Причины школьной неуспешности

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Котова К.В. 1 Шалагинова К.С. 1 1 Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого В статье рассматривается проблема адаптации первоклассников к школе, психологические особенностей младших школьников, основные категории трудностей, испытываемых детьми в период начала обучения в школе. Анализ литературы и результаты проведенного исследованиея позволяю утверждать, что достоаточно большое количество первоклассников испытывают трудности со школьной адаптацией. Основные трудности связаны с особенностями нового школьного режима (надо вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, на всех уроках нужно сидеть спокойно, необходимо выполнять домашние задания и т.д. Без привычек у ребенка появляются усталость, срывы в учебе. Большинство семилетних детей подготовлены к формированию соответствующих привычек. Нужно только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных способностей детей. Второй тип трудностей проистекает из характера взаимоотношений с товарищами по классу, с учителем, в семье. Первоклассники теряются в новом окружении, не могут познакомиться с детьми, чувствуют себя одинокими. Третий тип трудностей обусловлен тем фактором, что по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет тяга к учению, нередко наступает апатия и безразличие. 153 KB адаптация обучение трудности. 1. Выготский себя Л.С. Детская ищут психология меры / Л.С. Выготский. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 287 с. 2. Петрунек В.П. Младший было школьник базе / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. – М.: Знание, 2012. – 184 с. 3. Шалагинова К.С. Опыт организации работы с первоклассниками, испытывающими трудности адаптационного период. Мир педагогики и психологии. 2017. № 8 (13). С. 93-107.

Проблема было адаптации себя детей дети к условиям этих обучения было в начальной сути школе типа в настоящее меры время него приобретает роли все большую цели актуальность. В массовой хуже школе меры учится тему значительное ходе число этой детей, которые норм уже в начальных себя классах счет не справляются всех с программой чего обучения цели и имеют была различные себя нарушения свой здоровья, поведения, связанные базе или со взаимоотношениями тему с одноклассниками либо или учителями, или с невыполнением дети школьных этой норм и правил лишь поведения. Под влиянием меры постоянных норм неудач базе у ребенка тему формируется есть ощущение этих собственной ходе малоценности, появляются либо попытки всех компенсировать дети собственную были несамостоятельность ссор за счет асоциального тему поведения.

Современные исследователи отмечают, что именно в первые школьные годы закладывается, фундамент будущих «трудных» подростков, юных правонарушителей, именно с раннего школьного, возраста возникают собственно неврозы, которые (если упустить их начало и, следовательно, запустить) уже начинают неблагоприятно влиять на формирование личности юного человека. Ошибки воспитания в младшем школьном возрасте нередко «портят» ребенку всю его дальнейшую судьбу .

В отечественной было научной были литературе если адаптация была рассматривается свой на биологическом, психологическом, социальном счет и педагогическом чего уровнях. Работы лишь Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе чего и других себя ученых всех явились всех теоретико-методической себя основой один обоснования этой адаптации цели ребенка этой как психологического чего и общебиологического меня феномена.

Значительный либо вклад лишь в понимание цели сущности были адаптации этой человека меры внесли роли разработанные него на фундаментальных роли положениях этих Л.С. Выготского об активности мере личности норм в деятельности есть и общении тему концепции .

В отечественных этой научных либо школах чаще сложилась него традиция свой рассмотрения всех социально-психологической адаптации цель в связи если с активностью роли личности свое в процессе него ее взаимодействия базе с внешней счет средой. Подобное лишь взаимодействие, связанное ходе с особенностями норм среды себя и с особенностями свое и возможностями роли личности меня одновременно, обусловливает была либо адаптацию, либо дезадаптацию.

Чаще всего роли предметом либо исследований были становится цели социально-психологическая хуже адаптация, которая себя представляется тему сложным свое многоуровневым роли и многокритериальным хочу процессом, подлежащим тему изучению меры с разных хуже точек дети зрения свой (с позиций один разных лишь подходов дети и направлений) и с помощью есть множества тему методик.

В своих исследованиях мы уже обращали внимание на необходимость своевременного выявления, изучения психологических особенностей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода и разработки последующей технологии работы с обозначенной категорией школьников. Данное положение дел определяется в первую очередь тем, что трудности адаптационного периода во все времена испытывали порядка (по разным данным) 15 — 40% детей. По прогнозам исследователей, данная цифра, скорее всего, будет увеличиваться. Данное положение дел обусловлено рядом причин и факторов, не последнее место среди которых занимает переход на новые стандарты ФГОС и преобразования, имеющие место в современном обществе .

Исследование свое основных тему видов были и типов тему трудностей, которые хуже испытывают себя первоклассники было в период хуже адаптации есть к школе себя проводилось себя на базе МБОУ ЦО №26 г. Тулы. В исследовании всех приняли либо участие меры учащиеся дети 1А класса меры в количестве всех 20 человек.

Для диагностики себя трудностей лишь адаптации тяга к школе было у детей лишь младшего него школьного роли возраста себя (первоклассников) были использованы базе следующие хочу методики:

Цель диагностической свой программы – изучение меня основных роли трудностей, испытываемых была первоклассниками базе в период тему адаптации свое к школе этой и разработка тему программы тему по их преодолению.

В результате меры проведения есть экспериментального сути исследования ходе были получены чего следующие была результаты.

Из полученных себя результатов ходе методики было «Паровозик» следует, что у большего ссор количества было детей либо младшего один школьного чему возраста тяга (75 %) преобладает были негативное были психическое чаще состояние ссор высокой типа степени. У 25 % детей тему — негативное ссор психическое норм состояние. Негативное чего психическое лишь состояние была высокой лишь степени либо — 75 % (15 детей), характеризуется дети эмоциональной себя неустойчивостью, тревогой, невротизмом. Невротические были симптомы цель могут дети возникать норм у ребенка чему в случае меры сильного либо эмоционального есть напряжения. Ребенок свой болезненно роли реагирует мере на травмирующую этой его психику чаще ситуацию. У детей себя наблюдается есть утомляемость, истощаемость, раздражительная меры слабость были и потеря чего трудоспособности.

Негативное меры психическое цели состояние меры средней всех степени были — 25 % (5 детей), у данных меня детей него наблюдаются свое срывы тяга в трудных этих ситуациях. Негативные себя состояния дети развиваются дети в случае, если ребенок тему является либо свидетелем чаще ссор между тяга родителями, испытывает либо испуг чему по поводу меры ухода меры отца, смерти мере близкого тяга члена всех семьи. Чрезвычайно свое болезненно чаще реагируют мере на неблагоприятные всех факторы роли дети со слабым этой типом ссор нервной меня системы.

Из результатов этих методики чаще «Кактус» можно либо сделать ищут вывод, что детей роли с высоким чего уровнем этих тревожности дети 70 % (14 детей) отличает счет чрезмерное тяга беспокойство, причем этой иногда себя они боятся один не самого этих события, а его предчувствия. Часто дети они ожидают базе самого всех худшего. Дети чувствуют него себя беспомощными, опасаются один приступать себя к новым есть видам цель деятельности. У них высокие чего требования этих к себе, они очень чему самокритичны. Уровень себя их самооценки себя низок, такие свой дети и впрямь тему думают, что хуже других есть во всем, что они самые типа некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения были взрослых ссор во всех делах.

Средний ссор уровень свое тревожности тему 30 % (6 детей) свидетельствует тему о том, что они испытывают меня трудности чего в школьной если деятельности, не справляются есть с требованиями лишь учителей, не понимают этих объяснений цели на занятиях.

Согласно базе методике лишь «Выбор чего в действии» следует, что развитие цели коммуникативных себя умений тему у 30 % детей меры находится роли на очень было низком есть уровне, у 70 % – на низком либо уровне. Дети не контактны, зачастую меня не понимают один сути заданий. Скованны, общение свой для них представляет этой мучительный себя процесс. Они не умеют лишь целесообразно было работать свой в группе, в своем этой микроколлективе роли (классе), что вызывает дети определенные себя трудности лишь в адаптации есть к школе.

По результатам свой методики этой определение чаще сформированности ссор «внутренней этой позиции тему школьника» следует, что у большинства дети первоклассников были (75 %) преобладает чего полная хуже не сформированность себя внутренней либо позиции базе школьника. У 25 % первоклассников есть позиция чего школьника есть сформирована лишь средне. Позиция этих школьника себя не сформирована норм — данные роли первоклассники либо не осознают типа целей лишь и важности норм своего чему обучения, школа чему привлекает роли их лишь своей себя внешней роли стороной. Первоклассники чему приходят тему в школу, чтобы себя играть, общаться роли с детьми, гулять. Учебная лишь деятельность чаще ребенка себя не привлекает, ведущей себя деятельностью сути у детей чего остается чему — игровая.

Первоклассникам, у которых один внутренняя было позиция этой школьника хочу сформирована мере на среднем если уровне счет ребенку свое нравится тему учиться, нравится цель ходить свое в школу, но цели и важность чему учения сути им не осознаются, а желание есть учиться себя заменяется всех тем, что это просто норм нужно.

Высокого либо уровня мере сформированности цели внутренней меры позиции базе школьника чему вообще ходе не зафиксировано свой в ходе исследования. Эти данные есть говорят этих о том, что современные всех первоклассники этой совершенно базе не готовы чего к обучению либо в школе.

Из результатов тему методики ссор «Определение лишь мотивов ходе учения» видно, что у большинства есть первоклассников тяга низкий себя уровень есть сформированности меня мотив тему обучения дети (80 %). У остальных лишь (20 %) сформированность либо мотивов цели обучения базе средняя. Низкий мере уровень чего школьной были мотивации этой показали цели 80 % первоклассников. Школьники было этой категории хочу посещали всех школу чаще неохотно. На уроках хочу часто себя занимались либо посторонними тему делами, играми. Испытывали тему затруднения чего в учебной этой деятельности. Им не всегда была нравилось чего выполнять свой домашние базе задания.

Средняя счет школьная сути мотивация были выявлена один всего чаще лишь у 20 % учащихся цель первоклассников. Школьникам чему этой категории либо нравилось цель выполнять чего домашние мере задания. Они часто себя рассказывали тему родителям чаще об учителе, о школе этой и об учебных меры занятиях. У этих детей дети положительное тему отношение себя к школе, но школа цели привлекала него больше чему внеучебными чему сторонами меры деятельности. Эти дети достаточно есть успешно этих чувствовали тяга себя в школе, однако чего чаще ходили мере в школу, чтобы меры общаться есть с друзьями, с учителем. Им нравилось себя ощущать этих себя учениками, иметь меня красивый тяга портфель, ручки, тетради.

Высокий роли уровень тяга школьной всех мотивации тему не прослеживается.

Таким было образом, в результате чего исследования свой выяснено, что первоклассники себя испытывают тяга большие дети трудности чего со школьной лишь адаптацией. Основные этой трудности ходе связаны дети с особенностями базе нового тему школьного ищут режима всех (надо вовремя если просыпаться были и вставать, нельзя дети пропускать есть занятия, на всех уроках него нужно тяга сидеть мере спокойно, необходимо меры выполнять счет домашние норм задания дети и т.д. Без привычек меры у ребенка меня появляются тему усталость, срывы этих в учебе. Большинство есть семилетних него детей себя подготовлены свое к формированию тему соответствующих всех привычек. Нужно дети только, чтобы ссор учитель дети и родители дети понятно тему и четко себя выражали базе новые всех требования свое к жизни ходе ребенка, постоянно свое контролировали дети их выполнение, принимали либо меры поощрения была и наказания чему с учетом себя индивидуальных него способностей меры детей.

Второй тему тип трудностей роли проистекает хочу из характера тяга взаимоотношений была с товарищами цели по классу, с учителем, в семье. Первоклассники дети теряются роли в новом чаще окружении, не могут него познакомиться себя с детьми, чувствуют ищут себя одинокими.

Третий дети тип трудностей типа обусловлен мере тем фактором, что по мере привыкания свое к внешним него атрибутам роли школы если у ребенка ходе гаснет либо тяга к учению, нередко себя наступает тему апатия чаще и безразличие.

В целях ищут коррекции роли преодоления этих трудностей было процесса свой адаптации всех первоклассников мере к школе этой была разработана него специальная были программа чему из нескольких меры занятий.

Цель программы: преодоление свой трудностей есть учебной была адаптации, мотивации чего и учебно-познавательных меры мотивов чего у первоклассников.

Задачи меры программы:

  1. формированиебыли у учащихсяхочу коммуникативных себя умений;
  2. формированиечему у учащихсяроли умений свой работать сути в группе;
  3. формированиеесть у учащихсячего определенного тяга уровня мере понятий, правил, знаний;
  4. расширениелишь знаний, позволяющеечему увидеть чего общее лишь и частное ищут в предметах, явлениях, действиях;
  5. знакомствочего учащихсятему со знаниями себя о прогнозировании, о соответствии хуже причины были и следствия, о возможных лишь решениях хуже одной всех и той же задачи;
  6. формированиехуже знанийбыли о различных себя знаковых либо системах;
  7. формированиедети уменияцели ставить ищут перед ходе собой ссор цель или удерживать чаще предложенную себя учителем;
  8. формированиеесть умениясвое прогнозировать свое результат роли деятельности;
  9. формированиетипа устойчивойцели позиции один школьника;
  10. формированиесвой познавательныхцели интересов.

Условия этой организации тему занятий: программа тяга состоит были из 14 занятий, занятия лишь проводятся ходе один раз в неделю, продолжительность роли одного роли занятия чаще 30 минут.

В качестве цель основных лишь методов тему и приемов себя на занятиях если в различной один последовательности себя использовались: игры, беседы либо на различные если темы, разыгрывание лишь и решение всех ситуаций.

В таблице было 1 представлена если профилактическая были программа ходе по преодолению либо трудностей свой первоклассниками себя в период счет адаптации если к школе.

Таблица этих 1

Программа тему по преодолению меры трудностей роли при адаптации чему первоклассников

Тема

Цель

Задачи

Наша группа

развитие тему умения всех работать счет в группе этой (в классе)

— Создание чего атмосферы чего сотрудничества, взаимопонимания, психологической есть безопасности;

— Раскрытие сути правил тему общения была в группе

— Игра «Мяч»

— Упражнение либо «Цветок него общения»

— Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

— Упражнение счет «Подарки»

— Упражнение тяга «Мостик базе дружбы»

— Упражнение были «Доброе него животное»

Школьные базе правила

формирование дети знаний базе о правилах цель обучения ссор в школе

— Развитие мере осознания позиции есть школьника;

— Знакомство мере детей есть с правилами тему поведения была на уроке тему и перемене;

— Формирование тяга познавательных свой и личностных меня УУД.

— Игра «А я еду»

— Упражнение мере «Урок или перемена»

— Упражнение один «Составь всех фигуру»

— Игра «Паровозик»

— Упражнение счет «Школьные этих знаки»

— Упражнение тему «Доброе этой животное»

Собираем всех портфель

развитие тему представлений лишь о новых сути требованиях тяга школы

— Помощь себя обучающимся если в осознании мере новых чему требований;

— Формирование него внутренней мере потребности чаще в их исполнении;

— Развитие чего познавательных ищут и личностных мере УУД

— Упражнение: «Соберем хуже портфель!»

— Упражнение есть «Раскрась цели по инструкции»

— Игра «Запомни этой порядок»

— Упражнение лишь «Я положу либо в свой портфель»

— Упражнение меры «Обведи тяга по контуру»

— Упражнение себя «Доскажи хочу словечко»

— Упражнение тему «Доброе всех животное»

Школьные чего оценки

развитие себя осознания хуже правил тяга школьной тему жизни

— Развитие ссор осознания роли и принятии роли правил хуже школьной если жизни чего и себя в роли учеников;

— Активизация него познавательной этой активности хочу обучающихся;

— Формирование норм положительной роли мотивации.

— Игра «Закончи есть слово»

— Упражнение тему «ЗАТО»

— Упражнение себя «Узоры чего и волшебные себя лесенки»

— Игра «Листопад»

— Упражнение себя «Доброе лишь животное»

Геометрия

развитие есть коммуникативных базе навыков, умения меры работать ходе в группе

— Развитие всех способности себя сосредоточится хочу и работать чего в группе;

— Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

— Снижение чаще эмоционального напряжения;

— Создание есть положительного тему эмоционального ищут настроения счет и атмосферы цель принятия каждого;

— Развитие способности выражать чего свое эмоциональное состояние

— Игра «Настроение ищут в цвете»

— Игра «Игра художников»

— Игра «Четыре хуже стихии»

— Игра «Шкала тяга роста»

Шифры

развитие тяга группового хуже внимания типа и концентрации тему на учебе

— Развития роли умения меры концентрироваться всех на учебе;

— Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

— Снижение мере эмоционального напряжения;

— Создание мере положительного этой эмоционального хочу настроения хуже и атмосферы себя принятия каждого;

-Развитие свое внимания этой и усидчивости

— Игра «Найди либо отличие»

— Игра «Настроение один в цвете»

— Игра «Разведчики»

— Игра «Опорные чего сигналы»

Лишние роли вещи

формирование чего группового лишь сотрудничества ссор в учебе

— Обучение навыкам релаксации дети и самоконтроля;

— Снижение цели эмоционального лишь напряжения;

— Создание сути положительного себя эмоционального всех настроения

— Игра «Настроение»

— Игра «Рисование него на заданную лишь тему»

— Беседа тему о рисунках

— Упражнение этой «Четвертый хуже лишний»

Ассоциации

формирование чего положительных тему эмоций были от процесса хуже обучения

— Развитие тему мимики были и жестов;

— Развитие меры внимания;

— Снижение чему эмоционального напряжения;

— Создание хуже положительного себя эмоционального этой настроения себя и атмосферы ссор принятия каждого

— Игра «Ассоциации»

— Игра «Дорисуй один предмет»

— Игра «Шкала либо роста»

Читаем. Думаем. Говорим

формирование тему умения роли воспринимать роли школьную него информацию

— Развитие тяга навыков этой получения есть информации;

— Развитие цели осознания хочу своей роли школьной цели индивидуальности

— Игра «Настроение»

— Упражнение один «Рассказ чаще по картинке»

— Игра «Самый него -самый»

Неоконченное мере предложение

развитие свой умения цель работать этой в группе

— Снижение него эмоционального напряжения;

— Создание были положительного тему эмоционального дети настроения чего и атмосферы было принятия каждого

— Упражнение роли «Составь роли предложение»

— Игра «Настроение него в цвете».

— Игра «Неоконченное либо предложение»

— Обсуждение было на тему «Что было легко, а что сложно?»

Занимательная себя математика

снятие лишь негативных были тенденций свой обучения

— Снижение ходе эмоционального напряжения;

— Создание есть положительного меры эмоционального ходе настроения тему и атмосферы чего принятия каждого

— Упражнение

«Задачи чего на движение»

— Упражнение были «Заполни себя пропуски цели в равенствах»

— Рисование себя на тему «Кто чего боится»

Окружающий всех школьный меры мир

развитие себя умения чему отстаивать дети свое мнение чего в учебном меня процессе

— Развития цель умения ссор концентрироваться дети на учебе;

— Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

— Снижение себя эмоционального напряжения;

— Создание один положительного либо эмоционального ссор настроения хуже и атмосферы тему принятия каждого;

-Развитие этих внимания всех и усидчивости

— Упражнение цель «Что меня окружает»

— Игра «Найди свое общее»

Кем быть?

развитие ходе умения были ориентироваться цели в учебном счет пространстве

— Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

— Снижение лишь эмоционального напряжения;

— Создание себя положительного всех эмоционального чему настроения себя и атмосферы базе принятия каждого;

-Развитие него внимания всех и усидчивости

— Игра «Мир профессий»

— Игра «Кем я хочу быть»

Обобщение. Подведение тему итогов

закрепление хуже полученных дети адаптационных были навыков если

— Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

— Создание либо положительного чего эмоционального цели настроения ссор и атмосферы роли принятия каждого

— Игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться»

— Рисование цели на тему «Наш дружный дети класс»

— Игра «Шкала либо роста»

Обобщение. Подведение меры итогов

закрепление тему полученных базе адаптационных чаще навыков роли

— Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

— Создание этой положительного есть эмоционального него настроения себя и атмосферы были принятия каждого

— Игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться»

— Рисование лишь на тему «Наш дружный тяга класс»

— Игра «Шкала лишь роста»

Преодоление себя возникающих если при адаптации себя к школе цели первоклассников, должно тяга явится типа одним себя из основных него направлений тему работы чему учителя него начальных счет классов. Для более есть эффективной всех работы один в данном есть направлении тяга учителю есть необходимо ссор учитывать роли следующие роли рекомендации:

1) придание лишь личностного базе смысла были действиям цели ученика, которые тяга ранее было не имели всех для него внутренней цели значимости всех (посредством норм положительного чего оценивания, похвалы тяга и т.д.);

2) научить чего школьника цель видеть, осознавать свой отдельные чаще стороны дети учебного есть труда, связывать чего их с имеющейся тему у ребенка если познавательной себя потребностью.

3) научить себя ребенка базе ставить этой самостоятельные ищут цели в учебной типа работе мере или удерживать хуже те, что поставил роли учитель;

4) вовлекать всех младшего либо школьника чему в процесс этих анализа, обсуждения были условий тяга и путей всех достижения тяга целей;

5) обратить себя внимание всех на усиление базе роли поисковой мере деятельности этих учащихся, углубление тему в сущность счет изучаемых себя явлений, установление чего причинно-следственных себя связей.

Рекомендации него родителям были по психологической сути адаптации него первоклассника:

Создайте сути в семье цели атмосферу тему благополучия. Любите счет ребёнка.

Формируйте либо высокую меры самооценку цели ребёнка.

Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.

Интересуйтесь ищут школой, расспрашивайте есть ребёнка о событиях хуже каждого норм дня.

Проводите сути время мере с ребенком тему после тему школьного лишь дня.

Не допускайте этих физических один мер воздействия были на ребёнка.

Учитывайте есть характер были и темперамент тяга ребёнка — только была индивидуальный один подход. Понаблюдайте, что у него лучше свое и быстрее дети получается, а где следует тяга оказать чего помощь, подсказать.

Предоставьте лишь первокласснику ходе самостоятельность счет в организации счет собственной есть учебной меры деятельности. Контролируйте меня целесообразно.

Библиографическая ссылка

Котова К.В., Шалагинова К.С. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТРУДНОСТЕЙ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18067 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Щуркова Н.Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха

(Культура современного урока. – М., 1997. – 92с.)

Хорошо проведенный урок — это шаг, сделанный группой в познании, общее ощущение продвижения, эмоциональное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознание успеха.

Если урок осознается как ситуация успеха или эпизод урочных занятий проживается в качестве ситуации успеха, то это залог положительного отношения к ученью, к школе, к науке, к труду как таковому, к себе. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика и достоинства группы. А ситуация успеха, таким образом, становится фактором развития личности школьника.

Ситуация успеха — это субъективное переживание человеком (или группой) личностных достижений в контексте истории его (или группы) жизни. Здесь речь идет не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.

Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха. К.Д. Ушинский давно обратил внимание педагогов на недопустимость такого педагогического хода.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как группа слабой успеваемости, так и группа высокой продуктивной деятельности.

Как создается ситуация успеха для отдельного ученика, приступающего к работе, и для группы, собирающейся исполнить задание в качестве единого субъекта этого задания — совокупного субъекта?

Первым условием педагогического созидания ситуации успеха является атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут учебных занятий, но особенно — в первые минуты интеллектуальной работы. Слагаемые атмосферы доброжелательности — улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку, в том числе, и к учителю, но и к тому незнакомцу, который ворвался в комнату, перепутав нумерацию аудиторий.

Снятие страха — второй шаг к успеху ребенка. Педагог говорит что-то вроде: «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать, как не надо делать…» Такого рода вербальное сопровождение снимает психологическую зажатость, позволяя субъекту мобилизовать все силы и способности.

Казалось бы, что может быть проще слов перед контрольной работой: «Контрольная работа проста… этот материал вы знаете … подобные задания мы с вами выполняли не раз…» Однако чаще ученики слышат от учителя назидания либо угрозы: «Предупреждаю: задания сложные… сразу обнаружится, кто ничего не понимает… Я заранее предвижу результаты…» Мало кому из детей подобные слова окажут добрую услугу, тем более, если ресурсы небогатые.

Необходимо авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи: выдать «авансом» ожидаемый результат: «У тебя, конечно же, получится…», «Вы сделаете, и сделаете хорошо»…

Учитель, организующий контрольную работу, заявляет уверенно: «Я не сомневаюсь в успехе… продемонстрируйте себе и мне, на что вы способны». Авансировать успех — значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает его свободу и активность.

Подкрепляется авансирование приемом «персональной исключительности»; педагог отмечает те особенности группы либо отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Например, он говорит: «Именно у тебя получится, ты ведь такой…» или «Только вас и могу просить потому что вы такие…» Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, красивый голос, хорошая память и другое. Так, перед контрольной, вероятно, педагог мог бы сказать: «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием, потому что вы серьезно и вдумчиво работали весь семестр».

Ключевым моментом проживаемой ситуации успех выступает высокая мотивация предлагаемых действии: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив — сильнейший механизм. Педагог зная это, обязательно подготовит мотивировку, аргументируя надобность действий: «Это нам всем очень полезно…» или «Тебе важно, чтобы…» или «Очень надо, потому что…»

Реальной помощью в движении ребенка к успеху становится так называемая скрытая инструкция, посылаемая субъекту для инициирования мысленного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. Говорится примерно следующее: «Тут главное, как ты помнишь…» или «Начать, наверное, лучше всего с…» или «Если вспомнить что легче, когда…» Идет указание ни какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорной для ребенка в исполнении им заданного. Заметим: инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы.

Первоклассникам педагог помогает так: «Мне кажется, что достаточно вести линию на себя… у меня всегда так лучше получается…»

Учитель словесник предпосылает такие слова перед тем, как пригласить чтеца: «…если видишь то, о чем говоришь, то получается выразительно».

Операции снятия страха, авансирования, мотивирования, инструктирования завершаются кратким экспрессивным воздействием: «Ну же, начинай!» или «Приступай!» или «За дело!» — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. И ребенок (или группа) приступает к осуществлению замысла.

Проделанное оценивается, разумеется, но оценка данная своеобразна и очень непохожа на то, что практиковалось во вчерашней школе: она не производится в целом, она не произносится «сверху» она ставит акцент на детали произведенного. Например: «Вот эта часть неплохо…», или «Особенно удалось вот это…», или же «Мне больше всего понравилось…» Заметим: речь идет об оценке, но не об отметке, не о балле, выставляемом в журнал.

В процессе работы часто бывает необходима педагогическая поддержка, без которой слабые и неуверенные в себе дети не достигают успеха. Такая поддержка совершается путем коротких реплик либо мимической реакции на предварительные результаты: «Так-так», или «Не так уж и плохо», или «О!», или «Интересный ход!» Высокая оценка детали вызывает доверие, и то время как общая оценка типа «Замечательно!», «Молодец! настораживает, ибо всегда на свете найдется человек, чья деятельность по качественности общего результата намного превышает то, что сделано ребенком здесь и сейчас.

…………..

Педагогический эффект ситуации успеха всегда поражает педагогов. Затем они привыкают к последствиям. Некоторые расширяют понятие ситуации успеха, преобразуя ее в ситуацию итогового успеха. Например, в конце года напоминают детям, какими они были и какими стали, или просматривая весь изученный учебник, отмечают большую область освоенных знаний. Иногда сохраняют сочинения детей, анкеты, им предложенные ранее, рисунки, контрольные работы, чтобы дети иными глазами посмотрели на ход своей жизни и своего неуклонного развития какна общую ситуацию успеха.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Учащиеся заметно отличаются по тому, насколько легко, глубоко, прочно овладевают знаниями. Менчинская так говорит об обучаемости – это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, тесно связанное с умственным развитием. Умственное развитие – совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию. Но с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью.

В школе часто уровень обучаемости не совпадает с успеваемостью. Успеваемость – оценка учебных достижений ребёнка, выраженная в 5-тибалльной системе отметок. Учитель должен отличать детей отсталых от детей, неуспевающих в силу каких-то причин.

Наиболее широкая классификация неуспевающих детей — неуспевающие делятся на 3 группы: 1) педагогически запущенные дети; 2) умственно отсталые – неспособность к сложным формам абстракции и обобщения, грубая патологическая инертность высших нервных процессов; 3) ослабленные дети – могут работать 20-35 минут и не больше (соматические и другие причины).

Выделяют раннюю и позднюю школьную неуспеваемость.

Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

-педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);

-психологическая неготовность к обучению

-низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);

-низкий темп работы

-повышенная эмоциональная сензитивность

-астеничность, соматические проблемы

-нарушение анализаторных систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);

-недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

-Неблагоприятная обстановка в семье (разводы, ссоры родителей, рождение второго ребенка и т.п.)

— Неблагоприятная обстановка в школе (часто возникает на основании вышеуказанных особенностей ребенка, таких как медлительность, эмоциональность, тревожность; в случае неприятия педагогом этих особенностей, при конфликтах семьи и школы и т.д.).

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. Обычно при переходе начальной школы в среднее звено успеваемость снижается. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

-Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

-Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться плюс усложнение программы приводит к неуспеваемости бывших троечников.

-В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

-Кроме того в средней школе может закрепиться ранняя неуспеваемость, появившаяся еще в начальных классах.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности (по сути – особенности познавательной сферы в целом) и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Типы неуспевающих учеников:

уровень развития познавательных процессов

отношение к учебе

Сложности познавательной сферы

Положительное отношение к учению

Высокий уровень развития познавательной сферы

Отрицательное отношение к учению

Сложности познавательной сферы

Отрицательное отношение к учению

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Н.А.Менчинская:

1) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебной деятельности и сохранением позиции школьника

2) высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и частичной (или полной) утратой позиции школьника

3) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и тем самым частичной (или полной) утратой позиции школьника

М.К..Акимова и В.Т.Козлова:

1) Ученик, не желающий учиться. (сначала хочет, потом остывает)

2) Ученик, не умеющий учиться.

3) Ученик, которого трудно учить.

По Божович:

-Мотивационный аспект;

-Слабые навыки самоорганизации;

-Низкий уровень познавательных интересов;

-Несформированность умения учиться, как неумение выполнять трудовую деятельность;

-Интеллектуальная пассивность;

-Возникновение смысловых барьеров.

-Неуспешность в учебе часто вызвана непрофессионализмом учителей и несоответствием выбранной школой программы возрастным особенностям учащихся.

Л.С. Славина – выделяет типы неуспевающих учеников в зависимости от доминирующей причины неуспеваемости:

-учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения

-дети со слабыми способностями учения

-с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда

-не умеющие трудиться

-дети, у которых отсутствуют учебные и познавательные интересы

Коллектив под руководством И.В. Дубровиной:

-недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы и т.д.)

-недостатки в развитии мотивационной сферы детей (недостаточная сформированность основных психологических процессов).

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне (за отведённое время) знаниями, предусмотренными учебной программой.

ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.

Основные группы причин неуспеваемости

  • Педагогические
  • Психологические
  • Нейрофизиологические

Педагогические причины

  • Низкая интенсивность учебной деятельности
  • Низкая эффективность учебной деятельности
  • Пропуски занятий
  • Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя
  • Недостаток заботы и любви родителей

Психологические причины

  • Несформированность мотивов учебной деятельности
  • Недисциплинированность
  • Нарушения в эмоционально-волевой сфере
  • Большие пробелы в знаниях
  • Большие пробелы в учебных умениях и навыках
  • Низкий уровень познавательных способностей

Нейрофизиологические причины

  • Общая ослабленность организма
  • Слабый тип высшей нервной деятельности
  • Нарушения зрения, слуха, артикуляции
  • Микропоражения коры головного мозга

Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  • Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)
  • Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
  • Стимулирование учебной деятельности (поощрение)
  • Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
  • Различные формы взаимопомощи
  • Дополнительные занятия учителя с учеником

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

  • В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создать атмосферу доброжелательности при опросе, Снижение темпа опроса

Предложить примерный план ответа

Разрешить пользоваться наглядными пособиями

Стимулировать оценкой, похвалой

  • При изложении нового материала

Поддерживать интерес при усвоении темы

Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов

  • В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы

Ссылка на аналогичные задания

Напоминание приёма и способа выполнения задания

Ссылка на правила и свойства

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий

Более тщательный контроль за учебной деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимы определенные развивающие упражнения, так как они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, улучшают мелкую и крупную моторику, повышают способность к произвольному контролю и работоспособность, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы, гармонизируют работу головного мозга.

Если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
  • Индивидуальный подход к учащемуся
  • Специальная система домашних заданий
  • Усиление работы с родителями
  • Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

  • Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам
  • Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, с мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении
  • Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с ученическим активом, родителями, общественностью
  • Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников, пятиклассников, десятиклассников и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий
  • Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование
  • Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению неуспеваемости
  • Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *