Произвольные действия

Цель занятия: дать представление о произвольных и непроизвольных действиях.

Основные понятия: произвольное действие, намерение, цель, непроиз­вольное действие, рефлекс, ориентировочный рефлекс на новизну, раз­дражители, сознание, коленный рефлекс, волевое поведение.

Произвольное действие — это действие, которое регулируется че­ловеком, то есть действие осуществляется с ведома человека, по его на­мерению. Например, вы решили прочитать об этом в учебнике: вы от­крыли учебник, нашли по оглавлению нужную страницу и начали чи­тать — все это произвольные действия. Но во время чтения вы услыша­ли, как на улице что-то с грохотом упало. От неожиданности вы подня­ли голову от книги и посмотрели в окно — это непроизвольное действие. Более точно — ориентировочный рефлекс на новизну. В данном случае — на резкий звук. Вы не собирались смотреть в окно, голова поверну­лась непроизвольно, помимо вашего желания. Под рефлексом понима­ется ответ организма в виде сокращения мышц или выделения веществ (например, слюны) на воздействие самых разных раздражителей, иду­щих как из самого организма, так и из окружающей среды. При этом наше сознание не участвует в ответной реакции организма. Организм реагирует как бы сам по себе. Помимо ориентировочного рефлекса, или рефлекса на новизну, вы можете обнаружить у себя коленный рефлекс. Положите ногу на ногу и ребром ладони ударьте висящую ногу под ко­лено — нога вздрогнет. Сколько бы вы ни старались сознательно удер­жать ногу от вздрагивания — ничего не получится, ваша воля здесь бес­сильна, это непроизвольное действие. Если вы голодны, а перед вами празднично накрытый стол, то у вас непроизвольно будет выделяться слюна. Отсюда выражение: «Слюнки потекли».

Что такое непроизвольные действия вы, наверное, уже поняли. Вер­немся опять к произвольным действиям. Большая часть человеческого поведения состоит из произвольных действий, хотя люди не всегда это замечают. Понаблюдайте за собой в течение дня. Какие произвольные

действия вы совершаете? Произвольное действие, как правило, осуще­ствляется в соответствии с определенным намерением и поставленной целью. А намерение и цель неразрывно связаны с волевым поведением.

Вопросы и задания:

1. Объясните, как вы понимаете, в чем разница между произволь­ным и непроизвольным действием?

2. Приведите примеры произвольных действий.

3. Приведите примеры непроизвольных действий.

4. Представьте себе ситуацию. Вы пришиваете пуговицу. Случай­но вы укололи палец, в этот момент рука резко отдернулась вверх, и вы вскрикнули. Как вы считаете, какие действия можно отнести к произ­вольным, а какие к непроизвольным?

Смотрите так же:

Занятие 17. Волевое поведение.

Занятие 15. Причины курения.

целом при изучении поведения человека приходится иметь дело с непроизвольными, произвольными и волевыми действиями. Произвольные и волевые действия включаются в содержание волевого поведения человека. От них следует отличать и непроизвольные диії.

. Непроизвольные движения и действия возникают под воздействием определенного сигнала, идущего от периферической нервной системы. Эти действия бывают как врожденные, так и приобретенные, к которым относятся: врожденные ориентировочные, защитные, хватательные д действия. Физиологической основой врожденных непроизвольных движений является механизм безусловных рефлексов, тогда как приобретенные непроизвольные движения и действия базируются на механизме условного рефлекса. В начале онтогенеза организм л. Иудины через эти врожденные и приобретенные непроизвольные действия взаимодействует с внешней средой, поэтому они полезны и необходимымими.

. Произвольные действия возникают в связи с центральным, корковым следовой раздражением при наличии в коре полушарий оптимального возбуждения. Непроизвольные и произвольные действия не противоположны друг другу, между ними нет четкой границы. Один и тот же условно-рефлекторное движение может быть невольным, если он вызван периферическим раздражением, но он становится произвольным, если обусловлен центральным, корковым раздражением. Следует отметь ты, что произвольные действия присущи уже высшим животным. Об этом свидетельствуют исследования произвольных движений у животных, проведенные. ИП. Павловым, но произвольные действия человека качественно отличаются от таких действий у животных. Специалисты фично человеческие действия характеризуются, во-первых, тем, что они выходят из осознанных мотивов и направлены на определение средств достижения осознанной цели, во-вторых, они неразрывно связаны с робото ю второй сигнальной системы, создаются в условиях високодияльного состояния мозга — ячейки оптимального возбуждения — доминанты, в-третьих, они связаны с языковым мышлением, рефлексией, это разумные действия. Итак, произвольные действия — это целенаправленные действия, которые выходят из осознанных мотивов и неразрывно связаны с отображением цели и средств ее достижениясягнення.

Однако уровень осознанности произвольных действий у человека может быть разным соответствии с этим различают два основных вида произвольных действий обдуманные и импульсивные обдуманно произвольным действиям присущ высокий уровень сознания, разумности. Однако подчиненность этих действий ума не означает, что они не связаны с эмоциями, их связь с чувствами несомненный, но проводи на роль в них принадлежит умственные. . Импульсивные действия характеризуются недостаточной осознанностью и обдуманностью и отличаются подчинением эмоциям в процессе их выполнения

сложным является соотношение между произвольными и собственно волевыми действиями человека. Последние исследования психологов показывают, что волевые и произвольные действия имеют общие функции, общий структурный элемент, но разный смысл. Так, с феноменом волевых действий и произвольностью связывают такие функции, как свободу и торможения спонтанной активности. Чтобы действовать свободно, по своему выбору, необходимо иметь возможность н е подчиняться внешнему принуждению (на основании сложившихся стереотипов или фиксированных установок) или внутреннем кода (по»приказу»условного или безусловного рефлекса). Точнее, как произвольные, так и свобод е действия характеризуются тем, что у человека формируется способность строить свое поведение осознанно, освобождаясь как от власти своего естественного состояния, так и от власти определенной жизненной ситуации. Способность тормозить спонтанные реагирования на ситуации нельзя рассматривать как пассивную характеристику произвольности и свободы. Это степень высокой активности человека, требует интенсивной работы сознанияоботи свідомості.

Общим структурным моментом волевых и произвольных действий цель. Цель всегда осознаваемая. Направленность цель и ее усвидомлюванисть является центральной характеристикой как волевых, так и произвольных действий

Вместе с тем произвольные и волевые действия имеют разный смысл и не совпадают по своим проявлениям. Так, волевой человек с присущей ей иерархией мотивов, с соответствующими качествами (решительность, настойчивость, цилес направленность) не всегда способна к произвольной организации своего поведения (не владеет собой, не управляет своими реакциями, не контролирует себя). И наоборот, человек с высоким уровнем развития произвольности (орган изована, владеющая собой и управляет своим поведением) может не обладать устойчивой системы собственных мотивов и ценностей и быть слабовольныйою.

В произвольных действиях центральным является отношение к цели, к средствам ее достижения. Цель осознается через соотношение ее с средствами деятельности. Волевые действия предполагают осознание цели в ее отношении и к мотиву деятельности. Такое различение волевых и произвольных действий дает основания рассматривать их как равнозначные, хотя и разные по содержанию. Какая генетическая последовательность их формирования? ни действия развиваются в неразрывном единстве: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, которые не только подчиняют себе старые, но и побуждают к овладению своим поведением. Т ом провести жесткое разделение между произвольными и волевыми действиями невозможно, хотя они и имеют разные пути формированиявання.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *