Призвание от бога

____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 155, кн. 1 Гуманитарные науки

УДК 1(091)+11

СЛУЖЕНИЕ И ЗНАНИЕ СЕБЯ:

Л.Н. ТОЛСТОЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ

Г. В. Мелихов, Н.Н. Мелихова Аннотация

В статье рассматривается один из эпизодов романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», раскрывающий отношение Алексея Вронского и художника Михайлова к творчеству (в живописи). Осмысляются две жизненные стратегии, представленные в образах Вронского и Михайлова: путь отказа от своего предназначения и путь служения ему. Утверждается, что способность видеть происходящее является привилегией человека, посвятившего себя служению избранному делу.

Ключевые слова: индивидуальное предназначение, служение, самосознание, Л.Н. Толстой, «Анна Каренина».

В пятой части романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстой знакомит своих читателей с талантливым художником Михайловым, грубоватым чудаком (по мнению людей света) и тружеником, который появляется на страницах романа лишь для того, чтобы выразить художественные пристрастия автора и заодно вынести Вронскому суровый приговор: он бездарен.

За внешней учтивостью Алексея Вронского, его чувством такта, хорошим вкусом, умом, решительностью и смелостью скрывалась душа заурядная, не способная к созиданию. Возможно ли это? Несомненно. Можно быть умным, но незрелым, галантным, но равнодушным, смелым, но напоказ, ожидая похвалы или боясь осуждения. Вронскому по большому счёту нечего сказать людям. Обладая множеством задатков, он не сумел реализовать их в служении одному делу, которому он мог бы беззаветно, как художник Михайлов, посвятить свою жизнь.

Бывает бездарность от природы, врождённая, а бывает приобретённая, вскормленная нашим незнанием. Вронский — человек, воспитанный для жизни в свете, тонко настроенный на взаимоотношения и вместе с тем чуждый серьёзной работы души. Он не мог (и не хотел) любить, довольствуясь искренней (но скоротечной) страстью1. Вронский недурно рисовал, имел хороший вкус и кое-что знал из истории живописи, но создавать картины — проникновенные

1 «В его (Вронского. — Г.М., Н.М.) петербургском мире все люди разделялись на два совершенно противоположные сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одною женой, с которой он обвенчан, что девушке надо быть невинною, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержанным и твёрдым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, — и разные тому подобные глупости. Это был сорт людей старомодных и смешных. Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, весёлым, отдаваться всякой страсти не краснея и над всем остальным смеяться» .

произведения, требующие основательного «вложения» души, — он также был не способен. Бездарность Вронского — следствие его легкомыслия: он так и не понял, чего он хочет в этой жизни. Чему он служит? Что значимо для него более всего? Работа? Любовь?

Трагедия Вронского — это трагедия человека, не знающего себя. Блестящий офицер в прошлом, а ныне (на момент знакомства с художником Михайловым) счастливый любовник, Вронский начинает заниматься живописью не потому, что не может не делать этого, а потому, что ему скучно. Сердце любимой женщины он держит в своих руках, но отношения с ней несколько утомительны. Теперь ему надо развеяться, он ищет новых впечатлений2. Вронского не интересует дело, он не привык вкладываться во что бы то ни было. Томясь от однообразия жизни, стремясь развлечь себя, он мог бы, увлекшись рисованием, втянуться в работу и (при удачном стечении обстоятельств) найти своё дело. Но для этого нужно было изменить себе, отказаться от привычного образа мыслей.

Не таков Вронский. Он не был слишком задумчив. Если он и склонялся к самоанализу, то исключительно поверхностному, не затрагивающему тех основополагающих представлений, которые были вложены в него светом: главное -быть элегантным, обходительным, весёлым и самому не казаться смешным. Связь Вронского с Карениной в глазах света выглядела как «порочная» для Анны, это было её поражение — она разрушила свою семью. Для Вронского всё складывалось не так уж и плохо — свет всегда был на стороне мужественного и привлекательного обольстителя3. Анна, отстаивая свои чувства, противостояла свету, Вронский играл по его (света) правилам с минимальным для себя риском. Да, оставил службу, пожертвовал карьерой ради любимой женщины, но, с другой стороны, может ли порядочный человек поступить иначе?! Может ли он не последовать до конца за своими чувствами?! Есть в этом что-то героическое, возвышенное… Нет, лучше сказать так: возвышающее. Вронский — человек ограниченный и несамостоятельный. Он всегда действовал с оглядкой на свет, ждал его одобрения и боялся его порицания. Набор условностей, называемых светом, он принимал за настоящую жизнь. По большому счёту Вронский был доволен собой и своей жизнью. Зачем знать себя?!

Но вот беда: каких-то простых вещей в силу этого своего незнания Вронский понять не мог. Он был образован, о многом мог судить заинтересованно и красноречиво, но эта начитанность не оказывала влияния на дремлющую в нём способность проникать в сущность вещей. Образованность для людей света — остов элегантности, образованность делает человека лёгким и приятным в общении,

2 «Вронский между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что осуществление его желания доставило ему только песчинку из той горы счастия, которой он ожидал. Это осуществление показало ему ту вечную ошибку, которую делают люди, представляя себе счастие осуществлением желания. Первое время после того, как он соединился с нею (Анной Карениной. — Г.М., Н.М.) и надел штатское платье, он почувствовал всю прелесть свободы вообще, которой он не знал прежде, и свободы любви, и был доволен, но недолго. Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска» .

3 «Он знал очень хорошо, что в глазах Бетси и всех светских людей он не рисковал быть смешным. Он знал очень хорошо, что в глазах этих лиц роль несчастного любовника девушки и вообще свободной женщины может быть смешна; но роль человека, приставшего к замужней женщине и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь её в прелюбодеянье, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна.» .

но она не помогает видеть людей. Талант — дар, не связанный с образованием. Талант раскрывается в зрелой душе, посвятившей себя служению одному делу. Вронский не мог или не хотел понять: вне служения человек не может видеть.

Вероятно, следствием этого непонимания была нечувствительность Вронского к фальши — тем незначительным, едва заметным искажениям и подлогам, которые уводят нас далеко в сторону от действительного положения вещей. Ложь Вронский не любил и сам старался не лгать, но фальшивые интонации он просто не замечал. Мы редко встречаемся с открытой ложью, гораздо чаще нам приходится иметь дело с фальшью — вольным или невольным искажением естественного хода вещей. Одна неверная нота, одно неприятное чувство, примешанные к содеянному или сказанному, извращают их смысл. Казалось бы, всё верно, но что-то не так. Так с чем или с кем мы имеем дело? Как разглядеть подлинное?

Французский философ Рене Декарт считал, что критерий, позволяющий отличить подделку от подлинника, находится в каждом из нас — это внутренняя уверенность, проистекающая из ясного сознания увиденного. Внутреннюю убеждённость в справедливости собственного взгляда Декарт назвал очевидностью. В истоках любого верного суждения или адекватного действия, в основе всякого творческого акта, — полагал он, — лежит очевидность нашего собственного усмотрения . На неё мы и должны полагаться как на самый прочный фундамент. Художник пишет картины, движимый ясным взглядом, очевидным для него самого, — и будь что будет!

Об очевидности как полноте художественного взгляда (применительно к живописи) писал и Л.Н. Толстой. Художник Михайлов «стал смотреть на свою картину всем своим полным художественным взглядом и пришёл в то состояние уверенности в совершенстве и потому в значительности своей картины, которое нужно было ему для того исключающего все другие интересы напряжения, при котором одном он мог работать» . Разумеется, Декарт не читал «Анну Каренину». Но если бы он смог это сделать, то, вероятно, согласился бы с тем, о чём пишет Л.Н. Толстой: ясное сознание сопровождает человека, посвятившего себя служению.

Очевидность как полнота художественного взгляда не субъективна. В этой полноте творец видит свою картину такой, какова она есть. Если она хороша, он так и говорит: мне удалось сделать то, что я хотел и даже больше; если она плоха, он с горечью констатирует: работа не завершена, здесь и здесь её нужно изменить. Может ли художник ошибаться? Конечно. Но не в главном, а в частностях. Главное — ясное сознание того, что должно, — не принадлежит художнику. Скорее художник принадлежит ясному сознанию. Полный взгляд на своё творение приходит в исключающем всё другое напряжении — всецелой концентрации на процессе созидания, полной погружённости в свою работу. В этом напряжении художник, по мысли Л.Н. Толстого, открывает себя ясному сознанию. Преданность делу, которому мы служим, и есть критерий, позволяющий узнавать подлинное. Способность видеть крепнет в служении. Фальшь, как правило, не ускользнёт от натренированного в служении взгляда.

Преданность своему делу связана с выбором, который мы совершаем («Я хочу заниматься этим, и только этим»), и со знанием себя, без которого

этот выбор немыслим. Но выбор и знание себя невозможны, если мы не честны сами перед собой. Очевидность — материя тонкая. Убеждённость, основанную на ясном сознании, легко спутать с самоуверенностью, замешанной на любви к собственному эго. Вронский не был до конца честен с самим собой. Нечувствительность к фальши проистекала также из склонности Вронского к самообману: он мнил себя любящим, порядочным и независимым человеком, а на деле жил с интересом к одному себе, опиравшимся на законы того мира (петербургско-московского света), от которого он якобы сбежал. Соответственно, не знал он критерия, позволяющего выделять подлинное. Вронский так и не смог оценить портрет Анны, написанный Михайловым, не видел разницы между тем, что делал сам, и тем, что было создано рукой настоящего мастера. Да и видел ли, понимал ли он Анну? Вронский не ощущал реальность, потому что не был к ней приобщён служением своему делу. Да и знать себя он не хотел. Понимание своего предназначения приобщает к реальности, открывает её для нас через то дело, которому мы готовы служить всей душой.

Художник Михайлов — человек знающий и реализующий своё призвание. Михайлов обладал даром непосредственного проникновения в реальность, он определённо знал людей такими, какими они были по своему «естеству», знал буквально с одного взгляда4. Если бы его попросили рассказать о том, что он видит, то, наверное, он затруднился бы подобрать нужные слова, но его дело говорило само за себя. Человек, знающий своё призвание, лишается возможности говорить от своего имени, предоставляя слово делу, которому он служит. Не он, а его дело, дело которое он разделяет со многими поколениями таких же тружеников, знает суть вещей.

Художник, искренне любящий своё дело, не интересуется собой — он перерастает проблематику «неповторимого взгляда», «своеобразного метода», «исключительно оригинального стиля» и т. д. Художника увлекает содержание, которое само находит подобающую моменту форму. В художнике нет ничего такого, что привлекло бы в нём самом его внимание, кроме одного — снова и снова возникающего понуждения созидать. Знание себя — это осознание в себе силы, которая вынуждает нас творить. Ясное сознание — внутреннее ощущение того, что нужно делать, — представляет собой объективацию понуждающей силы созидать, которую художник обнаруживает в себе после избрания своего пути. Можно называть эту силу «призванием» или «талантом», но совершенно очевидно, что сила эта, помимо невыразимого в ней , содержит квинтэссенцию дела, которому мы служим. Эта сила открывается в человеке, когда он понимает, что и как он должен делать, когда для него становится ясной суть его дела. Понуждение созидать — это и голос избранного нами дела.

Служение своему призванию не лишает человека самостоятельности. Напротив, даёт ему силу делать независимые суждения, полагаясь на чувство собствен-

4 «Он (Михайлов. — Г.М., Н.М.) подходил быстрым шагом к двери своей студии, и, несмотря на своё волнение, мягкое освещение фигуры Анны, стоявшей в тени подъезда и слушавшей горячо говорившего ей что-то Голенищева и в то же время, очевидно, желавшей оглядеть подходящего художника, поразило его. Он и сам не заметил, как он, подходя к ним, схватил и проглотил это впечатление, так же как и подбородок купца, продававшего сигары, и спрятал его куда-то, откуда он вынет его, когда понадобится» .

5 Готовы ли мы похвастаться проникновением в тайну творческого созидания?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной правдивости, выношенное годами служения6. Подобного рода независимость свет не прощал, воспринимая её как неприкрытую (и ничем не обоснованную) дерзость творца: что он себе позволяет? Да и кто он такой? Михайлову указывали на его необразованность и отсутствие должного внимания к технической стороне его работы — всегда и во всём можно найти какой-нибудь изъян. Волновали ли Михайлова эти оценки? Конечно. Но не долго. Как всякий творец, он рассчитывал на понимание и одобрение. Когда же он не получал ни того, ни другого, он, естественно, расстраивался. Но Михайлов был слишком занят, слишком он любил свою работу; погружаясь в неё с головой, он стряхивал с себя все оценочные суждения образованной публики. Им полностью овладевал материал, над которым он работал в настоящую минуту. Когда же он «возвращался», оставляя на время своё дело, он ясно видел, что представляет собой увлечение Вронского живописью, видел, что оно «восковое», неживое, фальшивое, потому что за всем этим просматривался скучающий барин, ищущий развлечений и желающий потешить своё самолюбие.

Л.Н. Толстой не даёт определения индивидуального предназначения. Он создаёт образы Вронского и Михайлова, с помощью которых демонстрирует два жизненных пути: путь отказа от своего призвания и путь служения ему. Индивидуальное предназначение (призвание) проявляется в деле, которому ты служишь. Служение подразумевает созидание. Михайлов — творец, Вронский — подражатель, имитатор. Образованность, знание технической стороны дела не открывают в человеке способность творить. Созидание произведений, затрагивающих души людей, не исключает образования, но предполагает и нечто большее — понуждающую силу творить, связанную со всецелым посвящением себя любимому делу (а также с тем, о чём лучше молчать, следуя совету Л. Витгенштейна). Призвание должно быть осознано в нашем выборе, и только в этом случае оно может быть претворено в служение. Творчество — удел людей, посвятивших себя служению.

Л. Н. Толстой оставляет открытым вопрос о том, является ли призвание врождённым или формируется в ходе личностного становления человека. Мы не знаем личную историю Михайлова, Толстой знакомит нас с художником в тот момент, когда тот находился в зрелой фазе своего развития. Впрочем, косвенно ответ на этот вопрос был дан выше. Вронский, как и Михайлов, наделён даром рисования. Но он не видит реальность7. И эта неспособность видеть, являющаяся для художника роковой, у Вронского не врождённая, она происходит из его склонности к компромиссам (прежде всего с самим собой). Он так и не решился

6 «О своей картине, той, которая стояла теперь на его (Михайлова. — ГМ., НМ.) мольберте, у него в глубине души было одно суждение — то, что подобной картины никто никогда не писал. Он не думал, чтобы картина его была лучше всех Рафаелевых, но он знал, что того, что он хотел передать и передал в этой картине, никто никогда не передавал. Это он знал твердо и знал уже давно, с тех пор как начал писать её.» .

«У него (Вронского. — Г.М., Н.М.) была способность понимать искусство и верно, со вкусом подражать искусству, и он подумал, что у него есть то самое, что нужно для художника. Он понимал все роды (живописи. — Г.М., Н.М.) и мог вдохновляться и тем и другим; но он не мог себе представить того, чтобы можно было вовсе не знать, какие есть роды живописи, и вдохновляться непосредственно тем, что есть в душе, не заботясь, будет ли то, что он напишет, принадлежать к какому-нибудь известному роду. Так как он не знал этого и вдохновлялся не непосредственно жизнью, а посредственно, жизнью, уже воплощенною искусством, то он вдохновлялся очень быстро и легко и так же быстро и легко достигал того, что то, что он писал, было очень похоже на тот род, которому он хотел подражать» .

избрать свой путь. Если бы в своё время выбор был сделан и он осознал своё призвание, его способность видеть непременно открылась бы и укрепилась; соединённая с умением рисовать, она привнесла бы в мир ещё одного достойного художника. Но ничего этого не произошло. Вронскому не была знакома идея служения, оберегающая человека от непомерного влияния его самолюбия и позволяющая говорить от имени содержания, в которое он погружён благодаря своему выбору.

Имеющиеся задатки обретают приемлемые для данной индивидуальности формы, способствующие лучшему выражению и развитию этих задатков вместе с решимостью человека следовать по избранному пути.

* * *

Философское определение индивидуального предназначения можно найти в работе немецкого философа Макса Шелера «ОМо ашоп8». Призвание (предназначение) нельзя полагать, его невозможно примыслить человеку или сконструировать. Призвание существует объективно, и его приходится лишь познать в себе. Каждый человек рождается со своим предназначением, в котором «выражается то, какое место в плане спасения мира принадлежит именно этому субъекту, а тем самым выражается и его особая задача, его «призвание” в старом этимологическом смысле слова. Субъект может заблуждаться относительно этого плана, может к тому же (свободно) совершить здесь промашку — но может также познать его и осуществить» .

М. Шелер определяет индивидуальное предназначение в терминах религиозного сознания: каждый человек — носитель божественного замысла, который он должен в меру своих сил понять и реализовать. Желания и намерения конкретного человека имеют смысл лишь в соотнесении с пониманием предзадан-ной сущности человека. «Лишь в рамках общезначимого предназначения человека вообще (и уж конечно разумного духовного существа) должны найти своё место и все индивидуальные предназначения» .

В силу указанного обстоятельства индивидуальное предназначение не субъективно, оно не принадлежит одному субъекту и может быть познано другим человеком. «Весьма вероятно, — пишет немецкий мыслитель, — что некто иной, например, более адекватно познает мое индивидуальное предназначение, чем я сам; может быть и так, что в его осуществлении некто иной оказывает мне большую помощь» .

В шелеровском понимании индивидуального предназначения содержится несколько важных положений, уточняющих тезисы, развёрнутые ранее на материале романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Служение основано на осознании индивидуального предназначения — той задачи, которую человек принимает для себя как жизненно значимую8. Осознание своего призвания невозможно вне осмысления человеческой природы. Ответ на вопрос Что есть Я? тесно связан с поиском ответа на вопрос Что есть Я как

8 Он может считать, что эта задача дана ему при рождении, или полагать, что формирует её в течение некоторого (важного) этапа своей жизни. Ответить на данный вопрос можно лишь «задним числом», самоопределившись и пройдя свой путь. Впрочем, кому-то, возможно, «знание наперёд» помогает идти быстрее.

человек?, ведь всякий настоящий профессионал — «философ», частью его понимания мастерства является самоопределение по отношению к философским вопросам, поставленным в практическом ключе: Что есть Я? Что я должен делать и чего я делать никогда не буду? Что есть мир, в котором я пребываю и тружусь? и т. д. Не может выражать заботу о других человек, для которого забота лишена всякой ценности. Призвание, субъективно ощущаемое как понуждение созидать, это и голос Блага. Мастер должен научиться различать его в себе. Служение подразумевает служение Благу.

Человек усваивает ценности не только посредством размышления. Трудно представить себе человека, озабоченного текущими делами, усердно философствующим. Часто решение жизненно важных философских (мировоззренческих) вопросов мы заимствуем у других людей, которых считаем достойными. Мы пристально всматриваемся в их образ жизни и образ мыслей, примеривая всё значимое на себя. Важно, чтобы рядом с нами в нужное время оказался человек, наделённый даром понимания и знающий цену ценностям. Встретить такого человека — истинный подарок судьбы, который мы, к сожалению, не всегда можем оценить должным образом.

Узнавание такого человека — свидетельство готовности к испытанию: возможно, нам придётся услышать то, на что мы явно не рассчитывали. Наши представления о наилучшем не всегда совпадают с действительным благом для нас.

Художнику Михайлову повезло больше, чем Вронскому. Он, вероятно, встретил на своём пути человека, открывшего ему глаза, и рискнул остаться видящим…

G.V. Melikhov, N.N. Melikhova. Devotion and Self-Knowledge: L.N. Tolstoy about Personal Mission.

Keywords: personal mission, devotion, self-consciousness, L.N. Tolstoy, «Anna Karenina”.

Литература

1. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 12 т. — М.: Правда, 1987. -Т. 7. — 496 с.

2. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 12 т. — М.: Правда, 1987. -Т. 8. — С. 5-418.

9 Легко представить ситуацию, когда мы пройдём мимо значимого для нас человека.

4. ШелерМ. Ordo amoris // Шелер М. Избр. произв. — М.: Гнозис, 1994. — С. 339-377.

Поступила в редакцию 20.09.12

Мелихов Герман Владимирович — доктор философских наук, доцент кафедры общей философии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
ОБРАЩЕНИЕ БОГА К ЧЕЛОВЕКУ
В С Т У П Л Е Н И Е
Добрый Отец душ верных,
А для неверных – Рок.
Бог четырёх Вселенных,
Вечная Сущность Бог.
Времени и пространства,
Разных времён Властелин.
Иерархии братство
Мудростью создано Им.
Бог существует всюду:
Зрение Он и Слух,
Радость земная люду,
Сущность Святая, Дух.
Библии Вдохновитель,
Самый тончайший Свет,
Всех энергий Строитель
И Вселенский Поэт.

ОБРАЩЕНИЕ ПЕРВОЕ
Моё явление не мистика,
Не посвящаю в планы Я.
Для зрячего Я Неба Истина,
Слепые ж не узрят Меня.
Вы, слушая, Меня не слышали
И делали не то всегда.
Так поднимитесь же над крышами,
Без устремлений вам беда.
Нет правды в праведности грешника
И в покояньи без конца.
Поменьше разума-утешника,
Побольше голоса в сердцах.
Даю Законы Мироздания,
(Каких не ведал мир земной),
Кто примет сердцем эти знания,
Тот будет вечно жить со Мной.

ОБРАЩЕНИЕ ВТОРОЕ
Мои все планы грандиозные,
Я рушу, чтобы созидать.
А люди те, что одиозные,
Не просто станут умирать.
А в переплавку будут пущены
Для полученья новых душ.
Стремитесь быть душой допущены
До Неба звёздных райских кущ.
Всю грязь с Земли низвергну Я,
С ней невозможно дальше жить.
Утроится любви энергия,
Всегда опасная для лжи.
А тем, кто чист душой и светится –
Она небесный эликсир.
Ишь разгулялся хаос–ветер-то…
Чумной Я прикрываю пир.
Моя рука для заблудившихся,
Кто хочет искренне спастись.
Спасайтесь ради не родившихся,
Что жаждут жизни во плоти.
Мы все едины в Мироздании
От Бога и до комара.
Меняйтесь, милые, в сознании,
Пора, ребятушки, пора.

ГОВОРИТ БОГ
Чтоб в горний мир вам вознестись
Не увязайте телом в быте.
Избавьте ум от хитрых лис.
Себя любя, других любите.
О том, как делать чудеса,
Мудрея сердцем, изучайте.
И, подражая Небесам,
Свет благородства излучайте.
Не надо вам любить врагов,
Но уважать их научитесь.
Избавив сердце от оков,
В мир горний смело возноситесь.
Отныне имя на века
За вашим образом навечно.
Исчезнет времени река.
А путь ваш будет звёздным Млечным.

П О С Л Е С Л О В И Е
Бог – Высший Разум и Существо,
В котором разом всё вещество
Живёт в Законе без волшебства.
Вселенных своды — часть Естества.
Любовь с Учётом всю ночь и день
Творят с расчётом: и Свет, и Тень.
Идеи, Цифры – суть бытия.
Совсем не мифы и Инь и Янь.
Творец — конструктор всей красоты,
А Змей — инструктор для душ из тьмы.
Сам Бог из Сутей самотворён
До Абсолюта определён.
Его структура, весь композит,
Есть Сверх культура – ей грязь претит.
Творит Бог мыслью свои миры.
Для нас немыслим Его порыв!
Душа стремится понять Отца,
Летая птицей у стен Дворца.
Бог дал Законы, чтоб Дух познать,
То не иконы, их надо знать.
Но люд не хочет свободным быть,
Он Дух хлопочет закабалить.
Для воспитанья дан анархизм,
Души метанье, её каприз.
Людские массы кипят в страстях.
Земные классы в сплошных грехах.
Закончив школу, наш ум поймёт,
Что хватит шкодить – пора в полёт.
А кто смакует желанье «свинь»,
Попасть рискует навечно в Инь.
И всё бы ладно, и Инь нужна,
Но как отрадна душе весна…
А дальше лето… и навсегда
Вся жизнь из света, коль, как звезда,
Светить ты станешь огнём любви…
И сам Ты станешь творить людьми.

Проповедь о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение протоиерея Александра Глебова

Март 25th 2011 —

Проповедь о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали евангельское повествование о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение. Когда мы размышляем об апостолах, то совершенно естественно, что их личности мы воспринимаем неотделимо от того ореола святости и заслуг, которыми они увенчали себя. Для нас апостолы – это люди святые, избранные Богом, близкие к Богу, прославленные подвигом веры и жизни, трудами, преданностью делу Божию и смертью за имя Христово.

Авторитет апостолов беспрекословен, их слова не вызывают сомнений, для нас они – герои и образ для подражания. Да, такими они стали после дня Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, и они отправились по лицу земли, неся людям весть о Христе распятом и воскресшем.

Но совершенно очевидно, что такими богопросвещенными, мудрыми, всем своим существом преданными делу Божию они стали не сразу. Не родились они такими. И в Евангелии мы находим немало свидетельство о их не самых лучших человеческих качествах.

Во время земной жизни Спасителя в апостольской среде случались и маловерие, и малодушие, и борьба за первенство, и непонимание слов своего Божественного Учителя, и трусость, и даже предательство. Не будем забывать, что Иуда Искариотский тоже был апостолом, и к тому же одним из 12-ти самых близких людей ко Христу.

И о всех этих человеческих проявлениях евангельская история нам честно, открыто, ни о чем не умалчивая и ничего не приукрашивая свидетельствует так, как оно и было на самом деле.

Среди апостолов были, конечно, разные люди. Разные по характеру, по складу ума, по уровню религиозности, по образованию и так далее. Мы также знаем, что социальные рамки, вмещающие в себя последователей Христа, были очень широкие. И среди учеников Господа мы видим, как простых безграмотных рыбаков, так и таких известных, влиятельных, знатных и богатых людей, как, скажем, член синедриона Никодим или Иосиф Аримафейский.

Но некоторые из учеников Христа вызывали нарекания со стороны книжников и фарисеев и в какой-то степени даже сеяли соблазн в народе. Дело в том, что среди учеников Христа было немало грешников. Кто такие грешники? Вообще-то деление на праведных и грешных достаточно условно, потому что грешны все, и праведники в том числе. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас», — говорит апостол Иоанн Богослов. «Нет человека, который бы жил, и не согрешил», — гласит церковная молитва. Безгрешен лишь только Господь Иисус Христос, а все остальные люди грешны, хотя, конечно, в очень разной степени.

Но под грешниками в Евангелии очень часто подразумеваются люди, у которых были, так называемые, нечистые профессии. И вот к такой категории грешников по профессии относились мытари, ростовщики, продажные женщины и тому подобные люди, которые пренебрегали установившимися в иудейской обществе нормами закона, нравственности и благочестия. общаться с таким человеком, а тем более, прийти к нему в дом и делить трапезу, значило самому оскверниться. Но Христос не только с ними общался, ел и пил. А некоторые из его учеников были выходцами именно из среды грешников по профессии. Достаточно вспомнить такие имена, как Мария Магдалина или пример сегодняшнего евангелия о призвании мытаря Левия.

Ну а зачем Христос это делал? Зачем нужно было лишний раз давать пищу для обличения Себя со стороны фарисеев и вносить соблазн в народ, который был все-таки воспитан на иудейских представлениях о том, что такое грех, а что такое праведность, где чисто, а где нечисто, с кем можно общаться, а с кем нельзя? Господь нам на это не дает прямого ответа. Он лишь только говорит упрекающим Его: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Но вот из этого евангельского эпизода мы должны усвоить следующий урок. Господь призвал на апостольское служение мытаря Левия. На первый взгляд человека совершенно для этого недостойного. А потому реакцией окружающих на это избрание было недоумение, удивление, недовольство и даже осуждение Христа. Собственно, реакция была такая же, какая бывает и у нас, когда мы видим, что на высокое служение призывается человек на наш взгляд этого служения недостойный. Мы говорим в таких случаях, что он недостаточно умный, недостаточно образованный, недостаточно благочестивый или нравственный. Правда, если ум и образование в человеке можно распознать достаточно быстро, то благочестие и нравственность могут быть мнимыми, показными, фарисейскими.

Вот ум мнимым быть не можем. И иногда достаточно одного разговора, буквально, несколько фраз, чтобы понять, кто перед тобой стоит. Так вот, высказывая такого рода суждения, мы тем самым как бы указываем Богу на Его ошибку. Как те фарисеи из Евангелия с недоумением и раздражением пытались разъяснить Христу, что Он не прав, и что этот человек недостоин Его избранничества, и пытались как бы посоветовать Ему, как надо поступать.

Да Он и без нас знает, как надо поступать. И в Его избранничестве не бывает ни ошибок, ни недоразумений. Бывает, правда, попущение, но опять-таки направленное на пользу человека. Апостол Павел пишет о Церкви, как о теле Христовом, глава которого есть Христос Бог. А мы все являемся частями, как бы органами этого тела. Вы все вместе – тело Христа. Каждый из вас – один из его органов и часть тела, говорит апостол.

И как в нашем физическом теле каждый орган важен, незаменим и имеет свои функции, так и в теле Церкви Христовой каждый из нас занимает свою нишу, свое место и должен исполнять те функции, которые на него возложены. Есть разные дары, пишет апостол, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог.

Значит, наша задача заключается не в оценке деятельности других частей тела, а в том, чтобы самим быть его здоровой частью, исполнять то, что на нас возложено. Да, кого-то Господь призвал быть священником, кого-то епископом, кого-то мирянином. А вот мытаря Левия Он призвал быть апостолом. Такова была Его воля.

И надо сказать, что мытарь Левий с честью оправдал свое призвание и стал апостолом и евангелистом Матфеем, автором одного из четырех Евангелий.

Дай Бог, чтобы каждый из нас в каком бы звании он ни находился и к какому служению не был бы призван, понимал, что свое служение надо измерять не человеческой честью и властью, а мерой ответственности за то, что тебе поручено. Ответственности перед людьми, но самое главное ответственности перед Богом. Аминь.

Мы принимаем Иисуса своим Спасителем и Господом, осознаём ценность своей жизни, начинаем первые шаги в следовании за Христом. Радость от обретения Отца, Его любви к нам и вечной жизни с Ним затмевает на какое-то время важные вопросы, которые не давали покоя многим из нас ещё до встречи с Богом. Зачем я на этой Земле? К чему я призван, на что способен в этой жизни? Так звучит голос призвания. Именно этот голос и привлекает к Богу многих из нас, ведь если мы начинаем верить, что к чему-то призваны, значит нам приходится признать, что у нашей жизни есть цель. А наличие цели для нашей жизни говорит о том, что Кто-то, Кто больше нас, поставил нам эту цель! За ответом на эти важные вопросы мы, рано или поздно, идём к Творцу.

Итак, каждый из нас к чему-то призван, и голос призвания, как и голос совести, будет звучать до тех пор, пока не получит желаемого. Поэтому давайте попробуем разобраться.

ПЛАН ДЛЯ НАС

Вы когда-нибудь задумывались над тем, насколько сильно мы отличаемся друг от друга? То, как мы воспринимаем мир – слышим, видим, ощущаем, мыслим – неповторимо. Каждый из нас – уникальное творение, и это не случайно! Не существует ненужных и бесполезных людей. Бог сотворил нас не для пустой и бесцельной жизни, которая сводится лишь к постоянному решению насущных проблем. Жизнь Божьих детей должна быть наполнена смыслом и радостью в Боге. А для этого нам необходимо знать, в чем заключается наше призвание, и принимать его, потому что это Божья воля для нашей жизни и это то, что Бог запланировал именно для нас.
Бог вложил в каждого из нас индивидуальный набор качеств, способностей и талантов для определенной цели – чтобы мы стали тем, кем мы должны быть, и исполнили то, что мы должны исполнить. В этом суть призвания.
В этом мире у каждого из нас есть своё уникальное предназначение и место. И наша задача здесь, на земле, – найти и исполнить это предназначение. Куда бы мы ни были призваны – работать в офисе, быть помощником руководителя, быть просто хорошей женой и мамой или служить в церкви – мы должны искать Его волю для своей жизни и принять Его призвание, и только тогда наша жизнь обретёт сверхъестественный Божий мир.
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны…» (Ефесянам 4:1)
Не останавливайтесь на достигнутом – стремитесь к лучшему, ведь Бог приготовил удивительный, предназначенный только для вас план. Позвольте Святому Духу оживить Божьи мечты в вашем сердце. Это поможет вам осознать, что Господь желает совершать замечательные дела через вас. Он ждет, когда вы начнете действовать и позволите Его мечте осуществиться.
Можно долго ждать подходящего момента, для того, чтобы понять, что ваше время пришло. Если вы выберете такой путь, ждать придется очень долго и, возможно, этот момент никогда не наступит. Бог дал вам все необходимые способности – применяйте их, и тогда Он благословит дело ваших рук.
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1-е Коринфянам 1:26-29)

НАЧНИТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ

В Писании не трудно найти подтверждение словам Павла о том, что не так много особенных людей среди призванных. Если к вам когда-нибудь приходили мысли о том, что вы недостаточно хороши для того, чтобы Бог вас использовал, обновите свое мышление. Никогда не сравнивайте себя с другими. Когда вы так делаете, вы пренебрегаете тем, что дал вам Бог. Будьте благодарны Ему за то, что у вас есть сейчас. Там, где вы сейчас работаете или служите – добивайтесь успеха, даже если считаете, что делаете что-то незначительное. Бог ищет человека, который скажет «Да» в ответ на Его призыв. Независимо от того, какими незрелыми мы начинаем свой путь, если мы верны, Бог всегда наградит нас повышением за нашу верность. Никто в бизнесе или в служении не начинает с вершины. Верность проявляется тогда, когда мы трудимся для кого-то другого.

В пример можно привести пастора Рика Реннера. Когда он был совсем молодым, он часто мечтал о том, как начнет свое служение, будет ездить по церквям и проповедовать. Он тоже сначала думал, что нужно ждать подходящего случая, чтобы начать служение. А Бог все это время ждал его, когда же он начнет использовать свои способности. Начните с малого. Пастор Рик не сразу встал за кафедру и начал учить Божьему слову. Сначала он расставлял стулья, пылесосил зал, подносил причастие, и только после того как Бог увидел его верность, Он доверил ему большее. Приступайте к делу! Бог будет благословлять дело рук ваших. Служите своими дарами окружающим вас людям!
По пути к призванию вы будете проходить разные этапы, как проходил, например, Иисус Навин, и в это время важно быть верным и поступать наилучшим образом в том месте, где ты сейчас. Бог так ведет – из славы в славу. В Иисусе Навине был дух, благодаря которому он видел победу, а не трудности и препятствия (См. Числа 13,14).
Моисей по повелению Божьему послал двенадцать мужей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Бог пообещал дать им во владение. Возвратившись, большинство соглядатаев сказали, что народу не по силам будет завоевать эту землю. Но Иисус Навин не согласился с мнением большинства, потому что был предан Богу и всем сердцем верил в Его обещания. На этом примере мы видим, как Иисус Навин, проявив стойкость, вышел победителем из трудной ситуации. Иисус Навин доказал свою верность, и когда Моисей умер, Бог поставил его главой Израильского народа. Это и есть пример того, как Бог ведет нас из славы в славу.

СЛУШАЙТЕ СВЯТОГО ДУХА

Бог сотворил вас для определенной цели, и, возможно, вы думаете, а что, если мне не понравится то, что Бог приготовил для меня? Но Бог знает вас настолько хорошо, как вы сами себя не знаете. Он знает, каждую мелочь о вас, Он знает, что принесет вам радость и удовольствие, Он приготовил для вас то, что превзойдет все ваши ожидания! Бог знает конечный пункт вашего пути и у Бога есть для вас благие намерения.
«Только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11)
Бог дал нам Святого Духа, чтобы мы могли слышать, чувствовать и понимать правильное направление в жизни. Творец дал нам способности и таланты. С одной стороны, они нужны для того, чтобы мы исполнили своё предназначение, а с другой стороны – они как маячки на пути в наших поисках призвания. Наверняка в вашей жизни есть вещи, которые вы делаете с огромным удовольствием. Или вы смотрите на то, как кто-то другой что-то делает, и ваше сердце отзывается и радуется. А может, у вас очень просто получается делать то, на что у других уходит масса времени и усилий. Прислушайтесь к своему духу, потому что через это Святой Дух показывает ваше призвание.
Когда вы следуете за Богом и идете Его путем – ваше сердце наполняют мир и радость. Это невозможно ни с чем спутать. Весь мир может кричать, что вы ошибаетесь и оказывать на вас сильное давление, но если внутри вы чувствуете Божий мир, который «превыше всякого ума», и понимаете, что это именно то, что вы должны сейчас делать – вы на правильном пути.
Еще один прекрасный пример призвания, который мы видим в Библии – история пророка Елисея. Вся его жизнь – великолепный пример верности, который показывает нам путь к его могущественному служению. Елисей сохранил верность. Он упорно работал день за днем, год за годом, пока не наступило время его избрания (См. 4 Царств 2:1-15). Бог искал не квалификации, а преданности Елисея и подтверждения тому, что верность – это образ его жизни, которая заложила в нем крепкую основу для дальнейшего служения.
Читая Новый Завет, мы видим еще один пример исполнения призвания – Тимофей. Тимофей, будучи христианином, обладал качествами, которые явно свидетельствовали о присутствии Божьего призвания на его жизни. Он понимал, что его призвание заключалось в том, чтобы помогать Павлу в служении. У него была подлинная вера, такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний. Тимофей – прекрасный пример для подражания для всех тех, кто не ищет своего и готов служить Богу, невзирая на обстоятельства и престижность своего положения.
«…Но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1-е Тимофею 4:12)
Божья воля уникальна и совершенна для каждого из нас, и для того чтобы следовать ей, нам нужно следовать за Богом. Поставьте Его на первое место в своей жизни, учитесь быть водимым Святым Духом, изучайте Писание, молитесь, ведь Бог действует в нашей жизни ровно настолько, насколько мы об этом Его просим. Если вы примете решение следовать за Богом, и будете искренне желать знать, куда двигаться дальше, Он будет вести вас и покажет вам направление.
Ищите Бога всем сердцем и не полагайтесь на внешние факторы. Проводите как можно больше времени с Ним (читайте Библию, молитесь), приложите все усилия, чтобы слышать Его голос и просто делайте то, что Он вам говорит. Если вы уже поняли, в каком направлении вам следует двигаться, сделайте все возможное для того, чтобы учиться. Будьте рядом с теми, кто уже идет в нужном вам направлении, но помните, что у каждого из нас свой путь и своё уникальное предназначение. Трудитесь, невзирая на неудобства, ведь исполнение призвания гораздо важнее этого.
«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1-е Коринфянам 15:10)
Бог очень любит вас, Он избрал вас, чтобы вы исполнили свое призвание. Если вы двигаетесь в верном направлении, в вашем сердце будет мир и ощущение того, что вы находитесь в правильное время в правильном месте.
Команда церкви «Благая весть онлайн», по материалам пастора Рика Реннера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *