Проблема перевоспитания

Курейчик Владимир Владимирович — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: kureichik@yandex.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: +78634371651; кафедра систем автоматизированного проектирования; студент.

Тимашков Дмитрий Игоревич — e-mail: Dtimashkov@gmail.com; кафедра систем автоматизированного проектирования; аспирант.

УДК 37.013.46

В.И. Писаренко

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Данная статья посвящена рассмотрению одной из самых дискуссионных проблем в современной педагогике. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, отказ от существовавшей идеологии, новые проблемы, связанные с воспитанием молодежи, обусловили переосмысление сущности самого феномена воспитания, его места и роли в общественной жизни. Существующие теоретические положения в области воспитания требуют сегодня рассмотрения в новых условиях общественной жизни. Рассматривается логика реализации воспитательного процесса, его особенности, законы и принципы, все те теоретические положения, которые могут быть использованы для разработки и реализации новой концепции воспитательного процесса.

Воспитание; воспитательный процесс; воспитательные технологии; рефлексия; культура; формирование личности; логика воспитательного процесса.

V.I. Pisarenko EDUCATION PROBLEM IN MODERN PEDAGOGICS

Проблема воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике. Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем.

Положение усложняет ситуация, сложившаяся в современном обществе. Она характеризуется отказом от старой идеологии «ленинизма», «марксизма», «ком-

мунизма» и т.д. и всего, что ей было свойственно, и отсутствием новых идеалов и идеологических установок, которые объясняются также неоднозначностью социально-экономической ситуации в стране. Упомянутые нами учебники и пособия по педагогике большей частью пересказывают ранее разработанные принципы, законы, особенности воспитания как педагогического процесса, не рассматривая, каким образом они трансформируются в условиях современного общества. Воспитательные концепции, системы, технологии ждут своей разработки применительно к современным условиям жизнедеятельности общества.

Напомним, что в советской педагогике воспитание определялось как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека. Однако при тщательном изучении смысла данного определения возникают две проблемы. Во-первых, старшее поколение не имеет опыта той жизни, которой живет молодежь, поэтому передавать свой опыт не имеет смысла, новые поколения живут в других условиях, которые могут вступать в конфликт с опытом предыдущих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта не могут обеспечить развитие человека.

По определению П.И. Пидкасистого, воспитание представляет собой целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемую и корректируемую обществом. Кроме того, воспитание рассматривается как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека . Важнейшим, на наш взгляд, является в данном определении прямая связь воспитания с культурой, культурным опытом, передача которого рассматривается как основная цель воспитания.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи: реализм целей воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; самоопределение; личностная направленность; коллективизм.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Отметим, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.

Воспитание как процесс передачи культурного опыта имеет три аспекта, которые традиционно рассматривает педагогическая теория: социально-

нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный .

Социально-нормативный аспект реализуется в идентификации с социокультурным и профессиональным окружением, принятием его норм, традиций, ритуалов, общественного мнения, осуществляет продолжение общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры. Все эти «средовые влияния» могут стать эффективными средствами воспитания — ведь культура программирует не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и

событий, предопределяет их оценку и выбор поведения. Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром .

Индивидуально-смысловой аспект воспитания рассматривается как выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и прочие «само», означающее самоценность человека в жизни и деятельности и раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном самостановлении человека, невозможное без поисков смысла собственного существования. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в культуросообразной среде, во взаимодействии со средой.

Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях).

Ценностно-деятельностный аспект воспитания реализуется во взаимодействии со средой, проявляющемся в обмене влияниями, не только принятии ценностей среды, но и утверждении в ней своих взглядов, своего значения. Данный аспект раскрывает механизм воспитания как достижения единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.

Гуманизация и гуманитаризация всех областей жизни не могла не оказать влияние на воспитательную деятельность. В рамках гуманистической парадигмы воспитательный процесс рассматривается как процесс возрастания субъектности человека — самоопределения и самоутверждения его в социокультурной и профессиональной среде.

Одной из характеристик воспитательного процесса является закономерная логика его протекания. Данная характеристика связана с прогнозированием хода воспитательного процесса, предвидением результатов воспитания на основе изучения мотивации воспитанников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения. Признание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанное на этом педагогическое прогнозирование становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.

Другой важной характеристикой процесса воспитания является его дискретность (или стадийность), поскольку процесс воспитания рассматривается как последовательность состояний, событий, изменений. Стадия рассматривается как определенная ступень (период, этап), характеризующаяся качественной определенностью. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.

Еще одна характеристика воспитательного процесса — нелинейность, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему, характеризуемые кризисным состоянием. Кризис согласно словарному определению, это не только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние». Кризис представляет собой переход от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.

Следующая характеристика процесса воспитания это его ситуационность, которая рассматривается как наличие контекстной среды, совокупность внешних условий которой становится ситуацией протекания процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В воспитательном процессе различают следующие фазы. Первая фаза — рефлексивная (осмысления); она включает в себя переживание жизненных ситуаций, их обсуждение, постижение их смыслов и значений. Целью здесь является обращение воспитанника к смыслам своего существования и деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия, осознание особенности своих отношений к миру, своего автономного Я, самобытности. Задачами этой фазы воспитания являются: стимулирование самопознания воспитанника, определение им своих сильных сторон и перспектив самосовершенствования; включение его в разнообразные формы рефлексии деятельности, поведения, отношений; стимулирование интереса к приобретению информации о себе; овладение рефлексивными и аналитическими умениями; акцентирование внимания воспитанника на выявлении закономерностей саморазвития.

Вторая фаза рассматривается как ценностная и характеризуется как фаза осознания. Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы воспитанника в систему индивидуальных ценностей, в результате чего выстраиваются причинно-следственные связи, структура жизненной позиции. Вторая фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника; работая с ним, нужно обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.

Третья фаза — проективная (проектирования) предполагает самопроектиро-вание и реализацию в социально полезной деятельности. На этой фазе происходит самоутверждение воспитанника в деятельности (или в ее проектировании), благодаря чему деятельность, поведение и общение становятся целостными, прогнозируемыми. На проективной фазе воспитания закладывается основа для свободного, произвольного поведения, для поступка, т.е. для действия, входящего в противоречие с инстинктом самосохранения и потребностью в безопасности.

Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его следующим общим закономерностям: зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды; единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности; признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности; связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.

Воспитание как вид педагогической деятельности подчиняется определенным законам, представляющим теоретическую основу разработки и реализации воспитательных систем и технологий.

Законы воспитания в педагогической теории традиционно формулируются следующим образом:

1. Закон целостного развития человека. Целостность человека ведет к тому, что любое случайное или целенаправленное воздействие или влияние вызывает изменения не только его личностных структур, но также индивидуальных и субъектных свойств. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными, как количественными, так и качественными.

2. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в такую деятельность, то даже при самых благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит. Закон развития человека через деятельность требует от педагога направления деятельности детей на достижение социально значимых целей и решение конкретных воспитательных задач, наполнения ее культурным содержанием, учета интересов, потребностей, способностей и возможностей самого ребенка.

3. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой воспитательного процесса, как его кризисность. В кризисных ситуациях человек оказывается одновременно перед необходимостью выбора и перед необходимостью совершения поступка. При этом ему приходится преодолевать не только внешние препятствия, которые мешают следовать по избранному пути, но и внутренние барьеры: желание уклониться от выбора и от необходимости совершать поступок, недостаток или отсутствие необходимых знаний и жизненного опыта, страх перед неизвестностью, боязнь быть осужденным другими людьми или выглядеть «не таким, как все» и многое другое.

4. Закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны. Этот закон свидетельствует о существовании зависимости между профессиональной компетентностью педагога и успешностью саморазвития воспитанников, когда одинаково важны как интеллектуальный уровень развития педагога, так и его эмоциональная и нравственная культура, умение создать условия (организационные, материальные, психологические) для воспитывающего взаимодействия. Данный закон указывает на важность постоянного профессионального, личностного, духовного самосовершенствования педагога, от которого зависит результативности его профессиональной деятельности.

5. Закон сопротивления человеческого материала. Этот закон устанавливает связь между результативностью деятельности педагога-воспитателя и способами педагогического воздействия. Основой данного закона является признание того, что воспитанник является равноправным, активным участником воспитательного процесса. Чем более открыто, явно, а иногда и агрессивно воздействие на воспитуемого, тем активнее он ему противится. Сопротивление не обязательно бывает открытым, оно может быть неявным, незаметным внешне.

6. Закон возрастания потребности в значимом Другом по мере становления человека как личности, индивидуальности и субъекта собственной жизни. От направленности, характера и организации совместной деятельности, совместного творчества, сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания зависит формирование смысловой сферы человека, его индивидуальной системы ценностей, его функционирование в культурном пространстве, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.

Законы фактически являются теоретической основой воспитания, однако для их успешной реализации на практике необходимы принципы, соблюдение которых обеспечит успешность воспитательного процесса. В соответствии с указанными законами сформулированы следующие принципы воспитания.

Принцип рефлексивности означает осмысление воспитанником собственного жизненного опыта. Исходной точкой в становлении позиции личности является опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу. Переживание опыта понимается не только эмоционально — в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к социальным нормам и правилам, формирует собственное поле индивидуальных смыслов. Таким образом, рефлексивность понимается в контексте индивидуального осмысления собственного опыта.

Принцип интерактивности подразумевает, что к осознанию ценностей педагог и воспитуемый приходят через взаимодействие. Интерактивный характер воспитания вытекает из представлений о ценности процесса самостановления личности во взаимодействии с ней, о формировании ее собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений формируется именно в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При этом важно не только единство целей — активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.

Принцип самореализации заключается в утверждении своей позиции в сообществе. Этот принцип представляет собой перенос в сферу социального поведения приоритета инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации. Выполнение этого принципа в воспитании обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его саморазвития.

Принцип учета возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем. Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию.

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение воспитуемого. В настоящее время смена концепции воспитания влечет за собой изменения в содержании воспитания.

Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в образовательных учреждениях, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения.

Процесс воспитания является наименее изученным из педагогических явлений, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе воспитанника из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого.

— М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.

5. Писаренко В.И. Технологический подход в современной педагогике // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2012. — № 7 (132). — С. 240-247.

Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Е.А. Макарова.

Писаренко Вероника Игоревна — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: vero19671993@gmail.com; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 681.3.062:007:159.955

В.М. Глушань

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ

СИСТЕМ*

Отмечается, что на результаты обучения влияют как генетически предопределенные, устойчивые особенности обучаемого — тип его темперамента, так и особенности кратковременного психофизиологического (психоэмоционального) состояния. Однако в существующих обучающих системах психофизиологические особенности, как правило, не учитываются. Поэтому основная идея статьи — анализ и обсуждение компьютерных обучающих систем, которые учитывают психофизиологические особенности. Рассмотрены два подхода структурных реализаций компьютерных обучающих систем, адаптирующихся к психоэмоциональному состоянию обучаемого. Описаны инструментальные средства, позволяющие фиксировать психоэмоциональное состояние.

Процесс обучения; электронные обучающие ресурсы; тестовое задание; психофизиологическое состояние.

V.M. Glushan

COMPUTER TECHNOLOGIES AND CONSTRUCTION PROBLEMS THE AUTOMATED TRAININGAND SUPERVISING SYSTEMS

Training process; electronic training resources; the test task; a psychophysiological condition.

Введение. Область применения электронных обучающих ресурсов (ЭОР) чрезвычайно широка. Использование ЭОР эффективно и при самообразовании, и при дистанционном обучении , и рекомендуется для людей со специальными потребностями в образовании. Внедрение компьютерных технологий позволяет существенно повысить качество образования и облегчить труд преподавателя, освободив его время для самосовершенствования. Однако следует предостеречь от ложного заблуждения, что со временем компьютер может полностью заменить

*

Работа выполнена при частичной поддержке РФФИ (проект № 12-07-00062).

«Педагогическая энциклопедия» определяет перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция — изменяться под воздействием воспитателя.

Первая задача перевоспитания — включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты.

Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса — главное условие и решающий фактор перевоспитания.

В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта поведения.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов:

— Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении.

— Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.

— Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

— Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные качества.

— На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие. Пока не будет устранена односторонность развития возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции: восстановительную, компенсирующую, исправительную и стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы. Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой либо области.

Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов.

При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика в той области, где проявляются его положительные качества, осудить отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания — наиболее важная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа исправления, а стало быть, уничтожения недостатков — опора на положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.

Список литературы:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Мы хорошо понимаем, что идеология качества профессионального образования в колледже станет действующей программой лишь тогда, когда она будет облачена в грамотное и своевременное нормативно-правовое поле, являющееся алгоритмом действий всех субъектов учебного процесса и одновременно их защитой от каких-либо неожиданностей.

Всего было выработано более пятидесяти локальных документов, которые дали возможность работать практически безошибочно и с нарастанием темпов, заранее планировать, расставлять людей для организации контроля и выполнения намеченного, своевременно делать необходимые коррективы. Появилось чувство уверенности и четкой ориентировки в пространстве и времени.

В связи с вышеизложенным логично задать вопрос: почему в колледже десятки лет не бывает ни одной вакансии и существует четкая позиция кадрового состава исполнителей? Почему даже те студенты, кто отнесен к «группе риска», предпочитают не нарушать законы колледжа? Позволим себе провести аналогию: почему граждане любой благопо-

лучной страны чтят и соблюдают законы, любят свое государство и не хотят покидать его? Наверное, потому, что они согласны со справедливостью законов; потому, что гражданам дают возможность в полной мере раскрыть и проявить в общем деле свои задатки и способности; потому, что достоинства и недостатки граждан оценены справедливо и вовремя; потому, что гораздо «выгоднее» не нарушать существующие порядки, так как они работают на целеустремленного человека, желающего сделать что-то полезное. Много-много таких «потому» в колледже складываются в действующую систему, создающую мотивацию любви к родному учебному заведению, который стал для каждого студента местом, где он получает то, что, возможно, недополучает дома, где интересно и свободно, где сами студенты являются активныгми организаторами удовлетворения своих потребностей, потому что здесь для всех и для всего созданыг все необходимые условия.

Почему же практически все выпускники колледжа стремятся стать студентами филиала МГТА? Все вышесказанное дает ясный ответ на этот вопрос.

Поступила 17.03.03.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е.В. Мочалов, доцент кафедры философии для гуманитарных факультетов

МГУ им. Н.П. Огарева

В современный период в образовании ставится вопрос о смене аксиологических парадигм. Ключевыми ценностями цивилизационного развития становятся не материальные ценности, а человек и его мир. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он приобретает свой смысл и духовное измерение. Нравственность при этом выступает как важнейшее измерение духовности человека.

На протяжении многих веков в российском образовании сохранялось религиозное влияние на воспитание. С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и другие русские философы считали, что воспитание должно быть религиозным. В идее божественного происхождения и предназначения человека они находили опору для духовного просветления детей.

Второй важной идеей духовного нравственного воспитания является идея семейного воспитания. Семья выступает как первооснова Отечества, нации. Семейное воспитание должно быть национальным по духу и традициям.

© Е.В. Мочалов, 2003

№ 3, 2003

Социокультурная ситуация в России на рубеже XX—XXI в. является одним из тревожных признаков духовного кризиса, сопровождающегося сменой общественного порядка, обострением экологических и социально-экономических проблем, появлением тоталитарных и деструктивных сект с различными видами современного манипулирования человеком. Деформации, которые произошли в нашей стране в эпоху тоталитаризма, привели к забвению многих ценностей русской культуры: духовного подвижничества, православных традиций, гуманности, свободомыслия. В стране «образовался» человек, для которого характерны такие черты, как авторитаризм, агрессивность, страх перед будущим, имеющий неглубокую историческую память, ориентирующийся на потребление материальных ценностей и упрощение внутренней жизни. Рубеж веков — это время, когда человек оказывается в «смысловом промежутке» (В.С. Библер); время, когда образ мира утрачивает качественную определенность, а вместе с ним качественную определенность утрачивает и образ, задающий направление развития общества и образования (К. Ясперс).

Противоречия переживаемого периода проявляются в том, что старые социально-экономические и политические структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в стадии становления. В этот период образование утратило свою основную составляющую — деятельность по развитию духовности человека. Наибольшее значение в системе образования получила его материальная сторона. Практически вся система образования занята созданием научной (материальной) картины мира в ущерб созданию образа духовного человека, живущего в материальном мире. С другой стороны, в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, ее внутренние личностные свойства, не менее значимые, чем цели коллективные

и общественные. Демократическое государство имеет своей сверхзадачей создание условий для свободного духовного развития личности и защиту гуманистических основ человеческого существования.

«Наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо сбились мы и следа нам не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно» (Ильин И.А. О России // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1986. С. 174). Эти слова принадлежат известнейшему русскому мыслителю первой половины XX в. И.А. Ильину и весьма современны сегодня, когда отечественному обществу необходимы четкие духовные ориентиры. Как отмечает Е.В. Бон-даревская, «образование — та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить гуманный ценностный мир, по «мере жизни человеческой»» (Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 19).

Ставится в наше время и вопрос о смене аксиологических парадигм, ключевыми ценностями цивилизационного развития становятся не материальные ценности (сырье, технические разработки, финансы), а человек, его мир — жизненные смыслы, духовные ценности, цели, содержание и способы самореализации, стремление к самосовершенствованию. «Без преображения человеческой души мы никогда не преодолеем трудностей в политике и экономике, но будем терять все новые поколения, воспитывающиеся в бездуховности и нравственном нигилизме. Без такого преображения нам никогда не начертать правильного пути для будущей России, никогда не приобрести «очей сердца», способных брать

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

лучшее из внешнего мира, отвергая все, что не служит правде, добру и созиданию» (Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Уходящий век: итоги и надежды // Вопр. экономики. 2000. № 12. С. 16).

В социально-философском аспекте духовность определяют также ценности, положенные в основание решения смысла жизненных проблем человека, которые каждый раз индивидуально открываются заново в конкретном историческом времени и пространстве. Новое осмысление феномен духовности получает в современной технологической культуре, когда осознаются идеи глобального единства человечества, кризисной экологической ситуации на планете, нравственный кризис личности, связанный с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении к себе, другому, природе, обществу и вместе с тем осознается непреходящая ценность национальных традиций русской школы, опирающейся на традиционную для русских этику долга, чести, достоинства гражданина России.

В научных педагогических исследованиях проблема приращения нового психолого-педагогического знания стала соотноситься прежде всего с познанием человека на разных этапах его развития как историко-культурно-социально-индивидуальной личности. Не случайно Г.С. Батищев отмечал, что, «распредме-чивая историю, индивид обретает накопленную ею человечность» (Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 106). В связи с тем что в психологопедагогической науке все больше внимания уделяется лично стно-индивидуаль-ным особенностям человека, актуализируется проблема воспитания и образования его духовности в современных условиях духовного кризиса общества. По мнению Е.В. Бондаревской, «воспитание духовности — это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает разви-

Воспитание духовности — главная воспитательная задача общества. При всем многообразии определений понятия «воспитание» (от древнерусского възъпи-тание — возвышение, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное), на наш взгляд, наиболее емким является его определение как деятельности по развитию духовного мира личности, направленной на оказание ей педагогической поддержки и самофор-мирование своего нравственного образа (см.: Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д, 1999. С. 38).

Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он приобретает свой смысл и духовное измерение. По мнению Э. Шпрангера, «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру» (Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории и психологии. М., 1980. С. 289). Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, природе, обществу. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность при этом служит одним из измерений духовности человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема духовности нашла серьезное отражение в светской и православной педагогике. Принципиальное значение для решения проблемы воспитания духовности личности и ее образования имеют труды российских философов, педагогов и психологов как прошлых лет:

А.С. Аскольдова, А.И. Введенского, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачин-

№ 3, 2003

Русская идея в педагогике связана с православием как фундаментом школы, которая учит «божеству и вежеству» (В.О. Ключевский). На протяжении многих веков в российском образовании сохранялось религиозно-духовное влияние на воспитание. Патристика (Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Да-маскин) проповедовала «взаимное общение и человеколюбие». Первое самостоятельное отечественное педагогическое произведение — «Поучение Владимира Мономаха» — было своеобразной предтечей появившегося много веков спустя знаменитого «Домостроя». В нем концентрировалась программа обучения и воспитания наших предков на основе национальных духовных ценностей.

С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и другие русские философы считали, что воспитание должно быть религиозным и в идее божественного происхождения и предназначения человека находить опору для духовного просветления детей, обучения любви. В этом плане важна мысль

В.С. Соловьева о том, что неестественно жить без высоких духовных начал, в умственной и нравственной пустоте… С исчезновением глубоких убеждений, подчеркивал философ, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний (см.: Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 15—16).

И.А. Ильин, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев обращали внимание на то, что духовное развитие человека рассматривается как основа формирования патриотизма, гражданственности, национального самосознания.

Философ, педагог, религиозный мыслитель В.В. Зеньковский исходит из того, что одним из существенных факторов духовного развития личности является

потребность во внутренней целостности в противовес реальности мучительного раздвоения, сопряженности добра и зла в душе человека, ибо «возможность падения не оставляет людей даже на вершинах добродетели». Он пытается соединить проблемы духовности с очищением сердца, постоянным совершенствованием себя, воспитанием как спасением, искуплением, что не может быть ни делом лишь одного воспитания, ни результатом саморегуляции; это — целостный процесс. По мнению ученого, внутренний мир («тишина», «простая гармония сил») может оказаться мнимым достижением, чисто психологическим разрешением внутренних конфликтов, привести к легко возникающим самоуправлению и са-мовозвышению. Духовно-эмоциональное «созвучие» педагога и детей как необходимое условие «влияния» педагога может быть достигнуто только в том случае, если педагог следует Добру, когда Добро определяет его отношение к людям, детям. Детские души чутко воспринимают все подлинное и глубокое в старших, они особенно восприимчивы к подлинному Добру (см.: Зеньков-

ский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993).

Н.А. Бердяев основой духовности считал «сердечное созерцание, совестную волю и верующую мысль».

В работах И.А. Ильина раскрыта концепция национального воспитания, в основе которой лежит идея духовного самоопределения личности. Национальное воспитание основывается прежде всего на идеях Родины, нации, патриотизма. Идея Родины предполагает в человеке живое начало духовности, внутренней духовной свободы.

Второй важной идеей духовного нравственного воспитания является идея семейного воспитания. Семья выступает как первооснова Родины, Отечества, нации. Семейное воспитание должно быть национальным по духу, традициям. «Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет греть его и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

(Ильин И.А. Указ. соч. С. 151). Предназначение семьи, как полагал И.А. Ильин, состоит не только в воспитании «духовной личности», но и в передаче из поколения в поколение духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции. Основная цель воспитания заключается в получении ребенком доступа ко всем сферам духовного опыта, чтобы его нежное и восприимчивое сердце научилось отзываться на все божественное в мире и людях. Постепенно душе будут открыты природа в ее красоте, величии, целесообразности; искусство, дающее нам радость, сочувствие всему страдающему; любовь к ближнему. Особо значимым считал ученый переживание ребенком молитвенного обращения к Богу, который слышит, любит, помогает. Из духа семьи, из осмысленного восприятия своих родителей и предков возникает в человеке чувство собственного достоинства — основа гражданственности.

Чтобы ребенок стал настоящим представителем своей нации — русским человеком, И.А.Ильин полагал необходимым приучать его к дисциплине, самообладанию, укреплять его волю. Не менее важно обогащать душу ребенка всеми национальными сокровищами: сказками, русской песней, молитвой как сосредоточенной и страстной приобщенностью к Богу, знакомить с житиями святых, российских героев как с образцами святости, героизма, что позволит развивать стремление к доблести, жажду подвига и служения. Родная поэзия, история, искусство — от живописи до музыки, скульптуры, архитектуры — дают возможность понять и почувствовать себя сыном своего народа. Знакомство с экономикой, географией пробуждает интерес к национальному хозяйству как источнику духовной независимости и духовного расцвета народа.

Поступила 29.07.03.

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ: ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

И.В. Загороднова, доцент кафедры философии для гуманитарных факультетов МГУ им. Н.П. Огарева

В современных условиях проблема воспитания приобретает особую актуальность, поскольку сейчас в нашем обществе происходят переосмысление старых и формирование новых жизненных ценностей, занимающих в воспитательном процессе существенное место. В этих условиях необходима некая идея, способная объединить и сориентировать человека в современном культурном пространстве.

Вопросы, связанные с воспитанием, волновали людей всегда. Воспитательное воздействие на человека оказывается не только в детстве или юности, но и в зрелые годы. Уже у Платона встречается мысль о том, что воспитание и наставничество начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.

Непосредственное отношение воспитание имеет к педагогике, поскольку педагогика занимается вопросами воспита-

© И.В. Загороднова, 2003

ния и образованный человек для нее — прежде всего воспитанный. Это не основной предмет педагогики, но явление, на которое она не может не обратить внимания. Педагогика, ставя определенные цели воспитания, стремится к формированию у ребенка социально ценных навыков и привычек как основы для проявления индивидуальности.

В представлении педагога воспитание — это действие одного человека на другого. Поэтому воспитатели и настав-

Территория науки. — 2014. — № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ Гура Г. М.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Воронежский экономико- правовой институт

Ключевые слова: Воспитание, личностное становление

молодежи, воспитательный процесс, системный подход к организации воспитательной работы в вузе.

Аннотация: Воспитание — это одна из приоритетных задач высшей школы. В данной статье выявляются основные проблемы воспитательной работы в вузе и определяются основные направления ее совершенствования.

В контексте сложнейших социально экономических перемен были подвергнуты переоценке, а порой просто отброшены многие традиционные постулаты нашей жизни. В этом разряде оказалась и категория воспитания, которая стала квалифицироваться как потерявший свою актуальность и жизненную необходимость идеологический придаток ушедшей политической системы. Воспитание всегда ориентировалось, прежде всего, на подрастающее поколение, молодежь. В сложившейся ситуации образовался вакуум в целенаправленном воздействии со стороны государства, его общественных институтов (семья, образовательная система) на молодое поколение. Но процесс социализации, т.е. личностное становление молодежи — объективный и перманентный и поэтому данный вакуум заполнила стихия — спонтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь поток неконтролируемой информации, как со стороны запада, так и собственных СМИ.

На фоне и без того множества проблем наше общество достаточно быстро начало ощущать серьезные рецидивы со стороны

Территория науки. — 2014. — № 1.

молодого поколения, ранее в такой мере ей не свойственные: правонарушения, пьянство, сексуальная свобода, наркомания, СПИД, суицид, увеличение падения духовности, нравственности, культуры. Наметился серьезный раскол между поколениями.

Осознав последствия для будущих поколений вакуума целенаправленного воздействия государства, Министерством образования РФ была проведена серьезная исследовательская работа по переосмыслению подходов к воспитанию подрастающего поколения, поиску адекватных времени его организационных и содержательных аспектов.

Первое, что стало очевидно — необходим обстоятельный научный анализ понятий «воспитание» и «воспитательная работа» применительно к новым реалиям жизни.

Анализ материалов исследований данного процесса позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных выводов.

1. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

2. Суть современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

3. Воспитание — есть интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.

Исследование позволило установить новые тенденции в структуре потребностей студенчества: в качестве важнейших

приоритетов для них выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, познавательная потребность, потребность в социальном признании, нравственная потребность.

Территория науки. — 2014. — № 1.

Одновременно наблюдается потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, рост разобщенности среди студенческой молодежи. Важно подчеркнуть, что важнейшей исторически сложившейся особенностью социальной и духовной культуры славян, их менталитета является ориентация на совместную деятельность, общинный уклад жизни. В этом кроются истоки одного из традиционно сильных преимуществ общественного бытия белорусов — коллективизма с такими присущими для него ценностями как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание. Отказ от коллективных принципов жизнедеятельности, жесткая ориентация на индивидуализм чреваты невосполнимыми нравственными потерями для подрастающего поколения и общества в целом.

Настоятельно встает проблема возобновления традиций коллективизма среди студенческой молодежи посредством развития коллективных форм их совместной деятельности в учебе, труде, отдыхе, спорте, туризме, активизации студенческого самоуправления с обеспечением его реальных прав и возможностей, повышением роли самоуправления в организации воспитательной работы. Воспитание молодежи, по нашему мнению, должно быть направлено на становление гуманной личности с присущим для неё сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга, трудолюбием, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми.

Научный анализ данной проблемы со стороны ученых и практиков привел к заключению — воспитание должно выступать в качестве одной из приоритетных задач современной высшей школы.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны органов управления образованием и, непосредственно, вузов, эффективность целенаправленного воспитательного влияния на студенчество остается существенно ниже по сравнению с воздействием спонтанных факторов среды (псевдокультура, коммерционализированные СМИ, неформальная среда общения).

Одна из первостепенных причин заключается в отсутствии системного подхода к решению проблем воспитания студентов. Это не позволяет последовательно интегрировать уже накопленный позитивный опыт воспитания, продуктивно его развивать и совершенствовать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территория науки. — 2014. — № 1.

Речь идет о выделении воспитательной работы в самостоятельное направление образовательной деятельности высшей школы, предусматривающее ее целенаправленное научнометодическое и нормативно-технологическое обеспечение.

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и

возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и теми

проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

Традиционно материальное обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и помощи со стороны родителей либо других близких родственников. В последние годы к этим источникам в качестве достаточно существенного добавляется и фактор дополнительных заработков самих студентов.

Анализ ответов студентов об использовании дополнительных заработков в свободное время показывает, что к ним обращается примерно четверть от всех опрошенных. Однако отсутствуют официальные вузовские структуры, которые оказывали бы помощь студентам в трудоустройстве, не видна роль государственной службы занятости. Поскольку сейчас большое количество вузов коммерческих, в которых студенты стипендии не получают, а вынуждены оплачивать учебу, необходимо направить усилия государственных и молодежных структур на расширение возможностей вторичной занятости для подавляющего большинства студентов.

Как свидетельствуют результаты исследования, четвертая часть опрошенных студентов ощущают неудовлетворенность материально-бытовыми условиями жизнедеятельности. Еще больше не удовлетворены они условиями для отдыха и полноценного проведения досуга. Они указывают на неудовлетворительные условия для занятий физкультурой и спортом. Такая ситуация ни в коей мере

Территория науки. — 2014. — № 1.

не может способствовать созданию и укреплению здорового образа жизни студентов. Наличие психологического дискомфорта в студенческой среде подтверждают результаты ответа на вопрос о необходимости создания в вузах службы социально-психологической помощи. Первое, что следует отметить, это достаточно ярко выраженная со стороны студентов потребность в такого рода службе.

Студенты нуждаются в оказании услуг социально

психологической службы по причинам личностного и

эмоционального плана. Это помощь в изучении своих способностей, особенностей характера и поведения, консультации по снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок, получение консультаций в сфере личной жизни (дружба, любовь, создание семьи, семейные взаимоотношения, а также приобретение навыков общения.

Проблема эмоционально-психологического состояния студенчества представляется исключительно актуальной и должна стать предметом специального научного изучения. Требуется разработка практических методов ее решения в системе высшей школы.

Несмотря на ряд позитивных тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Это обусловливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли куратора; отсутствием должной психологопедагогической подготовки кураторов и воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы.

Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы.

Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза.

Территория науки. — 2014. — № 1.

К числу проблем, возникающих в студенческие годы, относятся и забота о собственной семье. Создание семьи, налаживание семейного быта, рождение ребенка и уход за ним в сочетании, как правило, с завершающим этапом обучения требует не только существенных душевных, физических и материальных затрат, но и должного уровня готовности к обеспечению сложнейшей социальной роли семьянина. Отношение студентов к созданию собственной семьи, в целом, положительное, однако, большинство считают его возможным при условии материальной обеспеченности.

До настоящего времени существуют различные позиции относительно назначения воспитания студенческой молодежи. Сторонники традиционного подхода считают, что воспитание должно быть направлено на целенаправленное формирование личности студента в соответствии с заданным общественным идеалом. В другом случае отстаивается взгляд на студента как сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном воздействии. Одновременно для современной психологопедагогической науки и практики все более доминирующее значение начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культурой общественного бытия.

Хотелось бы выделить основные направления

совершенствования воспитательной работы с молодежью:

Теоретическая разработка модели личности в контексте ее важнейших социально значимых и социально востребованных качеств и свойств.

Обеспечение социологического и социальнопсихологического мониторинга личностного состояния и социальных ориентаций учащейся молодежи.

Работа с лидерами как одаренной молодежью (выявление, отбор и организация деятельности школ лидеров).

Мониторинг формальной и неформальной микросреды общения студенческой молодежи (академическая группа, дружеская компания и т.д.) и обеспечение ее психолого-педагогического сопровождения (работа социально-психологических и социальнопедагогических служб). Наличие банка данных о тенденциях, характерных для микросреды общения студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территория науки. — 2014. — № 1.

Основной акцент в воспитательной работе с молодежью необходимо делать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как: нравственность;

гражданственность; коллективизм; труд.

Список литературы

4. Ценностный мир современного студента / Социологическое исследование // Под ред. В.Т .Лисовского, Н.С. Слепцова. М., 1992. 242 с.

Карпова Е. В.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-

КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

Российский государственный торгово-экономический университет, г. Воронеж

Ключевые слова: профессиональное образование,

непрерывное образование, высококвалифицированный специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *