Причастие как особая глагольная форма обозначает признак по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? каков? какова? каково? каковы? что делающий? что делавший? что сделавший? что сделанный?
Узнаем, на какие вопросы отвечает причастие, если определим, что эта особая глагольная форма выражает признак предмета, сопряжённый с действием.
Определение Причастие — это особая глагольная форма, которая обозначает признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны.
В связи с этим в грамматике русского языка различают действительные и страдательные причастия. Имеем в виду, что на определённые вопросы отвечает причастие в зависимости от залога и наличия полной или краткой формы.
Содержание
Действительные и страдательные причастия
Действительное причастие имеет значение признака по действию, производитель которого является непосредственно действующим лицом.
Понаблюдаем:
- улыбающийся ребенок;
- решивший задачу ученик.
Слова «улыбающийся» и «решивший» выражают признак предмета, носитель которого сам выполняет действие. Эти словосочетания причастия с именем существительным можно представить в виде синтаксической конструкции с местоимением «который» и однокоренным глаголом:
- улыбающийся ребёнок — это ребенок, который улыбается;
- решившая задачу ученица это ученица, которая решила задачу.
Такая трансформация действительного причастия в глагол доказывает, что признак, обозначенный причастием, соотносится с действием, выполняемым или уже совершённым определённым лицом в настоящем или прошедшем времени.
Страдательные причастия обозначают признак действия, которое испытывает предмет или лицо извне, со стороны:
- изучаемый мной иностранный язык — иностранный язык изучаю я;
- нарисованная картина — картину нарисовал художник;
- покрашенные перила — перила покрасили маляры.
А теперь выясним, какие вопросы можно задать к действительным и страдательным причастиям, имеющим полную и краткую форму.
Вопросы к полным и кратким причастиям
Причастия выражают признак предмета, чем сходны с именами прилагательными. Исходя из этого, причастия в полной форме отвечают на аналогичные вопросы:
Причастия и прилагательные, хотя отвечают на схожие вопросы, обозначают всё же разные признаки предметов.
Причастие | Отглагольное прилагательное |
---|---|
1. Обозначает признак действия. Образуется от глагола. Рассеянные ветром тучи (рассеять) |
1. Обозначает постоянный признак. Образуется от причастия. Рассеянный (невнимательный человек) |
2. Может иметь приставки. Позолоченный рожок |
2. Часто не имеет приставок. Золоченое кольцо |
3. Может иметь зависимые (пояснительные слова). Раненный в руку |
3. Не имеет постоянных слов. Раненый солдат |
4. Заменяется придаточным определительным. Тучи, которые рассеял ветер |
4. Заменяется синонимом. Рассеянный — невнимательный |
Чтобы отличить причастия от прилагательных, можно задать вопросы, совпадающие с этой глагольной формой в грамматической форме.
Скрипач, (что делающий?) играющий увертюру, начинает концерт памяти Рахманинова.
Море, (что делавшее?) плескавшееся с тихим рокотом у скал, здесь совершенно прозрачное.
На объект, (что делаемый?) охраняемый сторожевыми собаками, прибыл грузовик.
Ветви деревьев, (что сделанные?) тесно сплетенные вверху, создают зеленый тенистый коридор.
Итак, к действительным причастиям в полной форме задаются вопросы:
К страдательным причастиям прошедшего времени в полной форме поставим вопросы:
- что сделанный? уложенный;
- что сделанная? уложенная;
- что сделанное? уложенное;
- что сделанные? уложенные.
Страдательные причастия в краткой форме обычно являются сказуемыми в предложении и отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
К ним можно также задать дополнительные вопросы: что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?
Его лоб (каков? что сделан?) изборождён морщинами.
Река (какова? что сделана?) скована льдом.
Здание театра (каково? что сделано?) закрыто на ремонт.
Мы (каковы? что сделаны?) убеждены в своей правоте.
Краткое причастие — это форма, которую образует полное страдательное причастие настоящего или прошедшего времени. Краткое причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Чтобы понять, что такое краткое причастие в русском языке, вспомним, что краткие формы имеют также качественные прилагательные. Но они обозначают качество, непосредственный постоянный признак предмета, не связанный с течением времени:
- рассеянная девочка — девочка (какова?) рассеянна и невнимательна;
- воспитанная ученица — ученица (какова?) воспитанна и серьезна.
Какие причастия образуют краткие формы?
Понаблюдаем:
- гонимый волной к берегу — гоним волной к берегу;
- читаемая на бегу книга — книга читаема на бегу;
- ведомое им содружество — содружество ведомо им;
- спиленное дерево — дерево спилено;
- рождённая в июле — рождена в июле;
- прибитая картина — картина прибита.
Правило Краткие причастия пишутся всегда с одной буквой «н».
Краткое причастие можно заменить однокоренным глаголом в отличие от кратких форм прилагательных.
Грамматические признаки кратких причастий
Краткие формы страдательных причастий изменяются по числам:
- рукав залатан — дырки залатаны;
- карандаш заточен — карандаши заточены;
- гвоздь забит — гвозди забиты.
Краткое причастие в форме единственного числа изменяется по родам:
- потолок закопчен ;
- стена закопчена;
- окно закопчено
Запомним, что краткое причастие, как и краткая форма прилагательного, не изменяется по падежам.
В предложении краткая форма причастия согласуется с существительным (местоимением) в роде и числе и является, как правило составным именным сказуемым.
Примеры
Глубокая колея вся засыпана пожухлыми листьями.
К вечеру подаренная игрушка была сломана малышом.
Звездное небо над головой никем не измерено.
Дно залива тщательно исследовано аквалангистами.
В глиняном кувшине настояны целебные травы.
Тест на тему «Краткое причастие» для седьмого класса поможет узнать уровень подготовки школьника к данной теме. Чтобы ответить на вопросы, представленные в тесте, можно ознакомиться с нужной информацией по теме на нашем сайте. Здесь подробно описаны правила русского языка и их применение. Более того, некоторая часть информации, представленная нашими экспертами здесь, не входит в школьную программу и помогает лучше усвоить материал ребенку.
Образование кратких причастий всегда происходит от полных основ той же части речи, имеющих характеристику страдательных, прошедшего и настоящего времен. Правила, по представленной здесь теме, ученики подробно изучают в седьмом классе: возникновение этой части речи произошло от страдательного полного причастия, к основе которого добавилось окончание –ая/яя-, -ый/ий, -ое/ее, -ые/ие- в зависимости от их принадлежности к какому-либо числу (единственному или множественному) и роду (их три: мужской, женский и средний) нужного слова в конкретном случае. Также дети будут изучать более подробно вопросы по этой теме в старших классах: десятом и одиннадцатом, при подготовке к ЕГЭ (единый государственный экзамен).
Кроме того, большинство учителей русского языка и литературы повторяют образование этого элемента языка в девятом классе, чтобы дети были лучше подготовлены к ОГЭ (основной государственный экзамен), хотя в учебную программу девятого класса это не входит. Изучаемая сейчас часть речи должна отвечать на вопросы краткого прилагательного: — Каков? (Саша рассеян (кр. прич.) – образовано от – Рассеянный Саша – какой? ) — Какова? (Картина написана (кр. прич.) – образовано от – Написанная картина – какая?) — Каково? (Платье надето (кр. прич.) – образовано от – Надетое платье – какое?) — Каковы? (Лекарства выпиты (кр. прич.) – образовано от – Выпитые лекарства – какие?) В предложении краткое причастие — часть составного сказуемого. Например: Ученики сегодня были невнимательны (были каковы?). Грамотное употребление данных элементов русского языка возможно только в настоящем и прошедшем времени. Например: — Телевизор включен (пр. вр.) — Дети накормлены (пр. вр.) — Старшеклассники уверены (н. вр.) в своих знаниях.
Очень важно не путать краткие причастия с краткими прилагательными. Зачастую, это бывает очень сложно сделать. Некоторые эксперты и языковеды советуют задавать вопрос что сделан, что делан. Хотя, как известно, таких слов не существует, и с лингвистической точки зрения задавать такие вопросы крайне неправильно и неграмотно. Например: — Буквы прописаны (что сделаны?) – Буквы большие (какие?) — Урожай собран (что сделан?) – Фрукты вкусные (какие?)
После приведения этих примеров становится ясно, что предложенные вопросы что делан, что сделан задать прилагательному невозможно, тогда как два первых примеров отвечают на эти вопросы. При образовании этой сложноизучаемой части речи добавляемое окончание зависит от рода и числа существительного, к которому оно и относится. Например: — Домашняя работа сделана (здесь изучаемая нами часть речи употреблена в прошедшем времени, далее определяем род и число по подлежащему-существительному работа: работа — существительное женского рода единственного числа, употреблено в именительном падеже) — Цветы посажены бабушкой в саду (краткое причастие употреблено в прошедшем времени, находим существительное, от которого зависит причастие — в данном предложении цветы — множественное число; род определить невозможно) — Этот роман очень читаем (читаем в этом предложении употребляется в единственном числе в мужском роде (роман — он мой), время — настоящее) — Город, в который они хотят переехать, основан совсем недавно (в этом предложении краткое причастие основан употреблено в прошедшем времени, существительное город, по которому определяется под и число краткого причастия, имеет единственное число и мужской род) Отдельно стоит отметить, что некоторые полные страдательные причастия не имеют краткой формы. Например: — Идущие по улице люди — Писавшие на бумаге дети
Расскажи друзьям