Происхождение Библии

Библия, собрание священных текстов христиан, появилась 1600 лет назад и в ней свыше тысячи страниц. Она состоит из Ветхого и Нового Завета. Церковно-славянское слово «ветхий» означает древний, старинный, а завет — завещание, договор. Сейчас есть 3 канона Ветхого завета: Иудейский, Христианский и Протестантский.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, а Новый завет на древнегреческом. Есть данные, что книги Ветхого Завета собрал воедино книжник Ездра и жил он около 450 лет до Р.Хр. Сами книги Ветхого Завета были созданы с 13 по 1 век до н.э. Новый Завет написан в перид с 57 по 96 г. до Р.Хр.

В 277 году до Р.Хр. 70 учёных поселились на острове Фарос и 72 дня переводили с древне — еврейского на греческий язык Ветхий Завет. Перевод был назван Септуагинтой и означал «70». Были собраны и использованы древние источники. Это позволило многим, кто не знал еврейского языка, узнать Библию.

Книги Библии делятся на главы и это было сделано епископом Стефаном в 1214 году. Затем, примерно, в 1500 году Сантес Панино пронумеровал стихи. Сейчас имеются 3 древнейших манускрипта Библии: Ватиканский в Риме (4 век нашей эры), Синайский в Оксфорде (4 век н.э.), Александрийский в Британском музее (5 век н.э.).

Ветхий Завет состоит из 39 книг, но в еврейской традиции их принято считать за 22 по числу букв еврейского алфавита. Греки считают, что их 24 по числу греческого алфавита. Т. е. объединяются несколько книг в одну — в результате получается желаемое число.

Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на 3 отдела: «Закон»(Тора), «Пророки» и «Писания». У нас в России в Русской Православной Церкви в богослужении употребляется церковно-славянский текст Библии, хотя в 1876 году вышла Библия на русском языке.

По своему содержанию книги Библии группируются в Ветхом Завете: 1. Исторические — от Бытия до книги Иова 2. Поэтические и дидактические — от Псалтири и Песни Песней 3. Пророческие -от Исайи до Малахии

В Новом Завете 27 канонических книг и они группируются по содержанию: 1. Исторические -от Матфея до деяний Апостолов 2. Дидактические (поучительные) — Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла.> 3. Пророческие — Откровения Иоанна Богослова.

Язык Библии прост, доступен и глубок. 23 человека учавствовали в написании книг Ветхого Завета: Моисей, Иисус Навин, Самуил, Иеримия, Ездра, Давид, Соломон и т.д. Библию писали и цари — Давид и Соломон, и пастух Амос, и учёный врач Лука, апостол Павел, простые рыбаки Матфей, Пётр, Иоанн, которые потом станут учениками Христа. Во всём писании сохраняется единство, одни части дополняют и подтверждают другие. Содержание Библии так богато, как богата сама жизнь.

Известный историк Бельгаузен сказал: Библия выдержала самую жестокую, самую придирчивую, самую злобную критику и осталась навсегда памятником достойным полного доверия. Пушкин говорил: Вот единственная Книга в мире: в ней есть всё.

Выдающиеся учёные, политики, писатели о Библии.

Галилей (1564-1642) великий итальянский физик и астроном: «Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться; изречения Его абсолютны и непреложны».

Байрон (1788-1824) — поэт 19-го века. «В этой святейшей Книге — тайна всех тайн. Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям.

Тэйлор — (1784-1850) — президент Америки: «Библию надо дать в руки в особенности юношеству. Она — лучшая школьная книга в мире.

Линкольн — (1809-1865) — президент Америки: «Библия — это самый лучший дар, данный Богом человеку. Через эту книгу Спаситель мира сообщил все блага. Без нее мы не могли бы распознать правды от лжи.

Кант — философ — в 1796, на 72-м году жизни писал: Библия самое ценное сокровище, без которого я был бы в жалком положении. Все прочитанные мною книги не дали мне того утешения, какое дало Слово Божье в Библии.

Вальтер Скотт — (1771-1832) — английский писатель, когда лежал на смертном одре, то сказал сыну: «Дай мне Книгу!» — «Какую, отец?» — Тот сказал: «Дитя мое, есть только одна книга — это Библия!» — то было его последнее слово.

В.Г. Белинский — (1811-1848) — русский критик. «Есть книга, — говорил он, — в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, книга святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие.

Наполеон Бонапарт — (1758-1821) — военный гений во время своего заключения на острове Святой Елены очень часто читал Библию. Он говорил: «Евангелие имеет какую-то таинственную силу… теплоту, которая действует на ум и очаровывает сердце…

Ф.М. Достоевский — (1821-1881) — русский писатель. В «Братьях Карамазовых» он говорит: Какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!

Гёте — (1710—1782) — немецкий поэт: Мерилом для оценки силы народа будет всегда его отношение к Библии».

Существовал ли Иисус в истории? Даже этот вопрос, по мнению некоторых скептиков, требует научных доказательств.

Поэтому стоит вспомнить свидетельства истории.

Римский историк Тацит в «Анналах», рассказывая о пожаре Рима при императоре Нероне, пишет, что в поджоге были обвинены христиане. Так как понятие «христиане» он упоминает впервые, то тут же делает соответствующее пояснение:

«Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

Другой римский историк Светоний, бывший секретарем (magister litterarum) у императора Адриана, пишет:

«Казням подвергались христиане, род людей, предавшихся новому и зловредному суеверию».

«Клавдий изгнал из Рима иудеев, которые, вследствие возбуждающего влияния Христа, постоянно вызывали волнения». (См. Деян. 18:2: «Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима».)

Плиний Младший, которому императором Траяном было поручено провести расследование жизни и деятельности христиан в Малой Азии, пишет:

«Они (христиане) имеют обыкновение собираться в определенный день на заре и воспевать гимны Христу как Богу».

Все эти записи относятся к началу II века.

Иосиф Флавий, иудейский историк I века, современник и свидетель разрушения Иерусалима, пишет в своей книге «Иудейские древности»: «Он (первосвященник) собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом». И в другом месте этой же книги:

«Около этого времени (т.е. при Понтии Пилате) жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любил Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по Его имени».

Слова «То был Христос (Мессия)» скептики подвергают сомнению, так как Флавий, насколько известно, не верил, что Иисус есть Мессия. Но как историк он мог свидетельствовать не о своей вере, а о вере учеников Иисуса.

И все же суть вопроса не в существовании исторической личности Иисуса, с этим скептики как-то еще склонны согласиться, но в сверхчеловеческом характере этой Личности. Отсюда и трудность принятия этой реальности: ибо человек привык не столько истиною измерять себя, сколько собою истину. Потому он легко принимает лишь то, что вмещается в его мерки и нормы, а то, что сверх нормального, он готов считать ненормальным, и сверхъестественное–противоестественным и нереальным. Отсюда склонность называть всякие сведения об Иисусе вставкой, ибо Он поистине не может быть понят как звено в ряде человеческих поколений, поскольку радикально отличается от всех нас. Подходя к Евангелию без предвзятого намерения слепо верить в него, мы в то же время должны быть свободны и от противоположного предубеждения – заранее догматически утверждать, что Бога нет и что чудо невозможно.Такое отрицание есть лишь верование, а не научное знание, ибо наука, знание нисколько не препятствуют вере, а, напротив, даже требуют ее (постулируют), хотя и не в силах доказать существования Бога, обнаруживая этим не ложность веры, а свою ограниченность в области постижения бытия.

Далее, мы должны глубже вникнуть в самое понятие чуда. Чудом является то, что нас удивляет, потому что превосходит наше понимание. Однако «то, что является чудом на земле, естественно на небе». Что представлялось бы чудом первобытному человеку, естественно для цивилизованного. То, что поражает душевного человека, не удивляет духовного. Притом чудеса Евангелия резко отличаются от того, что мы называем сказочным вымыслом.

В легендах о Мухаммеде рассказывается, что он для доказательства своего божественного посланничества свел луну с неба и заставил ее войти в один рукав его одежды и выйти из другого. Сам Мухаммед говорит в Коране, что он не творил чудес, а тому, кто ищет чудес, он советует обратиться к Моисею и Иисусу. От философской возможности и даже необходимости еще далеко до действительности.

Действительно ли все то, что изложено в Евангелии, имело место, начиная от исцеления слепого и кончая воскресением Иисуса?

Обратимся к тексту.

Уже самый тон его непосредственно убеждает нас на основании того чутья правды, которое помогает нам интуитивно отличать оригинал от подделки, подлинник от копии.

В первых мы чувствуем незримое дыхание творческой идеи, во вторых – лишь техническое достижение ремесла. При этом не забудем тщательной осторожности евангелистов при передаче фактов (см. Деян. 1:21; 1 Ин. 1:3 или у Луки: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен»). Разноречия в деталях лишь свидетельствуют о подлинности Евангелия, о том, что у его авторов не было сговоренности, и вполне объясняются современной научной «психологией свидетельских показаний», учитываемой в судебной процедуре. И в то же время нет разноречий в евангелии как таковом – в благой вести – об искуплении, о чуде, о воскресении, как и в изложении учения и жизни Мессии Иисуса.

Немаловажное значение в оценке показаний имеет и характер самих свидетельств. Вспомним, что это были люди реальной действительности: рыбаки, мытари, далекие от призрачных иллюзий, пытливые, отнюдь не легковерные, сомневающиеся («если не увижу… не поверю», Ин. 20:25), искренне повествующие о своих падениях (как Петр о своем отречении), бросившие своего Учителя в паническом страхе («Тогда все ученики, оставив Его, бежали» Мф. 26:56).

И потом эти люди вдруг преображаются и из робких делаются мужественными исповедниками Христа, проповедующие в Иерусалиме тысячам народа перед лицом синедриона. Как объяснить это, если они не были свидетелями воскресения?! И впоследствии все они ценою мученичества исповедуют евангелие распятого и воскресшего Господа. Как объяснить это? Неужели они, эти трезвые, здравые, осторожные люди, умирали за обман или самообман? Вспомним также удивительный, ставший христоматийным, переворот в жизни Савла.

А ведь даже вдающиеся в крайности критики признают подлинность его четырех посланий (Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам), в которых содержится вся суть Евангелия. Они были написаны в пятидесятые годы I в. по Р. Х., в период, когда и ученики, и враги Иисуса помнили Его слова и дела, когда легко можно было проверить их достоверность.

И Павел кровью мученика запечатлевает свое свидетельство.

А разве ничего не говорят языческие философы, пришедшие к вере во Христа, такие, как Иустин-философ, Афинагор? Пламенной любовью к Мессии Иисусу дышит вся эпоха первохристианства, и только ею объясняется ее удивительная красота. Те, которые пытались устранить этот фактор духа из передаваемых событий, в конце концов представляли в своем изложении историю более чудесной, чем та, которую они старались исправить.

Наконец, самый факт существования христианства, свидетелями которого мы являемся, служит весомым доказательством действительности своего источника. Вкус хлеба есть его лучшее доказательство. И не говорит ли нам непосредственное ощущение Евангелия о его достоверности?!

Вот поэтому-то Ж.-Ж. Руссо считает, что если бы Христа выдумали Его ученики, то это творчество было бы большим чудом, чем Сам Христос.

А Его учение? Достоверно ли оно? Достойно ли оно доверия в своем максимальном выражении, в божественных высотах Нагорной проповеди? Жизненно ли оно? Что будет, если мы станем ему следовать?

Там, где его идеи попираются, жизнь делается адом, дьяволовым водевилем и перестает быть радостью.

Оно близко нам, но мы далеки от него!

Все ошибки, грехи и ложь нашей цивилизации происходят от нарушения вечных директив, провозглашенных Мессией Иисусом на той горе…

И тот печальный факт, что мы не можем следовать Нагорной проповеди, подтверждает само Евангелие. Оно достоверно не только потому, что заключает в себе высокую правду о человеке, каким он должен быть, но и горькую правду о человеке, каков он есть.

В Евангелии нет ни капли утопии: оно считается с реальной действительностью и гораздо ниже оценивает нашу действительную нравственность, чем мы сами.

Достоверна ли эта правда о Спасителе?

Ведь в ней вся суть Евангелия. Без нее эта книга перестает быть евангелием, т.е. благой вестью, а становится лишь горькой иронией, поманившей нас к несбыточным мечтам и лишний раз безжалостно показавшей наше духовное бессилие.

Евангелиe становится явным для нас не тогда, когда мы анализируем букву текста, но когда внимаем пораженным, тоскующим и жаждущим правды духом словам Святого Духа. Евангелие написано не для критиков, но для грешников.

Логика учит, что в существовании чего-либо (в истинности так называемых экзистенциальных суждений) мы можем убедиться только на опыте. Если Иисус есть Мессия, то Он существует и теперь, потому что «Мессия пребывает вечно».

Если же Он не существует теперь, то Он не Мессия, и тогда не существенно, был ли Он в прошлом. И этим была бы подорвана величайшая надежда человечества, которая оказалась бы обманом: Он был, Он умер, Он побежден смертью, Он обманул ожидания учеников.

Сам Иисус всегда предполагал возможность сомнения со стороны людей в достоверности Его слов, в их абсолютной авторитетности: «От Бога ли Его учение?» История Евангелия и история критики показывают, что существует двоякое отношение к истине.

Одни преклоняются перед истиной, другие хотят, чтобы истина им поклонялась, т. е. они приспосабливают ее к своим вкусам, урезают в меру своего разума.

Все попытки погасить свет Евангелия похожи на старания человека, который воображает, что он может погасить солнце, выливая воду на его отражение в озере.

Если признать, что содержание Евангелия достоверно, т. е. достойно доверия, то подумаем, какие важные следствия вытекают отсюда. Если правда, что Иисус умер за нас и воскрес, и дает нам вечную жизнь, то Его евангелие достойно не только веры, но и любви, и самой нашей жизни.

Если оно достоверно, то стоит вдумчиво и глубоко исследовать его как откровение об истинной жизни.

Не только исследовать, но и принять его. И не только принять, но и распространять. Освобождать его от клеветы и искажения. А самое важное – быть нам самим живым евангелием, воплощая в своем облике, характере и образе жизни образ Христа.

Владимир Марцинковский, Хайфа, 1931 г.

Еврейский мессианский журнал «Менора” №2, 1997 г.

В разговорах о Боге, религии или морали, рано или поздно начинают звучать цитаты из Библии. Это неудивительно. Если мы с вами пытаемся действительно разобраться в каком-то вопросе, а не просто потроллить собеседника, нам нужно на что-то опираться. Необходимы аргументы, которые принимаются обеими сторонами как достоверные.

Для верующих наиболее ценным источником сведений о Боге является именно Библия. Эта книга для христиан — послание от самого Бога.

Так это или нет — каждый человек должен решить для себя сам. Но многие люди даже не пытаются разобраться в том, чему учит Библия. Зачем тратить время на устаревшие заповеди? Кому нужны еврейские мифы? Всем известно, что Библия противоречит сама себе на каждом шагу. Ведь так? Или…

Конечно, глупо доверять какой-то книге, только потому что в ней написано, что ей можно доверять. Или, потому что кто-то другой убежден, что это чистая правда. Но верно и обратное. Не стоит отмахиваться от Библии лишь потому, что кто-то другой ее отвергает.

Возможно, Священное Писание, на самом деле, ненадежный источник информации. Но сможете ли вы это убедительно доказать? Или хотя бы объяснить, почему вы так считаете? Давайте попробуем понять вместе:

  1. Действительно ли Библия настолько ненаучна?

  2. Можно ли называть «Божьим словом» книгу, написанную людьми?

  3. Насколько текст Библии изменился за столетия ее переиздания?

  4. Как насчет внутренних противоречий и расхождений в этой книге?

  5. Чем Библия отличается от других известных религиозных книг?

Библия — ненаучна или антинаучна?

Наука играет в нашей жизни огромную роль. Поэтому, если мы считаем что-то ненаучным, то, скорее всего, отнесемся к этому источнику сведений без уважения.

Я вынужден согласиться. Библия — не научная книга. Это не учебник по физике, не медицинское исследование. Темы, которые изложены в Священном Писании, невозможно проверить с помощью экспериментов и математических моделей.

В Библии речь идет о более фундаментальных вопросах, чем «как» и «почему». Она, скорее, отвечает на вопросы «чей замысел», «с какой целью», «чего ожидать в будущем» и «что нам, в связи с этим, необходимо сделать».

У науки и религии две разные цели

Эту разницу легко проиллюстрировать, если сравнить наш мир с произведением художника, огромной картиной. Тогда наука занимается изучением красок, холста и рамы. Она может объяснить их химический состав и почему краска держится на холсте. Ученые могут выявить закономерность чередования цветов на полотне, попробовать проанализировать их сочетаемость друг с другом. Эти вопросы можно изучать, даже если никакого художника не существует.

Религия же, в данном примере, подобна искусствоведу. Она рассуждает как раз о художнике и его творческом замысле. Ее интересуют изображенные на картине персонажи, потому что они участвуют в сюжете, созданном художником. Используемые при этом краски для искусствоведа интересны, но это не самое главное. Куда важнее, насколько результат красив, проникновенен, чему он учит зрителей.

Научные факты в Библии

Итак, у религии и науки — разная сфера интересов, разный способ донесения своих выводов. Но «не научная» — не значит «антинаучная».

Там, где Библия касается вопросов, интересующих различные науки, она нередко предвосхищает открытия ученых гораздо более поздних эпох. Например, в вопросах личной гигиены в Библии есть инструкции, за пренебрежение которыми мир еще тысячелетиями платил чудовищными эпидемиями или высокой детской смертностью.

Или пример из совсем другой области. Вы, наверняка, слышали насмешки над наивностью древних, считавших, что Земля стоит на слонах или на китах? Но ведь это была передовая научная мысль того времени! Она была логична: все на чем-нибудь стоит, вот и Земля должна. А Библия уже четыре тысячи лет назад утверждала, что Бог подвесил Землю ни на чем, под ней — пустота (книга Иова 26:7).

Библия даже помогает изучать историю

Больше же всего Библия пересекается в своем тексте с вопросами истории. Дело в том, что в отличие от многих других религиозных книг, повествование Библии протекает не в абстрактном мире мифов, в незапамятные времена, за тридевять земель. Библейские события происходят в конкретные исторические периоды, при конкретных царях, взаимодействующих с соседними государствами и политическими деятелями.

Разумеется, история не может подтвердить или опровергнуть, что какие-то события были делом рук Самого Бога. Но она позволяет выяснить, честно ли Библия излагает события, которые можно проверить, или это просто сборник сказок.

Так вот, если раньше Библию любили критиковать за неисторичность, то сейчас даже светские историки все больше опираются на ее тексты, чтобы изучать прошлое. Нельзя сказать, что каждое событие в Библии уже подтверждено археологическими раскопками. Но каждая новая находка за последние несколько веков снова и снова доказывала исторические факты из Библии, которые до этого подвергались сомнению.

Библейские авторы оказываются паталогически честны в изложении всех событий, свидетелями которых они являлись.

Минуточку! Авторы…? Разве христиане не утверждают, что автором Библии является сам Бог?!

Кто вообще написал Библию?

Говоря о том, кем написана Библия, не зря используется слово «авторы». Часто можно услышать аргумент против достоверности Библии: да вы вообще знаете, сколько ее разных людей писало? Что же, тут не поспоришь.

Библия — это не книга какого-то одного, конкретного писателя. Ее тексты были написаны примерно сорока разными людьми на протяжении полутора тысяч лет.

Множество авторов — не повод сомневаться в достоверности

Но насколько весом этот аргумент для того, чтобы говорить о достоверности или недостоверности Библии? Разве мы бы скорее поверили одному единственному человеку, который бы заявил: я вам сейчас все расскажу, что нужно знать о Боге, жизни и всей человеческой истории?!

Только подумайте! Этот «коллектив авторов», состоящий из царей, пастухов, врачей, налоговых инспекторов и малограмотных рыбаков, умудрился написать целостную книгу. В ней можно проследить сюжетную линию. Слова этих, таких разных людей, живших в совершенно разные эпохи, замечательно дополняют и подтверждают друг друга. Это выглядит, как настоящее чудо!

Христиане объясняют такую целостность тем, что все эти авторы были вдохновлены одним Богом. Как настоящий «человек-оркестр», Он играл на каждом из авторов свою музыку (барабан не похож на флейту), но в итоге получилась единая мелодия.

Вы можете с этим не соглашаться. Но, во всяком случае, количество авторов — не повод подвергать Библию сомнениям. Иначе нам пришлось бы выбросить все энциклопедии, да и большинство научных работ.

Библия — свидетельские показания о Боге

Но, говоря о Библии, количество людей, участвовавших в ее написании, придает этой книге еще и дополнительную ценность. Дело в том, что Библия — не учебник богословия. Это, скорее, свидетельские показания о Боге. Каждый из свидетелей может рассказывать лишь о том, что он лично знает. Но чем их больше, тем достовернее картина случившегося.

Авторы Библии были уверены, что говорили правду

А честность этих свидетелей вызывает мало сомнений. Они не пытались выставить себя или свой народ в хорошем свете.

Идет ли речь о ветхозаветных пророках или об апостолах Христа — они хорошо знали, какова цена их слов. За всякую ложь пророка могли побить камнями. А апостолы умерли в мучениях по одной единственной причине: они отказывались изменить свои свидетельские показания о воскресении Христа.

Никто не пойдет на смерть и пытки за ложь, если знает, что это ложь. Значит, авторы Библии были, по крайней мере, сами уверены, что не говорят ничего, кроме правды.

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.27 Подробности Категория: Библия и библейские истории Страница 38 из 38

Детская Библия: Новый завет

«Се, стою у двери, и стучу…»

«Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.»
ОТКРОВЕНИЕ 3:14-22

Новое небо и новая земля.

Из нескольких последних глав «Откровения Иоанна» вырисовывается более или менее символическое описание последнего суда, нового неба и новой земли. «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим… И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном; боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов -участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая…» И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего: ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец… И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».
ОТКРОВЕНИЕ 20:11-13: 21:1-8. 23, 27

Последняя страница Библии.

Священное Писание, Библия, заканчивается упоминанием о будущем, втором пришествии Сына Божия, Иисуса Христа. Прочтем последний отрывок из «Откровения Иоанна» — последнюю страницу Библии: «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимает что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.»
ОТКРОВЕНИЕ 22:10-21

— Страница 38 —

— КОНЕЦ —

Детская Библия. Иллюстрации.

История создания Библии

Думаю, что все вы неоднократно видели различные издания Библии, и многие музеи мира имеют различные древние и не очень древние манускрипты, списки и различные копии того, что осталось от древних веков. Хорошо, если человек когда-нибудь в своей жизни сможет прочитать Библию на том языке, на котором она была написана. Это, конечно, дар Божий — читать эту книгу на древнееврейском или древнегреческом. Нам с вами нужно будет читать Библию на русском языке. Хотя некоторые цитаты я буду делать на церковно-славянском языке — так привычнее нашему уху. Но в основном текст будет русским в синодальном переводе, который появился впервые в 1875 году (перевод всей Библии).

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг — спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.

Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее. Действительно, если мы посмотрим на космогонию Моисея, то можем только поразиться, как пророк мог дать именно тот образ мироздания, который только сейчас отчасти постигается лучшими научными умами. А для него это была открытая книга, он написал это так, как воспринял, с точки зрения человека современного ему мира, чтобы его могли понять люди, окружающие его. Это образ не только богословской, а глубоко научной мысли, потому что он охватывает всю полноту мироздания, весь космос.

Обратимся к другим писаниям Ветхого Завета и Нового Завета, мы увидим, что все писатели, авторы книг (а их было много) несли в себе и зерно своего человеческого «я» и благодать Божию, которая почила в сердце каждого из них. То есть Библия, Св. Писание, есть не только слово Божие, но и слово человеческое, а точнее — слово Божие, написанное человеком. Даже если взять эту лекцию, которую кто-то записывает на магнитофон, а кто-то от руки; один напишет одно слово, и будет ясно о чем речь, другой — фразу, третий будет всё конспектировать подробно. У каждого свое восприятие и свой способ выразить его. Так и слово Божие, которое звучало в сердце человека, передавалось через каждого в той мере, в какой он мог его передать.

Библия уникальна прежде всего своей целостностью. Книга писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, Моисей — воспитан при дворце фараона, т. е. политик, царедворец, приближенный ко двору фараона и получивший всю полноту знаний, которую можно было получить в то время, имея доступ к тем сокровенным знаниям, которым владели египетские жрецы и люди, близкие к фараону. Апостол Петр — простой рыбак, которого Господь призвал от сетей:

«Я сделаю тебя ловцом человеков»

. Пророк Амос — пастух. Иисус Навин — военачальник, всю жизнь проведший в походах и сражениях, вставший во главе израильского народа и написавший книгу. Пророк Неемия — виночерпий, Даниил — министр царского двора, Соломон — царь, апостол Матфей — мытарь, апостол Павел — сын фарисея, по образованию раввин. Книги Ветхого Завета, как и Нового, писались в разных местах: в пустыне, в темнице, на склоне холма, на диком острове Патмос, во время разных злоключений и обстоятельств. Во время войны писал пророк Давид свои великие псалмы; во время мира — Соломон. Удивительно:40 лет царствовал Соломон и ни одной войны. Царство Соломона простиралось от берега Средиземного моря почти до Тигра и Евфрата (от берега современной Сирии до Египта) — вот великий Израиль, который был обещан. И 40 лет это царство держалось. Плохо ли, хорошо ли, но держалось. Видимо, отец Соломона, Давид, сполна навоевался за него. Не случайно о Давиде Господом {5} было сказано: «Ты пролил слишком много невинной крови, поэтому ты Мне храм не построишь». И хотя Давид — псалмопевец, царь и пророк, хотя мы поклоняемся и молимся вместе с ним Богу его псалмами, Бог тем не менее отверг его. А вот Соломон построил храм, и при этом царе не было ни одной войны и писалось много книг.

Писались они в разных настроениях: в радости, в горе, в отчаянии. Один находился в плену, другой взывал ко Господу из чрева китова.

Писались эти книги на трех континентах — в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т. е. языком иудеев); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие); на греческом языке — основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя). Основная мысль всех книг — искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги — Книги Бытия до последней — Откровения Иоанна Богослова. От первых слов Библии (

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»

(Быт. 1:1–2). Кстати, первые стихи Книги Бытия вам нужно знать наизусть.) до последних ее слов из Откровения Иоанна Богослова:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь»

(Отк. 22:21).

От начала до конца — мысль о том, что Господь искупает человека, и ради этого Он принимает на Себя «зрак раба», воплощается, но к этому воплощению готовит человечество долгим историческим и даже доисторическим путем. Ведь Библия вбирает в себя путь человека от первых его дней на земле до конца — до начала жизни будущего века. Если изобразить графически период, который охватывает Библия, то получится прямая линия, на одном конце которой бесконечность, откуда вышел человек, и на другом бесконечность, вечность, в которую он уходит. Человек бесконечен, и только маленький отрезок этой бесконечности нам открыт — от одной вечности до другой. В какой-то момент, как сказано, в конце времен (по отсчету Божиему, а не человеческому) на землю приходит Сын Божий.

Какой период времени охватывает Ветхий Завет, что заключается в нем? Период от «доистории», от творения мира до наших дней, а Новый Завет — от наших дней до сегодняшнего дня. А сегодняшний день — это год 1994 по Рождестве Христовом (с учетом того, что дата рождения Иисуса Христа была в свое время определена неправильно и следует сделать поправку на несколько лет. Но менять всю систему летосчисления не стали, и эта условная дата, 1-й год нашей эры — считается датой рождения Христа). Итак, Новый Завет охватывает период протяженностью в 1994 года. А сколько лет прошло с того момента, когда началась история человечества? А она началась не с момента сотворения мира, а с момента его грехопадения. То, что было до грехопадения, это праистория. Мы не можем сказать, сколько времени длилось пребывание человека в Раю, хотя, вероятно, оно длилось мало. Но что такое «мало»? У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет — как один день. Адам ведь не был, физически и нравственно, человеком в том смысле физическом и нравственном, в каком знаем мы человека сейчас, т. е. после грехопадения. Тайна его бытия это тайна той жизни, когда человек был бессмертен и мог общаться с Богом.

«Бога никтоже виде нигдеже»

(Ин 1:18), а Адам общался с Богом. Может быть, не лицом к лицу, но в той мере, в какой он мог воспринять благодать Божию и неизмеримое величие Его. И Адам был поставлен «владыкой твари». Но период его жизни до грехопадения неизвестен.

История человека начинается с момента, когда

«сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»

(«и облек Господь их в ризы кожаные») (Быт. 3:21). Что такое «ризы кожаные»? Это наша кожа, которая заключает в себя нашу плоть, или это шкуры животных, убитых Адамом, надетые им на себя, чтобы согреться и скрыть наготу?

С того момента, когда Адам, покидая Эдем, ступает на землю, начинается история человека. И все-таки это еще не та история, о котором молено сказать точно: в таком-то году до нашей эры. Я просмотрел всю Библию и нигде не нашел даты начала отсчета. И все цифры, которые существуют, это выдумки. Эти цифры искусственно выведены для удобства летоисчисления. В древности за начало летоисчисления принималась какая-то определенная дата. Например, 750 год до Р. Х. год основания Рима. Так считалось, и это было понятно и удобно. А вот в 1917 году предлагали начать мировую историю от октября, а все остальное отбросить.

Тем не менее начинать отсчет откуда-то надо было, поэтому искусственно вывели цифру, которая складывается из времени жизни тех патриархов, тех праотцев, чьи даты жизни указаны в Библии. Эти даты учить наизусть не нужно, просто надо знать, сколько лет приблизительно они жили, а вот имена первых патриархов надо знать наизусть. Первых, допотопных, патриархов десять: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной. Жизни этих десяти патриархов сложили между собой и получили цифру 7502, хотя нет {6} никакой уверенности в том, что эти люди жили, сменяя друг друга, поколение за поколением. Хотя другая точка зрения говорит о том, что именно так они и жили, передавая друг другу общечеловеческое предание. Современная антропология говорит нам о том, что человек разумный, «homo sapiens», появился на земле около 40 с небольшим тысяч лет назад. С точки зрения вечности это тоже небольшой срок, но если сравнить:7 тысяч лет — и 40 тысяч лет. Ощутимая разница.

Когда же можно начинать реальный исторический отсчет? 7502 — эта цифра искусственно выведена для удобства пользования. Давайте вспомним несколько самых отдаленных дат, обозначающих то время, когда человек начал свою сознательную историю? Это, конечно, время существования царства Месопотамского, Египетского — примерно 3–4 тысячелетия до Р. Х. Эта дата подкрепляется археологическими находками, данными других наук. Еще одна дата, которая поможет нам немного приблизиться к пониманию всемирной истории, — это дата Потопа. Все донные отложения, которые к настоящему времени обнаружены на территории, которая была покрыта водами Потопа, датируются примерно 5000 годом до Р. Х.

Примерно такие цифры мы можем условно принимать и от них начинать отсчет своего исторического времени — времени жизни на земле человека в том виде, как он есть. Когда мы открываем Библию старого издания, мы видим, что в ней написано: сия книга написана столько-то лет от сотворения мира, от Рождества по плоти Бога Слова такое-то количество лет. Почти все издания дают двойную цифру: от сотворения мира и от Рождества Бога Слова.

Необходимо сделать одно замечание. Любое библейское повествование, любой текст, который мы прочли, нельзя рассматривать вне контекста всей библейской истории. И тогда то, что было непонятным в одном месте Библии, объясняется в другом месте. И то, что сейчас для нас закрыто, раскрывается чуть позже.

Популярность Библии необычайна — это самая популярная книга, если судить по количеству ее изданий. По числу переводов на языки мира у Библии нет соперниц среди других книг. Примерно 15 лет назад Библия была опубликована более чем на 240 языках и более чем на 700 диалектов. По статистике между 50-ми и 60-ми годами над переводом Библии работало более 3 тысяч переводчиков.

Библия пережила тяжелейшие испытания. Ни одну другую книгу так не преследовали и не уничтожали, как Св. Писание. Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим, как часто его пытались уничтожить, изъять, исказить. Мы сами были свидетелями того, как уничтожались книги уже на нашей памяти. Вот передо мной экземпляр книги, которую хотели уничтожить, но получилось так, что она уцелела. К нам в Россию приходили целые контейнеры таких книг — христиане всегда присылали нам их, и мы очень в них нуждались, ведь Библию невозможно было нигде достать. И присылалась она нам задаром. Многие такие бесценные посылки попадали в определенные отделы, которые курировали почту. Когда эти посылки в этих отделах вскрывали и видели, что там Св. Писание, то их просто бросали в огонь. Это были большие аутодафе на задних дворах. Одна из таких книг случайно попала ко мне.

Да, Библию уничтожали. Одним из первых деяний Французской революции было публичное сожжение Библии. И так было на протяжении веков. Однако слово Божие неуничтожимо.

Кто только не критиковал Библию, начиная с эпохи средних веков и до наших дней! Один философ так пишет:

«Тысячи раз раздавался погребальный звон по Библии, собирались похоронные процессии, высекались надписи на могильном камне, произносились надгробные речи. Но телу ее никогда в могиле почему-то не лежалось. Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не портили, как Библию. Однако Библия дошла до нас почти неизменной от того момента, когда она появилась на земле». Первые страницы Библии — что они могли из себя представлять? Как они дошли до наших дней? На чем они были написаны?

Первый материал — папирус. Наиболее характерный материал. Чаще всего древние рукописи писались на нем. Это особый тростник, который рос в мелких озерах, реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос. Возможно, что от этого названия произошло и слово «Библия». Очищенные стебли тростника разрезали на мелкие полосы, обрабатывали специальными молоточками, спрессовывали в два слоя. После сушки поверхность полировалась камнем. Плиний Младший пишет о нескольких сортах папируса. Листы папируса тонки и прозрачны. Старейший известный фрагмент папируса относится к 2024 году до Р. Х., а дошедший до наших дней папирус с текстом Св. Писания, так называемый папирус Нэш — это примерно 100 — 200 лет до Р. Х. (Декалог и Втор 6:4). На нем написано Десятисловие (Декалог) Моисея. Как вид материала для письма папирус использовался до 3 века по Р. Х.

Второй материал — камень. На нем высекали отдельные надписи; это был процесс трудоемкий, но по результату долговечный.

Продолжение каменной письменности — глиняные черепки. Их сохранилось очень {7} много, особенно в раскопках современного Вавилона. Лет 20 назад в районе Вавилона довелось быть моему брату (теперь это Ирак). Ему и его товарищам удалось побывать на раскопках. Они увидели, что Вавилон представляет собой грандиозное сооружение, которое сейчас постепенно освобождается от многовековых наслоений. Там раскопаны Триумфальные ворота и многое другое, о чем пишут в учебниках истории. Но что самое поразительное, вся территория была усыпана черепками, покрытыми иероглифами.

Этот древний вид письма был очень широко распространен в Месопотамии. Многие надписи на таких черепках расшифрованы, другие не поддаются пока дешифровке.

Третий материал — пергамент. Это особым образом отделанные шкуры овец, коз, антилоп и других животных. Слово «пергамент» произошло от названия города Пергам в Малой Азии именно там впервые стали производить этот материал. Древнейшие рукописи, написанные на пергаменте, дошли до нас примерно с 1500 года до Р. Х.

Использовались для письма и восковые таблички. Инструментами служили долото, металлическое стило (специальный стержень, которым писали) и тростниковые перья длиной от 15 до 40 сантиметров. Конец пера заострялся так, чтобы можно было проводить тонкие и толстые линии. Отдельные перья сохранились, они есть у нас в музее восточной культуры.

В каком виде дошли до нас первые списки Библии?

Во-первых, в виде свитков. Листы папируса или пергамента сшивали вместе в полотна длиной около 10 метров (хотя встречаются свитки длиной свыше 30 метров). Получившаяся полоса наматывалась на палку.

В более позднее время (с I в. от Р. Х.) книги стали переплетать в виде кодексов. Кодекс изготавливали путем сшивания вместе согнутых пополам отдельных листов. Такой формой книг мы пользуемся и до сего дня.

Когда писалась Библия, существовало несколько видов письма. Первое — унциальное письмо, т. е. письмо, которое пишется заглавными буквами. Его еще называют книжным, печатным или уставным. Таким шрифтом написаны знаменитая Ватиканская и Синайская рукописи Библии и ряд других древних свитков. Второй вид письма — минускульное письмо. Оно вошло в употребление с 9 века по Р. Х. и было создано специально для переписывания больших, объемных книг. Представляло собой небольшие буквы, связанные между собой — нечто вроде нашего с вами письма.

Древние книги, в том числе и славянские, не имели разделения между буквами и словами — все писалось в сплошную строчку — слишком дорог был материал, приходилось его экономить.

Библия была впервые поделена на главы в 586 году до Р. Х. Тогда была поделена не вся Библия, а лишь Пятикнижие Моисея на 154 главы. Полвека спустя эта часть Библии была разделена еще на 669 более мелких фрагментов, чтобы облегчить поиски ссылок. Эти деления были сделаны для удобства ежедневного чтения Св. Писания. Помните один из отрывков Евангелия, когда Господь пришел в синагогу, открыл пророка Исаию и стал читать:

«Дух Господень на Мне…»

(Ис 61:1) — знаменитый текст. То есть Он не искал, а просто открыл то, что уже было помечено.

Греки разделили Библию на части около 250 года до Р. Х. видимо, в период перевода ее на греческий язык. Это был знаменитый перевод семидесяти толковников (Септуагинта).

Древнейшее деление на главы также находится в древнем Ватиканском кодексе — 350 год по Р. Х. Это тот кодекс, над которым работал потом блж. Иероним, когда создавал свою не менее знаменитую Вульгату.

Современное деление на главы произошло в 1227 году. Его осуществил Стефан Лангтон, профессор Парижского университета, а затем архиепископ Кентерберийский.

Первые указания на то, что текст Библии был поделен на стихи, относятся примерно к 900 году по Р. Х. Первая Библия, где весь текст поделен на главы и стихи, — это латинская Вульгата, перевод блж. Иеронима на общепринятый (доступный, свободный) латинский язык.

Следующая глава >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *