Притча о работниках получивших одинаковую плату

Эту притчу, которую некоторые церковные писатели называют притчей «о виноградарях, призванных на работу в разное время дня», мы встречаем в Евангелии от Матфея:

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; И, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 1-16).

На заре истории Церкви, призывающее к Царству Небесному Слово Божие, прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль, устами ветхозаветных пророков, вплоть до св. Иоанна Предтечи, а в конце веков — устами Самого Богочеловека, первым был призван к работе в винограднике Господа Бога.

Затем Благая Весть пронеслась трудами свв. апостолов и других проповедников по всему миру. Евангелие все время призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой, зовет к Божьему труду всех, «стоящих на торжище праздно», то есть духовно-безработных.

«Часы» — третий, шестой, девятый, одиннадцатый — могут означать или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Слова Божия.

«Вечер» — это конец рабочего дня, то есть символически — конец земной истории Церкви или же конец индивидуальной жизни человека, смертный час его.

Как хозяин виноградника сам вышел искать себе работников, так и Христос Сам призывает к Себе делателей: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), — говорит он Своим апостолам. Всякая добрая мысль, доброе побуждение потрудиться для Господа, для спасения своей души, приходит от Господа: Господь зовет всех ко спасению, зовет трудиться в Свой виноградник, в Свою Церковь; а от человека зависит -послушать или не послушать этот Божественный зов, принять к сердцу благодатное внушение или воспротивиться ему. В этом — свобода человека.

«Динарий» — это награда вечного блаженства на небе. Пришедшие «рано поутру» и пришедшие поздно получили одинаковое вознаграждение. Это очень огорчило пришедших рано и они стали роптать на хозяина. Здесь человеческая, формальная справедливость, хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви.

Виноградари не стали бы роптать на хозяина, если бы он дал «последним» меньше одного динария, то есть сумму недостаточную для дневного пропитания; им не было дела до пришедших «последними», в их душах проявилась зависть, недружелюбие, осуждение, якобы, несправедливой щедрости хозяина, шедшей в ущерб их гордости — как это он мог сравнить их, призванных «первыми», с теми, кто пришли «последними».

Подобным образом говорил и старший брат в притче о блудном сыне: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15: 29-30).

Вся эта гамма морально ничтожных чувств, которые обуяли «первых» (и старшего сына из притчи о блудном сыне), уже, в сущности, подорвала качество их труда на ниве Господней. Ведь с дурным настроением можно работать и целый день и все же ничего доброго не сделать; а можно и в «один час» сделать больше и лучше, если работа совершается при полном усердии, любви к делу и доверии к хозяину.

У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина духовно моральной. И по этой оценке, «последние» стали «первыми, и «первые» — «последними», а, может быть, и вовсе лишились участия в Царстве Небесном. «Ибо, — добавил Христос, — много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 16).

Этой притчей Господь учит нас тому, что благодать Божия, как и вечная жизнь, дается человеку не в результате арифметического подсчета количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но по милости Божией. Иудеи думали, что им, как первым членам Царства Мессии, полагается большая награда по сравнению с христианами нееврейского происхождения, присоединившимися к этому Царству позже. Но у Бога совсем другая мера праведности. На его весах искренность, усердие, чистая любовь, смирение более ценны, чем внешняя и формальная сторона человеческих дел. Благоразумный разбойник, покаявшийся так поздно и искренне на кресте и всем сердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился Царства Небесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннего детства.

Прекрасное приложение этой притчи Господа делает св. Иоанн Златоуст в своем неподражаемом Пасхальном слове: «Кто благочестив и Боголюбив, пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарий. Если кто от первого часа работал, пусть примет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается — ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашается промедления: любвеобилен Владыка — и принимает последнего, как первого: упокоивает пришедшего в одиннадцатый также, как и делавшего с первого часа. И последнего милует, и первому угождает, и тому даёт и этому преподносит и дела принимает и намерения целует, и делания почитает и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего: и одни и другие принимайте награду; богатые и убогие, ликуйте друг с другом. Воздерженники и ленивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь пиром веры: принимайте все богатство благости!..»

Вчера на ночь популярный бизнес-тренер Алекс Левитас ( alex-levitas) рассказал в своём ЖЖ отличную притчу о двух работниках…

Один работник зашёл к барину и говорит:

— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семёновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

— Барин! Точно, с Семёновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, почём?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

— Барин! Мимо везли сено с Семёновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?

Нажмите ►ЗДЕСЬ◄, чтобы открыть/закрыть ВСТУПЛЕНИЕ общее для всех притч!

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Притча о работниках в винограднике Матф. 20:1-16

Притча о работниках в винограднике Матф. 20:1-16

Матф.20.1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. 5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. 8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. 13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему , что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Сначала определим адресата: это ученики Иисуса, что обозначено в конце предыдущей главы

Матф.19:23 Иисус же сказал ученикам Своим

Смотрим выше и ниже, определяем контекст. До притчи, в конце предыдущей главы, Иисус рассуждает о спасении. Сначала на эту тему он говорит с богатым юношей. Потом говорит, что «трудно богатому войти в Царство Небесное». Затем ученики спрашивают Иисуса о том, кто может спастись. А далее Петр конкретизирует этот вопрос относительно лично их будущего. Следом за притчей идет другая история, где Иисус при подходе к Иерусалиму, рассказывает ученикам о предстоящем Его страдании.

Теперь попытаемся определить Типологию этой притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Как мы увидели, под притчей её истолкования нет. В притче нет сравнения: если малое верно, то большее, тем более верно. Зато перед притчей обсуждается тема о спасении, в рамках которой, апостол Петр спрашивает Иисуса о будущем воздаянии ему и остальным ученикам. После ответа на этот вопрос, Христос приводит исследуемую притчу, как иллюстрацию к своему ответу.

Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

Для того, чтобы правильно понять причту иллюстрацию, надо внимательно исследовать выше поднятую тему, которую она иллюстрирует. Давайте подробнее рассмотрим разговор, предшествующий притче.

Иисус, с 16 по 22 тексты предыдущей 19 главы Евангелия от Матфея, общается с богатым юношей. Господь, на его вопрос о наследии жизни вечной, говорит, что для этого надо соблюдать Божьи заповеди. Если же молодой человек сильно ратует о спасении, то ему нужно добиваться совершенства, а для этого ему необходимо продать имение и следовать за Христом.

Отвлечёмся немного от толкования притчи и поговорим о богатстве.

Слова на счет продажи имения в 19 главе Евангелия от Матфея были обращены не ко всем людям, а непосредственно к одному конкретному юноше. Господь Иисус сердцеведец. Он увидел сердце того молодого человека. В нем было много доброго. И он действительно желал быть ближе к Богу и войти в Царствие Небесное. Но Иисус увидел и другое в сердце того юноши. А именно — тягу и любовь к богатству. Иисус, видя внутренний мир богатого парня, понял, что со временем тяга к богатству может пересилить его, уведет от Бога, ожесточит сердце и т.д. И тогда, тот юноша может лишиться жизни вечной, о которой так мечтал.

Именно поэтому, Иисус ему дал такой совет. Если уж он хочет «быть совершенным», то есть иметь надежду в наследовании Царства Божьего, то ему нужно отказаться от второго своей привязанности — мамоны — любви к богатству и роскоши.

В другом Евангелии четко видно, что Иисус полюбил того юношу и поэтому дал ему этот конкретный совет:

Мар. 10:21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах.

Тот аргумент, что богатому тяжело наследовать вечность, Иисус подкрепил ниже, сразу после разговора с юношей, сказав знаменитую фразу:

Матф.19:23 трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 … удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Христос не сказал, что это не возможно, но акцентировал внимание на том, что это сложно.

Далее, делая вывод о том, что наследовать жизнь вечную не так уж просто, ученики задали Иисусу вопрос:

Матф.19:25 так кто же может спастись?

И получили от Христа ответ, суть которого в том, что человеку невозможно спастись собственной силой, но с Божьей помощью нет ничего невозможного:

Матф.19:26 человекам это невозможно, Богу же все возможно.

После этого прозвучал вопрос апостола Петра на ту же, обсуждаемую, тему спасения:

Матф.19:27 вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

На ответ Иисуса нужно обратить особое внимание, так как он на прямую касается последующей за ним притчи, которую мы разбираем. Ответ Христа кратко можно изложить в трех тезисах:

  1. Матф.19:28 последовавшие за Мною, — в пакибытии … сядете … на двенадцати престолах…

  2. Матф.19:29 … всякий, кто оставит (что-то ему дорогое) … ради имени Моего … наследует жизнь вечную.

  3. Матф.19:30 … будут первые последними, и последние первыми.

То есть Иисус в ответе пообещал Своим последователям вечную жизнь в Царствии Небесном. Но закончил обетование Иисус странными словами, которые повторил и в конце притчи.

Матф.20:16 будут последние первыми, и первые последними.

Это не совпадение, а доказательство того, что притча из 20-й главы иллюстрирует слова Иисуса из предыдущей 19-й главы.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о работниках в винограднике Матф. 20:1-16.

Иисус сразу в первом тексте Матф.20:1 заявляет, что эта притча иллюстрирует Царствие Небесное. Из последующей истории о найме работников понятно, что речь идет о процессе попадания в него.

Хозяин дома вышел утром рано, чтобы нанять работников в свой виноградник. Наемникам он пообещал динарий за работу на протяжении светового дня. Исторические источники свидетельствуют, что динарий в то время получал воин за дневную службу в Римской империи. Работа воина в то время была престижной, что говорит о достаточной ценности динария и как следствие о достойной оплате, обещанной хозяином виноградника работникам.

Около третьего часа, хозяин нанял новых работников, дополнительно к тем, которых он подрядил утром сразу после восхода солнца. Около третьего часа – это значит через три часа после восхода солнца. Раньше в Израиле сутки считались от захода солнца до захода солнца, то есть от вечера до вечера (см. Лев.23:32). А день делился на 12 часов, начиная с восхода солнца и до заката (см. Иоан.11:9). Нужно понимать, что солнце на востоке садится рано, а ночи ужасно темные, особенно в осенне-зимний период, что подтвердят те, кто был в туристической поездке в Израиле или Египте.

Хозяин еще несколько раз добирал работников – около 6, 9 и 11 часа. Нанятые в последнюю партию около 11 часа проработали всего около 1 часа (см. Матф.20:12), в то время как приглашенные первыми трудились 12 часов – от восхода до заката.

Поэтому, когда хозяин раздал всем нанятым работником по 1 динарию, пришедшие первыми возроптали на работодателя и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Матф.20:12)

По-человечески их понять можно, ведь им досталась тяжелая по сравнению с остальными работа – они трудились дольше всех, причем, застав жаркие (знойные) часы. Они разумно полагали, что заслужили больше награду, чем последние.

То есть, они свое вознаграждение начали мерить от последних наемников, забыв об их договоренности с хозяином. Раз последним, проработавшим всего 1 час, хозяин дал оклад в 1 динарий, то нам – проработавшим 12 часов, явно положена оплата 12 динариев или хотя бы премия за сложный труд и переработку. Между тем, если быть объективным, то хозяин их не обманул и заплатил ровно столько, сколько и пообещал – 1 динарий.

Последних нанятых работодатель приравнял по оплате к первым. Но ведь это его деньги и он вправе благодарить и одаривать кого и как захочет.

Матф.20:14 Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе (первому)

И опять мы видим первых и последних, о которых было упомянуто перед притчей и которыми притча закончилась. Явно, это не случайно.

Вспомним, что притча о работниках в винограднике иллюстрирует ответ Иисуса на вопрос Петра об их спасении: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матф.19:27).

Петр явно рассчитывал, что Иисус пообещает им – апостолам — занять лидирующие должности в Царствии Небесном. Но в ответ ученики услышали, что они наряду с другими, последовавшими за Ним и пожертвовашими чем-то дорогим, наследуют жизнь вечную и будут судить 12 колен Израилевых.

Некоторые исследователи Библии, читая текст Матф. 19:28 считают, что 12 апостолов займут 12 престолов Великого Суда – каждому апостолу по престолу. Однако, Иисус не это тут имел в виду. Этому есть три доказательства:

  1. Апостол Павел далее простым христианам также говорит, что они будут судить мир и даже ангелов (см. 1Кор.6:2,3).
  2. В Новом Завете насчитывается не 12, а 13 апостолов. Не надо забывать, что на место Иуды выбрали Матфия, а потом еще Господь выбрал Павла. И про Иакова не стоит забывать, который назван столпом церкви наряду с Петром и Иоанном (см. Гал.2:9), что поднимает цифру до 14-ти. Разве кто-то из них будет лишен престола? Нет! Ведь 12 престолов это символическая цифра, как было 12 колен Израиля, хотя, по сути, из одного колена сделали два, разделив колено Иосифово. 12 престолов тут символизируют суд присяжных, в числе которых будут искренние верующие, включая конечно и апостолов.
  3. Текст Матф. 19:30 перед исследуемой притчей и весь посыл притчи Матф. 20:1-16 как раз показывают, что первым (апостолам) будет как последним, а последним как первым.

Данную притчу Иисус как раз и привел в качестве иллюстрации на ответ Петру. Апостола интересовала награда, которую он получит за то, что оставил всё и последовал за Христом. Иисус успокоил его, пообещав вечную жизнь. Но никакого лидерства в пакибитии Христос апостолам не гарантировал.

Наоборот, через притчу Иисус показал, что не смотря на то, что апостолы были первыми и прошли через гонения, но они получат столько же, сколько и другие последователи Христа, которые будут жить в последующие годы. И даже те, кто застанут Второе Пришествие Иисуса живым, то есть совсем немного потрудятся на Божьей Ниве, всё равно получат, как и остальные последователи Господа – жизнь вечную и право участвовать в суде над миром.

И тут нет никакой несправедливости, ведь первые получат обещанное Иисусом, а последние примут незаслуженный дар по Великой Его щедрости и благости.

В этой притче нет прообразов. Напомним, что в притчах Иисуса далеко не всегда есть прообразы у героев. Зачастую герои нужны для формирования картины, которая сама по себе несет весть наставления. Хозяин виноградника тут не символизирует напрямую Бога, а лишь иллюстрирует справедливость и одинаковость вознаграждения. Бог ведь не выбирает из желающих претендентов Себе служителей, и не заставляет одних служить больше, чем других. Любой человек свободен и может стать последователем Господа и даже Его служителем, когда пожелает. Час «расплаты» тут указывает на Второе Пришествие Христа. И опять же, работники это не прообразы апостолов и служителей Христовых. Не хочется думать, что апостолы после Второго Пришествия Иисуса будут сетовать на Господа за то, что получили малое вознаграждение, равное с другими Его учениками.

Интересно, что тема приоритетного вознаграждения апостолам, поднимается и далее после притчи. В 20 главе Евангелия от Матфея с 20 по 23 стихи мать Иоанна и Иакова Заведеевых просит Иисуса, чтоб тот посадил её сыновей справа и слева в Его Царствии. На что Тот ответил отказом, заявив, что не Он решает вопросы небесной иерархии:

Матф.20:23 Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня , но кому уготовано Отцем Моим.

А далее в Матф.20:25-28 Иисус дает наставление Своим последователям, чтобы они не возвышали себя, но наоборот были готовы служить другим.

Остается дать комментарий на последние слова из притчи:

Матф.20:16 ибо много званых, а мало избранных.

Толковать эту фразу нужно в контексте всей притчи. По факту, на земле мало людей, которые уверовали в Господа и сделали Его приоритетом своей жизни. Большинство людей либо являются неверующими, либо номинально верующими, либо вообще язычниками. То есть служителей у Бога не так уж много. Зато очень много тех, кого Бог призывает к Себе!

Таким образом, фраза «много званых, а мало избранных» говорит о том, что Бог многих призывает к Себе, но мало кто откликается. И те, откликнувшиеся, хоть первые, хоть последние, получат одинаковое вознаграждение от Бога. Фраза «много званых, а мало избранных» используется Иисусом и в другой притче о брачном пире (см. Матф.22:14), также указывая на людей, которые отдают приоритет в своей жизни Богу.

ВЫВОД: Бог справедлив и благ. Все Его верные последователи получат вознаграждение – жизнь вечную! Не напрасно они претерпели трудности и страдания – их ждёт награда. И не важно, когда они родились и сколько успели послужить. Главное, чтобы делали они это искренне с любовью к Богу и людям.

Валерий Татаркин

► Толкование на другие притчи Иисуса Христа

Валерий Татаркин

Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы — ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею» >>
Теги: Притча о работниках в винограднике Матф. 20:1-16. Комменатрий, БИБЛИЯ
Авторские материалы защищены действующим законодательством.
При использовании указывать автора, название сайта и материала
Valery Tatarkin
E-mail: apologetica-site@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *