Притча про одежду

Меня всегда волновала тема спасения. Эта тема воплощена в двадцать второй главе Евангелия от Матфея в двенадцатом стихе: «и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. (Матф.22:12). Но в этой притче она звучит довольно необычно: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?».
Мы с вами будем рассуждать о спасении, которое человек должен понимать. Ведь, если человек тонет, то ему не нужен парашют, а если падает из самолёта, то ему не нужен спасательный круг. Если человек находится в горящем здании, то ему нужно выполнять определённые условия. Он должен понимать, что с ним происходит, какая угрожает опасность, и что ему нужно делать.

Когда мы говорим, что Бог нас спасает, мы должны понимать, какая опасность нам грозит, что Бог делает и, что нам необходимо делать. Чтоб мы не спутали Божьи методы: Он нас спасает, а мы думаем, что это враг к нам пришёл. Или сатана протягивает руку, а мы думаем, что это Бог спасает нас.
Как же спасение связано с нашим основным текстом? «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?»
Давайте прочтём всю эту притчу из двадцать второй главы Евангелия от Матфея: «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили . Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда, говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных». (Матф.22:1-14)
Брачный пир символизирует царство небесное. Иисус говорит, что царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир. Но, наверное, не сам брачный пир, а остаться на брачном пире и быть там с хозяином, быть тем, кто имеет радость свадьбы, остаться и быть – вот мысль спасения. Некоторые люди вообще не попали на брачный пир. И участь их, как написано: предал смерти и сжёг их город. То есть, эти люди погибли. Они не приняли приглашения Бога, не захотели прийти к Господу. Но другие пришли и среди них оказался тот, кто не надел брачную одежду. И он тоже оказался вне брачного пира. На брачном пире остались спасённые люди.
Мы видим, что царство небесное реально есть. И в него всех приглашают, но вот как остаться там?
Я хочу порассуждать об этом. Как же мы вместе с вами попадаем на брачный пир, и как мы должны спастись? А как вы думаете: трудно ли, вообще, спастись?
Я хочу, чтобы вы вместе со мной поразмышляли над этой притчей. Трудно ли было попасть на брачный пир? Царь приглашал всех. И приглашение было не в виде листочка или фотографии, а в виде одежды. А кто сегодня так приглашает? Так уже не приглашают. Дорого было бы. Но тогда был такой обычай. Что же нужно было, чтобы попасть на брачный пир? Нужно было принять приглашение, взять эту одежду, одеть её. Скажите, это же не только попасть на брачный пир, это же ещё получить одежду. Подумайте, а ведь это же хорошо было быть приглашённым?! А, может быть, царь пригласил только ограниченное число людей? Нет, мы видим, он пригласил целый город. Потом, всех приглашал.
Мы видим здесь Бога, который всем предлагает спасение. Поэтому, спастись, в принципе, не трудно. Бог тебя приглашает, и Бог тебе дарит одежду. Ты только прими и одень её.
Вы согласны, что спастись, вроде бы, легко? Но почему тогда люди говорят, что так трудно спастись?
Давайте – ка попробуем разобраться в этом. Ведь, действительно, когда речь заходит просто о притче, об одежде, мы удивляемся человеку, который отказался одеться. Мы раздумываем о том, разумный ли он человек. И наши мысли бывают примерно такими: тебя ведь пригласили! Ну не хотел, не шёл бы. Но раз пришёл, ну одень ты эту одежду!
Как вы думаете, какие были причины, что он не надел эту одежду? Могла быть гордыня. А чем она могла быть вызвана эта гордыня? Этот человек мог подумать: да, мой костюм лучше, чем эта одежда! Я и так неплохо выгляжу! Ну что это за одежда? А почему бы мне не выделиться? Да, и вообще, какое значение имеет одежда? Я пришёл. Я люблю выделяться. Вот я такой! Мало ли какие у него были причины пока он шёл.
Но интересно то, что, когда царь спросил его: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?», у него не нашлось ни одного ответа. Написано, что он молчал.
В присутствии Бога, когда Он задаёт человеку вопросы, то даже приготовленные нами ответы начинают, вдруг, пропадать. Смена одежды символизирует изменение характера. Ну, конечно же, с одеждой как – то проще, чем с переменой характера? И, как только мы начинаем говорить о характере, — о, это вообще сложнейший вопрос! Правда, же? О, я начинаю понимать этого человека! Он озадаченно думает: ничего себе, Господи! Поменять характер?! Да это почти невозможно. Или возможно?
Подумайте о том, какие ваши характеры. Что происходит, когда дело касается наших привычек, наших взглядов? Задумаемся: а как, вообще меняется характер?
И в помощь вам, я бы хотел напомнить ещё одну историю. Она вам очень хорошо известна. Многие любят её читать, и со слезами перечитывают.
Эта история записана в двадцать второй главе книги Бытие: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». (Быт.22:1-3). Как вам, вообще, эта история, когда Бог, испытывая, правильнее было бы сказать, искушая, повелел ему единственного, любимого, сына старости, сына всей его жизни принести и отдать Господу во всесожжение? Ну, как вам это испытание, которое Господь послал Аврааму? Жестоко, или нет? И почему такое серьёзное испытание? Интересные слова мы читаем в начале главы: «и было после сих происшествий» (Быт.22:1) А кто — нибудь из вас помнит, какие же происшествия были до этого времени? А там было множество испытаний. И была ложь Авраама о Саре, был поступок в Египте, когда он жену свою выдал за сестру и всякие другие испытания.
Но была и вера Авраама, когда он вышел из Ура халдейского. Очень часто его верность перекликалась с неверностью. …Он доверял Богу и испытывался. Господь здесь о чём — то просит Авраама.
Хочу сказать, что характер это зависимость от послушания. И, в зависимости от того, кого мы слушаемся, такой характер у нас и будет. Вы слушаете, делаете. К примеру, преподаватель музыки говорит ребёнку: держи вот так скрипочку и потихонечку учись играть. И, если ребёнок слушает, у него выработается такой характер игры, и вот так его и научат. Нам говорят: делай это и, когда мы делаем что – то мы слушаемся, или себя – свой голос, или кого — со стороны, у нас вырабатываются привычки. Характер это зависимость от послушания.
Любим ли мы слушаться? Вы скажете: конечно, Только кого? Меня слушаться? Обязательно. Я люблю тебя. И я люблю, чтобы меня другие слушали. А вы? В таком случае развивается самый негодный характер. Худшего во Вселенной нет. Когда я люблю, чтобы слушали меня, и я люблю слушать свои желания.
Это путь люцифера. Это характер люцифера. Это он предложил развитие этого характера во Вселенной. Каждое сотворённое существо – предложил он – не должно подчиняться Божьему закону. Он сказал: я предлагаю свободу. Вам понравится. Вы будете счастливы, когда будете делать то, что вы хотите, что ваше я будет вам диктовать. Всякий раз, когда мы слышим этот голос: сделай, как ты хочешь, как тебе нравится — это тонкий искушающий голос люцифера и диавола. Он предложил этот путь ангелам, и третья часть ангелов пошла за ним. Он предлагает этот путь нам. И он говорит, что как это сладко, как это приятно, какое это счастье, когда ты говоришь, и тебя слушают. Когда ты исполняешь свои желания и, когда все исполняют твои желания.
Двадцать вторая глава книги Бытие… Для многих это глава ужаса. Но для Бога и человека это глава спасения.
Мы с ужасом думаем: это как же? Каким нужно быть жестоким Богом! Это как же нужно верить! Мы думаем, что это невозможно: поступить, так как Авраам. Это какая же должна быть вера! Но это для нас невозможно поступить, как Авраам, чтобы быть готовым принести в жертву даже своего сына. И мы думаем: нет, такой веры мы не сможем достичь. И, вообще, если Бог будет так требовать от нас, то двери спасения для нас не откроются.
Должен сказать, что это самая ужасная картина, которую сатана мог написать на тему двадцать второй главы книги Бытие. На самом деле это глава восхитительная, прекрасная. Для нас это ворота в Небесные Отчизны. И вот о чём я хочу спросить: вы считаете, Аврааму трудно было послушать Бога в двадцать второй главе? Отчасти я с вами согласен. Но я хочу заметить, что Авраам нигде не был так счастлив, как на этой горе.
Давайте сходим вместе с ним за этим счастьем. И давайте помнить, что большие победы всегда скрываются за большими жертвами. Большие откровения скрываются за большим поиском, за желанием узнать — как Даниил назван, муж желаний.
Да, Господь хотел не только, чтобы Авраам принёс в жертву сына своего. Ведь вы понимаете, что эта жертва не нужна была Аврааму. Господь хотел самой большей жертвы. Этой жертвой должно было быть его я, его гордыня, его себялюбие. Господь хотел показать Аврааму в видении жертву Своего Сына. Он хотел, чтобы Авраам стал прообразом Самого Бога – Отца. Господь хотел открыть ему такие уроки спасения. Он хотел создать с ним такие близкие отношения Друга с человеком, что потом, даже Сам Христос вспомнит: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». (Инн.8:56).
Здесь, именно на этой горе, мы с ужасом вспоминаем, что так много Бог требовал! Я хочу заметить: так много Бог приготовил благословений для Авраама на этой горе, так много откровений приготовил для него! Так близко Он к Аврааму хотел стать. И так немного Он от него потребовал. Немного.
Вы не задумывались, почему именно сына Бог попросил у Авраама? Потому, что Аврааму уже не дорог был он сам – он был престарелый. Если бы Он сказал: Авраам, ты или сын, он, конечно же, ответил бы: я. И Сарра уже была престарелая. Уже он не будет выдавать её за сестру. И имущества ему уже никакого не нужно. Сердце Авраама было привязано только к сыну.
И сатана мог претендовать на сына: ну, как же ты, Бог называешь его Своим другом? А вот посмотри: когда – то Авраам был идолом для себя. Он даже Саррой мог пожертвовать. Когда – то Авраам делал то, когда — то другое… А вот потом, он ради сына с Агарью пошёл на измену Тебе. Вы знаете, сатане известны все наши слабости. И он не бьёт в сильные стороны. Когда он говорил об Иове, то добивал до последнего. Хорошо, что некуда было добивать. Иов сказал: Бог дал, и Бог взял.
Сатана показывает: вот его слабое место, это сын. Господь говорит: не нужно его испытывать. Не нужно тебе касаться сына. Он Сам.
И Господь ведёт Авраама на гору и говорит: принеси, отдай. Авраам, когда ты будешь отдавать сына, ты отдашь всё. Ты не сына мне отдашь, ты отдашь всю свою жизнь, ты отдашь себя. Вся твоя жизнь в сыне, и, поэтому, всю свою жизнь ты отдашь мне.
Я хочу поделиться с вами одной фразой из книги «Желание веков»: «мы можем получить небесный свет только в том случае, если пожелаем освободиться от своего я». (Стр.181 оригинала). Значит, мы можем получить небесный свет только в том случае, если пожелаем освободиться от своего я. Мы не поймём характер Божий, не сумеем принять Христа верой, пока не согласимся подчинить Иисусу всякое своё помышление. Смотрите: мы не получим небесный свет, не можем даже иметь близкие отношения со Христом, понять Его, если в нас живёт любовь к себе. Вот от этой — то любви к себе Бог нас и спасает.
Помните, с чего мы начали наши рассуждения? Отчего нас Бог спасает? Дом не горит, наводнения нет. А где — то есть пожары, наводнения. У нас всё тихо и спокойно. Но незаметно сатана подходит к нам, провоцируя наши эгоистичные, наши гордые чувства, наше я. И тогда так сладко для нас звучит для нас наше я. И какую боль испытывает тогда Бог. Для нас, возможно, это честь: меня послушали! Я что – то значу! Для Бога это бесчестие видеть, как человеческая гордыня, человеческое я поднимается выше Него. Что делает Господь? Он спасает нас от нашего я.
В течение наших недельных забот: готовим ли мы еду, идём ли на рынок, наше я постоянно встречается с какими – то испытаниями. Наш характер постоянно соприкасается с искушениями. Мы слышим этот голос, голос сатаны: ты хочешь, ты сделай, ты будешь хорошо выглядеть. А это тебе идёт, а это не идёт. Тут тебя поняли, а тут не поняли. Тебя не послушали, тебя обидели. Твоё мнение отвергли! А молодым людям сатана говорит: ты лучше всех, ты красивее всех! Хочешь быть ещё лучше? А ещё денег тебе надо? Не бойся, не переживай. Жертвы какие – то… Бог всегда подождёт. Как часто сатана, провоцируя наше я, нашу эгоистичную натуру, крадёт у нас ту самую одежду. Помните, о какой одежде идёт речь? Бог её предложил.
Задумайтесь: легко ли сохранить Христову одежду? Он нам подарил её. Когда мы становились молиться на колени, Бог покрыл нас праведностью Христа. Когда — то мы входили в воды крещения, Бог покрыл нас праведностью Христа. И Вечеря Господня, которая была у нас и будет. Бог всё прощает и покрывает нас праведностью. Он дарит нам даже не один раз эту одежду, а вновь и вновь. И Он просит: сохрани её, не выброси её.
Я очень часто замечаю, как сатана искушает и говорит: если ты поступишь, как тебе говорит Христос, многое потеряешь, себя ущемишь. Хочешь поступить, как говорит Христос? Ну, тогда ты будешь несчастным. Настроения даже не будет. Ту музыку не включишь, там много не заработаешь. А там по тебе пройдутся по твоему характеру, гордыне. Ты хочешь поступать, как Христос? Да ты почитай в Евангелие, как Ему было непросто. Хочешь поступить? Я же тебе предлагаю, чтобы тебе было хорошо. Да поживи ты для себя. Да не надо уступать, скажи, что думаешь.
Что мы делали тогда с одеждой Христа? Мы говорили: в моём костюме лучше, чем в Твоей одежде. Ведь, было такое у нас!
Уверяю вас, мы не спасаемся абстрактно. Мы не спасаемся просто, когда гибнем: переворачивается машина и падает самолёт. Да тогда блаженная, наверное, смерть: раз и всё. Мы спасаемся ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. И это спасение касается нашего характера, наших отношений с Богом, и нашего отношению к голосу Бога: он говорит, как мы говорили, характер в прямой зависимости от послушания. И, если Бог мне предлагает, тогда моё я, либо растаптывается – я говорю: нет, не будет, как я, либо я его просто возвышаю и говорю: Боже, нет, будет, как я хочу.
Мы спасаемся постоянно. Этот процесс происходит в нас. И я хочу обратить ваше внимание на следующее: если мы слишком любим себя, если мы чувствуем себя очень ущемлёнными, когда послушались, это проблема. Если мы не любим отрекаться от себя, лелеем себя, долго помним, обижаемся, гордимся, трудно нам уступить, тогда эта одежда где – то висит ещё.
Хочу дать вам совет. Давайте почаще топтаться по себе, по своей гордыне. Но не по другим. Я такого не говорил. Вы понимаете, о чём я? Вот право, на чём Бог дал мне стоять, так это на себе. Сколько хотите, только других не трогайте.
Бог предлагает нам: возьми мою одежду. Возьми, уступи мне.
Можно считать, что на этой горе Авраам нечто увидел. «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с солом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.» (Быт.22:3-5). В Аврааме начинает зарождаться особый процесс веры. Для Авраама это было тяжелейшее испытание. Втечение этих трёх дней и трех ночей пока они добирались, у него были борения. В этих борениях он хотел услышать голос Божий. И он отрекается от себя. Он говорит: Господи, я слушаюсь Тебя! Я иду. Да, ему трудно. И вот, когда его я распято, Господь начинает ему что – то открывать, он говорит: мы вернёмся. Бог начинает открывать ему истину: однажды Бог обещал ему, что в сыне его благословятся все племена, в сыне его будет потомство его. А теперь Бог сказал, чтобы принести его во всесожжение. И Авраам, вдруг, начинает открывать для себя истину о Воскресении. В послании к евреям сказано, что он верил в то, что Бог воскресит его сына.
Вы представляете, что он говорит своим слугам? – мы вернёмся. И он знает: я принесу Исаака в жертву, я увижу, как Бог его воскресит, и мы вместе возвратимся.
Переживали ли вы такой опыт? Чтобы ваши дети возвращались к вам? Вы видели опыты воскресения?
В этих тяжелейших испытаниях, Бог открывает Аврааму, и он идёт с Исааком на гору. «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего;» — он видит в Исааке агнца — » взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» (Быт.22:6,7). Отец не готов ещё поделиться этим откровением с сыном своим. И » Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли оба вместе. » (Быт.22:8).
Авраам находится в этом трудном для него отцовском переживании, и объяснить это сыну в этой агонии ему трудно. У него вера дерзает схватить эти слова: мы вернёмся, Он воскресит! Как это непросто!
И пришли на то место – на место, о котором сказал ему Бог. И устроил там Авраам жертвенник. Разложил дрова. И, связав сына своего, — вот здесь мы остановимся, потому что, мы знаем, что прежде, чем ему надо было связать сына, он должен был поговорить с Исааком. Мы знаем, какие чувства испытывал Авраам. Когда говорил сыну: ты жертва, ты агнец. Бог сказал. Послушайся, я умоляю тебя! Представьте, как Исаак спрашивал у него: папа, а что ты сделаешь со мной? И Авраам отвечал ему: сынок, то, что ты видел. То, что я делал раньше. Ты заколешь меня? – спрашивал Исаак – ты меня принесёшь в жертву? И Авраам утвердительно отвечал: сынок, так сказал Бог.
Это была агония отца и сына. Прощание, последние объятия. И он видел, как сын покорно позволил себя связать. Он увидел Бога Отца, который видел Своего Сына, покорно отдающегося не воинам на распятие, не жестокой толпе. Он видел Сына, покорно говорящего: Отче! Я иду, и ты можешь меня поразить. Я беру грех. И ты можешь меня поразить.
» И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. » Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». (Быт.22:10-13)
Авраам увидел нечто большее. Авраам увидел жертву Бога вместо него. Вместо его сына, вместо его жены, вместо всех, которые были рядом с ним. Он увидел великую жертву всей вселенной. И я считаю, что Аврааму было в миллион раз легче, чем Богу.
Бог не требует от нас невозможного. Он говорит: Я требую от тебя благословенной жертвы. Отрекись от себя. Твоё я слишком высоко. Оно кажется тебе великим. И ты думаешь, что это так ценно. А Я тебе говорю: расстанься, это так немного.
Мне нравится история о том, как один мальчик хотел купить в магазине белую розу. Он достал все свои деньги и дал продавщице. Она посчитала. Не хватало несколько долларов. Мальчику очень нужна была белая роза. И он умолял продавщицу посчитать ещё раз: он был уверен, что там должно было хватить. Но там не хватало. И не нескольких центов, а несколько долларов. У мальчика больше ничего не было. Но Ему нужна была белая роза. И он сказал продавщице, что ему ещё нужна кукла. Рядом стояла женщина. Она услышала этот разговор и заинтересовалась проблемой мальчика. Мальчик поведал ей, что его мама очень болеет. Она сказала сынишке, что очень скоро пойдёт к его сестричке. А сестричка его умерла. Мама очень любит белые розы. И он хотел бы, пока мама ещё только болеет, подарить ей белую розу. Но денег не хватало. Женщина, которая стояла рядом, не выдержала и дала ему денег. Они пошли, выбрали красивую розу. И женщина с ним разговорилась: малыш, а почему ты думаешь, что тебе нужна ещё кукла? И он сказал в ответ, что мама сказала, что скоро уйдёт к его сестрёнке. А сестрёнка так любила куклу. Я решил ей передать куклу. И они купили ещё и куклу. А через несколько дней эта женщина увидела похоронную процессию. Хоронили красивую молодую женщину. Она увидела этого мальчика, который там плакал. И ещё, она увидела белую розу и ту куклу, которую она купила.
Иногда, нам жаль послужить для кого – то материально. Как той продавщице, для которой было важнее всего, что у мальчика не хватает денег.
Но когда мы видим картину жизни другими глазами, когда мы видим картину жизни не так, как начинается двадцать вторая глава книги Бытие,- Господи! Ты жестокий, ты требуешь так много! — Бог говорит: не переживай, если я говорю тебе о машине о доме, о любимой твоей женщине, муже, или жене, о том, к кому привязано твоё сердце. Я хочу подарить тебе спасение. Я хочу подарить тебе Моего сына, я хочу видеть тебя счастливым. И, поэтому, твоё я никак не может остаться. Господь просит: пожалуйста, прими Мою одежду. Согласись умереть для себя. Согласись сейчас отречься! Скажу вам, что нет ничего лучшего, чем послушать Бога. Не было лучшей горы, где Авраам был ближе всего к Господу. И я хочу переживать подобные опыты. И когда моё я сильно сталкивается с Богом, тогда я понимаю, что это моя встреча с Богом, и Господь мне хочет что – то особенное открыть. Я не хочу закрыть своё сердце. И я прошу вас, разрешите Богу касаться вашего сердца. Разрешите Ему менять ваш характер. И я хочу позволять Ему менять мой характер, потому что это настоящее спасение. Мы только чуть – чуть поразмышляли об этом, а Бог говорит: а теперь пойдём. Я тебе рассказал, как хирург пациенту, а теперь ложись. Всё будет хорошо. Не переживай. Увидимся в вечности.

Причины опричнины

События конца 1550 — начала 1560-х годов были тревожным предзнаменованием будущего опричного порядка. Итоги проводимых Иваном IV реформ оказались противоречивыми.

Царь увидел угрозу ограничения своей власти в реформах Избранной рады, в связи с этим возникла необходимость укрепления государственного аппарата.

Разрыв Ивана Грозного со своими ближайшими советниками протопопом Сильвестром и А.Ф. Адашевым, предъявление обвинений в измене ряду видных членов Боярской думы и церковных иерархов символизировали радикальные изменения в системе управления.

Распространённым является мнение, что подобные перемены были вызваны смертью первой супруги царя — царицы Анастасии. В частности, англичанин Джером Горсей, агент «Московской компании» — объединения английских купцов, торговавших с Русским государством, — отмечал в своих записках, что Анастасия «была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали, любили и боялись все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

‍ Литовченко А.Д. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»

Борьба Ивана Грозного с правящей элитой и столкновения с близкими родственниками, начало целой серии опал (например, на брата матери царя В.М. Глинского, князя И.Д. Бельского, князей Воротынских и других) и участившиеся побеги в Литву представителей дворянства явно указывали на то, что царь перешёл от пути поиска компромисса к более радикальному политическому курсу.

Немаловажным был и факт осложнения отношений царя с двоюродным братом, старицким князем Владимиром Андреевичем. Когда в 1553 году царь Иван Грозный тяжело заболел, среди правящей элиты возникло предложение рассмотреть в качестве наследника престола двоюродного брата царя, а не его малолетнего сына. Этот эпизод был основанием для недоверия Ивана своему кузену. Как правитель небольшого княжества Владимир Андреевич, конечно, не представлял для царя настоящей опасности; проблема упиралась в отношение знати к вопросу престолонаследия. Недовольные действиями царя бояре и приказные люди могли выдвинуть Владимира как своего претендента на царский престол.

Внутренние коллизии происходили на фоне осложнившейся и ухудшившейся международной обстановки: Русское государство воевало с Великим княжеством Литовским из-за Ливонии. В 1564 году покинул пределы Русских земель член Избранной рады, приближённый Ивана IV князь Андрей Курбский, который, узнав о грядущей опале, бежал в Литву. В знаменитой переписке царя с Курбским Иван Грозный указывает на полное согласие, царившее в его взаимоотношениях со знатью.

Однако к середине 1564 года дело обстояло несколько сложнее. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с митрополичьей кафедрой.

‍ Иван Грозный. Парсуна. Начало 17 века (?). Копенгаген. Музей. («Копенгагенский портрет»)

Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Царский гонец Константин Поливанов привёз в Москву от царя грамоты, в которых он сообщал, что отказывается от царства и отправляется «вселитися, идеже его, государя, Бог наставит».

Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю.

Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели».

Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников.

Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти.

Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско. В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю.

На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя. Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины.

Сущность опричнины

Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка.

Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кро­мешной тьмы».

Что же составляло суть опричнины?

В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей.

Характеристика опричнины

К характерным чертам опричной системы стоит отнести:

  • Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.
  • Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.
  • Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях.
  • Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе.
  • Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства.
  • Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться.

Основные направления опричнины

Основной удар в годы опричнины, безусловно, наносился по правящему слою — княжеским родам, видному боярству и приказным людям.

Раздел государства на земщину и опричнину подразумевал передел земли внутри страны, вызванный тем, что изначально проживавшие на территории земщины, но перешедшие на службу в опричное войско землевладельцы должны были оставить свои земли, получив взамен земли на территории опричнины. Это правило работало и наоборот — в отношении людей, составлявших войско или административный аппарат земщины. Эти лица лишались своей собственности в опричных землях, которая переходила в распоряжение царя.

Своих вотчин лишились не только бояре и служилые люди, но и княжеские рода потомков Рюрика. Их родовые владения были насильственно включены в опричнину. Исследователи сходятся во мнении, что наибольший ущерб опричная политика нанесла именно этой категории землевладельцев.

Опричная политика также привела к расколу в рядах дворянского сословия, что было вызвано их перемещениями и сменой расположения земельных владений. Тем самым была усилена зависимость служилых людей от воли монарха.

Перераспределение земельных владений позволяло царю уменьшить удельный вес вотчинных родовых земель и увеличить площади поместных.

Первый этап опричнины (1565 г. – ноябрь 1567 г.)

Первые годы опричнины были сочетанием репрессивных реформ и уступок со стороны царской власти. Если первый год ознаменован опалами, казнями, убийствами, то на втором году существования опричнины её режим несколько смягчился. Наиболее влиятельными лицами в опричной Думе в первые годы опричнины были советник царя Алексей Басманов, а также князь Афанасий Вяземский.

Так, уже в феврале 1565 года были казнены пятеро представителей аристократии, среди которых был герой взятия в 1552 году Казани князь А.Б. Горбатый. Следующим проявлением опричной политики была «Казанская ссылка»: царь выслал в Казань представителей ярославской, ростовской и стародубской ветвей Рюриковичей. Они были не только лишены своих родовых владений, но и отстранены от управления государством ввиду их переселения на окраину. В 1566 году своего удела был лишён и старицкий князь Владимир; Иван IV обменял его земли на те, что были расположены в разных районах страны, где Владимир не имел военной и иной поддержки со стороны местного населения.

Однако уже в 1566 году царь сменил гнев на милость и вернул из Казанской ссылки часть опальных лиц. Помимо этого, опала была снята с князей Воротынских.

В этом же году царь созвал нечто наподобие Земского собора, привлекая к обсуждению внешнеполитических вопросов не только членов Боярской думы, но и детей боярских из земщины, представителей духовенства и московского купечества. В составе собравшегося органа, конечно, не было представителей от разных сословий со всей территории государства, однако, для периода опричнины это был очень важный шаг со стороны царя, направленный на достижение договорённости с земщиной.

Не менее значительным событием первого периода опричнины было решение поставить на митрополичью кафедру Филиппа (Колычева), известного противника опричного режима. В связи с этим к царю обратились челобитчики из земщины с просьбой об отмене опричнины, однако, царь расправился с послами и взял линию на ужесточение курса.

‍Клавдий Лебедев — «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи»

С 1567 году в опричнину Ивана Грозного были включены новые земли, в том числе и Старица (удел двоюродного брата Ивана). Царь активно занимался обустройством присоединённых к опричнине территорий: было завершено строительство опричного двора в Москве, ещё одна царская резиденция возводилась в далёкой Вологде. Выбор места был обусловлен близостью к Кириллову монастырю: именно там, по сведениям источников, Иван хотел в будущем принять монашеский постриг.

На 1567 год приходится и ещё одно значительное событие, повлиявшее на дальнейшую политику царя. Речь об организованном земскими боярами заговоре против Ивана. Главой заговорщиков принято считать боярина Ивана Петровича Фёдорова. До сих пор не совсем ясно, была ли это попытка привести на престол брата царя Владимира или суть заключалась лишь в выражении недовольства опричной политикой. Так или иначе, сведения, полученные Иваном о готовящемся заговоре, вызвали гнев царя и новую волну казней. С конца 1567 года можно говорить о начале нового этапа опричнины.

Второй этап опричнины (1568–1572 гг.)

С началом этого этапа связаны карательные операции, проводимые опричниками в отношении участников осеннего заговора. Действия царя не ограничивались лишь расправами с виновными: уничтожалось и имущество бояр, пострадало множество боярских слуг.

На фоне этих событий набирал обороты конфликт царя и митрополита Филиппа, призывавшего Ивана проявить милосердие. От частных бесед с монархом Филипп перешёл к публичным обсуждениям царя, что навлекло гнев царя на главу Русской церкви. Митрополит был лишён своего сана и приговорён к смертной казни, заменённой заточением в монастырь. Через год Филипп (Колычев) был убит в монастыре опричником Малютой Скуратовым.

‍ Н.В. Неврев — «Последние минуты митрополита Филиппа (Митрополит Филипп и Малюта Скуратов)»

Пожалуй, самым печально известным событием второго этапа опричнины был разгром Новгорода Великого, что стало поистине кульминацией опричного террора. Теперь под подозрением в измене был не отдельный человек или группа лиц, а целый город, якобы стремившийся уйти под власть польского короля.

Из доноса, который Иван получил на новгородцев, следовало также то, что они стремились низвести царя с престола, а вместо него на трон посадить старицкого князя Владимира. Эта веха стала заключительной в отношениях между двоюродными братьями: в сентябре 1569 года Иван IV расправился с Владимиром и его семьёй. Однако здесь царь проявил изобретательность, заставив своих потенциальных врагов собственноручно принять яд.

В конце 1569 года царь организовал поход против новгородцев. Опричники творили бесчинства по дороге к городу, в самом Новгороде карательная экспедиция продолжалась больше месяца. Количество жертв историки оценивают по-разному: предположительно погибло от 3–4 тысяч до 10–15 тысяч человек. Опричниками были разграблены главные святыни новгородской земли, в частности, собор Святой Софии. Далее царь и верные ему войска отправились в пограничный Псков, который вместе с Новгородом подозревался в измене.

‍ Н.В. Неврев — «Опричники»

Вернувшись в Москву, Иван продолжил расследование по делу о новгородской измене. В столице проводились публичные казни. В ходе этих событий потеряли доверие царя и подверглись опале наиболее близкие к нему деятели первого периода опричнины — А. Басманов и князь А. Вяземский, а также многолетний советник царя по вопросам внешней политики Н.А. Висковатый.

Это символизировало кризис опричной политики: если ранее царь вместе с верными ему опричниками боролся с внешними угрозами, то теперь измена, по видению Ивана, проникла в ряды самих опричников.

Вместе со всем этим Русское государство продолжало участвовать в военных конфликтах: оно всё более втягивалось в затяжную Ливонскую войну. Однако активные действия на западе и карательные экспедиции внутри страны ослабляли позиции государства на южных рубежах, что и стало одним из главных факторов изменения политического курса и отмены опричнины.

Отмена опричнины

В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство.

Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя.

В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории.

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.

‍ В.М. Васнецов — «Царь Иван Васильевич Грозный»

Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.

В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит.

Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине.

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY2019 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается тема опричнины.

Итоги опричнины и её значение

Ликвидация разделения страны, воссоздание единого государева двора, возвращение части конфискованных земель их бывшим владельцам, прекращение принудительных переселений и массовых казней — явные свидетельства изменения курса. Опричнина была отменена.

Вот каковы были основные последствия опричнины.

  • Опричная политика привела к уничтожению последнего удельного княжества — Старицкого удела. Этот шаг поставил точку в длительной истории политической раздробленности Руси и поспособствовал централизации.
  • Разорение Новгородской и Псковской земель, а также зверства, совершённые по отношению к местному населению, ударили по остаткам былой независимости этих княжеств, самобытности их политической культуры.
  • Расправы, совершённые опричниками над представителями духовенства, пока не подчинили церковь государству, но стали прецедентными в плане вопроса о низложении с кафедр неугодных власти иерархов и решения проблемы церковного землевладения.
  • В экономическом плане опричнина в истории России оставила тяжёлый отпечаток на хозяйственной жизни страны: в Новгородской и Псковских землях погибла часть крестьянского населения, появились большие пространства заброшенных и необрабатываемых земель.
  • Тень опричнины видна и на становлении системы крепостного права. Первые указы, ограничивающие крестьянские переходы, были вызваны опричными порядками.
  • Жёсткое подчинение всех сословий государственной власти лично монарху, инструментом политики которого является террор, также стоит считать одним из важнейших последствий опричнины.

С отменой опричнины не были забыты методы проведения этой политики. Уже в 1573 году попал в опалу и был казнён герой битвы при Молоди князь М.И. Воротынский.

Для большей части населения государства опричнина действительно закончилась, однако, отношения Ивана со знатью продолжали оставаться нестабильными.

Осенью 1575 году Русское государство снова было разделено на две части: удел царя («двор») и земщину, возобновились казни и массовые переселения. Такой порядок сохранялся до самой смерти царя Ивана Грозного в 1584 году.

ПРИТЧИ

Секрет счастливого брака

Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.

Муж никогда не спрашивал о содержимом коробки. Он думал, что там было что-то личное, женское…

Но вот однажды старушка заболела. Когда ей стало совсем плохо, она попросила мужа принести ту коробку к ней в больницу — пришло время открыть тайну.

Старик пришел домой, нашел коробку и открыл ее. Внутри были две вязаные куклы и огромная кипа денег, которых им хватило бы на всю жизнь.

— Откуда? Как?! — спросил ошарашенный старик.

— Перед тем, как мы поженились, — сказала старушка, — моя бабушка поведала мне секрет счастливого брака: каждый раз, когда я рассержусь на тебя, нужно молча сесть и связать крючком одну куклу.

Старик был тронут — в коробке было всего две куклы. За 50 лет совместной жизни она всего лишь дважды рассердилась за него! Он обнял жену и поцеловал ее.

— Но откуда же взялись деньги? — недоумевал он.

— А, эти? — ответила она с улыбкой. — Эти деньги я заработала от продажи кукол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *