Притча о блудном сыне смысл

Мы похожи на детей, когда-то потерявших родителей и вновь нашедших их, но не способных их сразу же признать и полюбить по причине своего внутреннего эгоизма и ожесточения, по привычке быть предоставленными самим себе.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Чему нас учит сегодняшняя притча? Если вспомнить, что она была рассказана Христом в ответ на обвинения фарисеев в том, что Он принимает грешников в общение, ест и пьёт с ними, то увидим: прежде всего она нас учит любви и состраданию. На это указывают и те слова, которые в конце притчи сказал отец своему старшему сыну: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся» (Лк. 15:31-32). К стяжанию этих добродетелей нас должны вести все претерпеваемые нами искушения, все наши подвиги и молитвы.

Порой Господь попускает нам, по примеру младшего сына из притчи, расточать полученное нами в собственность имение, ту божественную благодать, ту чистоту и освящение, которое мы получили от Него, когда впервые пришли в храм, когда с первой ревностью старались жить по Его заповедям. В чём причина такого поворота в нашей духовной жизни? Где корни наших падений и искушений? Каким бы ни казался нам типичным и обобщенным ответ, а скорее – недоступным для нашего полного осознания в меру нашего духовного неведения, он заключает в себе мысль о нашей повреждённой грехом человеческой природе, некогда оторванной от Бога первыми людьми. Человек не может быть духовно независимым, это наша иллюзия, укорененная атеистическим воспитанием и мирскими стереотипами. На примере того же зрения, которым обладает человек, становится понятным, что наш глаз не смог бы ничего видеть, даже будучи здоровым, если бы не было внешнего света, который, соединяясь со зрением, даёт нам возможность созерцать окружающий мир. Подобно глазу, и человеческий разум, отождествляющийся с нашей личностью, также нуждается в мысленном стороннем свете, которым для нас является прежде всего нетварный божественный свет Христов, чтобы нам не ходить во тьме греховных страстей, обманываясь гордой независимостью и самонадеянием, забывая слова псалмопевца пророка Давида: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10).

Помпео Джироламо Батони. «Возвращение блудного сына». 1773 год. Холст, масло Как же приучить свою душу быть всегда зависимой от Христа, Который для нас является единственным источником жизни, источником нашего вечного будущего? Порой в жизни мы от противного и негативного опыта приходим к необходимому и спасительному для нас. Тщеславные, гордые, самонадеянные человеческие души, погрязшие в постоянных мечтаниях и грёзах об удовольствиях и наслаждениях этой жизни, прислушивающиеся только к желаниям своего страстного сердца, обольщающие себя собственной значимостью и независимостью, должны будут повторить путь младшего сына из сегодняшней притчи, чтобы осознать свой самообман, всю наивность своей мнимой человеческой независимости от Бога и вернуться ко Христу – Божественному Источнику своего бытия и благобытия. Этот негативный опыт, как исцеляющий нож, врезается в глубину человеческого сердца, освобождая его от гнили собственной гордости и эгоизма, неведения и помрачения, унижающего наше мирское достоинство, и возвращает нас к божественному и непреходящему сыноположению как детей Божьих.

Мы похожи на детей, когда-то потерявших родителей и вновь нашедших их, но не способных их сразу же признать и полюбить по причине своего внутреннего эгоизма и ожесточения, по привычке быть предоставленными самим себе. И из-за этого часто убегающих из дома и расточающих достояние, которое им дают любящие их родители. Иногда это превращается в порочный образ жизни, когда человек перестаёт ценить любовь своих родителей и, расточая данное ему имение, цинично, без искреннего покаяния вновь возвращается в родительский дом, ожидая того же отношения к себе, как и прежде. Он продолжает любить только себя и думать только о себе, пренебрегая родительской любовью к нему, не отвечая на неё взаимностью, оставаясь лишь потребителем данных родителями благ ради личного удовольствия. Собственные страсти и эгоизм помрачают его сердце и разум, не оставляя место ни для любви и благодарности своему родителю, ни для внутреннего духовного перерождения, в котором откроется его истинное родство и связь с истинной Причиной и Источником самопознания и благополучия. Его жизнь превращается в постоянный поиск пищи для греховных страстей, где малое удовольствие от них становится для него приманкой, истощающей душу и тело, приближающей старость и болезни и, как следствие, смерть в забвении Бога и вечной жизни, которые могли бы стать его достоянием, если бы не его нераскаянность и упорство пребывания в греховных навыках. Такому человеку нужно лечение, ему нужно осознать собственную неправоту и изменить свой образ жизни, вступив в духовное единение с Богом. Поэтому, как говорит апостол Павел: «Мы же, будучи дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли или спим — жили вместе с Ним» (1 Фес. 5:8-10).

В сегодняшней притче блудный сын, пройдя через собственные падения и искушения, не потерял связь со своим родителем, переборол свой эгоизм, свои страхи и отчаяние. Разобравшись в себе, он с покаянием и смирением вернулся домой, осознав и исповедав свой грех перед отцом. «Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”» (Лк. 15:17-19). В этом душевном состоянии он был встречен любящим его отцом, который в чувстве сострадания и любви к покаявшемуся и вернувшемуся сыну одел его в новые одежды, устроил пир и приказал заклать упитанного тельца для празднования этого события.

Его падения, страдания и скорби стали причинами внутреннего перелома в духовном состоянии, привели его к истинному самопознанию и к пересмотру своих жизненных целей и ценностей.

Если применить это к нашим личным взаимоотношениям с Богом, то становится понятен смысл Божественных заповедей, в исполнении которых христианин проходит скорбный и тернистый путь в своей духовной жизни – путь, где требуется прощать и молиться за обидчиков, любить врагов, бороться и смиряться с собственными немощами. Эти заповеди иногда кажутся крайне несправедливыми и жестокими по отношению к личной свободе и достоинству человека. Они часто выглядят унизительными и нелогичными в нашем житейском понимании. Бывает, что человек может переусердствовать в своих представлениях о Боге, и ему покажется, что «Бог, Который есть Любовь», не может заставлять людей унижаться, особенно когда человек чувствует всю несправедливость ситуации по отношению к себе, что Бог не может попускать, чтобы мы испытывали лишения, различные испытания и скорби. Но в этом случае нам нельзя забывать, что наш Господь не только есть Любовь, но и Врач, Который нас лечит: прижигает наши греховные раны, поит нас горькими снадобьями. Если мы по-настоящему считаем себя духовно больными, нам тогда удаётся до конца довериться и отдать себя в руки нашего Врача. Иначе мы будем всегда ворчать и считать ненужными для нас те или иные «процедуры» в виде искушений и скорбей, которые посылает нам Любящий и Премудрый Господь через людей или обстоятельства нашей жизни для врачевания больной души.

Какова же роль старшего сына в этой притче? Чем его поведение примечательно для нашего духовного опыта? Ведь именно к нему были обращены заключительные слова отца, в которых выражался призыв к состраданию и любви по отношению к вернувшемуся домой младшему сыну. Одновременно этими же словами отца Христос вразумлял фарисеев, осуждавших Его отношение к грешникам.

Николай Лосев. «Блудный сын». 1882 год. Холст, масло

При всей своей наружной благочестивости старший сын оставался ожесточённым внутренне. Исправной внешней деятельностью он возвышал собственное мнение о себе, о своей праведности и независимости. Подобно младшему сыну в период его пребывания вне дома, старший сын, несмотря на своё соседство с отцом, находился также во внутреннем разрыве единения с ним, но только по причине собственной гордости, а не тяги к удовольствиям, как у младшего сына. Гордость, подобно глубокой прелести, окутывает человеческое сознание, застилая собственные грехи и немощи, раскрывает человеческие уста для осуждения других, для споров и ропота, для обвинения ближних и Бога. В ней нет истинного покаяния и сокрушения, и в постоянном осознании собственной праведности в человеке размножаются ненависть и ожесточение к другим. Гордость слепа, так как она всегда и во всём видит свою правоту и превосходство в сравнении с грешниками, считает себя достойной различных наград и поощрений как справедливой оплаты своих трудов. Она не ищет любви – всё, что ей надо, это человеческие одобрения и похвала, чтобы ещё больше укрепить саму себя в собственном заблуждении и с наслаждением возвыситься над другими. Грехи других, которые заслуживают справедливого наказания в её глазах, унижают её старания, если они прощаются и покрываются чьей-то любовью. Ведь в любви нет логики – там сострадание и прощение к тем, кого любишь. Но в гордости именно логика становится главным механизмом суждения о вещах и событиях. Нелогичным выглядело в глазах старшего сына такое благосклонное отношение отца к возвращению блудного младшего брата. Он, по его мнению, заслужил наказания, а здесь – радостная встреча и пир в честь возвращения. Такие несправедливые, не согласующиеся с его внутренним устроением обстоятельства бьют по гордому сердцу старшего сына, извлекая из его глубины обиды, упреки и осуждения. «Он осердился, – как сказано в Евангелии, – и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка”» (Лк. 15:28-30).

Переплетение в человеке гордости и логического суждения о мире закрывают ему путь не только к любви, но и к вере. Как возможно поверить в то, что не согласуется с нашим сознанием, идёт вразрез с нашим обострённым чувством справедливости? Это внутреннее состояние начнёт отталкивать нас от того, что причиняет нам боль. Что же последует дальше в отношении старшего сына к отцу? Не перестанет ли он доверять ему? Захочет ли раскаяться в своём ожесточении и остаться со своим отцом или отвергнет его и уйдёт из дома, забрав часть наследства, подобно младшему сыну? Об этом Евангелие умалчивает. Но в другом месте Евангелия есть отрывок, приоткрывающий нам возможное продолжение событий из этой притчи, где Христос произносит следующие слова, обращаясь к фарисеям, уверенным в своей праведности и осуждающим грешников: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:31-32). Аминь.

Антон Зинин 103 5 лет назад Digital и вот это все…

Было у отца два сына. Младший попросил, чтобы отец отдал причитавшуюся ему часть. А старший остал­ся жить с отцом, и вместе они работали. Получив свою долю, младший сын уезжает в другой город и там празд­но проводит время: гуляет, веселится, не работает.

Сама собой напрашивается оценка сыновей — стар­ший сын хороший, а младший плохой, он не достоин любви своих ближних. И когда младший сын, прогуляв все деньги, возвращается и просит у отца прощения за свой недостойный поступок, мы ожидаем, что отец от­ругает его и, скорее всего, даже прогонит. Но отец по­ступает по-другому. Он не только принимает своего за­блудшего сына с распростертыми объятиями, но в честь его возвращения приказывает заколоть самого откормленного теленка.

Старший сын возмущается поведением отца. Он не понимает, почему ему, не совершавшему ничего плохо­го, отец никогда не устраивал такого праздника. На что отец отвечает: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все, что есть у меня, — твое. А брат твой был как бы мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Это значит, что осознать свой грех и покаяться в нем — это все равно, что совершить подвиг. Млад­ший сын вернулся не для того, чтобы требовать для себя денег еще. Тогда бы отец наверняка прогнал его, считая мертвым для себя. Но сын, осознав свою ошиб­ку, пришел к отцу с просьбой простить его, заблудше­го. Для отца это большая радость, это самое настоящее воскрешение сына из мертвых.

В том и заключается смысл «Притчи о блудном сы­не», что, осознав недостойное свое поведение и покаяв­шись в этом, человек заслуживает прощения.

Эту картину знают почти все – она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры.

Возвращение блудного сына. Рембрандт Хармес ван Рейн

Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу.

Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, – сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне.

Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться.

У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.

Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.

Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.

Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…

В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).

Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это – исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену. Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.

Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит совершенно иное. Небо – наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения. И теперь цель каждого человека – вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Причем раскрытие это – двухуровневое.

Первый уровень – общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо.

Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.

А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога, и характер Его участия в этом процессе.

Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.

В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно – рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием.

Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.

Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.

Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель предупреждает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному…

Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули, по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь…

Александр Моисеенков

ФОМА

Содержание притчи, рассказанной Иисусом Христом, о блудном сыне:

У отца было два сына. Младший захотел взять свою долю родительского имущества, не дожидаясь наследства. Отец удовлетворил его желание, отдав сразу все имущество, которое младший сын получил бы позднее.

Уехав в чужие края, юноша растратил свою долю на пустые забавы. В стране начался голод, молодой человек остался без крыши над головой, без куска хлеба, без денег. От безысходности он нанялся пасти свиней – занятие, считавшееся в те годы достойное вконец, опустившихся людей.

Пастуху платили так мало, что он просто умирал от голода, согласен был есть даже вместе со свиньями их еду. Но это ему было недоступно. Тогда младший сын вспомнил об отце, как сытно там живут даже последние рабы. Он решил попросить у родителя прощения за свое поведение, просить, чтобы принял его простым рабочим, чтоб не дал умереть с голода. Решившись, молодой человек отправился в путь.

Отец издали заметил приближавшегося сына и побежал ему навстречу. Он обнял и поцеловал грязного, босого, исхудавшего путника и признал его своим ребенком. Молодой человек попросил простить его за прошлые дела, поселить вместе с рабами, так как он потерял право называться сыном, растратил причитавшуюся ему долю наследства.

Отец сказал, что рад возвращению сына, которого считали мертвым и пропавшим. Он приказал нарядить его в лучшую обувь, одежду, одел на палец кольцо с печатью, приказал забить жирного теленка, всем пировать и веселиться, радуясь возвращению блудного сына.

Старший же наследник в это время работал в поле, а когда увидел, с каким почетом принимает отец его младшего брата, в сердце его зажглась обида и зависть. Он стал упрекать отца, что тот никогда не относился к нему с такой любовью и щедростью, хоть он работал и всегда слушался и подчинялся воле родителя.

Он не смог искренне порадоваться возвращению брата, более того, он не признает брата равным себе, считая, что младший заслужил своим поведением такую участь. Старший сын не смог понять слов отца, что надо радоваться и любить человека, который опомнился, признал свою неправоту, покаялся, значит должен быть прощен.

О чем говорит притча

Притча о блудном сыне – рассказ о грехе и покаянии. Толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец сыновей – это всемогущий Бог, который любит своих детей всегда. Какие бы грехи не делали люди, Бог всегда принимает их раскаяние, всегда прощает грешников, любит их, как родители любят своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *