Проблему детского коллектива изучали

Ю.Е. Криводонова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ…

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситу- 1. ации, содействует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, интересном, созидающем обще- 2. нии, мотивации к приобретению качественных, приносящих пользу знаний, умений, навыков; снижению по- 3. веденческих рисков, опасных для здоровья. В целом все это способствует сохранению, укреплению физического и эмоционального здоровья учащихся, их саморазви- 4. тию, самореализации и успешной социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Шишковец, Т.А. Функции социального педагога: справочник социального педагога. — М.: Вако, 2007. — 336 с.

Соловейчик, С.Л. В.А. Сухомлинский о воспитании / под ред. Т.Е. Яковлевой. — М.: Политиздат, 1979. -270 с.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AS THE FACTOR OF SOCIALIZATION OF SCHOOLBOYS

> 2015

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist

MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia)

УДК 37.013

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)

© 2015

Е. В. Сараева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонский государственный университет, Херсон (Украина)

Аннотация: Весомый вклад в разработку проблемы формирования детского коллектива, совершили советские учёные во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных разведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения. Научную разработку проблемы формирования детского коллектива осуществляли в различных организациях, лабораториях, объединениях СССР, созданных при Педагогических обществах, и консолидирующих учёных, учителей, работников народного образования, представителей производственных коллективов и др. Руководство и координацию их деятельности осуществлял специальный совет. Активно работали следующие лаборатории: «Коллектив и личность» (г. Москва) — Л. Новикова, М. Казакина, А. Куракин, А. Мудрик и др.; «Производственный коллектив — воспитатель детского коллектива» (г. Свердловск) — З. Аранович, Н. Нелюбин, А. Онуфриев, Н. Шурова и др.; «Ученическая бригада — трудовой коллектив общества» (г. Ставрополь) — Е. Максименко, К. Пронин, П. Годин, И. Феник; «Ученический коллектив в борьбе за знания» (г. Мурманск); «Самовоспитание школьников в коллективе» (г. Ленинград) — М. Качурин, З. Гинзбург, Ю. Илларионова; «Коллектив и личность» (г. Киев) — А. Киричук, В. Галузинский, М. Красовицкий, М. Чернобаева и др. Деятельность названных лабораторий была направлена на обобщение опыта, разработку теоретико-методологической основы вопроса и экстраполяцию методического инструментария в современное образовательное пространство учебных заведений.

Ключевые слова: детский коллектив, научная лаборатория, личность, социометрия, ученический коллектив, воспитательный коллектив, концепция детского коллектива, социальная психология.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной науке накоплен значительный опыт по разработке теоретических и практических составляющих разных ключевых проблем. В первую очередь это относится к гуманитарным наукам: философии, истории, психологии и др. Педагогика не является исключением: большинство образовательных проблем были в той или иной мере разработаны на предыдущих этапах развития педагогической науки. Поэтому, научнообоснованным и целесообразным считаем требование к изучению истории вопроса при исследовании педагогического формата любого феномена или отдельной проблемы.

Рассматривая проблему формирования детского коллектива, останавливаемся на анализе научных подходов, предложенных учёными во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных раз-

ведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние десятилетия внимание учёных привлекали отдельные аспекты выбранной нами проблемы. Так, историю педагогической науки изучали Е. Адаменко, Э. Панасенко; теоретико-методологические основы проблемы детского коллектива раскрыли М. Красовицкий, О. Сухомлинская; вскользь осветили деятельность лабораторий второй половины ХХ в. М. Богуславский, М. Красовицкий, Л. Маценко, Л. Новикова, Н. Селиванова и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашей публикации является исследование вклада научных лабораторий второй половины ХХ в. в разработку проблемы детского коллектива. Задачи статьи предусматривают 1) анализ теоретических и практических разработок учёных выделенного периода по проблеме детского коллектива; 2) определение специфики

Е.В. Сараева

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО…

исследований научных лабораторий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Научную разработку проблемы формирования детского коллектива осуществляли в различных организациях, лабораториях, объединениях СССР, созданных при Педагогических обществах, и консолидирующих учёных, учителей, работников народного образования, представителей производственных коллективов и др. Руководство и координацию их деятельности осуществлял специальный совет.

Научная лаборатория в контексте нашего исследования представляет собой объединение педагогов с целью проведения экспериментальных, а на их основе теоретико-методологических исследований в сфере актуальных проблем теории и практики образования.

Во второй половине ХХ в. в союзных республиках были открыты лаборатории, предметом исследования которых выступали различные аспекты проблемы детского коллектива. Так, в Москве в указанном направлении работала лаборатория «Коллектив и личность», образованная при Педагогическом обществе РСФСР по инициативе НИИ теории и истории педагогики АПН СССР в 1964 г. В неё вошли Л. Новикова, М. Казакина, А. Куракин, А. Мудрик и др. Как позже оценят ученики Людмилы Ивановны, именно с деятельности в лаборатории «Коллектив и личность» и зарождалась научная школа Л. Новиковой .

Участниками лаборатории в диссертационных исследованиях (М.Казакина «Формирование нравственных идеалов у подростков в общественно значимой деятельности» (1967), А. Мудрик «Проблемы свободного общения старшеклассников» (1970), Л. Новикова «Коллектив и личность как педагогическая проблема» (1978), Н. Селиванова «Процесс формирования коллективных отношений подростков» (1979) и др.) были изложены ключевые позиции и подходы к проблеме детского коллектива: «положения о двойственной природе коллектива как организации и психологической общности, рассмотрение его в качестве инструмента воспитания таких аспектов личности школьника как самоутверждение, самосознание, творческая индивидуальность, общительность, индивидуальные интересы» . Весь творческий коллектив был убеждён, что «исследовательский поиск должен охватывать и науку, и практику в их взаимосвязи как единое целое» и работал в этом направлении.

А. Куракиным, Л. Новиковой была разработана педагогическая концепция детского коллектива. В ней на основе системного подхода, который дал возможность соединить представления о детском коллективе как «цели, субъекте и объекте исследования» , были осуществлены серьезные теоретические обобщения, позволившие сформулировать современную методологию детского коллектива и довольно широко представить ее педагогической общественности и научным кругам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи определили детский коллектив как «явление социально-педагогическое, которое возникает, функционирует и развивается в рамках того или иного воспитательного института, с одной стороны, под влиянием воспитателей — взрослых, а с другой — в силу тех внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, которые ему свойственны как социально-психологической общности» .

В среде взрослых он воспринимается в трех системах координат: цель воспитательной работы с детьми; объект воспитательных воздействий; инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса. В детском окружении же выступает средой их жизнедеятельности.

Ученые ввели ряд новых понятий, среди них «поле коллектива», обосновали как исходное понятие «воспитательный коллектив» и др.

Кроме того в начале 70-х гг. учёные объединились

в научном совете при Президиуме АПН по проблеме «Коллектив и личность», возглавленном сопредседателями Х. Лийметсом и А. Петровским.

Весомость вклада учёных-психологов

A. Петровского, В. Абраменковой, В. Петровского,

B. Шпалинского, Ю. Янотовской, которые проводили исследования по изучаемой нами проблеме в контексте развития социальной психологии не вызывает сомнения. Учёные сконцентрировались на исследовании межличностных взаимоотношений в коллективе, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке стратоме-трической концепции групп и коллективов.

Инициатива ведущих учёных была поддержана и распространена по всей республике. При их непосредственном влиянии были образованы и активно функционировали проблемные группы и в других городах — Краснодаре, Свердловске, Ставрополе, Мурманске, Ленинграде.

В лаборатории «Производственный коллектив — воспитатель детского коллектива» города Свердловска обобщали опыт взаимодействия школьных и производственных коллективов, позволивший открыть перспективы для выявления закономерностей этого взаимодействия и условий, при которых влияние производственного коллектива на детский являются наиболее благоприятными. Участниками этого творческого коллектива были З. Аранович, Н. Нелюбин, А. Онуфриев, Н. Шурова и др.

Активная разработка проблемы велась Е. Максименко, К. Прониным, П. Годиным, И. Феник в деятельности лаборатории «Ученическая бригада — трудовой коллектив общества» в Ставрополе. Исследователи изучили тенденции развития ученической бригады как специфического коллектива, выявили его воспитательные возможности, роль во всестороннем развитии личности сельского школьника.

В лаборатории «Ученический коллектив в борьбе за знания» в Мурманске под руководством М. Погодина был проанализирован опыт коллективного воспитания в процессе познавательной деятельности учащихся.

Участники Краснодарской лаборатории Ф. Брюховецкий, Б. Олейникова, Е. Чаус, П. Гребенюк работали над созданием монографии, обобщающей опыт целенаправленного коллективного воспитания детей общими усилиями учителей и родителей.

Проблему «Самовоспитания школьников в коллективе» изучали в Ленинградской лаборатории М. Качурин, З. Гинзбург, Ю. Илларионова.

Проводя активную деятельность: «регулярные симпозиумы, собиравшие педагогов, психологов, социологов, философов Москвы, Ленинграда, Тарту, Таллина, Киева, Минска и доброй дюжины областных центров РСФСР и УССР» ученые обсуждали идеи, наблюдения, выделяли тенденции, закономерности, разрабатывали ключевые положения проблемы. Наиболее значимыми были симпозиумы в Эльве (Эстонская ССР), Умани (Украинская ССР), Таллине (Эстонская ССР) и других городах.

В Киеве в 1969 г. на общественных началах при Педагогическом обществе УССР, была образована Республиканская научная лаборатория «Коллектив и личность» (1969 — 1985 гг.). Она обеспечивала одно из направлений деятельности общества, а именно: «содействие развитию педагогической науки, привлечение педагогов к научно-исследовательской работы, укрепления связи педагогической науки и практики; создание научно-методических секций и общественных лабораторий, творческих групп исследователей, школ молодых ученых, осуществление массовых мероприятий, направленных на вооружение молодых ученых методикой проведения научных исследований» .

Возглавил украинскую лабораторию «Коллектив и личность» А. Киричук, а в состав вошли украинские ученые В. Галузинский, М. Красовицкий, М. Чернобаева и

Е.В. Сараева

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО..

др. Разным аспектам проблемы детского коллектива они посвятили диссертационные исследования: А. Киричук «Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности» (1964), В. Галузинский «Исследование особенностей развития детского коллектива в школе-интернате (на материалах I — VIII)» (1963), «Индивидуализация воспитания учащихся в условиях школьного коллектива» (1984), М. Красовицкий «Мнение ученического коллектива как средство воспитания верности общественному долгу (старший школьный возраст)» (1969), М. Чернобаева «Особенности ценностных ориентаций подростков в сфере общения и пути их формирования» (1974) и др. Они изучали проблему детского коллектива в разных координатах, проводили экспериментальные исследования и внедряли свои разработки в практику работы учебных заведений.

Вклад всех участников творческого коллектива в исследование проблемы был существенным. Так, А. Киричук кроме новаторских исследований в сфере проблемы детского коллектива, выступил руководителем 48 кандидатских диссертационных исследований, из них 12 в контексте изучения проблемы лаборатории .

Отличительной особенностью деятельности украинской лаборатории была тесная связь с практикой, все исследования носили практико-ориентированный характер и базировались на социометрической методике. Ученые, опираясь на основные положения марксистско-ленинской педагогики, идеи А. Макаренка, изучали разные аспекты проблемы детского коллектива.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, деятельность научных лабораторий второй половины ХХ в. по проблематике детского коллектива была направлена на обобщение опыта, разработку теоретико-методологи-

ческой основы вопроса и экстраполяцию методического инструментария в современное образовательное пространство учебных заведений. Исследования были раз-новекторными. Их тематическая направленность была обусловлена проблемами образовательной практики. Новаторским в отечественной педагогической науке второй половины ХХ в. стало появление работ социально-психологического формата, основой которых выступали социометрическая и стратометрическая методики.

Перспективным считаем дальнейшее детальное изучение содержательного компонента деятельности советских лабораторий по проблемам детского коллектива, а также обобщение их практикоориентированных разработок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Напередодш VII з’йду Педагопчного товариства УРСР // Радянська школа. 1983. № 4. С. 69.

2. Новикова Л. I. Колектив i особистють як педагопчна проблема // Радянська школа. 1968. № 8. С. 38-43.

4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избр. пед. труды / Под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика. М.: ООО «ПЕР СЭ». 2010. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сухомлинська О. В. Колектив i особистють у контексл фшософп освгш // Шлях освгш. 2011. № 4. С. 2-5.

© 2015

Kherson State University, Kherson (Ukraine)

Библиографическое описание:

Каждый ребенок мечтает как можно быстрее вырасти, чтобы оказаться на месте взрослого человека. Ведь иногда так хочется представить себя на месте родителя, учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он отлично знает, что ему нужно, а что нет, умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому–то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Каждый из нас, взрослых людей, воспитывая детей, часто вспоминает в той или иной ситуации события, связанные со школьной жизнью. В памяти остаются воспоминания о тех педагогах, которые доставили нам радостные минуты общения, которые смогли помочь решить проблему ненавязчиво, тактично и правильно, которые были интересными личностями. Их манеры общения с учениками, их любовь к людям, самоотдача остается в подсознании на всю жизнь, и, как мне кажется, становится эталоном общения, построения человеческих отношений в будущем. Умный, добрый отзывчивый, понимающий, тактичный взрослый человек в школьной жизни любого ученика – это образец правильного поведения взрослого человека в социуме, это уроки общения для подрастающего поколения. Чаще всего таким образцом становится классный руководитель. Он является самым близким человеком к учащемуся в школьной иерархии.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе? С какими трудностями приходится сталкиваться в воспитательной и деятельности как преодолевать эти трудности?

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

На первый план выходит приоритет получения знаний, как вознаграждения, при этом не замечая и попирая чувства и достоинство окружающих. Чаще всего дети и их родители слышат только себя и воспитание отклоняется в сторону «мои права», а не «мои обязанности». Диктат со стороны родителей входит в двери школы.

Очень сложным становится проведение воспитательной политики и построение воспитательной системы в школе. Принцип обязанностей перед коллективом, в частности, и обществом, в целом, потерялся. Остался принцип индивидуализма. Поэтому основная задача воспитания ложится на плечи классного руководителя еще более тяжким грузом, нежели ранее. Поскольку классный руководитель является самым важным связующим звеном в «любовном треугольнике» «родитель – ученик – школа».

Родители все чаще перекладывают свои воспитательные функции на школу, соответственно предъявляя свои требования, не понимая и не признавая своих обязанностей, которые возлагаются на них с момента появления ребенка в семье. Инфантильность родителей в вопросах воспитания своих чад, превращение своих детей в мега – звезд цвета индиго с четко направленным воспитанным индивидуализмом, ложится уже на плечи начальной школы.

Многие родители, которые привели детей в первый класс, четко распланировали будущее своего ребенка. Становится очевидным, что отклонения влево или вправо от выбранной ими стратегии недопустимы. Воспитательная работа может проводиться со стороны школы лишь в том случае, если это не навредит и не противоречит интересам и мечтам семьи ли родителя, при этом дети часто обделены простым родительским вниманием и пониманием.

В таких условиях учитель начинает формировать детский коллектив, в котором учащиеся должны научиться строить взаимоотношения в социуме на основе существующих норм.

Какие методы использует начальная школа? Прежде всего, направленные на привлечение родителей к диалогу о воспитании детей, непосредственное участие в воспитательных мероприятиях школы. Это соревнования дети –родители, образовательные поездки, коллективные творческие дела с участием родительского коллектива класса.

Нашему учебному заведению свойственна ранняя профилизация учащихся в силу того, что школа является общеобразовательным заведением с углубленным изучением математики. Поэтому уже в 5-6 классе начинается пропедевтика математики. Большинство учащихся переходят из начальной школы уже сложившимся коллективом, но ежегодно появляется класс детей, перешедших в школу для углубленного изучения математики в будущем.

В таких классах необходима филигранная работа классного руководителя. Очевидно, в классе, где собираются амбициозные дети и характерной чертой родительского коллектива является большое желание помочь своим чадам, видя в своем ребенке особенность, одаренность и чаще всего поддерживая эту «звездность».

Современные пятиклассники и шестиклассники умело копируя своих родителей, хорошо ориентируются в своих правах и некоторые из учащихся знают, на какие законы можно сослаться, предъявляя свои требования. Но в силу возраста и того, что дети слышат и наблюдают вокруг, они забывают о том, что у любого человека есть обязанности, которые необходимо неукоснительно соблюдать, согласно тех же законов. Поэтому формирование правовой культуры современного ученика является важной задачей классного руководителя на любой ступени школьного образования. Воспитание толерантности, совести, доброты и гуманности становится очень важным в пору, где безразличие и жестокость становиться нормой человеческих отношений.

После шестого класса дети проходят через отбор в классы с углубленным и профильным изучением математики, что способствует с одной стороны ранней профилизации, а с другой стороны отстраненности от дел школы и класса и расслоению учащихся. Поэтому в 7-9 классах важна работа не только в классном коллективе, но и взаимодействие между классами в параллели, а также участие педагогов – предметников в воспитательной работе школы. Поэтому наши учителя практикуют проведение интегрированных уроков, совместных с родителями собраний, вечеров, подготовку силами педагогов дополнительного образования, учителей – предметников и родителей театрализованных представлений и тематических вечеров: «Вечер романса», «Французский шансон», «Математика – Царица наук» и т. п.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению.

В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека от других живых существ: способность к творчеству, потребности духовные и материальные, способности ординарные и выдающиеся.

В 9-11 — ом классе подробно изучить вопросы: «Личность и мораль», «Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина». Определить роль морали в анализе и оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности гражданина перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную основы брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки понятий «гражданин», «частная и духовная жизнь», «гуманизм».

Еще одним из важных направлений в воспитательной и познавательной работе классного руководителя и учителя – предметника с детьми любых возрастов является образовательный туризм. В поездках ребята не только получают знания в отличной от привычных уроков форме, но имеют возможность развития навыков общения вне школы, поведения в социуме. У ребят появляется возможность взглянуть друг на друга вне школы и попробовать строить отношения уже с учетом новых представлений о своих товарищах.

Таким образом, классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Из всего выше сказанного следует, что на плечи классного руководителя ложится тяжкий груз проблем, которые диктует современное общество. И то, каким ребенок будет в будущем, на сколько учащийся будет готов к борьбе с трудностями, зависит в том числе и от работы классного руководителя. Завершить свою работу хочу словами Гете: «Учатся у тех, кого любят”. Чтобы изменять других, их надо любить. Классный руководитель – это «человек – любящий». Именно в этом случае цель будет достигнута.

Введение. Весь педагогический процесс строится от личности ребенка, его мировоззрения, наследственности, среды обитания, воспитания, а также «… в результате собственной деятельности» . Объектом познания личности является не только мир в его многообразии, но и она сама, что проявляется в самопознании и самосовершенствовании. Быть личностью – это оценивать последствия своего решения, осуществлять необходимый для себя выбор, держать ответ за них перед собой и обществом в целом. Возникновение устойчивых форм поведения, развитие познавательной и творческой сферы, усвоение нравственных требований играют важную роль в становлении личности в детском коллективе . Любой детский коллектив – это коллектив со своими психологическими особенностями. Управление коллективом осуществляется через руководителей, которые назначены официально . Воздействие на детский коллектив может происходить так же через неофициальных лиц, которые пользуются авторитетом среди учеников. Например, лидеры детского коллектива.

Объекты и методы исследования. Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который строит свою работу в соответствии с программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя – процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду. Постоянная включённость в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. Педагог должен уделять значительное внимание вопросу выявления истинного лидера. Для благоприятной жизнедеятельности детского коллектива, важно, чтобы все идеи и действия педагога были поддержаны лидером из числа учеников . Главным условием выдвижения лидера является его авторитет. Лидеру детского коллектива стараются подражать, с ним соглашаются и доверяют его действиям. Авторитет можно рассматривать как деловой или эмоциональный. В деловом авторитете лидер рассматривается как специалист, а в эмоциональном как личность, со своими индивидуальными и психологическими особенностями. Лидерство в детском коллективе в большей степени зависит от множества факторов и различных ситуаций, чем от особенностей личности самого лидера. «В успешных коллективах лидеры больше ориентированы на решение задач и постановку новых целей» . В детских коллективах, где главным критерием общения является сотрудничество, лидер нуждается в помощи со стороны педагога. В процессе своего развития коллектив приобретает различные новые особенности и качества, которые характерны группе. Главным групповым качеством является сплоченность коллектива. Это качество имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Благоприятный психологический климат сам не вырабатывается, особенно, если разговор идет о детях, которые не владеют социальной зрелостью и жизненным опытом. Для хорошего функционирования коллектива надлежит управлять им квалифицированному специалисту. Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебная и воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Любой коллектив имеет определенную систему межличностных отношений. Существует два вида отношений: официальные или неофициальные. Официальные отношения строятся на основании правил. Так же, в коллективе формируются неофициальные отношения. Они строятся на основе межличностных интересов и отношений, которые не связаны с учебной деятельностью .

В основе детского коллектива лежат социальные и психологические взаимосвязи между членами коллектива. Коллектив так же характеризуется как формальная и неформальная структура. Так же, деятельность отдельного человека во многом зависит от деятельности всей группы. Взаимоотношения между педагогом и детским коллективом относятся к взаимоотношениям руководства. Они осуществляются через руководство группой или ее самоуправлением. Как правило, оно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, которые имеют высокий статус в группе (лидеры). Взаимоотношения между членами детского коллектива закономерно изменяются. Изначально, на первом этапе они бывают безразличными, затем могут перерастать в конфликты и противоречия, а конечной фазой является превращение всех взаимоотношений в коллективистские. Деятельность детского коллектива не регламентирована временем. Она является сложным структурным образованием и состоит из ряда подструктур. Именно в коллективе человек развивает свою и находит проявления для своей индивидуальности. Правильная организация коллективной деятельности (учебной, трудовой, познавательной) способствует проявлению творческого потенциала личности, ее эмоциональному развитию и становлению верной гражданской позиции. Коллектив с его общественными нормами и стандартами незаменим как фактор формирования обобщенного опыта, а также значимых умений и навыков общественного поведения. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность.

Психологический микроклимат является менее устойчивой и более изменяющейся характеристикой детского коллектива. Психологический микроклимат определяет атмосферу в коллективе, рассматривает общение между участниками, их взаимодействия. Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебная и воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

Понятие детский коллектив имеет множество значений и характеристик. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, которые объединены общей деятельностью для достижения общих целей. Для того, чтобы стать эффективным инструментом, коллектив должен обладать определенной организацией и качествами. В основе детского коллектива лежат социальные и психологические взаимосвязи между членами коллектива. Коллектив так же характеризуется как формальная и неформальная структура. Так же, деятельность отдельного человека во многом зависит от деятельности всей группы. Самоуправление в коллективе должно иметь демократический характер. Каждый член коллектива имеет право голоса, свободно высказывал свое мнение. Важным путем сплочения детского коллектива является накопление положительных традиций. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Интересные традиции сложились во многих коллективах: последний звонок, праздничные дни рождения, спортивные праздники. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. «Традиции украшают жизнь ребят». Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.

Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебно-воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Их объединяет общий труд, но у каждого у человека своя профессия .

Заключение (выводы). Таким образом, роль детского коллектива, эффективность его деятельности и его воздействие на личность ребенка характеризуется соотношением стиля руководства педагогом с составом команды, наличием или отсутствием лидера. Психологический микроклимат является менее устойчивой и более изменяющейся характеристикой коллектива. Психологический микроклимат определяет атмосферу в коллективе, рассматривает общение между участниками команды, их взаимодействия. Благоприятный психологический микроклимат во многом зависит от детей, которые не имеют достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Именно поэтому для создания благоприятного функционирования детского коллектива необходимо управление ей хорошим специалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *