«И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное имя Твое, Отца, и Сына, и Святага Духа».
Св. Иоанн Златоуст
Церковный хор — неотъемлемая часть любого храма! И там можно увидеть, как много молодых людей учиться петь и принимать клиросное послушание, те, кто освоился, допускается к чтению молитв — все это регулирует регент православного хора матушка Елена Вербило.
«Родина музыки — Небо, поэтому самый законный дом, в котором она должна обитать, и который призвана украшать собою — храм Божий. Церковное пение — это особая радость, особая благодать, и, конечно же, неотъемлемая принадлежность всякого православного богослужения. Оно наполняет душу христианина переживанием ангельского ликования, облегчает скорби, располагает людей к взаимной любви и единомыслию. Всем известно, что клиросное послушание одно из самых важных и ответственных в церкви. Ведь, как поет хор, так и молится весь храм» — учит юных певчих регент Елена Вербило.
«Клирос — ангельское место» -учат нас святые отцы. В нашем храме клиросный хор образовался вместе с созданием прихода в 1996 году под управлением Елены Вербило. Постепенно клирос укреплялся не только верой и духом, но и людьми. Желание прославлять Господа привело сюда как профессиональных певчих, так и людей, не имеющих специального музыкального образования. Из них юные, молодые и неопытные голоса, которые постепенно крепнут.
«Мое отношение к приходу на клирос молодежи очень положительное! Я стараюсь каждого тепло принять в нашу клиросную семью, я принимаю их как своих родных детей, стараюсь сделать их приход теплым и радушным. Так как я сама воцерковилась через клирос, я понимаю страхи перед неизвестностью… Я помню хорошо своего руководителя в школе, он был очень верующим человеком и решил создать церковный хор на базе школы. Мы учили одно из песнопений и когда хорошо выучим, то он договаривался с настоятелем Воскресенского собора в городе Борисове, чтобы разрешили нам спеть с клироса хорошо выученное песнопение. Честно сказать, хоть это было одно песнопение, а не вся служба, но в наших сердцах была такая радость, что мы ждали следующего раза с нетерпением! Договорились с девчонками никуда не поступать после 9-го класса, так как можем потерять возможность петь…
Но по обстоятельствам наш руководитель уехал, и когда он уезжал, мы очень сильно плакали, и тогда он попросил Матушку взять нас на клирос, и так произошло определение моего жизненного пути и воцерковления. Сейчас, будучи регентом, передо мной стоит огромная задача сделать из хора одну большую семью, ведь как молится регент — так молится хор, как молится хор — молится храм. Сейчас приходя на службу, видишь, как хор общается друг с другом, как мы вместе переживаем все победы и неудачи, стараемся поддержать и помочь каждому, а когда помогаем, радуемся все вместе! И радуется душа от того, что на клиросе есть молодежь, которая не просто поет, а учиться славить Господа, понимать смысл каждого песнопения, а главное воспитывается так, как это действительно нужно» — поделилась своими воспоминаниями регент церковного хора Елена Вербило.
В 2002 году составился еще один клиросный хор, который изначально пел только молебны и акафисты, а потому получил название «Акафистный». Позже он стал петь и Божественную литургию.
Принимая послушание на клиросе, молодежь учиться, не только исполнять церковные песнопения, но и как правильно поступать в различных жизненных ситуациях. Не раз можно увидеть, как Матушку окружают молодые люди в поисках ответа на тот или иной вопрос. На клиросе несут послушания множество педагогов из различных учреждений образований города, и это способствует появлению новой молодежи у нас в храме.
Научиться петь в хоре работа кропотливая, не требует спешки. Она требует чуткую и внимательную работу сердца. Певчий обязательно должен понимать то, о чем он поет и как он должен это спеть. Для этого в храме Матушка определяет время для индивидуальных занятий, где певчий учится понимать смысл церковных песнопений и технику его исполнения. Эти занятия не похожи на обычные занятия музыкой, так как тут очень важно, научиться петь сердцем и душой.
Попробуйте спеть хоть одну молитву не от души, я точно могу сказать, у вас ничего не получится! Матушка учит петь душой так, чтобы от пения хора вместе с ним от сердца молился храм. Когда на клирос приходят новые певцы, и впервые поют на службе, замечаешь, как они не уверены, но пройдет месяц, два и можно увидеть певчего, который уже ничего не боится.
На богослужениях, можно увидеть, как священникам помогают в алтаре молодые люди. Они принимают участие в подготовке и проведении службы. Многие, став пономарями, определяют свой дальнейший жизненный путь — поступление в Духовную семинарию.
Строгая дисциплина регента, четкая артикуляция, умение читать музыкальные тексты, предельное внимание к партнерской и своей голосовым партиям… Церковное пение — красивое и сложное искусство. Наша жизнь полна проблем и трудностей, православная вера дает необходимые душевные силы, надежду, помогает нам укрепиться внутренне, и церковный хор вносит свой неоценимо важный вклад в эту миссию.
Тропарь воскресный, глас 6:
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мария́ во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. // Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.
(загрузить)
Прокимен воскресный, глас 6:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и благослови́ достоя́ние Твое́.
(загрузить)
«Достойно есть» на подобен 6-го гласа «Волною морскою»:
(загрузить)
И изучайте ноты: скачать или смотреть PDF-файл.
Догматик, глас 6:
Кто Тебе́ не ублажи́т, Пресвята́я Де́во?/ Кто ли не воспое́т Твоего́ Пречи́стаго Рождества́?/ Безле́тно бо от Отца́ возсия́вый Сын Единоро́дный,/ То́йже от Тебе́ Чи́стыя про́йде/, неизрече́нно вопло́щься,/ естество́м Бо́г сый/ и естество́м быв Челове́к нас ра́ди, /не во двою́ лицу́ разделя́емый, /но во двою́ естеству́/ несли́тно познава́емый./ Того́ моли́, Чи́стая, Всеблаже́нная, // поми́ловатися душа́м на́шим.
(загрузить)
Администратор
Дата публикации: 17.12.2018
Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото 31.12.2004 г.
Двунадесятые праздники
Благовещение Пресвятой Богородицы
1. – величание Благовещению (Знаменного распева).
2. – прокимен на утрени (Знаменного распева в гармонизации архим. Матфея).
3. – второй светилен Благовещения (Знаменного распева в изложении диак. С.З. Трубачева).
4. – светилен Благовещения (муз. диак. С.З. Трубачева).
5. – стихира Благовещения на «Господи, воззвах» (Монастырского напева в изложении А. Касторского).
6. – стихира Благовещения на «Господи, воззвах» (перел. для однородного хора архим. Матфея).
7. – стихира на литии в день Благовещения, глас 1 (Киевского распева по методике А.Д. Кастальского).
8. – стихира на литии в день Благовещения, глас 2 (Знаменного распева).
9. – тропарь Благовещению, глас 4 (Греческого распева в изложении архим. Матфея).
Богоявление (Крещение Господне)
1. – величание Крещению Господню (Знаменного распева в гармонизации Ледковского).
2. – cедален по полиелее, подобен «Удивися Иосиф» (Напев Киево-Печерской лавры).
3. – тропарь и кондак предпразнству (5 января) (Греческого распева).
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
«Велий Господь и хвален зело…» – антифоны Введения (1-й, 2-й и 3-й) на Литургии (Знаменного распева).
2. – величание Введения (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского в переложении архим. Матфея).
3. – ирмосы 2-го канона на Введение во храм Пресвятой Богородицы (Греческого распева в гармонизации А.Е. Ставровского).
«Днесь храм одушевленный» – песнопение по Евангелии (по 50-м псалме, «Слава…» вместо «Молитвами Богородицы…») (Знаменного распева).
5. – припевы на 9 песни канона Введения (напев ирмология Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева).
6. – cтихира Введения на входе, глас 8 (Знаменного распева).
7. – тропарь Введению (Греческого распева по обиходу А. Ставровского).
Воздвижение Креста Господня
1. – величание на Воздвижение Креста (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского в переложении архим. Матфея).
2. – величание на Воздвижение Креста (Путевого распева).
3. – из чина Воздвижения Креста (муз. гр. Ф. Львовского в переложении архим. Матфея для мужск. хора).
4. – стихира самогласна на поклонение Кресту (Муз. Л.В. Ладыженского в преложении архим. Матфея).
5. – задостойник Воздвижения Креста (Знаменного распева).
6. – задостойник Воздвижения Креста. (муз прот. П. Турчанинова, переложение Е.С. Азеева).
7. – запевы Кресту Господню на молебне Воздвижения (в изложении архим. Матфея).
8. – ирмосы Воздвижения Креста (напева Киево-Печерской Лавры).
9. – ирмосы Воздвижения Креста (напева Владикавказского Покровского женского монастыря в изложении архим. Матфея).
10. – кондак Воздвижению Креста (Греческого распева в изложении архим. Матфея).
11. – кондак Воздвижению Креста (муз. неизвестного автора).
12. – тропарь Воздвижению Креста (муз. П.Г. Гончарова в переложении архим. Матфея для мужск. хора).
13. – тропарь Воздвижению Креста (Знаменного распева в излож. А.Д. Кастальского).
14. – тропарь Воздвижению Креста (в обработке С.В. Крылова).
15. – тропарь Воздвижению Креста (обиходное в изложении архим. Матфея).
16. – тропарь Воздвижению Креста (по А.Д. Кастальскому, № 18. В изложении архим. Матфея).
17. – причастен Воздвижения (по Н.А. Римскому-Корсакову в гармонизации архим. Матфея).
18. – светилен Воздвижения (муз. диак. С.З. Трубачева в редакции архим. Матфея).
20. – седален по 2-м стихословии Воздвижения Креста, глас 8 (Знаменного распева).
21. – стихира Воздвижения на «Господи, воззвах», глас 6 (Знаменного распева).
22. – стихира Воздвижения на «Господи, воззвах», глас 6, подобен «Все отложше» (напева Седмиезерной пустыни).
23. – стихира на поклонение Кресту (муз. С. Панченко).
24. – стихира на стиховне, самоподобен, глас 5 (Знаменного распева в гармонизации П. Мироносицкого в ред. архим. Матфея).
25. – стихира на стиховне, самоподобен (Знаменного распева).
26. – стихира на хвалитех (Знаменного распева).
27. – стихира на хвалитех, самоподобен, глас 8 (напева Оптиной пустыни из старых нот иером. Нафанаила).
28. – стихира на хвалитех, самоподобен, глас 8 (в изложении А.Д. Кастальского в переложении архим. Матфея для мужск. хора).
29. – стихира на хвалитех, самоподобен (двенадцатистрочный).
30. – тропарь Кресту (Греческого распева).
31. – тропарь Кресту (Греческого распева в гармонизации архимандрита Матфея).
32. – тропарь Кресту, глас 1 (Знаменного распева).
Вознесение Господне
1. – антифоны Вознесения Господня (в изложении архим. Матфея).
2. – блаженны на Литургии из 9 песни канона Вознесения Господня.
3. – величание Вознесения Господня (Знаменного распева по А.В. Касторскому в переложении архим. Матфея).
4. – ирмосы Вознесения Господня (сокращенный Знаменный распев в гармонизации А.Е. Ставровского).
5. – кондак Вознесению (Лаврское).
6. – причастный стих (в изложении архимандрита Матфея).
7. – стихира на входе, глас 6, подобен «Все отложше» (напев Семиозерной пустыни).
8. – стихира на литии, глас 4 (Киевского распева).
9. – стихира на литии, глас 1 (Знаменного распева).
10. – cтихира на стиховне, самогласна, глас 2 (Знаменного распева).
11. – тропарь Вознесению Господню (Греческого распева в изложении архим. Матфея).
12. – тропарь Вознесению Господню, глас 4 (обиход Синодального хора по А.Д. Кастальскому).
Вход Господень в Иерусалим
1. – величание в Неделю ваий (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского. Подарено В.С. Комаровым, регентом Патриаршего собора).
2. – величание в Неделю ваий (Знаменного распева в гармонизации А. В. Касторского в переложении архим. Матфея).
3. – стихира на «Господи, воззвах», самогласна, в Вербное воскресенье, глас 6 (Знаменного распева).
4. – стихира в Неделю ваий (напев Троице-Сергиевой Лвры в изложении иером. Нафанаила).
5. – кондак в Неделю ваий, глас 6 (в редакции Д. Соловьева).
6. – прокимен на утрени в Неделю ваий, глас 4 (Знаменного распева в гармонизации архим. Матфея).
7. – cтихира на литии в Неделю ваий, глас 1 (Знаменного распева).
8. и литии в великую вечерню на Вербное воскресенье, глас 6 (Киевского распева).
9. – трипеснец на повечерии в Неделю ваий (напев ирмология Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).
Фото середины 80-x гг. XX века
День Святой Троицы. Пятидесятница
1. – величание в день Святой Троицы (муз. Б.С. Додонова).
2. – величание (Знаменного распева в гармонизации Б.М. Ледковского).
3. – кондак Пятидесятнице (Греческого распева в гармонизации Д. Соловьева в переложении архим. Матфея).
4. – кондак Пятидесятнице, глас 8 (Греческого распева).
5. – глас 8 (напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении архим. Матфея).
6. – глас 8, самоподобен (напева Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации иером. Нафанаила (Бачкало)).
7. – глас 8 (напев Троице-Сергиевой Лавры в изложении архим. Матфея).
8. – прокимен на утрени (напева Киево-Печерской Лавры).
9. – cедален по полиелее, подобен «Повеленное тайно» (напева Киево-Печерской Лавры).
10. – стихира на «Господи, воззвах» (напева Соловецкого монастыря в гармонизации архим. Матфея для однородного хора).
11. – стихира на литии, глас 2 (Знаменного распева в гармонизации Д.М. Яичкова).
12. – тропарь и кондак Св. Троице (напева Киево-Печерской Лавры).
13. – тропарь Пятидесятнице и всем русским святым, 8 глас (напева Троице-Сергиевой Лавры в изложении архим. Матфея).
14. – тропарь Пятидесятнице (Греческого распева в гармонизации архим. Матфея).
15. – тропарь Св. Троице, глас 8 (Греческого распева в гармонизации Д. Соловьева).
16. – тропарь Св. Пятидесятнице (Муз. С.И. Зубачевского, переложение архим. Матфея для мужск. хора).
17. – тропарь Св. Пятидесятнице (муз. прот. Христофора).
18. – стихира на стиховне, 6 глас (Киевского распева по методике А.Д. Кастальского).
19. – стихира на стиховне (муз. прот. Д.В. Аллеманова, переложение архим. Матфея).
20. – стихира на стиховне (Знаменного распева).
21. – прокимен Св. Троицы на утрени (Напева Киево-Печерской Лавры)
22. – стихиры на «Господи воззвах”, глас 2 (Знаменного распева)
23. – тропарь Св. Троицы (Напева Киево-Печерской Лавры)
24. – молитва Святому Духу, глас 6, подобен «Отчаяни есмы” (Для малого хора в изложении архим. Матфея)
25. – молитва Святому Духу (Знаменного распева в изложении В.А. Фаеева)
Рождество Пресвятой Богородицы
«Помяни, Господи, Давида” – антифоны Рождества Богородицы
2. – величание на Рождество Богородицы (Знаменного распева по обиходу А. В. Касторского в переложении архим. Матфея)
3. – ирмосы Первого канона Рождества Богородицы, глас 2 (Напева Киево-Печерской Лавры) Ирмосы. Напев КПЛ.
4. – стихира на «Господи воззвах”, глас 6 (Знаменного распева)
5. – стихира на литии в День Рождества Богородицы, глас 1 (Знаменного распева)
6. – стихира по 50-м псалме, глас 6.
7. – тропарь Рождества Богородицы (Греческого распева)
Сретение Господне
1. – антифоны службы Сретению (Знаменного распева в гармонизации Д. Соловьева)
2. – величание на Сретение Господне (Знаменного распева по обиходу А. В. Касторского)
3. – величание на Сретение Господне (Путевого распева)
4. – задостойник Сретения Господня (В переложение Е.Ст. Азеева)
5. – задостойник Сретения Господня (По Ирмологию Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева)
6. – ирмосы службы Сретению (по Ирмологию нотного пения Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, 1904 г.)
7. – Припевы Сретению на 9 песни (По Ирмологию Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева)
8. – cедален по полиелее, подобен «Удивися Иосиф” (Напева Киево-Печерской Лавры)
9. – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме, 6 глас (Знаменного распева в гармонизации Д. Соловьева)
10. – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме, 6 глас (В изложении архим. Матфея)
11. – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме (Киевского распева в гармонизации архим. Матфея)
12. – стихира на литии службы Сретению Господню, глас 5 (Знаменного распева)
13. – тропарь Сретению (Греческого распева в изложении архим. Матфея)
Успение Пресвятой Богородицы
1. – величание Успению Божией Матери (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского)
2. – задостойник на Успение Богородицы. (Знаменного распева в гармонизации П.Г. Чеснокова, ор. 22 №17)
3. – ирмосы Успению Божией Матери (Напева Киево-Печерской Лавры в изложении А. Фатеева, взяты из нотного обихода Глинской пустыни).
4. – кондак Успению Божией Матери, глас 2 (Знаменного распева)
5. – кондак Успению Божией Матери (Напев Валаамского монастыря)
6. – стихира «И ныне…” на стиховне, глас 4 (Знаменного распева)
7. – стихира «И ныне…” на хвалитех (Знаменного распева)
8. – стихира «И ныне…” на хвалитех (Напева Киево-Печерской лавры)
9. – светилен Успению Божией Матери (Знаменного распева в гармонизации Е.С. Азеева)
10. – светилен Успению Божией Матери (Знаменного распева в гармонизации Гр.Ф. Львовского в переложении для мужск. хора архим. Матфея)
11. – стихира Успению Божией Матери на «Господи воззвах”, самоподобен (двенадцатистрочный, напева Киево-Печерской Лавры)
12. – стихира Успению Божией Матери на литии, глас 1 (Знаменного распева)
13. – стихира Успению Божией Матери на литии, подобен «Все отложше”
14. – тропари на Блаженнах в день Успения Божией Матери
15. – Тропарь Успения Божией Матери (муз. А.Е. Ставровского)
Тэги: Нотный архив, Архимандрит Матфей (Мормыль)
Оглавление