Приохотить к чтению

Работа с родителями

Памятки, рекомендации родителям

Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель МАДОУ д/с №106 «Забава» г.Набережные Челны, РТ

Уважаемые родители!

В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность. Важность чтения сказок для детей трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в дальнейшей учёбе и, как следствие, в будущей карьере и в жизни, может быть только любознательный и читающий человек. Давайте же будем прививать интерес к чтению нашим детям!

Вот несколько полезных советов для формирования интереса к детской литературе:

Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Ребенку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, чтобы он мог эмоционально реагировать на прочитанное. Отечественные и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух — это основа эмоционально-эстетического восприятия ребенком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего возраста чувство преобладает над разумом, размышление и оценка наступают тогда, когда ребенок эмоционально переживет прочитанное.

Сказки должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребенок должен уметь не только слушать, но и молчать, потому что в эти мгновения он думает, осмысливает новое.

Если ребенок еще маленький и не может спокойно сидеть и слушать вас, это не страшно. Во время игры вы, родители, можете рассказывать сказки или истории, ранее прочитанные или же сочиненные. Если малыш полюбил одну из сказок и просит повторять ее снова и снова, нельзя ему отказывать. Придет время, и другая сказка станет любимой.

И в тоже время не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет сейчас ребенок слушать до конца — не нужно заставлять. Выбирать те книги, которые интересны Вашему маленькому слушателю.

Неоценимую помощь окажет кукла-перчатка. Дети лучше воспринимают воспитательные моменты сказки, исходящие от этого персонажа, чем от вас, родителей. Кукла-перчатка может жить в особом «сказочном сундучке» вместе с книгой, в которую она «записывает» сказки, и каждый вечер приходить к малышу их рассказывать. После сказки кукла-перчатка может подарить ему что-нибудь на память.

Дети постарше охотно вместе взрослыми разыграют сказочный сюжет по ролям. Если использовать реквизит (одежду или игрушки), например, изготовить костюмы и «декорации», спектакль можно будет показывать гостям на любом семейном торжестве.

Безусловно, в процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, постарайтесь их объяснить. Не забывайте, что имеет значение — как читать ребенку вслух. Одного прочтения произведения бывает недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты.

Приобщение детей к чтению или

система работы по приобщению детей к чтению

Чтение, как часть досуга, человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на чтение меньше времени, а зачастую, нет желания.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

  • учить детей слушать чтение
  • учить глубоко, постигать текст
  • воспитывать грамотного читателя. При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

  • Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
  • Самостоятельное рассматривание книг.
  • Организованные занятия.
  • Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
  • Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.

Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

2 – неделя — чтение стихотворений;

3 — неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).

После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

  • В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: — Узнай, кто это? — Покажи, где, кто или что?
  • В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками: — Найди картинку к таким словам. — Какие слова подходят к этой картинке?
  • В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: — Почему нравится тебе эта картинка?
  • В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.

В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг.

Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь. Выразительное чтение воспитателя — способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств. Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой. Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца. Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием. Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе. Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи. Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.

С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении:

  • консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия;
  • обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников.
  • вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
  • оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
  • организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

  1. Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы. v Наличие портретного фонда детских писателей
  2. Наличие грамматических словарей для воспитателей.
  3. Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов. С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, С.Я.Маршак, С.В.Михалков.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц.

В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги. Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия. Культурный социум в детском саду должен соответствовать тем требованиям, посредством которых происходит приобщение детей к миру книги. К культурному социуму относится не только предметно-развивающая среда, но и взрослые в детском саду. Речь воспитателя, его отношение к детям, его активность и творчество в решении данной проблемы. К культурному социуму относится и семья, задача детского сада вовлекать родителей в процесс по приобщению детей к книге.

​ ​ ​

Чем чаще ребёнок видит своих родителей с книгой в руках, тем вероятнее, что он тоже станет заядлым читателем.

Современные дети действительно не любят, не умеют и не стремятся научиться читать. Причём настолько сильно, что этот навык, а также связанная с ним способность к связной речи и правильному письму вырождаются прямо на наших глазах. Отчасти в этом виноваты современное телевидение и компьютерные игры, которые позволяют узнавать новое и развлекаться, не утруждая себя чтением книг. Однако не стоит спихивать основную вину за нелюбовь детей к чтению на телевизор и компьютер. Во многом в этом виноваты и мы, взрослые люди. И вот несколько способов это исправить.

Читайте и разговаривайте о прочитанном

Начинайте прививать любовь к книге ещё с того периода, когда ребёнок даже не знает букв. Читайте вслух интересные сказки и истории, а после обсуждайте с ребёнком главных героев, вспоминайте наиболее интересные места, сочиняйте развитие сюжета.

Правильно выбирайте материалы для чтения

Если ребёнок интересуется зомби или инопланетянами, то постарайтесь найти ему интересную литературу по этим темам, какими бы глупыми они вам ни казались. Интересы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.

Поощряйте чтение на каждом шагу

Когда ваш ребёнок уже достаточно продвинулся, чтобы читать целые слова, всячески поощряйте применение этого навыка в повседневной жизни. Давайте самостоятельно прочитать меню в кафе и название фильма в кинотеатре, пусть изучает названия товаров в магазине и объявления на школьном стенде. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни.

Используйте современные технологии и гаджеты

Не надо думать, что планшеты и ноутбуки являются прямыми противниками и конкурентами книг. Установите и научите пользоваться специальными программами для чтения, а ещё лучше обзаведитесь eBook на электронных чернилах.

Подавайте личный пример

Никакие призывы и пряники не будут действовать, если вы сами не будете подавать личный пример. Чем чаще ребёнок видит своих родителей с книгой в руках, тем вероятнее, что он тоже станет заядлым читателем.

Используйте массмедиа

Современное телевидение, кино и компьютерные игры безбожно используют литературу, бесконечно продуцируя ремейки знаменитых произведений или просто воруя сюжеты. Однако это можно использовать и на пользу. Вышла на экраны очередная пошлая экранизация приключений мушкетёров — заговорщицки предложите своему ребёнку: «А хочешь узнать, как всё было на самом деле?». Помогите узнать начало и концовку показанной на экране истории, заинтересуйте тем, что осталось за кадром, и расхождениями сценария и первоисточника.

Получайте удовольствие

Самая главная мысль, которую вы должны внушить ребёнку всеми возможными способами, заключается в том, что чтение само по себе является удовольствием. Не наказанием, не скучной обязанностью или унылой необходимостью, а самым лучшим удовольствием и наградой. Без этого точно ничего не получится.

А какими ухищрениями решаете эту проблему вы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *