Притча сеятель

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В духовном измерении человеческое сердце — почва, на которую Господь сеет Свое слово. Об этом притча (Лк. 8:5–15), которую мы слышали сегодня во время Литургии.

Вышел сеятель сеять. И одно семя упало при дороге, и птицы налетели и поклевали его. Другое — на камень, и оно, не имея возможности пустить корень, погибло. Третье — в терние, и терние, когда взошло, заглушило его. Четвертое — в добрую почву и принесло многократный плод.

Одни слышат слово Божье и с радостью принимают его. Другие вообще не хотят воспринимать слово — мы видим вокруг множество примеров этого. Как говорит Господь: «Се, стою у дверей сердца вашего и стучу. И к тому, кто откроет, мы с Отцом Моим придем и вечерю у того сотворим» (Откр. 3:20; Ин. 14:23). Так было во времена Спасителя, так было на протяжении всей человеческой истории, и так происходит в наши дни.

Мы созданы богоподобными: как Господь совершенно свободен, так и мы. Каждый свободен — поступать по-Божьему или нет, принимать слово Господне или отвергать, делать добро или зло.

Тем, кто принимает слово Божье с радостью, Господь открывает его глубинные смыслы. Так было и в те дни, когда Спаситель рассказал эту притчу народу. В тайне же Он разъяснил её двенадцати апостолам: мы слышали сегодня истолкование этой притчи.

Мы понимаем, что, действительно, наше сердце может быть столбовой дорогой, которой проносится множество помыслов, интересов, и добрых, и хороших, всяких разных. Если наше сердце подобно вот такой дороге – мы не постоянны в слышании и принятии слова Божьего, птицы (бесы) прилетают и похищают его из нашего сердца. Часто бывает, что люди приходят в храм и с радостью слышат слово Божье, при этом даже умиляются и плачут. Но, выйдя за церковную ограду, тут же погружаются в суету, иногда — греховные дела, и забывают о слышанном слове.

Глубина слова Божьего познается в страданиях, говорит нам Господь в этой притче. Сердце человека, которое во времена гонений и страданий не принимает слово Божье, подобно камню. Человек принял слово, Благодать, оно даже начало пускать в его сердце какие-то корни, человек даже начал творить добрые дела (как это заповедано Господом), но пришли различные испытания, искушения — и человек из страха, малодушия, маловерия отступает от Бога и теряет всё то, что приобрел своими трудами. Такое сердце каменное, оно не имеет почвы, чтобы слово пустило корни.

Но бывает более страшное испытание — испытание благоденствием. Этому есть пример в нашей истории. Мы знаем, что творилось в обществе, в семинариях, Церкви перед революцией 1917 года. Страна благоденствовала и думала о земном. Так было и в наше время. Когда в 2000-х годах у нас было всё хорошо, одни шли в храм, а другие и не думали идти к Богу, поскольку старались реализовывать многие открывшиеся им мирские возможности и забыли о Нем. Искушение богатством подобно почве сердца, покрытой тернием. Терние, как говорит нам через апостолов Господь, — богатство, сласти мира сего, мирские блага, заглушающие слово Божье. Человек, может, действительно, с радостью идет к Богу, слушает Его, но враг нашего спасения открывает ему возможности для греховной самореализации в этом мире.

«Не можете служить Богу и маммоне», — заповедует нам Господь (Мф. 6:24). Не возможно служить одновременно добру и злу.

Только семя, упавшее в добрую почву, приносит многократный плод. И Господь призывает нас к тому, чтобы мы не соблазнялись испытаниями, которые посещают или посетят нас, и искушениями, которые враг подсовывает лишь бы отвлечь от истины и от Бога. Нужно, чтобы мы имели в своем сердце только заповеди Божьи. Тогда Господь придет и сотворит рай в нашем сердце. Господь говорит: «Царство Божье внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это значит, что рай не имеет географического месторасположения во Вселенной, а наступает в человеческом сердце, когда в него входит Бог.

Будем внимательны к тому, как мы слушаем и (самое главное!) принимаем слово Божье. Не допустим, чтобы враг нашего спасения похитил те плоды, над которыми мы трудились, и мы не потеряли дело нашего труда. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 30.10.2016

Притча о сеятеле

На берегу Галилейского озера Иисус учил обступивший Его народ. Люди подступали к Нему, теснясь и толкаясь, и тогда Иисус вошел в лодку, а ученики оттолкнули ее от берега, чтобы каждый, кто хотел, мог видеть Его.

— Слушайте, — заговорил Иисус, и Его голос разнесся над тихими водами. — Вот вышел сеятель сеять. Шел он по полю, разбрасывая зерно.

Какие-то зерна упали на дорогу, и налетевшие птицы поклевали их.

Другие попали на каменистое место и скоро взошли, но не смогли пустить глубокие корни, потому что почва не была глубока. Когда же взошло солнце, они увяли и засохли.

Еще одни оказались среди сорняков; сорняки выросли и заглушили их.

А следующие упали на добрую плодородную землю, и принесли урожай во много крат больший, чем было посеяно.

Воцарилась тишина, а затем Иисус произнес:

— Кто имеет уши, пусть слышит!

— Мы не знаем, в чем смысл этой притчи, — признались ученики. — Мы не можем понять того, что слышали.

— Я говорю притчами, — сказал Иисус, — для того, чтобы каждому, кто в самом, деле хочет научиться от Меня, открылись тайны Царства Божия. А для тех, кто приходит ко Мне из любопытства и не хочет слушать и повиноваться, слово Божье останется сокрытым.

Вам Я истолкую эту притчу. Сеятель сеет слово Божие. Это семя плодородное, но попадает оно в уши разных людей.

Посеянное при дороге означает тех, чьи сердце и душа черствые, кто не принимает слово Божие. Сатана вскоре заставляет их забыть все услышанное.

Посеянное на каменистом месте означает тех, кто, услышав слово, поначалу с радостью принимает его. Но узнав, какие тяготы и страдания надо преодолеть, чтобы исполнить его, тотчас отступает.

Посеянное среди сорной травы означает тех, чьи собственные заботы и пожелания быстро заглушают слово, и оно остается бесплодным.

А посеянное на доброй земле означает тех, кто слушает слово и принимает то, что говорит им Господь. Их жизнь свидетельствует о том, что они внимают Богу и повинуются Ему. Вот то, что Господь называет добрым плодом!

  • < «Он безумец!»
  • Семена

    У одного короля было три сына, и он хотел выбрать одного — наследника. Это было очень трудно, потому что все три были очень разумными, очень храбрыми. И они были близнецами — все одного возраста, — так что невозможно было решить. Он посоветовался с мудрецом, и тот дал ему идею.

    Король вернулся домой и попросил всех троих сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал им, что он должен совершить паломничество:

    — Оно займёт несколько лет — один, два, три, может больше. И это испытание для вас. Эти семена вы вернёте мне, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником.

    И король отправился в паломничество.

    Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами?» Он стал держать их в железном сейфе — когда отец вернётся, они будут такими, как были.

    Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мёртвые семена — вообще не семена». Он пошёл в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал: «Когда придёт мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были».

    А третий сын пошёл в сад и посеял их, где только было свободное место.

    Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и завонялись. Отец сказал:

    — Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат — а эти воняют! Это не мои семена!

    Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал:

    — Ты — материалист.

    Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнёс их отцу.

    Но отец сказал:

    — Но они не те же самые. Твоя мысль лучше, но всё же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе. Ты — психолог.

    Он пошёл к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что он сделал?»

    А третий сын повёл отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал:

    — Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе.

    Отец сказал:

    — Ты — мой наследник. Вот так и нужно поступать с семенами!

    Запасающий не понимает жизнь, подсчитывающий ум также потеряет её. Только творящий ум может понять её. В этом красота цветов — они не могут быть запасены.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *