Притвор

ОБЩЕСТВО

Нравственность
Оценка событий
Острые проблемы
Церковь и молодежь
Церковь и общество

ПОДРУБРИКИ

Интересные факты
Советы, рекомендации
Вера и жизнь
Местные новости
Семья, воспитание
Товары и услуги
Дом и ремонт
Интернет, технологии
Прочие темы

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

:: ИНФОРМАЦИЯ >> ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями.

К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части — трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс — местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений.

В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Внутреннее устройство христианских церквей: Принадлежности культа. Престол. Киворий и иконостас. Столы, для священных книг и предметов. Амвон. Ансамбль. Иконостас. Ориентация церкви и символические украшения. Церковные пристройки. Нартекс. Атриум. Башни. Крещальня. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Мы описали церковь, теперь нам остается указать ее обстановку; попробуем установить место и вид алтарей и кафедр, расположенных в ней, и украшающих ее символических орнаментов. Прежде всего, определим специальное назначение частей здания.

Принадлежности культа

В первых церквах алтарь был один, и располагался он всегда в центре завершающей неф абсиды. В глубине абсиды стоял трон епископа; кресла других священнослужителей были расположены по полукружию. Певчие помещались в халцидике и в большом нефе. Верующие занимали боковые нефы: мужчины — с одной стороны, женщины — с другой. В церквах с двухэтажными боковыми нефами, как в св. Софии, для женщин отводился обычно верхний этаж. Кающиеся и лица, не получившие еще крещения, удалялись в притвор, или нартекс, или даже в передний двор. В центре этого двора находился источник для омовения.

Вначале существовал обычай в одной и той же церкви служить обедню только один раз в день, и этот обычай удержался в восточной обрядности; он объясняет и малые размеры восточных церквей и их многочисленность.

Примечание: Подлинное объяснение кроется в своеобразии восточноевропейского феодализма и в существе его культуры.

Престол. — Понятие престола различно на Востоке и на Западе. Для греков и армян престол — это только жертвенник; латиняне же понимают его как гробницу, над которой они совершают литургию; и если алтарь не является усыпальницей святого, то, по большей части, воздвигается над криптой, где покоятся его останки.

Примечание: Литургия в восточной церкви не может совершаться иначе, как на лежащем на престоле антиминее, т. е. куске материи, в который зашиты «мощи» (останки святого), что приравнивает престол к крипте. Собственно жертвенником называется малый северный престол, на котором лишь подготовляется совершение литургии.

Киворий и иконостас. — Латинский престол стоит изолированно при входе в святилище и закрыт простым балдахином, киворием, снабженным занавесом, который опускается в момент освящения «святых даров». Византийский или армянский алтарь отделен от нефа перегородкой, иконостасом. Престол едва виден через двери, порога которых не переступают светские люди.

Примечание: Иконостас только в России XV в. получил характер непроницаемой стены.

Столы, для священных книг и предметов. — Близ престола находятся всегда еще два стола, расположенные в трансепте или в маленьких абсидах, которыми заканчиваются боковые нефы. На одном столе хранились священные книги, на другом — священные сосуды и предметы богослужения. У латинян эти столы позднее превратились также в престолы. Но в первоначальной церкви, как и теперь в греческой, они никогда не играли такой роли. Священники одевали облачение в трансепте или в маленьких абсидах. В ризницах тогда надобности не было, и они появляются только в тот момент, когда концы креста латинской церкви превратились в капеллы.

Амвон. — В центральном нефе, перед святилищем, возвышаются две кафедры, или амвоны: один — для чтения евангелия, другой — для чтения посланий и проповедей.

Ансамбль. — Рис. 50, на котором воспроизведено и поныне существующее расположение церкви св. Климента в Риме, знакомит нас с видом латинского хора. Здание было перестроено в IX в., но все его детали, по-видимому, соответствуют древнейшим христианским традициям. Мы видим здесь престол, покрытый киворием, в глубине — трон епископа и скамьи священников; на переднем плане — ограду хора и два амвона.

Рис. 50

Иконостас — перегородка, отделяющая алтарь — чужд латинским базиликам. Самое большое, что мы встречаем, — это упоминание о занавеси в церкви св. Павла «за стенами», протянутой под аркой, замыкающей неф.

В качестве примера расположения византийской церкви мы приводим (рис. 51) план храма св. Софии, восстановленный по указаниям Павла Силенциария.

Примечание: Павел Силенциарий посвятил Софии Константинопольской стихотворение, написанное им античным гекзаметром в 562 г., по случаю восстановления храма после падения купола в 558 г. Прокопий описывает храм до падения купола, после его постройки в 537 г. (см. Wulff, Altchr. u. byzant. Kunst).

Рис. 51

Мы видим иконостас N, разделяющий здание на две части — неф и алтарь. За иконостасом — престол А и два стола Т. По эту сторону иконостаса — солея S, обнесенная балюстрадой, где стоят певчие. Наконец, под куполом — амвон а, на котором производится пение Священного Писания, а также и коронование императоров. Собор св. Марка в своем полугреческом, полулатинском святилище сохранил много черт этого расположения.

Ориентация церкви и символические украшения

Первоначальные базилики, в особенности римские, не имеют определенной ориентации; св. София ориентирована только приблизительно. Идея обращать святилище к «святым местам» не восходит ранее X в.; по-видимому, она возникла в ту эпоху, когда великое паломничество направило взоры всех на Иерусалим. В наших странах принято восточное направление. В языческих храмах на восток была обращена статуя божества, а не собрание молящихся, так что ориентация христианских церквей противоположна ориентации языческих храмов; и когда языческий храм превращался в церковь, алтарь неизменно воздвигался на месте пронаоса.

Что касается символического и фигурного украшения храма, то мы уже говорили, что иконоборческий дух запрещал статуи; даже в латинской церкви священные символы изображаются почти исключительно путем живописи. Иконостас, как уже ясно видно из самого названия, украшен рядом изображений святых. Тимпаны аркад и поверхности цилиндрических сводов нефов, особенно в афонской школе, заполнены библейскими сценами, прямоугольные окаймления которых образуют правильные квадраты на стенах и потолках. Между окнами купола стоят громадные фигуры святых. Глубина абсид отведена изображениям Христа, Богородицы или святых, поднимающих руку для благословения, причем масштаб этих фигур не согласован с пропорциями здания. Эти фигуры сверхчеловеческого роста напоминают колоссов античных храмов, и мы встречаем здесь, вероятно, воздействие древних греков: именно так выглядел Зевс Олимпийский в глубине своей целлы.

Примечание: Иконоборчество было направлено не против статуй, а против изображений святых вообще, в том числе и живописных. Дело идет о спецификуме идеологии, отрицательно относившейся к чувственной пластике.

В настоящее время уже нельзя делать особое ударение на афонских росписях, представляющих в значительной мере угасание византийского искусства.

При обзоре готической архитектуры мы еще вернемся к сюжетам росписей в различных частях церкви, здесь же ограничимся указанием на ценный «Путеводитель по живописи», который служил и продолжает служить руководством для афонских живописцев.

Примечание: В позднейшей, наиболее полной редакции Дионисия Фурноаграриота текст издан Дидроном; см. D i d г о n, Manuel d’iconographie chretienne grecque et latine, Paris 1845. Русский перевод см. в «Трудах Киевской духовной академии», 1868, № 2, 3, 6 и 12. См. также Покровский, Очерки памятников христианской иконографии и искусства, СПБ. 1900.

Церковные пристройки

Нартекс. — Нартекс, или притвор, представляет собою обычно двухэтажную галерею, расположенную вдоль главного фасада; в монастырских церквах Афона верхний этаж служит библиотекой.

Примечание: Очень часто нартекс имеет лишь один этаж.

Нартекс, мало выраженный в древних церквах, получает все возрастающее значение. К XIV в. вводится обычай украшать его повышенными куполами, возвышающимися, подобно башням, по углам фасада; это расположение мы наблюдаем в церкви св. Апостолов в Салониках, в церкви Богородицы в Константинополе и т. д.

В армянской архитектурной школе и вышедшей из нее славянской школе нартекс отсутствует совершенно или существует в виде внешней галереи (Узунлар).

Атриум. — В Армении передний двор с портиками также отсутствует. Перед св. Софией в Константинополе еще можно различить остатки портика, окружавшего внешний двор.

В Иерусалиме подъем к платформе, на которой возвышалась юстиниановская церковь Богоматери, представлял собой настоящие пропилеи; рис. 52 (Золотые врата) дает представление об их виде и стиле.

Рис. 52

Фонтан для омовения, занимавший центральное положение в переднем дворе, сохранился в афонских традициях. Там перед церковью почти всегда имеется колодец, перекрытый эдикулой в виде купола. Воспоминание об этом фонтане сохранилось в наших церквах в виде кропильницы.

Башни. — Во многих сирийских церквах по бокам портала возвышаются башни, как чисто декоративный аксессуар (Кальб-Лузех, Турманин). Св. София в Константинополе, св. София в Салониках сохраняют следы башен, предназначавшихся, если верить преданиям, для хранения деревянных бил, звучавших от удара и заменявших у греков наши колокола.

Колокола, по существу, принадлежат латинской церкви. По-видимому, они появляются только в VII в.: все башни, построенные для них, датируются более поздним временем (св. Аполлинарий в Старой гавани в Равенне; св. Пуденциана и Санта Мариа ин Космедин в Риме).

Крещальня. — Никогда крестильная купель не помещалась в самой церкви: допущению в церковь должно было предшествовать крещение. А так как вплоть до VIII в. только один епископ обладал «благодатью», чтобы совершать крещение, крещальня помещалась по соседству с епископальной церковью. Это была простая часовня, первоначально без престола, многоугольная в плане, с широким бассейном посредине, в котором крещение совершалось погружением. Главными примерами могут служить: крещальня в Латеране, два баптистерия — арианский и православный — в Равенне, ротонда в Ночере; в Сирии — Деир-Сета, Мушелеха, Калат-Семан; во Франции — св. Иоанн в Пуатье.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Существует различные исполнения межкомнатных дверей — щитового типа, арочные, со стеклопакетом и множество других. Но все конструктивные варианты можно разделить на два вида: с притвором либо без него. Выбирая двери для внутренних помещений, следует иметь представление об этой особенности, которую мы рассмотрим в этой статье.

Итак, что же такое дверной притвор. Этим термином называют конструктивное исполнение торцов полотна двери, при котором его часть прикрывает (притворяет) часть дверной коробки. Осмыслить определение помогут эскизы, на одном из которых изображена дверь с притвором, на другом без него.

Очень часто притвор называют «четвертью», поскольку толщина притвора равна четверти толщины дверного полотна. А поскольку фреза, делая притвор, прорезает в дереве фальц, то было порождено еще одно название — двери с фальцем. Таким образом, дверь с четвертью, двери с фальцем и дверь с притвором — это три термина-синонима, означающих одно конструктивное решение, в разговорном плане применяемое в большинстве случаев по отношению к деревянным межкомнатным дверям.

  • Деревянные двери с притвором

  • Бронированные двери с четвертью

Но технология притвора используется не только в деревянных дверях — все металлопластиковые двери изготавливаются с четвертью, почти во всех бронированных дверях можно встретить фальц (понятно, что условный) — именно на нем крепится уплотнительная резина.

Какие двери лучше: с притвором или без притвора

Неизбежный вопрос, возникающий вслед за определением: какая дверь лучше — с «четвертью», или без нее. Начнем с самого главного — с цены.
Очевидно, что межкомнатная дверь с притвором будет стоить дороже, поскольку изготовление последнего требует больших технологических операций. Стоит ли выкладывать деньги за это? Однозначного ответа нет — все зависит от интерьера помещения и вкусовых наклонностей владельца жилья.

Межкомнатные двери с притвором считаются классическим вариантом, а двери без «четверти» — более современными, в стиле «модерн», если можно так выразиться. По этой причине становится понятным, что в комнатах с классической мебелью, двери без притвора могут выглядеть несколько неуместно. Еще более неуместно могут выглядеть классические двери в современных интерьерах.
Вышеприведенные строки отражают общепринятую точку зрения, не более того. И есть другая точка зрения — стереотипы созданы для того, чтобы их разрушать. Так что все зависит от вашего вкуса и финансовых возможностей.

Немаловажным критерием, определяющим выбор межкомнатных дверей, является удобство эксплуатации. В этом плане нельзя найти особые различия, за исключением одной достаточно важной особенности. Дверь без притвора должна быть изготовлена очень качественно в плане совпадения ее геометрических размеров с размерами коробки. В противном случае разные зазоры между дверным полотном и коробкой могут свести эстетический эффект к минимуму даже в самых дорогих дверях. Согласитесь, это просто некрасиво. Притвор закрывает вышеупомянутые зазоры, поэтому даже не совсем ровная дверь будет выглядеть очень пристойно.

Еще одной особенностью дверей с фальцем являются петли — их конструкция отличается петель для обычных дверей: ось сдвинута в сторону за притвор. Понимание работы таких петель дадут эскизы.

Распашные петли

Ввертные петли

Если вы заказываете готовые межкомнатные двери, то для вас строение петель, вероятно, не представляет особого интереса. Если же вы планируете самостоятельную установку дверей с фальцем, то, возможно, стоит найти сначала петли, купить одну и проверить, насколько она подходит к дверям. Более подробно вопрос петель рассмотрен в статье «Строение петель для межкомнатных дверей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *