Про волка в овечьей шкуре

Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.» (Матф.7:15). Как нужно понимать эти слова?

В этих словах Иисус Христос продолжает развивать Свою мысль, высказанную Им ранее о том, как надлежит жить человеку. В предыдущем 14-м стихе рассказав людям о том, что тесные врата и узкий путь ведут в жизнь вечную, в 15-м стихе Спаситель предостерегает от того, чтобы люди не сошли с этого пути под влиянием лжепророков.

В 15-м стихе Спаситель дает точную характеристику лжепророков, указывая на то, что они «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». В Своей речи Спаситель не случайно говорит об одежде из овцы. Овца по-древнееврейски называлась «кивса», была почитаемым животным в древнееврейском государстве. Овцы, как главное имущество жителей Востока уже упоминаются в книге Бытие. «И был Авель пастырь овец» (Быт.4:2). При перечислении скота, которым владели патриархи, первое место отводилось овце. Это обусловлено тем, что патриархи древнееврейского народа в первую очередь были пастырями и активно занимались разведением как овец, так и другого мелкого и крупного скота. «И был у него мелкий и крупный скот и ослы» (Быт.12:16). Стада у древних евреев были столь многочисленны, что представляли собой их главное богатство. Поэтому разведение и содержание овец у древних евреев было самым давним и почитаемым занятием. Доказательством тому служат примеры из Ветхого завета. Так Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводческим промыслом. «У священника Мадиамского семь дочерей, » (Исх.2:16). Патриарх Иаков пас стада овец принадлежавшие Лавану. Моисей пас овец Иофора, тестя своего. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского» (Исх.3:1). Перечисление богатства евреев в Священном писании начинается с овец, как главного достояния. Например, Навал имел «три тысячи овец и тысяча коз» (1Цар.25:2). Иов к концу своей жизни владел четырнадцатью тысячами овец. «У него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» (Иов.42:12). «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч баранов» (4Цар.3:4).

Овца использовалась еврейским народом для жертвоприношений. Так, например, для освящения храма Соломон принес в жертву множество овец. «И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота.» (3Цар.8:63).

Для принесения жертвоприношений использовалась особая порода овец, так называемая овца сирийская. Она отличалась большим и широким курдюком (хвостом), в котором присутствовало много жира. Этот жир считался самым ценным сырьем для жертвоприношения. «И пусть принесет из мирной жертвы в жертву Господу тук её, весь курдюк» (Лев.3:9). Большое количество горных пастбищ в Ханаане способствовало овцеводству.

Надзор за овцами считался почетным делом, которого люди не стыдились. Время стрижки овец сопровождалось пиршеством. У древних евреев к процедуре стрижки овец относились как к празднику и награде за тяжелый труд скотоводов, в течение года заботящихся об овцах. Для стрижки стада овец собирались в непокрытой ограде, которую называли овчим двором. «Мы построим здесь овчие дворы для стад наших» (Чис.32:16). В овчем дворе овцам связывали ноги, а затем их стригли. Шерсть овец, в большинстве случаев белая по цвету, использовалась для изготовления одежды. Шерсть овец высоко ценилась и являлась частью подати, которую платили моавитяне Израилю, и была предметом торговли в странах Востока. «Дамаск … торговал с тобою вином Хелбонским и белою шерстью» (Иез.27:18). Мясо овец, особенно баранина и ягнятина, считалось излюбленным кушаньем и обязательно подавалось на празднества. Молоко овец также имело широкое употребление. Овцы, особенно барашки и овны (ягнята), были жертвенными животными. С целью дальнейшего жертвоприношения этих животных можно было купить при Иерусалимском храме. Наиболее благоприятные для овцеводства в древнееврейском государстве были такие земли как равнина Саронская, горы Кармил и Галаад, Васань.

Таким образом, овца у древнееврейского народа считалась полезным и почитаемым животным, неприхотливым в содержании и обеспечивающим еврейскую семью мясом, шерстью, шкурой и молоком. Овца была неразрывно связана с бытом древнееврейского народа.

Несмелость и боязливость овцы, её беспомощность перед опасностью очень часто в иносказательном виде употреблялась в Священном Писании. «Я заблудился, как овца потерянная» (Пс.118:176). «Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря» (2Пар.18:16).

В Библии очень часто образ овцы упоминается как символ кротости, терпения и самопожертвования. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис.53:7).

Заблудшая овца, упоминающаяся в Библии, символизирует собой сошедшего с праведного пути жизни человека, оставившего стадо, отступившего от веры и Бога. «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис.53:6). Поэтому в разбираемых словах 15-го стиха Иисус Христос о лжепророках сказал иносказательно. Что они придут в овечьей одежде, понимая под овечьей одеждой личину (обличие) символизирующую кротость, ласковость овец, их беспомощность и беззащитность.

Указание на то, что лжепророки придут в овечьей одежде говорит о том, что лжепророки пытаются перенести на свое ложное учение покров полезности и правдивости. То есть пытаются связать свое учение с такими понятиями как полезность и святость, которые были применимы у древних евреев к такому распространенному и почитаемому животному как овца. На самом же деле лжепророки по своей сути волки хищные.

Волк по представлениям древнееврейского народа считался отвратительным животным за хищность, жестокость, дикий нрав и мерзкие повадки. Попав в овчий загон, волк приносил очень большой ущерб овчему стаду тем, что уничтожал овец больше, чем мог их съесть. Поэтому Спаситель и сравнивает лжепророков с волками хищными, которые губят не только свои, но и чужие души в большом количестве.

Спаситель использовал в Своей речи иносказательный образ волка, так как это животное за приносимый вред было ненавидимо евреями. Волк представляет собой дикое хищное животное из семейства псовых, похожее по внешности на собаку и являющийся лютым врагом овец. Патриарх Иаков хищность колена Вениаминова сравнивает с хищностью волка. «Вениамин, хищный волк» (Быт.49:27). Образ волка в Библии очень часто употребляется иносказательно. Так, например неправедные князья и судьи сравниваются с волками хищными. «Князья у неё как волки, похищающие добычу» (Иез.22:27). «Судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости» (Соф.3:3).

В Библии волки символизируют врагов. Так по Луке Апостолы уподобляются ягнятам, находящимся среди волков, то есть врагов. «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лук.10:3). А волк аллегорически символизирует собой расхитителя и опустошителя. «Волк пустынный опустошит их» (Иер.5:6). В Ветхом Завете за свою жестокость гонители древних евреев сравниваются с волками лютыми.

Как видим, древние евреи с образом волка связывали самые отвратительные и отталкивающие черты, присущие презираемому и не почитаемому животному. Из всего вышесказанного становится ясно, что в разбираемых словах 14-го стиха Иисус Христос применяет аллегорическое сопоставление. Говоря о лжепророках, Он указывает на то, что они внешне притворяются кроткими и невинными овечками, надевая на себя одежду полезности, ласковости и псевдодоброты. На самом деле лжепророки по своей сущности – хищные волки (то есть являются лютыми врагами) исполненные беспощадности и коварства.

Такая характеристика дается лжепророкам. А кто такие были пророки? Пророками древние евреи называли людей, через которых Бог открывал Свою Святую Волю и предостерегал от идолопоклонничества и других грехов. В последствии пророками стали называть людей, предсказывающих будущее. Однако чаще всего слово «пророк» обозначало человека, возвещающего людям Божье слово назидания, увещевания и утешения при помощи Святого Духа. «Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:3). Пророчество (то есть проповедь или предсказание) истинных пророков произносилось под воздействием Святого Духа. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

Первым человеком, названным в Библии пророком, был Авраам. «Ибо он пророк и помолится о тебе» (Быт.20:7).

Согласно богословским представлениям слово «пророк», как древнегреческое «профетес», так и древнееврейское «навиим», обозначало оратора или вестника. Из за того, что пророка воспринимали как орудие Духа Святого, его ещё называли «Ангелом Господа» (то есть вестником Бога). «Вестник Господень, посланный от Господа» (Агг.1:13). Другое название пророков, говорящее о его ответственном служении – «страж». «Голос сторожей твоих» (Ис.52:8). Пророк назывался и рабом Господа. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7). Последним величайшим ветхозаветным пророком, по словам Спасителя, был Иоанн Креститель. «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28). К Самому Иисусу Христу за Его проповедническую деятельность также применяется слово пророк. «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Матф.21:11).

Согласно богословским представлениям, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил называются большими пророками за то, что оставили после себя большие по объему и значимости пророческие книги. Меньших пророков двенадцать: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. По воззрениям богословия они называются меньшими пророками за то, что оставили после себя книги меньшего объема по сравнению с книгами больших пророков.

Наряду с истинными пророками, несущими людям слово Божие, в Библии говорится и о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов. «И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля» (Иер.23:13). Лжепророками являются и те люди, которые, говоря об Истинном Боге, в жизни нарушали Его заповеди. «Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи» (Иер.23:14). Лжепророки ложно выдавали себя за людей, якобы говоривших от имени истинного Бога. «Они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (Иер.23:16). «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» (Иер.23:21–22). Древнееврейский царь, Ахав, собрал вокруг себя четыреста лжепророков. «И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек» (3Цар.22:6). «Попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков» (3Цар.22:23). Через лжепророков нечестие и грех распространились по всему свету.

Лжепророки своей одеждой и внешностью пытались напоминать истинных пророков. Носили одежды из грубой шерсти (власяницы) или из овечьей шкуры. «И не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать» (Зах.13:4). Об отличии лжепророков от истинных пророков пишется как в Ветхом, так и в Новом Завете. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор.18:22).

В Новом завете рекомендуется распознавать лжепророков по дурным плодам их дел. «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16). Характерной чертой деятельности лжепророков является то, что они пророчествуют не от Бога, уводят ближних с пути истинного, совращают ближних к греху и погибели и имеющих дурной плод своих дел. К таким лжепророкам относится Анания, явившийся во время царствования Седекии, Ахав и Шемания, бывшие в дни переселения, Наодия, пророчествовавшая во время Неемии, Вариисус иудеянин во времена Апостола Павла.

Много лжепророков в христианском мире присутствует и в наше время. От их губительного воздействия предостерегает Иисус Христос. Среди толкователей до сих пор не утихают споры о том, кого в 15-м стихе имел ввиду Иисус Христос под лжепророками. Одни толкователи говорят о том, что лжепророками обозначены ложные руководители народа и правители, обманывающие народ. Другие толкователи говорят о том, что лжепророками названы фарисеи, развращающие народ своим искаженным толкованием учения Божьего. Третьи толкователи говорят о том, что под ложными пророками нужно понимать еретиков и лжемессий. Четвертые толкователи говорят, что ложные пророки это ложные руководители различных сект.

Для понимания того, кто такие лжепророки для некоторых толкователей затруднения представляла даже их овечья одежда. «Немецкие ученые не могут понять каким образом волки могут наряжаться в овечьи шкуры. «Волки,» – говорит Цан, – «не носят никаких одежд, чтобы их можно было не узнать даже и тогда, когда овца бывает их жертвой. С другой стороны овечья шкура, которую носят люди из низших сословий и пастухи, не служит признаком их овечьего образа мысли». «На основании своих соображений Цан приходит к заключению, что овечью шкуру нужно здесь толковать в смысле грубой пророческой власяницы, которую носили ложные пророки» (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина, бесплатное приложение к журналу «Странник», Петербург, 1911, том 9, стр. 157).

В разбираемых словах 15-го стиха Иисус Христос, рассказывая о лжепророках, говорит в общем смысле не как о классе людей, ходящих в определенной одежде, сделанной из грубой овечьей шерсти, а как о лжеучителях, совращающих народ с пути истинного, уводящих людей от истинного учения Божьего. Слова о лжепророках, приходящих в овечьей одежде, но имеющих суть волков хищных, нужно понимать аллегорически. Этими словами Спаситель говорит нам о том, что одежда, то есть облик лжепророков и их ложного учения отличаются внешней кротостью и миролюбием. Но на самом деле лжепророки, как их ложное учение, таят в себе злобу и агрессию хищных волков.

В Своей речи Иисус Христос употребляет образы издревле знакомые еврейскому народу. В Ветхом Завете еврейский народ очень часто уподобляется овчему двору. «Повел народ Свой, как овец» (Пс.77:52). Враги еврейского народа представлялись в виде образа волка хищного. В Ветхом Завете к хищным волкам причисляются и лжепророки, о чем и говорится в 15-м стихе.

Святой Иоанн Златоуст, поясняя слова 15-го стиха, писал о том, что под лжепророками не нужно подразумевать только еретиков. Что под лжепророками в этих словах имеются в виду те люди, которые, прикрываясь ложной святостью и показной добродетелью, на самом деле ведут развратную жизнь и совращают с пути истинного других людей своими ложными теориями, которым придана форма философских наукообразных учений и систем, защищающих зло и проповедующих слово Божие в искаженном виде.

Вопрос: Как нам распознать фальшивых учителей/лжепророков?
Ответ: Иисус предупреждал нас о приходе лжехристов и лжепророков, которые попытаются обмануть даже избранных (Матфея 24:23-27; также 2 Петра 3:3; Иуды 17-18). Самая лучшая защита ото лжи и вероломства – это знание истинны. Разоблачение обманщиков возможно лишь благодаря изучению истины. Верующие, тщательно изучающие Библию (2 Тимофею 2:15), всегда распознают лжеучение. К примеру, верующие, прочитавшие о деятельности Отца, Сына и Духа Святого в Евангелии от Матфея 3:16-17, мгновенно усомнятся любому учению, противоречащему идее Святой Троицы. Соответственно, первый шаг к распознанию лжеучения – это глубокое изучение Библии.
Иисус сказал: «дерево познается по плоду» (Матфея 12:33). Смотря на «плод», можно применить специальные методы определения правдивости чьего-либо учения:
1) Что говорит этот учитель об Иисусе Христе? В Евангелии от Матфея 16:15 Иисус спрашивает: «а вы за кого почитаете Меня?». Петр Ему ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – именно за этот ответ Петр был назван блаженным. Во втором послании от Иоанна 9, мы читаем: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына». Другими словами, Иисус Христос и искупление Ним наших грехов – это дело предельной важности, и нам стоит остерегаться людей, отрицающих равность Христа и Господа Бога, преуменьшающих значение смерти Иисуса, или отвергающих Его человеческую природу. Первое послание Иоанна 2:22, гласит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына».
2) Проповедует ли этот учитель Евангелие? Евангелие определяется как благовещение о смерти Иисуса, погребении и воскресении согласно Священному Писанию (1 Коринфянам 15:1-4). Такие приятные нашему слуху утверждения, как «Господь любит тебя», «Бог хочет, чтобы мы накормили голодающих», или «Господу угодно, чтобы мы были богаты», – не полностью передают весть Евангелия. Апостол Павел предупредил нас в своем послании к Галатам 1:7: «Которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово». Никто, даже самый гениальный проповедник, не имеет права вносить свои изменения в то, что было дано Господом. «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Галатам 1:9).

3) Владеет ли этот учитель качествами, восславляющими Господа? Рассуждая о лжепророках, Иуда в своем послании сказал: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (стих 11). Другими словами, лжепророка можно легко узнать по его гордыне (отвержение Каином Божьих планов), алчности (Валаамово прорицание за состояние) и мятежности (попытка Корея выдвинуть себя выше Моисея).
Для дальнейшего изучения данной темы, советуем просмотреть те книги Библии, которые были написаны специально для того, чтобы бороться с лжеучениями в пределах Церкви, например: Послание к Галатам, 2 Петра, 2 Иоанна, Иуды. Иногда очень сложно распознать фальшивого учителя или лжепророка. Это и есть самая суть рассказа «О волке в овечьей шкуре». Сатана и его демоны принимают вид ангелов света (2 Коринфянам 11:15), и только будучи хорошо сведущими в Библии, вы сможете распознать обманщика.

Берегитесь лжепророков

Сегодня устойчивое выражение «Берегитесь лжепророков» употребляется не только в отношении тех, кто искажает истинную веру. Но обо всём по порядку!

Фразеологизм происходит из Библии. В Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди Христа мы читаем:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их».

Ложные пророки были известны в древности из Священного Писания Ветхого Завета. Но по мнению многих толкователей Библии, в данном случае Христос имеет в виду не лжеучителей или конкретные ложные пророчества.

По словам святителя Иоанна Златоуста, Спаситель понимает под лжепророками тех, кто прикрывается личиной добродетели – обманщиков.

Людей, которые говорят лгут, преследуя свои собственные цели. И ради их достижения, будучи хищными волками, приходят в овечьей шкуре. Но зло всегда остается злом, и от злого человека не следует ждать добрых поступков. Только если он не захочет измениться.

Блаженный Феофилакт Болгарский добавляет: «Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри них – желание уловить. Овечья одежда — это кротость, которой пользуются лицемеры чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. И хотя некоторое время они могут скрываться, но внимательными людьми разоблачаются».

Узнать каков человек, можно различными способами: по друзьям, которых он выбирают, по речам, которые произносит, по занятиям, образу жизни и прочему. Но лучшее и самое надежное свидетельство – это те плоды, которые приносит человек. Плоды, приносимые плохими людьми, порой даже кажутся добрыми. Но на самом деле вредны. Это познаётся со временем.

Совет Спасителя своим ученикам – «берегитесь лжепророков» – актуален и в повседневной жизни. Он звучит предостережением против людей, которые пытаются выдать себя за других, вводят в заблуждение. Призывом быть осмотрительными и внимательно относится к выбору людей, которые окружают, критически реагировать на любые призывы и мнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *