Автор копии: С.Ф. Деладвез, 1850.
Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура).
Программа росписи оригинальной Станции построена на сочетании библейских и древнегреческих сюжетов. Переплетение мифологических, языческих и светских тем, использованное в украшении папских комнат, свидетельствует об отношении людей эпохи Возрождения к религиозным догмам. Фрески Рафаэля выражали приоритет светского начала над церковно-религиозным.
Изображение аллегорических фигур «Мудрость. Умеренность. Сила» помещено под фигурою Юриспруденции, прорезанной окном. По бокам окна – слева император Юстиниан, принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII, вручающий декреталии адвокату.
1.Сила. Изображена в шлеме. В ее руках — голова льва и дубовая ветвь – символ семьи папы Юлия I. Херувим, олицетворяющий смирение, протягивает руки к ветвям дерева
2. Мудрость. Фигура изображена смотрящей в зеркало — олицетворение того, что ей ясно видна вся правда. За ее спиной херувим, олицетворяющий надежду, держит пылающий факел.
3. Умеренность. Богиня держит поводья в руке. Рядом с ней изображен херувим Вера, указывающий на небо.
Примеры употребления слова закал в литературе.
Александра Ивановна увидала их только за столом и не могла перестать удивляться, что ни Ворошилов вовсе не похож на помещика, а весь типичный петербургский чиновник старинного закала, ни Перушкин не отвечает приданной ему землемерской профессии, а имеет все приемы и замашки столичного мещанина из разряда занимающихся хождением по делам.
Для неокантианцев старого закала привычка смотреть на жизнь с трансцендентально-философских позиций, очевидно, была своего рода анестезирующим средством.
Соседство Чусовой придавало им бурлацкий закал и природную страсть к воде, чем кыновляне особенно славятся.
В Перми и Вятке мне удавалось встречать людей такого же закала, как на Альпах.
Бордена, дерзаем узреть в сем чудесном спасении, в то время как столь многочисленные записи, хартии и привилегии погибли,— предстательство святой Женевьевы, заступницы сей конторы, а также воздаяние за верность старинным нравам и обычаям, коими мог похвалиться последний стряпчий старого закала.
Источник: библиотека Максима Мошкова
УМЕРЕННОСТЬ – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали умеренность одной из основных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Они определяли умеренность как способность человека с помощью разума преодолевать те удовольствия и влечения, которые препятствуют достижению блага.
По Платону, умеренность предполагает самопознание, которое раскрывает человеку принцип различения добра и зла, совпадает с нравственным совершенствованием. Умеренность проявляется, когда правильное мнение о благе управляет поведением человека. Платон также считал умеренность добродетелью государства, когда «ничтожные вожделения большинства» подчинены «разумным желаниям меньшинства», и когда большинство и меньшинство согласны на это распределение ролей. Умеренность государя как гармония пронизывает все государство целиком.
Аристотель определил умеренность как обладание серединой в связи с телесными удовольствиями от вкуса и осязания. Умеренность противостоит бесчувственности – нарушению меры в сторону недостатка, но главным образом, распущенности – нарушению меры в сторону избытка. Умеренность требует, чтобы человек вообще не стремился к низменным удовольствиям и ко всему не должному, чтобы он не стремился к удовольствиям, когда не следует и не страдал от их отсутствия. Аристотель отличает умеренность от рассудительности. Умеренность как нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средства для ее достижения. И для Платона, и для Аристотеля умеренность является благой, прекрасной и полезной.
Отношение к удовольствиям стало предметом особого философского внимания в эпоху империй. М.Фуко связывает это с расцветом «культуры себя», подчиненной принципу заботы о себе. Этот принцип требовал за текущими делами помнить о своей главной цели – заботиться о душе. В контексте «культуры себя» требование умеренности означало призыв к душевному и телесному здоровью, которое обеспечивается согласованностью желаний души и тела. Умеренность обеспечивает независимость человека от всего того, над чем он не властен.
В христианской трактовке умеренность определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание умеренности включает правильное отношение к миру и мирским благам. Умеренность выражается в здравости, целостности сознания. Обладающий умеренностью смиренен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает «мирские похоти». В отношении к телесным потребностям умеренность выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является послушным орудием духа.
В Новое время умеренность в отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И.Кант считал умеренность обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Умеренность направлена на сохранение физической и тем самым моральной природы человека в совершенстве.
Ольга Артемьева