Проклятие бесплодной смоковницы

Вы когда-нибудь задумывались, почему Иисус проклял смоковницу в 11 главе Евангелия от Марка? Правда в том, что я действительно не понимал тонкого, но очень важного урока, который преподал в этой ситуации Иисус, пока не начал сам разводить и выращивать инжирные деревья (смоковницы), и теперь, зная контекст истории и зная кое-что об инжирных деревьях, я хочу поделиться этим и с вами.

История начинается на следующий день после того, как Иисус входит в Иерусалим (мы называем это «вербным воскресеньем”) за несколько дней до того, как Он был распят. На следующий день Иисус посетил Храм и увидел всё происходящее в Доме Его Отца (Бога). Он увидел там продающих, покупающих и меновщиков — это был великий грех священников, которые получали прибыль и наживались на паломниках, добросовестно пришедших на празднование Песаха. После того, как Он провёл ночь в Вифании, сказано:

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.” (Мк. 11:12-14)

Позже, в «тот” же день, как говорится дальше, Он пошёл в Храм и выгнал меновщиков и торговцев, перевернув их столы.

Наверное, кажется странным, что Иисус проклял дерево только потому, что Он был голоден и разочарован, но мы можем упустить то, чему Иисус учил Своих учеников, если не рассмотрим этот текст внимательнее.

Важность внесезонного урожая инжира

Вы знали, что инжирное дерево приносит более одного урожая? Существует то, что мы сегодня называем урожай «бреба”, или «внесезонный” урожай.

Урожай бреба появляется на прошлогодних «зрелых ветвях” дерева, в отличие от главного урожая инжира, который вырастает на молодых ветвях этого года. Урожай бреба небольшой, но это обычно очень большой, сладкий инжир, созревающий в то время, когда ни одно другое дерево ещё не даёт плодов.

Понимаете, покрытое листьями дерево издалека обещало плоды (благословение… пропитание… жизнь). Люди всю зиму провели без свежих фруктов и ожидали этот инжир «бреба”, и потому, конечно же, Иисус справедливо и по праву ожидал, что на этом дереве естественно будут ранние плоды на «зрелой ветке”.

Но ведь в каждой истории есть что-то большее, правда?

Иисус «ожидал найти плод” на зрелой ветви, и именно в то время, когда его больше всего ожидают, ранней весной (примерно во время Песаха), и поскольку от неё это ожидалось, но она оставила Его голодным, – это было дерево, как бы дававшее обещание, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что оно его не выполнило. Это была смоковница, которая не давала того, для чего она была создана.

Еврейские лидеры — священники, раввины, фарисеи, саддукеи, книжники и другие, были, по сути, «зрелой ветвью” Израиля.

Созданные приносить хороший плод

Когда Иисус вошёл на следующий день в Иерусалим, Он ожидал найти там религиозных лидеров, кормящих духовными плодами голодных паломников, многие из которых приходили на празднование Песаха, чтобы найти пищу. Они приходили к Храму, ожидая, что их накормят, но разочаровывались. Религиозные лидеры, которые были рукоположены (созданы), чтобы кормить их хорошими Божьими вещами, выглядели как молодые листья; давая обещание плодов, на самом деле они были бесплодны. Вместо того, чтобы обеспечить людям пропитание, они наживались на людях и отправляли их назад голодными — точно так же, как Иисус остался голодным из-за бесплодной смоковницы.

Иисус давал и пророческое, и практическое послание Своим ученикам: если ты создан приносить добрый плод, но непослушен и отказываешься плодоносить, ты будешь проклят. Его слова были такими:

«Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!” (Мк. 11:14)

В 70-м году н.э. (менее, чем через поколение), когда евреи восстали против Рима, Храм был разрушен. Священники были изгнаны или убиты, а Храм был подожжён, чтобы переплавить золото, украшавшее Храм, и затем, разобрав его камень за камнем, забрать это золото. В другом месте Писания на эту же тему Иисус сказал следующие слова:

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.” (Ин. 15:5-6)

Многие люди в нашем мире скитаются голодные по Божьему. Как известно, мы с вами были созданы и оснащены для того, чтобы приносить добрые плоды — как ранний и столь желанный урожай «бреба”, так и основной, «сезонный” урожай, чтобы никто, ни один человек, никогда не ушёл голодным.

Автор – Ноэль Гётц / oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады?

Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (Быт. 3:7). В символике Ветхого Завета смоковница – образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк: 13:6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Какой же плод должна была принести «смоковница»? Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды… Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, «удобрял», «окапывал» и «возделывал» окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов – в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но…

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус – это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание – это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены… Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце… Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Автор рисунков: Вера Маханькова.

Примеры употребления слова смоковница в литературе.

После дерева Бодхи он сидел семь дней под индийской смоковницей, которую еще зовут деревом козопасов.

Особенно изобильны были растения, обыкновенно называемые мясистыми: индейская смоковница, или опунция кошениленосная, алой, кактус с иглистыми стволами в виде пластинок и покрытый пламеневшими цветами, кактус плешевидный, с извилистыми и переплетавшимися стеблями, и наконец ананас, с превосходнейшими плодами, которые были уже известны детям и на которые они и накинулись с такой жадностью, что я должен был остановить их, боясь, что б излишнее употребление этого лакомства не расстроило их желудка.

Слова Пиччинино все еще звучали сладкой музыкой в ее памяти, она вдыхала запах подаренного им букета, и ей чудилось, будто она все еще в том прекрасном сельском саду, где растут фисташковые деревья и темные смоковницы, под ногами у нее ковром лежит мох, кругом цветет мальва, ятрышник и дикий бадьян, и покрывало ее цепляется за колючки алоэ и кусты сассапарели, от которых с почтительной любезностью поспешно освобождает ее рука хозяина.

Все же местами, вдоль потоков застывшей лавы, на краю оврагов и пропастей, еще встречаются группы буков, дубов и смоковниц с темно-зеленой, почти черной листвой, а еще выше — ели, сосны и березы.

Столы были накрыты под сенью каменных дубов и зонтичных сосен на эспланаде, благоухавшей апельсиновыми и лимонными деревьями и окруженной изгородью из гранатников и индийских смоковниц, которыми провидение одарило Сицилию, чтобы утолять, словно манной небесной, голод и жажду бедняков.

На месте гомеровских битв воцарилось запустение, все вокруг заросло дикими смоковницами и колючим кустарником, но ослепительные панцири и гребнистые шлемы преторианцев и звуки воинских труб напоминали о подвигах Ахилла.

Смоковницы, у которых нижняя часть листа светлая, а верхняя усыпана темными пятнами, похожими на запекшуюся кровь, мрачно возвышаются рядом с инжирным деревом, у которого ветви отягчены широкими, гладкими листьями, твердыми, как металлические пластинки.

На три четверти разоренные, они заменяют тогда милое Бахусу растение плантациями индейской кошенилевой смоковницы и в короткое время становятся главными поставщиками драгоценного красильного сырья.

Желая затмить Карфаген, славившийся садами и озерами Магары, Газдрубал приказал выкопать большие яблони, груши, смоковницы и доставить их в город.

Он даже обрадовался словам учителя: этот взгляд не шел так вразрез со взглядом матери, — разрез, который ставил его в безвыходное положение какой-то оппозиции, обреченной жить чем-то таким отвлеченным, к которому никак не подмостишь ни сердца, ни всего того, что наполняет повседневную жизнь, что требовало общения, примирения, любви, деятельности, за что кричал весь организм, кричал назойливо, настойчиво и представлял страшный довод: у человека не две жизни, и жить жизнью бесплодной смоковницы нельзя, невозможно.

Бесы, — сказали бывшие Прокаженный и Насморочный, Здоровый, Владелец бесплодной смоковницы, Трижды Изменивший и оба-два Книжника.

Это настоящий английский сад с бьющими родниками, пышными клумбами во всем блеске весеннего цветения, зарослями кустарников, где смешаны самые разнообразные сорта растений — гигантские герани, как в Монте-Карло, апельсины, лимоны, оливы, лавры, мастиковые деревья, алоэ, камелии, далии, александрийские белые розы, гортензии, белые и розовые лотосы, южноамериканские страстоцветы, пышные сочетания фуксий, сальвий, бегоний, гиацинтов, тюльпанов, крокусов, нарциссов, анемонов, персидских ранункул, ирисов, цикламен, орхидей, кальцеолярий, древовидных папоротников, а также растений тропической зоны: индийского тростника, кокосовых и финиковых пальм, смоковниц, эвкалиптов, мимоз, бананов, гуайяв, бутылочных тыкв, — одним словом, здесь имеется все, чего любители могут требовать от самого богатого ботанического сада.

Эта келья, высеченная в гранитной скале, вдали от проторенных людьми тропинок, была скрыта густою тенью кедров и сплошною стеной индийских смоковниц, шероховатые ветви которых сплелись воедино.

У калитки сада, где зрели груши и тыквы, где цвели лилии и вечнозеленый акант, стоял Приап, вырезанный из ствола смоковницы, и грозил ворам своим громадным фаллусом, а тростник над его головой, колеблемый ветром, пугал птиц-грабителей.

Когда его заставляло внезапно насторожиться дуло аркебуза, высовывающееся из-за протянувшихся изгородью смоковниц и виноградных лоз, Шико вспоминал о трех засадах, которых он так удачно избежал.

Источник: библиотека Максима Мошкова

ЗАСОХШАЯ СМОКОВНИЦА.

(У Евангелиста Матфея глава 21-я, у Евангелиста Марка глава 11-я.)

Эта притча читается в Великий Понедельник.

Читая Евангелие от апостола Матфея (главу 21-ю) и Евангелие от апостола Марка (главу 11-ю) о проклятии смоковнице, я решил написать о символическом и нравственном значении этого страшнаго приговора.

При разсмотрении Евангельских повествований о проклятии смоковницы, мы не должны упускать из виду слова апостола Марка: «и видя издалека смоковницу, имеющую листья,” а также и указание апостола Матфея на то, что смоковница была покрыта листьями. Нужно заметить, что Палестинская смоковница прежде всего распускает почки, а затем уже листья. Когда же листья смоковницы достигают известной величины и порядочного количества, тогда уже можно надеяться найти на дереве по крайней мере несколько зрелых смокв. Вследствие этого, всю историю проклятия смоковницы можно представить следующим образом. Проходя из Вифании в Иерусалим, Господь наш Иисус Христос почувствовал голод. Он осматривается вокруг и видит вдали одну смоковницу, которая отличалась от всех прочих смоковниц, находившихся на том пути, тем, что имела уже листья. В то время года (в конце марта или в начале апреля) это было совершенно необыкновенным явлением. Но так как плоды смоковнице развиваются раньше листьев, ибо листья развиваются только вместе с созрением плодов, то на дереве, покрытом листями, Христос очевидно уже мог ожидать также и смокв. Правда, появление листьев на смоковнице было, собственно говоря, слишком раннее и даже преждевременное; тем не менее множество листьев давало право ожидать, что на дереве есть также и преждевременные или ранние плоды. Таким образом нет ничего удивительнаго о том, что, по Евангельскому разсказу, Христос, увидя смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней с целью найти несколько смокв, чтобы утолить Свой голод.

На первый взляд кажется как будто бы странным, каким образом Господь Иисус мог высказать Свое негодование на дерево, которое не имеет своей воли, а следовательно ни в чем быть отвественным, дерево которое возрастил Его Небесный Отец и облек этим множеством роскошных листьев; непонятно, как Он мог проклясть это дерево только за то, что оно не могло удовлетворить Его голода. Чтобы яснее понять загадочное, повидимому, поведение Господа, мы прежде всего должны бросить взгляд на ту внутренною связь, в которую поставлено это событие.

Иисус Христос торжественно, как Царь Израелев, равно ожидаемый и иудеями и язычниками, вошел в Иерусалим сопровождаемый толпами народа и встречаемый необыкновенными приветствиями: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!” Затем Он посетил храм Иерусалимский, «осмотрев все”, вечером возвратился в Вифанию. На следующее утро, снова желая посетить Иерусалим и храм, Христос на пути совершил настоящее чудо. Таким образом проклятие смоковницы находится в середине между тем, что Господь уже видел в Иерусалиме и в храме перед совершением этого чуда, и тем, что Ему предстояло еще очистить храм! Отсюда само собой представляется весьма вероятным, что это чудесное знамение непосредственно относилось к той последней борьбе, которую вел Христос с односторонними представителями иудейскаго теократизма. Вот почему нельзя отрицать того взгляда многих Евангельских толкователей, по которому в проклятой смоковнице нужно видеть образ самого Израиля. По вышеуказанному взгляду лучших Евангельских комментаторов, это чудесное событие есть не что иное, как дополнение Божественным действием того, что раньше Христос высказал в притче о смоковнице только по словам апостола и Евангелиста Луки в главе 13-ой, в стихах 6-9. Притча о смоковнице осталась как-бы незаконченной. Христос заключил ее просьбою виноградаря несрубливать смоковницы еще один год, в надежде, что, может быть, хотя в этом году, она принесет плод. «Господи! сказал виноградарь, остав ее еще и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли она плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее”. И вот когда общественное служение Иисуса Христа уже почти оканчивалось, когда были употреблены все средства для спасения и обращения погибших овец дома Израилева, когда почва, на которой росла приточная смоковница, была, как только возможно, удобрена, — оканчивался и тот год, который выпросил у Господа виноградарь для своей любимой, но безплодной смоковницы.

Отсюда понятно, что такое Евангельское проклятие смоковницы, и какой она имеет в себе глубокий смысл. Это действие символически пророчественное, указывашее именно на тот суд, который должен был совершиться над Израилем и притом совершиться чрез тех, пред глазами которых было совершенно это символически-пророчественное действие, и которые вскоре сами с удивлением увидели чудесное исполнение слов Христовых (через учеников). Отсюда понятен и весь смысл этого чудеснаго события.

Смоковница была образом ложнаго Израиля. Христос ищет на дереве плодов, потому что на этом дереве находились уже листья, листья Божественнаго откровения, от него и нужно было ожидать и ранних плодов. Израиль должен был раньше всех других народов уверовать в обетованнаго Мессию, потому что он раньше других народов был приготовлен к этому необыкновенными, сверх’естественными, Богооткровенными средствами, как и на Евангельской смоковнице были листья в такое время, когда все другия смоковничныя деревья еще не имели их. Но иудейский народ упорно отверг Ангела завета, который шел в свой собственный храм; дерево полное листьев не имело однакож плода. Господь «гневается” на смоковницу и проклинает ее, говоря: «да не будет же впредь от тебя плода во век”. Вследствие этого смоковница засыхает, израильский народ, не принесший плодов даже после усерднаго, сверх’естественнаго ухода обетования. В лице своих официальных и неофициальных, гражданских и духовных вождей, он отверг своего Спасителя. Начиная от царя Ирода, избившего младенцев в Вифлееме и кончая Синедрионом, увлекшаго за собой народные массы, кричавшие Пилату: «распни, распни Его”, иудеи с самого начала стремились к убийству Иисуса Христа и, в конце концов, добились своей цели. Но почему же случилась эта трагедия? Пророк Исаия за много столетий дал на этот вопрос ответ: «потому не могли они веровать, что народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”. «Сие сказал Исаия, добовляет Евангелист Иоанн, когда видел славу Его и говорил о Нем” (Иоанн 12:41).

Апостолов поразил самый факт чудотворения, что власть слова Христова распространяется даже на царство растений. Но Христос уже многократно учил их, и теперь потвердил, что сила несомненной веры не имеет границ. «Если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет”.

Чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось ничем иным, как символическим пророчеством Господа нашего Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхаго Израиля, что и осуществилось очень скоро после разрушения Иерусалима и храма римлянами, при императорах Веспасиане и Тите в 69-70 годах.

Смоковничное дерево, проклятое Господом, пока еще не выброшено долой совсем, не уничтожено. Оно еще остается по прежнему при пути, но уже навсегда обречено быть безплодным и засохшим; жизненные токи в нем прекратились, и само оно стало существовать только как немой, исторический памятник. Не уверовав во Христа, иудейский народ перестал носить на себе плоды Божественнаго откровения, а потому и не в силах утолить религиознаго голода ни одного путника, идущаго к небесному Иерусалиму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *