Притча о работниках

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16) Блаженный Иероним Стридонский пишет: тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд, а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы, он пишет: этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставления, так как жаждал жизни вечной. Святитель Иоанн Златоуст пишет: некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и с намерением искусить его. Но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен, небезопасно быть судьею того, чего мы не знаем и особенно судьею — обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его. Еще ниже: Иисус взглянул на него, полюбил его.

Все складывалось для юноши более, чем хорошо, но некая двойственность души погубила его. Сказано: боязливых же участь в озере огненном, горящем огнем и серою — это смерть вторая (Откр. 21, 8) То есть страх человеческий, который иногда сковывает нас, может способствовать нашей духовной деградации. С другой стороны, страх Божий изгоняет любой человеческий страх и делает верующего совершенно бесстрашным. При императоре Юлиане отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем, рано утром, увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник велел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил: «Убогая женщина, куда ты рано спешишь?»

Она отвечала: «В поле, где христиане собираются».

Начальник сказал: «Разве ты не слышала, туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?»

«Слышала, — отвечала женщина, — потому и спешу, чтобы умереть за Христа».

«Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?»

«Затем и несу, — отвечала она, — чтобы и он мучения сподобился».

Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть — я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан я не могу» — и рассказал о своей встрече с женщиной.

Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится — тот Бога не боится». Но юноша, пришедший к Сыну Божию, именно людей боялся, и боялся их больше, чем Бога. И далее мы читаем: Он же сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Мф. 19, 17) Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель Благий», но не называет Его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал меня благим — назови и Господом, никто не благ, как только один Бог. Но скованный собственными страхами и сомнениями юноша оказался неспособным возвыситься над собственною трусостью и объективно оценить реальность. Святитель Иоанн Златоуст, истолковывая слова Христа «никто не благ как только один Бог», пишет: итак, когда Он сказал: никто не благ, то этим не хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого, ведь Он не сказал — почему ты называешь Меня благим, Я не благ, но – «никто не благ». То есть никто из людей, впрочем, Он этими словами не лишает благости людей, но только отличает последнюю от благости Божьей. Отвечая на его вопрос «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос говорит: если же хочешь войти в жизнь вечную, то соблюди заповеди (Мф. 19 , 17) Здесь Христос не просто указывает на закон Божий, Он, как мы увидим далее, указывает на практические аспекты Божественного закона. Молодости свойственно дистанцироваться от реальности. Молодых более привлекают абстрактные умозаключения, чем заземленные реалии настоящей жизни. Иной молодой человек может часами рассуждать об этических аспектах закона Божия и при этом даже пальцем не двинуть в сторону исполнения конкретной заповеди. Это связано, прежде всего, с тем, что молодым верующим не свойственно ощущать остроту и опасность греха. Грех для молодых хоть и опасное, пугающее, но все-таки приключение. Они хотят пережить, поэкспериментировать и проверить все на самих себе, даже не догадываясь, как потом, в зрелые годы и даже в преддверии могилы грехи юности могут настичь их и нанести предательский удар в спину. Сказано: ибо ты пишешь на меня горькое, и вменяешь мне грехи юности моей (Иов 13, 26). И еще: Кости его напоены грехами юности и с ним лягут они в прах (Иов 20, 11), Если Иов боится последствий греховной юности, которыми напоены кости его, то Давид умоляет Бога не вспоминать дней юности его: грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай. По милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи (Пс. 24, 7).

Что происходит далее, когда Христос, отвечая на вопрос: что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, указывает на закон Бога, на Его святые заповеди? Юноша спрашивает, какие (Мф. 19, 1). А действительно, какие заповеди, прежде всего, надо соблюдать? Если, отвечая на этот вопрос, предложить молодому человеку нечто общее, то он даже не поймет, о чем идет речь. Поэтому юноша получает более чем конкретный ответ. Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего как самого себя (Мф. 19, 18). Возможно, что услышав подробный, более чем конкретный ответ, юноша обиделся или даже оскорбился. И действительно, если священник на исповеди даст совет кому-либо из нас не убивать людей и не насиловать женщин, то, возможно, подобное оскорбит и выведет из равновесия того, кто это услышит, разве это все не самоочевидно? Но в действительности многим людям необходима именно такая конкретика, она необходима и каждому из нас, ибо что пользы для христианина рассуждать о нетварных, божественных энергиях и при этом блудить, воровать, поносить ближних последними словами, курить и пьянствовать? Если дело с богатым юношей обстоит именно так, то он просто-напросто грешник, который не понял этого до конца. Но в «Толковой Библии» Лопухина предлагается и несколько иное истолкование. Там сказано: нельзя предполагать также, что указание Христом таких-то, а не других заповедей было просто делом случайным, то есть, иначе говоря, простым набором слов. Таком образом, остается только предположить, что, наоборот, юноша заботился об исполнении тех именно заповедей, на какие указывал ему Христос. Ответ юноши был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование, во всяком случае, хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши, что все это он сохранил, чего еще не достает ему? Самые заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение десятисловия и других мест ветхозаветного закона. Если следовать за толкованием преемников Лопухина, то получается, что Христос ищет для юноши не просто спасения на положении меньшего в Царствии Небесном, но предлагает ему нечто несравненно большее. И действительно, далее мы читаем: «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?» (Мф. 19, 20) Такой ответ юноши нельзя воспринимать как что-то безусловное. Конечно, он мог исполнить внешнюю сторону закона, но если бы он постиг и внутренний смысл каждой заповеди, то, без сомнения, почел бы себя грешником. Апостол Павел писал о себе: «Если же ищу оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками» (Гал. 17, 17). То есть Павел посмотрел на закон Божий через призму Нового Завета и увидел себя грешным и оскверненным. Сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5, 21 — 22, 27 — 28) Иными словами, иногда грешник не совершает грех только потому, что обстоятельства, не зависящие от него, не позволяют ему это сделать. Неужели его только за это надо считать праведным? Конечно, нет. Грех, живущий в нашей душе, как некий закон действующего в нас греха, сам по себе делает нас грешными. О чем и пишет апостол Павел: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон — противоборствующий закон ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих — бедный я человек. Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 22 — 24). Юноша не видел в себе живущего греха и поэтому заблуждался. Юноша искал для себя спасения, и поэтому Христос возлюбил его. И далее мы читаем: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этим призывом Сын Божий помогает юноше оценить свое собственное состояние как грешное и лишенное надежды на спасение вне Божественного милосердия, да и на что он мог надеяться? Сказано: Итак, что же, имеем мы преимущество? — ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины — все под грехом. Как написано – «нет праведного ни одного, нет разумевающего. Никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны. Нет делающего добро, нет ни одного». (Рим. 3, 9 — 12) То есть, братья и сестры, эллины грешили, не зная закона, а иудеи грешили, находясь под законом, и нет праведного ни одного. Но теперь это становится понятным и для самого юноши. Он не может стяжать совершенство — жадность душит его, а где жадность там и гнев, и злоба, и убийство. И далее мы читаем: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19, 22) Здесь не очень понятно — с печалью о чем он отходит от Христа? То ли с печалью о большом имении — как бы его не потерять. То ли с печалью за самого себя, так и не сумевшего преодолеть собственный эгоизм и стяжание. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Если бы юноша подошел к Иисусу с намерением искусить его, то не отошел бы с печалью о том, что услышал. Никто из фарисеев никогда не испытал в себе такое состояние. Напротив, все они, будучи опровергаемы Иисусом, еще более ожесточались против него. Не так поступает юноша — он уходит с печалью. Близко подошел богатый юноша ко спасению в лице Спасителя, но и быстро, хотя и с печалью, покинул его. И далее мы читаем: Иисус сказал же ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23 — 24 ). Вот эти слова Иисуса Христа были вызовом ветхозаветному представлению о том, что должно сопутствовать праведности и святости. Иудеи были уверены, что богатство — это особое Божие благословение. И в их понимании скорее нищий, «амхаарэц» — это «черная кость», крестьяне, неучи, грешники и враги праведности. Подобное новшество озадачило и апостола, когда Христос все меняет местами. Наоборот, нищие ближе к Богу, крестьяне – «амхаарэц», люди земли – ближе к Богу чем нежели богатые. Подобное новшество озадачило апостола, и мы далее читаем: услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? (Мф. 19, 25) В их вопросе так и сквозит: если богатые не спасаются, то кто тогда может спастись? Чтобы окончательно отвести их сознание от подобного заблуждения, Господь Иисус Христос, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Блаженный Иероним так истолковал эти слова: этими словами уже показывается, что не только трудно, но и невозможно войти в Царство Небесное богатому. Действительно, верблюд не может пройти сквозь игольное ушко. И если, подобно этому, богач не может войти в Царство Небесное, то никакой из богачей не спасется. Блаженный Феофилакт как бы уточняет резкий тон Иеронима, он пишет: если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божьей, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое. Так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному. То есть богатый спасается только через добровольное обнищание, и никак иначе. И далее мы читаем: тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27-28). Апостол Петр продолжает мыслить по ветхозаветной парадигме, ведь Дух Святой еще не сходил на них, он как бы спрашивает: если богатые погибнут и не войдут в Царство Небесное, то куда попадем мы, обнищавшие ради тебя? И Христос отвечает: и всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19, 29-30) Таким образом, рушились обветшавшие парадигмы ветхозаветного мира и созидались в сердцах апостолов новые представления о новозаветном Царстве Бога, о котором и сам Сын Божий некогда изречет: Царство Мое не от мира сего (Ин.18, 36). Таким образом Христос провозглашал теократические принципы новозаветного царства Церкви, о котором еще пророк Даниил сказал: и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44).

Священник Иоанн Павлов

Священное Писание учит нас, что важнейшим делом христианской жизни является молитва. «Непрестанно молитесь», — говорит святой апостол Павел. Также оно учит, что в молитве мы должны быть постоянными и неотступными. Об этом неоднократно говорит Евангелие, в том числе и в сегодняшней притче о судье неправедном. Напомним коротко ее содержание.

В одном городе жил судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. Такой краткой характеристикой Писание показывает, что человек этот был крайне испорченный и бесчестный. Бывают люди, говорит блаженный Феофилакт, которые хотя Бога не боятся, но людей все же стыдятся. А этот судья ни Бога, ни людей совершенно не стыдился и не принимал во внимание. В том же городе жила бедная вдова, очень страдавшая от притеснений какого-то обидчика. Здесь нам нужно вспомнить, кем были вдовы в те времена. В Древнем мире не было, как сейчас, пенсий или социальной помощи пожилым людям. Тогда в обществе в основном действовал закон силы: кто сильнее, тот и прав. Поэтому вдовы, то есть одинокие женщины, оставшиеся без мужа и взрослых сыновей, были самыми беззащитными людьми. Их каждый мог обижать, притеснять, безнаказанно отбирать имущество, потому что защищать их было некому. Вот и в этом случае: вдову обижал какой-то человек, и она не знала, где ей искать помощи. И тогда она стала ходить к городскому судье, у него прося защиты и правосудия. Но судья не хотел ввязываться в это дело, потому что никакого дохода с бедной женщины получить было нельзя. Однако вдова проявила большую настойчивость, она так часто и так долго ходила к судье, что совершенно надоела ему. И тогда он решил исполнить ее просьбу только для того, чтобы она больше не надоедала ему. И вот о таком его решении Господь сказал: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Итак, братия и сестры, эта притча учит нас, что в трудных обстоятельствах нужно не унывать, но, подражая вдовице, неотступно молиться Богу. В приведенных словах Евангелия следует обратить внимание, во-первых, на то, что Господь медлит защищать просящих Его помощи, а во-вторых, кому Он подает Свою помощь, то есть: вопиющим к Нему день и ночь. Об этом следует помнить и не приходить в уныние, когда Господь не сразу слушает наши просьбы. Если набраться терпения и не ослабевать в молитве, то помощь от Бога непременно придет.

Постоянству в молитве учит и наше православное богослужение. Некоторые, например, удивляются, зачем повторять молитву «господи помилуй» по двенадцать, по сорок и по пятьдесят раз? Разве Бог не может нас услышать с первого раза? Вспомним, однако, что именно так поступают дети, когда хотят что-то выпросить у своих родителей. Мы ведь дети Отца Небесного, а потому и ведем себя подобно малым деткам, которые выпрашивают что-нибудь у своего папочки. Ребенок, например, без остановки просит: пап, купи мне машинку, пап, купи мне машинку, пап, купи мне машинку. Отец слышит эту просьбу, но чаще всего не сразу ее исполняет. Однако, когда ребенок неустанно повторяет просьбу раз сорок или пятьдесят, тогда папа, наконец, склоняется, чтобы купить ему машинку. Не склоняется он лишь в том случае, если то, чего просит сын, будет для него вредно или опасно. Точно так же поступает и Господь: сначала не торопится исполнять просьбу, но по неотступности нашей через какое-то время исполняет ее, если, конечно, то, чего мы просим, будет нам полезно.

Итак, братия и сестры, из всего сказанного следует, что в трудных обстоятельствах нам нужно не унывать, но с терпением и постоянством обращаться к Богу, докучая Ему, подобно вдовице, своими молитвами. Если будем это исполнять, если будем молиться неотступно и с верой, то, несомненно, придут в действие всемогущие Божественные силы, и тогда мы получим помощь, и защиту, и милость от Бога нашего. Аминь.

Пьеса «На дне», написанная в 1902 году, показала, что в русскую литерату-ру пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа соци-ально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для напи-сания любой пьесы. «На дне» – это пьеса, которая явилась итогом всего увиден-ного, пережитого и созданного ранее.
Пьеса «На дне» – обвинительный акт капиталистическому обществу, кото-рое выбрасывает людей на дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки.
Обитатели «дна» — «выломившиеся» из жизни люди, но, в отличие от героев ранних рассказов, Горький показывает их как людей, лишенных чувства протеста. Писатель не знакомит нас с историей жизни своих героев, о ней говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Внимание дра-матурга сосредоточено не столько на судьбах отдельных людей и возникающих противоречиях между ними, сколько на течении жизни всех персонажей в целом.
Горький не ограничился изображением одной из наиболее характерных со-циально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологически конфликт. В ней про-тивопоставляются различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни, мни-мый и подлинный гуманизм.
В обсуждении этих больших вопросов в той или иной мере принимают уча-стие почти все ночлежники. Для пьесы характерны диалоги и монологи, раскры-вающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Из обита-телей ночлежки Горький особенно выделяет странника Луку.
Беспаспортный бродяга Лука, которого много мяли в жизни, пришел к вы-воду, что человек достоин жалости и щедро одаряет ею ночлежников. Он высту-пает как утешитель, желающий ободрить или же примирить человека с его безра-достным существованием.
Перед уходом из ночлежки Лука рассказывает ее обитателям про «правед-ную землю». Есть такая земля, где живут «особые люди», которые друг друга уважают, друг другу помогают, и все у них «славно-хорошо». Один человек, ко-торого знал Лука, свято верил в эту землю. Трудно ему приходилось в жизни, и в особо тяжкие минуты эта вера в «праведную землю» помогала ему не терять при-сутствия духа. «Одна у него радость была – земля эта…»
Но однажды столкнула его судьба с одним ученым, у которого было много разных книг, планов и карт. Попросил тот человек показать ему на карте ту зем-лю. Но ученый не нашел такой земли, оказалось, не существовало ее на свете. Разлетелась мечта этого человека, которую он лелеял в своей душе. На самом же деле эта «праведная земля» была ложью от начала до конца, и он это прекрасно знал, но жил этим обманом, потому что он давал ему хоть какую-то надежду, по-могал выжить. Но когда ему сказали в глаза, что его «праведная земля» – ложь, то и жить оказалось незачем.
Подобная утешительная ложь лишь на время успокаивает человека, уводя его от тяжелой реальности. И чем больше себя обманывает человек, тем страшнее восприятие действительности.
Утешительная ложь во благо человеку, «не всегда правдой душу выле-чишь», – такова философская позиция Луки. Такая позиция неприемлема для Горького, он называет Луку жуликом, обманщиком. Однако эти высказывания не следует воспринимать буквально. Ложь не приносит Луке никаких выгод. сужде-ние о Луке как обманщике связано с горьковским пониманием истинного гума-низма. Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Мнимый гуманизм призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие. Проповедни-ки, подобные Луке, лишь притупляют в человеке чувство протеста против соци-альной несправедливости. Они выступают как примирители с жизнью, в то время как необходимы гуманисты, призывающие к коренной перестройке социального мироустройства.

Однажды Иисус Христос подходил к одному селу. По пути Его встретили десять прокаженных. Эти несчастные, зная, что болезнь их заразная, не смели и близко подойти к Иисусу Христу. Они остановились и издали закричали: «Иисус, Наставник! Помилуй нас! Пожалей и исцели нас!» Посмотрев на них, Иисус Христос сказал: «Ступайте, покажитесь священникам». У евреев был такой закон, что прокаженные, которые выздоравливали, должны были идти к священникам. Священники, осмотрев этих людей и убедившись, что они здоровы, позволяли им идти домой, к своим семьям. Прокаженные тотчас же ушли. По пути проказа сошла с их тела, и они полностью выздоровели. Один из них, увидев, что исцелился, пришел назад. Он упал к ногам Христа и громко благодарил Его и Бога. Это был самарянин. Тогда Иисус спросил: «Разве вас не десятеро было? Где же еще девять? Как они не догадались вернуться и поблагодарить Бога?» Он сказал самарянину: «Встань и иди. Вера твоя спасла тебя».

Не припомните ли вы, дети, и других больных, которых исцелил Иисус Христос? Некоторых Он исцелял прикосновением: дотронется Господь до больного или больной к Нему прикоснется – и выздоравливает. Исцелял и словом. Скажет: «Исцелись!» – не видя больного, который находится от Христа очень далеко.

Вспомните, прикосновением Иисус Христос исцелил: 1) тещу апостола Петра, которая лежала в горячке и вылечилась, лишь только Иисус Христос дотронулся до ее руки; 2) прокаженного. Он прикоснулся к нему и сказал: «Хочу исцелить тебя, очистись»; 3) женщину, которая двенадцать лет страдала от кровотечения. Она стала здорова, лишь только дотронулась до кончика одежды Иисуса. Помните, она это сделала потихоньку и очень испугалась, когда Иисус Христос узнал о том, что она коснулась Его одежды и исцелилась; 4) когда Христос был в гостях у фарисея, Он исцелил человека, страдавшего водяной болезнью, только прикоснувшись к больному. Помните, фарисеи очень сердились на Иисуса Христа, потому что Он это сделал в субботу.

Иисус Христос исцелял больных и одним Своим словом: 1) он сказал расслабленному, которого, разобрав крышу, опустили на веревках к Его ногам: «Встань, возьми свой одр и ступай домой». И больной в ту же минуту поправился; 2) в одну минуту выздоровел больной человек, который тридцать восемь лет лежал возле Овечьей купели, после того как Христос сказал: «Встань, возьми постель и иди!»; 3) в субботу вызвал Он на середину синагоги одного сухорукого, велел ему протянуть больную руку, и рука, которой человек совсем не владел, с этой минуты стала здоровой.

Но Иисус Христос исцелял и таких больных, которые находились в другом месте, далеко от Него, и которых Он не мог видеть: 1) так, однажды Иисус Христос пришел в город Кану, а в другом городе, Капернауме, в это время у одного царедворца был при смерти сын. Царедворец звал к себе Иисуса Христа, но Господь сказал: «Ступай домой, твой сын здоров». Больной тотчас поправился; 2) Иисус Христос был в Капернауме. Его попросили зайти в дом сотника вылечить больного слугу. Христос не пошел домой к сотнику, а сказал, что слуга будет здоров, и больной исцелился в ту же минуту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *