Проклятый

Олег, проклятие вошло в жизнь человечества так давно, что если бы каждое злобное слово и пожелания бед исполнялись, мы бы с вами сейчас бесед не вели по причине того, что род человеческий точно бы уже прекратил свое существование. Тем не менее феномен проклятия существует — и проклятия человеческого, и проклятия Божьего. Но надо четко понимать, что благословение возникло не просто раньше, оно первичней. А значит, сильнее. Так же как добро первичней и сильнее зла, и Господь только попускает злу торжествовать из целей воспитательных по отношению к человеку, а не в качестве наказания. С проклятием, считают святые, то же самое. А теперь будем разбираться детально.

1. Начнем с проклятья Божьего. Как пишет святитель Филарет Московский, это осуждение греха праведным судом Божьим. Только не надо наделять Бога мстительностью: мол, Он, проклиная, наказывает человека за то, что тот осмеливается нарушать Его волю, выраженную в данных человеку заповедях. Грех саморазрушителен. Совершая грех, человек отчуждает себя от Бога, ведь Бог — это свет, в Нем нет никакой тьмы, поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с ним. Первое проклятие в адрес человека звучит из уст Божьих за грех братоубийства: Господь проклинает Каина. Но — и это крайне важно! — проклятие звучит не сразу после убийства Каином Авеля, а после того, как ожесточившийся Каин отвергает возможность покаяться перед Господом в содеянном. Святые учат, что цель Божьего проклятия не отмщение, а шанс на исправление человека через смирение и приведение его к покаянию. Давайте задумаемся, почему, проклиная Каина, отлучая его от Лица Своего, Господь накладывает на Каина знамение, «печать», запрещавшую кому-либо убивать первого братоубийцу рода человеческого.

2. Проклятие Божье — это реакция на вопиющие нарушения духовных законов, данных нам в виде заповедей. Возникшее позже, чем Божье благословение, проклятие Божье своего рода отрицательное эхо благословения, его грозный отголосок, но оба они, благословение и проклятие, с разных сторон очерчивают для нас грань, за которой с нами происходит катастрофа, границу, за которой может произойти самоотлучение человека от Бога как Источника жизни. Например, пятая заповедь гласит: «Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои». Перед нами условие Божьего благословения: «почитай отца и мать». А в другой книге Библии уже предупреждение: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» Вот она грань — отношение к родителям, старшим, старости. Будь тут осторожен, будь внимателен, иначе нарушишь глобальный духовный закон, и все, дни твои сочтены. Неслучайно пятую заповедь толкуют еще так: «Пока почитаешь родителей, живешь, перестал — гибнешь».

3. То есть при всей грозности Божьих проклятий не слова проклятия делают человека проклятым, но сам грех, содеянный им, оскверняет, губит, проклинает. Не Бог бросает грешника в пропасть погибели, а сам человек, нарушая духовные законы, заповеди, отчуждает себя от Божьей милости и благословения. Подчас только смерть может остановить и грешника, и распространение зла, казалось бы, вот она — жестокая необратимость расплаты. Но ведь жизнь человека не ограничивается кратким отрезком пребывания на земле. И посмертная участь даже самых закоренелых грешников в руках Божьего милосердия. Другое дело, что покаяние можно принести только в этой жизни. А только искреннее раскаяние способно спасти нас и от наших грехов, и от чужой злобы.

4. Но что происходит, если проклинает человек? Понятно, что такое проклятье субъективно, человек, в отличие от Бога, не всегда способен вершить праведный суд и уж точно не так могуществен, как Творец Вселенной. И все-таки, как учат святые, проклятие человека тоже может иметь последствия. В каких случаях? Для кого? Проклинающего или проклинаемого? Как объяснял святой Паисий Святогорец, проклятие имеет силу в случае, если оно является реакцией на несправедливость. То есть когда мы делаем кому-то зло и нас в порыве обиды проклинают, это может исполниться. Бог попускает таким проклятиям иметь силу. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад — к тому, от кого оно изошло. Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. А вот тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ведь проклиная обидевшего, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. Особенно страшно, если люди идут на это намеренно. Ведь если человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, он сам преступает закон. В таком случае проклятие необратимо падает на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя…» — читаем у апостола Павла.

И проклятие, и сглаз теряют свою власть над теми, кто раскаялся в своих грехах

5. Как освободиться от проклятия? Исповедью. «Если люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они были в чем-то виновны, покаются, то все их беды прекратятся. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью, искренностью расскажет о своих грехах священнику на исповеди, то Бог простит его, ведь Он — Бог. Это касается и невинно пострадавших от чужой злобы, и тех, кого коснулся завистливый взгляд, называемый в народе сглазом», — учит святой Паисий Святогорец.

6. «Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть, будто из завистливых глаз льется губительный, вредоносный поток. Я отвергаю такое поверье», — учит святой Василий Великий и объясняет: когда ненавистники добра демоны находят в человеке произволение к злу, то есть склонность совершить его, они начинают использовать несчастного завистника как марионетку, бездумного и безумного проводника своей злой воли. В таком случае зависть, сконцентрированная во взгляде, язвительном слове, может и смутить другого человека, и навредить ему. Но только если жертва завистника не защищена твердой верой и Таинствами Церкви — Исповедью, Причащением. И уж конечно, пытаясь оградить себя от чужой злобы, не надо бежать к магам и прочим расплодившимся жуликам от суеверия.

7. О пагубности суеверий, колдовства и волхований предупреждал еще Ветхий Завет. А уж в новозаветные времена Церковь чрезвычайно строго наказывала за следование суевериям. Потому что, доверяясь магам и иным обладателям «сверхъестественных способностей», мы фактически вверяем самое ценное, свою бессмертную душу, в волосатые лапы врага рода человеческого. Получается бег по кругу: пугаясь якобы всесильной порчи и сглаза, мы, как неразумные дети, добровольно устремляемся в объятия, «заботливо» распахнутые для нас дьяволом. Но ведь спасение можно найти только у Бога. И разве Он не сильнее любых завистников, чью бы злую волю они ни ретранслировали?

Продолжение следует

Молитва о благополучии семьи Пресвятой Богородице

«Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы». Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злага обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Из первых уст

Святой Паисий Святогорец о силе родительского проклятия и благословения

Знайте, что проклятие и даже просто негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь сплошное мучение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «Умру от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети сиротами. Мне стало за них больно. Молился я за них, но безрезультатно, и тогда я спросил детей, может, ваша мать проклинала вас. «Верно, отче, — отвечают, — в детстве мы шалили, и она с утра до вечера твердила: «Да чтоб вам обрубками быть!» — «Идите, — говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы покаялась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение».

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или pisma-maria@mail.ru

Билеам (из «Teutsch Chumesch»)

Билеам (Валаам), בלעם (Септуагинта — Βαλαάμ, Вульгата — Balaam, по-арабски — Bal’am). — В Библии. Сын Беора и пророк из Петора, города в Месопотамии. Согласно библейскому рассказу ο Б. (Числ., 22—24), моабитский царь Балак отправил послов к нему, как к пророку, с просьбой придти к нему и проклясть израильтян, с которыми он тогда воевал. С помощью всесильного проклятия этого ясновидца Балак надеялся одолеть своих врагов. Его глубокая вера в Б. следующим образом выражена в Библии: «Я знаю, — велит он своим послам передать Билеаму, — кого ты благословишь, тот будет благословен, кого ты проклянешь, тот будет проклят» (Числ., 22, 6). Но Господь запрещает Б. пойти к моабитянам, и Б. отправляет послов назад с отказом, несмотря на богатые подарки, которые ему прислал Балак. И вот Балак вторично направляет к Б. послов, еще более почтенных и знатных, нежели первые, через которых он обещает ему высшую награду и почести, если тот явится к нему на помощь и проклянет израильтян. Несмотря на сильное желание исполнить просьбу Балака, Б., однако отказывается преступить повеление «его» Бога, даже в том случае, если бы Балак предложил ему в награду дворец, полный золота и серебра. Однако на этот раз Господь разрешает ему отправиться к царю, с тем, впрочем, что Б. будет поступать так, как Он ему прикажет (Числ., 22,20). В сопровождении моабитских послов Б. уезжает к Балаку верхом на ослице. Несмотря на разрешение, данное Господом Б., Он все-таки высылает ангела на путь его с обнаженным мечом в руке, чтобы внушить ему больше страха и воспрепятствовать в исполнении злокозненных замыслов Балака. Б. не видит этого ангела, но его видит ослица и не хочет идти вперед. Рассерженный Б. трижды бьет ее, и вот после третьего раза ослица получает вдруг дар речи и указывает ему на то, что он несправедливо бьет ее и что не она в этом случае виновата. В это время Б. прозревает и узнает ангела Божия. Пристыженный последним, он сознается в своей жестокости в отношении ослицы и готов, дабы загладить вину свою перед ангелом, вернуться назад, если тот этого потребует. Ангел, однако, настаивает на том, чтобы он продолжал свое путешествие к Балаку, но в свою очередь ставит ему условие, чтобы он говорил только то, что он, ангел Божий, ему скажет (Числ., 22, 35). — В дальнейшем рассказывается ο встрече Б. с Балаком и о тех благоприятных пророчествах, которые произносит Б. относительно израильтян. Всех пророчеств, связанных с именем Б., четыре. В первый раз он произносит речь с высот «Бамот-Баал», откуда виден весь израильский стан «до конца его». По повелению Бога, Б. славит израильтян и предсказывает им великое будущее: «Кто исчислит прах Якова и сочтет множество Израиля? Пусть и моя душа умрет смертью праведных, а мой конец да будет подобен его (Израиля) концу» (Числ., 23, 10). Разгневанный Балак переводит Билеама на другое место — на вершину горы Писги, откуда также открывается вид на весь израильский лагерь, и ждет, чтобы Б. теперь проклял его врагов. Но и на этот раз, по повелению Господа, Б. предсказывает этому народу славное будущее, изображая его, как племя смелое и воинственное, которому, вместе с тем, свойственно чувство справедливости и честности (Числ., 23, 18—25). Царь Балак сердится на Б., что он не только не проклинает его врагов, но еще благословляет их, и переводит его на третье возвышенное место — на гору Пеор, но и там его ждет горькое разочарование: снова благословляет их Б. в великолепной по красоте речи, начинающейся словами: «Как прекрасны шатры твои, Яков, и обиталища твои, Израиль!» (Числ., 24, 5). Здесь он говорит ο богатстве и могуществе израильтян, сравнивает их с львом и львицей и в заключение восклицает: «Благословен благословляющий тебя и проклят да будет проклинающий тебя» (ibid., 24, 9). Наконец, уже отправляясь назад, в свою страну, Б. сам просит Балака выслушать последнее его пророчество об Израиле, относящееся «к концу дней». И здесь он рисует победы израильтян над Эдомом и Моабом, Амалеком и кенитами, но вместе с тем говорит также ο страданиях, ожидающих их, из которых они выйдут возрожденными, тогда как угнетатели их погибнут (Числ., 24, 16—24). После этого Б. удаляется в свою страну, а Балак — в свою.

В некоторых местах Библии особое внимание уделяется благословениям и предсказаниям Б. (Иош., 24, 9, 10; Миха, 6, 5; Нехем., 13, 2), тогда как личность его как бы обволакивается тенью, и он с течением времени начинает выступать в роли гнусного развратника, склоняющего других людей к грехам. Таким Б., изображается, напр., в позднейшнх еврейских преданиях (Иосиф Флавий, Древн., IV, 6, §§6, 7), и в христианских (II Посл. Петра, II, 16; Апок. Иоанна, II, 14). Такого рода отношение к его личности основано на сообщении книги Числ (31, 16), согласно которому Б. дал совет моабитянам и мидианитянам привлечь израильтян к служению Баал-Пеору, развратный культ которого мог бы загрязнить их и, таким образом, навлечь на них гнев Бога, за что он был убит израильтянами вместе со многими мидианитами во время войны с последними (Числ., 31, 8). По-видимому, уйдя от Балака, он остался жить у мидианитян, с которыми моабитяне были в союзе, и здесь он был убит израильтянами. — Ср.: G. Moebius, Historia prophetae Bileami, 1676; Bauer, Geschichte, d. alttestamentl. Weissagung, I, 329 и сл.; Volck, в Real-encycl. Herzog’а, II, 474 и сл.

— В агадической литературе. — Агада считает Б. одним из семи языческих пророков; остальные шесть: отец Б., Иов и его четыре друга (Баба Батра, 15б). Лишь постепенно Б. занял такое же положение среди язычников, какое занимал Моисей среди израильтян: сначала он был лишь толкователем снов, затем — чародеем-прорицателем и, наконец, настоящим пророком (Bemid. rab., XX, 1, 7). Впрочем, свое пророческое вдохновение Б. получал только ночью, во время сна; это в одинаковой степени относится и ко всем другим языческим пророкам (там же, XX, 12). В отличие от обыкновенных смертных Б. обладал даром, который давал ему возможность точно определять моменты Божьего гнева, продолжающиеся лишь одно мгновение. Б. намеревался проклясть израильтян именно в один из таких моментов; но Бог все это время умышленно подавлял свой гнев, и злой пророк не был в состоянии проклясть избранный народ (Бер, 7а). Во время Синайского откровения, рассказывает р. Элиезер из Модиина, глас Божий раздался от одного конца света до другого. Все цари земли были объяты страхом и трепетом. Встревоженные, они собрались к Б. и спросили его о причине сильного грома, а также не грозит ли земле новый потоп? — О нет, ответил Б., Бог поклялся Ною, что потопа уже не будет. — Не будет водяного потопа, но ведь бывают потопы огненные! Не бойтесь, ответил Б., Бог поклялся, что Он не истребит рода человеческого. — Но какой же это гром? — Драгоценное сокровище хранится у Бога спокон веков, и Он теперь передает его своему народу. Этот гром знаменует не разрушение, а мир и благоволение. — Тогда все цари хором запели (Псал., 29, 11): «Господь дает силу народу Своему, Господь благословляет его миром» (Зебах., 116а). — Хотя Б. признается пророком, но имя его часто сопровождается в Талмуде эпитетом «Раша», רשע (нечестивец). Он изображается всегда кривым на один глаз и хромым на одну ногу (Санг., 105а). «Завистливый глаз, гордый дух и ненасытные вожделения — вот три отличительных признака последователей Б.» (Абот, V, 19). Талмудисты делают Б. ответственным за нарушение целомудрия израильтянами в Шиттиме и за постигшее их наказание в форме эпидемии, жертвами которой пали 24000 человек (Числ., 25, 1—9). Когда «чародей» Б. убедился, что он не в силах подвергнуть сынов Израиля проклятию, он посоветовал Балаку испытать последнее средство, а именно — разными соблазнами довести евреев до нарушения целомудрия и таким путем до идолопоклонства. «Бог этого народа ненавидит разврат, а сам народ очень падок до красивых тканей. Устрой им по всему протяжению границы твоего царства базар для продажи тканей, и пусть продажа производится исключительно женщинами; посади старух снаружи палаток, а молодых внутри; снабди каждую палатку изваянием бога «Пеора» и кувшином доброго аммонитского вина. Старухи завлекут целомудренных евреев товаром, а молодые довершат дело вином…» (Санг., 10б). Агадисты усматривают намек на губительный совет Б. уже в самом его имени: בלעם = בלה-עם, буквально: «уничтожил народ» (там же, 105а). Враждебное отношение талмудистов к Б. выражается также в следующей беседе по поводу убиения его во время войны израильтян против мидианитян под предводительством Пинехаса (Числа, 31, 8). Один саддукей спросил р. Ханину: «Не слыхал ли ты, сколько лет было Б. в день его смерти?» — «Об этом ничего не написано, — ответил тот, — но полагаю, что ему было около 33—34 лет, ибо сказано: «Люди крови и коварства не доживают до половины своих дней» (Псал., 55, 24). «Это верно, — возразил тот, по-видимому иронически, — я сам лицезрел записную книжку и там написано: 33 года было хромоногому Билеаму, когда его убил разбойник Пинехас» (Санг., 106б). — Ср.: Jew. Enc., II, 467.

— В мусульманской литературе. — Упоминается ли именно Билеам в Коране, в точности пока не установлено. Комментаторы относят к нему, хотя и с оговорками, сказанное в суре VII, 174: «И расскажи им (евреям) историю того, кому мы даровали знамения наши, но который отказался от них; тогда Сатана последовал за ним, и он впал в заблуждение. И если бы мы пожелали, мы бы вознесли его над ними; он, однако, питал влечение к земле и следовал своим собственным желаниям; его внешность была внешностью пса: если вы дразните его, он задыхается, а когда оставляете его в покое, он все-таки задыхается». Мусульманские комментары сообщают, в пояснение этих слов Корана, что Б. был ханаанеем, обладавшим знанием содержания некоторых священных книг. Его соплеменники просили его проклясть Моисея и тех, кто были с Моисеем, но Б. сказал: «Как мне проклясть того, кого охраняют ангелы?» Однако ханаанеи все-таки настойчиво просили Б. об исполнении их желания, пока он действительно не проклял израильтян. Вследствие этого последние и странствовали 40 лет по пустыне. Когда Б. проклял Моисея, его язык выпал у него изо рта и свесился ему на грудь, и Б. начал задыхаться, как собака. — Предание в той редакции, в какой его передает Табари (Летопись, изд. Де-Гуй, I, 508 и сл.), несколько ближе к библейскому рассказу. Б. обладал знанием Неизреченного Имени Божия, и все, чего бы он ни просил у Бога, исполнялось. Затем подробно рассказывается история с ослицей. Когда дело дошло до произнесения проклятия, Бог «повернул язык его», так что проклятие обрушилось на единоплеменников Б., а благословение было произнесено над Израилем. После этого у Б. язык выпал и повис на груди. В конце концов Б. посоветовал своим единоплеменникам разукрасить и принарядить жен своих и послать их к израильтянам с целью обольщения последних. Непосредственно затем рассказывается история с поражением у Баал-Пеора и ο Козби и Зимри (Числ., 25, 14, 15). — По варианту, сообщаемому тем же Табари, Б. был израильским вероотступником, обладавшим знанием Неизреченного Имени Божия и явившимся к ханаанеям, влекомый желанием вкусить от благ мира сего. Аль-Талаби («Kisas al-Anbijah») присовокупляет к этому, что Б. был потомком Лота. Он сообщает также случай со сновидением, во время которого Бог запретил Б. проклинать израильтян. По другой версии, Балак, царь Балха, побудил Билеама применить Неизреченное Имя Господне против израильтян. Проклятие это было произнесено Б. бессознательно, и Моисей, предварительно узнав, когда оно будет произнесено, просил Бога лишить Б. его знания Имени Божия. И действительно, Б. лишился своего дара, при чем из уст его вылетел белый голубь. — Другие толкователи относят вышеприведенный текст Корана к Умейе бен-Аби ас-Сальт ат-Такафи, одному из религиозных деятелей середины 7-го века, знакомому со священными книгами и стремившемуся к роли всеми ожидаемого пророка. Он отказался принять ислам, в результате чего и был произнесен помещенный в суре VII текст (Herbelot, Bibliot. Orient.). Некоторые ученые видят в фигуре баснописца Локмана арабскую параллель Билеаму. .

— Критическая точка зрения. — Несколько трудную задачу поставил новейшим критикам библейский рассказ ο Б., так как особенно в 22 гл. имена Бога Jahwe и Elohim столь перемешаны, что нелегко выделить в рассказе, что принадлежит Элогисту и что — Ягвисту. Поэтому многие новейшие библейские критики принимают, что главы 22—24 книги Числ относятся к смешанному списку Элогиста-Ягвиста (JE). В 22 главе Ягвист (J) рассказывает ο том, как к Б. явились послы от Балака с просьбой прибыть в царство моабитян и проклясть израильтян, которые наводят на них страх и которых моабитяне не могут победить. Б. готов идти, но не в силах, как уверяет Балака через его послов, преступить повеление Иеговы, даже если бы тот «дал ему дворец, полный золота и серебра» (Числ., 22, 18). Элогист (Е) же рассказывает, что послы Балака убеждали Б. пойти, но тот не соглашался это сделать, пока Господь (Элогим) не явится ему во сне и не даст на то разрешения (22, 19—21). Рассказ ο путешествии Б. к Балаку (22, 22 и сл.) принадлежит всецело Ягвисту. Сравнение глав 23 (Элогиста) и 24 (Ягвиста) показывает, что рассказ Ягвиста гораздо более картинен и художествен, нежели Элогиста, и свободен от вычурностей и витиеватости, свойственных редакции последнего. Весьма сомнительным, ввиду этого, представляется также и то, чтобы четыре поэтических отрывка (пророчества и предсказания Б.) принадлежали Ягвисту и Элогисту только потому, что они находятся в 23 и 24 главах. Более вероятно, что в основание рассказов Элогиста и Ягвиста легло древнее предание ο Б., которое уже позднейший редактор разделил так, как мы это видпм теперь. — Что касается времени происхождения этих рассказов (списков), то ядро их, очевидно, должно быть отнесено к сравнительно позднему времени, когда израильтяне уже приобрели господствующее значение и власть над всеми остальными ханаанейскими народами. Рассказ ο говорящей ослице, по-видимому, не что иное, как фольклорный сюжет, вставленный в повествование для красоты. Далее, критики полагают, что три небольшие предсказания Б., приведенные уже в конце этого повествования (24, 20—24), являются вставкой писателя более позднего по времени, нежели тот, который написал четыре основные пророчества. Из намека на Б. во Второзаконии (23, 4—5; ср. Нехем., 13, 2) явствует, что Б. был нанят для проклинания израильтян, но Господь изменил проклятия на благословения и что Б. не мог исполнить желание Балака, дабы не ослушаться Господа (ср. также Иош., 24, 9). — Существует несколько мнений относительно происхождения и значения имени Б. Большинство ученых склоняется к тому, что это название составлено из двух имен — «Bel» и «Am», принадлежавших двум семитическпм божествам. Взятые вместе эти два имени могут обозначать: или «Ам есть Бог» и наоборот, или «Ам есть владыка», если слово «Бел» переводить его обычным значением — «владыка». — Ср.: Kuenen, Theolog. Tijdschrift, 1884, ΧVIII, 497—540; Van Hoonacker, Observations critiques concernant Bileam, в Le Muséon, 1888; Halévy, Revue Sémitique, 1894, 201—209; Delitzsch, Zur neuesten Literatur über den Abschnitt Bileam, в Zeitschrift der. kirchlichen Wissenschaft, 1888; Cheyne, в Expository Times, 1899, X, 392—402; комментарии разных авторов к кн. Числ. .

Всего найдено: 9269

Вопрос № 213410

Объясните пожалуйста происхождение правила «»Жи» и «ши» пиши с буквой «и»». Алексей.

Ответ справочной службы русского языка

После _ж, ш, ч, щ_ пишется буква И (и не пишется Ы): _жир, рыжик, шить, камыши_.

Вопрос № 213408

Название сказки «Снежная королева» — все с большой буквы? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

С большой буквы пишется только первое слово: _»Снежная королева»_.

Вопрос № 213403

Словосочетание «Холодная война» пишется в кавычках и с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно без кавычек и со строчной: _холодная война_.

Вопрос № 213388

Как образуется отглагольное прилагательное от глагола «дать». Правильно ли я понимаю, что во фразе «в даННой мне книге» слово «данной» — это причастие. Как пишется отглагольное прилагательное. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное _данный_ пишется также с двумя _н_.

Вопрос № 213386

Здравствуйте. Пождскажите, пожалуйста, как пишется слово феншуй. Слитно? Через дефис? спасибо. Вера

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _фэн-шуй_.

Вопрос № 213364

Пишется согласно чему (письму, штатному расписанию). А напомните правило и ссылочку, если можно, на словарь.

Ответ справочной службы русского языка

Управление _согласно_ можно проверить в окне «Проверка слова» (поставить галочку напротив толково-словообразовательного).

Вопрос № 213356

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется название стиля ар деко? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно через дефис: _ар-деко_.

Вопрос № 213353

Как правильно пишется: приемосдаточные испытания или приемо-сдаточные испытания?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно через дефис.

Вопрос № 213333

Здравствуйте! Возник спорный вопрос, на который требуется ответ как можно скорее. Как правильно пишется: «С днем варенИя», или «С днем варенЬя»? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _с днем варенья_.

Вопрос № 213332

Как пишется слово «обожаю»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно.

Вопрос № 213325

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как пишется слово: КРАСОТУЛЯ или КРАСАТУЛЯ. Т.е. оно было образовано от красота или краса

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _красотуля_.

Вопрос № 213310

Скажите, пожалуйста, слитно или раздельно пишется «не» в следующем случае: «Неопределено: параметр 1, параметр 3, параметр 4».

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: _не определено_.

Вопрос № 213285

как правильно пишется слово БИООШЕЙНИК слитно, отдельно или через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _биоошейник_.

Вопрос № 213245

1. Не или ни в предложении : «А теперь, почему бы нам не(ни) зайти внутрь и не(ни) выпить по чашечке чая в приятной атмосфере!?» В каком порядке ставятся двойные знаки препинания ! и ? 2. Чем отличаются понятия «ПроклятЬе» и «ПроклятИе» или это равнозаменяемые слова?

Ответ справочной службы русского языка

1. Правильно: _А теперь, почему бы нам не зайти внутрь и не выпить по чашечке чая в приятной атмосфере?!_ При сочетании восклицательного и вопросительного знака первым пишется вопросительный. 2. Общеупотребительное: _проклятие_. Вариант _проклятье_ уместен в разговорной и поэтической речи.

Вопрос № 213218

скажите, пожалуйста, как пишется слово «мирчендайзер»и объясните значение этого слова. спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *