Болезни, передающиеся человеку от грызунов, чрезвычайно опасны.
В настоящее время болезни, переносимые мышами и крысами, встречаются достаточно часто. Грызуны обитают на невидимых для людей территориях: мусорные контейнеры, складские помещения, заброшенные здания. Питаться предпочитают на поверхности, чаще всего нанося вред продуктам питания, зерновым и садово-ягодным культурам.
Грызуны могут охотиться и питаться насекомыми и мертвыми животными. Большинство инфекций и бактерий, таким образом, попадают в их организм.
Заражение человека чаще всего происходит:
- при вдыхании содержащей выделения грызунов пыли во время уборки погребов, подвалов, садовых домиков; при сборе хвороста, валежника, лекарственных трав, ягод и грибов; при ночевках в стогах сена, скирдах соломы, шалашах, нежилых постройках;
- при употреблении воды и продуктов питания, загрязненных выделениями грызунов и не подвергнутых предварительной термической обработке;
- при контакте с грызунами, попадании свежих экскрементов, мочи грызунов в ссадины и царапины на коже, несоблюдении правил личной гигиены во время пребывания в лесу.
Основные заболевания, переносимые крысами и мышами:
Иерсиниоз. Поражает любые органы и системы. Передается через овощи, загрязненные выделениями грызунов, которые хранились в овощехранилищах: морковь, свекла, капуста, яблоки и т.д. Признаки заболевания: боль в мышцах и суставах, слабость, повышенная температура, головная боль, рвота, жидкий стул, тошнота.
Сальмонеллез. Это заболевание, распространяемое грызунами, встречается нередко. Чаще всего заражение происходит в результате употребления загрязненных продуктов питания, а причиной летальных исходов становится развившийся гастроэнтерит.
Лептоспироз. Носителями этого смертельно опасного заболевания являются непосредственно крысы и мыши. Чаще всего инфекция проявляет себя в умеренных и тропических районах. Некоторые люди, зараженные лептоспирозом, могут не иметь никаких симптомов, у других же заболевание протекает очень тяжело. Кроме грызунов носителями бактерий и распространителями инфекции через мочу могут быть и некоторые виды диких и домашних животных, например, крупный рогатый скот, свиньи, собаки, еноты. Самыми распространенными причинами заражения человека является инфицирование почвы и воды.
Бешенство. Инфекция опасна для человека и может привести к смерти. Вызывает воспаление тканей головного и спинного мозга. Передается при укусе или ослюнении. Симптомы: первые признаки болезни почти всегда появляются в месте укуса (ощущение зуда, тянущие и ноющие боли); явными признаками наступившего заболевания являются: возбуждение, повышение чувствительности к резким звукам, яркому свету, водобоязнь. Общее возбуждение может перейти в ярость, агрессию. Стадия возбуждения сменяется паралитической стадией и больной погибает.
Туляремия. Поражается лимфатическая система, кожные покровы, легкие. Заражение происходит при непосредственном прикосновении и через вдыхаемую инфекционную пыль. Признаки: высокая температура, лихорадка, пониженное давление, воспаление оболочки глаза.
Бубонная чума. Переносчиками бубонной чумы являются в основном крысы, но инфекция может передаваться и от блох, паразитирующих на этих животных. Укус зараженных чумой блох или вдыхание всего нескольких клеток бактерий чумы может убить человека буквально в течение нескольких дней. К счастью, своевременное лечение антибиотиками позволяет избавиться от недуга.
Содокоз, или лихорадка укуса крыс. Развивается вследствие попадания в организм бактерий или грибков и сопровождается воспалением кожных покровов, рвотой, болями в мышцах.
Ленточные черви рода Hymenolepis часто живут в организме крыс и могут передаваться человеку посредством употребления продуктов питания и воды, загрязненных крысиным пометом, при несоблюдении правил личной гигиены (если не мыть руки перед едой).
Геморрагическая лихорадка. Передается заболевание через дыхательные пути и приводит к сердечно-сосудистой и почечной недостаточности, кровоизлиянию на коже или кровотечению. Симптомы проявляются практически сразу: головная боль, высокая температура, болезненные ощущения в мышцах, сыпь.
Меры профилактики:
- до начала дачного сезона необходимо проводить благоустройство территорий дачных участков и частных домов (освобождение от зарослей бурьяна, строительного и бытового мусора) для исключения возможности жизнедеятельности грызунов и контакта с ними;
- все виды работ, связанные с образованием пыли, проводить в увлажненной многослойной марлевой маске на лице, специально выделенной одежде и перчатках;
- уничтожение продуктов питания в случае их загрязнения или порчи грызунами;
- обеспечение защиты помещений для хранения овощей и фруктов от проникновения грызунов;
- регулярное проведение полной очистки овоще- и фруктохранилищ, овощных камер холодильников и мест хранения овощей, обработка и просушка стеллажей, инвентаря и тары;
- тщательный отбор, мытье и очистка овощей, фруктов и ягод, идущих на приготовление салатов и других блюд, употребляемых без термической обработки;
- недопущение длительного хранения очищенных овощей в холодной воде, особенно в холодильниках. Соблюдение сроков хранения готовых блюд;
- соблюдение правил личной гигиены, в обязательном порядке мойте руки перед приготовлением пищи, после работы с сырыми продуктами.
- для купания выбирайте водоемы с проточной водой, избегайте заглатывания воды.
С целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья населения дезинфекционное отделение Гродненского зонального ЦГЭ проводит дератизационные (против грызунов), дезинсекционные (против бытовых насекомых) мероприятия. Более подробную информацию и консультативную помощь по проведению истребительных мероприятий в жилых и подсобных помещениях, помещениях для хранения овощей и фруктов можно получить по телефонам:
У подруги есть муж. У мужа — мать. На выходных она умерла — на неё просто забили.
Случился инсульт. Скорую ждали очень долго. Сейчас же все едут только на коронавирус, и то — очень долго.
Фото: Соцсети
Время было упущено. Понятно, что по объективным причинам — сейчас же нет других заболеваний, кроме коронавируса, а вокруг — эпидемия.
Случай не единичный. Пришло много писем с подобной проблемой. Болеть сегодня ничем нельзя, потому что — ну, откровенно? — с большой вероятностью на вас и на ваш диагноз положат болт.
Не до инсультов сегодня. Не до инфарктов. А уж про язву желудка и прочую «фигню» и говорить не стоит.
Что делать? Ну, не болеть — это ведь очевидно. Хотя бы в ближайшее время, пару месяцев — никак нельзя.
Как не болеть? Легко сказать: не болей! А как этого добиться, можно ли «отодвинуть» инфаркт-инсульт и прочие условно-плановые заболевания?
Я так отвечу: конечно, можно! И не просто отсрочить их, а отодвинуть далеко-далеко!
Важно двигаться. Заниматься спортом. И, конечно же, следить за анализами!
Повешен холестерин? Скорректируй диету. Пересдай анализы, посмотри на динамику. Сахар зашкалил? Начинай пить таблетки от диабета — если ты следишь за анализами, то очень многие болезни можно предотвратить.
Пусть, не избавиться совсем, но хотя бы — отодвинуть. Именно об этом я вас прошу.
Приложение Ornament, о котором я уже вам рассказывала, можно установить на любой смартфон. Версия Ornament для агрегации результатов медицинских анализов — вообще бесплатное.
И, я бы сказала, обязательное для всех.
Кому нужен Ornament? Любому цивилизованному человеку, который следит за своим здоровьем, а значит, регулярно проходит профилактические обследования (чекапы) и сдаёт анализы. Особенно удобно приложение мамам, людям с хроническими заболеваниями, тем, у кого пожилые родители, требующие опеки.
В одном аккаунте можно хранить результаты лабораторных медицинских исследований сразу нескольких пользователей — например, членов своей семьи. У каждого из них будет свой раздел, выделенный названием, цветом и пиктограммой.
Орнамент распознаёт фото и PDF с результатами анализов любых лабораторий: как частных, так и государственных. Единственное ограничение — рукописные анализы, но сейчас таких и нет даже. Риск ошибки (с учётом почерка врача!) слишком велик, и слишком велика цена такой ошибки, поэтому написанные от руки результаты Орнамент распознавать не берётся. Эти результаты можно вбить в приложение самой — ручной ввод в приложении тоже простой и удобный.
Чтобы загрузить данные в Ornament, необходимо войти в соответствующий раздел аккаунта и сфотографировать все страницы бланка результатов анализа в режиме распознавания фото.
Приложению понадобится некоторое время для оцифровки данных. Над этим работают в несколько этапов как живые люди, так и специальное программное обеспечение. Многоступенчатый процесс обработки фото гарантирует корректное и правдивое отображение информации.
Если ваша лаборатория присылает результаты медицинских исследований в формате PDF, вам нужно только лишь загрузить файл. Ничего не придётся вводить вручную, хотя сама возможность такого ввода и предусмотрена.
Если вдруг вы живете в жопе мира, где результаты анализов пишет левой ногой полуграмотный лаборант, тогда вам нужно заняться дешифровкой, ибо ни один нормальный специалист не возьмёт на себя ответственность за чужую наскальную живопись.
Как только Ornament оприходует фото (файл), в соответствующем разделе аккаунта появится оцифрованный бланк, а приведённые в нём биомаркеры отобразятся в графиках динамики.
Все показатели, вне зависимости от того, где и каким лабораторным методом они были получены, встраиваются в свой график, демонстрирующий изменение показателя во времени за весь период использования приложения.
Ornament не только накапливает данные, но и сравнивает их с референсными значениями.
Немного теории о референсах: это средние показатели, более или менее соответствующие норме, для человека определенного пола, возрастной группы, роста и веса.
Все эти данные вы по желанию указываете в своём аккаунте. Поэтому не стоит кокетничать с приложением и преуменьшать свой возраст и вес. Если по каким-то причинам ваши индивидуальные референсные значения отличаются от «средних по больнице», вы можете вручную откорректировать их в приложении.
Ornament обрабатывает более 2900 стандартных биомаркеров, среди которых даже очень редкие.
Если нужного маркера нет в базе приложения, вы сможете отправить запрос о его включении. Орнамент непрерывно совершенствуется, наращивая базу обрабатываемых биомаркеров и функционал приложения.
Например, сегодня пользователю доступна не только динамика отдельных показателей, но и оценка состояния основных органов и систем организма в новом разделе «Здоровье».
Конечно, такая оценка эта весьма поверхностна, так как базируется только на тех данных, которыми располагает приложение. Чем больше результатов медицинских исследований хранится в аккаунте, тем точнее будет оценка. Пока всё в норме, графики динамики биомаркеров и соответствующие диаграммы раздела «Здоровье» показаны зелёным цветом. При наличии отклонений от референсов графики и диаграммы становятся желтыми.
Жёлтый цвет графика — повод проконсультироваться со специалистом.
Куда бежать со своим желтым графиком? Само собой, не к соседке тёте Клаве, в прошлой жизни работавшей фельдшером в сельской ветеринарке. И не в аптеку с запросом: «А что у вас есть от…?»
Берём смартфон с анализами и топаем к врачу. А вот если врач почему-то недоступен или вы просто не можете обратиться к профессионалу, предварительно не обсудив все возможные диагнозы с братьями-сестрами по разуму, можно воспользоваться ещё одним новым разделом — «Комьюнити».
Здесь же, кстати, можно получить и весьма квалифицированную консультацию: на вопросы пользователей приложения Ornament, отвечает специалист с медицинским образованием. Но и он не заменит вашего доктора, естественно.
Ornament обрабатывает результаты на русском и английском языках, что удобно для любителей путешествовать или зимовать в тёплых краях. Так что, если довелось сдавать анализы в Тае или на Бали, не забудьте щелкнуть в приложении и их бланки. Все результаты встроятся в единую базу и отобразятся в приложении на выбранном вами языке.
Из последнего! Уже сейчас можно заказать услугу забора анализов. При нажатии на «плюс» в разделе «Анализы» приложение предлагает, в том числе, заказать анализы на дом.
Пока услуга доступна только для москвичей — со скидкой 20% по промокоду ОРНАМЕНТ20.
Не болейте, ведите здоровый образ жизни и следите за своим здоровьем: сегодня это можно делать эффективно, технологично. А в случае с Ornament ещё и бесплатно.
Версия для печати Живко Панев 25.04.2020 09:02:14
Известный богослов, исследовавший духовную суть и значение болезней и страдания как для отдельного человека, так и для общества в целом, Жан-Клод Ларше отвечает на острые вопросы, спровоцированные мерами по борьбе с пандемией вируса COVID-19, которые вызвали многочисленные дискуссии и разногласия.
Об «опасности» Причастия и изменении практики причащения, о закрытии храмов и монастырей для верующих, о Пасхе без значимых и важных для христиан богослужений, о том, как пережить «отлучение» от Причастия, – в первой части интервью с ним.
Во второй части беседы будут затронуты вопросы о причинах болезней и эпидемий: посылаются ли они Богом или в них повинен диавол, какова тут роль греха и вообще болезни – это зло или благо для человека.
Вопросы Ж.-К. Ларше задавал протоиерей Живко Панев – преподаватель канонического права и истории Поместных Церквей Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, настоятель прихода в честь Державной иконы Божией Матери в Шавиль близ Парижа.
– Вы одним из первых развили богословскую мысль на тему болезней, страдания, медицины. Ваша книга «Болезнь в свете православного вероучения» переведена на многие языки, а в связи с пандемией вируса COVID-19 она вскоре выйдет и на японском. Вы также являетесь автором размышлений на тему страдания «Бог не хочет страдания людей», тоже вышедших на разных языках.
Каково ваше общее мнение о нынешней эпидемии коронавируса?
– Я не удивлен. На протяжении тысячелетий человечество каждый век сталкивалось с двумя крупными эпидемиями и несколькими более мелкими. Однако их число растет, а плотность населения в нашей городской цивилизации, темпы передвижения в связи с глобализацией, а также многообразие и скорость современных транспортных средств легко превращают их в пандемии. Таким образом, нынешняя эпидемия была предсказуемой и даже предсказанной многими эпидемиологами, которые не сомневались, что она придет. Единственное, чего они не могли спрогнозировать, это точное время ее появления и форму, которую она примет. Что удивляет, так это неподготовленность некоторых государств, которые вместо того, чтобы обеспечить медработников больницами и оборудованием, необходимыми для борьбы с бичом, допустили ухудшение состояния своих клиник и острую нехватку лекарств, масок и респираторов, которые сейчас приходится заказывать из-за границы (это относится к Китаю и другим).
Болезни вездесущи в истории человечества, и никто не может прожить жизнь, ни разу ничем не заболев. Эпидемии – это особенно заразные болезни, которые быстро распространяются, пока не охватят большую часть населения. Особенность COVID-19 в том, что он серьезно поражает дыхательную систему пожилых и ослабленных другими патологиями людей. В связи с его высокой заразностью отделения реанимации быстро переполняются пациентами, потому что многие заболевают одновременно за очень короткий период.
– Поместные Православные Церкви отреагировали на это поэтапно, с разной скоростью и в разной форме. Что вы думаете об этом?
– Надо сказать, что страны были охвачены эпидемией в разное время и в разной степени, и каждая Поместная Церковь отреагировала по мере развития болезни и в зависимости от мер, принятых властями соответствующих стран. В наиболее пострадавших странах решение прекратить совершать службы было принято быстро, с разницей в несколько дней. Не ожидая полного прекращения богослужений в ближайшем будущем, некоторые Церкви (например, Русская Церковь) приняли меры для минимизации случаев возможного заражения во время общественных богослужений или совершения Таинств; сегодня им приходится просить верующих вообще не приходить в храмы.
– Эти различные меры вызвали дискуссии и даже полемику среди духовенства, монашеских общин, верующих, богословов… Первым поводом для споров послужило решение некоторых Церквей изменить практику причащения.
– При этом следует различать действия, сопровождающие причащение Святых Таин, и само Причастие.
Недопустима мысль, что якобы Тело и Кровь Христовы могут быть источником заражения
Возможен риск заражения от способа преподания Причастия: это касается вытирания губ каждого причастника одним и тем же платом (эта практика неукоснительно соблюдается некоторыми приходами Русской Церкви) и традиции запивки после Причастия (тоже практикуется Русской Церковью) из одних и тех же кружек. Поэтому решения использовать бумажные салфетки для вытирания губ прихожан и одноразовые стаканчики для запивки (которые тут же будут сжигаться), по моему мнению, не должны вызывать возражений.
Что касается самого Причастия, некоторые Церкви отошли от традиционного способа его преподания, когда священник вкладывает Святые Дары в рот верующего из лжицы. Ряд Церквей рекомендовали вливать содержимое в открытый рот, при этом священник должен соблюдать определенную дистанцию; другие (и Русская Церковь среди них) предложили дезинфицировать лжицу спиртом после причащения каждого причастника или использовать одноразовые лжицы, которые тотчас будут сжигаться. По-моему, ни одна Церковь не допустила мысли, что якобы Тело и Кровь Христовы (а в молитвах до и после причащения неоднократно говорится, что мы причащаемся «во исцеление души и тела») могут быть источником заражения: такую идею выдвинул лишь архимандрит Кирилл (Говорун) в своей статье, содержавшей множество ересей и имевшей эффект «сарафанного радио» в интернете, – поэтому я ее и упомянул.
Но появляются сомнения по поводу самой лжицы, и начинаются дискуссии: одни особенно отмечают, что лжица касается рта верующих, а другие – что, будучи пропитанной частицами Тела и Кровью Христовыми, она становится «дезинфицированной» и защищенной через освященные хлеб и вино. Последние также обращают внимание на потребление священником оставшихся после причастия мирян Святых Даров: это обычно происходит в больших церквях, где среди прихожан обязательно найдутся болящие разными недугами, но священник так ничем и не заболевает. Они также утверждают, что во времена страшных эпидемий древности священники причащали заразившихся верующих, но сами не заражались. Что касается последнего утверждения, у меня не хватает достоверных данных из документов истории.
С другой стороны, живший во второй половине XVIII века преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе» (собрании священных канонов Православной Церкви с обширными комментариями) в комментарии к 28-му канону VI Вселенского Собора признает, что
«иереям во время чумы следует для причащения больных класть освященный хлеб в какой-нибудь священный сосуд, из которого умирающие и больные могут брать его лжицей или чем-то похожим на нее. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в непопираемое ногами место. Или же делать это каким угодно другим, более надежным и каноничным способом».
Значит, во времена преподобного Никодима (или, возможно, раньше) считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек, которые следовало затем дезинфицировать (считалось, что уксус благодаря содержанию в нем спирта и уксусной кислоты обладает антисептическим и антигрибковым свойствами, хотя для COVID-19 этого было бы недостаточно). Русская Церковь, принимая эти меры, руководствовалась именно данным текстом, также процитированным в «Настольной книге священно-церковно-служителя» великого литургиста XIX века С.В. Булгакова.
И прежде считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек
Считаю, что имеющие достаточно сильную веру и уверенно причащающиеся из одной лжицы ничем не рискуют, и верится, что пошедшие на такие меры Церкви сделали это с расчетом на слабоверных и сомневающихся. В каком-то смысле они руководствовались правилом апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9: 22).
Нужно учитывать, что Причастие не обладает «магическим действием»: как и все остальные Таинства, оно сообщает благодать в полноте, но восприятие благодати соразмерно вере получающего (греческие святые отцы использовали греческий термин «аналогия», который означает пропорцию, соответствие, соразмерность). Апостол Павел говорит (и это повторяется в молитвах перед причащением), что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней», «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27, 29–30).
В любом случае, каждая Поместная Церковь вправе по причине икономии принять все необходимые меры в каждом отдельном случае.
– Вторым поводом для споров стало закрытие храмов и прекращение совершения богослужений.
– Прежде всего, следует отметить, что в большинстве стран не было указа закрывать храмы: в них стали пускать людей лишь маленькими группами, а затем ограничили посещение храмов отдельными лицами. Но меры по самоизоляции сделали поездки в храмы и их посещение мирянами невозможными. Однако в большинстве Поместных Церквей служение Литургии продолжается: в храмы приходят священник, чтец, возможно, даже диакон и алтарник (хотя в Греции даже в монастырях это было объявлено вне закона, что парадоксально для страны, где Православие является основой национальной идентичности и официально признанной религией).
Радикально мыслящие люди развили ряд теорий заговора, увидев в решениях разных стран желание определенных влиятельных группировок уничтожить христианство. Они усмотрели здесь параллели с гонениями первых веков христианства, призывая христиан к сопротивлению и приводя в пример мучеников. Такая позиция, очевидно, является чрезмерно алармистской, а параллели с гонениями первых веков неуместны. От христиан не требуют отречения от их веры и поклонения другому богу.
Параллели с гонениями первых веков неуместны: от нас не требуют отречения от Христа и поклонения другому богу
Церкви не закрываются навсегда, а ограничения на их посещение носят временный характер. Государства в целях защиты своих граждан исполнили свой долг и приняли единственно доступные меры карантина, чтобы свести к минимуму число заражений и смертей и оказать всю возможную медицинскую помощь заболевшим.
Стоит добавить, что церковь нельзя считать магическим местом, полностью защищенным от внешнего мира, где никто не может подхватить никакую болезнь, а уж тем более – очень заразную. Это правда, что в древности во время эпидемий у людей был другой подход: они, наоборот, собирались в храмах, а число крестных ходов увеличивалось. При этом мы забываем, что церкви превращались в своего рода хосписы и даже склепы. Так, во время сильных эпидемий в Византийской империи в церквях часто можно было увидеть сотни сваленных в груду трупов.
В обязанности Церкви входит защита здоровья и жизни верующих, но также и тех, кого они могут заразить вне церкви, чтобы не усложнять работу представителей здравоохранения, которым, если они не будут справляться с огромным числом заболевших, придется прибегнуть к установлению «очередности медицинской помощи» – иными словами, оставлять наиболее ослабленных умирать. К тому же, если у нас одновременно слишком много летальных исходов, нет гарантии, что их можно будет похоронить: нам было очень грустно видеть в Италии колонны армейских грузовиков, набитых десятками мертвых тел, направлявшихся прямо к крематорию, без присутствия родных или каких бы то ни было религиозных церемоний. В Китае тысячи трупов сжигали один за другим, и лишь только через несколько недель их родственники смогли приехать и забрать прах своих близких с переносных платформ, на которых были установлены погребальные урны.
Закрыв себя на карантин, монашеские общины (в том числе и на Афоне) решили защитить своих гостей и паломников от заражения друг друга, но также и самих себя, чтобы им можно было продолжать служить Литургию и исполнять свой важнейший долг (что крайне необходимо нам сейчас): молиться за мир.
– То, что Причастие на некоторое время стало недоступно, представляет для некоторых верующих серьезную проблему. Опять-таки, некоторые горячие головы увидели в этом успешную реализацию заговора против христиан…
– Я не разделяю эти теории заговора, поскольку в них замешаны люди и организации, а также потому, что, как сказал выше, эпидемии являются повторяющимся и цикличным явлением в истории человечества. Однако считаю, что в этой эпидемии и ее последствиях присутствует действие диавола. Позднее расскажу почему.
Касательно недоступности Причастия можно сказать вот что. В данной ситуации очень страдают те, кто привык к причащению раз в неделю (или чаще) и черпает в этом Таинстве великую силу, – и мы их понимаем. В качестве утешения можем вспомнить житие преподобной Марии Египетской, которая за всю жизнь причастилась только два раза: перед началом своей аскетической жизни и прямо перед кончиной; ее житие также гласит, что по традиции того времени жившие в общине монахи удалялись по одному в пустыню на время Великого поста и возвращались в обитель только в Великий четверг, чтобы вместе причаститься. Также можно вспомнить, что большинство удалявшихся в пустыню отцов причащались в лучшем случае раз в год. По необходимости мы в этот Великий пост тоже разлучены с Причастием, и благодаря нашему нынешнему заточению в домах и квартирах (которое в век постоянного движения стало многими восприниматься как суровая пустыня) мы сможем чуточку приобщиться их опыту и извлечь из этого пользу.
Во-первых, сегодня (особенно в рассеянии) Причастие стало частым, тогда как всего несколько десятилетий назад было редким в православных странах. Оно стало настолько частым, что существует опасность превратить его в нечто обыденное. Несколько лет назад разговаривал об этом с епископом Афанасием (Евтичем), и он сказал, что было бы полезно периодически воздерживаться от причащения на некоторое время, чтобы пробудить в себе чувство серьезности и необходимости этого Таинства и приступать к нему с подлинным желанием.
Полезно периодически воздерживаться от причащения – чтобы пробудить в себе чувство благоговейного отношения к Таинству
Во-вторых, можем вспомнить, что действие Причастия не проходит после его вкушения нами. Его действие соразмерно нашей способности его воспринять, а эта способность касается не только степени нашей готовности к причащению, но и нашего состояния по отношению к нему после приобщения Святых Даров. Чтобы нам помочь, Церковь составила специальные молитвы перед причащением и после него. Знаю несколько духовных отцов, которые советовали своим духовным чадам читать благодарственные молитвы после Святого Причастия каждый день до следующего Причастия, чтобы постоянно помнить о том, что они приобщились бесценных Даров и позволили благодати продолжать действовать в них.
– Что можно сказать о невозможности посещать религиозные службы?
– Думаю, вполне возможно совершать их дома. Это, в первую очередь, так называемое богослужение мирянским чином, совершаемое в отсутствии священника: обедница (или изобразительны) вместо Божественной Литургии; хотя, конечно, она не может полностью заменить Литургию, так как лишена самого важного элемента – бескровной Жертвы, совершаемой только пресвитером. У многих верующих имеются богослужебные тексты дома (особенно молитвенники для мирян, специально рассчитанные для чтения некоторых служб в отсутствие иерея); также большинство текстов можно найти в интернете.
Помимо этого существует практика Иисусовой молитвы: на горе Афон маленькие общины или отдельные анахореты, живущие в «пустыне» и без священника, заменяют уставные службы определенным числом молитвенных обращений ко Христу, Богородице и святым. Старец Ефрем Катунакский, ссылаясь на святителя Иоанна Златоуста, говорил: «Люди в миру, если не могут пойти в церковь ни в субботу, ни в воскресенье, могут в этот час самих себя сделать жертвенниками через молитву».
В православных странах также возможно смотреть трансляцию Литургии по телевидению или онлайн, как делают многие старики и больные люди, не имеющие возможности ездить в храм. Это не заменит настоящего участия, физического присутствия в молящейся общине, но мы, тем не менее, имеем возможность присоединиться к службе и ощутить сопричастие совершаемому в это время общественному служению, когда церковная община распространяется за рамки видимого присутствия молящихся (так называемое «общение святых»).
– В своем недавнем интервью митрополит Пергамский Иоанн (Зизюлас) осудил решение ряда Поместных Церквей закрыть храмы и прекратить совершать богослужения, сказав, что если Литургия перестает совершаться, то Церковь прекращает быть Церковью. Что вы на это скажете?
– Позиция митрополита Иоанна (Зизюласа) понятна в свете его персоналистского учения, ставящего на первый план вопросы общения и, соответственно, отождествляющего Литургию скорее с собранием верных (синаксисом), а не с собственно Евхаристической Жертвой. На самом деле Литургия продолжает совершаться во всех Поместных Церквях, монастырях и даже среди маленьких групп верующих во многих храмах. Вот что важно. Значение Литургии не зависит от числа присутствующих участников; точно так же ценность и полнота Евхаристической Жертвы не зависят от количества отслуженных Литургий. Когда Литургию совершают одновременно сотни тысяч церквей, они осуществляют (это точный перевод слова анамнесис, описывающего сердцевину Литургии) Единую Жертву Христову. Если представить, что лишь одна из Поместных Церквей продолжала бы служить одну-единственную Литургию, то и в этом случае она совершалась бы во всей полноте, ибо Литургия охватывает всю вселенную.
Даже если только одна Церковь служила бы одну-единственную Литургию, то и тогда Литургия совершалась бы во всей полноте
Касательно верующих следует вспомнить, что Литургия святителя Василия Великого ясно предвидит возможное отсутствие верующих. Одна из ее молитв гласит: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин оставльшихся» – «Помяни, Господи, предстоящий народ и по важным причинам отсутствующих», – определенным образом связывая их с присутствующими верными и получаемой ими благодатью.
– Как жить в самоизоляции? Очевидно, она представляет собой проблему для современников…
– Нам повезло, что объявленный государствами карантин частично совпал со «священным карантином» Святой Четыредесятницы. В это время мы, православные, по традиции ограничиваем наши увеселительные прогулки, досуг и потребление; также используем это время тишины и уединения, чтобы вернуться к своему внутреннему миру, читать больше духовной литературы и больше молиться. На все это у нас есть опыт прошлых лет; нам лишь придется продлить подвиги на несколько недель.
В целом такое «заточение» есть хорошая возможность для исихии (родной для православной духовности), состояния уединения и особенно внешнего и внутреннего безмолвия; отдыха от непрестанного движения, шума и стресса, связанных с обычными условиями жизни; и «заселения» своего внутреннего «обиталища», которое отцы-исихасты называют «место сердца».
Изоляция также помогает парам и детям быть вместе дольше обычного, и это полезно для всех. Конечно, это не всегда воспринимается как нечто само собой разумеющееся, поскольку некоторые не привыкли находиться вместе долгое время; но карантин может стать возможностью для усиления родственных уз.
Однако возврат к своему внутреннему миру, к супружеской и семейной жизни не должен быть за счет забвения других. Раздача милостыни, являющаяся обычной великопостной практикой, может перерасти в оказание более продолжительной и регулярной помощи нашим знакомым, страдающим от болезней, одиночества и чрезмерной тревоги. В этом отношении современные средства коммуникации очень помогают.
Заметил, что многие наши соотечественники стали активно заниматься спортом в своих домах и квартирах. В течение Великого поста мы привыкли делать немало земных поклонов. Их число можно увеличивать (монахи совершают от 300 поклонов в день, некоторые даже до 3000 в день!). Патриарх Сербский Павел, совершавший такое правило каждый день до 91 года (его остановила лишь травма колена), говорил, что земные поклоны являются лучшей «гимнастикой» и гарантируют поддержание хорошей формы.
(Окончание следует.)
С Жан-Клодом Ларше
беседовал протоиерей Живко Панев
Перевел с английской версии Дмитрий Лапа
Книги Ларше Жан-Клода в интернет-магазине «Сретение»
26 июля 2016 20:29
Новый теракт во Франции. На этот раз двое вооруженных ножами преступников захватили заложников в католической церкви. Погиб священник — ему перерезали горло. Еще одна женщина — в критическом состоянии. Нападавшие уничтожены, арестован подозреваемый в причастности к теракту. Уже известно, что за нападением стоит ИГИЛ (группировка запрещена в РФ). А один из экстремистов числился в базе данных спецслужб. И все это — в окрестностях Руана, на малой родине президента Олланда.
В это утро на службе их было шестеро, священник, трое послушниц и двое прихожан. Людей немного, все-таки начало рабочего дня. Они вошли уверенно и громко, вспоминает одна из заложниц. Мужчины достали ножи и сразу направились к кюре.
Детали расправы леденят душу. 86-летнего священнослужителя поставили на колени, он пытался сопротивляться, тогда ему перерезали горло. Потом стали читать проповедь на арабском, прямо у алтаря, пытались казнить еще одного заложника, также варварски, ранили двух других и снимали все на мобильный телефон. На выходе из церкви их застрелила полиция.
24-летний алжирец Саид Ахмел Глам в апреле прошлого года уже сидел несколько суток в участке. Еще тогда он планировал нападение на церковь под Парижем. При обыске у него нашли бронежилеты, боеприпасы, оружие и документы, подтверждающие связь с ИГИЛ.
Но все это, похоже, не насторожило полицию. Второго, 19-летнего француза, следователи опознали почти сразу по электронному браслету. Увлеченный радикальным исламом, он дважды пытался уехать в Сирию, его ловили в Турции и отправляли обратно, то в Мюнхен, то в Женеву. Швейцарцы посадили в тюрьму, потом экстрадировали во Францию, предупредив коллег — мужчина опасен и планирует совершить теракт.
Но французская судья предпочла освободить радикала, при условии, что он будет отмечаться в жандармерии и наденет браслет. Прогулки строго по расписанию с 8:30 до 12.:30 утра. Атака случилась в 9:43. Это произошло в центре города, до мэрии отсюда всего несколько сот метров. Жители, все как один, говорят, они слышали стрельбу и были больше удивлены, чем испуганы. Это не курортное и вовсе не людное место, чтобы этим привлечь джихадистов.
Но это первое нападение на церковь, на символ католической веры, и не где-то, а на малой родине президента Франсуа Олланда, в пригороде Руана. Все местное духовенство сочло это ударом в сердце французской республики, веры и ценностей. Осудили теракт и местные мусульмане.
Впрочем, вопросов к властям и полиции опять много. Этот пригород еще два года назад называли гнездом радикального ислама. Из местной мечети вышел один из палачей ИГИЛ, француз Максим Ошар. Но то ли не хватило внимания, то ли Франция уже не в силах выявить все спящие ячейки, которые, как по цепи, одна за другой просыпаются и устраивают все более частые и непредсказуемые атаки. Стражи порядка вновь и вновь оказываются к ним не готовы.
Читать в полной версии (Фото: сервис Google Street View)
Пастор российской церкви христиан веры евангельской «Пробуждение» в Брянске Михаил Бирюков назвал грубейшей клеветой информацию о том, что двое функционеров церкви заразили коронавирусом нескольких прихожан.
Ранее РЕН ТВ и Telegram-канал «Опер слил» сообщили, что в отношении двоих функционеров церкви «Пробуждение» возбуждено уголовное дело по ст. 236 УК (нарушение санитарно-эпидемиологических правил). По их данным, церковные функционеры вернулись из Испании, нарушили выданное им постановление об изоляции и посетили богослужение в доме Бирюкова, где находились еще девять прихожан. После этого у вернувшихся домой жителей Брянска и еще нескольких членов церкви выявили COVID-19.
«Мама одного из членов нашей церкви, никакого отношения к церкви не имеющая, со своим сыном прилетела из Испании в Москву. Кто ее проверял, как проверял, неизвестно. Наш прихожанин поехал на машине встречать маму и брата, привез их в Брянск. Никаких предписаний, никаких запретов (на тот момент у вернувшихся из Испании родственников прихожанина. — РБК) не было. Являясь членом нашей церкви, в воскресенье он пришел на богослужение», — сообщил Бирюков.
Пастор уточнил, что после богослужения он позвал прихожанина в баню. «Мы парились там с мужчинами, пили чай. Соответственно, это все контакт», — сказал он. По его словам, только спустя несколько дней маме прихожанина церкви дали предписание находиться в изоляции. «Нашему брату вообще не дали никакого предписания», — добавил он.
Позже Бирюков узнал, что у прихожанина и его матери подтвердился коронавирус. После этого прихожане и служители ушли в режим самоизоляции, богослужения начали проводить онлайн, у всех взяли анализы на COVID-19, отметил пастор. Примерно у 20 прихожан, а также у самого Бирюкова, подтвердился коронавирус.
«Я тоже оказался носителем, хотя у меня не было никаких симптомов, и сейчас я чувствую себя прекрасно. Среди прихожан нет людей в тяжелом состоянии. Только у одной женщины была пневмония, но сейчас она пошла на поправку, ходит, улыбается. А многие вообще не испытывают никаких симптомов», — объяснил он.
После этого случая прихожанам церкви начали поступать угрозы, добавил священнослужитель.
О возбуждении уголовного дела в отношении матери и сына в Брянске 31 марта сообщал областной оперативный штаб. Постановление о возбуждении дела опубликовал телеканал «Городской». В документе говорится, что 13 марта два человека прибыли из Испании в Москву, 14 марта приехали в Брянск. 16 марта им вручили постановление о том, что они должны соблюдать режим самоизоляции с 14 марта. Однако они проигнорировали документ, «в результате чего массово заразили» более чем четырех человек, уточняется в постановлении. Подлинность документа РБК подтвердили в пресс-службе областного управления МВД, отказавшись уточнить детали.
РБК направил запрос в пресс-службу УМВД по Брянской области.
В пресс-службе губернатора и правительства Брянской области РБК сообщили, что управление информационного обеспечения деятельности губернатора Брянской области и правительство региона не располагают информацией по этой ситуации.
Полная версия материала доступна только на сайте