Двухэтажный домик шириной всего лишь в три окна своим размером, крышей и постановкой торцом к улице вызывает ассоциации с застройкой средневековых европейских городов. Однако появился этот дом в конце XVIII в. и шире быть не мог: слева граница участка, а справа большую часть владения занимала церковь Успения на Покровке. Интересующий нас дом является домом причта – церковных служителей этой церкви.
Сама церковь впервые упоминается в начале XVI в., в то время здесь находилась слобода котельников – мастеров, изготавливающих котлы. Каменное здание появилось только в 1650-е гг., но простояло недолго. И вот в 1696-1699 гг. на средства богатого купца (гостя) И. Сверчкова построено огромное здание церкви, которое и достояло до советского времени. Это был шедевр нарышкинского стиля, максимум того, чего можно было добиться в XVII в. в жанре приходской городской церкви. Церковь имела краснокирпичные фасады, украшенные виртуозно выполненной белокаменной резьбой. Над входом было написано: «Лета 7204 года октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». Кто этот Потапов, спорят до сих пор: то ли зодчий храма, то ли талантливый резчик по камню, выполнивший непосредственно декор. Так или иначе, еще в 1920-е гг. церковь ломать не планировали. Подтверждение тому – переименование двух соседних переулков, названных по церкви и имеющих религиозный оттенок в названии: Большой и Малый Успенские. По инициативе наркома просвещения Луначарского этим переулкам дали названия Потаповский и Сверчков – имена предполагаемых автора церкви и жертвователя. Но в 1935 г. Моссовет принял решение снести церковь. Официальной причиной ее уничтожения стал выступ первого яруса за красную линию улицы – дескать, мешает проезду и проходу по тротуарам. В 1936 г. церковь сровняли с землей, предварительно дав реставраторам сделать обмеры. От декора храма сохранили два экземпляра наличников разных видов и портал второго яруса церкви. Эти детали перенесли в Донской монастырь, являвшийся в то время филиалом музея архитектуры.
На первый взгляд, все, что осталось от церкви, помимо перенесенных деталей, – интересующий нас дом причта. На его месте в середине XVIII в. стояла часовня. К 1780-м гг. на месте часовни возвели двухэтажное кирпичное здание богадельни, которое, скорее всего, и стало основой нынешнего строения. В 1812 г. церковь не пострадала от огня. По легенде, сам Наполеон, поразившись красотой церкви, повелел выставить караул из французских солдат, чтобы не допустить поджога храма. Как бы то ни было, церковь и строения на ее участке не горели. После войны с французами бывшую богадельню превратили в дом причта и в течение XIX в. несколько раз перестраивали. О внешнем облике здания мы можем судить по нескольким картинам иностранных художников. На литографии О. Кадоля (начало 1830-х), рисунке А. Дюрана (1839) и акварели Ж.-Б. Арну (1840-е) фасад дома со стороны Покровки имеет композицию, схожую с нынешней. Декор отсутствует, а форма шести имеющихся на фасаде окон стрельчатая, псевдоготическая. На фотографии начала 1860-х гг. окна уже упрощены до прямоугольной формы, а первый этаж дома занимает заведение – булочная. На месте центрального из трех окон пробита дверь, по краям от нее устроены витрины. В 1870-е и 1890-е дом расширяли, с тех пор габариты почти не менялись. Булочная была оборудована пекаренной печью. В 1890-е заведением владел А. Н. Сальников, в 1900-е – Е. Минаев. В те годы витрина булочной была украшена выпуклыми изображениями калачей и кренделей. В конце 1900-х два окна первого этажа по краям от входа расширили до нынешних размеров. Арендаторами являлся торговый дом «Чуевы Н. и Е». К 1914-м это был сетевой бренд, имевший булочные в 13 адресах.
После революции булочные сменились магазинами другого назначения.
В 1930-е гг. на первом этаже находился магазин «Культтовары», в 1980-е – «Цветы».
В 2004 г. в доме причта прогремела сенсационная находка: при реконструкции здания под кафе внутри поздней перегородки обнаружили почти полностью сохранившуюся стену первого яруса колокольни церкви Успения на Покровке. А еще части крыльца с северной стороны церкви с двумя столбами лестницы и остатками декора. Кладка XVII в., белокаменные карнизы, ширинки и даже уникальные резные узоры – все это было сохранено, реставрировано и теперь является украшением интерьера кафе. Так что кое-что все-таки сохранилось от легендарного шедевра архитектуры времен молодости Петра I. Что касается самой церкви, уже неоднократно появлялись идеи ее восстановления.
Первыми помощниками священника при совершении богослужения являются алтарники. Кто такие алтарники? Это, как правило, благочестивые мужчины из числа прихожан храма.
Послушание алтарника высоко и почетно. Алтарник следит не только за технической стороной совершаемого служения (в его обязанности входит вовремя подать кадило и вынести зажженную свечу), но и является ближайшим сомолитвенником священника при совершении богослужения.
Алтарник следит за чистотой алтаря и его убранством, готовит священнические облачения и убирает их для хранения в ризнице. Для большего церковного благолепия алтарнику нередко дается право ношения особого церковного облачения-стихаря. Алтарники участвуют и в церковном чтении. Условием для служения алтарника является его личное желание послужить Господу в Его Святой Церкви, благословение на это служение настоятеля или священноначалия. Нередко свое служение в храме алтарники совмещают со светской деятельностью.
В настоящее время обязанности алтарников нашего храма исполняют:
Королев Александр Борисович — прораб.
Петров Игорь Валентинович — мастер по дереву.
Кротов Андрей — предприниматель.
Волков Павел Леонидович — научный сотрудник, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Силкин Александр — спортивный тренер.
Константин — инженер.
Михальчук Сергей Андреевич, чтец — доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Малахов Димитрий Вячеславович – финансовый директор компании.
Перкалев Дмитрий — инженер — электротехник.
Выговский Иван — выпускник старшей школы
Соболев Сергей Николаевич — инженер (Газнадзор)
Причтовый дом в стиле «классицизм»
Часто слова «храм» и «приход» используются как синонимы, но между ними есть разница, и большая. Храм — просто здание, а приход — это община, люди, которые приходят в храм. Жизнь прихода отнюдь не сводится только к богослужению. Литургия, Евхаристия — это действительно сердце прихода. Понятно, что сердце — самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводится только к сердечной деятельности, нужны и другие органы. Если священник не проповедует — значит, у общины нет языка, если не помогает ближним — значит, у нее нет рук, если нет обучения основам веры — значит, отсутствует голова… Церковный приход должен жить, как единый организм. И очень важно чтобы при храме были помещения, где могла бы развиваться полноценная приходская жизнь.
Именно с такой задачей в «Азбуку Строительства» обратился настоятель одного из храмов Ленинградской области. Требовалось продумать концепцию приходского дома, где мог бы жить настоятель храма со своей семьей, где люди могли бы собираться после богослужений, где можно было бы развивать образование, проводить социальные и просветительские мероприятия, принимать паломников и нуждающихся в помощи. А также где располагались бы технические и инженерные помещения, обеспечивающие нормальную эксплуатацию храма и приходского дома. Сложность как раз и заключалась в такой многозадачности. Но несмотря на это, удалось и зонировать внутреннее пространство и одновременно обеспечить необходимые функциональные связи помещений.
Участок под строительство находится на берегу живописного озера в окружении старинного парка. Красота природы, сложный рельеф и воздвигнутый на возвышении храм, вдохновили на создание нестандартного планировочного решения. Состоящее из двух «крыльев», трехэтажное здание располагается на перепаде высот (в среднем он составляет около четырех метров) и как бы обхватывает холм. За счет этого самый нижний этаж совершенно не заметен, и со стороны храма здание выглядит двухэтажным.
Цокольный этаж
Цокольный этаж полностью отдан под помещения технического и хозяйственного назначения: кухня, постирочная, гладильная, водомерный узел, котельная, электрощитовая, различные кладовые и мастерские. В эти помещения предусмотрен отдельный служебный вход на западном фасаде. А для удобства обслуживания есть внутренняя лестничная клетка, ведущая на верхние этажи. Благодаря рельефу, из помещений, ориентированных в сторону озера, можно будет выйти непосредственно на участок, где будет разбит сад и огород. Например, будет очень удобно отнести в кухню собранный урожай и пользоваться кладовой для садового и уборочного инвентаря.
Парадный вход и первый этаж
Парадный вход, со стороны храма, ведет в центральный холл-вестибюль первого этажа. Рядом располагается стойка дежурного администратора и вместительный гардероб. Прямо из вестибюля можно пройти в просторную светлую трапезную (для причта и прихожан). Благодаря ориентации больших окон на южную сторону, открывается прекрасный вид на озеро. При создании проекта, возникла даже идея организовать выход на открытую террасу, на которой будет летнее кафе для паломников. Восточнее большой трапезной находится помещение поменьше — трапезная для священнослужителей. Также рядом помещения для персонала: доготовочная и служебный санузел. Под доготовочной и трапезной в цокольном этаже как раз размещаются помещения кухни, поэтому есть возможность установить подъемник, чтобы не носить приготовленную еду по лестнице.
Большинство комнат первого этажа отданы под кабинеты для приходской школы, где дети смогут обучаться изобразительному искусству, чтению, богословию, философии. А также есть зал с раздевалками для гимнастических занятий и танцев, кабинет для преподавателей и санузлы (раздельные для учащихся и учителей). На втором этаже восточное крыло здания занимают гостевые комнаты, рабочий кабинет-библиотека настоятеля, кабинет для приема прихожан. В центральной части располагается большой светлый зал для проведения конференций, праздников и концертов.
Второй этаж
В западном крыле на втором этаже размещена квартира для проживания семьи настоятеля храма. Так как это приватная зона, то и попасть в нее можно через отдельный вход на первом этаже, находящийся в стороне от центрального входа. Лестница, ведущая в квартиру, также изолирована от общественных помещений. Сама квартира состоит из двух половин: гостевой и спальной. В гостевой части находятся прихожая, небольшой санузел, гостиная и объединенная кухня-столовая, где удобно собраться за столом всей большой семьей. В спальной части — четыре спальни (три из который детские) и два санузла: взрослый и детский. Самая просторная спальня для настоятеля. Из нее предусмотрен выход на балкон. Это было пожелание заказчика, чтобы был обзор на храм, главные въездные ворота и близлежащую территорию.
Архитектурный облик приходского дома задумывался, как спокойное и гармоничное дополнение к зданию самого храма, построенного в начале 19 века в стиле классицизм. Поэтому и вновь возводимому зданию присущи черты этого стиля: простота, симметрия, сдержанный декор в виде карнизов, обрамлений проемов и небольшого портика на главном входе. Цветовое решение фасадов аналогично фасадам храма: сочетание светло-бежевого цвета с белой отделкой декоративных элементов; скатная кровля серого или зеленоватого цвета. Главным приоритетом было создание единого архитектурного ансамбля, органично вписывающегося в окружающую природу.