории было, вживись в нее».
Мое вхождение в Церковь стало двойным обретением: я не только небо над головой нашел, но и землю под ногами — я начал ощущать историю. Историю своей страны, народа, языка, Церкви… До этого я был воспитан в советском духе: история начинается только сейчас, и даже не сейчас, а с XXI века: любой подросток 60-70-х годов мечтал дожить до 2000-го года — там такое начнется!.. Если не коммунизм, то космическая одиссея — точно. И вот нужно было через этот рубеж перейти, чтобы внимательным и понимающим взглядом посмотреть в прошлое. И Православие дало мне эту возможность.
— Если младенец был крещен в православной вере, а в юношеском возрасте его перекрестили в протестанты, — какое крещение будет действительным?
— Православное крещение не смывается. Если этот человек разберется в себе и когда-нибудь придет в Православие, перекрещивать его не будут.
— Если бы среди нас сейчас появился Иисус, смогли бы Вы Его узнать и признать — не потому, что я знаю, что это Он, а именно потому, что это — Он?
— Первое: не признаю и не поклонюсь. Потому что именно о такого рода авантюристах Христос сказал: «многие придут под именем Моим, говоря, что это Я» и предупреждал: «не ходите вслед их». Второе Пришествие Христа будет очевидным для всего человечества: «как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». И, кроме того, до этого еще антихрист будет. Поэтому если вы хотите выяснить, последние события или нет, я даю очень простой совет: смотрите НТВ.
Дело в том, что, с точки зрения иудаизма, приход Мессии в мир не может быть сокровенным. Это должен быть всемирный правитель — правитель Израиля, который даст израильскому народу власть над всем миром. Иисус этого не сделал. Поэтому иудеи в большинстве своем Его не приняли. Соответственно, тот, кого евреи примут за своего Христа, должен будет отвечать их ожиданиям. Это должен будет быть преуспевающий политик, великолепно сделавший свою карьеру: это должен быть правитель земного шара, при этом он должен быть еврейского происхождения и коронован израильтянами — в храме Соломона на Храмовой горе, где сейчас находится мечеть Омара, из-за которой сейчас происходят все эти военные конфликты на Ближнем Востоке. Итак, сначала будет взорвана мечеть Омара, потом на ее месте будет построен храм Соломона, потом там будет коронован царь Израиля, и, естественно, этот царь будет показан по всем телеканалам…
В 20-е годы была замечательная история. Русские эмигранты арендовали одну из квартир многоэтажного дома под храм — отдельное здание не было возможности купить. Вначале все было спокойно — тихое чтение псалтири, канона, акафиста… А затем пришла Пасха. А это ночная служба, все кричат: «Христос воскресе!» Соседям, конечно же, не дали спать всю ночь. И возмущенные соседи наутро начинают собирать подписи с требованием закрыть этот храм. Они собирают подписи у всех жильцов и вспоминают: еще в этом подъезде живет раввин, и это ж важно: раввин — сам духовное лицо, авторитетное в мэрии, поэтому ж надо, чтоб и он подписался. И вот эти организаторы протестной акции приходят к раввину, просят его подписать, а он говорит: «Не подпишусь». Его спрашивают: «Как? А вам разве не мешали этой ночью?» Он говорит: «Мешали». «Разве вы не слышали, как там кричали, орали?» «Слышал». «Ну и что, вы не будете протестовать против этого?» Мудрый раввин ответил: «Если бы я был уверен, что я нашел Мессию, я бы кричал еще громче». Вот это характерная черта иудаизма: если они будут уверены, что обрели Мессию, они будут кричать об этом на весь мир. И конечно, покажут это по телевидению. Поэтому я и говорю: смотрите НТВ — там вам п окажут всю процедуру в режиме on-line.
Поэтому я не намерен искать Христа среди слушателей в этом зале. Тем более, что у меня есть опыт беседы с Христом. Я целых три часа с ним беседовал — это товарищ Виссарион из Сибири. Это была интересная беседа, я ее описал в книге «Дары и анафемы», в главе «Устарелый и Новый завет». Это же любимый аргумент всех сект: как попы Ветхого Завета не узнали Христа и распяли, так и вы теперь отрицаете… дальше по желанию добавляется, кого: Рериха, Виссариона, Муна, Хаббарда и т.д., и т.п. Как говорится, по вкусу добавить, ненужное зачеркнуть…
— Считаете ли Вы возможным в ближайшее время объединение православных церквей Украины в единую Православную Поместную Церковь? Если да, то кого Вы видите во главе такого объединения?
— Сердца человеческие — в руке Божией, поэтому я не могу за Бога решать, есть такая возможность или нет.
Кроме того, само словосочетание «объединение православных церквей в Украине» мне, честно говоря, режет слух. Потому что и самоощущение канонической украинской Православной Церкви, и мое ощущение — церковь здесь только та, которая возглавляется митрополитом Владимиром.
Мне очень тяжело слова эти говорить — тяжелее, чем кому бы то ни было из сидящих в этом зале. И вот почему: потому что я неоднократно и искренне лобызал длань митрополита Владимира. Я помню дни, когда в Сергиеву Лавру на заседания Синода приезжал киевский митрополит, первенствующий член Синода, первый человек в Церкви после Патриарха Московского, бывший ректор нашей Московской духовной академии, — и я считал за честь, если была возможность, взять благословение у этого первенствующего архипастыря. И у меня до сих пор живет такое благоговение в отношении к нему, что мне очень трудно через это преступить и понять, что он уже не митрополит…
Я думаю, вы уже поняли, что я человек бездуховный… то есть всяким снам, видениям, голосам, ощущениям не придаю особого значения. Я сухарь книжный, и тем более для меня было очень неожиданным одно ощущение… Единственный раз в моей жизни было у меня ощущение, что рядом со мной стоит сатана. Который хочет в меня войти… Это было года полтора назад, в Киеве, в Михайловском соборе. Дивный ведь храм, удивительная архитектура — потрясающей красоты. Мне нравится он даже больше, чем храм Христа Спасителя в Москве. Пусть новодел, но тем не менее… И, знаете, — мне там плохо стало. Чудовищные карикатуры на стенах, совершенно демонические глаза у персонажей, которые там, на этих фресках, почему-то выдаются за святых… Я несколько минут постоял в этом новоделанном храме человеческом, и у меня возникло ощущение ужаса. Задыхаясь, я выбежал на улицу, в город, чтобы там отдышаться…
Конечно, это не более чем ощущение. У одних — такие ощущения, у других — другие. Поэтому я попробую сказать объективистски — со стороны.
Филарет — удивительно талантливый человек. Администратор великолепный. Политик прекрасный. Богослов не последнего уровня. Проповедник. Публицист. Умница. За этим человеком стоит мощная государственная власть. В России, скажем, нет Совета по делам религии, на Украине — есть. И в течение, по крайней мере, большей части 90-х годов, пожалуй, даже до сих пор, этот государственный аппарат работает скорее в поддержку Филарета. Киевская пресса, без всякого сомнения, работает на него. Симпатии немалой части населения Украины, особенно Западной Украины, тоже на его стороне. Церковная казна — у него. Связи — во всех политических кругах, элитах. Огромный политический опыт. Словом — все козыри у него в руках. И вот, тем не менее, после 10 лет его свободного плавания — или полета — или падения — удивительный факт, который никак не объяснить происками Москвы: у Филарета нет монахов. У него на бумажке — полтора десятка монастырей по всей Украине. Но даже на бумажке в каждом из этих монастырей — по полтора монаха. Которые сидят и ожидают, что на них панагию повесят. И это очень серьезно… Это означает, что филаретовская версия Православия не может зажигать в людях желания жертвенного служения Христу. Чтобы стать монахом (а это поступок!), для этого надо сделать очень широкий шаг — в пропасть. Пожертвовать собой. И вот очевидно, что то видение Православия, которое проповедуется в филаретовских семинариях, храмах филаретовских, на страницах его газет и из его уст, — не порождает такого шага. И это означает духовную мертворожденность этой религиозной концепции.
Знаете, была такая изощренная казнь в Персии (и еще в Китае, может быть): осужденного на смерть привязывали к трупу и бросали в яму. И труп, привязанный к живому здоровому человеку, своим ядом разлагал тело живого человека, и тот умирал тоже. Так вот, если мы объединимся с Филаретом, произойдет то же.
— В чем смысл миссионерства вообще и Вашего в частности?
— Первый смысл миссионерства — это нарушить покой человека. Бросить камень в трясину, чтобы ряска хоть чуть-чуть разошлась. Обеспокоить, чтобы душа зашевелилась. Знак вопроса чтоб нарисовался хотя бы.
Второе — разрушить карикатурные представления о Православии. Эти карикатуры, эти мифы о Православии, могут быть и церковного происхождения…
Пару лет назад архиепископ Ионафан рассказывал мне одну историю. Сидим мы вечером, беседуем, чай пьем, и он говорит: «Боже мой, чем только не приходится заниматься епископу…» Достает папочку — смотри. На днях получил донос: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть. Они пишут, что их батюшка — знаете, в чем согрешил? — душу в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил старый священник, западенец, и при нем там сформировалась такая традиция: когда покойника отпели, его выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие из территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: «Эх, понеслась душа в рай!» (Смех.) После этого ворота распахиваются и гроб выносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался — отказался это делать. Прихожане и обиделись.
А есть мифы о Православии производства масонско-атеистической пропаганды. Скажем, миф о том (рериховский, в частности, миф), что якобы когда-то был собор, на котором всерьез обсуждался вопрос, есть ли у женщины душа или нет, и большинством только в один голос святые отцы приняли решение, что женщина — тоже человек. Это такой устойчивый миф. У Блаватской он есть. В атеистической литературе советского толка есть. В современной рериховской литературе есть. Но нигде, сколько я ни читал, ни в церковной, ни в исторической, ни в научной литературе, — нет ничего такого. Более того: я утверждаю, что и не могло быть. По одной простой причине: и православные, и католики слишком почитают Божью Матерь, Деву Марию, поэтому сама постановка вопроса о том, женщина — человек или нет, оборачивалась мгновенно хулой на Ту, кого сама Церковь возвеличивает как «честнейшую херувиму»…
Есть мифы о Православии сектантского происхождения… И вот миссионер может это разобрать.
А дальше вот что происходит. Стоит человек на дорожке. Вдалеке — храм. Но в храм он не идет. Я к нему подхожу, говорю: «Слушай, ты почему не идешь?» Он говорит: «Как я пойду? Все равно не дойду». Я говорю: «Почему не дойдешь? Вот дорога, пошли». «Да нет, ты что, здесь же буря пронеслась, здесь такие бревна, завалы, засеки…» Я говорю: «Нет никаких засек». А он: «Да нет же, вот, смотри, видишь — бревно леж ит, огромное — не переступишь. Написано на нем: «Дарвинизм». Дарвин доказал, что мы от обезьяны произошли…» Я говорю: «Пойдем, милый мой, что ты испугался? Подойдем к этому бревну поближе». Подходим. Я его только коснулся — бревно развалилось. «Идем дальше?» «нет, не пойду». «Почему не пойдешь?» «А вот там еще бревно… Там Глеб Якунин написал, что вы все гэбисты». «Давай подойдем ближе, посмотрим… Видишь, бревнышко стало короче». Спокойно обошли его, пошли дальше. «Нет, не пойду дальше!» «Почему?» «А вот «Московский комсомолец» пишет, что вы все гомосексуалисты». «Слушай, ну что про всех говорить? Я к тебе в трусы залезал? Нет? Значит, идем дальше»… Вот так, бревнышко за бревнышком, разбирать и идти вперед — в этом задача миссионера.
Задача миссионера — оставить человека один на один с его совестью. Без подсказок из-за левого плеча. Сказать ему: «Пойми: не твой разум, не твои дипломы мешают тебе пойти в Церковь, а что-то совсем другое».
Как писал Иосиф Бродский:
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье — слепота, а чаще — свинство.
Так вот, задача миссионера — показать: «Подумай сам: может быть, ты в Церковь не идешь просто потому, что боишься жить по совести? Может быть, ты не хочешь жить в чистоте? Может быть, ты заповедей наших боишься? Не догм — а заповедей?..
Был у меня один знакомый паренек, студент философского факультета МГУ, он честно сказал (а я тогда семинаристом был): «Знаешь, я все понял, но я не крещусь». «Почему не крестишься?» Он вздохнул и сказал: «Мне слишком женщины нравятся». А он был парень невероятно красивый, все однокурсницы от него без ума были. Так что вы думаете? Окончил университет, поступил в аспирантуру, женился — и крестился. Но это был честный человек. Который честно сказал себе, где у него свербит. Не знания ему мешали, а нечто совсем другое.
И вот помочь человеку познать правду о себе — тоже задача миссионера.
А вот дальше — я уже бессилен. Дальше — это уже тайна совести человека и тайна Божьего Промысла. Мое дело — бросить семя, дать человеку некоторое представление о Православии. А когда его душа откликнется — может, не сейчас, может, через 20 лет, может, когда он полезет в петлю, — то, может быть, вспомнит: подожди, ведь была же возможность жить иначе, открывалась дверка, туда, в мир Церкви, а я не вошел. А может быть, все-таки попробовать? Отложить эту петлю до завтра, а сейчас — в храм идти?
Дело миссионера — бросить семя. А когда оно взойдет — дело Владыки Нашего.

И хотя в тексте документа его служение названо исключением, которое «не следует возводить в правило», примерно в это же время врачеванием занимались и другие священнослужители — это и протоиерей Дмитрий Крылов, и епископ Серпуховский Максим (Жижиленко), и епископ Муромский Николай (Муравьев-Уральский), а так же прославленный впоследствии как преподобномученик иеромонах Феодор (Богоявленский).

«Пример святителя Луки наиболее на виду, наиболее известен, тем более что святитель действительно очень почитаем многими, что никак не умаляет величину подвига других его современников, они просто не так известны в народе. Но то, что сказано о святителе Луке, об исключительных обстоятельствах времени, о каких-то благих плодах, которые приносило совмещение должностей — медицинской практики и пастырского действия, это скорее всего верно и для его современников, так же осуществлявших медицинскую практику», — считает архимандрит Савва.

При этом он признает, что есть случаи, когда по целому ряду причин полезно отступиться от «строгой буквы закона» и дать возможность священнику «практиковать врачебные занятия». В существующей редакции документа такое право оставлено за епархиальным архиереям.

«Могут быть случаи, когда сохранение за священником действующей медицинской практики может быть полезным и целесообразным. Но все-таки в первую очередь надо помнить, что для человека, когда тот становится священником, первое и основное призвание — совершать священнодействия. Врачебная практика это тоже призвание, действительно служение людям, но иногда приходится выбирать то или другое. Не всегда можно это совместить», — утверждает замглавы управделами патриархии.

«В Церкви ничего не хотят запрещать!»

В том, что такие исключения все же необходимы, убежден и глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда. В эфире радио «Вера» он заявил, что по канонам Церкви священник, невольно послуживший причиной смерти человека, в том числе и занимаясь медицинской практикой, может понести определенную епитимью (нравственно-исправительная мера в Церкви — ред.), но сохранить за собой сан.

«Понятно, что есть какие-то вещи, которые не позволят человеку сочетать профессию со священническим служением. Многие из них достаточно очевидны — то, что касается государственных служащих, есть четкая позиция Русской церкви, связанная с невозможностью участвовать священникам в политической борьбе. Если человек занимает высокий государственный пост, просто в силу занятости это невозможно. Что касается таких неожиданных вещей, как профессия врача, то там есть варианты, и решение остается за архиереем», — считает Легойда.

Глава синодального отдела повторил, что, согласно древним канонам, священник не может заниматься тем, что связано с пролитием крови. Однако эти каноны ничего не говорят против пролития крови с лечебной целью как таковой, считает настоятель Никольского храма в Байоне, штат Нью-Джерси, США священник Михаил Капчиц. По его мнению, статья Номоканона, налагающая возможное ограничение на врачебную деятельность священника, говорит лишь о запрете служения после хирургической операции в течение 7 дней.

«Это совсем не то же самое, что извержение из сана, которым наказывается священник за невольное убийство, и это же свидетельствует о том, что кровопролитие с лечебной целью никогда не рассматривалось Церковью как невольное убийство или что-то даже близкое к нему; поэтому и распространять на врачебную деятельность кровопролитие вообще по любой причине (…) как препятствие к священнодействию в толковании к правилу, осуждающему невольное убийство, представляется неправомочным», — считает священнослужитель.

Реаниматолог: священник-врач — это миссионерство

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), врач анестезиолог-реаниматолог скорой помощи, реаниматолог-консультант хосписной паллиативной службы «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители, к обозначенной проблеме применяет одно слово — надуманная. Он цитирует ветхозаветную книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, где дословно говорится, что все врачевание — «от Вышнего», а через «приготовляющего лекарства» бывает «благо на лице земли», и удивляется, как можно считать медицину не богоугодным занятием.

«Медицина медицине рознь. Я еще могу как-то понять ограничение хирургической деятельности врача. Но почему священник не может быть терапевтом, физиотерапевтом или врачом лечебной физкультуры, кардиологом?» — недоумевает священнослужитель.

По его словам, кровь проливает любой человек, банально поцарапавшись, а каждый священник рано или поздно столкнется с необходимостью вытащить занозу у своих детей — кровь при этом, напоминает иеромонах, идет довольно часто, но в служении за это никого не запрещают. Так что, заключает он, говорить, что пролить кровь само по себе предосудительно, как минимум, неправильно.

«Что касается второго момента — что священник может быть обвинен в убийстве — безусловно, такая возможность существует. Но дело в том, что сейчас медицина немножко другая, и предположить, что священник может убить человека в силу того, что он занимается медициной вообще, довольно сложно. Сейчас достаточно мало ситуаций, когда непосредственно ошибка врачей может привести к смерти больного», — считает отец Феодорит. К таким, добавляет он, можно отнести, например, операции на крупных сосудах. Но врачебные ошибки, во-первых, исправимы, во-вторых, сами по себе зависят не только от врача.

«Ведь можно и будучи преподавателем обидеть учащегося так, что он пойдет и повесится», — замечает иеромонах.

Cтранным он считает и предлагаемый вариант отдать разрешение заниматься врачебной деятельностью «на откуп» правящим архиереям. По существующим церковным нормам, любой священнослужитель и так должен получать благословение епископа в том случае, если ведет какую-либо внебогослужебную деятельность. «По факту зачем-то вводится еще одна запретительная норма, которая потом создаст проблему всем — и клирикам, и особенно архиерею, который совершенно законно сможет спросить: «а почему я должен нарушать то, что запрещено», — подчеркнул священник.

«А если учесть, что у нас сейчас, мягко скажем, священство не богатеет, и рассчитывать на то, что приход всегда может прокормить своего священника… Ну, наверное, крупный приход в Москве настоятеля прокормит, или кладбищенский приход. А если это приход деревенский, приход маленького города, если батюшка где-то подрабатывает, то это хорошо и для Церкви тоже. Кроме того, это имеет и определенное миссионерское значение — священник, работающий врачом. И в миссионерском плане это является вещью очень положительной. Думаю, что лучше удержаться от таких запретов».

Уберечь священника от риска

Как ни удивительно, среди священников-врачей есть другие мнения. «С одной стороны, мы имеем такие примеры, как святитель Лука, с другой — действительно, у врачей, тем более у хирургов, есть риск смерти пациента, а священник, так или иначе допустивший его гибель, не может служить. Наверное, чтобы уберечь священника от таких рисков, вводится такой запрет конкретно для этой профессии — для врача», — считает клирик петербургского храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, кандидат биологических наук и старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины РАН протоиерей Константин Константинов.

ГЛАВНОЕ

  • В большинстве храмов служители очень доброжелательны не только к прихожанам, но и к туристам.
  • По утрам и вечерам в храмах идут богослужения, во время которых следует сохранять тишину.
  • Во внешнем виде не допускаются шорты, короткие юбки и слишком открытая одежда.
  • Женщины должны находиться в храме с покрытой головой, мужчины – без головного убора.
  • Нельзя подниматься на солею (возвышение перед иконостасом) и входить в алтарь и другие закрытые для прохода места.
  • Служители храмов всегда смогут подсказать, что можно, а чего делать не стоит.

Посещая действующий храм или монастырь, следует помнить, что это не только памятник архитектуры или истории. В первую очередь, это место, где совершаются церковные таинства и куда верующие и нуждающиеся в поддержке люди приходят молиться. Для православных христиан церковь — это дом Божий, в котором каждый человек должен вести себя по-особому.

Поэтому осмотр действующих храмов сопряжен с некоторыми ограничениями. Но не стоит думать, что кто-то лишает туристов возможности увидеть интересующие памятники. Наоборот, в большинстве храмов служители очень доброжелательны не только к прихожанам, но и к «новичкам». Просто надо соблюдать некоторые правила. Служители храмов всегда смогут подсказать, что можно, а чего делать не стоит. Обычно в храмах роль консультантов исполняют те, кто следит за подсвечниками или стоит за церковным прилавком. Мы же приведем несколько правил и полезную для неискушенного посетителя информацию.

  1. По утрам и вечерам в храмах идут богослужения. Литургия, как правило, служится ежедневно в промежуток с 8:00 до 12:00, всенощная – с 17:00 до 20:00, хотя в каждом храме свое расписание.
  2. Особо важные моменты службы – чтение Евангелия, Херувимская песнь, Великий вход, преложение святых Даров — требуют особой тишины, а передвижение вблизи алтаря в эти моменты нежелательно.
  3. Женщины должны находиться в храме с покрытой головой, желательно не в слишком открытой одежде и без яркого макияжа. Короткие юбки или шорты не допускаются. Мужчины – без головного убора, в длинных брюках (не в шортах). В целом, стиль одежды должен быть сдержанным.
  4. В храмах нельзя шуметь и громко разговаривать, даже если служба закончилась. Необходимо выключить звук у мобильных телефонов.
  5. Нельзя подниматься на солею (возвышение перед иконостасом) и входить в алтарь.
  6. Сегодня в большинстве храмов фотосъемка разрешена, однако стоит уточнять в каждом конкретном случае. Обращайте внимание на информационные таблички при входе в храм или монастырь. Не следует делать снимки, особенно с использованием вспышки, во время службы.
  7. Нельзя прикладываться к иконам или мощам, если на вас яркий макияж.
  8. Только крещеные люди имеют право участвовать в таинствах (исповеди, причастия, венчания и т.д.). Причащаться можно только после исповеди и только с разрешения священника.
  9. Если вы в храме с маленьким ребенком, который начал плакать во время богослужения, – лучше выйти на улицу, чтобы успокоить малыша. Детям постарше следует объяснить правила поведения и не разрешать им шуметь и активно перемещаться по храму.
  10. Ящики для пожертвований обычно установлены в нескольких местах храма и почти всегда есть ящик у свечного прилавка. Можно также передать деньги священнику, если он не занят во время службы.
  11. Подавать записки и ставить свечи можно только за крещеных людей. Если вы хотите поставить свечу, нужно приобрести ее (тем самым пожертвовав немного денег) и поставить на свободное место в подсвечнике перед иконой. Самое главное при этом – внутренняя молитва и стремление пожертвовать. Следует помнить, что свечи «за упокой» ушедших из жизни ставятся только на канун (или канон) — большой плоский подсвечник перед большим Распятием. Свечи «за здравие» живущих можно поставить к любой иконе, с соответствующей молитвой.
  12. Если на территории монастыря есть места, обозначенные как закрытые для прохода (например, установлены заграждения или вывешены таблички «Вход воспрещен»), следует следовать этим указаниям и не пытаться пройти на территории, которые доступны только для обитателей монастыря.

К этим правилам нужно относиться с пониманием. Очевидно, что они никак не препятствуют любому человеку войти и побыть в храме, слушая песнопения и рассматривая внутреннее убранство. Молитва требует сосредоточения, а это не так просто сделать в помещении, где находится множество людей. Например, волосы на Руси всегда считались атрибутом красоты, который привлекал особое внимание. Потому девушка, покрывая голову, тем самым не дает окружающим лишнего повода отвлечься от молитвенного настроения.

Сегодня правила, касающиеся одежды и внешнего вида, соблюдаются не очень строго и не повсеместно. Во многих церквях женщинам в брюках или без платка могут предложить воспользоваться платками и палантинами, которые приготовлены у входа в храм. Но в действующих монастырях правила поведения соблюдают особенно тщательно: ведь монахи намеренно удаляются от мира и живут по собственным законам, требующим ежедневных усилий и морального спокойствия. Мы, же посещая их обители, являемся всего лишь гостями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *