Притча о сеятеле толкование

Иисус Христос стоял на берегу озера. Возле Него толпился народ и оттеснял Его. Тогда Иисус Христос вошел в лодку и поучал людей притчами. «Вышел в поле сеятель. Когда он сеял, некоторые зерна упали возле дороги, и налетели птицы и склевали их; некоторые попали на каменистую почву, где было мало земли, и хотя они и взошли, все же с появлением солнца увяли и засохли, так как корни их были слабые. Некоторые зерна упали в тернии (сорную траву), и сорняки заглушили их. А те, которые попали в хорошую землю, дали урожай: из одного зерна в колосе вызрело сто зерен, из другого – шестьдесят, а из некоторых – тридцать. Кто имеет уши – да услышит! (слушайте внимательнее!)».

Господь так объяснил эту притчу Своим ученикам. «Сеятель – это тот, кто сеет слово», кто учит людей, говорит им, что нужно верить в Бога и быть добрым, честным человеком. «Семя – это слово Божье». Кто слышит слово о хорошей жизни и царстве небесном, но не хочет его понимать, к тому приходит дьявол, который не желает, чтобы человек верил и получил царство небесное. Человек, слушающий дьявола, не хочет слышать слова Божьего – это и есть семя, посеянное у дороги, не приносящее никакого урожая. Под семенами, упавшими в каменистую почву, Иисус Христос подразумевал тех людей, которые, услышав слово, тотчас принимают его с радостью. Но они непостоянны: какое-то время веруют, но во время искушения, когда приходит беда или начинаются гонения за веру, тотчас отступаются и перестают верить. Зерна, попавшие в тернии, означают тех людей, которые слышат слово, но слишком много у них забот, слишком любят они богатство и за разными хлопотами забывают слово, поэтому оно бесплодно. Посеянное же на хорошей земле означает такого человека, который внимательно слушает слово Божье, старается его понять и помнить, живет хорошо и делает добро.

Вот и вас всех учат, всем вам все объясняют и рассказывают, но одни учатся хорошо, много знают, а другие ничего не знают.

Почему? Потому что одни слушают кое-как, невнимательно, другие же слушают со вниманием, понимают, что им говорят, но вскоре все забывают, так как не хотят повторить и самостоятельно вспомнить то, что им рассказывал учитель. Третьи тоже слушают, но только окончился урок, как, выйдя из школы, тут же начинают играть, резвиться и шалить. Смотришь – и забыли все, что им говорили. Но, слава Богу, среди вас есть и такие умные и хорошие дети, которые внимательно слушают и стараются все запомнить – поэтому и учатся хорошо.

Иисус рассказал народу притчу о сеятеле: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 13:3-9, 18-23.

| Вперёд >>>

(Лк. 8, 4-9, 11-15; Мф. 13, 1-10, 18-23; Мк. 4, 1-10, 13-20)

Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми, неучеными людьми. Чтобы им легче было понять Его ученье, Иисус Христос часто объяснял его «притчами» — простыми, понятными примерами из обыкновенной жизни. Вот, например, как рассказал Он о слове Божием и людях, которые слушают это слово по разному: одни забывают слышанное, другие же сохраняют его.

Вышел сеятель сеять на поле. Он разбрасывал семена и они падали на вспаханную землю. Некоторые упали около дороги, где плуг не прошел и земля осталась твердой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на камни, оставшиеся на вспаханном поле, дали ростки, но не могли вырасти, так как для них не было достаточно влаги. Иные упали среди сорной травы, и она, выросши, закрыла от зерен солнечный свет и теплоту, и слабые ростки завяли. Семена же, упавшие на хорошо вспаханную влажную и мягкую землю, пустили крепкие корни, дали колосья на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зерен.

Ученики просили Спасителя объяснить им этот рассказ. Спаситель сказал:

— Земля — это душа каждого человека. Семя обозначает слово Божие: упавшее при дороге и съеденное птицами — это слово Божие, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию: диавол приходит и легко похищает у такого человека услышанное, так что и следа не остается: такие люди не верят в Бога и не могут спастись. Семя, упавшее на камень это слово Божие, принятое душой, недостаточно подготовившейся к принятию: душа сначала с радостью принимает слышанное, верует, но не крепко: как только придет горе или гонение за слово Божие, она забывает его. Семя, упавшее среди сорной травы, — это слово Божие, услышанное человеком, который скоро забывает о нем, думая больше о своих удовольствиях, богатстве и заботясь только о них. Эти заботы закрывают от человека теплоту и свет слова Божия. И, наконец, семя, упавшее на добрую землю — это слово Божие, принятое и сберегаемое человеком, хорошо приготовившим свою душу. Слово Божие, как растение, вырастает в добром и чистом сердце, дает колос и на нем многие зерна: чем заботливее и лучше приготовит свою душу человек, чем больше он будет заботиться об исполнении заповедей Божиих, тем больше доброго сделает в своей жизни.

Эта притча учит нас, как важно внимательно слушать слово Божие. И в церкви, во время литургии и всенощной, чтение Евангелия — особенно торжественный момент. Перед царскими вратами ставят аналой, на который диакон или священник кладут Евангелие, чтобы чтение его было слышно по всей церкви. Прислужник выносит свечу и ставит ее перед аналоем, и священник, благословляя диакона на чтение Евангелия, просит Бога дать нам силы исполнять то, что сказано в Евангелии. Евангелие в церкви читается небольшими кусочками, чтобы легче было помнить услышанное. На всенощных, под воскресение, всегда читают о воскресении Спасителя, под праздники — о событиях, которые вспоминаются, в остальные дни в церкви прочитывается по кусочкам все Евангелие. Так как мы не всегда можем, придти в церковь и услышать Евангелие, то в наших календарях на каждый день написано, какой кусочек его будет читаться в церкви в этот день, чтобы мы могли дома сами прочесть и сохранить в душе слово Божие. Такое постоянное чтение, которое не берет много времени и потому не трудно, приготовит нашу душу, как хорошую землю, для исполнения заповедей Бога.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Что такое «притча»?
  2. С чем сравнил Спаситель душу человека?
  3. Что значит семя в этой притче и кто Сеятель?
  4. Как называется книга, где записаны слова Божии?
  5. Что надо делать, чтобы слово Божие сохранилось в нашей душе?

Самостоятельная работа:

  1. Рассказать, как люди по-разному могут слушать слово Божие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *