Проблемы суррогатного материнства

«Медицинское право», 2007, N 2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Нежелание молодых супругов иметь детей по материальным и иным соображениям, невозможность супругов по медицинским показаниям зачать ребенка традиционным способом обостряет необходимость решения проблемы повышения рождаемости не только в нашей стране, но и за рубежом. Сказанное вынуждает Россию и другие зарубежные страны идти по пути законодательного закрепления нетрадиционных методов деторождения. Так, в соответствии со ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которые осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Женщина, пожелавшая воспользоваться такими методами, имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласие супругов на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона по своей природе является не гражданско-правовой сделкой, а юридическим поступком семейно-правого характера. Правоотношения между донором и супругами при искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона следуют квалифицировать в качестве гражданско-правового обязательства.

На первый взгляд может показаться, что проблема на законодательном уровне полностью решена. Если это так, то почему так остро стоит проблема суррогатного материнства?

Правовые аспекты суррогатного материнства определены п. 4 ст. 51, п. 3 ст. 52 Семейного кодекса РФ, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», Приказом Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия». В соответствии с ними к суррогатным матерям предъявляются следующие требования: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое и соматическое здоровье. Там же установлены показания к суррогатному материнству: отсутствие матки (врожденное или приобретенное); деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний; синехии полости матки, не поддающиеся терапии; соматические заболевания, при которых вынашивание плода противопоказано; неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе «Суррогатное материнство». Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

Программа «Суррогатное материнство» проводится по следующему алгоритму:

— выбор суррогатной матери;

— синхронизация менструальных циклов;

— процедура экстракорпорального оплодотворения с переносом эмбрионов в полость матки суррогатной матери.

Так в чем же собственно состоит проблема? Проблема в том, что супружеская пара записываются родителями рожденного ребенка только с согласия суррогатной матери. При этом на практике часто возникает ситуация непередачи суррогатной матерью ребенка супругам. Иными словами, суррогатная мать попросту не отдает ребенка супругам, ждущим его с нетерпением, поскольку юридически отношения между донором и супругами никак не регулируются. В лучшем случае для таких супругов суррогатную мать можно обязать выплачивать сумму расходов, понесенных ими во время ее беременности. Считаем, что подобные отношения должны опосредоваться договором, регулируемым нормами семейного законодательства, где будут защищены обе стороны отношений.

Зарубежный опыт регулирования данных отношений подтверждает такую необходимость. Так, в большинстве зарубежных стран отношения между лицами, заинтересованными в осуществлении суррогатного материнства, оформляются соответствующим договором. В нем, как правило, суррогатная мать в обмен на материальную компенсацию соглашается осуществить оплодотворение своей яйцеклетки в своем теле, выносить ребенка и передать его супругам . В отдельных странах суррогатное материнство допускается только при определенных условиях. Например, в Израиле допускается суррогатное материнство только в тех случаях, когда суррогатная мать не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать. Соглашение должно получить одобрение комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей. Хотя некоторая денежная компенсация допускается, юридические соглашения должны быть альтруистическими и некоммерческими. Все участники договора должны быть гражданами Израиля.

В некоторых странах суррогатное материнство не приветствуется, так как «противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о неотчуждаемости человеческого тела» (Франция, Германия, Дания), но и не запрещается .

В соответствии с вышесказанным предлагаем внести следующие дополнения в законы РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и Семейный кодекс:

1. Суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового.

2. До заключения договора женщина, желающая стать суррогатной матерью, обязана предоставить лицам, решившим применить метод суррогатного материнства, полную информацию о своем физическом, психическом и репродуктивном здоровье, а также результаты медико-генетического обследования. Материальные расходы, связанные с прохождением суррогатной матерью медицинского обследования, в том числе медико-генетического, несут лица, заключающие с ней договор.

3. Договором суррогатного материнства является соглашение между лицами, желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на применение метода имплантации эмбриона.

Договор суррогатного материнства должен содержать:

1). данные лиц, желающих иметь ребенка, и женщины, изъявившей желание стать суррогатной матерью;

2). порядок и условия оплаты материальных расходов на содержание суррогатной матери;

3). права, обязанности и ответственность сторон;

4). условия и меры в отношении суррогатной матери в случае отказа от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а также к этим лицам в случае их отказа от принятия ребенка;

5). иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор суррогатного материнства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, расторжение договора о суррогатном материнстве возможно в случае намеренного нарушения суррогатной матерью режима вынашивания беременности.

4. Суррогатная мать обязана:

1). встать на медицинский учет на раннем сроке беременности (до двенадцати недель);

2). регулярно наблюдаться у врача и строго выполнять его рекомендации;

3). постоянно следить за состоянием своего здоровья;

4). информировать лиц, заключивших с ней договор, о течении беременности.

Суррогатная мать не вправе отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а равно передавать ребенка иным лицам.

5. Лица, решившие применить метод суррогатного материнства, несут материальные расходы, связанные с его применением, а также оздоровлением суррогатной матери в период беременности, родов и в течение пятидесяти шести дней (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей семидесяти календарных дней) после родов.

6. В случае отказа от ребенка лица, заключившие договор с суррогатной матерью, не вправе требовать от суррогатной матери возмещение материальных расходов, затраченных ими на медицинское обследование суррогатной матери, применение вспомогательных репродуктивных технологий, оздоровление, иных затрат, а также сумму вознаграждения при наличии такового.

При отказе лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка и при принятии ребенка суррогатной матерью эти лица обязаны выплатить суррогатной матери компенсацию в размере и порядке, устанавливаемых договором.

7. В случае отказа лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка право материнства остается за суррогатной матерью.

8. Суррогатная мать после передачи ребенка его родителям теряет все права на данного ребенка.

В ст. 155 Уголовного кодекса РФ следует добавить: «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, а также разглашение тайны использования методики суррогатного материнства, вопреки воле сторон «суррогатного» договора, совершенное лицом, обязанный хранить данный факт как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных побуждений».

Данные предложения являются очередным шагом на пути решения проблемы увеличения рождаемости, так как позволят сделать отношения между субъектами (суррогатной матерью и супругами, желающими иметь ребенка) юридически прозрачными и защищенными. Это повысит правовую ответственность суррогатной матери, а также будет способствовать исключению обеспокоенности супругов остаться в последствии без долгожданного ребенка и осмысленному принятию супругами ответственного решения по выбору нетрадиционных методов деторождения.

1. Данилин В.И., Реутов Е.Ю. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск. 1989. С. 109.

2. США, Швеция, Нидерланды, Чехия, Польша и др.

3. Драгонец Я., Холляндер П. Советская медицина и право. М.: Юридическая литература. 1991. С. 165-188.

4. Мастыкина И. Суррогатная мать // Совершенно секретно. 1998. N 7. С. 10-11.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры права

юридического факультета

Московского государственного

областного педагогического

института

И.В.АФАНАСЬЕВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: купить дрова березовые по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Правовое регулирование суррогатного материнства
Скачать: Статья. Правовое регулирование суррогатного материнства

ПРАКТИКА

DOI — 10.17513^.2018.1.2

СИСТЕМНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Билобрам Марина Александровна 1

1 Студия системной психологии «Золотая Земля»

Спектр типологических случаев в психотерапевтической практике, в частности, в психотерапии бесплодия, меняется, в том числе из-за быстрого роста вспомогательных репродуктивных технологий, которые становятся системным фактором, оказывающим влияние как на родителей, так и на ребенка. Суррогатное материнство — новый для нашего общества вид услуг, относящийся к Вспомогательным Репродуктивным Технологиям. Суррогатная мать — это женщина, родившая ребенка для других лиц (генетических родителей), в результате имплантации ей чужеродного эмбриона после ЭКО. Таким образом, появляется новая системная ситуация, при которой в появлении ребенка участвуют больше, чем двое. При изменении структуры системы меняются ее функциональные особенности и влияние их на каждого участника системной ситуации. В настоящей статье автор представляет прогностическую гипотетическую модель системных влияний ситуации суррогатного материнства на ребенка, делится имеющимися на настоящий момент наблюдениями и исследованиями психологического состояния детей, прошедших программу суррогатного материнства. А также представляет практические рекомендации системным психологам по психотерапевтическому сопровождению и помощи семьям, обратившимся к программе суррогатного материнства, с целью минимализации нежелательных системных последствий для психологического развития ребенка во время беременности и после родов.

Ключевые слова: Семья, репродукция, бесплодие, суррогатное материнство, системные последствия, развитие ребенка, системная семейная психотерапия при бесплодии.

SYSTEMIC CONSEQUENCES OF SURROGACY (SURROGATE MATERNITY)

Bilobram Marina Alexandrovna 1 1 School of systemic psychology (Systemic psychology project group) «The Golden Earth»

Новая структурная ситуация семьи

Обращение супружеских пар с бесплодием к программе суррогатного материнства (СМ) приводит к образованию новой системной ситуации, в которой в появлении в семье ребенка непосредственным образом участвуют несколько человек, в частности -генетические родители, суррогатная мать1, эмбриолог2. То есть, закономерный нормативный семейный кризис рождения ребенка — перехода из диады в триаду (Варга, 2001)дополняется рядом существенных системных обстоятельств, как структурных, так и функционально-психологических. Выделим две особенности семьи, обратившейся к программе суррогатного материнства. Первая из них заключается в значительном увеличении количества «родительских» фигур, делающих возможным рождение ребенка. А вторая особенность относится к структурному изменению расширенного перинатального периода3 у ребенка. Обе особенности влекут за собой функциональные изменения и психологически влияют на участников этой системной ситуации, особенно на ребенка, как на младшего в системной иерархии. Эти влияния предстоит наблюдать, изучать и терапевтически учитывать системным семейным психологам, сопровождающим женщин и семейные пары, обратившихся к СМ.

Сложность наблюдения и описания системных особенностей в таких семьях связана со множеством тайн (тайна зачатия, тайна рождения), дистанцированностью генетической и суррогатной матери друг от друга, изоляцией суррогатной матери в период беременности, отсутствием запроса на психологическое сопровождение и консультирование у генетических родителей, наличием посредников в общении у участников этого проекта. Такими посредниками зачастую становятся врачи гинекологи-репродуктологи и юристы, сопровождающие договор. В этом случае прямой контакт между генетической матерью и психологом не удается. В поле зрения психологов не часто попадают генетические матери, наблюдающиеся в репродуктивных центрах, где предусмотрено посещение психолога, либо уже рожденные дети по направлению педиатров и невропатологов.

Еще одной особенностью является исходное психологическое состояние генетической матери. Обращение к СМ обычно является крайней мерой, на которую решается пара на фоне длительного бесплодия и после многочисленных неудачных попыток ЭКО. Исходное психологическое состояние женщины характеризуется сниженным эмоциональным фоном (а возможно и глубоким невротическим расколом) и повышенным фоном тревожности. Это подтверждается и нашими наблюдениями и исследованиями других авторов (Дралюк и др., 2006; Кулаков и др., 2007)

Данная статья представляет выводы автора на основе наблюдения 11 женщин и супружеских пар, проходящих по программе СМ, до и после рождения ребенка. Кроме того, автор обращается к обсуждению я похожих клинических случаев на конференциях по перинатальной психологии.

1 Суррогатная мать — это женщина, выносившая и родившая ребенка, генетически принадлежащего другой паре, с условием отказа от ребенка сразу после родов в пользу генетических родителей. Ее беременность происходит в результате имплантации ей генетически чужеродного эмбриона при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО). После рождения ребенка суррогатная мать оформляет отказ от ребенка, а генетические родители оформляются в качестве юридических родителей.

2 Эмбриолог — врач, производящий оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом in vitro, вне организма женщины.

3 Расширенный перинатальный период3 — (от греч. peri — вокруг и лат.па^ — рождение) — беременность, роды и послеродовый период в развитии ребенка.

Структурные особенности расширенного перинатального периода развития ребенка, находящегося в программе СМ

Рост и развитие ребенка, как и любой живой системы, представляет последовательную смену фаз кризисов (период интенсивного изменения и усложнения системы с развитием новых функций) и гомеостаза (относительно стабильное существование системы). Кризис означает выход системы (организма) из границ прежнего привычного существования (сепарация) в новые для себя условия с развитием необходимых для новых условий функций — адаптацией к новом условиям и новому себе. Развитие ребенка в перинатальном периоде (до родов, во время родов и сразу после родов) описывается в понятиях чередования четырех базовых перинатальных матриц (БПМ). См. Схему 1.

(Гроф, 1985, 2014).

Каждая БПМ определяется конденсированным эмоциональным опытом, переживаемым ребенком до-, вовремя и после рождения, который запоминается на клеточном, эпигенетическом и полевом уровнях (Джеймс, 2011) и в последующем влияет на психологическое состояние человека в кризисные моменты его жизни. Первым кризисом, связанным с сепарацией, который в психоаналитическом подходе получил название травмы, является рождение (Ранк, 2009). Это первый опыт интенсивных переживаний человека (Гроф 1985, 2014; Ранк 2009) ссылка) Нормативность кризиса определяется его закономерностью для множества людей и способностью адаптации к нему.

Посмотрим, как распределяется чередование периодов «кризис (сепарация) -гомеостаз (адаптация)» у детей, развивающихся в программе СМ, в отличие от детей, зачатых и рожденных одной женщиной. Оценим, какие последствия это может иметь для последующего развития ребенка.

Ребенок, зачатый и рожденный одной и той же женщиной, проходит следующую последовательность переживаний (БПМ) (схема 2).

Схема 2

Последовательность базовых перинатальных матриц зачатого и рожденного естественным

■ 1. Беременность, 1-ая БПМ

■ 2. Схватки, 2-ая БПМ

■ 3. Потуги, 3-я БПМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ронедение

5. Послеродовый период, 4-я БПМ

1-я БПМ соответствует периоду беременности. Это фаза гомеостаза. Она непрерывная. Физиологически в это время рост ребенка (плода) происходит на фоне постоянства внутренней среды организма матери (влажность, температура, освещенность, циклы сна-бодрствования, питания). Кризисные моменты беременности, связанные с ростом органов и систем плода, не столь интенсивные и не требуют от ребенка больших ресурсов и интенсивной адаптации. За время беременности ребенок «знакомится» со своей мамой через стимулы, исходящие от нее (голос, поглаживания, особенности движения, сердцебиение, перистальтика кишечника) и реагирует на них. На этом основаны рекомендации по пренатальному (во время беременности) общению с плодом в школах психологического сопровождения беременных (Бертин, 1992). Эта матрица получила название «океанического блаженства». (Гроф, 1985, 2014). Она способствует формированию телесно-эмоционального опыта доверия, безопасности и постоянства со стороны «Дружественной Вселенной». Начинает формироваться положительный опыт базового доверия к миру.

Для плода, развивающегося в программе суррогатного материнства, эта матрица носит фрагментированный характер с двумя прерываниями со сменой среды обитания и питания (схема 3).

Последовательность базовых перинатальных матриц с фрагментами сепарации-адаптации у ребенка в программе СМ

■ 1. Изъятие клетки

■ 2. ЭКО

■ 3. Подсадка к СМ

■ 4. Беременность

■ 5. 2-ая БПМ, схватки

■ 6. 3-я БПМ, потуги

■ 7. Рождение

■ 8. Ранний ПРП

■ 9. Переход к ГМ

■ 10. Поздний ПРП

На схеме 3 видно, что БПМ — фрагментированная. Состоит из четырех фрагментов: изъятия ооцита(яйцеклетки) из организма генетической матери, процедуры ЭКО, подсадки эмбриона в организм суррогатной матери и собственно беременности суррогатной матери. Таким образом, дважды меняется среда обитания и питания. Происходит ненормативное прерывание фазы гомеостаза, что может восприниматься живым организмом (эмбрионом) как угроза целостности, потеря значимого объекта и в дальнейшем трансформироваться в недоверие, ощущение предательства, страх и тревогу. Первое прерывание связано с оплодотворением in vitro в протоколе ЭКО. Генетический материал яйцеклетки и сперматозоида соединяет врач-эмбриолог вне организма матери. (фото 1,2)

Последовательность циклов «сепарация-адаптация» к момент}’ прихода ребенка в родительскую семью

Фото 2

1-ая сепарация: протокол ЭКО (оплодотворение in vitro)

«Г

Этот опыт, по нашему мнению, можно отнести к первому травматическому переживанию будущего ребенка. Второе прерывание фазы гомеостаза 1-ой БПМ следует через несколько дней, когда эмбрион помещают в организм суррогатной матери (незнакомая среда).

Фото 3

2-ая сепарация: перенос эмбриона из питательной среды в организм суррогатной

матери

В любом случае, для несколько-клеточного организма, это явно особый опыт, требующий ресурсов для проживания и адаптации. В случае закрепления беременности плод (ребенок) положительно адаптируется к новой среде, «привыкает» к новой маме. Ближе ко второй половине беременности также отмечается реакция плода на стимулы, исходящие из организма вынашивающей матери. Он реагирует на ее голос, движения, внешние звуковые раздражители (громкие звуки, музыка) и сигналы изнутри организма (перистальтика, сердцебиение, дыхание, уровень сахара в крови).

Фото 4.

2-я и 3-я БПМ являются фазами кризиса, нормативного перехода к новым условиям жизни и соотносятся с процессом родов. Формируется интенсивный эмоциональный опыт выдерживания неопределенности наступающих изменений (2-я БПМ) — начало родового процесса — «Изгнание из Рая, Жертва» ( Гроф 1985, 2014) и прохождения сквозь препятствия и борьбы с ними и, как итог, освобождения (3 -я БПМ, потуги и рождение — «Путь Героя») «(Гроф, 1985, 2014). В этих двух матрицах дети из программы СМ структурно проживают те же этапы, что и дети, зачатые и рожденные одной матерью.

В 4-ой БПМ осуществляется адаптация и новый гомеостаз. Матрица получила название «Свобода и Любовь». (Гроф, 1985, 2014). Ребенок вновь возвращается к дружественной вселенной после сепарации (родов), но уже в другом виде, снаружи, и быстро ее вспоминает по уже известным ему звукам (голоса, сердцебиения, дыхания, перистальтики) и энергетическим вибрациям. Осуществляется акт доверия и любви между матерью и ребенком. Ф.4

Для ребенка из программы СМ эта матрица вновь фрагментированная, с потерей значимого объекта (суррогатной матери) и переходом не просто в новую среду обитания, но и к когда-то потерянному значимому объекту (генетической маме).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото 5

В подобной модели отношений с объектами привязанности у взрослого человека это бы вызвало травматический шок. Травматический шок значительно усугубляется, если генетическая мама не имела общения с ребенком в периоде беременности суррогатной матери. (Филиппова, 2007, Эмерсон, 2005).

К сожалению, в культуре медицинской репродуктивной помощи не предусмотрена рекомендация генетической матери общаться с ребенком еще во время беременности. Это означало бы общение двух женщин — генетической и суррогатной матери — еще во время беременности, что в настоящее время зачастую блокируется трудностями психологического характера (внутренними конфликтами, тревогой и страхами) и отсутствием в социальной культуре достаточной открытости и согласия к таким пока неординарным случаям появления ребенка, когда в этом участвует несколько человек.

Особенности контакта в диаде «мать-дитя» на этапе беременности для ребенка из программы СМ

В перинатальной психологии есть понятие стиля проживания беременности (Филиппова, 2002). Оно включает несколько параметров, в том числе особенности отношения с ребенком и к ребенку еще во время беременности. Оптимальным для развития ребенка является адекватный стиль проживания беременности его матерью. Самым сложным для развития ребенка является игнорирующий стиль, с почти отсутствующей коммуникацией. В программе суррогатного материнства мы наблюдаем чаще

игнорирующий стиль как у генетической матери (по факту отсутствия какого-либо общения с суррогатной матерью и, соответственно, с ребенком во время беременности), так и у вынашивающей ребенка женщины. Игнорирующие — отстраненные, не интересующиеся, холодные. В этих случаях психологическое «игнорирование» ребенка можно рассматривать как функцию психологической защиты от привязанности к нему, чтобы уберечь себя от психологической боли при последующем отказе от него после родов в соответствии с договором. Изменение стиля в сторону большей адекватности (включенности) приведет к возрастанию привязанности к ребенку у суррогатной матери и риску нарастания внутреннего конфликта между двумя мотивами — материальным и материнским. Известны случаи, описанные в СМИ, когда суррогатная мать «отказывалась отказываться от ребенка» после родов (поскольку именно родившая женщина считается матерью ребенка), и судебные иски со стороны генетических родителей не могли помочь им «вернуть» ребенка. Мы видим, что ситуация сложная, запутанная, перегруженная психологическими переживаниями и защитами от них даже для «взрослых» участников процесса — родителей. И как будто не учитывается еще один участник процесса — ребенок, не учитываются его чувства и его принадлежность) Принадлежность для ребенка означает безопасность, доверие, общение, ощущение, что его любят, учитывают, подтверждают. Появляется вопрос: чей это ребенок на период беременности? Имеется в виду чей ребенок психологически, не генетически. Кто во время беременности его любит, учитывает, подтверждает, разговаривает, поглаживает, формирует привязанность с ним? Вынашивающая мама избегает привязанности, а ожидающая мама где-то далеко… Будто на это время от него отказались, и он оказался в «биологическом инкубаторе» как ребенок-отказник после родов в медицинском кювезе. Повлияет ли такой формат внутриутробного проживания на последующее развитие ребенка и его психологическое состояние? Это следует учитывать и родителям и специалистам, работающим с семьей и ребенком. Возможно ли уменьшить масштабы неблагоприятного влияния?

Как новый стиль материнства и перинатальной помощи такие ситуации пока не получили общественного, и, зачастую, семейного признания. Суррогатная мать рассматривается как «гестационный курьер» или «биологический инкубатор» работающий за деньги, и, соответственно, лишена системной принадлежности к семье как человек, внесший жизненно важный вклад в развитие данной семьи в целом и ребенка, в частности. Я считаю, что такое лишение принадлежности к системе и признания может рассматриваться как системная дисфункция и отражаться на развитии ребенка различными дисфункциональными динамиками.

Можно сделать следующие выводы об особенностях развития ребенка, находящегося в программе СМ:

1.Цикл «сепарация-адаптация» повторяется несколько раз на этапе до рождения ребенка и сразу после него в отличие от цикла ребенка, зачатого и выношенного одной женщиной, у которого такой цикл происходит единожды — в родах. Весь цикл требует дополнительных энергетических ресурсов со стороны эмбриона (плода, ребенка), возможно развитие реакций дезадаптации, которые могут проявляться симптомами задержки внутриутробного развития, отставания в весе и др.

2.Такие переходы «от — к — обратно» вне общения во время беременности с генетической мамой неблагоприятно влияют на формирование привязанности младенца к биологической матери и матери к младенцу. Пренатальная (до-родовая) память, вытесненная в глубины бессознательного, продолжает влиять на эмоциональное состояние человека и после рождения. ( Томатис, 1995; Бертин 2003; Фанти 2003; Филиппова 2003, 2007; Боулби 2004; Добряков 2010). По образному выражению Фанти (2005), «отношения между эмбрионом и матерью — это рукопашная битва», в которой одновременно происходит и формирование привязанности между матерью и плодом (Брутман, 2005). В

программе суррогатного материнства коэффициент травматизации плода и его уязвимость (Эмерсон, 2005) возрастают минимум втрое (он выдерживает «битву» с генетической матерью, суррогатной матерью и врачом). Вопрос, как обходиться с этим в постнатальном периоде с целью снижения последствий травматизации ребенка.

3. В рождении ребенка участвует несколько человек: как минимум три родителя: генетические мать и отец и суррогатная мать, а также специалисты-врачи, помогающие в ВРТ. Это прежде всего эмбриолог, так как именно он производит оплодотворение ин витро.

4. В системное поле семьи включены те, кто служит одному и тому же и оказывает жизненно важное влияние на развитие рода. С этой точки зрения, суррогатная мать связана этим полем, причастна жизни семьи, вплетена в канву семейных отношений и продолжения рода, оказывая жизненно важную для этого рода услугу. Значит, она относится к роду и не может быть лишена принадлежности. В отношении нее действуют те же законы, семейной, родовой системы, что и на других представителей системы этого уровня. Игнорирование суррогатной матери родом, лишение принадлежать роду в качестве: дорогого гостя, няни, кормилицы, помощницы мамы, крестной, человека, внесшего неоспоримый вклад в развитие этой родовой системы, относится к системным нарушениям и феноменологически будет проявляться различными системными дисфункциями, в том числе у ребенка. (Шлиппе и др., 2007; Эмерсон, 2005, Шутценбергер, 2001, Хеллингер, 2001).

Фото 6 — в семейную систему включается суррогатная мать.

Модель родительской системы ребенка «все включены»

Мой клинический опыт работы с семьями, обратившимися к программе суррогатного материнства, позволяет определить ряд наиболее часто встречающихся дисфункциональных системных закономерностей. Вот несколько из них.

1. Множественное чередование (ненормативных) циклов сепарации-адаптации (формирование травматического опыта) в течение 1-ой и 4-ой БПМ приводит к нарушению формирования базового доверия к миру с первых дней существования.

2. Отсутствие общения генетической матери с ребенком во время беременности.

3. Игнорирующий стиль проживания беременности суррогатной матери и тревожный (или игнорирующий) генетической мамы. Опыт отчуждения (предательства).

4. Нарушение системного закона принадлежности (элементов системы системе) в отношении суррогатной матери со стороны генетической системы ребенка.

5. В большинстве случаев матери не берут отпуск по уходу за ребенком, продолжая работать и оставляя ребенка на попечение няням, что усиливает эмоциональную дистанцию между мамой и ребенком.

Мои наблюдения из практической работы и знания об особенностях психологического формирования ребенка в пренатальном периоде (Фанти, 2005, Брутман, 2005, Филиппова, 2002, Гроф 2014, Бертин, 1992) позволяет утверждать наличие ряда особенностей у детей из программы СМ , являющихся следствием фрагментированного перинатального периода. Наиболее встречающиеся из них следующие:

1. Задержка физиологического развития (плохо прибавляют в весе, имеют нарушения функции желудочно-кишечного тракта).

2. Задержка психического развития (беспокойные, плохо спят, имеют нарушения неврологического спектра)

3. В дальнейшем — чувство брошенности, предательства, высокая степень тревожности, страхи, формируется синдром гипервозбуждения и дефицита внимания.

4. В более позднем возрасте — немотивированная агрессия (часто — на генетическую мать).

Стратегии системной семейной психотерапии и индивидуальной помощи ребенку должны быть направлены на стабилизацию системных динамик семьи, восстановление целостности системы — включение исключенных элементов в поле семьи, общение генетической матери с ребенком уже на этапе беременности и психологическая поддержка семьи после родов.

Фокусы системной семейной психотерапии. Рекомендации для психологов, психотерапевтов, работающих с семьями в программе суррогатного материнства____

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Включение суррогатной матери в поле семьи (отношений). Знакомство с суррогатной матерью (выяснение ее истории жизни и семьи) до начала протокола ЭКО и простраивание доброжелательных отношений с ней.

2) Общение матерей на протяжение всего протокола эко и на протяжении всей беременности.

3) Психологическое сопровождение генетической матери (и пары в целом) во время беременности, вынашиваемой суррогатной матерью. Рекомендуется посещение курсов для будущих родителей (по аналогии курсов для приемных родителей).

4) Общение генетической мамы с ребёнком в период беременности суррогатной матери (тактильный и голосовой контакт с ребёнком), особенно с момента начала шевелений.

5) Подтверждение принадлежности суррогатной матери к родовой системе, для которой она вынашивает ребенка. Включение ее в общее поле семьи. Продолжение общения ребенка и семьи и суррогатной матери после родов. Представить ребенку суррогатную мать можно как крестную маму либо кормилицу. Это позволило бы решить и вопрос с грудным вскармливанием в течение нескольких месяцев после родов.

Необходимо подчеркнуть чрезвычайную сложность этой темы. Ребенок, выношенный суррогатной матерью, попадает под влияние многочисленных перечисленных выше дисфункциональных динамик. Маленькие дети не в состоянии обращаться за психологической помощью, а у их родителей обычно нет понимания необходимости этого.

Технологии резко опережают способность индивидуальной психики, семейной системы и социума видеть последствия суррогатного материнства, воспринимать их и быть готовым корректировать, помогать себе и детям, которые попадают в крайне сложные условия развития.

Поэтому, в этой сфере пока больше вопросов, чем ответов…

Литература

Боулби Дж. (2004) Создание и разрушение эмоциональных связей. М: Академический проект.

Бэртин А. (1992) Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. М: Жизнь.

Дралюк Н.М., Махалова Н.А. и др. (2006) Психологическая коррекция стрессового состояния у пациенток программы ЭКО. Проблемы репродукции, 6, 2006, стр.53-56. Кулаков В.И., Хритинин Д.Ф. и др. (2007) Психотерапевтическая коррекция аффективных расстройств у женщин, получающих помощь по программе вспомогательных репродуктивных технологий. Журнал неврологии и психиатрии, 1, стр. 21-25. Ранк О. (2009) Травма рождения и ее значение для психоанализа. М: Когито-Центр. Симаков Ю.Г. (2013) Биоматрица и морфогенетическое поле. Palmarium Academic Publishing.

Томатис А. (1995) Девять месяцев в раю. Киев: Манускрипт.

Фанти С.Д. (2005) Пренатальная война. В Хрестоматии по перинатальной психологии (сост. Васина А.Н.). М: УРАО, стр.49-52.

Шлиппе А., Швайтцер Й. (2007) Учебник по системной терапии и консультированию. М: ИКСР.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Трапезников М.В. 1 Мусихина В.Р. 1 Перминова А.П. 1 Некрасов Д.С. 1 1 ФГБОУ ВО Кировская ГМУ Минздрава России В современном мире, мире инновационных технологий проблема суррогатного материнства стала как никогда актуальна. В нашей стране число смертей превышает число рождений уже более 10 лет, рождаемость не достигает даже уровня простого замещения поколений. Такая ситуация складывается по различным причинам. Это и материальное положение, и карьерный рост, и здоровье молодежи, и медицинские показатели, и отсутствие элементарной половой культуры, и, как это ни странно, — несовершенное законодательство, и иные факторы. Суррогатное материнство является альтернативой в сложившейся ситуации. Что будет чувствовать мать, когда родит дитя, которого в последующем заберет другая семья? Проснется ли материнский инстинкт? Каково будет биологической матери, ведь ее дитя не было выношено ею? Будет ли ребенок чувствовать себя родным? Одобрят ли это религия? Закон? Как к этому будут относиться окружающие? И не будут ли использовать суррогатное материнство в корыстных целях? Поэтому в данном исследовании мы хотим осветить некоторые аспекты, касаемые этических и моральных проблем суррогатного материнства обращаясь к книге П.Джеймса «Антихрист». 137 KB материнство этика мораль антихрист 1. Базанов П.А. Суррогатное материнство – блажь или выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. – 2006. — №1. – С. 7.4. 2. Борисова Т.Н. Актуальные вопросы законодательной и правоприменительной практики суррогатного материнства / Т.Н. Борисова // Социальное и пенсионное право. – 2008. — №1. – С. 15-16. 3. Джеймс П. «Антихрист», 2008. 4. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы / И.В. Силуянова. – М., 2001. – 192 с. 5. Шамов И.А. От деонтологии к биомедицинской этике / И.А. Шамов // Медицинская сестра. — 2006. — № 1.- C. 2-5.

За последние несколько лет развитие вспомогательных репродуктивных технологий значительно выросло. Этот прогресс пользуется спросом, давая возможность создать семью людям со значительным ухудшением репродуктивного здоровья, как у женщин, так и у мужчин. Однако можно встретить противников суррогатного материнства, которые считают, что так ребенок превращается в товар.

Если спросить у людей: «Какая главная задача в вашей жизни?», несомненно, многие ответят, что это продолжение рода. Но не все семьи имеют такую возможность.

Итак, начнем с того, что же такое бесплодие? Бесплодие- неспособность лиц детородного возраста к воспроизводству потомства вследствие нарушения оплодотворения или имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Процент бесплодных супружеских пар достигает 20%. Бесплодие бывает первичным — когда родить естественным путем не получается, какие бы меры не были предприняты. И вторичным — когда у женщины ранее были беременности, а так же временные проблемы в организме, мешающие забеременеть ей сейчас.

Так как процент бесплодия с каждым годом повышается, супружеские пары встают перед выбором: либо взять ребенка из детдома, либо воспользоваться суррогатным материнством. Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который будет затем отдан на воспитании генетическим родителям. Они будут юридически считаться родителями этого ребенка.

Суррогатной матерью может быть только та женщина, которая достигла возраста 18 лет и успела родить минимум одного своего ребенка.

История суррогатного материнства начиналась в древней цивилизации. Первый случай суррогатного материнства зафиксирован две тысячи лет до н. э. История описана в Ветхом Завете, Сара, жена Авраама, была бесплодной и была вынуждена просить служанку Агарь, чтоб она выносила ребенка Авраама. Агарь выносила и родила сына Исмаила. Сара приняла его как своего родного сына. А через 14 лет в 1897 году произошло чудо и Сара сама смогла забеременеть от своего Авраама, на то время ему уже было сто лет.

В Древнем Египте фараоны прибегали к помощи рабынь, и использовали их как суррогатных матерей, для продолжения своего рода. Подобные случаи были использованы и богатыми, аристократичными семьями. Естественно, в то время репродуктивные технологии не были развиты и применялась простая инсеминация ( введение заранее подготовленной спермы мужчины непосредственно в матку.) суррогатной матери, но, несмотря на это, ребенок отдавался супружеской паре на воспитание и дальнейшее содержание.

В России первая программа суррогатного материнства была проведена в 1995 году в центре ЭКО в Санкт-Петербурге. Первой пациенткой этого центра была женщина, у которой первенец, появившийся на свет с помощью кесарева сечения, умер после родов, а роженице пришлось удалить матку. Целью в жизни для нее стал родившийся новый ребенок. Она уговорила стать мамой для ее будущего ребенка свою подругу. Беременность наступила с первого оплодотворения, на ультразвуковом исследовании обнаружили двойню. Вынашивание было очень тяжелым, суррогатную маму много раз госпитализировали на сохранение. Родовая деятельность наступила раньше срока, проводилось кесарево сечение. Девочки родились с весом около двух килограмм каждая. Расчет был двухкомнатной квартирой в Питере.

Разберем моральные и этические проблемы суррогатного материнства. Применение этой технологии дает шанс бесплодной семье завести своего ребенка. Однако тем самым ребенок становится товаром, а суррогатное материнство хорошей высокооплачиваемой работой. Например, книга «Антихрист» П. Джеймс, где семья за счет суррогатного материнства пытается решить финансовую проблему. Автор отрицательно относится к решению проблемы таким путем, сознательно дать забеременеть за деньги своей любимой женщине от другого мужчины, а потом жить с этим всю жизнь.

Отсюда возникает новая проблема: прибегать к этому будут не только бесплодные семьи. Ведь многие женщины отказываются рожать из-за токсикозов, боязни поправиться, уходом в декрет, невозможностью путешествовать, заниматься спортом, а так же полным отказом от спиртных напитков.

Но есть более важные проблемы:

  1. Женщина, ожидая ребенка от суррогатной матери будет возлагать на нее большие надежды, поэтому не исключены конфликты между двумя сторонами.
  2. В процессе вынашивания ребенка у суррогатной матери может активно развиваться материнский инстинкт. И неизвестно как она себя будет чувствовать, когда придет время отдавать ребенка. Обратимся снова к книге «Антихрист» , казалось-бы живи да радуйся, остались считанные дни до того момента, когда родишь, но тут вступает в силу самый древний и сильный инстинкт человека-материнский, инстинкт продолжения рода, и Сьюзан уже со страхом думает о том, что придется отадть ребенка.
  3. Ребенок может считать себя чужим в семье и так далее.

Аргументы «против»

  • Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка очень плохо сказывается на психике женщины и оскорбляет ее чувства;
  • Женщина, которая будет являться биологической матерью, может не испытывать материнских чувств к малышу, так как он будет рожден от чужой женщины.
  • Суррогатная мать может разрушить семью биологических родителей, оказав негативное влияние на отца будущего ребенка.
  • С точки зрения религии, например, православия и мусульманства, суррогатное материнство недопустимо.

Аргументы «за»

  • Для бесплодной семьи это отличная альтернатива решения их проблемы.
  • Для суррогатной матери это решение может помочь решить материальные проблемы, если таковы имеются.

Законы, регулирующие суррогатное материнство, в каждом государстве разные. Например, во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции суррогатное материнство запрещено совсем. В США, ЮАР, России, Украине и Казахстане законодательно разрешено. А в Беларуси суррогатным материнством может воспользоваться только та женщина, которая не способна сама выносить и родить ребенка.

Рассмотрим, как законодательство решает вопросы регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, более подробно. Статья 51 (п.4) СК РФ гласит: «Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».

Часть 3 ст.52 СК РФ: «Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».

Пункт 5 ст.16 Закона «Об актах гражданского состояния» закрепляет правила, что «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка».

Соглашение о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое. В случае коммерческого суррогатного материнства биологическая мать ребенка получает материальное вознаграждение.

Некоммерческое суррогатное материнство отличается от коммерческого тем, что биологическая мать не имеет никакой материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью.

Чтобы избежать проблем, связанных непосредственно с суррогатной матерью, родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться такие моменты как:

  • Обязательная компенсация расходов на медицинское обслуживание во время беременности биологической матери ребенка.
  • Компенсация потерь в заработке суррогатной матери.
  • Обеспечение местом проживания суррогатной матери в период беременности.
  • Уточнение медицинского учреждения, где будет происходить искусственное оплодотворение биологической матери.
  • Обязательное обсуждение плана действий в случае рождения неполноценного ребенка.

Обязанностью суррогатной матери является соблюдение всех предписания врача, связанных с вынашиванием и направленные на рождение здорового ребенка.

Итак, каждый из нас вправе сам решить, как относиться к суррогатному материнству. Для людей, получивших долгожданного ребенка, это настоящее счастье и благо. Но общество с устоявшимися еще давно моральными принципами пока еще не готово принять суррогатное материнство и с осуждением относится к женщинам, которые решаются на столь серьезный и столь прекрасный поступок. Несовпадение различных точек зрения, касаемых этой темы, приводит к многочисленным спорам. Но к нам все же приходит осознание того, что суррогатное материнство — это факт, который пришел в нашу жизнь совсем недавно и он уже никуда не денется, поэтому нам остается его просто принять и искать в нем положительные моменты.

По статистке, более 20% всех супружеских пар не имеют возможности завести детей естественным путем. Ни для кого не секрет, что проблема бесплодия существовала всегда. Не каждая женщина может рожать детей, так и не каждый мужчина способен оплодотворить женщину по разным для них причинам. Каждая пятая супружеская пара не может иметь собственных детей! Как итог, огромное число разводов происходит не из-за несходства характеров, измен, алкоголизма или наркомании одного из супругов, а именно из-за отсутствия в семье ребенка. И даже любовь, взаимное уважение, доход, сходство интересов и вкусов не спасают пары перед этим страшным диагнозом — бесплодие. Вновь обращаясь к статистике можно наткнуться на тот факт, что бездетные браки распадаются чаще, чем те, в которых есть дети. Рассматривая варианты решения этой проблемы для бесплодной пары, можно наткнуться на такой вариант как усыновление. Бесспорно, это очень ответственный шаг, который заслуживает уважения и одобрения. Но есть вероятность, что истинной любви и настоящих родительских чувств к этому ребенку у супружеской пары не возникнут и они всегда будут думать об упущенной возможности иметь своего, родного ребенка. И тогда на помощь приходит еще один вариант решения этой непростой ситуации – суррогатное материнство. Как известно в медицине, эмбрионы могут отлично приживаться у посторонней женщины, которая вынашивает для супружеской пары ребенка. Поэтому программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка супружеским парам, которые в силу определенных обстоятельств не могут самостоятельно выносить и родить здорового ребенка.

Библиографическая ссылка

Трапезников М.В., Мусихина В.Р., Перминова А.П., Некрасов Д.С. ЭТИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19502 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Каждая семейная пара мечтает о ребенке. С его появлением на свет будущие родители связывают свои планы и надежды на счастливое будущее. Но, к сожалению, свыше 20% семей страдает бесплодием и не может иметь своих детей.

Несмотря на стремительное развитие, современной медицине не всегда удается восстановить репродуктивные органы и вылечить бесплодие. В таких случаях она предлагает альтернативные методы.

В их число входит и суррогатное материнство, которое несмотря на то, что разрешено законодательством, вызывает множество споров и дискуссий. Поэтому к процедуре прибегают в крайних случаях, когда нет другого выхода.

Важно! В России воспользоваться услугами суррогатной мамы имеют право только мужчина и женщина, живущие в юридическом либо гражданском браке, а также одинокие женщины. Для одиноких мужчин подобная услуга недоступна.

Суть суррогатного материнства

Семейная пара заключает с третьим лицом (женщиной) договор, согласно которому ей помещают оплодотворенную яйцеклетку. Она обязуется выносить ребенка, а после рождения передать его биологическим родителям.

Важно! Согласно российскому законодательству, нельзя использовать яйцеклетку сурмамы. В случае невозможности взять яйцеклетки у женщины прибегают к услугам доноров.

Несмотря на заключение договора, суррогатное материнство сопровождается множеством проблем различного характера (правовыми, этическими, физическими, эмоциональными, религиозными) иимеет множество сторонников и противников.

Противники выдвигают множество обоснованных аргументов.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Этические проблемы суррогатного материнства

Противники суррогатного материнства настаивают на моральных проблемах:

  • беременность способна оказать неблагоприятное действие на физическое и психическое здоровье женщины;
  • значительно увеличивается риск рождения больного ребенка;
  • нарушается привычное представление о кровном родстве;
  • возникает необходимость сохранять тайну рождения;
  • неестественный способ рождения малыша может оказать негативное действие на психику родителей;
  • функция материнства приобретает коммерческий характер (матка напрокат);
  • становится возможной купля-продажа ребенка;
  • многие женщины воспринимают вынашивание ребенка как работу, за которую хорошо платят, не интересуясь потребностями малыша м не заботясь о его правильном развитии.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Угроза для здоровья женщины

Вынашивание ребенка сопровождается различной неприятной симптоматикой: токсикозом, общим недомоганием, потерей аппетита, резкими перепадами настроения. У женщины, вынашивающей чужого ребенка, эти признаки становятся более выраженными. К тому же существенно повышается риск отторжения плода, так как его генотип совершенно чужероден для женщины.

Еще одна проблема – послеродовая депрессия, вызванная гормональными изменениями. Усугубляется ситуация стрессом от передачи ребенка.

Важно! У малыша развивается связь с выносившей его женщиной, прерывание которой провоцирует эмоциональный дискомфорт.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Возможность рождения больного ребенка

Сторонники суррогатного материнства рассказывают о счастье семейной пары, ставшей родителями, но совершенно не думают о чувствах женщины, выносившей и родившей малыша.Женщина, настроившая себя на то, что ребенка придется отдать, испытывает сильный стресс, нередко переходящий в депрессию.

Поэтому ее организм не вырабатывает достаточного количества эндорфинов, что приводит к замедлению обмена веществ и сбоям в работе различных органов. В результате повышается риск возникновения физических патологий у малыша либо психических отклонений.

Также психические нарушения могут быть вызваны и другой причиной. Плод генетически связан с биологическими родителями, а питание получает от женщины, не являющейся ему родственницей. Сторонники суррогатного материнства сравнивают женщину, вынашивающую малыша, с кормилицей. Но в действительности,отношения между плодом и беременной женщиной сильно отличаются от отношений ребенка и няни.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Проблема установления идентичности ребенка при суррогатном материнстве

Суррогатное материнство нарушает семейную идентификацию и представления о родстве. В семье, где ребенка родила тетя или бабушка, ситуация существенно усложняется, так как смешиваются понятия внук, сын, племянник, мама, тетя, бабушка. В результате возможно развитие личностного кризиса у малыша, чувства неполноценности и даже резкое ухудшение психического здоровья, если он узнает, что его родила бабушка или вообще чужая тетя.

Важно! При отказе суррогатной матери отдать ребенка биологические родители могут подать в суд просьбу о признании их родителями на основе генетического анализа. Но в таком случае возникает новая проблема: провести подобный анализ можно только с разрешения женщины, родившей ребенка.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Проблема конфиденциальности

Одной из особо острых морально-этических проблем является сохранение тайны рождения. Многие родители становятся заложниками ситуации, так как не могут решить, стоит ли рассказывать ребенку правду о его рождении или нет. К тому же существует вероятность, что ребенок узнает правду от посторонних, что станет сильным ударом по его психике. Подобная проблема особенна актуальная для России, что связано с менталитетом людей, находящих особое удовольствие в обсуждении чужих семей.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Психологические проблемы биологических родителей

Суррогатное материнство оказывает сильное воздействие и на психику генетических родителей. На протяжении всего периода беременности они находятся в стрессовой ситуации, вызванной множеством опасений.

Они переживают о том, что женщиназаберет предоплату и исчезнет, сильно полюбит ребенка и решит расторгнуть договор либо, напротив, совершенно не будет о нем заботиться, будет вести неправильный образ жизни, что вызовет отклонения в здоровье малыша. Негативные переживания не исчезают и после родов.

Родители постоянно присматриваются к малышу, пытаясь найти в нем сходство с выносившей его женщиной. Ситуация усугубляется, когда ребенок достигает подросткового возраста и начинает вести себя неадекватно. При этом родители нередко списываютвсе проблемы, возникающие при общении с подростком, на суррогатную мать.

Важно! Гены от «сурмамы» не могут передаться ребенку. Поэтому не стоит винить женщину, выносившую малыша, в его плохом характере.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Матка напрокат

Многие газеты печатают объявления, которые приглашают женщин принять участие в ВРТ-программах. Противники уверены, что они противоречат международной Конвенции, защищающей права человека и запрещающей дискриминацию женщин.

Суррогатная мать подвергается коммерческой эксплуатации, выполняя функции инкубатора. При этом женщины, желающие заработать деньги, не думают о том, как скажется подобный «бизнес» на физическом и психическом здоровье.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Купля-продажа детей

Хотя объектом договора выступает только процедура экстракорпорального оплодотворения и услуги по вынашиванию плода, но подобное определение не совсем соответствует действительности. Противники суррогатного материнства утверждают, что если бы предметом соглашения было только вынашивание ребенка, то женщина получила бы вознаграждение сразу же после того, как забеременела.

Но ей платят деньги только после родов. К тому же при рождении больного младенца, родители могут от него отказаться, не желая покупать некачественный «товар». Следовательно, суррогатные программы призывают к торговле людьми, приравнивая ребенка к объекту коммерческой сделки.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Аргументы в поддержку программы

Веские доводы в пользу суррогатного материнства выдвигают и сторонники программы. Они утверждают, что подобные сделки заключаются не только ради материальной выгоды. Сурмамы осознанно подходят к решению выносить ребенка, чтобы помочь бездетным парам ощутить радость родительства. Также сторонники программы отвергают проблему эксплуатации женщины, ведь ее никто не заставляет вынашивать ребенка, она соглашается на процедуру добровольно.

Еще один довод – возможность продлить род после смерти биологического родителя и вернуть его близким смысл жизни. Примером может служить смерть в результате рака. Если взять яйцеклетку или сперму больного человека, то благодаря процедуре ЭКО, генетический материал даст начало новой жизни.

Еще один аргумент– ухудшение демографической ситуации. Согласно прогнозам ООН, уже в середине текущего столетия детей будет меньше, чем стариков старше 60 лет.К тому же с каждым годом все больше семейных пар сталкиваются с бесплодием. Суррогатное материнство поможет одновременно решить обе проблемы – подарить отчаявшимся супругам ребенка и улучшить демографическую ситуацию.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Отношение религии

Суррогатное материнство затрагивает нравственные проблемы. Поэтому представители разных религий не остались в стороне от дискуссий. Православие решительно отвергает такие методы ВРТ, даже если женщина решила предоставить свои услуги совершенно бесплатно, руководствуясь альтруизмом и желанием помочь бездетной паре.

Церковь утверждает, что подобное явление нарушает духовную целостность и подрывает здоровье. К тому же православный священник имеет право отказаться крестить малыша, рожденного суррогатной матерью. Католичество поддерживает взгляды православной церкви, но католический священник не откажет ребенку в крещении.

Ислам категорически запрещает любые связи, кроме супружеских. Поэтому мусульмане могут прибегнуть к ЭКО только в том случае, если используются клетки супругов. Применение донорского материала и участие в вынашивании ребенка посторонней женщины недопустимо.

Иудаизм, хотя и порицает внебрачные связи, допускает применение альтернативных методик, чтобы продлить род. Поэтому, если у супругов нет иной возможности стать родителями, то они могут воспользоваться услугами суррогатной матери.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Международные этические принципы

В связи с существованием противоречивых мнений, вызванных биоэтическими и правовыми проблемами, Европейским обществом репродукции были сформулированы основные принципы, которых необходимо придерживаться участникам программы:

  • Суррогатная мать может предоставлять только безвозмездную помощь, что исключает коммерческую основу и куплю-продажу ребенка. При этом генетические родители обязаны компенсировать женщине все расходы на лекарства и другие медицинские услуги, а также обеспечить ей полноценное питание.
  • Участие в программе возможно только при добровольном согласии.
  • Суррогатная мать обязана осознавать всю ответственность, заботиться о сохранении беременности и здоровья ребенка.
  • Прервать беременность можно только при наличии медицинских показаний.
  • При выборе способа родов женщина должна исходить из интересов ребенка, а не из личного комфорта.
  • Ребенку следует рассказать правду о его рождении.

К СОДЕРЖАНИЮ ⬆

Правовые проблемы суррогатного материнства

В 2011 году был принят закон «Об охране здоровья граждан в РФ», который регулирует отношения между участниками программы суррогатного материнства. Но все равно закон остается несовершенным и не решает всех юридических проблем.

Известно несколько основных недостатков закона:

  • Отсутствует единое мнение о характере договора суррогатного материнства. Некоторые юристы утверждают, что договор противоречит моральным законам, и поэтому не придают ему особого значения, считая подобную сделку ничтожной. Другие специалисты выражают мнение о том, что договор не является гражданско-правовым документом и не может регулироваться гражданским законодательством.
  • Суррогатное материнство не может считаться методом лечения бесплодия, так как оно не избавляет от бесплодия.
  • Договор не закрепляет требования передать родившегося малыша биологическим родителям. Подобное действие возможно только при согласии сурмамы. Следовательно, возникают сомнения в силе договора.
  • Договор может содержать пункт, утверждающий, что биологические родители могут отказаться от ребенка, если он родится физически или психически неполноценным. В этом случае права женщины оказываются ущемленными: она не только не получает компенсации за расходы, но и вынуждена содержать больного ребенка.

Важно! В соответствии с российским законодательством, все права на ребенка принадлежат суррогатной матери. После родов она должна оказаться от новорожденного, на основании чего биологические родители смогут сделать запись в свидетельстве о рождении. Сурмама может отказаться отдавать ребенка, потребовать большее вознаграждение, либо спустя некоторое время подать судовой иск, требуя возвратить ребенка, так как она передумала. Во всех этих случаях закон становится на ее сторону.

Но, несмотря на отсутствие четкого правового регулирования программы суррогатного материнства, многие пары решаются на подобный шаг, так он является их единственным шансом стать родителями и продлить свой род.

Эта репродуктивная технология вызывает этические проблемы и бурные споры даже, по-видимому, в большей степени, чем метод ЭКО.

Первый успешный случай суррогатного материнства зарегистрирован в 1981 г. в США. Хотя сама идея этого метода довольно древняя: есть сведения, что еще в Античности были случаи рождения женщиной ребенка для другой семьи.

Суррогатное материнство, как правило, используется при бесплодии семейной нары. Сущность этого метода состоит в том, что яйцеклетка одной женщины оплодотворяется искусственным путем, а полученный эмбрион подсаживается другой женщине, которая его вынашивает, рожает и передаст семейной паре. При этом одна женщина называется донором (или генетической матерью), а другая (вынашивающая ребенка) – суррогатной матерью.

Возможно и так называемое частичное суррогатное материнство, когда женщина – суррогатная мать одновременно выступает и донором яйцеклетки. В этом случае она же является и генетическим родителем.

К основным моральным проблемам, связанным с суррогатным материнством, относятся следующие.

  • 1. Разрушение целостности семейных отношений. Суррогатное материнство становится все более доступным и массовым, что не может не вызвать озабоченность с точки зрения традиционных представлений о семье и семейных ценностях.
  • 2. Проблема установления материнства и права матери. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. Имеется немало случаев, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка в семейную пару. Действительно, ситуация, когда у ребенка сразу две матери, создает острые конфликты. С помощью правового регулирования стремятся разрешить или хотя бы смягчить эту проблему.
  • 3. Общее количество родителей. Теоретически, если использовать донорство половых клеток, возможно наличие максимально пяти родителей у ребенка(!). Это женщина-донор, мужчина-донор, суррогатная мать и семейная пара – заказчик (социальные родители). Очевидно, что это совершенно экстраординарная ситуация.
  • 4. Суррогатное материнство даст возможность стать матерью в неограниченно пожилом возрасте. Это подрывает все традиционные понятия

о материнстве вообще, а также создает угрозу правам ребенка, так как вряд ли естественный уход и забота о ребенке возможны при наличии престарелой матери.

  • 5. Коммерциализация деторождения ведет к тому, что суррогатная мать, вынашивая ребенка за вознаграждение, становится товаром, женщиной – инкубатором.
  • 6. Моральные и психологические проблемы ребенка – они могут быть довольно острыми, если он узнает о своем происхождении.

В ряде стран (например, в Германии, Австрии, Франции) суррогатное материнство запрещено. Международные этические рекомендации комитета СЕ по биоэтике и искусственным методам деторождения состоят в том, чтобы ограничить суррогатное материнство и применять его только по обоснованным показаниям. Права суррогатной матери должны быть защищены (в частности, ей должно быть обеспечено право оставить ребенка себе). Этически неприемлемой считается практика коммерческого суррогатного материнства.

В России разрешено суррогатное материнство, в том числе за вознаграждение. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте 20–30 лет (в том числе замужняя), имеющая не менее одного здорового собственного ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (т.е. запрещено так называемое частичное суррогатное материнство).

Статус родителей после родов методом суррогатного материнства в нашей стране определяется так. Согласно Семейному кодексу РФ. в качестве родителей регистрируются лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, но только с ее согласия. После совершения записи суррогатная мать не вправе оспаривать материнство.

Поскольку суррогатное материнство создает сложные юридические проблемы, то все более важную роль в их решении играет сегодня составление тщательно продуманных договоров и квалифицированная адвокатская помощь.

Противники суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий утверждают, что в случае бесплодия всегда имеется альтернатива применению этих методов: ведь в детских домах много детей без родителей, которые ждут усыновления (удочерения) и мечтают о нормальной семейной жизни в домашних условиях с любящими родителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *