Причины реформы никона

В XVII веке в России нарастали противоречия между Церковью и государством. Вопрос: чья власть выше – Патриарха или царя – шел из глубины веков. В связи с усилением царской власти, правители стремились ослабить политическое влияние Церкви в государстве, ликвидировать разнообразные судебные и налоговые льготы Церкви. К середине XVII века Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми церковными землями кроме патриарших. В условиях упорядочения жизни государства необходимо было привести в порядок и церковные обряды и книги. Дело в том, что за долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов. Крестное знамение из трехперстного стало двухперстным. Широко праздновались святки , исполнялись языческие обряды, нарушавшие устои Церкви. При активном участии самого царя Алексея Михайловича началась подготовка к реформированию Церкви. Проводником этой реформы стал Никон, возведенный в сан Патриарха в 1652 году. Вокруг него сформировался кружок ревнителей истинного благочестия, в который входили духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Аввакум и другие. На соборе 1654 было решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), трехперстное крещение. Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал правильного исполнения церковных служб и обрядов. Однако все это привело к расколу. Людей потрясали жестокие методы борьбы со святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к Церкви били, сажали на цепь, а иногда даже отправляли в ссылку. Сопротивляющихся, в том числе и иконописцев, отлучали от Церкви. Реформаторов обвинили в симпатиях к чужим церквам в ущерб русскому православию. Соборные уставы, призванные восстановить старинные благочестие и чистоту обрядов, на деле очень многими воспринимались как вопиюще неблаголепные «новины», если вообще не «ереси». Несогласные объявили себя приверженцами старой веры – староверами. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всяких новшеств. Среди самых известных староверов выделяется фигура боярыни Морозовой. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Противниками реформ Никона стали даже его сподвижники, например, протопоп Аввакум, который обличал Никона в насилии над людьми и богоотступничестве. В ответ Никон отправил его в ссылку. Царь поначалу занимал нейтральную позицию. Но с усилением власти Никона, который стал вмешиваться в государственные дела, начал открыто рассуждать о преимуществе духовной власти над светской, выступал за возвращение Церкви бывших привилегий и ликвидацию Монастырского приказа, отношение царя к Патриарху ухудшилось. В 1658 году произошел разрыв между царем и Никоном. На соборе 1666 года он был лишен сана Патриарха. Никон был сослан в Кирилло – Белозерский монастырь, где он и умер. Но надежды ревнителей Церкви на то, что с уходом Никона реформы прекратятся, не оправдались. В 1666 – 1667 годах Церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы. В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало реформирование Церкви. Раскол в Церкви укреплялся. В лесах появлялись старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. За антиправительственные проповеди в 1682 году был сожжен и протопоп Аввакум. После собора 1666 – 1667 годов религиозное движение приобрело социальную окраску. Старообрядцев, выступавших против официальной церкви, поддерживаемой государством, поддержали низы общества, так как они страдали от новых лишений, введенных в Соборном Уложении 1649 года; стрельцы, так как они связывали со стариной свободную службу в столице и многочисленные привилегии; представители черного и белого духовенства, так как у них старина ассоциировалась с привычным выполнением обрядов, заученными молитвами. В 1668 -1676 годах вспыхнуло Соловецкое восстание, которое началось с того, что группа людей отказалась принять обновленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем продовольственной блокады монастыря и конфискации его владений. Но монастырь располагал богатыми продовольственными запасами, поэтому был готов к длительной осаде. Но монастырь был завоеван. Среди осажденных оказался предатель, который и открыл лаз царским войскам. Монахи сопротивлялись, но тщетно. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 60. Главным же результатом раскола, его драматическим итогом явилось действительное церковное разделение: с образованием особой ветви православия в виде старообрядчества. Часть несогласных с нововведениями ушла в XVII – XIX вв. в разного рода секты.

История

Ответ на билет №19

Церковный раскол

А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон

1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

> казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

> церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше — «священство или царство”, т. е. духовная или светская власть.

2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление” церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

Б. Церковные реформы Никона

1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

> устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

> вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

> земные поклоны заменялись поясными;

> устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

> во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

> иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;

> «Аллилуйя” стали произносить трижды, а не дважды;

> заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

> для богослужения допускались иконы только греческого письма.

2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

3. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве” и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

4. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство”. О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом «Житии…”. В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения”.

5. Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством”, что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства” и «священства”. В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных”. Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы

1. В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

2. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

3. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *