Про Иисуса Христа

Иисус Христос (Слово) – божественен от начала вечности. Он воплотился человеком. Так говорит Св.Писание: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”. (От Иоанна 1:1,14)

Почему Иисусу было необходимо принять человеческую плоть? Так говорит Св.Писание: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа”. (Евреям 2:17)

Иисус продемонстрировал Свою богочеловечность сопротивлением искушению. Так говорит Св.Писание: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха”. (Евреям 4:14-15)

Иисус продемонстрировал Свою божественность Своим воскресением. Так говорит Св.Писание: «Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен”. (От Марка 16:6)

Апостол Павел свидетельствует о божественности Христа. Так говорит Св.Писание: ”Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. (Колоссянам 2:9)

В каком отношении Иисус к Богу-Отцу? Так говорит Св.Писание: «Я и Отец – одно”. (От Иоанна 10:30)

Иисус – Великий Врач. Так говорит Св.Писание: «Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром”. (От Луки 8:47-48)

Рано или поздно, всякий человек – мужщина, женщина, ребенок – признают Иисуса Господом. Так говорит Св.Писание: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Филиппийцам 2:9-11)

Иисус призывает людей к покаянию. Так говорит Св.Писание: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. (От Матфея 4:17)

Иисус не пришел в мир устранить Закон Божий, но исполнить его. Так говорит Св.Писание: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”. (От Матфея 5:17)

Иисус – единственный путь к Богу-Отцу. Так говорит Св.Писание: ”Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. (От Иоанна 14:6)

Иисус имеет силу над смертью. Так говорит Св.Писание: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. (От Иоанна 11:25)

Деятельность Иисуса трогала людей и касалась их жизни. Так говорит Св.Писание: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях”. (От Матфея 4:23)

Что нужно сделать, чтобы стать последователем Иисуса? Так говорит Св.Писание: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”. (От Луки 9:23)

Жизнь Иисуса становится нашей. Так говорит Св.Писание: ”И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”. (Галатам 2:20)

Мы должны стараться в нашей жизни быть похожими на Иисуса. Так говорит Св.Писание: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе”. (Филиппийцам 2:5)

Вы можете познать Иисуса, как своего Спасителя. Так говорит Св.Писание: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”. (От Иоанна 1:12); «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом”. (1 Петра 3:18)

Происхождения имени Иисуса Христа

Иисус — это сокращенная греческая форма древнееврейского/арамейского имени (Иешу́а), что означает «Яхве есть спасение». Имя Иисус передается в Библии также именем Иошуа, однако сокращенная форма Иисус применяется гораздо чаще. Христос (Χριστός греч.) — это перевод на греческий арамейского слова «мешийа» (мессия, т.е. «помазанник») . Спор о том, как правильно писать имя Христа по-русски — с двумя буквами «и» или с одной — стал одной из причин раскола православной церкви в XVII веке .

Иисус в традиционно-церковной апологетике

Для христианской религии и культа Иисус Христос — как Сын Божий — абсолютная истина, не подлежащая доказательству. Четыре канонических Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) излагают жизнь и учение Иисуса Христа, а Святой Дух удостоверяет духовный смысл, заключающийся в книгах евангелистов и посланиях апостолов.

Жизнь Иисуса Христа

Cогласно Евангелиям, история об Иисусе Христе предстает следующим образом: появление ребенка на свет было предсказано ангелом Господним его матери Марии в эпоху правления римского императора Августа (30 до н.э. – 14 н.э.) в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа, потомка царя Давида. Дитя родилось чудесным образом – благодаря сошествию на Марию Духа Святого (непорочное зачатие). К младенцу Иисусу, рожденному в хлеву, пришли поклониться пастухи — волхвы, увидавшие на востоке яркую Вифлеемскую звезду, знаменовавшую собой чудо Рождества. Через 8 дней после рождения Иисус прошел обряд обрезания (Обрезание Господне), а на 40-й день — в Иерусалимском храме – обряд очищения и посвящения Богу, во время которого его славили праведник Симеон и пророчица Анна (Сретение Господне). Узнав о появлении мессии, иудейский царь Ирод Великий в страхе за свою власть приказал истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях моложе 2 лет, но Иосифа и Марию предупредил ангел, и они бежали в Египет. После 3 лет пребывания в Египте Иосиф и Мария, узнав о смерти Ирода, вернулись в свой родной город Назарет в Галилее. Достигнув 30-летнего возраста, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан у Иоанна Крестителя, и на него низошел Святой Дух, который привел его в пустыню. Там в течение 40 дней Иисус боролся с дьяволом, отвергнув три искушения — голод, власть и веру, — и по возвращении он начал свои проповеди. Он призвал к себе учеников и, странствуя с ними по Палестине, излагал свое учение, толковал ветхозаветный Закон и совершал чудеса.

Смысл проповедей Иисуса Христа – благая весть о Царстве Божьем, которое уже близко и которое уже осуществляется среди людей через деятельность мессии. Обретение Царства Божьего есть спасение, возможное с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя.

Проповедническая деятельность Иисуса и чудеса привели его в конфликт с представителями иудейской религиозной элиты — фарисеями, саддукеями, «учителями Закона», которые решили расправиться с ним. В Иерусалиме иудейские первосвященники благодаря помощи Иуды Искариота, предавшего Иисуса за знаменитые 30 серебреников, схватили его и привели в синедрион (собрание иудейских первосвященников и старейшин). А признав его виновным, предали римским властям. Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат предложил помиловать его по случаю Пасхи, но вынужден был поддаться требованиям толпы и осудить Иисуса на смерть через распятие на кресте. После 6 часов мучений Иисус умер и его тело было погребено в гробнице, высеченной в скале. На третий день после казни Иисус Христос воскрес во плоти и явился своим ученикам (Воскресение Господне). Он возложил на них миссию распространять его учение среди всех народов, а сам вознесся на небеса (Вознесение Господне).

Учение о Христе (христология)

Иисус Христос является миру как мессия – долгожданный спаситель народа Израиля и посланец Бога, творивший чудеса с помощью Духа Святого. Идея мессии восходит к Ветхому Завету, приобретая в христианстве особый смысл: исполнить волю Бога может только человеческий, страдающий мессия. Смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва для очищения погрязшего в грехах человечества. Божественная природа Иисуса проявляется в воскресении и грядущем Втором Пришествии, когда он явится во всей своей силе и славе и установит тысячелетнее царство Истины .

Признание божественной природы Иисуса Христа ставило под сомнение монотеистический характер христианства. Поэтому теологи, пытаясь разрешить это противоречие, толковали эту проблему на свой выбор. Одни обращались к апостолу Павлу, строго различавшему Бога и его Сына, другие ориентировались на идею апостола Иоанна, связывавшего Бога и Иисуса Христа как его Слово. Соответственно одни отрицали сущностное единство Бога и Иисуса Христа, другие же утверждали, что человеческая природа Иисуса Христа была полностью поглощена природой божественной. Официальная церковь пошла по среднему пути, объединив обе противоположные позиции в одну: Христос одновременно и бог, и человек; он есть одно из трех лиц единого Бога (догмат о Троице), равный двум остальным лицам (Богу-Отцу и Святому Духу); он не безначален, как Бог-Отец, но и не сотворен, как все в этом мире; он рожден от Отца прежде всех веков, как истинный Бог от истинного Бога. Воплощение Сына есть подлинное соединение божественной природы с человеческой. Эта форма учения о Христе утвердилась в церкви после длительной борьбы церковных партий в IV – V вв. и была зафиксирована в решениях первых вселенских соборов (Никейского 325, Константинопольского 381, Эфесского 431 и Халкидонского 451).

Научное изучение деятельности Иисуса Христа

Несколько направлений исторической науки рассматривают вопрос о реальном содержании евангельской истории и изучают проблему образа Иисуса Христа в раннехристианском сознании.

Сторонники мифологического направления отрицали реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривали его исключительно как персонажа мифологии — олицетворение солнечного/лунного божества или ветхозаветного Яхве. Поэтому ученые изучали образ Иисуса Христа в широком контексте древневосточной и античной культуры и показали его зависимость от предшествующей мифологии.

Историческая школа считала, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, но фигура Иисуса Христа из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превратилась в сверхъестественную личность. Исследователи использовали метод рационалистической критики, с помощью который они пытались восстановить биографию Иисуса Христа путем исключения всего того, что не поддается разумному объяснению (Тюбингенская школа).

В начале XX столетия возникла школа изучения «истории форм», рассматривавшая историю развития традиции об Иисусе Христе — от устных истоков до литературного оформления. Текстологические исследования привели представителей этой школы к выводу, что даже выделенная из Евангелий первоначальная христианская версия середины I века не дает возможности воссоздать реальную биографию Иисуса Христа: он все равно остается лишь символическим персонажем.

Дата рождения Иисуса Христа

Евангелия ничего не сообщают о годе, месяце и дне рождения Иисуса. Год рождения Иисуса — 1 г. н.э. — как начало новой эры (Annus Domini Nostri Iesu Christi лат.) был установлен лишь в 525 стараниями жившего в Риме монаха Дионисия Малого на основе его работы по расчету дней Пасхи, но это скорее условная, чем реальная дата, хотя и используемая для подсчета лет по юлианскому и григорианскому календарю. Более вероятно, что Иисус родился ранее 4 до н.э. — года смерти Ирода Великого. Другой датой может быть 7 до н.э. — время прохождения кометы Галлея, которую отождествляют с Вифлеемской звездой, возвестившей о рождении Иисуса. Месяц и день — 25 декабря — были определены в IV веке, возможно, чтобы заменить римские, связанные с зимним солнцестоянием языческие праздники, приходившиеся на это время: Сатурналии (Saturnalia), отмечавшиеся 17 — 23 декабря, или праздник «Непобедимого солнца» (Sol Invictus лат.), который, предположительно, отмечался именно 25 декабря.

Цитаты Иисуса Христа

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное
  • Любите врагов Ваших; благотворите ненавидящим вас
  • Ударившему тебя по щеке, подставь и другую
  • Не судите, и не будете судимы
  • Прощайте, и прощены будете
  • Давайте, и дастся вам
  • Кто имеет уши, да слышит!
  • Нет ничего тайного, что бы не сделалось явным
  • Мир дому сему
  • Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него
  • Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
  • Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие

Ссылки

  • ,
  • ,
  • ,
  • ,

Иисус Христос в художественной литературе

Личность Христа привлекает художников более полутора тысяч лет. У каждого века — свой Христос.

Жорж Руо. Голова Христа. 1939.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Литература

«Вокруг света» об Иисусе Христе

Статьи

  • Январь 1992 Под парусом надежды. Часть I (Галилея)

  • Февраль 1992 Под парусом надежды. Часть II (Иерусалим, Елеонская гора, Xрам Гроба Господня)

  • Март 1992 Под парусом надежды. Часть III (Вифлеем)

  • Январь 2005 Рождество Христово в Нильской долине (копты)

  • Апрель 2006 Угольки от костра Господня (о рождении Иисуса Христа)

  • Апрель 2006 Угольки от костра Господня. Продолжение

  • Апрель 2006 Гуцульская рапсодия (до сих пор гуцулы в сельской местности, здороваясь, произносят «Слава Иисусу Христу»)

  • Декабрь 2007 Дорогами святых апостолов (христианские памятники Турции: могила апостола Филиппа в Гиераполе; дом Девы Марии в Эфесе; могила апостола Иоанна в Эфесе; мощи Св. Николая из Мир)

  • Ноябрь 2010 Как Иисус стал бодхисатвой (действительно ли Иисус Христос провел часть своей жизни с 13 до 29 лет в Индии?)

Телепрограммы

  • 11 марта 2000 Израиль. Голгофа

  • 8 апреля 2000 Израиль. Лодка Иисуса (обнаруженная в 1986 г. в озере Кинерети деревянная лодка оказалась современницей Иисуса Христа)

  • 22 апреля 2000 Израиль. Вифлеем (вычисление даты рождения Христа и введение григорианского календаря)

  • 22 июля 2000 Израиль. Монастырь Каранталь (обряд крещения)

  • 31 марта 2002 Иордания. Святые места (Вади Харар — предполагаемое место крещения Иисуса Христа)

  • 11 января 2004 Израиль. Паломники (Xрам Гроба Господня)

  • 20 июня 2004 Иордания. Святыни Иордании (место крещения Христа)

Материалы «Телеграфа»

  • 27.2.2008 Знал ли Христос квантовую механику? (вопрос о всезнании Иисуса Христа с разных точек зрения)

  • 20.9.2008 Туринский приют главной тайны тамплиеров (история плащаницы из Турина с изображением Христа)

ИИСУС ХРИСТОС – основатель одной из величайших мировых религий – христианства, центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.

Основная версия жизни и деятельности Иисуса Христа вышла из недр самого христианства. Она изложена прежде всего в своеобразных свидетельствах об Иисусе Христе – особом жанре раннехристианской литературы, получившем название «евангелий» («благая весть»). Часть их (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признается официальной церковью подлинными (каноническими), и они поэтому образуют ядро Нового Завета; другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея, Евангелие детства) относят к категории апокрифов («тайных текстов»), т.е. неподлинных.

Имя «Иисус Христос» отражает сущность его носителя. «Иисус» – греческий вариант распространенного еврейского имени «Иешуа» («Иошуа»), что означает «Бог помощь / спасение». «Христос» – перевод на греческий арамейского слова «мешийа» (мессия, т.е. «помазанник»).

Евангелия представляют Иисуса Христа необыкновенной личностью на протяжении всего его жизненного пути – от чудесного рождения до удивительного конца его земной жизни. Иисус Христос появляется на свет (Рождество Христово) в эпоху правления римского императора Августа (30 до н.э. – 14 н.э.) в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Плотника, потомка царя Давида, и его жены Марии. Это отвечало ветхозаветным пророчествам о рождении грядущего мессианского царя из рода Давида и в «городе Давида» (Вифлееме). Появление Иисуса Христа предсказано ангелом Господним его матери (Благовещение) и ее мужу Иосифу.

Дитя рождается чудесным образом – не в результате плотского союза Марии с Иосифом, а благодаря сошествию на нее Духа Святого (непорочное зачатие). Обстановка рождения подчеркивает исключительность этого события – младенца Иисуса, рожденного в хлеву, славит сонм ангелов, а на востоке загорается яркая звезда. Поклониться ему приходят пастухи; волхвы, путь которым к его жилищу указывает движущаяся по небу Вифлеемская звезда, приносят ему дары. Через восемь дней после рождения Иисус проходит обряд обрезания (Обрезание Господне), а на сороковой день в Иерусалимском храме – обряд очищения и посвящения Богу, во время которого его славят праведник Симеон и пророчица Анна (Сретение Господне). Узнав о появлении мессии, нечестивый иудейский царь Ирод Великий в страхе за свою власть приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, однако Иосиф и Мария, предупрежденные ангелом, бегут с Иисусом в Египет. Апокрифы рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных двухлетним Иисусом Христом на пути в Египет. После трехлетнего пребывания в Египте Иосиф и Мария, узнав о смерти Ирода, возвращаются в свой родной город Назарет в Галилее (Северная Палестина). Затем, по свидетельству апокрифов, в течение семи лет родители Иисуса переезжают с ним из города в город, и повсюду за ним тянется слава о совершенных им чудесах: по слову его люди исцелялись, умирали и воскресали, неодушевленные предметы оживали, дикие звери смирялись, воды Иордана расступались. Ребенок, выказывая необычайную мудрость, ставит в тупик своих наставников. Двенадцатилетним мальчиком он поражает необычайно глубокими вопросами и ответами учителей Закона (законов Моисея), с которыми вступает в беседу в Иерусалимском храме. Однако затем, как сообщает арабское Евангелие детства («Он стал скрывать Свои чудеса, Свои тайны и таинства, доколе не исполнился Ему тридцатый год».

Когда же Иисус Христос достигает этого возраста, он принимает крещение в реке Иордан у Иоанна Крестителя (это событие Лука относит к «пятнадцатому году правления императора Тиберия», т.е. к 30 н.э.), и на него нисходит Святой Дух, который приводит его в пустыню. Там в течение сорока дней он борется с дьяволом, отвергая одно за другим три искушения – голодом, властью и верой. По возвращении из пустыни Иисус Христос начинает проповедническую деятельность. Он призывает к себе учеников и, странствуя с ними по Палестине, возвещает свое учение, толкует ветхозаветный Закон и совершает чудеса. Деятельность Иисуса Христа развертывается в основном на территории Галилеи, в окрестностях Геннисаретского (Тивериадского) озера, но на каждую Пасху он отправляется в Иерусалим.

Смысл проповеди Иисуса Христа – благая весть о Царстве Божьем, которое уже близко и которое уже осуществляется среди людей через деятельность мессии. Обретение Царства Божьего есть спасение, ставшее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя. Проповедническая деятельность Иисуса Христа проходит в постоянных спорах и конфликтах с представителями иудейской религиозной элиты – фарисеями, саддукеями, «учителями Закона», в ходе которых мессия восстает против буквального понимания ветхозаветных нравственных и религиозных предписаний и призывает постичь их истинный дух.

Слава Иисуса Христа растет не только благодаря проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцелений и даже воскрешений мертвых (сына вдовы в Наине, дочери Иаира в Капернауме, Лазаря в Вифании), это – превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, чудесный лов рыбы и укрощение бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, хождение по воде, насыщение семью хлебами четырех тысяч человек, обнаружение божественной сущности Иисуса во время молитвы на горе Фавор (Преображение Господне) и т.д.

Земная миссия Иисуса Христа неизбежно движется к своей трагической развязке, которая предсказана в Ветхом Завете и которую он сам предвидит. Популярность проповеди Иисуса Христа, рост числа его приверженцев, толпы людей, следующих за ним по дорогам Палестины, его постоянные победы над ревнителями Закона Моисея вызывают у религиозных лидеров Иудеи ненависть и намерение расправиться с ним. Иерусалимский финал истории Иисуса – Тайная Вечеря, ночь в Гефсиманском саду, арест, суд и казнь – безусловно, самая проникновенная и самая драматическая часть Евангелий. Против прибывшего в Иерусалим на Пасху Иисуса Христа иудейские первосвященники, «учителя Закона» и старейшины составляют заговор; Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, соглашается продать своего учителя за тридцать серебреников. На пасхальной трапезе в кругу двенадцати апостолов (Тайная Вечеря) Иисус Христос предсказывает, что один из них предаст его. Прощание Иисуса Христа с учениками обретает универсально-символический смысл: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20); так вводится обряд причастия. В Гефсиманском саду у подножья Масличной горы в скорби и тоске Иисус Христос молит Бога избавить его от грозящей ему участи: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). В этот роковой час Иисус Христос остается в одиночестве – даже самые близкие его ученики, несмотря на его просьбы остаться с ним, предаются сну. Приходит Иуда с толпой иудеев и целует Иисуса Христа, тем самым выдавая врагам своего учителя. Иисуса хватают и, осыпая оскорблениями и побоями, приводят в синедрион (собрание иудейских первосвященников и старейшин). Его признают виновным и передают римским властям. Однако римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат на находит за ним никакой вины и предлагает помиловать его по случаю Пасхи. Но толпа иудеев поднимает страшный крик, и тогда Пилат приказывает принести воды и умывает в ней руки, говоря: «Невиновен я в крови праведника Сего» (Мф. 27:24). По требованию народа он осуждает Иисуса Христа на распятие и отпускает на свободу вместо него мятежника и убийцу Варавву. Вместе с двумя разбойниками его распинают на кресте. Крестные муки Иисуса Христа длятся шесть часов. Когда он, наконец, испускает дух, вся земля погружается во тьму и сотрясается, завеса в Иерусалимском храме разрывается надвое, и праведники восстают из гробов. По просьбе Иосифа Аримафейского, члена синедриона, Пилат отдает ему тело Иисуса Христа, которое он, обернув в плащаницу, хоронит в гробнице, высеченной в скале. На третий день после казни Иисуса Христа воскресает во плоти и является своим ученикам (Воскресение Господне). Он возлагает на них миссию распространить его учение среди всех народов, а сам возносится на небеса (Вознесение Господне). В конце времен Иисусу Христу суждено вернуться на землю, чтобы творить Страшный Суд (Второе Пришествие).

Едва возникнув, учение о Христе (христология) сразу же породило сложнейшие вопросы, главными из которых стали вопрос о характере мессианского подвига Иисуса Христа (сверхъестественная власть и крестные муки) и вопрос о природе Иисуса Христа (божественное и человеческое).

В большинстве новозаветных текстов Иисус Христос предстает как мессия – долгожданный спаситель народа Израиля и всего мира, посланец Бога, творящий чудеса с помощью Духа Святого, эсхатологический пророк и учитель, божественный муж. Сама по себе идея мессии имеет несомненно ветхозаветное происхождение, однако в христианстве она приобрела особый смысл. Раннехристианское сознание оказалось перед сложной дилеммой – как согласовать ветхозаветный образ мессии как теократического царя и евангельское представление о мессианском могуществе Иисуса Христа как сына Бога с фактом его смерти на кресте (образ страдающего мессии)? Отчасти это противоречие снималось за счет идеи воскресения Иисуса и идеи его грядущего Второго Пришествия, во время которого он явится во всей своей силе и славе и установит тысячелетнее царство Истины. Тем самым христианство, предлагая концепцию двух Пришествий, значительно отступало от Ветхого Завета, обещавшего только одно Пришествие. Однако перед ранними христианами вставал вопрос – если мессии суждено прийти к людям в могуществе и славе, зачем он приходил к людям в унижении? Зачем нужен страдающий мессия? И в чем тогда смысл Первого Пришествия?

Пытаясь разрешить это противоречие, раннее христианство стало разрабатывать идею искупительного характера страданий и смерти Иисуса Христа – предавая себя на муки, Спаситель приносит необходимую жертву для очищения всего погрязшего в грехах человечества от наложенного на него проклятия. Однако грандиозная задача всеобщего искупления требует, чтобы тот, кто решает эту задачу, был более, чем человек, более, чем просто земной проводник воли Бога. Уже в посланиях ап. Павла особое значение придается определению «сын Бога»; тем самым мессианское достоинство Иисуса Христа связывается с его особой сверхъестественной природой. С другой стороны, в Евангелии от Иоанна под влиянием иудео-эллинистической философии (Филон Александрийский) формулируется представление о Иисусе Христе как о Логосе (Слово Бога), вечном посреднике между Богом и людьми; Логос с самого начала был у Бога, через него произошло все живое, и он единосущен Богу; в заранее назначенное время ему суждено было воплотиться ради искупления грехов человеческих, а затем вернуться к Богу. Таким образом, христианство стало постепенно осваивать идею божественности Иисуса Христа, и христология из учения о мессии превратилась в составную часть теологии.

Однако признание божественной природы Иисуса Христа могло поставить под сомнение монотеистический характер христианства (единобожие): говоря о божественности Спасителя, христиане рисковали прийти к признанию существования двух богов, т.е. к языческому политеизму (многобожию). Все последующее развитие учения об Иисусе Христе пошло по линии разрешения этой коллизии: одни теологи склонялись к ап. Павлу, строго различавшему Бога и его Сына, другие ориентировались на концепцию ап. Иоанна, тесно связывавшего Бога и Иисуса Христа как его Слово. Соответственно одни отрицали сущностное единство Бога и Иисуса Христа и подчеркивали подчиненное положение второго по отношению к первому (модалисты-динамисты, субординационисты, ариане, несторианцы), другие же утверждали, что человеческая природа Иисуса Христа была полностью поглощена природой божественной (аполлинаристы, монофизиты), и даже находились те, кто видел в нем простое проявление Бога-отца (монархиане-модалисты). Официальная церковь избрала средний путь между этими направлениями, соединив обе противоположные позиции в одну: Иисус Христос одновременно и бог, и человек, но не низший бог, не полубог, и не получеловек; он есть одно из трех лиц единого Бога (догмат о Троице), равный двум остальным лицам (Богу-Отцу и Святому Духу); он не безначален, как Бог-Отец, но и не сотворен, как все в этом мире; он рожден от Отца прежде всех веков, как истинный Бог от истинного Бога. Воплощение Сына означало подлинное соединение божественной природы с человеческой (у Иисуса Христа было две природы и две воли). Эта форма христологии утвердилась после ожесточенной борьбы церковных партий в IV–V вв. и была зафиксирована в решениях первых вселенских соборов (Никейского 325, Константинопольского 381, Эфесского 431 и Халкидонского 451).

Такова христианская, безусловно апологетическая, точка зрения на Иисуса Христа. В ее основе лежит евангельский рассказ о жизни и деятельности Иисуса Христа, который для христиан не подлежит сомнению. Существуют ли, однако, независимые от христианской традиции документы, способные подтвердить или опровергнуть его историческую достоверность?

К сожалению, римская и иудео-эллинистическая литература I в. н.э. практически не донесла до нас сведений об Иисусе Христе. К числу немногих свидетельств относятся фрагменты из Иудейских древностей Иосифа Флавия (37– ок. 100), Анналов Корнелия Тацита (ок. 58–117), писем Плиния Младшего (61–114) и Жизни двенадцати цезарей Светония Транквилла (ок. 70–140). Два последних автора ничего не говорят о самом Иисусе Христе, упоминая лишь о группах его последователей. Тацит, сообщая о гонениях императора Нерона на христианскую секту, замечает лишь, что название этой секты идет «от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом» (Анналы. XV. 44). Самым необычным является знаменитое «свидетельство Флавия», где говорится об Иисусе Христе, жившем при Понтии Пилате, совершавшем чудеса, имевшем множество последователей среди иудеев и эллинов, распятом по доносу «первых мужей» Израиля и воскресшем на третий день после казни (Иудейские древности. XVIII. 3. 3). Однако ценность этих весьма скудных свидетельств остается сомнительной. Дело в том, что они дошли до нас не в подлинниках, а в копиях христианских переписчиков, которые вполне могли вносить в текст добавления и исправления в прохристианском духе. На этом основании многие исследователи рассматривали и рассматривают сообщения Тацита и особенно Иосифа Флавия как позднюю христианскую подделку.

Гораздо больше интереса, чем римские и иудео-эллинистические писатели, проявляет к фигуре Иисуса Христа иудаистская и исламская религиозная литература. Внимание иудаизма к Иисусу Христу определяется жестким идеологическим противостоянием двух родственных религий, оспаривающих друг у друга ветхозаветное наследие. Это внимание растет параллельно с усилением христианства: если в иудаистских текстах второй половины I – начала III вв. мы находим лишь разрозненные сообщения о разных ересиархах, в том числе и об Иисусе Христе, то в текстах более позднего времени они постепенно сливаются в единый и связный рассказ об Иисусе из Назарета как злейшем враге истинной веры.

В ранних пластах Талмуда Иисус Христос фигурирует под именем Иешуа бен (бар) Пантира («Иисус, сын Пантиры»). Отметим, что в иудаистских текстах полное имя «Иешуа» приводится только дважды. В остальных случаях его имя сокращается до «Иешу» – знак крайне пренебрежительного к нему отношения. В Тосефте (III в.) и Иерусалимском Талмуде (III–IV вв.) Иешу бен Пантира представлен как глава еретической секты, которого его последователи считали богом и именем которого исцеляли. В более позднем Вавилонском Талмуде (III–V вв.) Иисуса Христа называют также Иешу ха-Ноцри («Иисус Назорей»): сообщается, что этого колдуна и «соблазнителя Израиля», «близкого к царскому двору», судили с соблюдением всех юридических норм (в течение сорока дней вызывали свидетелей в его защиту, но их так и не нашлось), а затем предали казни (в канун Пасхи побили камнями и тело его повесили); в аду он терпит ужасное наказание за свое нечестие – варится в кипящем кале. В Вавилонском Талмуде также просматривается тенденция отождествить Иисуса Христа с ересиархом Бен Стадой (Сотедой), укравшем магическое искусство у египтян, вырезав на теле таинственные знаки, и с лжеучителем Билиамом (Валаамом). Эта тенденция фиксируется и в Мидрашах (иудаистских толкованиях на Ветхий Завет), где о Валааме (= Иешу) говорится как о сыне блудницы и лжеучителе, который выдавал себя за бога и утверждал, что он уйдет, но в конце времен вернется.

Целостная иудаистская версия жизни и деятельности Иисуса Христа представлена в знаменитом Тольдоте Иешу (V в.) – настоящем иудейском анти-евангелии: здесь последовательно дискредитируются все основные события евангельского рассказа.

Согласно Тольдоту, матерью Иешу была Мириам, супруга законоучителя Иоханана из царского рода, известного своим благочестием. Однажды в субботу преступник и развратник Иосиф бен Пандира обманом овладел Мириам, да еще во время ее месячных. Таким образом, Иешу зачат в тройном грехе: совершено прелюбодеяние, нарушено менструальное воздержание и осквернена Суббота. От стыда Иоханан оставляет Мириам и уходит в Вавилон. Иешу отдают в обучение учителям Закона. Мальчик при необыкновенном уме и старании проявляет непочтение к наставникам и произносит нечестивые речи. После того как истина о рождении Иешу обнаруживается, он бежит в Иерусалим и там похищает из храма тайное имя Бога, с помощью которого он получает возможность творить чудеса. Он провозглашает себя мессией и собирает 310 учеников. Иудейские мудрецы приводят Иешу на суд к царице Елене, но она отпускает его, пораженная его способностями чудотворца. Это производит смуту среди иудеев. Иешу уходит в Верхнюю Галилею. Мудрецы убеждают царицу послать за ним воинский отряд, однако галилеяне отказываются его выдать и, узрев два чуда (оживление глиняных птиц и плавание по поводе на жернове), поклоняются ему. Чтобы разоблачить Иешу, иудейские мудрецы побуждают Иуду Искариота также похитить из храма тайное имя Бога. Когда Иешу приводят к царице, он в доказательство своего мессианского достоинства поднимается в воздух; тогда и Иуда взлетает над ним и мочится на него. Оскверненный Иешу падает на землю. Потерявшего силу колдуна арестовывают и привязывают к колонне на посмешище, но последователи освобождают его и уводят в Антиохию. Иешу отправляется в Египет, где овладевает местным магическим искусством. Затем он возвращается в Иерусалим, чтобы вновь похитить тайное имя Бога. Он въезжает в город в пятницу перед Пасхой и входит в храм вместе с учениками, но один из них по имени Гайса выдает его иудеям, поклонившись ему. Иешу арестовывают и приговаривают к повешению. Однако ему удается заговорить все деревья; тогда его вешают на огромном «капустном стволе». В воскресенье его хоронят, но вскоре могила Иешу оказывается пустой: тело похищают сторонники Иешу, которые распространяют слух, что он вознесся на небеса и что он, следовательно, несомненно был мессией. Смущенная этим царица приказывает найти тело. В конце концов садовник Иуда узнает, где находятся останки Иешу, похищает их и передает иудеям за тридцать серебряников. Тело протаскивают по улицам Иерусалима, показывая царице и народу «того, кто собирался взойти на небо». Последователи же Иешу рассеиваются по всем странам и распространяют повсюду клеветнический слух, что иудеи распяли подлинного мессию.

В дальнейшем эта версия дополняется разнообразными и невероятными деталями и фактами. Так, например, в арамейской «Истории Иешу бар Пандиры», дошедшей до нас в переложении XIV в., рассказывается, что Иешу приводят на суд к императору Тиберию, где он одним своим словом делает дочь императора беременной. Когда его ведут на казнь, он поднимается в небо и переносится сначала на гору Кармель, а затем в пещеру пророка Илии, которую запирает изнутри. Однако преследующий его раввин Иуда Ганиба («Садовник») приказывает пещере открыться, а когда Иешу пытается вновь улететь, ловит его за край одежды и доставляет на место казни.

Таким образом, в иудаистской традиции Иисус Христос – не бог, не мессия, а самозванец и колдун, творивший чудеса с помощью магии. Его рождение и его смерть не носили сверхъестественного характера, но, наоборот, были сопряжены с грехом и позором. Тот, кого христиане почитают как Сына Бога, не просто обыкновенный человек, но худший из людей.

Совершенно иной предстает мусульманская (кораническая) трактовка жизни и деятельности Иисуса (Исы). Она занимает промежуточное положение между христианской и иудаистской версиями. С одной стороны, Коран отказывает Иисусу Христу в божественности; он – не бог и не сын бога; с другой, он никоим образом не колдун и не шарлатан. Иса – человек, посланник и пророк Аллаха, подобный другим пророкам, миссия которого обращена исключительно к иудеям. Он выступает как проповедник, чудотворец и религиозный реформатор, утверждающий единобожие, призывающий людей поклоняться Аллаху и меняющий некоторые религиозные предписания.

Коранические тексты не дают связной биографии Исы, останавливаясь только на отдельных моментах его жизни (рождение, чудеса, смерть). Коран заимствует у христиан идею непорочного зачатия: «И Мы вдунули в нее от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров» (21:91); «когда Марйам было семнадцать лет, Аллах послал к ней Джабраила (Гавриила), который вдунул в нее, и она зачала мессию, Ису бен Марйам» (Аль-Масуди. Золотые луга. V). Коран сообщает о некоторых чудесах Исы – он исцеляет и воскрешает мертвых, оживляет глиняных птиц, низводит трапезу с неба на землю. В то же время Коран дает отличную от Евангелий трактовку смерти Исы: в нем отрицается реальность распятия (оно только привиделось иудеям, на самом деле Иса живым взят на небо) и воскресения Иисуса Христа на третий день (Иса воскреснет только в последние дни мира вместе со всеми остальными людьми), а также возможность Второго Пришествия Иисуса Христа: в Коране Иса предвещает не свое скорое возвращение, но пришествие главного пророка – Мухаммеда, выступая тем самым в роли его предтечи: «Я – посланник Аллаха, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (6:6). Правда в более поздней мусульманской традиции под влиянием христианства возникает мотив грядущего возвращение Исы ради установления царства справедливости.

Иисус Христос как объект христианского культа принадлежит теологии. И это – вопрос веры, который исключает какое-либо сомнение и не требует исследования. Тем не менее попытки проникнуть в дух Евангелий, понять истинную сущность Иисуса Христа никогда не прекращались. Вся история христианской Церкви полна ожесточенных схваток за право обладания истиной об Иисусе Христе, о чем свидетельствуют и вселенские соборы, и выделение еретических сект, и разделение католической и православной Церквей, и Реформация. Но, помимо чисто богословских споров, фигура Иисуса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать прежде всего две проблемы: 1). вопрос о реальном содержании евангельской истории, т.е. был ли Иисус Христос исторической личностью; 2). вопрос об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков смысл этого образа и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направлений, возникших еще в XVIII в., – мифологического и исторического.

Мифологическое направление (Ш.Дюпюи, К.Вольней, А.Древе и др.) полностью отрицало реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало его исключительно как факт мифологии. В Иисусе видели олицетворение то солнечного или лунного божества, то ветхозаветного Яхве, то кумранитского Учителя праведности. Пытаясь выявить истоки образа Иисуса Христа и «расшифровать» символическое содержание евангельских событий, представители этого направления провели огромную работу по поиску аналогий между мотивами и сюжетами Нового Завета и более ранних мифологических систем. Так, например, идея воскресения Иисуса связывалась ими с представлениями об умирающем и воскресающем божестве в шумерской, древнеегипетской, западносемитской и древнегреческой мифологиях. Евангельской истории пытались также дать солярно-астральную интерпретацию, весьма распространенную в древних культурах (путь Иисуса Христа с 12 апостолами представляли, в частности, как годичный путь солнца через 12 созвездий). Образ Иисуса Христа, по мнению приверженцев мифологической школы, постепенно эволюционировал от первоначального образа чистого божества к более позднему образу богочеловека. Заслугой мифологистов является то, что им удалось рассмотреть образ Иисуса Христа в широком контексте древневосточной и античной культуры и показать его зависимость от предшествующего мифологического развития.

Историческая школа (Г.Реймарус, Э.Ренан, Ф.Бауэр, Д.Штраус и др.) считала, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, которая со временем, однако, все более мифологизировалась, и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превращался в сверхъестественную личность. Сторонники этого направления ставили задачу освободить подлинно историческое в Евангелиях от позднейшей мифологической обработки. С этой целью в конце XIX в. было предложено использовать метод рационалистической критики, который означал реконструкцию «подлинной» биографии Иисуса Христа путем исключения всего того, что не поддается разумному объяснению, т.е. фактически «переписывание» Евангелий в рационалистическом духе (Тюбингенская школа). Метод этот вызвал серьезную критику (Ф.Брэдли) и был вскоре отвергнут большинством ученых.

Краеугольный тезис мифологистов о «молчании» источников I в. о Иисусе Христе, который, по их убеждению, доказывал мифический характер этой фигуры, побудил многих сторонников исторической школы перенести свое внимание на тщательное изучение новозаветных текстов в поисках исходного христианского предания. В первой четверти XX в. возникает школа изучения «истории форм» (М.Дибелиус, Р.Бультман), целью которой было реконструировать историю развития традиции об Иисусе Христе – от устных истоков до литературного оформления – и определить оригинальную основу, очистив ее от напластований последующих редакций. Текстологические исследования привели представителей этой школы к выводу, что даже выделенная из Евангелий первоначальная христианская версия середины I в. не дает возможности воссоздать реальную биографию Иисуса Христа: здесь он также остается лишь символическим персонажем; исторический Иисус Христос мог существовать, однако вопрос о подлинных событиях его жизни едва ли разрешим. Последователи школы изучения «истории форм» до сих пор составляют одно из ведущих направлений в современной библеистике.

Ввиду отсутствия принципиально новых документов и при информативной ограниченности археологического материала пока трудно ожидать какого-либо существенного прорыва в решении проблемы исторического Иисуса Христа.

Иван Кривушин

«Вся душа моя жаждет узнать, в чем истинное благо, чтобы стремиться к нему: за вечность я готов заплатить любую цену».

(Блез Паскаль).

«Главная беда России, в отсутствии какой бы то ни было веры».

(Лев Толстой).

«Господня весть огонь в моих костях, и я устал, пытаясь весть Господню хранить внутри себя. И не могу я удержать

ее в себе».

(пророк Иеремия 20:9).

© Виктор Углов, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Основным источником для написания этой книги служит издание: «Библия. Синодальный перевод». В тех случаях, когда потребовалось передать более точный смысл текста, использовано издание: «Библия. Современный перевод».

Автор объединил разрозненные тексты книг Ветхого и Нового Заветов в единое стройное Учение, по возможности максимально раскрывая смысл и глубину Писаний. В книге разрешены многие спорные вопросы Библии, которые умалчиваются даже самыми лучшими ее толкователями.

В электронном варианте эта книга издается в сокращении, в ней рассматриваются преимущественно теоретические вопросы Учения.

Глава 1. Основы

1.1. Начало

«Итак, охотно принявшие слово Апостола Петра, крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян. 2:41—42, 47). «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Так началось становление христианства. В день Пятидесятницы в Иерусалиме двенадцать Апостолов вышли к народу и проповедовали то Учение, которое они приняли от Самого Иисуса Христа. И в первый же день около трех тысяч человек приняли Учение и тем положили начало первой христианской церкви.

До этого события Иисус Христос больше трех лет ходил с учениками по городам и поселениям и проповедовал. Наконец, пришел день, когда Он завершил Свой труд: в молитве к Богу Отцу Христос говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. (Ин. 17:4). Я дал им Учение, которое Ты дал Мне, и они приняли его». (Ин. 17:8 с.п.). На следующий день Христос был взят под стражу и убит.

Именно это Учение Иисуса Христа в его первозданной чистоте, не извращенное учеными доктринами и заумными догматами, лживыми домыслами и церковными преданиями, Учение, которое проповедовали Апостолы от начала, мы и будем постигать. Любимый ученик Господа Иисуса святой Апостол Иоанн пишет в послании: «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть Жизнь вечная». (1Ин. 2:24,25).

1.2. Жизнь вечная

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет Жизнь вечную и на Суд не приходит, но перешел от смерти в Жизнь» (Ин. 5:24). «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел Жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). «Я есмь Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:25,26). Так учит Христос.

Учение Иисуса Христа – это Учение о вечной Жизни. Христос отождествляет Свое Учение с источником Живой воды: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в Жизнь вечную» (Ин. 4:14). Так учит Христос.

Для неверующего человека время земной жизни в своей телесной оболочке – путь к смерти, с которой все заканчивается. Для христианина его земной путь лишь начало вечности. Христос учит, как должно человеку жить в этом мире, в своей телесной храмине, чтобы обрести Жизнь вечную. И всех желающих иметь Жизнь невременную, Иисус зовет к Себе: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11:28—30). Так учит Христос.

1.3. Краеугольный Камень

Учение Иисуса Христа возможно принять только верой, посредством веры. Поверив Христу и начав строить в своей душе Храм веры, верующий получает знание, приобретает духовный опыт, входит в общение Духа и на деле, на практике убеждается в истинности Учения Иисуса. Нельзя строить свой Храм веры на пустом месте неведения, или на зыбучем песке чуждых Богу суеверий. Нужно иметь прочное незыблемое основание веры, положенное Самим Господом Христом: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф. 23:8). «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (М. 23:10). «Я есмь Пастырь добрый. Овцы Мои слушаются голоса Моего и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им Жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин.10:11,27,28). Так учит Христос.

Христианин – ученик Христа, у него один Учитель, один Наставник – Иисус Христос. У народа Божьего один Пастырь – Иисус Христос. На этом основании строится Храм христианской веры, и Иисус – Краеугольный Камень в этом здании. Идти за другими учителями, наставниками, пастырями – значит отвергать главное в здании, на чем держится весь Храм веры – отвергать Краеугольный Камень. Всякий, слушающий других учителей и наставников, идущий за другими пастырями, уподобляется строителям, о которых говорит Христос: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:42,44).

Сейчас, как и во все времена, находится много людей, называющихся пастырями, духовными учителями и наставниками. Их цель – выбить из-под верующего основание истинной веры, сбить его с истинного пути, увести от Спасителя и подчинить себе. О таких Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит в овчий дом, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин. 10:1). Так учит Христос. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:9,10). Так учит Христос.

«Приступая к Нему, Камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь Слову, на что они и оставлены» (1Петра 2:4,5,7,8).

1.4. Рождение Свыше

«Должно вам родиться Свыше» (Ин. 3:7). Так учит Христос. Мы должны получить от Бога новую жизнь, которая станет началом жизни в Боге, Жизни вечной.

«Рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). Так учит Христос. Действительно, у каждого человека есть родители, близкие и дальние родственники. Многие люди знают свои родословные, гордятся древностью и знатностью рода. Люди связаны узами родства, общими верованиями, обычаями, но все это родство по плоти. Для Бога это родство не имеет никакого значения, ровно ничего не значит. Он ставит условие для обретения вечной жизни: «Должно вам родиться Свыше».

В трех Евангелиях описан эпизод, происшедший во время проповеди Христа: «Когда же Он говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф. 12:46—50). Так учит Христос. Родство Небесное Иисус ставит неизмеримо выше родства земного.

«Тело не имеет никакого значения, только Дух приносит жизнь. Слова, которые Я обращаю к вам – дух и они приносят жизнь» (Ин.6:63 с.п.). Так учит Христос. Истинную, настоящую жизнь дает только духовное родство с Отцом Небесным, обретаемое рождением Свыше. Помимо телесного рождения от плоти есть духовное рождение от Духа: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5,6). Так учит Христос.

Первый шаг к духовному рождению – признание своим Отцом Отца Небесного, признание прямого родства своей души с Духом Живого Бога. Иисус повелевает: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на Небесах». (Мф. 23:9). Так учит Христос. Христиане – дети одного Отца. Его Закон выше власти мирской, выше кровных уз, верований и обычаев страны, в которой живет человек. Как всякое рождение, рождение Свыше начинается с зачатия, – зачатия духовного. Факт признания себя дитем Божиим и есть духовное зачатие. С этого момента начинается духовная жизнь человека. Он признает небесное происхождение своей души, ее родство с Творцом и говорит себе: «Я сын Бога Отца», «Я дочь Бога Живого». Такое решение человека является началом его новой жизни в Боге, началом веры и возрождения.

Каждое внутреннее животворное изменение в верующем человеке сопровождается внешними проявлениями, приношением плодов новой жизни. Видимые плоды духовного зачатия: появление жажды познания Бога, стремление к примирению и сближению с Ним. Только внутреннее возрождение приводит к изменению внешних пристрастий, потребностей, но это плод духовной борьбы. Люди часто путают духовную жизнь с душевной, считая увлечения искусствами и гуманитарными науками духовной жизнью. «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине» (Ин. 4:24). Так учит Христос. Духовная жизнь может существовать только в Боге, в общении с Создателем. Все прочее – развлечение для чувственной души, игры разума.

Духовная жизнь начинается с осознания и признания того, что кроме мира природного есть высший мир – мир духовный, и жизнь настоящая не в теле, а в Духе, причем, только в Духе. Без духовной жизни в Духе, без возрождения, душа и дух человека мертвы для Бога. Возрождение означает вселение в нас посредством Духа Божия Его природы, в свой дух человек должен принять вечный Дух Бога, должен родиться Свыше.

Однажды Христос с учениками собирался в путь и один из учеников попросил: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:21,22). Так учит Христос. Те, кто последовал за Иисусом, живы для Бога, а не стремящиеся к духовной жизни мертвы для Бога, даже если они ходят и дышат.

Истинное духовное возрождение начинается и совершается в вере, руководствуется верой. Начавшаяся духовная перемена рождает искреннюю любовь к духовным ценностям, первой из которых является вера. Уверовавший начинает свою духовную жизнь с закладки в своей душе основания Храма Божьего – Храма веры и непременно должен положить в основание Храма Краеугольный Камень, Который есть Иисус Христос. Полное возрождение не совершается в одно мгновение, для него необходимо время и огромная внутренняя работа.

Глава 2. Вера

2.1. Источник веры

«Имейте веру Божию» (Мк. 11:23). Так учит Христос. Этими словами Иисус указывает на Источник веры. Только Бог дает истинное знание о Небесном, о том, как должно жить человеку в этом мире, и что ожидает его после земной жизни.

Вера основана на Знании, доказательства истинности которого находятся в мире духовном и получить их для себя возможно только верою проникнув в духовный мир. Наше сознание и органы чувств воспринимают только материальный мир и бессильны в духовном восприятии. Без веры нет доступа к Богу.

Вера служит человеку зрением, открывающим мир духовного бытия. Она ничего не фантазирует и не изобретает, а просто считается с тем, что существует в реальности. Реальность эта – существование Бога и духовного мира. Вера, как убеждение в истинности духовного Знания, основывается на доверии тому, кто дает это знание – на Иисусе Христе и потому называется христианской верой. «Ибо Я говорю не от Себя, но Отец Мой, Пославший Меня, заповедал Мне, как и что Я должен говорить. И знаю Я, что Его заповедь приводит к Жизни вечной. Поэтому Я говорю то, что Отец Мой велел Мне говорить» (Ин. 12:49,50 с.п.). Так учит Христос.

Христианская вера зиждется на полном доверии Господу Иисусу и потому имеет два непреложных аспекта:

1. Вера в Иисуса, как в Мессию, посланного Богом.

2. Вера Иисусу, как Учителю и Наставнику.

2.2. Иисус – Мессия

У пророков Ветхого Завета особо выделяется группа пророчеств, которые свидетельствуют о будущем пришествии Мессии. Эти пророчества детально и всеобъемлюще говорят о событиях и обстоятельствах рождения, жизни и смерти Мессии, о Божьем поручении, которое должен исполнить Мессия. Поэтому условно назовем эти пророчества, относящиеся к Мессии, законом Мессии. Этот закон дан Богом для того, чтобы Божьи люди могли безошибочно узнать истинного Мессию. Бог так желал, чтобы мы не упустили Его Посланника, что дал нам более трехсот признаков, указывающих на Него и записанных пророками Израиля (насчитывают 60 основных пророчеств и 270 уточнений). «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).

Все пророки, от Моисея до Малахии, засвидетельствовали о будущем приходе Мессии, и это говорит о бесконечной важности этого события. Лишь реальный и истинный Мессия мог совпасть с приметами, данными Богом, настолько исключительно точными являются пророчества даже в крайне невероятных деталях.

Иисус Христос полностью соответствует ветхозаветным описаниям Мессии. Ни одному человеку не под силу сделать то, что совершил Христос. Лишь Он один может совершить величайшую миссию для тех, кто Его примет – вхождение в Царство Божье. В то время, когда Иисус ходил по земле, люди с огромной надеждой ждали обещанного Богом Спасителя мира. В беседе у колодца женщина-самарянка сказала Иисусу: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25—26).

Сам Иисус учит, что в книгах Ветхого Завета содержится учение о Его пришествии на землю, о Его смерти и воскресении из мертвых, что авторы Ветхого Завета писали именно о Нем. На Самого Себя Он смотрит, как на исполнение ветхозаветных пророчеств: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Так учит Христос. Он хочет, чтобы вера Его учеников основывалась не на словах только, но на исполняющихся предсказаниях пророков. И читая Евангелие, мы убеждаемся, как в Иисусе Христе одно за другим исполняются древние пророчества, становясь засвидетельствованной исторической действительностью.

Но, помимо предсказаний пророков, Иисус реально располагает достаточным числом дополнительных доказательств, подтверждающих Его мессианство: свидетельство Иоанна Крестителя, Божьи свидетельства и совершаемые Христом чудеса.

Иисус пришел при всех предсказанных обстоятельствах, но не начал Своего служения до тех пор, пока не раздался голос Его Предтечи. Сотни лет со времен последнего пророка Бог молчал, и, наконец, молчание прервалось гласом вопиющего в пустыне. То звучал голос Иоанна Крестителя, Божьего свидетеля, предсказанного пророком Исайей: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:1—3). Крестителю дано было первому узреть и засвидетельствовать Мессию в Иисусе Христе и возвестить об этом народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

«Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (Ин. 5:37). Так учит Христос; и действительно, Бог-Отец трижды засвидетельствовал Христа гласом с Небес: в день крещения Иисуса, в день Преображения Господня – во второй раз, и пред народом – в третий раз: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17;17:5; 2Петра 1:17).

И, наконец, чудеса, совершаемые Иисусом, являются естественным проявлением Его феноменальной Личности. Они являются подтверждением и неопровержимыми доказательствами Его посланничества: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Ин. 5:36; Мф. 11:5). Так учит Христос.

Иисус говорит о Себе: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф. 5:17). И Он исполнил Закон в пророках, все пророчества сбылись на Нем, исполнились в Нем. Об этом свидетельствует последнее слово Христа, сказанное на Голгофском кресте: «Совершилось» (Ин. 19:30) – закон Мессии исполнен, как записано у пророков, так все и произошло. Он, Иисус, и есть истинный Мессия – Христос.

Поэтому, когда мы говорим, что веруем во Христа, то тем самым утверждаем, что Иисус есть истинный Мессия, посланный Богом: «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1). Тот факт, что Иисус является Посланником Небес сошедшим Свыше, говорит о Божественном происхождении, об истинности и величии христианской веры и христианства, о победе и торжестве христианской веры.

2.3. Христос – Источник Богопознания

Бог сокровенен, то есть сокрыт от человека, и без Посланника Небес, без Христа ни познать Истину в полноте, ни приблизиться к Богу невозможно. Поверив в Христа как истинного, посланного Богом Мессию, мы должны сделать следующий шаг: принять Иисуса своим Учителем и Наставником. Сам Христос повелевает: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос»; «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8,10). В принятии Иисуса Христа своим Учителем и Наставником и заключается вера Христу. Христианин – ученик Христа, знающий Учение Иисуса и живущий Его Учением. Верить Христу – значит исполнять то, что Он повелевает, на деле следовать тому, чему Он учит.

Как ни странно и ни парадоксально, но большинство людей, называющих себя христианами, веруют во Христа, но не верят Христу и живут мирской жизнью или по чуждым Богу учениям. Без глубокой веры Христу – Учителю, Христу – Наставнику невозможно подлинное ученичество, истинная вера основывается на Его Учении. Бог-Отец для того и послал Сына в мир, чтобы Он стал Учителем и Наставником для Своего народа.

Для нас, кто не застал Иисуса во плоти, не узрел Его своими глазами, первое пришествие Христа – пришествие внутреннее, когда Иисус поселяется и живет в нашей душе и руководит всей нашей жизнью. Мы верою принимаем Христа своим Учителем и Наставником: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Так учит Христос. «Утвердитесь на этой скале!»

2.4. Ступени веры

Вера служит стержнем всей духовной жизни христианина. Она дает нам способность духовного роста и придает нашему духу силу убежденности, силу действовать, вселяет уверенность. Крепкая истинная вера, взирающая широко открытыми глазами на оплот веры – на Господа Иисуса Христа, вменяется в величайшее достоинство.

Вера, чтобы стать могучей, всепобеждающей, на Бога взирающей, в своем развитии проходит три ступени:

Первая ступень – знание, или согласие разума.

Вторая ступень – доверие, или согласие сердца.

Третья ступень – повиновение, или согласие воли.

2.4.1. Согласие разума.

На первом месте у веры – знание, ибо невозможно верить в то, чего не знаешь. Как называться учеником Иисуса, не зная Учения Учителя? Истинная вера зарождается от истинного знания и источник такого знания – Сам Спаситель: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Так учит Христос.

Истина, подлинное Знание от Иисуса Христа является живым, духовно осязаемым наполнением веры. Знание очерчивает четкую, непреодолимую сатаной границу между истинной верой и заблуждением и разверзает бездонную пропасть между истиной и ложью.

Знание Учения Иисуса Христа рождает истинную христианскую веру. Оно требуется верующему, чтобы различать работу Божью от дел, выдуманных людьми. Знание истины является условием сохранения нас от козней сатаны, оберегает нас от обмана. Тот, кто обладает совершенным Знанием, тот хранит себя от сил тьмы. Сатана нападает на верующего ложью, верующий отвечает на выпады врага души Истиной; сатана все вокруг наполняет тьмой, верующих хранит себя светом Знания.

Знание обретается посредством разума, критически исследуется разумом на предмет разумности и смысла. Поэтому для принятия духовных знаний необходимо с одной стороны – согласие разума, а с другой – одухотворение разума верующего с обычного, мирского уровня, на новый, высший духовный уровень сознания. Знания, даваемые Иисусом и служат пищей и питием, одухотворяющим разум, выдвигает разум верующего из обычной среды восприятия в мир Божественного бытия, просвещают разум, подготавливая его к восприятию Божественного откровения.

Одна из величайших целей сатаны – привести разум человека в бессмысленное состояние, внушить ему двоемыслие, неразличение Божьего от дьявольского, разрушить опоры разума и веры. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8). Перестав слушаться руля разума, лишившись всякой рассудительности и воли, поддавшись гипнозу стадности, человек готов без вопросов принять любое наущение, вне зависимости от его природы и последствий. Потому непременно вера должна держаться на голосе собственного разума, на личном убеждении в истинности своей веры. Только вера, напитанная истинным Знанием, открывает Небеса. Истинная вера – вера, безусловно, разумная, питаемая из небесного Источника. Слово, под которым мы можем с полной уверенностью подписаться: «Так учит Христос» – признается истинным, и эта подпись есть канон истинности, печать достоверности, наш твердый и решительный ответ всем лжеучениям и человеческим вымыслам.

Знание – это Божий светильник в возводимом нами Храме веры. Вера не только не отвергает знание, но и органически включает его в себя, как неотъемлемую составную часть. Нам нужно живое знание и зрячая, знающая вера и тогда мы не собьемся с верного пути. Первое, что мы должны делать – это познавать Истину и наполнять свой разум Божьими истинами, научиться мыслить и говорить как ученики Иисуса, проявляя в себе просвещенный Богом разум: «Кто говорит, пусть говорит словами Божьими» (1Петра 4:11 с.п.).

И да поможет нам Господь камень за камнем, истину за истиной возводить в наших душах Храм истинной веры, чтобы, однажды, мы, оглянувшись вдруг, воскликнули в изумлении: «Благословен всяк, чьи познания совершенны».

Согласие разума рождает веру во Христа.

2.4.2. Согласие сердца.

Приступив к основам и началам Небесного знания, мы подвигаемся к покорению первой ступени веры. Только через разум, через его просвещение можно повернуть человека к Божеской жизни. Но этого не достаточно. Приобретение просто знаний не делает веру живой. Мало «вложить» Божьи истины в «мысли», их еще нужно «написать в сердцах», просветив разум – побороть страсти сердца. Знания разума, чтобы стать жизненными, наполниться духовной жизнью, должны укорениться в сердце.

Знание истины и пути спасения должно находиться не только в голове верующего, но и в его сердце. Тогда знания, одобренные разумом и принятые сердцем, становятся личным откровением верующего, он становится способным к чувственному восприятию духовного. Мир духовного оживает и становится такой же реальностью, как и мир природы.

Поэтому, отдайте свое сердце Богу, пропустите каждую Божественную истину через сердце, покоряя душу ее сокровенному смыслу, ее Духу: «Отвергните от себя все грехи ваши и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иезек. 18:31). Так говорит Бог. Расположите сердце свое к тому, чтобы постигать Божьи истины и покорите им свои чувства. «Обратите сердце ваше» (Аггей 2:18). Так говорит Бог. Примите откровение Божие в самую суть своего естества, наполните разум и сердце небесными питием и пищей.

Только согласие разума и сердца рождает доверие Христу. Небесные мысли вкупе с небесными чувствами рождают стремление к небесному житию. Взирайте на Иисуса, как на предназначенного Свыше Учителя, Он бесконечно одарен и обучен. Он имеет совершенные знания и дает их во всей полноте. Доверьтесь Ему, положитесь целиком и полностью на Него, примите на себя Божье водительство и Иисус приведет вас на Небесные пажити.

2.4.3. Согласие воли.

Достигая второй ступени веры, питаясь новыми истинами и наполняясь новыми чувствами, наша душа оживает для восприятия Бога, душа начинает жить верой: «Праведный своею верою жив будет». (Авв. 2:4). Но всякая жизнь только тогда является истинной жизнью, когда она приносит живые плоды.

Согласие разума и сердца рождает волю. Вера, обретя зачаток жизни, нуждается в практическом опыте, в подкреплении делами: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Жизнеспособность веры определяется ее способностью действовать. Христос одним единственным вопросом разоблачает всех мертвоверующих: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Так учит Христос.

Действенность веры достигается усилием воли: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Так учит Христос. Если знание о Небесном утверждается верою, то содержание, практическое воплощение этого знания постигается опытом: то, что есть мир духовный мы принимаем верою, а что такое он есть, это мы испытываем и познаем в практических делах. Вера, на определенном этапе нашего следования за Господом, подтверждается и укрепляется приобретенным опытом.

Только Бог, переживаемый в опыте, заключает в себе ответ на все вопросы бытия: «Кто хочет творить волю Отца, тот узнает, о сем Учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». (Ин. 7:17). Так учит Христос. Иисус предлагает каждому человеку самому убедиться на деле в жизненности Его Учения, проверить его истинность на практике. Сила веры утверждается личным опытом, и потому опыт – необходимый и надежный свидетель. Духовный опыт имеет абсолютный характер, он не оспаривается и не обсуждается. Обладающий таким опытом обретает истинное сокровище – веру, достигшую высшей своей формы – убежденности. Убеждение, основанное на личном опыте, на личной встрече со Христом, позволяет нам вместе с Апостолом Петром сказать: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». (Ин. 6:68). Только знание, данное Христом, раскрывает смысл человеческого бытия, что есть человек, его предназначение и куда он идет.

Вера действенная есть вера спасающая. Только она превозмогает мирскую волю, мирской закон, преодолевает страх перед трудностями, пред людьми и начальствами, страх перед гонениями. Имеющий такую совершенную веру вместе с Апостолами Петром и Иоанном отвечает тем, кто в миру: «Рассудите, справедливо ли перед Богом слушать вас больше, чем Бога?» (Деян. 4:19 с.п.).

Достигнутое познание и доверие Христу становится основанием для действенной веры, имея которую должно поступать смело, без колебаний, со всей силой убежденности, данной Богом. «Мир говорит: «Поверишь, когда увидишь», Бог говорит: «Увидишь, когда поверишь» и начнешь жить по вере.

Впервые в мире публикуется автобиография Иисуса Христа. Его исповедь. Она проливает свет на события, которые случились в Палестине две тысячи лет назад и легли в основу Евангелия – наиболее читаемой книги в истории человечества. Учитель сам, ничего не скрывая, рассказывает о себе. Олег Зоберн – писатель, лауреат литературных премий «НОС» и «Дебют». «Упоительно! Исторический роман погорячее Дэна Брауна». Сергей НИКОЛАЕВИЧ, главный редактор журнала «СНОБ» «Наконец-то на русском языке написан универсальный роман, проникнутый духом истинной религиозности. Удивительно точный, кинематографичный портрет Иисуса. Христианство XXI века должно быть именно таким». Дмитрий ВОЛЧЕК, главный редактор сайта «Радио Свобода» «Неожиданно, смело, оригинально и возмутительно талантливо». Роман СЕНЧИН, лауреат премии «Ясная Поляна» «Кем был Иисус Христос? Этот вопрос тревожил всех, кто пытался Его изображать, – от евангелистов до художников европейского Ренессанса, от Ренана до Ге, от Булгакова до Скорсезе. Странно было бы, если б этот поиск на чем-то остановился. Олег Зоберн продолжает его». Николай БАЙТОВ, лауреат премии Андрея Белого «Потрясающе! Кажется, у нас появился свой Салман Рушди». Александр МИХАЙЛОВ, кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. Горького

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *