Пример догмы

Тест «Сфера духовной культуры» Вариант 1.

Часть А.

1.Быть личностью значит:

А) быть как все, Б) иметь яркую внешность, В)следить за модой, Г) проявлять качества, важные для общества.

2. Понятие моральный выбор не характеризует:

А) общественное мнение, Б) государственные законы, В) совесть, Г) мнение окружающих.

3. Что является высшим проявлением гражданственности:

А)национализм, Б) гуманизм, В) патриотизм, Г) нравственность.

4. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»?

А) гуманизм, Б) нравственность, В) ревность, Г) любовь.

5. Система непреложных основ вероучения:

А) догматы, Б) учение, В) правило, Г) молитва.

6. Верны ли суждения о моральном долге:

1. Для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно.

2. Для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

7. Верны ли суждения о самообразовании:

1. Основной источник самообразования – чтение, изучение литературы.

2.Самообразование заканчивается с завершением самообучения.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

8. Верны ли суждения о культуре:

1.Первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом.

2.Культура создаётся природой.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

9. Верны ли суждения о науке:

1.Наука зародилась одновременно с появлением религии.

2.Современная наука выходит за рамки отдельных стран.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

10.Верны ли суждения о религии:

1.Религия регулирует поведение людей в обществе.

2.Религия даёт самое точное представление о мире.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

Часть В.

1.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура».Укажите термин, не связанный с этим понятием:

А)скульптура, Б)церковь, В) способности, Г) орудия труда, Д) картина.

2.Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются:

А)страны, Б)религия, В) искусство, Г)спорт, Д) образование, Е) личность.

3.Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) мораль

2) религия

3) совесть

А)способность личности самостоятельно формулировать собственные обязанности и реализовать нравственный контроль.

Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия

В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям

Часть С.

С древнейших времён философы, занимавшиеся вопросами этики, отмечали, что мораль легко проповедовать, но очень трудно обосновать. Вот, к примеру, один из «вечных» вопросов, на которые философы ищут ответ: «Что заставляет человека поступать высоконравственно, совершать моральные поступки?

Сравните следующие позиции:

А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.

Б. Житейская расчётливость — это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчёт. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчёта. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.

Оцените приведённые выше позиции. Какой позиции придерживаетесь вы лично? Объясните почему.

Работа с текстом:

Основная функция науки – выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Можно сказать, что наука есть познание истины, обособившееся в самостоятельную форму культуры. Наука предстает как технология добычи истинного знания.

Поэтому можно сказать, что цель научной деятельности – получение нового знания. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые наукой знания приносит пользу, помогают решить возникающие перед людьми задачи.

Наука основывается на знаниях, которые передаются от поколения к поколения. Поэтому важной составляющей науки является система образования. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, то есть молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. И в этом смысле наука важнее образования. Но в большинстве европейских стран два процесса – получение знаний и распространение знания – стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции, как научную, так и педагогическую. Университетский профессор там является одновременно и исследователем, и ученым, и педагогом. В Украине сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование – другие. Большой наукой занимается Академия наук, а образованием занимается Министерство среднего и высшего образования.

Под наукой в наше время понимается:

-во-первых, особая совокупность знаний;

-во-вторых, особый вид деятельности;

-в-третьих, особая отрасль общественного труда.

Рассмотрим особенности современной науки в этих трех аспектах.

^ Научное знание и его особенности заключаются в следующем.

1.Рациональности всех положений и выводов. Все положения науки должны быть доступны пониманию разумом, а не верой.

2.Объективности, безличности. Истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3.Воспроизводимости и повторяемости результата любым исследователем в аналогичных исследованных условиях.

4.Логической строгости, точности, однозначности.

5.Логической взаимосвязи различных элементов научного знания. Наука – логически упорядоченная система.

Особенности научной деятельности заключаются в следующем.

1.Главный вид – исследовательская деятельность. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследования и т.п.

2.Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, обоснования и доказательства и т.п.

3.Этика научной деятельности. Самостоятельность исследования, ссылки на используемые труды и т.п.

Наука как отрасль общественного труда включат в себя следующее.

1.Различные учреждения и организации (институты, академии, лаборатории)

2.Систему научных коммуникаций – научных изданий, конференций, патентных служб и т.п.

3.Дифференциацию профессий и специальностей.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Составьте план, для этого озаглавьте каждую смысловую часть текста.

2. Определите смысл и цель научной деятельности.

3.Объясните, почему наука непосредственно связана с системой образования? Приведите 2 аргумента (примера)

4.Объясните, в чем состоят особенности научной деятельности?

5.Согласны ли вы с мыслью, что роль науки в современном обществе постоянно возрастает? Приведите 2 аргумента.

Тест «Сфера духовной культуры» Вариант 2.

Часть А.

1.Что является высшей моральной ценностью?

А)любовь к ближнему, к человеку; Б)философские законы; В) религиозные заповеди; Г) занятия, накопленные человечеством.

2.Кокое из понятий не соответствует понятию «зло»?

А) аморальность, Б)деградация личности, В)безнравственность, Г) гуманизм

3.Понятие конкурентоспособности образования включает в себя:

А) увеличение количества изучаемых предметов в школе, Б) открытие большого числа высших учебных заведений, В) соответствие качества образования современным требованиям, Г) внедрение американских стандартов образования.

4.Отрицание существования Бога, духов, различных сверхъестественных сил:

А) сектанство, Б)конфуцианство, В) монотеизм, Г) атеизм.

5.Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно:

А)для религии, Б) для науки, В) для морали, Г) для искусства.

6. Верны ли суждения о морали?

1.Мораль регулирует поведение человека с позиции добра и зла.

2.Мораль регулирует деятельность людей через различные организации.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

7. Верны ли суждения о нравственности:

1.Философы считают, что нравственность бывает доброй и злой.

2.Нравственность – это забота человека не только о себе, но и о других людях

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

8. Верны ли суждения о духовной сфере жизни:

1. Духовная сфера жизни включает в себя мораль, право, религию.

2. Приобщаться к духовной сфере жизни можно различными способами.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

9. Верны ли суждения о свободе:

1.Свобода- это возможность делать выбор в сложном положении.

2.Свобода- это возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о добре и зле:

1.Всегда быть добрым легко. 2.Зло часто прикрывается маской добра.

А) Верно только 1. Б) Верно только 2. В) Верны оба суждения. Г) Оба суждения неверны.

Часть В.

1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием:

А) католичество, Б) старообрядчество, В) православие, Г) язычество, Д) протестантство.

2.Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку:

А) проявлять инициативу, Б)уметь доказывать свою конкурентоспособность, В) постоянно стремиться обновлять и применять свои знания, Г)выполнять любые требования начальства, Д)требовать повышения зарплаты, Е) уметь пользоваться гражданскими правами.

3.Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) моральный долг

2) моральный выбор

3) «золотое правило морали»

А) решение, которое оценивает общественное мнение

Б) не делай другому того, чего себе не желаешь

В) сознательное предъявление требований к самому себе

Часть С.

В одной из школ возник спор старшеклассников о том, во имя чего следует хорошо учиться — рад и знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что они говорили.

Сергей: «Мне лично всё равно, что я получу по математике, истории или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «четвёрок» и «пятёрок»».

Таня: «При чём здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

Алексей: «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и случайными могут быть — мало ли какое настроение сегодня у учителя!»Обсудите высказанные мнения, сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения на каждое из них; определите, кого вы могли бы поддержать в этом споре, и обоснуйте свой выбор.

Примеры употребления слова аксиома в литературе.

Он излагает их именно так, как излагаются математические аксиомы, — устанавливает их как истины, которые должны быть приняты априорно и из которых вытекают неоспоримые выводы.

Такими обезличенными аксиомами стали идеи Вернадского о биогенном происхождении атмосферы, о рассеянии элементов, о диссимметрии жизни, о коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы, об избирательной способности живых организмов к изотопам, о материальном обмене Земли с космосом, о длительности геологического времени.

Обе аксиомы дарвиновской теории — органическая целесообразность и единство природных процессов для всех живых существ — не были подтверждены никакими эмпирическими открытиями на протяжении еще ста пятидесяти лет.

Каждое доказательство опирается либо на дефиницию, либо на аксиому, либо на предшествующее, ранее доказанное утверждение.

Начинался он, как ни странно, в самом запаутиненном отсеке физики, куда давно никто не заглядывал, ибо там двери были заперты аксиомами.

Источник: библиотека Максима Мошкова

метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты. В противоположность Д., диалектика включает в понимание истины не только момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития всех истин и конкретного подхода к применению их на практике. Марксизм требует «…помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое…» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 138). Термин «Д.» введён древними греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного знания; они называли догматиками философов, делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанциях вещей. В средние века пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Д. перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский принцип: обо всём познаваемом следует говорить «мне так кажется», а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Д. ≈ это всякое познание, совершённое без предварительного исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д. ≈ это метафизика, односторонне рассудочное мышление: «догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения», тогда как диалектическое мышление «… не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными» (Соч., т. 1, М.≈Л., 1929, с. 70). Марксистская, материалистическая диалектика с её принципом «абстрактной истины нет, истина конкретна» ≈ антипод метафизической рассудочности Д.

Е. П. Ситковский.

Догматизм в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.

Д. присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму «левого толка», который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мёртвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Д. Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. в странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др.

Внутри РКП(б) на позиции Д. стояли «левые коммунисты», которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. «Революционная фраза, ≈ писал в то время Ленин, ≈ есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 343).

Одним из порождений Д. является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъёма, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране.

Ленин в труде «Детская болезнь ⌠левизны■ в коммунизме» (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против «левизны» в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920≈21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям «теорию наступления», которая носила явно авантюристический характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с «левооппортунистическими» взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки.

Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939≈45 к выдающимся победам антифашистских сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Д., механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства.

Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д., но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учётом изменений политической обстановки, от Д. врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской «левой» фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе.

Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских «теорий» прошлых и современных догматиков. Необходимость борьбы с Д. и сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут «… последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328≈29).

П. В. Куцобин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *