Причастие, это что?

«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.

Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:

— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился.

Очень важно, чтобы человек молился осмысленно, внимал словам молитвы, не проявлял никакого недружелюбия к людям, которые стоят вокруг него. Есть такой порядок: когда причащается много людей, в очереди важно не лезть вперед других, не проявлять никакой агрессии, раздражения. Ждать со смирением. Как правило, многие делают земной поклон, но обычно это также делается накануне Причастия. Перед тем как подойти к Чаше, руки должно сложить на груди, правую положить на левую, открыть уста и принять Причастие. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. Бывают случаи, когда так делают, но это неуместно.

Перед тем как отойти, после принятия Причастия принято целовать край Чаши. Это русская традиция, в греческой традиции Чашу не целуют. После принятия Причастия уста прихожанину отирают. Еще одна деталь — перед тем как принять Причастие, человек называет свое имя. Есть определенные тонкости: если мирское имя и имя, с которым крестили, не совпадают, нужно произносить то имя, с которым человек принял крещение. После этого причастившийся отходит и идет в специально подготовленное место, где его ждет питье, чтобы частицы Тела Христова не оставались во рту. После этого человек должен достоять службу до конца, чтобы прочитать Благодарственные молитвы ко Причащению. Если человек спешит за святой водой или по делам, Благодарственные молитвы должно прочитать дома. В день, когда человек принял Причастие, нельзя увлекаться суетой, зрелищами, в том числе и телевизионными. Весь день следует находиться в мире, спокойствии, без страстей и эмоций.

Одеваться ко Причастию следует как на праздник, опрятно, но в то же время скромно, не вызывающе, чтобы у других прихожан не появилось каких-либо соблазнов. И вести себя в храме следует спокойно и сдержанно. Всегда, во всех случаях лучше руководствоваться здравым смыслом, разумением. В Храме нельзя судить себя и других. Ни по одежде, ни по поведению. Самое разумное для православного человека — руководствоваться смирением.

В связи со Святым Причастием появляется множество соблазнов, искушений. А после Причащения этих соблазнов становится еще больше. Важно помнить в такие моменты, что мы являемся Причастниками Христа.

Причастие часто обостряет важность выбора человека, с кем мы и кто мы. Почему причащаемся и зачем живем. Когда человек редко причащается, я специально делаю так, чтобы люди пугались Причастия. Чтобы относились к нему с должным трепетом и уважением. В день совершения Причастия людей больше, чем обычно искушает дьявол. Соблазны и искушения могут быть самыми разными, принимать любую форму. Нужно держаться изо всех сил, стараться не поддаваться лукавому. Именно поэтому очень важно хранить тишину и спокойствие. Если кто-то искушает, нужно сдерживаться, смиряться. Бороться с лукавым.

Очень важный вопрос: что делать прихожанину, если по тем или иным причинам он не был допущен ко Причащению. В этом случае нужно смириться, это главное. Вообще, идя к Причастию, нужно считать себя недостойным его. Эта мысль содержится в молитвах перед Причастием, является главной. Вспомните слова: «…Аки разбойник…» Надо смириться, победить в себе гордыню и постараться понять, что явилось причиной недопущения, надо всегда стараться победить в себе эти препятствия, которые не позволяют нам Причаститься, слиться с Телом Христовым.

Бывает и так, что священники руководствуются не церковными правилами или неправильно их понимают. Бывало, что не допускали к причастию супругов, которые состоят в браке, но не венчаны по какой-либо причине. К примеру, супруг неверующий, а жена — верующая христианка. В такой ситуации венчаться нельзя, об этом и говорить нельзя. Но это не является основанием к отказу в Причащении. Если происходит что-то подобное, можно поговорить со священником или пойти к другому священнику.

Как подготовиться к исповеди?

Наши советы помогут тем, кто делает первые шаги к вере. Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» – «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма».

К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.

Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:

— Как готовиться к таинству исповеди?

— Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди. Задача человека на исповеди — обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение.

Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию. Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления — поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это — обязательно! Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения.

Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать — в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их (далее…).

06.12.2016 Категория: Образование и наука Подкатегория: Русский язык Популярность

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов

  • -ущ- (-ющ-) – для I спряжения глаголов,
  • -ащ- (-ящ-) –для II спряжения глаголов.
  • -вш-, -ш- – для глаголов прошедшего времени.

Примеры: пишущий, сеющий, сидящий, кричащий, писавший, слышавший, говоривший, везший, несший.

Чтоб правильно употреблять, нужно знать виды причастий и правильно определять их морфологические признаки.

На нашем сайте Вы можете прочитать отдельную статью про действительные и страдательные причастия: .

Также рекомендуем Вам ознакомиться с материалом про причастные обороты.

Прича́стие

(калька лат. participium) — нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием, и употребляемая атрибутивно («пылающий костёр», «разбитый кувшин»). В причастии совмещаются свойства глагола и прилагательного. Грамма­ти­че­ски глаголь­ность причастия в ряде языков проявляется в наличии категории залога («под­пи­сав­ший — под­пи­сан­ный»), вида («под­пи­сав­ший — под­пи­сы­вав­ший»), времени («под­пи­сы­ва­ю­щий — под­пи­сы­вав­ший»), в сохра­не­нии моделей управления и примыкания. Причастие может выражать также значения таксиса (одно­вре­мен­ность или предше­ст­во­ва­ние обозначаемого им признака по отношению к действию, выражен­но­му сказуемым); причастия будущего времени в ряде языков имеют некоторые модальные оттенки: намерения (лат. laudaturus ‘намеревающийся хвалить’), долженствования (балк. окур-лук ‘должен­ству­ю­щий читать’). В тюркских языках известны отрицательные формы причастий (узб. ишлар ‘работа­ю­щий’ — ишламас ‘не работа­ю­щий’). В русском языке различаются полные и краткие формы страда­тель­ных причастий («храни­мый — храним», «закрытый — закрыт»), употребляемые в разных синтакси­че­ских позициях. Краткие причастия не склоняются, изменяются лишь по родам и числам и в соединении с личными формами глагола «быть» образуют аналитические формы страдательного залога («Собрание было открыто»); выступают в роли сказуемого («Он смущён»).

Близость причастия к прилагательному проявляется в наличии у причастий в ряде языков согла­со­ва­тель­ных категорий рода, числа, падежа. Как и прилагательное, причастие выполняет синтакси­че­ские функции определения или, реже, именной части сказуемого.

Лицо субъекта или объекта действия может быть выражено в языках с полиперсональным спряже­ни­ем с помощью специальных морфологических показателей в форме причастия: абх. сара й-с-фаз ‘то, что я съел’ — уара й-у-фаз ‘то, что ты съел’, где сара — ‘я’, уара — ‘ты’ (муж. род), с- — лично-классный показатель 1‑го лица ед. ч., у- — лично-классный показатель 2‑го лица ед. ч. мужского рода.

Определительные конструкции с причастием, которые могут быть обособленными (обособ­лен­ный причастный оборот), близки по значению определительным и некоторым другим типам придаточных предложений («Он видел играющих детей» — «Он видел детей, которые играли» — «Он видел, как дети играли» — «Он видел, что дети играли»).

Во многих языках причастие входит в состав видо-временных аналитических глагольных форм, напри­мер англ. is reading, has done и др.

Утрачивая глагольные признаки, некоторые причастия могут адъективироваться («ужаса­ю­щий», «пред­взя­тый») или субстан­ти­ви­ро­вать­ся («ведущий», «мороженое»),

В алтайских языках субстантивированное причастие в различных падежных формах употреб­ля­ет­ся для выражения дополнительного действия, находящегося в том или ином отношении к главному действию, обозначенному глаголом-сказуемым. Так, в узбекском языке причастие в форме винитель­но­го падежа, выступающее объектом глагола чувственного восприятия, обозначает подчинённое действие или состояние: узб. кел-ган-и-ни кўр-дим ‘Я увидел, что он пришёл’ (букв. — ‘его приход’). В этом же языке причастие в форме местного падежа обозначает сопутствующее одно­вре­мен­ное действие: ёз-ган-им-да у кел-ди ‘Когда я писал, он пришел’.

Среди языковедов нет единого мнения о семантико-грамматическом статусе причастия. В русистике причастие рассма­три­ва­лось как «смешанная часть речи» (А. М. Пешковский), как категория «гибрид­ных глагольно-прилагательных форм» (В. В. Виноградов), как одна из форм слово­из­ме­ни­тель­ной транс­по­зи­ции глагола; всё большее число языковедов относят причастие к формам глагола («Русская грам­ма­ти­ка», т. 1—2, 1980). Термин «Причастие» (μετοχή) был введен основателями школы стоиков (3 в. до н. э.); как особая часть речи причастие было выделено в грамматике Дионисия Фракийского (170—190 до н. э.).

Н. А. Козинцева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *