Генрих VIII (1509-1547) и Реформация
Рост национальной экономики в Англии и Уэльсе, отвечавший запросам процветающих юго-восточных областей Англии, соответствовал политическому значению этой части страны, доминировавшей как в самой Англии, так и на Британских островах. Это во многом определило политическую составляющую кризиса, вызванного Реформацией. Генрих VIII значительно укрепил государство, придав ему достаточный импульс, чтобы оно смогло справиться с проблемами, возникшими впоследствии, когда на престол всходили несовершеннолетний монарх, две незамужние женщины и новая иноземная династия Стюартов. Генрих стремился укрепить и распространить свою власть.
При воцарении юного Генриха мало кто мог предполагать, что его правление пройдет под знаком религиозных конфликтов. Ересь лоллардов не имела сколь-нибудь заметного продолжения, и хотя церковные богатства и привилегии уже давно подвергались нападкам, набожность и благочестие в простом народе вовсе не шли на спад, о чем свидетельствует активное церковное строительство и культы местных святых.
Генрих VII взошел на трон в результате военной победы, но сам вовсе не отличался особой воинственностью. Генрих VIII, напротив, считал себя королем-воителем. Первые годы своего правления он посвятил активной деятельности на международной арене, впрочем, скорее преследуя цель возвышения свой династии и личного престижа, чем выражая национальные интересы. Генрих лично возглавлял походы против французов в 1513 и 1523 гг., одержав победу в Битве шпор (1513 г.). Его главный министр Томас Вулси, умный и сребролюбивый сын ипсвичского мясника, достиг высших чинов в церковной и государственной иерархии благодаря благоволению короля, став архиепископом Йоркским (1514 г.), Кентерберийским (1515 г.) и лордом-канцлером (1515-1529 гг.). Вулси предоставлял средства для проведения дорогостоящей внешней политики Генриха. Однако война, стоимость которой резко возросла с увеличением артиллерии, возведением новых укреплений и строительством кораблей, создавала существенные финансовые затруднения. В 1525 г. попытка ввести «дружескую ссуду», чтобы оплатить военные расходы, привела к мятежам, заставившим власти отказаться от этого налога.
Положение Генриха осложнялось скорее династическими проблемами, чем народным недовольством. Отсутствие у него законного сына поставило перед страной вопрос о престолонаследии. Первая жена Генриха, Екатерина Арагонская, родила пятерых детей, но из них выжила только одна — Мария. В Англии, в отличие от Франции, женщины имели право наследовать корону, однако высказывались серьезные сомнения в успешности возможного женского правления. Генрих стремился развестись с женой еще до того, как влюбился в Анну Болейн. Папа не давал согласия на развод, поскольку племянник Екатерины, император Карл V, был самым могущественным правителем в Италии. Гнев, охвативший Генриха, привел сначала к опале Вулси (1529 г.), а затем к отрицанию папской юрисдикции над английской церковью. Преамбула к «Акту об ограничении апелляций » от 1533 г. гласила: «Английская держава — это империя, и как таковая признана во всем мире, и управляется единым главой и королем, имеющим достоинство и положение императорской короны».
Тем самым впервые имперский статус приписывался государству, а не короне. Объявив Англию империей, король выводил ее из-под юрисдикции любой другой стороны. Сходным образом связать королевскую власть с имперским достоинством стремился Яков V, король Шотландии (1513-1542), хотя он не возвысил шотландский Парламент до того уровня, на котором находился английский в 1530 г.
Генрих VIII утвердил главенство законов, издаваемых Парламентом. В 1534 г. в статутах и декларациях впервые появился титул «величество», а по Акту о супрематии, вышедшему в том же году, Генрих объявлялся «Верховным главой» английской церкви. В качестве образца его приверженцы привлекали пример ветхозаветных царей Израиля. Это верховенство укрепляло тюдоровское владычество, подчеркивая необходимость безусловного повиновения воле монарха, и сосредоточило основные усилия правительства на изменении тех аспектов церковной организации и обычаев, которые были признаны враждебными существующему строю или неприемлемыми для него, например, святилища и паломничество. Была разрушена гробница Беккета в Кентербери — символ противостояния королевской власти. Еще в 1533 г. английский суд позволил Генриху аннулировать свой брак. Король женился на Анне Болейн, и у них родилась дочь Елизавета. Актом о престолонаследии от 1534 г. дети от брака с Болейн провозглашались законными наследниками престола, тогда как Мария была объявлена незаконнорожденной. Однако то, что у Анны не было сына, осложняло ее положение, и она пала жертвой борьбы придворных партий. Анна была осуждена и казнена по сфальсифицированному обвинению в супружеской измене в 1536 г., ее брак был объявлен незаконным, а ее дочь Елизавета — незаконнорожденной. Затем Генрих женился на тихой и незлобивой Джейн Сеймур. В 1537 г. она родила королю сына Эдуарда, но вскоре умерла.
На все эти перемены наложилась общая нестабильность религиозной ситуации, ставшей еще более шаткой с началом Реформации, ознаменовавшимся действиями Мартина Лютера, который в 1517 г. в Германии бросил вызов папскому престолу. Сначала Англия никак не реагировала на новое течение. Перевод Нового Завета на английский язык, выполненный Уильямом Тиндейлом с греческого под влиянием Лютера, был издан в Германии в 1525-1526 гг. и контрабандой завезен в Англию; однако Генрих отличался консервативностью в вопросах вероучения. В 1521 г. он написал книгу «Assertio Septem Sacramentorum», направленную против Лютера, и получил звание «Защитник веры» от папы Льва IX. Точно так же шотландский король Яков IV ежегодно совершал паломничества в Уиторн, Тейн и другие шотландские святилища, а Яков V часто посещал святилище Богоматери Лореттской близ Масселборо.
До разрыва Генриха с Римом в Англии насчитывалось очень небольшое число протестантов, но ссора короля с папским престолом ослабила традиционный авторитет Рима. Вопрос о том, что было бы, если бы Генрих сохранил дружественные отношения с папами, носит исключительно умозрительный характер. Протестантские настроения усиливались, но сами протестанты все еще представляли собой меньшинство с ограниченным политическим влиянием, хотя успех популистских законов 1529-1530 гг., направленных против совмещения церковных должностей, свидетельствует о народной поддержке антицерковных действий. В Шотландии начиная с 1520-х гг. лютеране пользовались значительной популярностью в портовых городах восточного побережья. Возможно, именно по этой причине местное население позднее больше склонялось к епископальной системе, чем к пресвитерианству кальвинистского толка.
В 1530-х гг. разрыв Генриха с папством и усиление протестантских настроений в близких к королю кругах побудили монарха сблизиться с лютеранами, хотя сам он вовсе не был протестантом и не желал ослабления католического вероучения: Кроме того, вследствие объявления короля верховным главой церкви все религиозные вопросы превращались в политические, а раскольничество приравнивалось к прямому противостоянию королевской власти. Акт о государственной измене от 1534 г. распространял это понятие на слова (а не только поступки) и на отрицание верховного положения короля в английской церкви. Интеллектуал и гуманист сэр Томас Мор, энергично преследовавший протестантов, ушел с поста лорда-канцлера (1532 г.) в знак несогласия с разводом Генриха, был заключен в тюрьму за отказ принести клятву, требуемую Актом о Престолонаследии, и казнен за государственную измену в 1535 г. после сфальсифицированного процесса.
В конце 1530-х гг. английская внутренняя политика сместилась в сторону протестантизма, отчасти благодаря влиянию главного министра Томаса Кромвеля. В 1535 г. вышел первый полный перевод Библии на английский язык, выполненный Майлзом Ковердейлом и посвященный Генриху VIII. Генрих объявил, что «слово Божье» свидетельствует о справедливости королевского верховенства в церкви, и это обусловило появление английского перевода. В 1537 г. была опубликована официальная английская Библия, а в 1538 г. вышел указ, по которому каждая приходская церковь должна была приобрести свой экземпляр. Доступность английской Библии изменила привычки читателей и способствовала переносу основного упора на личное благочестие, а не на жития и посредничество святых. Монашество, один из самых явных символов и важнейших составляющих католической церковной организации, учреждение, подвергавшееся яростным нападкам со стороны протестантов-реформаторов и издавна вызывавшее антицерковные настроения в народе, было уничтожено в 1536-1540 гг.: за актом, распускавшим небольшие монастыри и передававшим их имущество короне, последовал роспуск всех прочих обителей.
Роспуск монастырей был крайне непопулярной мерой. Несмотря на отдельные злоупотребления, они все еще играли важную роль как в духовной жизни страны, так и в местной экономике. Кроме того, общество, неохотно шедшее на перемены, воспринимало такие радикальные шаги с тревогой. Это также приводило к возникновению преувеличенных слухов. Например, в Линкольншире поговаривали, что Генрих намеревается ограбить приходские церкви и обложить налогом крупный рогатый скот и овец. В результате в 1536 г. Линкольншир и Йоркшир охватили крупномасштабные волнения, а в Норфолке в 1537 г. возник заговор Уолсингема. Эти мятежи были ослаблены нежеланием большинства населения идти против короля. Линкольнширские «повстанцы» в 1536 г., очевидно, считали себя демонстрантами: они приносили клятву верности, заявляли о своей приверженности к Генриху VIII и утверждали, что его сбивают с толку злые министры, особенно Кромвель. Не убежденный этими изъявлениями преданности, Генрих послал против них войска во главе с герцогом Саффолком. В Йоркшире крупные силы восставших, насчитывавшие более 30 000 человек, во главе с Робертом Эском, называвшим это восстание Паломничеством милости, требовали прекратить роспуск монастырей, удалить Кромвеля, восстановить верховенство папского престола и признать наследницей Марию Тюдор. Обещание Генриха простить мятежников и сделать некоторые уступки заставило вождей распустить войска, но эти обещания так и не были выполнены, а вожди восставших были казнены в 1537 г.
Обширные монастырские имения могли бы служить постоянным источником дохода и тем самым могуществом для короны, но вместо этого они превратились в центры аристократического и дворянского влияния, поскольку они были проданы, чтобы окупить военные приготовления Генриха и неудачные войны с Францией и Шотландией. Многие земли перешли к богатым и знатным родам, но король смог вознаградить своих главных приверженцев и создать «новых людей». Например, Джон Расселл, служивший Генриху в качестве дипломата, администратора, адмирала и полководца, получил от короля земли Тэвистокского аббатства в Девоне и Уобернского аббатства в Бердфордшире от его преемника, став графом Бедфордом в 1550 г. Его преемники, получившие титул герцога и носящие его по сей день, приобрели значительное политическое влияние в Девоне и Бердфордшире. Таким образом складывалась новая политическая география, в основных чертах сохранявшаяся вплоть до окончательного упадка аристократии в конце XIX в., и появились заинтересованные круги, состоявшие из многих могущественных и талантливых представителей элиты и готовые защищать осуществившиеся изменения. Роспуск монастырей составлял часть процесса (одновременно его же символизируя), в ходе которого происходил главный общественный сдвиг к доминированию светского управления.
Поддержка протестантизма возрастала не только в правительственных кругах, но и в народе, хотя и оставалась в общем довольно непоследовательной. Оказалось гораздо проще уничтожить или видоизменить институты и обряды церковного католицизма — лишить его общего художественного антуража — витражей и фресок — или запретить паломничество, чем создать новую и прочную национальную церковную систему или внушить населению любовь к протестантизму. Хотя, с другой стороны, представления о прямом личном общении с Богом вдохновляли людей на пылкую набожность и благочестие, и подобным людям суждено было сыграть важную роль в истории Англии и Шотландии. Неграмотность, ограничивавшая круг возможных читателей переводов Библии, нехватка умелых протестантских проповедников и нежелание простого населения отходить от привычной религии — все это сдерживало распространение протестантизма, хотя его влияние при дворе Генриха VIII и в Лондоне создало ему гораздо более значимое положение, на которое он не мог бы рассчитывать, исходя из численности своих сторонников. Томас Кранмер, реформатор, состоявший в тайном браке, услугами которого Генрих воспользовался при расторжении союза с Екатериной Арагонской, в 1533 г. был поставлен архиепископом Кентерберийским и активно поддерживал протестантское дело.
В конце своего царствования король безуспешно стремился к установлению религиозного единообразия: так, например, в 1546 г. была сожжена на костре еретичка Анна Эскью. Однако непостоянство королевских симпатий не позволяло четко следовать определенному курсу. Шаги против протестантизма, особенно подтверждение католического вероучения Актом о шести статьях (1539 г.) и быстрый развод Генриха с четвертой женой, непривлекательной Анной Клевской (1540 г.), были связаны с падением и казнью Кромвеля в 1540 г. Анна не была протестанткой, а ее брат придерживался реформаторского направления в католичестве. Затем Генрих женился на Екатерине Говард, представительнице консервативного рода Говардов, но в 1542 г. она была казнена по обвинению в супружеской измене. После этого Генрих, сохраняя приверженность многим аспектам католичества, лишил своей милости Говардов, завещав престол единственному сыну, юному Эдуарду VI и вверив дела правления дяде Эдуарда и брату Джейн Сеймур Эдуарду Сеймуру, который стал протектором королевства и герцогом Сомерсетом. Обоим им суждено было склонить Англию к протестантизму.
Изменения, инициированные Генрихом VIII, имели последствия как в самой Англии, так и за ее пределами.
В Англии они способствовали уменьшению автономии отдаленных областей. Между 1536 и 1569 гг. Тюдоры подавили ряд мятежей. Некоторые из них, особенно восстание Кетта в Норфолке (1549 г.) и Уайетта в Кенте (1554 г.), вспыхивали на юго-востоке, в области, находившейся под сильнейшим королевским контролем и сосредоточившей наибольшие богатства. Другие мятежи поднимались в более отдаленных регионах — на севере и в Корнуолле. Они свидетельствовали о решимости и умении Тюдоров проводить национальную внутреннюю политику. Реформация вызвала повышение обеспокоенности безопасностью и законностью и обострение восприятия правительственных мер в регионах, удаленных от центра власти, находящегося в южной Англии. Природа религии такова, что перемены, подобные роспуску монастырей или введению новых молитвенником, должны были осуществляться в общенациональном масштабе, а это налагало серьезную ответственность на действия королевской администрации. Если Реформация, по крайней мере поначалу, действительно не пользовалась популярностью в народе, хотя это весьма спорный вопрос, то ее проведение позволяет судить о силе тюдоровского правительства. Изменения в приходских церквях были возможны лишь при строгом надзоре за местной властью и облеченной ею элитой. Хотя указы, вносившие изменения в литургию, вызывали недовольство, они тем не менее выполнялись. Это должно означать, что население в целом отличалось законопослушностью, а местная элита следила за исполнением правительственных предписаний. Таким образом, корона сталкивалась с сопротивлением только в тех областях, где непокорство проявляла элита.
Английской короне пришлось также вступить в серьезные конфликты на Британских островах. Отчасти они являлись естественным продолжением давнего противостояния. Это в особенности относится к нежеланию независимой Шотландии следовать английской политике и к ослабевшей власти англичан в Ирландии.
Следующая глава >>
Содержание
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады
- Генрих VIII
- ГЕНРИХ VIII
- Генрих II — Людовик VIII
- Генрих VII (1485-1509)
- Битва при Босуорте и Генрих Тюдор 1483–1509 гг
- Генрих VIII 1509–1547 гг
- Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг
- Генрих VIII Тюдор (Род. в 1491 г. – ум. в 1547 г.)
- Генрих VII, 1485–1509 годы
- Генрих VIII, 1509–1547 годы
- Генрих VII Тюдор 1457-1509
- Генрих VIII Тюдор 1491-1547
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады Теперь мы вынуждены обратиться к тем событиям, которые наполняют собой историю Англии в тот важный период времени, который начинается с
Генрих VIII
Генрих VIII Полагаю, я оскорбила бы моих читателей, если бы предположила, что перипетии правления этого короля известны им хуже, чем мне. Поэтому я избавлю их от необходимости читать еще раз то, что они уже читали, а себя от обязанности излагать то, что я не совсем хорошо
ГЕНРИХ VIII
ГЕНРИХ VIII Генрих был младшим сыном Генриха VII, первого английского короля из рода Тюдоров. Его старший брат, принц Артур, был человек хилый и болезненный. В ноябре 1501 году он вступил в брак с арагонской принцессой Екатериной, но не мог исполнять супружеских обязанностей.
Генрих II — Людовик VIII
Генрих II — Людовик VIII 1519 Рождение Генриха 1187 Рождение Людовика 333 Людовик родился 5 сентября, а Генрих — 31 марта. От первой даты до второй — 207 дней. 1533 Женитьба Генриха 1220 Женитьба Людовика 333 1547 Генрих становится королем Франции 1223 Людовик становится королем
Генрих VII (1485-1509)
Генрих VII (1485-1509) Подобно Карлу II в 1660-1685 гг., Генрих видел свою основную цель в том, чтобы удержаться на престоле. Он вел искусную внутреннюю и внешнюю политику и повысил эффективность существующих правительственных механизмов. Генрих поставил администрацию под свой
Генрих VIII Пятнадцатого апреля 1513 г. по приказу короля Генриха VIII из Плимута вышла эскадра под предводительством адмирала Эдварда Говарда, состоящая из 24 военных кораблей, то есть большинства боевых единиц, которыми располагал английский король на тот момент. Цель
Генрих VIII Генрих VIII (правил 1509–1547) — король Англии, сын и наследник короля Генриха VII, второй британский монарх из династии Тюдоров, один из наиболее ярких представителей английского
Битва при Босуорте и Генрих Тюдор 1483–1509 гг
Битва при Босуорте и Генрих Тюдор 1483–1509 гг В средневековой демонологии Ричард Глостер стоит в одном ряду с королями Иоанном Безземельным и Эдуардом II. Но правду о его двухлетнем правлении (1483–1485) довольно трудно отделить от вымысла – от версии, которую Шекспир
Генрих VIII 1509–1547 гг
Генрих VIII 1509–1547 гг Генриха VIII (1509–1547) можно назвать Гераклом английской истории. С одной стороны, это был средневековый тиран, с другой – эрудит и просвещенный монарх эпохи Возрождения. Он прекратил свойственное эпохе Плантагенетов противостояние между нормандским
Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг
Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг Превратности наследственной монархии таковы, что Генрих VIII, символ королевского могущества, оставил корону 9-летнему мальчику. Архиепископ Кранмер тщательно готовил Эдуарда VI (1547–1553) к его роли, мальчика воспитывал в духе
Генрих VIII Тюдор (Род. в 1491 г. – ум. в 1547 г.)
Генрих VIII Тюдор (Род. в 1491 г. – ум. в 1547 г.) Английский король и глава англиканской церкви, созданной в ходе инициированной им Реформации в Англии. Если взглянуть на любой из многочисленных портретов английского короля Генриха VIII, поражают его глаза – холодные, хитрые и
Генрих VII, 1485–1509 годы
Генрих VII, 1485–1509 годы Завоевав корону в бою при Босу орте, Генрих по возвращении в Лондон поспешил объявить себя очередным королем Англии. Ему достался в наследство нелегкий груз проблем, накопившихся за предыдущие тридцать лет, и некоторое время его положение на
Генрих VIII, 1509–1547 годы
Генрих VIII, 1509–1547 годы Эпоха правления Генриха VIII стала ключевой в английской истории. Достаточно вспомнить, что его страстное желание получить развод с законной женой привело к разрыву с Римской католической церковью, а впоследствии к разрушению монастырей в Англии. В
Генрих VIII Генрих VIII Генрих VIII (1491–1547) происходил из династии Тюдоров. Важнейшими мероприятиями, которые он осуществил в годы своего правления, считаются реформация церкви и секуляризация монастырских земель. Поле смерти отца, Генриха VII, человека крайне скупого и
Генрих VII Тюдор 1457-1509
Генрих VII Тюдор 1457-1509
Генрих VIII Тюдор 1491-1547
Генрих VIII Тюдор 1491-1547 Выдающийся государственный муж и воин, покровитель искусств и науки, поэт и музыкант? Или женоубийца, дерзкий вероотступник, палач оппозиции, человек подлый и безжалостный, готовый пожертвовать всем во имя собственных интересов и ради блага
ERIHJM^
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н’ s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 94(410).07+283(410.1)
Проекты церковной реформы в английских памфлетах и трактатах 1828—1832 годов
Рассматриваются проекты церковной реформы, представленные в английских публицистических произведениях 1828—1832 годов. Уделяется внимание историческому контексту, в котором велась дискуссия о необходимости церковного переустройства. Показано, что церковь Англии первой трети XIX века столкнулась с новыми вызовами, связанными с ростом населения, урбанизацией, популярностью диссентерства и антиклерикальных настроений. Утверждается, что она всецело зависела от светской власти и постепенно лишалась важнейших привилегий. Отмечается, что в публицистике того времени Церковь воспринималась как устаревший институт, нуждавшийся в реформах, поэтому проекты реформ создавали как антиклерикально настроенные авторы, так и искренние «друзья Церкви». Анализируются основные предложения как тех, так и других авторов. Высказывается мнение, что в рассмотренных проектах заметно влияние утилитаристского отношения к религии и духовенству. Автор указывает, что в то же время подобные взгляды зачастую органично сочетают в себе представления как о мирской пользе Церкви, так и о ее духовной пользе в деле спасения душ верующих. Сделан вывод об активном обращении публицистов к переломным моментам в истории Церкви Англии: Реформации и революции XVII века.
Ключевые слова: англиканство; Церковь Англии; церковная реформа; антиклерикализм.
1. Введение
В 1828—1832 годах государственная Церковь Англии находилась в сложном положении. К этому времени она успела столкнуться с вызовами эпохи промышленного переворота. Резкий рост населения и его концентрация в городах привели к тому, что англиканские священники теряли свою паству, в том числе из-за того, что в многонаселенных рай-
онах было мало храмов. Те, кто в поисках лучшей доли переезжал из сел в города, теряли привычную связь с церковным приходом и зачастую не возобновляли ее на новом месте. Они пополняли число диссентеров (протестантов-неангликан) или же становились равнодушными к религии. Отсюда слабое влияние государственной Церкви в среде рабочих. Церковь теряла позиции и в деревне: к диссентерству достаточно активно присоединялись земледельцы. Одной из причин могло являться недовольство десятиной — натуральным сбором в пользу официального духовенства. Также среди диссентеров было много представителей среднего класса, в том числе его верхушки .
Часть неангликан активно боролась за расширение своих прав и уменьшение привилегий государственного исповедания. Переломным стал 1828 год, когда диссентеры получили официальное право заседать в Парламенте. В 1829 году в связи с необходимостью умиротворения Ирландии допуск в Палату общин получили католики . Английский Парламент являлся своеобразным «светским синодом», от которого зависело церковное законодательство. Практика обсуждения церковных дел в ходе соборов духовенства — Кентерберийской и Йоркской конвокации — прервалась в 1717 году. Таким образом, акты 1828—1829 годов не только разрушили основу сложившегося в Англии «конфессионального государства» , став самым значительным шагом в уравнении положения Церкви и сект, но и допустили к решению церковных вопросов лиц, открыто не придерживавшихся англиканской веры.
В 1831—1832 годах в центре английской политической жизни была борьба за «билль о реформе», который должен был упорядочить систему выборов, расширить избирательные права, частично ликвидировать «гнилые местечки» и дать представительство крупным промышленным городам. Так как в октябре 1831 года большинство епископов проголосовало против законопроекта в Палате лордов, а в начале мая 1832 года часть прелатов поддержала поправку, которая, по сути, сводила билль на нет, в обществе усилились антиклерикальные настроения . В июне 1832 года билль был окончательно утвержден, и у духовенства появилась серьезная причина опасаться радикальной церковной реформы.
В обществе закрепилось представление о том, что избранный по новым, более справедливым правилам Парламент сейчас же приступит к исправлению устаревших институтов. Со второй половины XVIII века ли-
берально и радикально настроенные публицисты относили к таковым и государственную Церковь . Известностью пользовались антиклерикальные проекты, предлагавшие радикальное церковное переустройство и сокращение привилегий официального духовенства. В противовес им создавались планы умеренных реформ. Однако законы 1828—1829 годов, дававшие понять, что светская власть способна жертвовать церковными привилегиями в угоду политическим интересам, а также вспышка антиклерикальных настроений 1831—1832 годов внушали мысль о том, что вполне возможна реализация радикального сценария.
В конце 1820-х — начале 1830-х годов издавалось большое число памфлетов и трактатов, посвященных вопросу церковной реформы. Наша задача — рассмотреть сочинения как антиклерикальных авторов, так и искренних «друзей Церкви» и понять, что отличало, а что объединяло эти проекты.
2. Антиклерикальные сочинения
В рассматриваемый период большой известностью пользовался публицистический трактат журналиста Дж. Уэйда «Черная книга». В 1819 году она была впервые издана в виде отдельных брошюр. В 1820—1823 и 1828 годах книга вышла в виде двухтомника. В 1831, 1832, 1835 годах появлялись переработанные однотомные издания. Совокупный тираж составил более 50 тысяч экземпляров . По выражению историка Дж. Кларка, трактат представлял собой «самую резкую критику, какую только можно себе вообразить, трех взаимосвязанных институтов, ха-растеризующих Старый порядок: монархии, аристократии и Церкви» . В настоящем исследовании мы воспользуемся, главным образом, вариантом 1831 года. В нем, в отличие от предыдущих изданий, тема церковной реформы вышла на первое место — ей посвящена первая глава.
По мнению Уйэда, главная беда Церкви в том, что она слишком богата. Публицист оценил ее годовой доход примерно в 9,5 миллионов фунтов (официальный отчет покажет, что он преувеличил его в 2,5 раза ) . При этом большая часть средств принадлежала тем, у кого, как считал Уэйд, практически не было обязанностей: епископам, членам соборных капитулов и священникам-абсентеистам. Абсентеистами называли пасторов, которые не жили в своих приходах и зачастую нанимали за низкое жалование младших священников (curates) для того, чтобы они служили вместо них.
Журналист активно критиковал церковные верхи за кумовство и карьеризм. Он обвинял прелатов в угодливой поддержке правительственного
курса в Палате лордов из-за желания получить место в более богатом диоцезе. Отказ епископов от поддержки «билля о реформе» не заставил Уэйда пересмотреть эти взгляды: он доказывал, что подобный шаг объяснялся желанием «подставить» вигов (видимо, в надежде на приход тори, которым снова можно было угождать) .
В чем же должна была заключаться реформа Церкви? Главное, что предлагал Уэйд, — сократить ее доходы до 1,5—2 миллионов фунтов. Публицист доказывал, что государство может свободно распоряжаться церковной собственностью, так как она является не частной, а государственной, а клир владеет ей лишь на правах бессрочной аренды. Подобные взгляды не были однозначно приняты и вызывали споры среди современников . Но Уэйд напоминал сомневающимся об историческом прецеденте — диссолюции монастырей XVI века, в ходе которой Генрих VIII завладел монастырскими землями.
Предлагалось отменить десятину, которую в Англии того времени должны были выплачивать все граждане, а не только англикане. При этом Уэйд заботился о том, чтобы отмена сбора не позволила лендлордам повысить ренту. Он настаивал: десятину необходимо заменить денежным налогом в пользу государства или заставить землевладельцев выкупать ее.
По мнению публициста, светская власть должна была запретить абсентеизм, плюрализм (порядок, при котором один священник служил в нескольких приходах), кумовство, синекуры. Уравнение доходов епископов должно было помочь в борьбе с карьеризмом. В издании 1832 года (то есть после вспышки антиклерикальных настроений в обществе) предлагалось исключить епископов из Палаты лордов. Доходы рядовых священников тоже предлагалось уравнять .
Также Уэйд поручал светской власти внести исправления в богослужения и катехизис. В частности, они должны были устранить представления о священнике как носителе особой благодати.
Уэйд отказывался признать за Церковью функцию спасения души, считая, что с развитием просвещения религия обречена на угасание: «Там, где сильны невежество и умственная неполноценность, будет сильна и вера <…> там, где силен просвещенный разум, всем станет ясно, зачем нужно хорошо себя вести и без помощи суеверных страхов и надежд» . Но он видел пользу религии в поддержании морали, противостоянии преступности и анархии. Священники, кроме служения религии, по мнению Уэйда, должны были выполнять функции помощи бедным и распространения грамотности и образования. Признавая таким образом «полезность» Церкви для общего блага, он не предлагал совсем отказаться
от ее поддержки государством, считая также, что такая поддержка предотвратит развитие фанатизма *.
Согласно популярному антиклерикальному памфлету Р. М. Беверли «Письмо архиепископу Йоркскому», напротив, главным актом реформы должно было стать разрушение союза Церкви и государства, означавшее лишение Церкви всех земель и привилегий. Она должна была сравняться по положению с сектами. Очистительный «потоп» реформы должен был приблизить англиканских пасторов к идеалу «апостольской бедности» . По замыслу Беверли, государство должно было заботиться лишь о ремонте средневековых соборов, но не как храмов, а как памятников архитектуры. Священники же должны жить только на пожертвования.
Автор считал, что в эпоху Реформации перед епископами встал выбор: идти путем христа или приобрести богатство. Они выбрали второе. Теперь необходимо вернуть их на истинный путь, отобрав у Церкви привилегии и собственность. Памфлетист напоминал, что подобное уже было в XVII веке.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Беверли не поддержал утилитаристскую идею о мирской «полезности» Церкви. Он ценил священников, которые достойно проповедовали «учение о Кресте» (при этом конкретные особенности вероучения и богослужебной практики были для него не важны), а не тех, которые помогали государству поддерживать общественный порядок . В будущем Беверли прямо осудит утилитаристские взгляды .
Легко заметить, что Беверли подразумевал под «реформой» фактическое разрушение существовавшей церковной организации. Такое смешение понятий характерно для антиклерикальных текстов. Оно заметно, например, в газете «Church Examiner and Ecclesiastical Record». Газета выходила с мая по октябрь 1832 года, ее издание явно связано с волной антицерковных настроений, поднявшейся в ходе борьбы за «билль о реформе». В статьях и письмах читателей содержится привычная критика злоупотреблений духовенства, политического курса епископов, отдельных обрядов и т. д., но главные «враги» издателей и авторов — десятина и обязательные сборы на поддержание храма (church rates). Газета яростно защищала право диссентеров не платить Церкви, членами которой они не являются. Читателей призывали саботировать платежи. Таким образом, главный акт будущей реформы, согласно газетным материалам, — отмена обязательных церковных выплат. Главный итог — духовенство будет существовать
* Об истоках и развитии английского религиозного утилитаризма см.: .
только на пожертвования. При этом авторы не скрывали, что радикальные меры равнозначны «разрушению» Церкви. Тем не менее они не отказывались и от термина реформа . Одновременно авторы подчеркивали, что радикальные меры не будут носить антирелигиозный характер, а, напротив, послужат делу религии, обратив клир от мирских интересов к духовным.
Епископов призывали прислушаться к требованиям, напоминая о судьбе обезглавленного Карла I, опоздавшего с уступками. Также отмечалось, что церковные земли, конфискованные в 1640-х годах, можно свободно отобрать снова без компенсации , что еще раз доказывает склонность антиклерикальных авторов апеллировать к истории.
3. Сочинения «друзей Церкви»
Члены Церкви Англии реагировали на антиклерикальную критику и пытались успокоить ее, предлагая сценарии умеренных реформ, которые не предусматривали конфискацию всех или большей части доходов духовенства.
Архидиакон Э. Беренс в книге «Церковная реформа глазами члена Церкви» (1828) доказывал, что с помощью реформы Церковь должна повысить свое положение в общественном мнении, что было особенно важно в эпоху «деспотической власти прессы» ^теш, 1828, p. 15]. Архидиакон предложил подробный план исправления несовершенств, в которых, по его мнению, была повинна незавершенность Реформации, а также политические и религиозные конфликты XVII века, не позволившие ее завершить.
Во-первых, необходимо было повысить дисциплину: улучшить механизм епископского контроля над священниками и систему церковных судов. Нуждалось в упорядочении каноническое право. Во-вторых, нужно было улучшить систему епископского надзора за епархией в целом: для этого следовало лучше платить архидиаконам — помощникам епископов, а также возродить средневековую систему благочиний.
В-третьих, нужно было более благоприятным образом распределить церковные доходы. Беренс убежден: представления об огромных богатствах Церкви неверны. Автор предлагал улучшить положение бедных священников за счет верхушки духовенства, применив для этих целей средства от синекур, которыми пользовались члены соборных капитулов. Также с помощью синекур можно было увеличить доход тех из епископов, которые получали меньше 4000 £ годовых (Беренс считал именно эту сумму минимальной для подобного сана). Духовенство должно было грамотнее управлять доходами, например, письменно зафиксировать сумму пожертвований за требы. Архидиакон также был сторонником коммутации десятины.
В-четвертых, Беренс считал необходимым ограничить нещадно критикуемый обществом плюрализм. Но, по его мнению, можно было разрешить сохранять в руках одного пастора доход не более чем от двух приходов в случае, если эти приходы по отдельности приносили слишком мало.
В-пятых, архидиакон предлагал внести исправления в тексты богослужений, которые сделали бы их менее утомительными и более понятными. Он выражал надежду, что такой пересмотр будет способствовать возвращению в лоно Церкви диссентеров.
В итоге реформ Церковь Англии должна была стать более «эффективной». Под этим подразумевалось более эффективное выполнение священниками своих обязанностей, связанных с богослужениями, посещением больных, помощью бедным .
Проект Беренса приобрел известность и повлиял на других авторов. Ссылки на его работу есть, например, в проекте священника Экастера «Меры по спасению Церкви» (1830). Этот трактат стал дополнением более ранней его работы — «Церковь в опасности от себя самой» (1829). характерно, что сначала Экастер считал, что спасти государственную религию от главной опасности — роста диссентерства — должны епископы. Во второй книге он отказался от этих надежд. Теперь он уповал на институциональную реформу, проводимую Парламентом. Он предугадывал, что противники реформ будут пугать его «ужасами» эпохи Карла I (то есть перерождением реформ в революцию). Но он извлекал из истории противоположный урок: если бы в XVII веке были вовремя проведены реформы, «ужасов» можно было избежать .
Священник призывал законодателей запретить плюрализм, абсентеизм, синекуры. Согласно проекту, епископы могли обсуждать в Палате лордов только церковное законодательство. Доходы епархий должны были быть уравнены до 5000 £ (больше могли получать только архиепископы и епископ Лондона). Несмотря на то, что проект предусматривал создание новых епархий, Экастер считал, что от процедуры останутся денежные «излишки», которые могут быть направлены на помощь бедным приходам. По мнению Экастера, таких приходов было немного. Тем не менее он предложил еще одну меру для их поддержки. С начала XVIII века существовал так называемый «Фонд дара королевы Анны», в который поступали налоги с духовенства («первые плоды» и «десятина» (tenth, не путать с десятиной мирян — tithes), которые до этого шли в государственную казну. Средства фонда направлялись на поддержку бедных пасторов. Но пополнялся он медленно — размер сборов был заморожен на уровне, установленном еще при Генрихе VIII. Экастер предлагал увеличить налоги в соответствии с реалиями.
Для поддержания должного уровня дисциплины среди клира автор призывал возродить предусмотренные в XVI веке строгие экзамены для кандидатов в священники. Экастер вообще считал главной причиной упадка церковной жизни и «неэффективности» духовенства несоответствие настоящих порядков замыслам отцов английской Реформации . Несмотря на подобные взгляды, автор не боялся и смелых новшеств: улучшению дисциплины могло помочь не только возрождение экзаменов, но и введение испытательных сроков перед назначением священника на приход. Причем выбирать самого достойного из испытуемых должен был приходской совет. Подобное новшество должно было повысить интерес рядовых верующих к церковным делам.
Священник признавал идею полезности Церкви для общества. По его убеждению, государственная религия поддерживает стабильность в государстве и помогает предотвращать революции . Но эта функция для него не главная: ему не нравился взгляд на религию исключительно как на инструмент, подчиняющий людей властям. Дело Церкви — спасение душ верующих. Если государство откажется ее поддерживать, христиане потеряют возможность широко распространять свое учение, поэтому многие люди потеряют возможность спастись для вечной жизни . Утилитаризм Экастера органично сочетал идею полезности Церкви как для светских, так и для духовных задач.
То же можно сказать и об идейной основе книги лорда хенли «План церковной реформы», ставшей самым популярным «дружественным» проектом церковных преобразований. Памфлет за короткое время выдержал восемь изданий . хенли пользовался термином полезность Церкви . По его мнению, влияние Церкви снижало количество преступлений. В то же время он явно не сводил ее деятельность к практической пользе, отмечая, что дело церковной реформы послужит благу «бессмертных душ» .
Предложения лорда хенли предсказуемо связаны с законодательным ограничением плюрализма и абсентеизма и перераспределением церковных доходов, которые он не считал огромными. Его волновала главным образом судьба жителей крупных городов, где церквей не хватало. Он считал, что парламент должен создать специальный центральный орган, который взял бы на себя дело перераспределения средств соборных капитулов в пользу приходского духовенства и строительства новых городских храмов. В него должны были войти представители как светской, так и духовной власти. Та же центральная комиссия должна была уравнять доходы каждого из еписко-
пов до 5000 £ годовых. Больше должны были получать только архиепископы и три епископа богатых диоцезов Лондона, Винчестера и Дарэма. Предлагалось создать две новые епархии в густонаселенных районах страны.
хенли был сторонником исключения прелатов из Палаты лордов. Он считал, что они должны обсуждать церковные дела в возрожденных конво-кациях. Те же конвокации, по его мнению, должны были внести в вероучение и богослужение изменения, способные вернуть в Церковь диссентеров.
Как и Беренс, хенли был сторонником идеи незавершенной Реформации. Его проект должен был помочь ее закончить. В конце книги автор призывал на будущую реформу Божие благословение, одухотворяя насыщенный сухими техническими деталями план.
4. Выводы
Антиклерикальные и «дружественные» проекты объединяет критический взгляд на такие явления, как абсентеизм, плюрализм, карьеризм епископов и их вовлеченность в дела светской политики. Решение проблем авторы видели во вмешательстве светской власти в дела Церкви и законодательной борьбе со злоупотреблениями. И те, и другие авторы были уверены, что церковная собственность не является частной и правительство может ей распоряжаться.
В то же время их представления о возможной судьбе этой собственности различались. Антиклерикалы считали, что государство может полностью или частично отобрать ее, отменив при этом обязательные церковные сборы. Желание лишить Церковь всей ее собственности и привилегий могло привести к смешиванию понятий «реформа» и «разрушение». При этом «разрушение» Церкви не предполагало расправу с религией.
В отличие от антиклерикалов, «друзья Церкви» не считали ее доходы слишком большими, а использование ее собственности в светских целях называли «святотатством» . При этом они полагали, что для предотвращения радикальной реформы государство должно заняться более грамотным распределением церковных средств в пользу бедных священников или строительства новых церквей. Важно, что «друзья Церкви» не защищали все церковные привилегии, допуская, например, исключение епископов из Парламента. Они также могли не считать неприкосновенным вероучение и богослужение, допуская их исправление для привлечения диссентеров.
Все авторы, несмотря на внимание к злободневным проблемам, обращались в своих текстах к истории Церкви Англии, в частности, к переломным эпохам Реформации и революции XVII века.
В проектах обеих категорий заметно влияние распространенных в то время идей утилитаризма. Но утилитаризм Уэйда заметно отличается от утилитаризма Экастера и Хенли. Для Уэйда главная «полезная» функция Церкви — распространять мораль в не до конца просвещенном обществе. Экастер и Хенли, хотя и подчеркивали «полезность» Церкви в мирских делах, видели ее «пользу» и в деле спасения души.
Отметим в заключение, что в 1835—1840 годах Парламентом и правительством была проведена умеренная реформа Церкви Англии, основанная на данных назначенной в 1832 году комиссии по исследованию церковных доходов, поставившей точку в спорах о реальном размере церковной казны. Реформа была связана с перераспределением средств, созданием новых епархий, ограничением плюрализма и абсентеизма. В 1836 году была проведена коммутация десятины .
Источники и принятые сокращения
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. Berens, 1828 — Church Reform by a Churchman / E. Berens. — London : J. Murray, 1828. — 224 p.
1831. — 41 p.
1832. — 46 p.
6. Henley R. A Plan of church Reform with a Letter to the King / R. Henley. — London : Roake and Varty, 1832. — 128 p.
7. CEER — The Church Examiner and Ecclesiastical Record. 1832.
8. PP — Parliamentary Papers. Vol. XXII. — Pp. 15—1060.
9. Wade, 1831 — The Extraordinary Black Book; or, Public Abuses Unveiled. — London : E. Wilson, 1831. — 610 p.
10. Wade, 1832 — The Extraordinary Black Book; or, Public Abuses Unveiled. — London : E. Wilson, 1832. — 683 p.
Литература
1. Соловьева Т. С. Религиозная политика либеральных тори в Англии (20-е гг. XIX в.) / Т. С. Соловьева. — Москва : МГУ, 2000. — 222 с.
3. Стецкевич М. С. Представление о роли и функциях Церкви Англии в английской общественной мысли кон. XVIII в. — первой трети XIX в. / М. С. Стецкевич // Проблемы истории и историографии зарубежного мира : межвузовский сборник научных статей. — Самара : Самарский университет, 1994. — С. 58—67.
6. Bowen D. The Idea of the Victorian Church / D. Bowen. — Montreal : McGill University Press, 1968. — 410 p.
9. Chadwick O. The Victorian Church in 2 vols. : vol. I / O. Chadwick. — London : SCM Press Ltd, 1987. — 606 p.
11. Machin G. I. T. Politics and the Churches in Great Britain, 1832 to 1868 / G. I. T. Machin.-Oxford : Clarendon Press, 1977. — 376 p.
12. Mathieson W. L. English Church Reform, 1815—1840 / W. L. Mathieson. — London : Longman, 1923. — 206 p.
14. Watts M. R. The Dissenters in 3 vols. : vol. II / M. R. Watts. — Oxford : Clarendon Press, 1995. — 911 p.
Church Reform Projects in English Pamphlets and Treatises of 1828—1832
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Key words: Anglicanism; Church of England; Church reform; anti-clericalism.
Bowen, D. 1968. The Idea of the Victorian Church. Montreal: McGill University Press. 410.
Chadwick, O. 1987. The Victorian Church in 2 vols., I. London: SCM Press Ltd. 606.
Machin, G. I. T. 1977. Politics and the Churches in Great Britain, 1832 to 1868. Oxford: Clarendon Press. 376.
Mathieson, W. L. 1923. English Church Reform, 1815—1840. London: Longman. 206.
Solovyeva, T. S. 2000. Religioznaya politika liberalnykh tori v Anglii (20-e gg. XIX v.). Moskva: MGU. 222. (In Russ.).