Притча веник

Ст. 1-14 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных

После всенародного посрамления посланцев синедриона, Господь продолжал Свои беседы с народом, который теперь особенно имел нужду в наставлении Божественного Учителя, так как не знал, что ему делать. Доброе сердце хотело бы беззаветно отдаться Иисусу Христу и все влекло к Нему: и Его чудеса, и Его Божественное учение, и Его святая жизнь. Но житейский рассудок и старая привычка смотреть на фарисеев и книжников, как на законных, Самим Богом поставленных учителей, останавливали. Фарисеи постоянно толковали, что Иудеи – «избранный народ» Божий (Ис. 43:20), что им, а не кому другому предназначено грядущее Царство Божие; и народ так сжился с этим предрассудком, который к тому же льстил и его самолюбию, что ему больно было услышать от Господа грозное для него слово: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). И чем более размышляли об этом слушатели Господа, тем томительнее были эти сомнения, эти колебания. Сердцеведец видел все эти душевные состояния слушателей, знал, что они, может быть, готовы были воскликнуть, как это и было недавно: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин. 10:24), – но знал и то, к чему повело бы Его открытое объявление Себя Мессией, и потому предупредил этот вопрос: Иисус, продолжая говорить им притчами, как бы отвечая на их сердечные томления, а вместе с тем отвечая и на старания фарисеев наложить на Него руки, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и, когда все было готово, послал рабов своих звать званых на брачный пир. Гости были приглашены раньше, они уже знали, что у царя в известное время будет брачный пир и что им дадут знать, когда он будет готов. Но эти званые отнеслись равнодушно к царскому приглашению: и не хотели придти. Царь благодушно извинил гостей, замедливших, может быть, по какому-нибудь недоразумению; не угрожая, не взыскивая, – напротив, по своей доброте желая, чтобы они не упустили случая насладиться праздником, он только наказал рабам настойчивее прежнего поторопить приглашенных: опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

Но вторичному приглашению званые отнеслись так же холодно и даже небрежно: они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Видно, корыстные расчеты были для них дороже чести быть в числе гостей на брачном пире сына царева. Но этого мало: между зваными нашлись и такие, которые поступили еще безрассуднее и ужаснее: прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Нет сомнения, что эти дерзкие подданные поступили бы так и с сыном царевым, если бы царь отец послал его самого звать их на пир. Во всяком случае, обижая посланцев царских, подданные наносили величайшее оскорбление самому царю. И высокий сан царя, и важная причина торжества увеличивали тяжесть вины оскорбителей. Услышав о сем, о такой безумной дерзости тех, кого он хотел угостить пиром, царь, до того благодушный, разгневался, воспылал праведным гневом, и тотчас решил покарать виновных за свою обиду: и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их, предал пламени, уничтожил с лица земли. Между тем время пира наступило. Царь не желал, чтобы радость его осталась не разделенной с подданными. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны. Эти надменные люди, которым я оказал такую честь, пригласив к себе на пир, не стоят моей милости. Но я найду себе гостей. Итак пойдите на распутия, где много проходящих, и всех, кого найдете, кого там ни встретите, всех зовите на брачный пир, без различия званий и состояний. Рабы исполнили повеленное. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; они не решились различать: кто достоин и кто не достоин царского пира – звали всех, кто хотел идти, пусть царь сам разберет: кого посадить за царскую трапезу и кого удалить с пиршества. И брачный пир наполнился возлежащими – пиршественный стол был занят гостями, пир начался. Тогда царь вышел к пирующим, чтобы порадовать их своим присутствием.Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду: он был одет неприлично, так что безчестил самое торжество, оскорблял царя и его гостей. И это после того, как царские слуги, по обычаю восточному, перед входом в пиршественную палату каждому гостю предлагали одежду от царских щедрот! Почему же этот странный гость сидит в своей грязной одежде, в какой был на распутиях? Может быть, это недосмотр моих слуг, не предложивших ему одежду, – думает царь. И он подходит к гостю.

И приветливо, не нарушая общего веселья, говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Гость не мог сказать, что его нечаянно позвали на пир прямо с распутия, что ему не дали времени зайти домой переодеться, что у него, по бедности, и вовсе нет лучшей одежды, – видимо, что и ему слуги царевы предлагали брачную одежду, но он сам не захотел ее надеть, пренебрег этим даром царским и, значит, – намеренно появился на торжестве в неопрятном виде, явился к царю, на свадьбу царского сына! Что мог сказать он в свое оправдание? Он же молчал. Испорченность сердца сказалась и в этом молчании. Он упорно молчал, хотя этим молчанием уже сам себе произносил приговор. И приговор этот не замедлил: тогда сказал царь слугам, распорядителям брачного пира: связав ему руки и ноги, возьмите, удалите его отсюда и бросьте во тьму внешнюю, в самую глубокую и мрачную темницу; там, в этой непросветной тьме, будет плач и скрежет зубов, неутешный плач позднего, безплодного раскаяния, и скрежет злобы на себя самого, скрежет погибельного отчаяния. Эту притчу Господь заключил тем же изречением, каким закончил притчу о злых виноградарях: ибо много званых, а мало избранных. К числу этих званых, но не избранных, принадлежат не только те, которые вовсе не пошли на брачный пир, но многие и из тех, которые пришли на пир, но не захотели облечься в брачную одежду… Выслушав эту притчу, народ должен был невольно подумать: «значит, нечему удивляться, что первосвященники не верят Иисусу: званых много, а избранных мало. Нет причины спрашивать: кто же наследует царство, если Иудеи не войдут в него? Царь найдет себе гостей. Следовательно, нечего смотреть на фарисеев, а надобно слушать свою совесть, идти на вечерю, но идти в брачной одежде. В этом – приличном одеянии, в благочестивой жизни – главное дело. У Бога нет лицеприятия, кто соблюдет веру и будет добр, тот непременно будет в Царстве Мессии и получит спасение» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Читая Божественные притчи Господа, нельзя не удивляться той премудрой постепенности, с какой Он раскрывает в них святые истины Своего учения. Так, в предшествующей притче о злых виноградарях, Он открывал Себя под образом единородного, возлюбленного сына домовладыки, доброго хозяина; в притче о званых на вечерю, Он является уже как сын могущественного царя. В этой притче Он только прикровенно указал, что Царствие Божие отнимется у Иудеев «и дано будет народу, приносящему плоды его»; здесь, под образом созванных с распутий, яснее изображает язычников, которые войдут в Царство Его.

В первой, как бы Ветхозаветной притче, Он Сам является в образе последнего величайшего Пророка, венчающего Ветхий Завет; в последней Он уже восприемлет Свое Царство, как Царь, издавна предвозвещенный, и зовет в это Царство и Иудеев, и язычников. В той притче Закона, Он требует от людей плодов, исполнения долга; в этой – притче Благодати, Он Сам предлагает дары людям. Там Его оскорбляют неисполнением законных требований; здесь оскорбляют непринятием дара. Таким образом, эти две притчи дополняют одна другую, так что, где кончается первая, там начинается вторая. Приникнем же благоговейным вниманием к истолкованию притчи о званых на вечерю по руководству учителей Церкви. Царем называется здесь Бог Отец, Царь всего мира; Жених – Его Единородный Сын, истинный Мессия Господь Иисус; брачный пир – учреждение Царства Христова или Церкви Его в мире. Церковь Христова и есть Его непорочная невеста. И ветхозаветные пророки представляли открытие благодатного царства под образом брачного пира. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – великое сходство и вместе великое различие той и другой притчи? Ибо и эта притча показывает долготерпение Божие, великое Его попечение и нечестие Иудеев. Она предвещает отпадение Иудеев и призвание язычников, а также – какая казнь ожидает безпечных. Справедливо она предлагается после предыдущей притчи. Сказав, что Царствие Божие «будет дано народу, приносящему плоды его», Иисус Христос показывает здесь, какому дастся народу. Там Он изображается призывающим прежде распятия Своего, а здесь привлекающим их к Себе после распятия; тогда как надлежало бы их наказать тягчайшим образом, Он призывает и влечет их на брачный пир и удостаивает их величайшей почести. Как там не прежде призывает язычников, но сначала Иудеев, так и здесь. Как там, когда Иудеи не хотели принять Его и даже пришедшего к ним убили, а Он отдал виноградник другим; так и здесь, когда они не хотели прийти на брачный пир, Он позвал других. Может ли быть что хуже такой неблагодарности – быть зваными на брачный пир и не прийти? Кто не захочет пойти на бра́к, на брак к царю, царю, уготовляющему брак для сына? Ты спросишь: для чего Царствие Небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его Женихом, поэтому и Павел говорит: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2). Здесь Христос предвозвещает и о воскресении. Прежде Он говорил о смерти; теперь говорит, что после смерти будет брак, будет Жених».

«Отец, – говорит святитель Григорий Великий, – устроил брак царственному Сыну, сочетав с Ним, через таинство воплощения, Святую Церковь». Этот брачный пир, «брак Агнца», о котором говорится и в Откровении апостола Иоанна Богослова, будет праздноваться, собственно, по кончине мира, когда откроется совершенное блаженство искупленных Кровью Господа праведников; но и в Первом пришествии Господа на землю уже приведена к Нему невеста Его – Церковь, уже совершено обручение, открыта вечеря брачная, предложены все благодатные дары Божие: приидите все, насладитесь пиром веры, внидите в радость Господа своего! Все восприимите богатство Божией благости! Юнцы и упитанная исколёна (Мф. 22:4); Агнец Божий Христос Спаситель заклан; Его пречистое тело и Божественная Кровь предлагаются в Церкви Его всем верующим; все готово: крещение, покаяние, все дары Божии и самое Царство Небесное. На эту вечерю, в недра Церкви Христовой, Бог звал Евреев издавна: позвал Он их праотца Авраама, и Авраам не отрекся, возжелал видеть день Христов, и увидел, и возрадовался. Звал и предков их, через Моисея, «который дал им Закон, указующий путь к вере во Христа; звал через пророков, которые открывали им волю Божию; звал и их самих через Иоанна, который всех их посылал ко Христу, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться»; потом – Самим Сыном, ибо Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»; «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 3:30; Мф. 11:28; Ин. 7:37). Он звал их не одними словами, но и делами; звал по вознесении Своем через Петра и прочих апостолов, ибо сказано: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2:8). И к чему Он их призывает? К трудам, подвигам, бедствиям? Нет, Он их призывает к веселью. Ибо Он говорит: «тельцы Мои и что откормлено, заколото». Какой пышный пир, какое великолепие! Но и это их не обратило. Даже напротив, чем Он больше долготерпел им, тем более они ожесточались. Ибо они не пришли на брак по лености, а не потому, что заняты делами. Для духовных дел должно оставлять все другие занятия, даже необходимые. Но не это одно худо, что они не пришли, но вот что всего безрассуднее и ужаснее – они пришедших весьма худо приняли: надругались над ними и убили, что гораздо хуже прежнего. Прежде приходили к ним требовать плодов, и приходившие были убиты; теперь приходят от Убиенного ими звать на брачный пир, и также они убивают их. Что может сравниться с такой жестокостью? Что может быть хуже этого? Это есть третья их вина. Первая вина та, что они побили пророков; вторая, что они убили Сына; наконец, третья, что, призываемые от Убиенного ими, на брачный пир не идут, но представляют причины, которые, хотя благовидны, но из этого мы научаемся, что, хотя бы удерживала нас и необходимость, духовное должно предпочитать всему».

«Один ушел на поле свое, – говорит блаженный Феофилакт, – т.е. уклонился к плотоугодной роскошной жизни, а другой на свои купли, т.е. к жизни любостяжательной» (свт. Иоанн Златоуст). В притче не сказано, что звал к себе на брачный пир и сам сын царев; по-человечески судя, это было бы неприлично, не сообразно с его достоинством; но на самом деле Сын Царя Небесного так смирил Себя, что ради любви принял на Себя образ раба, образ одного из тех, которых Его Отец Небесный посылал для приглашения званых. И вот, пока эти званые только не хотели идти, пока не оскорбляли посланных, дотоле Царь благодушно терпел и снисходил их лености и нерадению. Такое благодушное снисхождение слышится во всех беседах к Иудеям апостола Петра после Пятидесятницы: «я знаю, братия, что вы… сделали это по неведению», – говорит он (Деян. 3:17). «Слуги, – говорит святой Иларий, – суть апостолы, ибо они должны были напомнить тем, кого звали пророки. Вторично же посланные суть мужи и преемники апостольские». И апостолы, и их ученики первое свое благовестие о Христе Спасителе обращали к Иудеям, но Иудеи, за исключением нескольких избранников благодати, отвергли их проповедь. В книге «Деяния святых апостолов» мы часто встречаем такие известия: и наложили на них руки… посрамили их… побили их… Наконец, долготерпение Божие к народу Иудейскому истощилось; Царь Небесный прогневался: «поскольку они не захотели прийти, но убили пришедших к ним, то Он сжег города их и, послав войско, истребил их. Этим Господь предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите». В Священном Писании и нечестивые люди иногда называются слугами Божиими, если Бог через них карает преступников Своей воли; так, об Ассириянах говорится: «О, Ассур, жезл гнева Моего!» (Ис. 10:5) О Навуходоносоре: «Навуходоносор, раб Мой». В том же смысле и легионы римские названы в притче воинством Царя Небесного. Римляне истребили и город их, т.е. Иерусалим, который уже перестал быть градом Божиим, градом Великого Царя, Который отрекается от него, не признает его более Своим: «се, оставляется вам дом ваш пуст!» (Мф. 23:38). «Не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет, после того, как они убили Стефана, умертвили Иакова, и наругались над апостолами, чтобы видно было Его долготерпение. Видишь ли, как точно и скоро исполнились самые события? Ибо это случилось еще при жизни апостола Иоанна и многих других, бывших со Христом, и свидетелями этих событий были те, которые слышали это предсказание. Затем, особенное попечение Божие. Он насадил виноград и, по убиении одних рабов, послал других; по убиениии же этих послал Сына и по убиении Сына призывает их на брак, а они не восхотели прийти.

После посылает других рабов, – они и этих убили. Тогда Он погубляет их, как зараженных неисцелимой болезнью. Что их болезнь была неисцельна, это доказывают не только дела их, но и то, что они совершали их тогда, когда уверовали и блудницы и мытари» (свт. Златоуст). После всего этого совершается обращение ко Христу язычников. «Ученики говорили Иудеям первым – и прежде и после креста. Ибо прежде креста говорил Иисус: «идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»; и после креста Он не просто сказал: «научите все народы», но «примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (Мф. 10:6, 28:19; Деян. 1:8). Апостолы так и поступали. Но так как Иудеи не переставали коварствовать против апостолов, то Павел говорит им: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Потому и Сам Господь говорит: «брачный пир готов, а званые не были достойны». Хотя Он и прежде знал об этом, но дабы не оставить Иудеям никакого предлога к безстыдному извинению, Сам пришел к ним первым и послал Своих апостолов, чтобы им заградить уста, а нас научить исполнять все, что должно, хотя бы никто не получил от этого никакой пользы. Итак, говорит Он, поскольку «званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир», даже низких и презренных. Так как Он и раньше часто говорил, что блудницы и мытари наследует небо, и первые будут последними, и последние первыми, что особенно оскорбляло Иудеев, то теперь показывает, что все это делается справедливо. Ибо видеть, что язычники на их место вводятся в Царство, было жесточайшим и гораздо сильнейшим прискорбием для Иудеев, чем видеть разорение их города» (свт. Иоанн Златоуст).

«Толкование по истории Новозаветной»

«И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых». Так именно и поступали апостолы. Так Филипп пришел в город Самаринский и проповедовал им Христа. Петр крестил Корнилия и его домашних, а Павел провозгласил перед Афинянами, что Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Сказано, что они собрали и злых, и добрых. Добр был Нафанаил, добр Корнилий, добры язычники, которые, не имея Закона, были сами себе закон; с другой стороны, злы те, на кого грех, общий всем, действовал сильнее, чем на других; болезнь, поразившая все человечество, более сосредоточивалась в одних членах, чем в других.

Царство Божие есть невод, захватывающий и лучших, и худших, тех, которые прежде стремились к праведной жизни по Закону и тех, которые совершенно умерли в грехах и беззакониях, но, услышав проповедь Евангелия, покаялись и обратились ко Христу. «И брачный пир наполнился возлежащими». До сих пор притча Христова объясняла нам, за что и как Бог наказал народ Иудейский и его старейшин и учителей, которые явно отвергли благовестие о спасении; объсняла, как войдут в Царствие Божие язычники. Теперь Господь раскрывает и предостерегает нас, что и из всех, которые войдут в Его Церковь, не все будут достойны Царствия Его. «Царь, войдя посмотреть возлежащих», Господь, как Единый Сердцеведец, Сам рассудит, кто достоин и кто не достоин Его Царствия. О нем именно сказано: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое» (Мф. 3:12). Всем гостям, призванным на царский пир, выдавалась приличная одежда: все, вступающие в Церковь Христову в Таинстве Крещения облекаются в ризу правды, в светлую одежду чистоты духовной, становятся новыми людьми по благодати и должны хранить эту чистоту души, не оскверняя ее новыми грехами. Брачная одежда есть чистая и непорочная жизнь, подобно одежде, сотканной из добродетели. «Итак облекитесь», – говорит апостол Павел (Кол. 3:12), – «как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». «Под одеждой, – говорит святитель Златоуст, – разумеются дела жизни. Хотя призвание и очищение есть дело благодати, но то, чтобы призванные и облеченные в чистую одежду постоянно ее сохраняли такой, зависит от старания призванных. Призвание бывает не по достоинству, но по благодати; поэтому должно соответствовать благодати послушанием и, получив честь, не показывать такого нечестия. Поэтому великое наказание ожидает нерадивых. Ибо ты, уклоняясь к развратной жизни, также оскорбляешь Бога, как и они оскорбили Его тем, что не пришли к Нему. Ибо войти в нечистой одежде означает: имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Потому и сказано: «он же молчал». Не видишь ли, как при всей ясности дела, Господь не прежде наказывает, как тогда уже, когда согрешивший сам себя осудил! Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию». Почему Господь сказал в притче: «сделал брачный пир», а не брачные пиры? «Потому, – отвечает на это преподобный Симеон Новый Богослов, – что сей брак бывает с каждым верным сыном дня», каждая верующая душа может не только соделаться участницей Царствия Божия, но и невестой Христовой. И Господь дает нам все средства, чтобы мы могли жить по вере.

В Таинствах Его Церкви мы обретаем и очищение, и обновление духа, так что нет нам никакого извинения, если не облечемся в праведность, как в одежду, которую всегда готов подать нам Небесный Царь, лишь бы всем сердцем стремились исполнить святую волю Его и взывали к Нему: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» (Светилен Великого Понедельника). Недостойный гость молчал… Онемеет язык грешника, когда он предстанет на Суд Божий. Не дерзнет он оправдываться, когда откроются его очи и он увидит все зло, какое оскверняет его душу. Обличаемый Богом, обличаемый совестью, он будет в безмолвном трепете ждать изречения приговора Суда Божия. И Суд сей не умедлит. Избежать его он не может. Скажет Царь: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю». И тогда для изгнанника Царствия Божия, для грешника нераскаянного, «приходит ночь, когда никто» (человек) «не может делать» (Ин. 9:4), наступит пора, когда уже невозможно будет покаяние и исправление, ибо он сам не хотел жить во свете, не стремился к свету жизни и стал сыном тьмы и вечной погибели. Смерть свяжет ему все деятельные силы души. «Слыша о мраке, – говорит святитель Златоуст, – не подумай, что он тем только и был наказан, что был отослан в темное место; нет, здесь еще будет плач и скрежет зубов, что показывает нестерпимые муки. Обратите на это внимание все вы, которые, приняв участие в Таинствах и будучи призваны на брак, облекаете душу нечистыми делами! Послушайте, откуда вы призваны! С распутия. Что вы были? Хромые и слепые по душе, что гораздо хуже слепоты телесной. Почтите же человеколюбие Призвавшего; никто да не приходит в нечистой одежде, но каждый пусть позаботится об одеянии души своей. Послушайте жены, послушайте мужья! Вам нужна не эта златотканая одежда, украшающая ваше тело, но одежда, которая бы украшала душу. Но нам трудно облечься в эту одежду, доколе мы будем носить первую. Нельзя украшать вместе и душу, и тело, – нельзя! Нельзя вместе работать маммоне и служить Христу как должно. Итак, оставим эту худую привычку, которая у нас господствует. Ты, конечно, не снес бы великодушно, если бы кто украсил дом золотыми занавесами, а тебя заставил сидеть в рубище, почти нагим. Но вот, ты теперь сам это делаешь, украшая жилище души своей, т.е. тело, безчисленными одеждами, а душу оставляешь в рубище. Неужели ты не понимаешь, что званую в этот торжественный чертог душу твою надобно будет ввести облаченной и украшенной золотыми одеждами? Хочешь ли, я покажу тебе одетых таким образом, одетых в брачную одежду? Припомни святых, облаченных во власяницы, живущих в пустынях.

Они-то особенно носят брачные одежды. Ты увидишь, что они не согласятся взять порфиры, если будешь давать им; но как царь, если бы кто велел ему надеть худую одежду бедняка, отвергнул бы ее с презрением, так отвергнут и они его багряницу. И это они делают не по другому чему, как потому, что знают красоту своей одежды. Поэтому же презирают они и пышное одеяние, как паутину. Если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, светлости тех одежд и блеска их совести. Итак, если мы сравним себя с ними, чем лучше будем муравьев? Ничем. Ибо, как муравьи заботятся о вещественном, так и мы. И пусть бы только об этом заботились мы, а то еще гораздо о худшем, потому что заботимся не только о необходимом, как муравьи, но и об излишнем. Муравьи трудятся и труд их неукоризнен, а мы всегда трудимся из любостяжания». «Я, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – всегда содрогаюсь, когда вспоминаю слова: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Особенно эти грозные слова должно приводить себе на память, когда готовимся приступить к Вечере Господней – к причащению Пречистых и Божественных Тайн Христовых. Никакая вечеря царская не может сравниться с этой пренебесной Вечерей Небесного Царя. С каким же страхом и трепетом, с какой чистотой сердца и души должны мы приступать к ней! «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы..». (Молитва иерея во время Херувимской песни). Но благостный Царь славы Сам же и одежду предлагает всем, желающим приступить к Его духовной трапезе: эта одежда есть благодать покаяния. Прежде чем приступить к Трапезе Господней, приди к служителю Христову, очисти себя покаянием и облечешься в ризу правды, и если и недостоин, Господь, по милосердию Своему, удостоит тебя за твое смирение вкусить Его Безсмертной Трапезы»… Грозно и другое слово Христово: «много званых, а мало избранных». Много людей, именующих себя христианами, но многие ли из них действительно войдут в Царство Небесное, на Великую Вечерю Христову? Сколько таких, которые остаются в той же одежде, в какой застал их на распутиях мира зов благодати спасающей, – не переменив своего сердца, не исправив своей жизни… «Живи так, – поучает епископ Феофан, – чтоб Бог любви возлюбил тебя любовью вечной. Исходи на торговлю свою, но блюди, чтобы через стяжание мирских благ не продать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но особенно сей на ниве души твоей семена добродетели, да пожнешь от них плоды жизни вечной.

Сохраняй чистой, незапятнанной одежду, полученную во Святом Крещении, до конца жизни твоей, да будешь достойным участником небесного брачного чертога, куда входят только те, которые имеют чистую одежду и светильники, горящие в руках…»

Троицкие листки. №801-1050.

К премудрому царю Соломону пришел знатный горожанин и сказал:

― Царь, я не знаю, что мне делать. Каждый мой день похож один на другой, я не отличаю рассвета от заката. У меня все есть, но почему я так несчастен?

Соломон как раз сидел на берегу пруда и разглядывал рыб.

― А чего ты хочешь? Какая у тебя мечта? — спросил он горожанина.

― Сначала я мечтал избавиться от рабства, и это исполнилось. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. Теперь я богат, мне больше нечего желать.

― Человек, не имеющий мечты, подобен рыбе в этом пруду, — сказал Соломон. — Каждый их день похож на предыдущий, они тоже не отличают рассвета от заката. Разница лишь в том, что ты сам запер себя в этом пруду. И если в твоей жизни не появится новой мечты, ты так и будешь от скуки слоняться по дому, а перед смертью поймешь, что жил зря.

― Значит ли это, что, всякий раз достигая цели, я должен искать следующую? А когда исполнится одна заветная мечта, сразу же думать о другой?

― Да, — сказал Соломон. — Только в пути человек обретает свое счастье.

Потерянный груз

Часть 1: Потерянный во время шторма

Мост Мадмр

Как только вы нашли мост Мадмр и прошли к центру этой территории (1) через узкую и грязную тропинку, найдите Перегунду, которая стоит у развилки, и поговорите с ней. Вы также можете поговорить с ней о разрушенном мосте, подразумевая, что вам нужно найти другой путь в Бухту Непокорности. А сейчас вам нужно исследовать территорию около моста Мадмр, чтобы найти следы разрушенного парома.
Идите прямо на юг о Перегунды (2), спускаясь по ступенькам и пробираясь через узкие скалы на юго-западе, пока вас не остановят два мародера. Расправьтесь с этими наглецами, затем идите дальше (на юго-восток) к мосту через реку, куда течением прибило кучу обломков парома, который вы ищите. Их охраняют (и грабят) три мародера под предводительством своего лидера Ханвена. Вы можете:

Поговорите с Ханвеном (3) и узнайте больше о мародерах. Это обедневшие крестьяне, которые выжили во время недавнего шторма и пытаются спасти судно, соединив жалкие обломки, которые от него остались.
• предложите солгать Перегунде, и пусть мародеры оставят себе все, что нашли.
• Убейте всех мародеров и поступите честно с Перегундой.

Часть 2: Заключение: Украсть у богатых или убить бедных

Вам, возможно, нужно будет убить всех мародеров и вернуться к Перегунде (2), чтобы рассказать, где лежат обломки. Или же вы захотите встать на сторону мародеров, а по возвращению к Перегунде солгать ей, сказав, что обломки смыло течением. Можете ознакомиться со всеми возможными наградами и решить, как вам стоит поступить.

Притча о Ваэле

Часть 1: Украсть у бога тайн

Копперлэйн
Зал раскрытых тайн

Находясь в Копперлэйн, посетите Зал раскрытых тайн (1). Погорите со старой гномихой по имени Гримда (2) в задней части главного зала. Спросите, есть ли у нее какие-нибудь проблемы, и Гримда расскажет вам о трех ворах, которые обокрали её и скрылись с древним свитком Ваэля. Она знает только, что воры, возможно, расположились неподалеку от заброшенного фермерского дома по дороге в Дирфорд.
Новое задание: Притча о Ваэле
Цель: Вернуть украденный свиток

Часть 2: На ферме


Сельские равнины

Если вы всегда хорошо обыскиваете местность, по которой путешествуете, то вы, возможно, вспомните маленький фермерский домик (3), который охраняли фантомы, в юго-западном углу сельских равнин. Вот туда и направляйтесь. Теперь вместо убитых фантомов здесь обосновались шесть воров, шепотом обсуждающих их следующий план кражи. Нехорошо таким заниматься. Убейте их, включая их ручного медведя. Как только все падут на землю, хорошенько обыщите трупы. У Ибена вы найдете свиток Ваэля.
Как только вы заберете у него свиток, в вашей голове раздастся голос: «Ты нашел его. А теперь снова потеряй». Голос объяснит, что кража не была случайностью. Они охотятся. Предназначение свитков — теряться и находиться вновь. Голос просит вас вернуться со свитком на Черный луг и похоронить его.
Задание обновлено
Цель: Вернитесь к Гримде в Копперлэйн

Часть 3: Заключение


Черный луг
Теперь вы можете либо вернуть свиток Гримде, либо захоронить его, как и настаивал голос. Если вы решили избавиться от свитка, то следуйте прямо по выжженной тропинке в центре луга, пока на восточном крае луга не найдете скелет дрейка (4). Положите его под череп. Вам все еще нужно будет вернуться к Гримде…
Копперлэйн
Зал раскрытых тайн
… или же можно ничего не выдумывать и возвращаться к Гримде (2) со свитком. Она будет ждать в Зале раскрытых тайн (1). Если же вы спрятали свиток, как велел Ваэль, об этом нужно будет сказать Гримде во время разговора. Если вы скажете её об этом, она вам не поверит придет в ярость.
Наш маленький секрет

Часть 1: Острая игрушка

Копперлэйн
Найдите маленького уличного оборванца Горди (1) в юго-западной части Копперлэйн недалеко от одного из деревянных мосток и городских ворот. Поговорите с ним, направляя разговор по вашему усмотрению. Горди расскажет вам, что знает место, где люди прячут «по-настоящему особенные вещи». Он расскажет вам, где находится это место, если вы вернете ему стальной походный кинжал.
Новое задание
Цель: Найти стальной походный кинжал

Часть 2: Бартер с Двухцветным Викселем

Горди рассказал вам об оружейной лавке недалеко от Экспедиционного зала. Там торгует Игран (2), его достаточно легко найти в северо-восточной части Копперлэйн. Он продает там свое оружие. Поговорите с ним о кинжале, который вас интересует. Он и так знает, что тот оборванец хочет заполучить кинжал, однако он уже продан шайке путешественников. Небольшой расспрос выявит факт о том, что эта шайка направлялась в таверну «Гусь и лиса».
Идите к суетливой таверне (3) в восточной части города, заходите внутрь. Никакой скитающейся шайки путешественников на первом этаже не наблюдается. Поднимайтесь наверх, где увидите двухцветного Викселя и его дружков в спальне. Вы можете:

• Бартер Поторгуйтесь с Викселем за кинжал. Он захочет 100 монет. Вы можете:
• Заплатите 100 монет и получите кинжал.
• Убедите его, что кинжал столько не стоит, и сбейте цену до 50 монет.
• Получите кинжал силой. Бесплатно. Будьте готовы к тому, что придется биться еще с пятью противниками, которых не так-то просто одолеть.
Задание обновлено
Цель: Вернитесь к Горди в Копперлэйн

Часть 3: Заключение: Секретные камни под амфитеатром

Снова обозначьте на карте Горди (1) и передайте ему кинжал (выбрав любую фразу по вашему желанию), чтобы завершить это задание. Он сдержит обещание и расскажет вам о незакрепленном камне около амфитеатра. Он видел, как люди прячут туда разные ценности. Как только разговор подойдет к концу, можете либо отправиться туда сразу, либо отложить это путешествие на потом. Как только окажитесь около амфитеатра, включите режим поиска и найдите незакрепленный камень, обозначенный на карте.
Неугодный

Часть 1: Эорн несчастный

Копперлэйн
Катакомбы Копперлэйн
Во время изучения катакомб Копперлэйн (1), особенно подземных коридоров, где прячутся тролли (на юге и на востоке), вы можете найти открытую дверь, которая ведет к большому склепу.Внутри едва горит маленький костер, у которого сидит жалкого вида орлан. Выведите его на разговор, почему он здесь да в таком состоянии, и он объяснит, что случайно убил кое-кого, и что за ним охотятся рыцари Горна.
Вы можете:
• Сказать, что не выдадите его секрет, и уйти.
• Сказать, что пойдете с ним и будете рядом, когда рыцари будут вершить правосудие. Он откажется, дело закончится чьей-то смертью.
• Дать ему денег, чтобы он сбежал из Бухты Непокорности.
• Или же свершить правосудие самостоятельно без ведома рыцарей горна, убив Эорна.
Новое задание
Цель: Донести новость рыцарям Горна (если Эорн мертв)
Цель: Решить судьбу Эорна (если Эорн жив)
Первые Огни
Крепость Горна
Идите через Первые Огни к Крепости Горна (3). Далее направляйтесь в Зал войны (4), если решили принять сторону рыцарей, и расскажите им о том, что сделали с Эорном.

Часть 2: Заключение: Судьба Эорна

Это задание завершится, как только сделаете один из следующих выборов:
• Убьете Эорна или скажите рыцарям Горна, где его искать.
• Поможете Эорну бежать, дав ему достаточно денег на безопасную поездку.
Забытые

Часть 1: Остановить охотников за реликвиями

Первые Огни
Вайлианское посольство
Пока вы находитесь в Первых Огнях, посетите внушительного вида Вайлианское посольство (1) на юго-западе и поговорите с Висентом Агости (2) в главном зале. Направьте разговор в сторону его последних неприятностей и согласитесь помочь остановить подпольные продажи энгвитанских реликвий. Покупатели — группа путешественников, именуемая Забытые.
Новое задание: Забытые
Цель: Идите к мосту Эдельван

Часть 2: Решить проблему с Забытыми

Мост Эдельван
Задание обновлено
Цель: Изобразите из себя покупателя Местре Баркоци на мосте Эдельван
СТОИТ ПОДУМАТЬ ОБ УСИЛЕНИИ
Прежде, чем встречаться с Забытыми, стоит хорошенько подумать о вашем боевом потенциале и, возможно, нанять еще кого-нибудь в свою команду, поскольку эта схватка может стать для вас последней.

Сначала перейдите через мост Эдельван (3). Оримант Хасан, лидер Забытых, остановит вас. Начните вести разговор максимально аккуратно, упоминая контрабанду. Хоть это и покажется странным, но Оримант согласится на сделку. По крайней мере, до тех пор, пока не появится орлан из его банды и не сорвет сделку. Это приведет к неизбежным последствиям: схватке!

Часть 3: Заключение: Давно забытые

Когда кровавая бойня подойдет к концу, обыщите трупы путешественников, включая тело Ориманта, чтобы найти свою награду. Вернитесь к Висенту Агости (2), чтобы рассказать ему о случившемся.
Пропавшие стражи

Часть 1: Пропажа на Заветном холме

Первые Огни
Крепость Горна
Пока вы изучаете крепость Горна изнутри, зайдите в тренировочный зал и поговорите с Вайлой (2). Хоть это и немного неожиданно, но она расскажет вам о пропавших новичках, которых последний раз видела на Заветном холме. Она уже потеряла одного из своих лучших командиров во время резни с мертвяками-мясоедами. Предложите свою помощь и найдите пропавших рыцарей.
Новое задание: Пропавшие стражи
Цель: Зайти на Заветный холм

Часть 2: Склеп командира

Заветный холм
Во время вашего главного квеста вы уже получили доступ к Заветному холму (3). Однако теперь вам нужно будет сразиться с кучей мертвяков-мясоедов, чтобы хорошенько обыскать это туманное место. Задание обновится, как только вы зайдете на холм.
Задание обновлено
Цель: Найти пропавших стражей.
Ситуация требует сложных переговоров, так как она, похоже не понимает, что превратилась в демона, а ее люди будут следовать ее приказам до самого конца.
• Продолжите разговор, предлагая умные ответы и спросите ее, как долго она уже находится здесь, ожидая приказов. Она поймет, что уже давно мертва, и ее душа покинет тело, спасая тем самым её людей от массовой резни.
• Скажите ей, что она — призрак, в результате чего встретите жестокий отказ поверить вам. Она атакует.
• Сами бросьтесь в бой против этого призрака. Последует кровавая бойня.
Обнаружение пропавших стражей немного сложнее, чем кажется, поскольку они скрываются в мавзолее (4) на северо-востоке Заветного холма. Входите в склеп, и вы найдете четверых Зачарованных юстициаров, на которых наложила заклинание сильный призрак по имени Лейра.
ВЫБОРОЧНОЕ ПРИЦЕЛИВАНИЕ
Вам нужно оставить в живых столько юстициаров, сколько сможете, поэтому сконцентрируйте всю свою мощь на Лейре и игнорируйте юстициаров настолько долго, насколько возможно, чтобы все они остались в живых.
После битвы поговорите с ними. Далее отправляйте их бежать из Заветного холма, если вы расчистили путь.
Задание обновлено
Цель: Поговорите с Вайлой

Часть 3: Заключение: Деньги командира

Как только недопонимание с Лейрой будет решено, возвращайтесь к Вайле (2) и расскажите ей о вашем успехе. Вы получите награду, размер которой зависит от того, скольких юстициаров вам удалось спасти.
Надежное убежище

Часть 1: Я слышу стук в дверь, но вам нельзя войти

Заветный холм
Особняк Вальтасов
Пока вы убиваете гниющих мертвецов на Заветном холме, не забудьте остановиться у особняка Вальтасов на северном краю этого места. Входите в прихожую (2). Это место полуразрушено, а наверх никак не пройти. Идите на северо-запад, где встретите двух даргулов и троих гулей (3). Расправьтесь с ними и идите в следующую комнату (4). Далее вы найдете трех даргулов, которые ломятся в дверь с криками «Сайда!». Это останки семьи Вальтасов, которые хотят напасть на вас. Убейте их.
Новое задание: Надежное убежище
Цель: Найдите Сайду в особняке Вальтасов на Заветном холме
Кроме плоти Вальтасов на их трупах вы толком ничего не найдете. А дверь на северо-восток заперта. Осмотрите спальню (5) на северо-востоке, откройте прикроватный ящик и возьмите Ключ особняка Вальтасов. Используйте его, чтобы открыть дверь (4) и зайти в разрушенный бальный зал. Осмотрите полку на предмет письма от землекопа Вальтасов, из которого узнаете, где находится семейный мавзолей. В ящике в этой же комнате вы найдете компаньона — черно-белую кошку.
В этой комнате, очевидно, нет Сайды, хотя кажется, что кто-то проломил в стенах дыры и выбрался наружу. Вам через эти дыры не пролезть. Выходите из особняка и направляйтесь на восток в мавзолей Вальтасов (7).

Часть 2: Заключение: Я слышу стук в дверь, но вам нельзя войти

Задание обновлено
Цель: Спасти Сайду из мавзолея семьи Вальтасов
Заходите в заплесневелый мавзолей, где в углу съежилась маленькая девочка в рваной одежде. По мере разговора вы узнаете ее ужасающую историю и по желанию сможете рассказать, что случилось с её родителями. Далее вам нужно будет спасти её и завершить это задание. Вы можете:
• Сказать ей, чтобы она ждала вас здесь, если вы не отключили машину на крыше башни (часть главного квеста). Далее продолжите главный квест, затем возвращайтесь к Сайде, когда выходить для нее будет безопасно.
• Если машина выключена, скажите, что она может идти.
• Награда: Все, что вы утащили из фамильного склепа
• Реакция: Позже она появится в крепости горна, где о ней будут хорошо заботиться. А горожане заговорят о чудесном спасении члена семьи Вальтасов.
• Скажите ей, что безопаснее всего ей будет на вершине башни.
• Награда: Все, что вы утащили из фамильного склепа
• Реакция: Она окажется возле Алдхельма в еще более плохом состоянии, чем раньше. А горожане заговорят о чудесном спасении члена семьи Вальтасов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *