Прокопий праведный

Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (1303)

Дни памяти: 8 июля

Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он перешел из католичества в Православие. Наставление в Православной вере и благодать святого Крещения святой Прокопий получил в обители преподобного Варлаама Хутынского (1192; память 6 ноября). Желая подражать подвигу иноков, он раздал свое имущество бедным, пожертвовал его часть в Варлаамо-Хутынский монастырь и удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг. Там святой Прокопий вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днем ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Блаженный Прокопий молился за обидчиков словами распятого Спасителя: «Господи, не постави им греха сего». Спал блаженный обычно на сырой земле или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан (1276), основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила. Но и у них блаженный не искал прибежища от холода и голода.
Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью… Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины. Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопий, где изложил и это событие из жизни святого.
Блаженный Прокопий любил подолгу сидеть на большом камне на берегу реки Сухоны, смотря на проплывавшие мимо суда с молитвой о тех, кто находился на них. Он так любил это место, что в последние годы своей жизни говорил, чтобы его здесь и погребли.
Блаженный Прокопий проводил свою жизнь в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, но не каждый день; от богачей, нажившихся неправдой, он не брал ничего. За свои подвиги блаженный стяжал у Господа дар прозорливости. В 1290 году, за неделю до сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, блаженный Прокопий ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в соборный храм, где уже был блаженный, молившийся перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. От иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом, по милости Божией, явленной благодаря заступничеству блаженного Прокопия, никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим. Между тем, святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды; больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году было установлено празднование Устюжской иконе Божией Матери (8 июля) в память об избавлении города от гибели. В 1597 году чудотворная икона была перенесена в московский Успенский собор в Кремле. Сохранилось предание и о другом пророчестве праведного Прокопия. Однажды мимо соборной церкви проходила чета благочестивых супругов со своей трехлетней дочерью Марией. Блаженный Прокопий, выйдя из храма, трижды до земли поклонился отроковице и сказал, что она будет матерью великого просветителя зырян святителя Стефана Великопермского (1396; память 26 апреля).
Святой Прокопий носил в руке три кочерги, причем, было замечено, что когда он держал их опрокинутыми, то это предвещало неурожайный год.
Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины. В благодарность об этом откровении он перед смертью пошел к устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю и помолился у ворот обители. Затем блаженный Прокопий отошел от ворот, лег на землю и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу. Кончина праведного Прокопия последовала в глубокой старости 8 июля 1303 года. Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.
В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм — благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде. Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот храм сгорел 1 августа 1490 года от молнии. В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля. По молитвенному ходатайству блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней. Житие блаженного Прокопия написано около 1500 года. В Иконописном подлиннике о блаженном Прокопий сказано: «Подобием средовек, власы на главе русы и терховаты, брада аки Козмина, риза на нем дикобагрянная, с правого плеча спущена, в руке три кочерги, на ногах сапоги раздранные и персты видны, колени голы».

«Светлым видением и сладким смехом бе бо лице его от многаго веселия, яко солнце светлостию» — такие слова найдет читатель в этом удивительном тексте. Первый русский юродивый, Прокопий Устюжский — «образец» в этом смысле для последующих русских юродов и похабов. И еще раз, как Житие говорит о юродивом?: «светлое видение, сладкий смех, многое веселье»… «Веселись и не унывай» — такие слова вкладывает Житие в уста Прокопия.

«Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 г., помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетие. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у святого Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укорение и биение и пхание», по он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «полезных граду и людем». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых.

Первому русскому юродивому удалось, по-видимому, ввести в заблуждение устюжан. Мнимый «юрод» не пользовался авторитетом, как это видно из эпизода об огненной туче. Однажды Прокопий, войдя в церковь, возвещает Божий гнев на град Устюг: «За беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою». Никто не слушает его призывов к покаянию, и он один плачет целые дни на паперти. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все бегут в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в двадцати верстах от Устюга, где столетия спустя можно было еще видеть поваленный лес.

Пророческий дар, неотъемлемый от юродства, Прокопий проявляет и во втором эпизоде жития, из которого мы узнаем, что были у него в Устюге и друзья. В страшный мороз, какого не запомнят устюжане, когда замерзали люди и скот, блаженный не выдержал пребывания на паперти в своей «раздранной ризе» и пошел просить приюта у клирошанина Симеона, отца будущего святителя Стефана. В этом доме он предсказывает Марии о рождении от нее святого сына. Так, как рисуется здесь его облик в общении с людьми, в нем нет ничего сурового и мрачного. Он является «светлым видением и сладким смехом». Хозяина, который обнимает его и целует, он приветствует словами: «Брате Симеоне, отселе веселися и не унывай».»Федотов «Русская религиозность», гл. «Юродивые» (еще см. его же «Святые Древней Руси» гл. «Юродивые»)

В этом томе представлено пять редакции Жития Прокопия Устюжского

О Прокопии и юродстве вообще — Панченко «Смех как зрелище», Иванов «Блаженные похабы»

День памяти: 21 июля/8 июля

Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Прокопия Устюжского

Собор Прокопия Праведного

(Набережная, 57)

Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса города Устюга стал храм, посвященный местному юродивому во Христе, чудотворцу, святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга, спасшему, согласно церковному преданию, город от «каменной тучи». Прокопий Устюжский, почитавшийся в Устюге, был причислен к местночтимым святых на Поместном соборе 1547 г. Он стал первым святым, прославленным Русской Православной Церковью в лике юродивых. День его памяти – 8 (21) июля.

В 1303 г. Прокопия похоронили на берегу реки в непосредственной близости к главному храму города под камнем, на котором он часто сидел. Над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которую в 1471 г. заменили первой деревянной церковью, освященной в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм стал памятником победоносного похода устюжан против казанских татар. Покровителям воинства Борису и Глебу, а затем и великомученику Георгию Победоносцу здесь были посвящены особые приделы. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и впервые освящена во имя Прокопия Устюжского. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров и времени, но после каждого восстановления храм сохранял величественную композицию «о пяти верхах». Завершение пяти шатрами в Устюге в этот период имели Успенский собор и ещё два храма, также имевшие значение памятников. К югу от холодного Прокопьевского храма существовала тёплая церковь Алексия, митрополита Московского, с приделом св. Василия Блаженного, позднее перестроенная в камне и включённая в комплекс Архиерейского дома. В описании 1620-х гг. при храме отмечена шатровая колокольня «о шести стенах».

В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге, «по конец Песьей слободы», были основаны две отдельно стоящие церкви: Борисоглебская и Георгиевская.

Над местом погребения святого в 1668 г. на средства устюжских «гостей» (купцов) братьев Василия и Афанасия Федотовичей Гусельниковых был возведён каменный храм Прокопия Устюжского. Редкий случай: известно имя создавшего храм мастера, это устюжанин Пётр Дмитриевич Котельников. Упоминание имени свидетельствует, что этот зодчий, видимо, был одним из творцов серии устюжских храмов середины XVII в. Храм стал третьей каменной постройкой на Соборном дворище.

В 1683 г. храм (как и соседний Иоанновский) приобрёл статус соборного.

В интерьере Прокопьевского собора сохранился прекрасный золочёный резной пятиярусный иконостас, созданный в XVIII в., после перестройки храма 1720-х гг. В нём в местном ряду – 11 икон XVII–XVIII вв.; в праздничном ряду – 19 праздничных икон конца XVII – начала XVIII в.; в деисусном ряду – 15 икон в рост, в среднике – Христос Вседержитель; в пророческом ряду – 15 икон в рост, в среднике – Коронование Богоматери; в праотеческом ряду – 15 поясных икон, в среднике – Бог Саваоф. Известно, что живописное Распятие, шесть клейм страстного цикла и восемь клейм на цокольной части иконостаса созданы иконописцем Прокопием Крыловским в конце XVIII в. Особую ценность представляют иконы местного ряда с изображением чтимого Христа ради юродивого: «Св. Прокопий в житии», которую датируют 1602 г., и икона, изображающая святого Прокопия, молящегося перед иконой Богоматери, – яркий памятник живописи строгановской школы, которая выделяется миниатюрным, декоративным письмом.

В стену трапезной храма к северу от крыльца заложен тёмно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово.

В советское время в Прокопьевском соборе экспонировался также ряд реликвий, прежде украшавших другие великоустюжские церкви, например, царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря.

В ХХ в. собор стал центром церковной жизни Великого Устюга. В советское время собор долгое время оставался одним из двух действовавших храмов и был закрыт позже других храмов, в 1940 г.; в 1946 г. был вновь открыт, и вновь закрыт в 1964 г. и передан музею. В части здания был размещён планетарий. Рака Прокопия временно находилась в единственной действовавшей церкви города – кладбищенской во имя святителя Стефана Пермского. В 1960 г. собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.

С 1994 г. службы были возобновлены в Тихоновском приделе, а с 1995 г. весь Прокопьевский собор находится в совместном пользовании Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви. В 2008 г. на Рождественской службе в соборе, проведённой архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, присутствовал Президент России В.В. Путин.

Здание представляло собой один из характерных для XVII в. типов холодного храма: пятиглавый и трёхапсидный. Фасады Прокопьевского храма делились лопатками: восточный и западный – на три прясла, а северный и южный – на два, завершавшихся тремя декоративными закомарами с каждой из сторон. С трёх сторон главный объём окружала невысокая паперть, к юго-западному углу которой примыкала шатровая колокольня. Эта компоновка была свойственна устюжским соборным храмам XVII в. В отличие от крупных монастырских соборов, Прокопьевский храм был скромнее по размерам и не имел подклета. Внешне первоначальный Прокопьевский собор был, видимо, близок сохранившейся до наших дней устюжской Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1696 г. как холодный собор одноимённого женского монастыря.

Оригинальность Прокопьевскому собору придавало решение внутреннего пространства: два столба в центре интерьера поддерживали сложную систему сводов и подпружных арок, на которые опирался световой барабан средней главы.

Оформление фасадов XVII – начала XVIII в. сохранилось у алтарной части собора и, частично, у его центрального объёма. Окна имеют лучковое завершение и скромное обрамление из фигурного кирпича. Над окнами апсид расположены треугольные сандрики. Карнизы декорированы валиками и поребриком – орнаментальной кирпичной кладкой.

После перестройки 1720-х гг. храм увенчивают дополнительно сооружённый второй ряд более мелких кокошников и пять глухих барабанов в виде восьмериков, в основании каждой грани которых расположен кокошник. Рёбра восьмериков украшены трёхчетвертными колонками, несущими раскрепованный городчатый карниз. На каждой грани барабанов помещены ниши с имитацией окон. Барабаны завершены восьмигранными главами с перетяжками. Оформление завершения храма близко приёмам, использованным при сооружении церкви Дмитрия Солунского в селе Дымково (1709 г.).

В 1724 г. интерьер церкви и алтарь украшены живописью по штукатурке.

Украшением собора является пятиярусный резной золоченый иконостас, возведённый после перестройки собора. Обилие и пышность объёмной резьбы свидетельствует о влиянии московского барокко.

Вид собора с Набережной определяет обширная трапезная (1901–1902 гг.) в псевдорусском стиле, свойственном местной гражданской архитектуре этого времени. Гладь стен разделяют лопатки, декорированные ширинками, несущие карниз с сухариками. Окна с арочными перемычками обрамлены массивными наличниками с полуколонками и ширинками с кладкой в виде четырёхконечных крестов. В центре западного фасада трапезной и у её юго-западного угла расположены два одинаковых крыльца-сени, каждое из которых увенчано тремя треугольными фронтонами с П-образным завершением, в тимпанах которых кладкой имитируется крыльцо с гирькой. Пилоны крылец повторяют оформлением лопатки стен. На западном фасаде по обе стороны крыльца расположены небольшие арочные фронтоны, увенчанные миниатюрными главками, упрощенно повторяющими оформление глав собора.

До наших дней Прокопьевский собор дошёл в значительно изменённом виде.

В 1695 г. по распоряжению епископа Александра была разобрана колокольня, кирпич использовали для строительства зданий Архиерейского двора.

В 1720–1724 гг. завершение собора было перестроено и приобрело сохранившийся до наших дней вид. Первоначальные своды вместе с несущими их столбами были разобраны. Надстроены стены, получившие второй ряд кокошников, сооружён четырёхлотковый сомкнутый свод, несущий новые восьмигранные главы.

Пол в соборе был выложен чугунными плитами.

В 1867–1868 гг. к храму с юга пристроили обширный придел, освящённый во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, а с севера – ризницу.

В нижнем ярусе закомар собора снаружи были выполнены росписи, сохранившиеся до наших дней со значительными утратами. Декор фасадов был подчёркнут отводками красного и чёрного цветов.

В 1901–1902 гг. с запада вместо паперти возвели обширную трапезную с крыльцом в псевдорусском стиле. По линии западного фасада к трапезной с юга и севера пристраивается каменная ограда с воротами, частично сохранившаяся до наших дней.

В 1980–1990-е гг. выполнена реставрация фасадов, иконостаса и настенной живописи интерьера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *