И.П. Клемантович, Е.В. Чуйкина
К вопросу о воспитании в современном российском обществе
Акцентируется внимание на необходимости традиционного подхода к воспитанию в семье, формирующего основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Раскрываются технологические аспекты педагогического сопровождения воспитания семейных отношений в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, аксиологический подход, педагогическое сопровождение, культурные ценности, семейные ценности.
В истории развития человеческого общества вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения всегда играли первостепенную роль. К сожалению, российская традиция такова, что главным считается обучение, а воспитание недооценивается. Поэтому если сегодняшнее министерство образования, вместо прежнего министерства просвещения, будет заниматься только обучением, то будет воспроизводить образованцев-профессионалов, далеких от благонравия, духовно и нравственно слаборазвитых людей. И чем «образованнее» будут такие люди, тем большим потенциальным родником зла они будут являться.
Государство, безусловно, уделяет внимание вопросам воспитания. В ст. 38 Конституции РФ говорится: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», а значит, играют важную роль в развитии и становлении российского общества. Там же читаем: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Согласно ст. 63 «Семейного кодекса РФ» «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Отметим принципиальную позицию государства в отношении родителей, касающуюся наделения их не просто правом, а обязывающую их играть главную роль в вопросах воспитательного характера, что, к сожалению, часто сейчас не соблюдается.
О приоритете родительского воспитания говорится и в законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
ч: го Ф СР
ш иэ
развития личности ребенка». При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании, в развитии их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Что же чаще происходит на практике? К сожалению, мы можем констатировать, что на современном этапе развития российского общества между образовательными организациями и родителями существует огромная пропасть. Их действия по воспитанию подрастающего поколения часто несогласованны и противоречивы. И первые, и вторые, безусловно, хотят образовать и воспитать ребенка таким образом, чтобы он стал достойным членом общества, гражданином своей страны. Принятие «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» и разработка «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» способствовали привлечению внимания к вопросам формирования в ребенке духовно-нравственного, патриотического начала. Согласно Концепции, «современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .
Современная система образования взяла на себя большую часть работы по взращиванию и воспитанию ребенка, но ведь начало воспитания начинается не за школьной партой, и даже не в дошкольном образовательном учреждении. Гармоничное развитие и осознанное воспитание начинается задолго до рождения ребенка. От того, насколько молодые родители сами развиты, духовно и нравственно обогащены, насколько они сами осознают себя членами государства и носителями национальной культуры, во многом зависит, каким станет их будущий ребенок.
К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что молодежь в первую очередь озабочена увеличением и приращением материального благосостояния. Все большую популярность набирает движение чайлд-фри (англ. скИС/гее — «свободный от детей»). Сторонники подобного образа жизни открыто заявляют о своем сознательном нежелании иметь детей, пропагандируют бездетный образ жизни и отказ от возможности иметь детей во имя личной свободы. Другая модная сегодня тенденция среди молодых людей — лояльность и во многом даже одобрение однополой любви. Эти новомодные заявления вызывают большие опасения,
поскольку сегодняшняя молодежь — это завтрашние потенциальные к родители, которые не смогут дать достойное воспитание своим детям, о а возможно, даже не смогут или не захотят реализовать важнейшую функцию семьи — функцию продолжения рода.
Русская семья всегда славилась многодетностью и вдумчивым отношением к браку и процессам воспитания и образования. Ребенок в крестьян- 2 ской семье с раннего детства был включен в трудовой процесс родителей, ^ девочки с молоком матери впитывали науку быть хозяйкой и хранительницей очага; мальчики неотступно следовали за отцом, постигая сложную, но жизненно необходимую науку быть главой семьи. Раннее трудовое воспитание, почитание старших и забота о младших — вот основные элементы, на которых строилось патриархальное российское общество.
Центром дворянского воспитания также была семья. Обладая достаточным количеством средств и возможностей для обеспечения своих детей всем необходимым для развития и роста, дворянское сословие акцент делало именно на воспитании и образовании в семье. Истинный дворянин знал, как вести себя в любой ситуации. Более того, достойно себя вести и быть примером для всех окружающих было его святой обязанностью.
В советские времена семья перестала восприниматься как главный социальный институт в вопросах воспитания. В первую очередь это связано с тем, что значительную роль в воспитании и обучении ребенка стали играть дошкольные и средние образовательные учреждения. Безусловно, нельзя недооценивать вклад школ в процесс развития грамотности в России. Но вместе с этим нужно констатировать печальный факт: вместе с обязанностью «научить» школа взяла на себя большую часть работы по воспитанию детей, отодвинув при этом родителей на второй план. Второй момент касается изменений во внутрисемейных отношениях. Усиление роли женщины в обществе и общая демократизация привели к тому, что семья из традиционной стала эгалитарной. К сожалению, сегодня семейная воспитательная «наука», или семейная научная «методика», чаще всего не выходит за пределы интуиции и самодеятельности с соответствующим низким качеством.
Современная система образования должна сделать шаг навстречу системе воспитания подрастающего поколения. Сам образовательный процесс должен опираться на аксиологический принцип формирования сознания молодежи. Это в настоящее время — насущная потребность нашей быстроменяющейся действительности.
В процессе взросления ребенок должен осваивать семейные и культурные ценности, составляющие духовную основу российского
ч: го Ф СР
ш иэ
общества. Не последнее место в этом процессе должна занять экосоци-ализация подрастающей смены, становление и развитие новых поколений в тесной связи с законами природы, с противоречивыми реалиями взаимодействия данной возрастной группы общества и окружающей природной среды. Поэтому субъектом воспитания, т.е. воспитателем в широком смысле, должны стать семья, государство, религия, самовоспитание и природа.
МГГУ им. М.А. Шолохова проводит комплексную работу по внедрению аксиологического принципа в процесс воспитания и обучения будущих специалистов. На базе университета разработана и активно применяется комплексная программа педагогического сопровождения воспитания семейных отношений на базе инновационных педагогических подходов. Началом работы можно назвать создание курса «Семьеведение», активно применяющегося в практике образования и воспитания студентов уже более двадцати лет. За это время педагогическим коллективом были выработаны основные принципы педагогического сопровождения воспитания семейных отношений. Основные среди них: гуманистическая направленность сопровождения; соответствие деятельности сопровождения идеалам, идеям, ценностям российского семейного воспитания; интеграция современных подходов воспитания в процессе сопровождения (компетентностного, личностно-ориентированного, аксиологического, системно-деятельного); комплексный подход к организации и внедрению педагогического сопровождения.
Совместно с преподавателями факультета «Экономико-технологический колледж» разрабатывается система непрерывного педагогического сопровождения в парадигме «колледж — вуз». Данная модель состоит из трех блоков: 1) формирование осознанного отношения молодежи к семейным ценностям на этапе среднего профессионального образования; 2) развитие и закрепление представлений о ценности российской семьи; 3) формирование устойчивой потребности к созданию гармоничной, любящей семьи, в основе которой лежат ключевые российские ценности.
Внедрение вышеизложенной системы предусматривает проведение ряда мероприятий. Так, например, в университете активно используется форма публичного обсуждения какой-либо проблемной ситуации, проводятся дискуссионные клубы по вопросам семейного воспитания и ценности семьи в российском обществе. Основой для такого рода дискуссий выступают как художественные произведения, так и явления современной действительности, культурной жизни страны.
Хорошей базой для проведения дискуссий стала ежегодная национальная литературная премия «Большая книга». Совместно со студентами
преподаватели предлагают для обсуждения книжные новинки. Класси- к ческая литература также представляет собой интерес для обсуждения о вопросов семейного воспитания, особенно в контексте сопоставления с современный жизненной действительностью. ^
Отдельно обсуждался вопрос о деградации семейных и общечеловече- 1 ских ценностей после посещения студентами старших курсов спектакля 2 «Идеальный муж» МХТ им. А.П. Чехова. Умение аргументировано изло- ¿= жить свою точку зрения, обосновать ее в контексте предложенной проблемы, сопоставить сатирическую художественную трактовку с реалиями российской действительности — эти пункты стали ключевыми во время обсуждении.
Интересно было обсуждение роли семьи в контексте проводимой в Москве интерактивной выставки-форума «Православная Русь. Романовы». После ее посещения был проведен круглый стол, на котором обсуждались вопросы роли семьи и личности в историческом процессе, значимость православия в формировании российской государственности. Студенты первых курсов занимаются проектной деятельностью и создают презентации на тему семьи и семейных ценностей («Российские династии», «Роль моей семьи в истории России», «Не смейте забывать!» — о родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Большое внимание уделяется формированию личностно и профессионально значимых качеств во время экскурсий по культурным и историческим местам. Тематика подбирается таким образом, чтобы содержание экскурсионной программы отвечало заявленному направлению, например, «Семейные ценности Толстых», «По следам московских родов», «Неизвестные известные российские семьи» и т.д.
Традиции семейного воспитания являются частью общей культуры и должны интегрировать воспитательный опыт всего общества. Агентом воспитания с этой позиции выступает социум в целом, поэтому для реализации целостного подхода к воспитанию в рамках программы педагогического сопровождения воспитания семейных отношений важно проводить открытые мероприятия, посвященные обсуждению современного состояния семьи и родительства с привлечением общественных деятелей России, писателей, тьюторов, родителей. Принципиально важно показать современному молодому человеку значимость вопросов формирования и развития семьи, воспитания ребенка, гармоничного развития института брака в русле российской традиции для всех членов современного общества.
С научно-методической точки зрения университет занимается комплексной разработкой программы педагогического сопровождения
ч: го Ф СР
ш иэ
воспитания семейных отношений. С целью исследования структуры семейных ценностей студентов на педагогическом факультете разработан «Опросник семейных ценностей», который отражает основные представления об образе семьи, о семейных ценностях и идеалах, о способах реализации родительского потенциала современной молодежи.
Продолжается работа по внедрению программы факультативного курса «Ответственное супружество и родительство» (для студентов факультета «Экономико-технологический колледж») и, в рамках развития системы непрерывного образования, внедрение программы «Семьеведение» (для студентов педагогического факультета). Данные программы представляют собой комплексную разработку по проблеме педагогического сопровождения семейных отношений и строятся на историко-культурном, компетентностном и гуманистическом принципах воспитания молодежи.
Работа профессорско-преподавательского состава преподавателей МГГУ им М.А. Шолохова выявила основные социальные и исторические факторы трансформации института семьи: 1) общая демократизация общества, затронувшая традиционную структуру семейного устройства, в результате чего патриархальная система устройства семьи сменилась эгалитарной; 2) изменения гендерной стратификации общества, во многом обусловленные экономическими и историческими факторами предыдущего столетия; 3) деградация системы ценностей, присущих традиционной российской семье (под влиянием насаждения западной и американской культуры); 4) деструктивное влияние экономических кризисов на благосостояние российской семьи, что во многом породило спад рождаемости в постперестроечный период и проблемы демографического характера на современном этапе развития страны.
Общеизвестно, что семья оказывает огромное влияние на формирование личности, на психологические особенности человека, на развитие заложенного в ребенка потенциала. Последнее особенно актуально сегодня, поскольку сегодня наблюдается тенденция к увеличению внимания к одаренным детям со стороны государства и общественности. Семейное воспитание во многом может помочь в обнаружении и развитии одаренности подрастающего поколения, поскольку в значительной степени именно под влиянием семейного воспитания формируются аксиологические представления, развивается дух гражданственности и патриотизма, развивается творческий потенциал ребенка. Но гарантом этого должна, в первую очередь, выступать гармоничная семья, отношения в которой строятся на доверии, взаимопонимании, на ценностях, характерных для традиционной российской семьи.
Библиографический список
3. Клемантович И.П., Фарниева М.Г. Использование педагогических инновационных технологий в социальной работе с детьми и их родителями // Воспитание школьников. 2012. № 7. С. 52-55.
4. Клемантович И.П. Социальный педагог: Основные направления формирования профессиональной культуры: Методические рекомендации. М., 2000.
5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг. М., 2013.
Как хорошо звучит слово «семья»!
Если закрыть глаза, то увидишь уютный дом, мама, папа, бабушка с пирогами, дедушка, с умилением смотрящий на резвящихся внуков, и, конечно же, дети. Идиллия. Спокойствие. Миролюбие.
А на самом деле, это может быть только в рекламном ролике.
Что же действительно происходит в современной семье?
Возьмем, например, семьи наших воспитанников. Заглянем в социальный паспорт любой школы.
Многодетные семьи – их мало, процентов 12, а неполные семьи – 54%. Более половины детей школы воспитываются одним из родителей. Причины?
Да их огромное множество:
- нестабильный заработок одного из супругов (чаще отца);
- отсутствие отдельной жилплощади;
- неумение жить в согласии друг с другом;
- часто и отрицательный семейный опыт самих родителей;
- поиск легкой и богатой жизни;
- неумение воспитывать детей;
- зарабатывание материальных благ ставится на первое место, вместо духовных ценностей;
- отсутствие культа семьи.
Самое главное, наверное, это неумение и нежелание родителей научиться понимать своих детей. Чаще всего родители воспитывают своих чад так же, как их воспитывали их родители. Хорошо, если это был правильный стиль воспитания, а если – нет? Прийти к специалисту стесняются, боятся, что их не поймут. И обращаются уже тогда, когда наделали массу ошибок, обидели ребенка и его же обвинили в своих грехах.
Пример. На консультацию к психологу обратилась мама. Проблема – ребенок не разговаривает с матерью много дней. Причина – незаслуженная пощечина. Мама не понимает, что единственно правильным решением в данной ситуации будет первый шаг мамы, если она попросит прощения у девочки, прижмет ее к себе и признает свою вину. Все будет хорошо. Мама же не слышит специалиста. Единственное желание, чтобы девочка все забыла и начала снова общаться с матерью. Единственный аргумент матери: «Я ее кормлю, одеваю, а она – неблагодарная». Мать считает, что для воспитания дочери этого достаточно. Спрашиваю: «А давно с дочерью по душам говорили? Может, у нее проблемы какие? Может, с друзьями поссорилась?». В ответ недоумение. И обвинение дочери во лжи, лени, нежелании учиться. И все…
- Чем живет ребенок?
- Чем дышит?
- Что переживает в данный момент?
Мама ответить не может. Спрашиваю: «Какие у вас отношения с вашей матерью?». «Да никаких. Она и в детстве ко мне была безразлична, да и теперь не больно я ей нужна». Вот она – причина. Мама не умеет воспитывать дочь, ее никто этому не научил. И этой маме можно сказать, что она просто умница, что пришла на консультацию и попросила помощи. Вместе, не за день и не за два, мы найдем решение и научимся любить и уважать дочь. Найдем пути правильного воспитания.
Вы спросите: «А разве родители не любят своих детей?». Что вы! Если спросить каждого, то не только любят, но и обожают, и в любую минуту бросятся защищать от неприятностей. Но вот душевные узы общения во многих семьях нарушены, и именно они мешают духовному развитию поколения.
Посмотрите на ребят, они оценивают любовь родителей по цене сотового телефона и одежды, по размеру карманных денег. Если этого много и дорого – значит, родители любят своего ребенка. Если нет – то и показатель любви резко падает.
А настолько ли это важно?
Вспомнила недавно прочитанный материал. В 70-е годы появилось в суде много заявлений с просьбой обязать взрослых детей выплачивать пенсию на содержание престарелых родителей. Социологи заинтересовались причиной и, конечно же, нашли ее. Родители этих детей были детьми войны. Они знали, что такое голод и сиротство. И они решили, что их дети не познают этого никогда. Поэтому все самое лучшее и дорогое покупалось только для них, отказывая себе во многом, – все предоставлялось любимым детям и ничего не требовалось взамен. В итоге мы получили поколение, способное получать, но не отдавать. Они получили материальное, но не духовное воспитание. Дети говорили в суде, что они покупают родителям вещи, фрукты, сладости. А родители сетовали на то, что они не посещают их, не приходят в больницу, не интересуются их проблемами. Если мы не хотим получить такой же удар в старости, нужно как можно быстрее отказаться от материальной любви.
Мне очень нравится отношение различных религиозных концессий в формировании истинного культа семьи. Ведь именно духовное единение играет немаловажную роль в семейном воспитании ребенка. Возьмите любую религию: православие, мусульманство, католицизм, буддизм, протестантство – везде хорошо просматривается уважение к родителям и заклыдываются основы воспитания детей.
Даже если вас не устраивает религиозное воспитание ребенка, сводите его в воскресенье в театр, в кафе, выключите телевизор и просто рассмотрите семейные фотографии, расскажите о своем детстве. Я вас уверяю, вы увидите в глазах ребенка ту любовь, которую никогда не видели.
Конечно, я не зря сказала «выключить телевизор». Это еще один враг в воспитании ребенка. Он включен постоянно. Мама и папа, придя с работы, немедленно хватаются за пульт телевизора и с упоением смотрят один сериал за другим, упиваясь чужими проблемами. И не дай тебе Бог отключат свет, и они не увидят, что же там дальше.
Ну, во-первых, дети (98%) любят, когда в доме выключают свет, потому что родители начинают видеть своих детей, зажигают свечи и начинают разговаривать.
Во-вторых, сериалы – это не истинная жизнь, а фантазия автора об идеальной жизни. Мы же, посмотрев, все примеряем на себя: и муж нас любит не так, и подруга у меня точно такая, и любви мы истинной не знаем. Если оглянуться назад, то очень многие ссоры в семье часто стали происходить на почве просмотренного сериала. Детям в момент просмотра лучше не входить в комнату. Можно часто слышать: «У вас совесть есть? Дайте хоть спокойно сериал посмотреть», «Отстань от меня. Я имею право хоть чуть-чуть отдохнуть». И вот это – одна из форм современного воспитания. Ведь через 20-25 лет вы получите точно такой же ответ от своего ребенка, когда вам понадобится его любовь и понимание.
Скажете: «Критиковать – легко. А помочь…». Помочь можно. Во-первых, я думаю, что при любой школе необходимо открыть мамину школу или школу семейного воспитания. Нет – это не выступления на классных и общешкольных родительских собраниях, не чтение лекций с заумными словами, а именно школа. Уроки или занятия должны проходить не в традиционной форме, а в форме деловой игры, обсуждения проблемы, игротерапии, размышления и даже в форме сочинения – рассуждения и аутотренинга. Мы должны в первую очередь помочь тем родителям, которые хотят наладить контакт с ребенком.
Педагоги, работающие в таких школах, в первую очередь должны понять, что именно педагог обладает тем ключиком, который способен открыть дверь в мир понимания, любви и доверия.
Мы не можем решить проблему с жильем, не можем обеспечить работой неработающего или мало зарабатывающего родителя, но мы в силах помочь в разрешении всех остальных проблем, указанных в начале статьи.
Тематика занятий поможет многим родителям наладить контакт со своим ребенком, да и со своими родителями, и разобраться во взаимоотношениях между супругами.
Опыт работы таких школ уже есть в некоторых образовательных учреждениях города и, главное, что он приносит положительные результаты. Есть авторская программа по работе с родителями. Немаловажную роль в данной работе играет психологическая служба школы. Главное – захотеть помочь, и все точно получится.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья — один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи все чаще слышны выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований. И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др. Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе. В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические — потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда — являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей — трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.