Притча про вавилонскую башню

] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

ГРЕХ СТРОИТЕЛЕЙ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

Ицхак Стрешинский

Падение Вавилонской башни. Корнелис Антонис Теуниссен. 1547 год. Частное собрание

В Торе рассказывается о попытке людей построить город с башней до небес и о том, как Всевышний смешал их речь и рассеял их по земле. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем именно заключался грех строителей Вавилонской башни.

Писание сообщает о строительстве: «На всей земле был один язык, одно наречие. Когда двигались с востока, они нашли в земле Шинар долину и поселились там. «Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в огне”, — сказали они друг другу. Кирпичи у них были вместо камня, а асфальт — вместо глины. «Давайте выстроим себе город с башней до небес, — сказали они. — Так мы прославим себя, чтобы не рассеяться нам по всей земле”. Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди. И сказал Г-сподь: «Один народ, и один язык у всех, а это только начало их деяний! Теперь не будет им преград ни в чем, что бы они ни задумали совершить! Давайте же сойдем и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать речь друг друга”. Г-сподь рассеял их оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех земли — и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).

Мудрецы Талмуда обвиняли строителей города и башни в гордыне и идолопоклонстве. В мидраше «Берешит раба» (38:6) они приводят такие слова от имени строителей: «Давайте построим нам башню, сделаем на ее вершине идола, дадим ему в руки меч, и это будет выглядеть , как будто он воюет со Всевышним». Таким образом, основным грехом послепотопного поколения была попытка противопоставить себя Творцу мира. Еврейская традиция сохранила много преданий, иллюстрирующих целеустремленность и одержимость этой идеей, которую и сделало невозможной смешение языков.

Однако значительно менее известно, что некоторые средневековые комментаторы Писания видели в действиях этих людей в первую очередь нарушение повеления Всевышнего «Плодитесь, размножайтесь и заполняйте землю!» (см. Берешит, 1:28; 9:1). Впрочем, из комментария рабби Авраама Ибн-Эзры (1089–1164) можно понять, что он считал, что речь идет не столько о грехе и наказании, хотя он и не спорил с мнением мудрецов, сколько об ошибке строителей. По его мнению, люди решили, что им будет полезней и целесообразней жить в одном месте, не считаясь с тем, что это не соответствует планам Творца. И когда Он рассеял их по всей земле, это было в первую очередь для их же блага. Рабби Давид Кимхи (Радак; ок. 1160 – ок. 1235) принимал идею Ибн-Эзры о том, что действия людей противоречили указанию Всевышнего о заселении всей земли, но подчеркивал, что речь идет не об ошибке, а о преднамеренном нарушении указания Свыше: «…Ведь Он хотел заселения земли от востока до запада, а они думали заселить только одно место на земле и упразднить желание Б-га».

Но вернемся к мнению мудрецов Талмуда, считавших, что главный грех строителей Вавилонской башни заключался не в том, что они хотели жить все вместе и не рассеиваться по миру, а в гордыне и идолопоклонстве. Следует обратить внимание на исторический и географический фон рассказа о Вавилонской башне. Как мы помним, в тексте Торы сообщается о конкретной местности — долине в земле Шинар и о том, что город был назван Вавилоном. Исследователь Танаха рав Эльханан Самет отмечает, что мудрецы Талмуда жили в то время, когда в самом Вавилоне еще можно было увидеть развалины башен храмовых комплексов и самого города. Подтверждение этому можно найти, например, в таких высказываниях мудрецов: «Сказал рабби Хия бар Аба: «Та башня, которую построили: треть ее сгорела, треть — погрузилась под землю, а треть — существует. И если ты скажешь, что небольшая, сказал рав Гуна от имени рава Иди: «Каждый, кто поднимается на ее вершину, видит перед собой пальмы, как будто они саранча»”» (Берешит раба, 38:8). Наглядность руин грандиозных строений язычников лишь добавляла остроты в отношении мудрецов к библейскому рассказу. Мидраши свидетельствуют о том, что развалины воспринимались как наглядная его иллюстрация.

Таким образом, слова мудрецов о том, что грехом строителей Вавилонской башни была попытка противопоставить себя Творцу мира, основаны, среди прочего, на понимании исторического и географического фона событий, описанных в Торе. Идеи мудрецов получили развитие в следующих поколениях благодаря результатам археологических раскопок. Ниже мы приведем мнения некоторых близких нам по времени исследователей, которые также считали, что грехом строителей Вавилонской башни были гордыня и идолопоклонство, и Тора высмеивает этих строителей-идолопоклонников, противопоставляя им праотцев еврейского народа.

Обнаруженные месопотамские рассказы о сотворении мира и потопе дают нам возможность узнать, что рассказывали об этих событиях древние народы. Некоторые еврейские комментаторы — в первую очередь профессор р. Моше-Давид Кассуто (1883–1951) — обратили внимание на глубокие различия между преданиями тех народов и словами Торы. Те, кто читает о Сотворении мира и начале человечества в Торе, не только получают достоверную информацию об этих событиях, отличную от мифологии окружающих народов, но и учатся вере в Единого Б-га и моральным принципам. Кассуто приводил примеры того, как в истории о Вавилонской башне высмеиваются идолопоклонники. Сказано: «Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди» (Берешит, 11:5). Строители башни думали, что башня достигнет небес, но, с точки зрения Всевышнего, это строение было очень низким во всех смыслах, и поэтому используются слова «сошел посмотреть». А слова «который построили люди» подчеркивают, что отнюдь не «боги», как в вавилонской мифологии, а обычные люди строили и город, и башню.

Происхождение самого названия «Вавилон» (на иврите Бавель) в истории о Вавилонской башне объясняется так: «Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех земли». Здесь вновь можно увидеть скрытую насмешку над месопотамскими идолопоклонниками, которые считали, что название города происходит от аккадского Bâb-ili («Врата бога»).

Профессор Йеуда Элицур (1911–1997) проводил параллель меду идеями, которые можно выучить из истории о Вавилонской башне, и идеями, выраженными в историях о праотцах еврейского народа. Строители города и башни хотели прославить себя, но в следующей главе книги Берешит Всевышний сообщает о том, кто на самом деле прославится, обращаясь к праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твое имя, и ты станешь благословением» (Берешит, 12:2). Строители города и башни волевым решением выбрали местом своего жительства долину в земле Шинар, тогда как только Всевышний решает, какая страна является избранной, и говорит Аврааму, находящемуся в Месопотамии: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе» (там же, 12:1).

О праотце Яакове рассказывается, что по пути из Беэр-Шевы в Харан он остановился в некоем месте и заночевал там: «И увидел он во сне: лестница стоит на земле, а ее вершина достигает небес, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней.И вот, Г-сподь стоит над ним и говорит: «Я Г-сподь, Б-г Авраама, твоего праотца, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. Твои потомки будут , как прах земной, и ты раздвинешь на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твое потомство станете благословением всем племенам земли. Я — с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню , что обещал тебе”. Яаков пробудился от сна и сказал: «Воистину, Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал!” Ужаснулся он и добавил: «Как страшно это место! Это и есть Дом Б-га, это — врата небес!”» (там же, 28:12-17).

Строители Вавилонской башни хотели построить город с башней до небес, но в результате остались на земле и были рассеяны по ней. Праотец Яаков был тем, кому было дано увидеть лестницу, чья вершина достигает небес, В отличие от Вавилонской башни, уходящей в пустоту, по этой лестнице поднимались и спускались ангелы Б-га, и над ним стоял Всевышний. Настоящие врата небес — это не Вавилон, а место в Стране Израиля, где Всевышний открылся Яакову, а увиденная им лестница символизирует постоянную связь между Всевышним и страной, избранной Им.

© Татьяна Семёнова, «Вавилонская башня»

Согласно библейскому преданию, потомки Ноя, двигаясь с востока на запад, дошли до великой равнины Сеннаар, позже названной Вавилонией, и решили здесь обосноваться. Они построили себе дома из обожжённых кирпичей и зажили счастливо оседлой жизнью.

Но этого им показалось мало, и они вздумали воздвигнуть высокую башню, которая вершиной доходила бы до небес – «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли» (Быт. 11, 1-9). Башня задумывалась как ориентир, центр притяжения для всех кочевников, её было бы видно даже из самых отдалённых мест. И по замыслу она должна была объединить людей.

В те времена все люди говорили на одном языке и не знали другого. Работа шла быстро и слаженно. Башня росла, кочевники стекались в город и оседали там уже навсегда. Город назвали Вавилон (Бавель, Баб илу), что означало «врата божьи» (с западносемитского языка). Вавилон расширялся и становился всё более многолюдным.

Бог наблюдал за рьяно работающими людьми, за быстро строящейся башней и Ему это совсем не нравилось. Зачем такая высокая башня? Люди хотят вскарабкаться на небо и беспокоить Его своими жалобами и вопросами? А потом осмелятся и начнут вмешиваться в божественные дела? И тогда «не будет для них ничего невозможного».

Вавилонская башня. Так её представлял художник Питер Брейгель Старший, 1563 год ▼

Вавилонская башня. Так её представлял художник Мартин ван Фалькенборх Старший, 1595 ▼

Вавилонская башня. Так её представлял художник Лукас ван Валькенборх, 1595 г. ▼

А люди и вправду уже не могли остановиться. Они строили и строили, всё выше и выше, желая добраться до самого Престола.

И сошёл Бог с неба, смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

Так повествует Библия. А так как Библия была написана иудеями, то и название «Вавилон» они перевели по-своему – от древнееврейского слова «балал» (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

А что говорят историки и археологи? Действительно, была в Вавилоне грандиозная башня (зиккурат). Называлась она Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Высота её составляла 91 метр, и имела она восемь уровней. Каждый уровень был выкрашен в особый цвет и представлял собой храм, посвящённый отдельному божеству. На самом верху находился храм главному богу Мардуку.

Неизвестно, когда именно началось строительство, но башня уже существовала во время правления Хаммурапи (1792–1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон до основания, сжёг все дома, а в центре города вырыл ров. Однако башню разрушить до конца не сумел. Спустя много лет Вавилон снова обрёл могущество. Башню восстанавливал Навуходоносор II (правил в 605– 562 гг. до н. э.). Надпись от лица Навуходоносора на одном из камней гласит: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».

В строительстве принимали участие пленные евреи. В качестве рабов их пригнали в Вавилон после взятия и полного разрушения Навуходоносором Иерусалима (586 год до н.э.). Не только иудеи работали над восстановлением башни, было множество других рабов из других стран, покорённых вавилонским завоевателем.

Никогда ещё иудеи не слышали столько языков, сколько слышали на строительстве башни Этеменанки. Возможно, именно тогда и возникла легенда о Вавилонской башне и смешении языков? После смерти Навуходоносора и освобождении евреев из плена среди иудеев ходило множество легенд о вавилонском пленении, о самом завоевателе, о башне… Легенды… Они так переплелись с исторической реальностью, что уже невозможно отделить правду от выдумки…

Согласно одной из легенд, висячие сады (речь идёт о знаменитых Висячих садах Семирамиды) были построены вавилонским царём Навуходоносором II, для своей жены Амитис. По другой версии строительство Висячих садов приписывают легендарной царице Семирамиде, которая предположительно правила в Вавилоне за два века до Навуходоносора (IX веке до н. э.). Эта легенда получила большее распространение. Поэтому сады называют именем Семирамиды. Но вопрос так и остался неразрешённым историками.

Сады Семирамиды и Вавилонская башня ▼

Реконструкция Вавилона в период Навуходоносора II. (реконструкция для выставки в Месопотамии Королевского музея Онтарио и Британского музея в ROM, Торонто) ▼

Двигаемся дальше по дороге Истории. Спустя сто тридцать лет после смерти Навуходоносора в этих местах побывал Геродот. Он видел Вавилонскую башню уже в полуразрушенном состоянии, о чём записал в своём грандиозном труде «История». Значит, всё-таки она была – Вавилонская башня! О, Геродот! Спасибо тебе за твой нетленный труд! Спасибо тебе, древнегреческий учёный муж, «отец истории», как прозвал тебя Цицерон! Всякий раз повторяю слова благодарности Геродоту. Без его знаменитых трудов мы бы «блуждали во тьме истории» и многое из бытия древнего мира было бы сокрыто от нас.

Но идём дальше. Башню восстанавливали не единожды. Время и войны не щадили древние постройки. Из летописных источников мы знаем, что В 331 году до н. э. Александр Македонский приказал разобрать башню Этеменанки для последующей реконструкции. Но реконструкция так и не состоялась из-за смерти Александра.

Как водится, то, что никому не нужно, начинает разрушаться и разграбляться. Камни стали вывозить для строительства города по соседству. Зачем добывать материал на каменоломне, а потом ещё обрабатывать, когда есть готовые уже обтёсанные каменные глыбы. Так делали всегда. Многие древние памятники были растасканы по кирпичам. Как ещё Египетские пирамиды не растащили? Вот загадка…

Руины Вавилона. Раскопки Роберта Кольдевея. Он начал раскопки в 1889 году ▼

Сейчас от великой Вавилонской башни остались лишь отдельные части фундамента. Зато до сих пор жива легенда о самой первой башне, которую построили люди после Всемирного потопа. Библейское сказание о человеческой гордыне, о мечте добраться до Небес. И посмотреть: а что там? Или не посмотреть, а покорить? Испокон веков отчаянные завоеватели и великие учёные-гордецы пытались стать наравне с Богом или хотя бы приблизиться к его могуществу. Почти приблизились. Мы покорили космос, увидели тайны морских глубин, научились лечить многие болезни, овладели недосягаемыми раньше вещами: искусственный свет и тепло.

А ещё мы научились убивать в масштабах целых городов. За один раз, за один миг. Чему мы не научились? Милосердию. Гордыня так и осталась главным лицом человечества. Наверно поэтому мы никогда не сможем говорить на одном языке. И Вавилонская башня так и останется символом гордыни и разобщённости людей.

Сейчас многие пытаются представить Башню, как символ единения. Однако… История – дама хитрая и принципиальная. Не научились на своих ошибках? Повторяете их снова и снова? Тогда и результат будет тот же. А может, и хуже. Империи создаются и распадаются. Снова создаются и снова распадаются. Люди становятся опаснее, злее и бездушнее. Человечество не учится на своих ошибках.

Вам ничего не напоминает здание Европарламента в Страсбурге? Может быть, зря архитекторы вдохновились древней Башней?

А вот ещё одна попытка «перевернуть» понятия. Попытка интересная, креативная. Только её смысл непонятен. В 2011 году аргентинский город Буэнос-Айрес был объявлен Всемирной столицей книги. Титул символический и даётся на один год. Присуждается за лучшие городские программы по продвижению чтения.

Известная художница-авангардистка предложила свой проект «книжной скульптуры», приуроченной к этому событию. В итоге на площади Сан Мартин Буэнос-Айреса появилась «Вавилонская башня» из книг. На 25-метровую конструкцию с металлическим каркасом водрузили 30 тысяч книг. В диаметре «Вавилонская башня» имела 16 метров и состояла из семи этажей. Через год её разобрали, часть книг отправилась в библиотеки, а другая часть, промокшая под дождём и испорченная ветром… сами знаете куда.

Книжная Вавилонская башня Марты Минухин в Буэнос-Айресе. Аргентина, 2011 год. ▼

Художница сказала, что эта композиция олицетворяет «возможность объединить всех людей посредством искусства». Но почему Вавилонская башня? Ведь это символ гордыни и разъединения. Читайте Библию, господа архитекторы и художники. Лучше построить ещё одну Эйфелеву башню, чем Вавилонскую.

И кстати, в Москве стоит куча недостроенных «Вавилонских башен» до небес из стекла и бетона. Они ржавеют и когда-нибудь рухнут кому-то на голову.

Почему я написала о Вавилонской башне? Потому что сегодня подмена понятий плотно вошло в нашу жизнь. Упаковка стала первична, а содержание вторично. В результате «военное вторжение» превращается в «миротворческую миссию». «Смена власти» в «борьбу за свободу и демократию». Толерантность… А что это такое сейчас? В медицине толерантность – это неспособность организма синтезировать антитела к болезненным микроорганизмам. То есть организм не борется с инфекцией.

Социологи внесли своё понимание в этот термин – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению. И эта социологическая «толерантность» превратилась в настоящий дамоклов меч для мыслящих традиционно.

Искусство. Что такое искусство в сегодняшнем понимании? Теперь уже трудно дать этому понятию определение после новаторских художественных выставок и странных театральных постановок. Как сказал герой одного фильма: «То, что не продаётся, то не искусство». Пожалуй, сегодня так и есть.

Знаете, что такое «окно Овертона»? Если просто: это окно возможностей, где можно перемещать концептуальные понятия от «невозможных», «немыслимых» до «приемлемых» и «нормальных». Классический пример – людоедство. Для нас это плохо, отвратительно, а для некоторых африканских племён – нормально. Окна Овертона можно перемещать в ту или иную сторону, в зависимости от необходимости. То есть, манипулируя подменой понятий и образов, из «отрицательного» можно сделать «положительное». Джозеф Овертон описал, как «совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены». При умелом манипулировании можно легализовать любую идею. Любую!

Как это делается? Легко. Если знаешь технологию. Сначала манипуляторы включаются в дискуссию, приучая людей к самой идее, что её можно обсуждать, это не табу. К примеру, каннибализм, прелюбодейство, воровство… Потом, когда народ «откричался», «навозмущался» двигаются дальше – находят в этой идеи положительные стороны и начинают их раздувать, подменяя понятия. Взятка? Нет, это благодарность. Ведь подносили же даже Богу «дары»… Затем, чтобы избавиться от негативной ауры, лучше придумать новое название идеи, которую продвигаешь. К примеру, «толерантность». Красивое слово, звучит научно. Окно Овертона начинает двигаться всё быстрее и быстрее из стороны «невозможного» и «немыслимого» в сторону «нормы». И последний этап: красивые образы, научное обоснование идеи (да что вы, господа, генетически в нас заложены гены прелюбодейства… воровство и казнокрадство на Руси испокон веку водилось, во все времена и т.д.). Затем начинают на эту тему «бомбить мозги» песнями, книгами, шоу, кино… И окно Овертона полностью смещается в сторону «нормально».

И вроде бы, причём здесь Вавилонская башня? Но это один из примеров подмены понятий. Что такое Вавилонская башня? Символ гордыни, греховный замысел. Согласно Библии, её строительство было не угодно Богу и привело к смешению языков и рассеянию людей. В конечном итоге, это символ разобщённости людей, а не объедения. Ещё немного и мы начнём переписывать Библию…

Первая история, которую книга Бытия рассказывает сразу после истории всемирного потопа – это история о строительстве Вавилонской башни. Сыновья Ноя стали прародителями нового человечества, и об этом мы говорили в прошлой статье – а значит, человечество было, по сути, единой семьей. Именно так описывает это книга Бытия. Люди понимали друг друга, и могли действовать заодно, могли создавать нечто славное и великое.

Тогда они решили построить город с башней до небес, чтобы «сделать себе имя» – говоря иначе, собственными усилиями взойти на небо, обессмертить свое имя. Вечное желание человека – создать или сделать нечто такое, что останется в веках, будет заметно даже с небес (кстати, единственный народ, который смог это сделать – китайский, его Великая Стена действительно видна космонавтам).

Но, как иронично повествует книга Бытия, Богу пришлось «сойти», чтобы разглядеть их грандиозное строительство. Масштаб слишком разный: что кажется горой муравью, для слона выглядит маленькой кочкой, и величайшее сооружение тогдашнего человечества Богу и не разглядеть издалека. Разглядев это великое строительство, Бог решил его остановить. Почему? Может быть, не хотел, чтобы люди сами взбирались на небеса? Или сопровождалось строительство чем-то таким, что должно было быть остановлено? Древнее еврейское предание гласит: на этой стройке, когда с верхнего яруса лесов падал кирпич, строители горевали, потому что новый трудно было поднять на такую высоту. А когда срывался со строительных лесов человек, никто не переживал: новый сам поднимется наверх.

Это, конечно, предание, и оно не находит никаких подтверждений в самой Библии, но разве не так выглядят все великие стройки всех великих тоталитарных государств? Важно сдать объект в срок, возвеличить свое имя, а люди – расходный материал… Даже если это предание и неточно, оно служит своего рода предсказанием о тоталитарных режимах двадцатого века.

Как бы то ни было, Бог смешал языки строителей, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле. Это ведь тоже судьба всех жестоких режимов: они рушатся не под напором внешнего врага (такой напор, наоборот, может сплотить и укрепить их), а в результате нехватки взаимопонимания. Один говорит «подай мне раствор», а другой думает, что ему сказали «иди отсюда». И великое строительство превращается в великий абсурд…

Нередко можно услышать, что возникновение разных языков Библия связывает с Вавилонской башней, но это не совсем так. Перед самым рассказом о ней идет перечень потомков Ноя: Сима, Хама и Иафета, и уже там указывается, что они стали родоначальниками разных народов, живших в разных странах и говоривших на разных языках. Хотя, разумеется, эти упоминания можно понять и так, что разнообразие языков возникло позже, но мне почему-то кажется, что оно не было связано со строительством Вавилонской башни и не служило наказанием от Бога. Разве было бы хорошо, если бы на всей земле был бы только один язык? Это бы сильно обеднило человечество.

Что же тогда утратили люди в истории с Вавилонской башней? Взаимопонимание. Библия говорит, что тогда на всей земле был «один язык» – возможно, не единственный, а просто общепонятный, как русский в СССР или как английский в современной международной жизни. Плохо не то, что мы говорим на разных языках (живем в разных странах, носим разную одежду, придерживаемся разных взглядов). Плохо, когда при всем том мы не можем друг друга понять. И величие замыслов весьма этому способствует. Когда люди говорят о своих простых потребностях, всем всё понятно: каждому хочется счастья и благополучия для своих близких. А если мы строим нечто грандиозное, наши вкусы и взгляды расходятся. Одним по сердцу православная самодержавная империя, другим демократическая республика, третьим – трудовая коммуна. Начнем строить – не найдем общего языка.

Библия помещает это сооружение в крупнейшем политическом, религиозном и экономическом центре древнего мира – в Вавилоне. На языке его обитателей (аккадском) он носил горделивое имя баб-илу, то есть «врата бога», но Библия связывает его с еврейским глаголом баляль, «смешивать». Город, который стремился быть центром вселенной и вратами небесного мира, который сооружал громадные храмы-зиккураты (ступенчатые башни, поднимаясь на которые, жрецы как будто и в самом деле восходили до неба) оказался на деле великим смешением племен, языков и религий. К началу нашей эры он пришел в полное запустение, а вскоре люди и вовсе про него забыли, и, вплоть до археологических раскопок XIX века, никто уже и не знал, где когда-то находилась эта великая столица.

В Новом Завете образ Вавилона, великой блудницы, появляется в последней книге – Откровении Иоанна Богослова. Часто его связывают с Римом, который в те времена стал столицей великой империи, но надо сказать, что в мировой истории еще не один город пытался выстроить очередную башню до небес, чтобы «сделать себе имя» (вспомним хотя бы проект Дворца Советов со статуей Ленина на месте Храма Христа Спасителя в Москве). Что характерно, результат всегда был примерно одинаковым. Повторяя слова о единой семье народов, строители империй не раз создавали для этой семьи нечто, мало напоминавшее о семейном уюте. Зато саму идею, что человечество изначально было одной семьей и может ей однажды снова стать, мы встречаем впервые именно в Библии – в истории Ноя, о которой мы говорили в прошлой статье.

Проект провалился, зато родство осталось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *