Притча о виноградарях толкование

Помните притчу о царе Соломоне, в которой он определил, кто настоящая мать ребенка? Для тех, кто забыл, или не знал, вкратце перескажу ее сюжет. В притче идет речь о двух женщинах-соседках, одновременно родивших детей, но у одной ребенок ночью умер, и она подменила его на соседского. Утром две матери со своим спором пришли к Соломону, каждая доказывая свои права на ребенка, и Соломон приказал принести меч, чтобы рассечь младенца и отдать обоим матерям по его половине. Настоящая мать тут же отреклась от него, уступив ребенка соседке, а воровка согласилась с решением царя: не доставайся же ты никому. Разумеется, мудрый царь отдал ребенка настоящей матери, не пожелавшей смерти своему чаду.

В притче речь идет о готовности навсегда лишить себя близкого и дорогого, только чтобы спасти ему жизнь. А теперь давайте применим смысл этой притчи к ситуации с Донбассом – уж больно сюжетная линия перекликается. То, что Украина завладела Донбассом, как неродным ребенком, по велению высоких властей во времена, когда даже мысль о том, что Украина может со временем стать чуждой и чужой, не допускалась – это неоспоримая истина. То, что Донбасс всегда воспринимался «щирыми» как нечто чужеродное, быдлотно-криминальное – тоже не тайна за семью печатями. Кто угодно: Западная Украина, Киев, Харьков, Днепропетровск – могли быть представлены в украинской политике, но только не Донбасс. Назовите мне плеяду политиков – выходцев из Донбасса, которые во времена до прихода «донецких» во власть, серьезно бы занимали там какие-либо позиции. Не припоминается что-то. Поэтому донецкая элита, чье состояние и самосознание росло с каждым годом, опираясь на плотность населения и донбасский патриотизм, решила внести некоторые коррективы в ситуацию, и пока старая политическая когорта бодалась между собой и с нуворишами, создала крепкий клан, а потом клин, острием которого и начала штурмовать власть.

Перескажу некоторые подробности поиска путей проникновения «наших» к «ихним», ссылаясь на воспоминания нашего незабвенного В.Ф. Януковича. По его словам, когда во времена Кравчука ослабел контроль центра над периферией, а на самой периферии выживал сильнейший, на Донбассе в лидеры выбился Владимир Щербань. Его амбиции разрослись настолько, что он посчитал себя единственным и неповторимым, что стоило ему потом положения. Он греб под себя все – и власть, и активы. Его компания «Дело всех» заполонила Донецк своими логотипами, как клеймом, отмечавшими право владения. Ходил анекдот: Щербаня спросили, почему он не переименовывает центральную улицу Артема в улицу своего имени – ведь она и так почти вся уже принадлежит ему, на что он ответил, что незачем – он ее своему сыну Артему подарит. Но тогда формирующаяся элита Донбасса осознавала себя как элиту региональную, и если и помышляла о выходе на широкую воду, то не вслух. Да и консолидации местной элиты в тот период клановых войн и переделов сфер влияния не наблюдалось. Но первые ростки уже начали проклевываться, и поспособствовали тому выборы. И Кравчук, и Кучма желали получить поддержку Донбасса, и вступили с его первыми лицами в переговоры. Со слов Януковича, Щербань отказал Кравчуку в поддержке, и Кучма, победивший на выборах, остался благодарен. Когда позже он приехал поблагодарить местных за содействие, Янукович, бывший тогда уже в команде Щербаня, на прощание произнес тост: «Я хочу выпить не за президента, а за народ, его выбравший». Это произошло уже в самолете, когда пили «на коня», и это произвело впечатление на Кучму, запомнившего такого неординарного парня. Позднее Щербань в Киеве, на официальном приеме, сплагиатил тост В.Ф., чего тот так ему и не простил.

Дальше была целая череда приемов и методов, благодаря которым «донецкие» выбивались в люди, но все равно – самым эффективным способом стать нужными оставались выборы. Накануне переизбрания Кучма сделал ставку на Януковича, к тому времени уже зарекомендовавшего себя человеком, способным дать результат, — и не прогадал. В.Ф. напрягся, и выдал процентовку даже больше, чем заказывали. К тому времени драки внутри региона уже закончились, определились фавориты, и эти фавориты сделали своим официальным ставленником Януковича, пробивая ним, как тараном, ворота Киева, чтобы потом войти в него победителями, и развернуться по полной. Развернулись, чем еще больше настроили Украину против Донбасса, который все это время терпел бандитские разборки, идиотов правителей, и молча вкалывал на благо не пойми кого, променяв на дефицитные продукты свое право владеть страной, выданное ему в виде имущественных сертификатов. Но, чего греха таить, поддержку «своим» на выборах он все же обеспечивал, — срабатывали другие мотивы: раз уж все равно они все одинаковые, то пусть будут хотя бы свои. Как он ошибался в этом определении: как только эти «свои» оказались у власти – они быстро забыли о Донбассе, и больше, чем ему, от этих «своих» никому не доставалось. Видимо, полагалось, что «эти» и так никуда не денутся, и с «этих» в последнее время драли три шкуры. Спросите на Западной Украине, получали ли их местные власти положенные бюджетные деньги на реализацию годовых программ? Я отвечу – получали, а на Донбассе – нет. При общем дефиците Янукович предпочитал накануне выборов пятнадцатого года заигрывать с «чужими», а не со своими, заморозив все отчисления в местные бюджеты и остановив всю работу на местах.

Так и выходило, что игра велась всегда в одни ворота, или по принципу: туда дуй – оттуда….по рифме. Когда Донбасс был нужен – откуда только бралось красноречие – пели соловьями, взывали к гордости, спекулировали на патриотизме, а когда желательный результат достигался – в очередной раз вытирали ноги. Может, нас потому «свидомые» и считают быдлом, что мы позволяем топтаться по себе, смиренно склоняя голову перед любым желающим залезть нам на шею. Все-таки, накапливается усталость от этой однообразной роли, когда тебя пинают и свои, и чужие, и может, благодаря этой усталости мы и встали на дыбы, когда с нами попытались провернуть сеанс однополой любви, не спросив нашего согласия, педерасты их славной столицы — города Киева. Впрочем, для Киева мы – как тот ребенок из притчи для неродной мамаши. Мы ему, вроде как и нужны для проформы, но своими мы для него не являемся, потому он и готов расхреначить нас, чтобы мы никому не доставались, раз уж не хотим таких «родственных уз».

Только вот вопрос: а для родной мамаши – мы кто? И есть ли она у нас, эта родная мамаша? То, что Россия отдает нас чужой матери — это факт, но причина в чем — чтобы мы не пострадали ? Как в притче? – Совсем не на это похоже. Похоже больше на то, что и для одних, и для других мы – обуза, но куда-то впихнуть нас нужно, а поскольку де-юре мы все же часть Украины, то пусть де-юре мы нею и останемся. Жаль, нет на нас мудрого царя Соломона, но в такой затруднительной ситуации он, бедолага, скорее забрал бы ребенка себе, чем отдал бы таким матерям. Вот как, объясните мне, дураку, кучка политтехнологов сумела при потворстве удобных для них местных царьков свести на нет такой подъем? Даже такие «крутые» ресурсы, все такие правильные и патриотичные, содержащие в своих названиях что-то обязательное от «русской весны» или «новороссии», вдруг резко сменили дискурс, посвятив себя чему угодно, только не возврату Донбасса в Украину, и вероятным последствиям этого очередного насилия над нами. Причем, последствиям не только для нас, но и для России. Сейчас мы должны уповать и молить, чтобы нас амнистировали, так что ли? Но, братцы, это же только технологии, которые заменили в современном обществе и соломонову мудрость, и совесть, и правду. Как это возможно, чтобы бездушные манипуляции подменили собой дух и свободу верить, любить и надеяться не по указке политтехнологов, а по велению сердца? Зона комфорта. Слушайте, если на нас так уже всем наплевать, то, может, разрешите нам самим определять свою судьбу? Так нет же, — нужно и статус-кво соблюсти, и оставить щепотку контроля над территорией. Да как, черт возьми, здесь что-то можно будет контролировать, если все, что ни делают политтехнологи, выльется в конечном итоге в нелюбовь и недоверие? Вы что думаете, те, кто оказался в списках ОД ДР, вываленных в интернет, все поголовно счастливы от такой популяризации? Или кто-то думает, что эти списки попали в интернет случайно? Нет, просто кому-то пришло в голову, что засвеченные, как члены «террористической» партии, тысячи человек станут надежной опорой движения, потому что для «укропов» они станут врагами номер один, и все пути для них уже будут отрезаны. Евреи и коммунисты – шаг вперед, — так что ли? А ничего, что добрую половину из этих списков согнали в ОД ДР под угрозой увольнения, и у них в случае чего будет только одна мотивация: доказывать, что с ними сотворили насилие, принудив их вступать в «ряды», и стремиться выслужиться перед «хозяевами», чтобы замолить нечаянный грех – так устроен современный человек.

И при этом – нужно задушить все то, что по зову души поднялось навстречу врагу и новым надеждам. Ополчение замучить своим наплевательским к нему отношением, чтобы они разочаровались и разуверились, патриотов оттеснить от всех рычагов управления, людям, поверившим в разумное, доброе, вечное, — так промыть мозги, чтобы они сами себе удивились – с чего это вдруг с ними случилось такое наваждение. Все настоящее подменяется искусственным, политтехнологическим. Главное – подмять под себя все медиа, забрать под контроль все рекламные плоскости, монополизировать право на проведение собраний и митингов, право на мнение и право на власть. И тогда можно чувствовать себя спокойно…..Если бы так. То, чему не дают выхода в управляемом режиме – находит выход само, но уже в произвольном виде, форме, и интенсивности. И тогда уж точно будет не до Соломоновых мудростей.

Притча о двух сыновьях

Когда Иисус пришел в Иерусалим, первосвященники из храма и старейшины иудейские выступили против Него. Они были уверены, что принадлежат к народу, избранному Богом. Как же тогда Иисус смеет порицать их? Ведь Он даже не настоящий учитель и не искушен, как они, в толковании Писания.

На это Иисус рассказал им такую притчу:

— У одного человека было два сына. Однажды утром он пришел к старшему и сказал: «Сын! Пойди сегодня поработай на моем винограднике». — «Не хочу», — проворчал сын. Но после он раскаялся и пошел помогать отцу. Отец же пошел к младшему сыну и тоже просил его помочь на винограднике. «Конечно, отец, я приду», — вежливо отвечал тот, но работать так и не пошел. Он не выполнил своего обещания.

Который же из двоих сыновей, по- вашему, исполнил волю отца?

— Старший, который сделал то, о чем просил отец, — отвечали старейшины и первосвященники.

— Верно, — согласился Иисус. — И так же мытари, которых вы презираете, сейчас раскаиваются и исполняют заповеди Божьи, они прежде вас войдут в Царство Божие. Вы можете произносить сколько угодно праведных слов, но вы не делаете того, что велит Бог.

В другой беседе Иисус сказал собравшимся людям:

— Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!» — войдет в Царство Небесное, но лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

В день Страшного Суда многие скажут Мне: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

И тогда Я объявлю им: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие». Только тот может войти в Царство Божие, кто исполняет заповеди Божьи и повинуется Мне.

Двенадцати Своим самым близким ученикам Иисус сказал:

— Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди. Я знаю, что тот, кто имеет заповеди Мои в сердце и соблюдает их, тот любит Меня.

  • < Идущие деревья
  • ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ

    Царство Небесное подобно хозяину дома:

    В царстве Христовом, или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином.

    В виноградник свой:

    В Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов.

    Рано по утру:

    День у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера.

    По динарию на день:

    Это была обычная плата поденщикам (Тов 5,14), равно как обычное жалованье римскому воину.

    Около третьего часа:

    Около 9 часов утра по нашему счислению

    Стоящих на торжище:

    На месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому достояно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ.

    Праздно:

    Не по их воле, а потому что их никто не нанимал.

    Сколько следовать будет:

    Определенной цены за труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить их потом по собственному усмотрению.

    Около шестого часа:

    Около 12 часов по нашему исчислению. — Сделал то же, что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату.

    Около одиннадцатого часа:

    Около 5 часов пополудни, когда, следовательно, оставался лишь один час дневной работы.

    Когда наступил вечер:

    Когда прошло 12 часов дневной работы, в 6 часов вечера по нашему, когда давался расчет поденщикам.

    Управителю своему,

    Который занимался счетами и расчетами с работниками. Это был обыкновенно самый доверенный слуга дома.

    Начав с последних:

    Для цели притчи именно важно замечание — начав с последних, потому что если бы первые получили награду сначала, то ушли бы совершенно удовлетворенные платою, не высказали бы того, что далее высказали, и цель притчи не достигалась бы.

    Получили по динарию:

    За один час работы.

    Думали, что они получат больше,

    Потому что дольше трудились; видя щедрую расплату с последними, они подумали, что плата будет им дана не по заключенному условию, но по продолжительности труда, сравнительно с последними, прибывшими на работу.

    Тягость дня и зной:

    Целый день работали под палящим солнцем и зноем, тогда как последние работали всего один час, и притом в прохладе, когда работать не так тяжко, как в зной и жар дневной.

    Одному из них,

    А в лице его и всем, выразившим недовольство за несправедливую, по их мнению, расплату.

    Не за динарий ли…:

    Я плачу тебе условленную плату, и тебе обижаться не следует. Если я хочу дать столько же другому, который меньше трудился, это — мое дело и до тебя нисколько не касается. Я верен условию с тобою; возьми свое и иди. С другими расчет другой; что хочу и дам; я властен распоряжаться, как хочу, моим добром.

    Или глаз твой завистлив:

    Собственно глаз твой зол. Слово злой евреи прилагали для обозначения человека завистливого (Втор 15, 9. Притч 23, 6), потому что зависть весьма сильно отражается в глазах, более заметно, чем другое какое-либо расположение душевное.

    Так будут последние первыми, и первые последними:

    В этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин — Бог или Христос; время делания — настоящая жизнь: делатели — различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчет — суд по смерти и главным образом — день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестой и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои или — разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже еще большие, если угодно будет Богу, который властен раздавать награды чело векам по своей милости соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды и прежде призванные — последними, получить меньшие награды.

    Много званных, а мало избранных:

    Призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало; а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько и первых, и даже, если они совершеннее, то и более.

    Несколько подробностей к притче

    Относительно некоторых подробностей этой притчи святитель Иоанн Златоуст замечает: «Первые оные, которые столь прославились и угодили Богу и весь день с особенною ревность, провели в трудах, не заражены ли сильнейшею страстью злобы, — завистью и рвением? Видя, что и пришедшие после них получают такую же награду, они говорили: сии последние один работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной… И сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок пред человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и зависти. Итак, чему научают нас таковые притчи? Не в сей только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, как говорит притча о блудном сыне, когда увидел, что распутный брат его удостоился великой части даже большей, нежели он… Что же мы на сие скажем? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который производил бы такие споры и жалобы, и быть не может, ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Ежели святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил свое слово? Это притча, а в притчах не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать. Для чего же изображена так притча сия и какая цель оной? Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)… Притча сия сказана как для тех, кои в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кои в старости и позже, начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть (Иоанн Златоуст).

    В Лиге защиты прав собаки однажды разгорелся спор о правах человека.

    — Вопрос в том, — сказал пудель, — чем обусловлена роль домашнего животного, которую у нас на глазах вот уже столько веков исполняет человек, — то ли его природа изначально ущербна, то ли в незапамятные времена претерпела какой-то ущерб. В самом деле, никто не видел, чтобы собака сама строила себе конуру, или варила себе суп, или резала и жарила мясо; эти холопские обязанности всегда были уделом человека, и можно даже предположить, что исполнять их доставляет ему удовольствие. Более того, следует признать, что собака, если бы не поразительный инстинкт её меньшого брата, сама никогда бы не додумалась употреблять в пищу пшеницу и свёклу и ей остались бы неведомы хлеб и сахар. Испокон веков мы получаем от человека лучшую часть этих припасов — точно так же, как, по свидетельству исследователей, человек отбирает мёд у пчёл. Однако нужно отметить, что по своим навыкам человек значительно превосходит пчелу. Он добывает мёд и сладости из всего на свете; и если бы умение делать вещи было равносильно знанию, то следовало бы счесть человека учёнейшим существом. Однако рабское состояние, в котором мы его держим без особого труда (при том что он гораздо сильнее), наводит на мысль, что в его изобретательности разум сказывается не в большей степени, чем у пчёл, когда они вырабатывают мёд. Наш ум теряется в догадках при мысли об удивительных творениях человека; тут и огромные здания, и благодетельный огонь, и мягкие ковры, и продлевающие день светильники — всевозможные блага, которыми мы лениво пользуемся. Что это — плоды разума, запутавшегося в своих собственных тенётах, или же следует признать, как предлагают некоторые, что навыки человека обусловлены просто необычайным строением его руки? Факт тот, что род людской трудится, собачий же род пребывает в покое, мечтах и созерцании. Позволительно, однако, предположить, что непрерывная череда забот, следующих одна за другой и требующих неусыпного внимания, полностью поглощает человека, так что ему некогда задуматься и составить суждение о себе и о том странном положении, когда собака, без всякого принуждения со своей стороны, получает от человека пищу, кров, защиту и ласку.

    — Конечно, способность суждения значит немало, — продолжал пудель. — Но позвольте задать вопрос: разве была бы возможна эта благословенная свобода духа без помощи тех, кто беден разумом? Во что превратилась бы наша жизнь, особенно по ночам, если бы в глуши непроходимых чащ нас по-прежнему подстерегали чудовища из древних легенд — львы, гиены, шакалы, вепри? Вероятно, нам приходилось бы драться, прятаться, спасаться бегством, если бы не достохвальное изобретение заборов, оград, стен и дверей, — а ведь надо признать, что даже и под их защитой мы не спим по ночам, терзаемые, очевидно, наследственным страхом. По первому же зову собаки словно некий инстинкт сторожа и защитника пробуждает человека ото сна, заставляет его тревожно прислушиваться. Господа, мне видится во всём этом удивительная гармония, ибо мыслящему существу свойственно по незначительным признакам предвидеть и даже представлять себе возможные опасности, инстинкт же всякий раз срабатывает с тупой безотказностью. Так разделяются на путях естества, совершенствуясь каждая по отдельности, предусмотрительность и сила, причём сила подчинена предусмотрительности. Мыслящий дух, порождающий страхи, держит при себе бесстрашных сторожей. Такое сочетание не случайно. Здесь просматривается высший промысел. Суета человеческого улья нужна для того, чтобы бытие в конечном итоге предстало перед собственным взором, — и свершилось это в сознании свободного от забот пуделя, который ведёт на поводке своего человека и предугадывает каждый шаг этой затейливой твари, не пытаясь на неё воздействовать.

    — Очень хорошо, — сказал на это самый большой пёс, — но не нужно забывать, что, рассуждая о человеке, было бы ошибкой вообще предполагать у него какие-либо мысли. На мой взгляд, источник всех его дел — строение его рук, их бесцельная игра, так что, пристёгивая себя поводком к собаке, он сам не понимает, что делает. Лично мне по нраву такая наивность, я могу её только приветствовать. В труде происходит накопление ценностей; позднее, когда оно уже осуществилось, появляется и мысль. Человек и собака составляют древнейший союз. Не будем же забывать, что фактически он зиждется на более или менее признанной дружеской основе, — в этом-то смысле и существуют права человека.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *