Проблемы с приемными детьми

Важные аспекты проблемы отклоняющегося поведения детей из замещающих семей рассмотрены сквозь призму возрастной категории подростков. Для родителей даны практические рекомендации по работе с подростковым сопротивлением и плохим поведением.

С 27 сентября 2019 года в рамках проекта начинается цикл онлайн-трансляций вебинаров для приемных родителей, в ходе которых будут подробно рассмотрены основные факторы риска дезадаптации ребенка в замещающей семье, описаны признаки проявления каждого фактора, уровни выраженности, рассмотрены причины их возникновения и возможные последствия. Участники вебинаров узнают о необходмых родительских навыках, которые важно развивать, чтобы уметь понимать причины проблемного поведения ребенка, осознавать собственные ошибки и видеть новые возможности для того, чтобы помочь себе и ребенку преодолеть трудности семейной адаптации и построить стабильные доверительные отношения.

Все теоретические выкладки будут сопровождаться конкретными примерами.

Проведение вебинаров для родителей запланировано один раз в неделю с 27 сентября по 15 ноября 2019 года.

Примерный график вебинаров для родителей:

27.09.2019 – Психологическая помощь в адаптационный период подростка в приемной семье. (Ведущие: специалисты Няганского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ХМАО, г. Нягань)

04.10.2019 – Фактор «Эмпатия и способность к пониманию» (АНО «Подсолнух», г. Санкт-Петербург)

11.10.2019 – Фактор «Родительские навыки» (Ведущие: специалисты БФ «Надежда», г. Владимир).

18.10.2019 – Фактор «Родительские навыки. Часть II» (Ведущие: специалисты АНО «Подсолнух», г. Санкт-Петербург).

25.10.2019 – Факторы «Ожидания членов семьи» и «Степень личностной зрелости» (Ведущие: специалисты АНО ЦСП, г. Тамбов)

01.11.2019 – Фактор «Гибкость, адаптивность, способность управлять стрессом» (Ведущие: специалисты ЧУ ДПО «Городской центр образования», г. Казань).

08.11.2019 – Фактор «Стабильность и качество межличностных отношений» (Ведущие: специалисты АНО ЦСП «Точки роста», г. Пермь).

15.11.2019 – Фактор «Семья как открытая система» (Ведущие: специалисты АНО ЦСП «Точки роста», г. Пермь).

***

Присоединяйтесь к обсуждению новостей проекта, новых материалов и методик, и к дискуссиям на актуальные вопросы организации помощи замещающим семьям в социальных сетях проекта по адресу: https://www.facebook.com/groups/constructornko

Проект «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#обучение #замещающиеродители #факторыриска #вектор #конструкторнко #конструкторвектор #замещающиесемьи #президентскиегранты #фондпрезидентскихгрантов

Для семьи, воспитывающей приемного ребенка,школа зачастую становится очень серьёзным испытанием на прочность. Школьному обществу свойственно настороженное, а в нередком случае, и крайне негативное отношение к приемным семьям и к ее ученикам – приемным детям. Жизнь школьника во многом определяет жизнь любой семьи. Говоря о приемных семьях можно отметить, что часто школьная ситуация приемного ребенка становиться критерием успешности приемной семьи.
Проблемы приемных детей в школе, на самом деле, обширны. Это, кроме внутренних переживаний ребенка, могут быть еще и взаимоотношения с остальными детьми, а зачастую, даже с преподавателями. Приемный ребенок, принятый в семью недавно, часто отличается поведением и успеваемостью от своих сверстников.

Среди причин школьных проблем детей можно выделить проблемы социального, медицинского, педагогического и психологического характера:
— социальные: материнская и семейная депривация; неприятие детей – сирот в среде сверстников;
— медицинские: патологические отклонения в развитии; проблемы здоровья;
— психологические: психическая депривация (общее психическое недоразвитие), эмоциональная депривация, коммуникативная депривация;
— педагогические: социально-педагогическая запущенность, девиантное поведение.
Приемный ребенок, как правило, имеет за плечами большой негативный семейный опыт и опыт неуспешного школьного обучения. Многие приемные родители говорят о трудных учебных буднях приемных детей, о нежелании учителей учитывать обстоятельства жизни приемного ребенка и других негативных проявлениях.
Приемные дети – в основном это дети из крайне неблагополучных семей. Следовательно, их готовность к обучению минимальна, если вообще присутствует. Готовность к школьному обучению предусматривает наличие навыков самоконтроля, работоспособности, произвольного внимания, памяти. Необходимо отметить, что желание учиться и достигать желаемого путем учебы – все это передается из поколения в поколение. Стремление и желание учиться формируется самим укладом семейной жизни. И если длительное время семейная жизнь ребенка в кровной семье не только не вызывала желания учиться, но и противоречила здравому смыслу – ребенок из такой семьи, помещенный в приемную семью, проявлять интереса к учебе поначалу не будет. И это не значит, что у ребенка умственная отсталость или какие-то серьезные патологии здоровья или развития. Это значит, что ребенку нужно больше времени для того, чтобы успешно развиваться.
Одна из важных школьных проблем приемных детей – неусидчивость, слабость произвольного внимания. Дети из неблагополучных семей до передачи их в приемные семьи пребывают в состоянии эмоциональной депривации, т.е. недостатка эмоционального тепла и позитивного отношения со стороны значимого взрослого. Отсюда вытекают трудности школьного обучения в виде пресловутой невнимательности, непоседливости, иногда – безэмоциональности.
Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в приемной семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
Можно выделить психологическую, социальную, эмоционально-волевую составляющие готовности к школе.
Говоря о психологической готовности, прежде всего, необходимо отметить, что ведущая мотивация у детей – учебная, в то время как игровая отходит на второй план. Также одним из элементов психологической готовности к школе является познавательная активность, которая только при участии близкого взрослого.
Социальная активность предусматривает: навык использования в быту конструктивных моделей выхода из конфликта, способов договориться, соблюдения дистанции, ребенок умеет определить и назвать свои эмоции и состояние другого человека, ребенок выполняет инструкцию взрослого, придерживается условий в игре по правилам, справляется с ситуацией, когда проигрывает.
Эмоционально-волевая готовность предусматривает наличие цели, плана действия, реализации плана, анализ результата, постановку новых целей.
Одним из направлений работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» городского округа город Уфа Республики Башкортостан является помощь приемным семьям при подготовке ребенка к школе, профилактика и коррекция школьной дезадаптации у детей подросткового возраста. Более половина проблем, с которыми сталкиваются приемные родители, относятся с трудностями в обучении приемных детей.
Основными направлениями работы специалистов отдела социальной помощи в рамках комплексного социально-педагогического сопровождения приемных семей являются:
— создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях на первых этапах передачи ребенка в семью как залог создания дальнейшей развивающей среды для ребенка;
— диагностика школьной готовности ребенка у психолога, дефектолога Центра. По итогам диагностики приемным родителям выдается заключение о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению, также приемные родители получают необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические рекомендации по адаптации ребенка к школе и преодолению школьных проблем;
— по итогам диагностики проводятся обучающие занятия с приемными родителями по вопросам адаптации ребенка к школе;
— проводятся групповые занятия для детей – будущих первоклассников;
— ребенок, как при поступлении в 1 класс, так и при возникновении проблем в обучении и усвоении образовательной программы, направляется на прохождение Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии для определения дальнейшего образовательного маршрута и выбора программы обучения в соответствии с его возможностями;
— взаимодействие приемных родителей, коллектива педагогов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя-предметники) в школе, социального педагога Центра, педагога-психолога Центра для совместного решения школьных проблем детей, воспитывающихся в приемных семьях и выбора единой направленности работы.
Таким образом, при решении школьных проблем приемных детей огромное значение имеет не только создание благополучной развивающей атмосферы и социально-психологическая поддержка детей родителями и профессионализм учителей, социальных работников и педагогов, которые непосредственно осуществляют процесс обучения и воспитания в школе, но и тесное взаимодействие всех участников данного процесса. Очень важно создание благоприятной среды вокруг детей, в которой будет происходить процесс обучения, и будут использоваться различные методы и технологии работы с ними.

Психологи уверены: сложное поведение приемного ребенка может быть своеобразным ответом на то, что происходит внутри замещающей семьи. Детский и семейный психолог фонда «Здесь и сейчас» Джессика Франтова выделяет 4 причины того, почему дети ведут себя трудно.

Джессика Франтова, психолог.

Границы внутри семьи

Большинство родителей очень любят говорить, что дети не соблюдают границ, не уважают родителей, делают что-то без спроса. Семейные психологи советуют родителям задать себе вопрос: «А что происходит с границами у вас внутри семьи?»

«Мы с вами выросли в той культуре, где границы в принципе не соблюдались. Для многих из нас возникает вопрос, о каких границах вообще идет речь? Закрываются ли у вас двери в комнату, стучитесь ли вы и ваши дети? Спрашивается ли разрешение, чтобы зайти в комнату к ребенку? Как вы друг к другу обращаетесь? Я часто встречаюсь с удивленным взглядом, когда задаю родителям эти вопросы», — говорит семейный и детский психолог Джессика Франтова.

Часто родители могут взять вещи ребенка без спроса, зайти к нему в комнату без спроса, считают, что у ребенка нет своего мнения, пока он не вырастет.

«Самое обидное, что родители, когда такие вещи говорят, на самом деле этой подоплеки не имеют в виду. Они просто повторяют высказывания, к которым они привыкли. Не осознают того контекста, который лежит за этими фразами.

ПУСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОЯВИТСЯ СЕМЬЯ

Ребенок находится в этой ситуации, а потом мы удивляемся, почему он не соблюдает чужие границы, например, ворует. Воровство – это тоже несоблюдение границ. Соответственно, работа с границами и их выстраиванием внутри семьи может очень благотворно отразиться на том, как ребенок будет вести себя в социуме», — отмечает Джессика Франтова.

Слияние

Слияние – это когда взрослый очень-очень сильно внутри себя и своего эмоционального фона сливается с ребенком. Увидеть это довольно легко: взрослый говорит «мы» про себя и ребенка, который старше 1 года. «Мы спим», «мы едим», «мы сделали прививку», «мы поступили в вуз», «мы устроились на работу». Психологи призывают к тому, чтобы «мы» заканчивалось в один-полтора года.

В чем опасность слияния? Взрослый, вступающий в слияние с ребенком, ищет партнера для того, чтобы пережить свои трудности. И видит этого партнера в ребенке. Он сливается с проблемами ребенка, чтобы не решать свои собственные.

И поэтому взрослый не заинтересован в том, чтобы ребенок стал решать свои проблемы.

«Так заложено, что каждая личность хочет быть собою, развиваться. А когда есть слияние, взрослый посылает сигнал ребенку: «Нет, ты не имеешь право уйти». Как ребенку вести себя в такой ситуации? Всеми силами протестовать и показывать: «Нет, я не ты, я другой». Часто «я другой» трансформируется в «я плохой», чтобы показать свое отличие, право быть самим собой», — говорит психолог.

Взрослым нужно учиться переформулировать «мы» на «я» и «другой». И чаще задавать себе вопрос: «Мы – это кто?»

Иерархия

В семейной иерархии есть вышестоящие – родители и прародители (бабушки, дедушки), от которых мы получаем любовь, поддержку и заботу. Есть партнеры – братья, сестры, друзья, и есть нижестоящие – дети и животные, которым отдается любовь и забота.

В иерархии возможны нарушения: когда нижестоящие (дети) ставятся на место партнеров или когда они ставятся в ранг прародителей и родителей. То есть от них начинает ожидаться поддержка и помощь, которую они дать не могут в силу того, что маленькие и их место в системе другое.

Когда ребенок оказывается в такой ситуации, когда он спасает своих родителей, утешает, помогает им, чувствует себя значимым, мы получаем трудного подростка.

Потому что он уверен в том, что он главный в семье. Ему в семье дали хорошо понять, что он такой молодец, может спасти от одиночества и слез своих родителей. И когда пытаешься с ребенка эту корону снять, он безумно удивляется, что это его должны спасать. Приемные дети недополучили помощи вышестоящих. И без этого ресурса они должны еще что-то нам дать… Если ребенку дать понять, что его место в системе — это получать, а не отдавать, мы можем увидеть хорошие изменения в его поведении.

Что делать взрослым, которые хотят требовать любви ребенка? Специалисты предлагают завести собаку и напоминают о том, что собака готова любить безусловно, примет вас какой вы есть. Второй способ – вспомнить, что каждому полагается два родителя, две бабушки и два дедушки. Не все они были ресурсом при жизни. Но в глубоком философском смысле каждый из них желает, чтобы мы были счастливы.

«В сложных жизненных ситуациях я рекомендую вспомнить, сколько людей над вами желает вам самого лучшего. Представьте их, поговорите с ними, послушайте их голоса в своем сердце, позвоните тем, кто жив, сходите к ним в гости», — рекомендует семейный психолог.

Семейные тайны

Если приемная семья имеет темы, про которые сложно говорить и страшно думать, будьте уверены, приемный ребенок их быстро вычислит, обращает внимание эксперт. Если в семье кто-то обманывает, то ребенок будет обманывать, если кто-то своровал, то ребенок тоже утащит.

«То, о чем нельзя говорить, так называемый семейный Волан-де-Морт обязательно вылезет. Если видим сложное поведение, спрашиваем себя и семью, где у нас было что-то похожее. Например, если была неотпущенная смерть, страшная потеря, то ребенок тоже может потеряться. Если есть тайна усыновления, тайны про кровную семью, то чем ближе ребенок к пубертату, тем больше он будет собою показывать все то, что скрыто и что неизвестно. Чем меньше тайн, тем лучше», — считает эксперт.

Семья – это живая структура, обращают внимание специалисты. В новой семье ребенок проводит большую часть своей новой жизни. Соответственно, законы этой семьи, гласные и негласные, эмоции, которые циркулируют внутри семьи, семейные тайны – это то, под что ребенок неосознанно подстраивается для того чтобы выжить.

В подростковом возрасте ребенок перестает себя сдерживать, хочет доказать всему миру, что знает, как правильно. Он хочет сделать самое лучшее для своих родителей, указав на их ошибки. Он делает так, как делали в отношении него всю жизнь: чтобы чему-то научить, показывали недостатки. В нашей культуре это довольно распространенный метод воспитания.

«Есть тема, что дети нам должны. Дети должны только одно – быть счастливыми. Это лучший показатель нашей работы», — резюмирует психолог.

С развитием различных моделей замещающих семей начало формироваться общественное мнение и отношение социума к таким семьям, ведь, взяв приемного ребенка, семья оказывается в центре пристального внимания окружающих, которые в своем отношении руководствуются нашей историей «сиротства», сложившимися мифами о детях-сиротах, а также репортажами СМИ.

Иллюстрация kremenchug.ua

Опыт общения с приемными семьями говорит о том, что окружающие их не всегда понимают, «крутят у виска» и считают, что легче и проще помогать сироте в детском доме, ездить, навещать и быть наставником. Многие говорят: «вы, конечно, молодцы», — но примерить на себя роль приемного родителя не могут, недоумевают, иногда осуждают.

Что же влияет на отношение к приемным семьям, попробуем разобраться в данной статье.

Влияние СМИ

Очевидно, что одним из самых важных источников, который оказывает влияние на формирование мнений и убеждений являются СМИ: интернет, ТВ и печатные издания. В данном случае источники СМИ можно условно разделить на два типа: профессиональные и непрофессиональные, «публичные». Аудитория профессиональных источников информации довольна узкая и чаще всего составляетоит из специалистов, которые работают с детьми-сиротами, волонтеров, а также людей, которые задумались о приемном родительстве. Каналы трансляции и распространения данной информации также довольно узки.

Массовая аудитория строит свое мнение на «шумных» и рейтинговых передачах, которые в погоне за горячими новостями чаще транслируют неуспешный опыт (трагичные случаи) о детях-сиротах и приемных семьях. Плюс ко всему, зачастую журналисты, которые работают над программами и статьями, также не владеют информацией о различных формах семейного устройства детей и все формы устройства сводят к одной – усыновлению.

Итак, информационная пропаганда неудачного опыта, недостаточная информированность журналистов о разнице в формах устройства, безграмотная подача материала о детях-сиротах на массовую аудиторию – все это формирует искаженное представление о замещающих приемных семьях.

Это приводит к тому, что аудитория СМИ не понимает актуальную ситуацию, которая складывается в системе семейного устройства детей-сирот и, как следствие, может мешать принятию ребенка в семью. Мы все еще мало знаем о детях-сиротах, учреждения все еще остаются закрытыми, а обычный человек хочет принести в детский дом побольше подарков и единожды подарить свое тепло. Общество до сих пор не знает и не понимает проблемы детей-сирот, люди просто знают, что сироты где-то живут и им нужно помогать.

Родственники, друзья, знакомые

Принятие ребенка в семью часто меняет весь жизненный уклад, а вслед за ним меняется окружение, друзья. Иногда самые близкие родственники отказываются общаться с семьей и ребенком. Нередки случаи потери супруга и смены работы. Вот в этом случае, когда только появляется мысль о приеме ребенка в свою семью, к этому необходимо подготовить и других членов семьи, бабушек и дедушек, близких родственников и друзей.

Важно заранее поставить в курс дела оповестить ближайшее окружение, узнать их мнение о появлении ребенка в семье. В дальнейшем, в процессе обучения в Школе приемных родителей, попробовать проиграть острые моменты, которые могут возникнуть или проконсультироваться у ведущих Школы. Подготовка не только родителей, но и ближайшего окружения обеспечивает максимальную готовность к появлению приемного ребенка, а также способствует более легкой адаптации ребенка.

Материальное вознаграждение: корысть или необходимость

Безусловно на отношение к приемным семьям влияет и материальное вознаграждение, которое они получают замещающие семьи (кроме усыновителей). Иногда это основной повод для осуждения. Особенно часто критикуются многодетные приемные семьи, которые «детей набрали ради денег». В этом случае говорят о том, что на детях зарабатывают, но по сути тут не только денег не заработаешь, но еще и должен остаешься, ведь у ребенка сразу иногда «вылезаеют» множество болезнейи, появляется необходимость в репетиторах, дополнительных развивающих занятиях, покупке дорогих медикаментов, психологическом сопровождении. Все это требует немалых средств.

Также нужно осознавать, что материальное вознаграждение подразумевает под собой то, что приемная семья берет ребенка в свою семью на профессиональной основе. Это означает, что она всесторонне должна заниматься его развитием, помогать преодолевать эмоциональные проблемы, наблюдать за ребенком, вести мониторинг его развития, конструктивно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, осуществлять взаимодействие с кровными родственниками, если того требует ситуация. На приемного родителя ложится груз ответственности по воспитанию и заботе о ребенке, который пришел в семью со своей личной травматичной историей. Отрывок из популярной книги Кэтти Гласс «Будь моей мамой. Искалеченное детство» может быть хорошим примером профессиональной деятельности, правильного отношения к приемным семьям и понимания детей-сирот.

Кэтти работает профессиональным опекуном, является фостерной семьей для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. По просьбе социальных служб в ее семью попадает 8-летняя Джоди, от которой за 4 месяца отказались пятеро опекунов. Как написано в предисловии к книге – «девочка с первого дня в семье показала себя настоящим тираном». Отношения к приемным семьям на западе хорошо иллюстрирует ситуация на игровой площадке, когда Джоди помешала съехать с горки одной из девочек. Отец девочки сделал строгое Кэтти строгое замечание, сказав, что ей нужно научиться следить за своим ребенком. Через некоторое он услышал разговор Кэтти с бывшей учительницей девочки, которая отметила позитивные изменения в состоянии ребенка и сказала, что Кэтти – замечательная фостерная мама и хорошо справляется. После этого мужчина подошел к Кэтти и извинился за свой грубый тон.

Важно отметить, что в сегодня детских домов в США и странах Европы нет. Ребенок может попасть в приют (детский дом семейного типа), но только на короткое время, пока ему не выберут приемную (фостеровскую) семью. Тайны усыновления также нет. Многие приемные родители и биологические матери выбирают «открытое усыновление», поскольку этот вариант приносит пользу всем, в особенности ребенку. Приемных родителей такая форма избавляет от неожиданностей, они больше узнают о наследственности, им не приходится жить в страхе, что биологическая мать внезапно вторгнется в их жизнь. Биологические родители, со своей стороны, получают постоянное подтверждение тому, что ее ребенок окружен любовью и хорошей заботой. Ребенок же может поддерживать контакт с родителем, что дает ему ответы на многие вопросы и ограждает от фантазирования. Главное тут, что это позволяет всем сторонам говорить правду – а правда имеет терапевтическое действие.

Школа

Еще одна из причин, о которой говорят приемные родители – это школа. Школьные трудности ребенка-сироты, которые обусловлены чаще психологическими, чем интеллектуальными проблемами, влекут за собой специфическое отношение к ребенку, восприятие его как «детдомовского», неудобного и отстающего. Приемный родитель опять оказывается в зоне непонимания и социального неодобрения и должен быть готов выслушать множество обидных, несправедливых обвинений в адрес ребенка, научиться сам держать оборону. Поэтому в отношении со школой нужно запастись терпением, не конфликтовать с педагогами, а напротив приложить все усилия, чтобы работать единой командой. Вообще трудности вхождения ребенка в новый класс, новую образовательную среду, плюс адаптация в приемной семье отнимают много душевных сил и ресурсов. На то, чтобы еще успевать в школе, сил просто не остается. Не все педагоги понимают, что ребенку сначала нужно совладать со своими эмоциональными проблемами, а уж потом браться за ум.

Снова мифы

За годы советской власти с ее доминантой коллективного было сформировано много мифов о детях-сиротах, которые прочно засели в массовом сознании. Вот, наиболее распространенные из них:

— воспитание в коллективе — это замечательно;
— главное — одеть и накормить;
— ребенка из детского дома берут только те, у кого нет своих детей;
— все эти «детдомовцы» больные, с ними одни проблемы;
— во всем виноваты гены, поэтому ничего хорошего из них не вырастет;
— ребенок не должен знать, что он приемный.

Разрушить эти конструкты довольно сложно. Сюда же можно отнести и установку, которая сильно укоренилась в нашей культуре: ребенок в приемной семье стереотипно воспринимается как человек из «чужой», да еще и неблагополучной группы. Так же в сознании заложен принцип кровности, то есть «родными можно стать только по крови». Однако, как показывает жизненный опыт, иногда родными становятся не по крови, а по душе, а кровные родственники могут быть вообще чужими друг другу людьми. При этом опять-таки на ребенка переносятся мифы о генах. Получается такая программа ожидания плохого и ненормального от ребенка, и если ребенок самостоятельно не справляется со своими трудностями (чаще не справляется), то легко попадает под эти ожидания и проявляет нехорошее поведение, что от него и ожидают.

Возврат детей

Отдельная тема, которая красной нитью проходит через всю тему детей-сирот и активно обсуждается в СМИ – это возврат детей. Чаще всего это происходит в моменты семейных кризисов и переходного возраста у детей, когда семья понимает, что она не в силах справиться с ребенком. В сложившейся ситуации винить только приемные семьи неправильно, потому что возвраты детей в учреждения — это только следствие всей системы семейного устройства в целом: непрофессиональной системы подготовки будущих приемных родителей, подбора семьи для ребенка и дальнейшего их сопровождения. Например, с 2013-го года прохождение Школы приемных родителей стало обязательным для всех кандидатов в приемные родители, однако этот важный этап иногда носит формальный характер, многие его проходят для галочки, есть заочные формы, а тренеры, ведущие школы, далеко не всегда имеют нужную подготовку, из-за чего «хромает» и результат. А результат – это осознанное и взвешенное принятие решения о приеме ребенка в свою семью, подбор семьи для ребенка с учетом его потребностей. По факту же не хватает специалистов, нет методик, нет грамотного подбора, поэтому в семью людей преклонного возраста60-летних могут отдать грудничка или сиблингов с трудностями в поведении, а тут зачастую уже никакое сопровождение не поможет. Вот и получается, что из-за «сбоев» в системе подготовки не формируется и ответственность семьи перед ребенком.

Система семейного устройства должна представлять модель сопровождения семьи с момента ее подготовки, и дальше – на всех этапах: подбора ребенка, принятия его в свою семью, адаптации (особенно в первый год жизни в семье). Словом, приемная семья должна иметь доступ к профессиональным службам на местном уровне, работая в ситуации доверия и безопасности.

Подведем итоги

Отношение общества к замещающим семьям — показатель развитости данной формы устройства и системы помощи детям-сиротам. Очевидно, что наше общество пока не готово осознать, что прием ребенка в свою семью – это труд и работа, требующая отдачи и знаний, что это никогда не бывает просто и нужна профессиональная система поддержки семьи.

Пока что мы только в началев самом начале этого непростого пути, который долгое времястолетия проходили западные страны. Нужно развивать институт замещающего родительства, вводить новые модели опорных семей, которые являются поддержкой для семей в трудной жизненной ситуации или семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Необходимо работать на развитие служб поддержки приемных семей и на подготовку профессиональных кадров: педагогов, социальных педагогов, психологов, задача которых помогать семье, а не контролировать ее. СМИ должны делать акцент на успешном опыте приемных семей, тогда, наверное, и общество будет их поддерживать и слова: «Это ваши трудности! Зачем тогда брали!» — уже никому не придут в голову. Приемная семья так же, как и ребенок, должна осознавать, что ее границы не будут нарушены, она должна чувствовать себя в безопасности.

Важно понять, что взять ребенка в семью — это всегда непросто, зато награда за труды велика. Отношение к приемным семьям — это вклад каждого из нас, поэтому давайте начнем с себя и будем относиться к ним с добротой, уважением и поклоном. Это то, что придает сил, уверенности и делает всех лучше!

*По материалам вебинара «Отношение социума к приемным семьям: что происходит, как поддержать приемные семьи».

Автор Порядина (Хомуева) Екатерина — социальный педагог, куратор АНО «Про-мама».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *