Пролог

Любое литературное произведение подчиняется законам композиции, одним из структурных элементов которой является пролог. Какова же его функция и что такое пролог в литературе? Ниже определение этого литературного понятия.

Пролог – это композиционная часть литературного произведения, которая располагается перед основным содержанием; в переводе с греческого «пролог» — предисловие. В отличие от вступления, пролог всегда пишется самим автором. Пролог может предварять как художественное, так и публицистическое произведение.

Можно выделить 6 основных функций пролога

  1. короткое представление сюжета, который будет разворачиваться на страницах произведения;
  2. знакомство читателя с событиями, предшествовавшими основному сюжету;
  3. обозначение характеров главных героев;
  4. изложение в общих чертах идейного содержания произведения;
  5. объяснение причин, которые побудили автора написать книгу;
  6. подготовка читателя к восприятию сюжета.

Главной из указанных функций пролога в литературе является настройка читателя на восприятие последующих событий. В современной литературе на пролог также возлагается функция вызвать интерес читателя к произведению и побудить его приобрести книгу.

Как часть литературного произведения пролог берет свое начало в античной драматургии. Он представлял собой непосредственное обращение к зрителям с целью их подготовки к восприятию театрального действа. В литературе 19 века пролог не только приобрел более тесную смысловую связь с основным сюжетом, но и взял на себя дополнительную идейно-художественную нагрузку.

Примеры пролога в литературе

Примерами, иллюстрирующими функции пролога, его место в структуре произведения, идейное и художественное назначение, могут служить:

  • два пролога в трагедии Гете «Фауст»;
  • «Пролог» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
  • «Вступление» к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»;
  • прологи в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского;
  • «Пролог» к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др.

Функции пролога часто выполняют начальные главы основного повествования, в которые введены предыстории жизни героев. Пролог является факультативным элементом композиции произведения. Его может и не быть. В литературоведении пролог противопоставлен эпилогу.

21 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Пролог, основная часть текста, эпилог (что это?).

Эти три понятия, описывающие структуру художественного текста, знакомы многим со школьной скамьи.

А тем, кому они ещё не знакомы, самое время узнать, что такое пролог, как он помогает писателю и что может почерпнуть из него читатель.

Пролог — это…

Пролог – это структурный элемент литературного произведения, предваряющий развитие основного действия. В переводе с древнегреческого («про» — перед, «логос» — слово) — это предисловие, но предисловие особого рода, настраивающее читателя на дельнейшее восприятие текста.

По мере развития литературных жанров и композиционного новаторства, пролог всё больше срастался с основным текстом и стал, наконец, восприниматься, как элемент сюжета.

Из истории термина

Зародившись в античности, пролог долгое время представлял собой обособленную часть драматического текста, которая предшествовала толкованию древнего мифа (что это?) или основного сюжета пьесы, созданной на его основе.

Она предваряла выступление хора и нередко исполнялась как короткий монолог (что это?), содержащий обращение к зрителям. Таким образом, получалось, что между самим произведением и введением к нему сохранялась некоторая дистанция, которую помогало выдерживать выступление хора.

В средневековье пролог приобрёл форму вступительной молитвы, наставления, либо поучения, сформулированного в виде притчи (что это такое?), которые прочитывались перед началом миракля, мистерии.

В европейской литературе ХVII-XVIII веков, когда стиль и своеобразие произведения стали определяться творческой индивидуальностью автора, пролог начал использоваться как средство личной манифестации (что это?). Вместе с тем, в нём могли кратко излагаться дальнейшие события пьесы и её суть.

Вступление к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» напоминает аннотацию (что это такое?) к театральному спектаклю.

Драматург использует в прологе типично рекламные обороты, призванные привлечь широкую публику. Здесь и «кровопролитные бои», и дети главарей, которые любят друг друга, несмотря на «древнюю вражду», и судьба, что «им сплетает козни». Звучит многообещающе. Как не посетить столь захватывающее представление?

С начала XIX века пролог стал функционировать как сюжетная единица.

Так, в прологе поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» рассказывается о строительстве северной столицы России. Тема Петербурга не оторвана от основного повествования.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Если сравнивать литературу с музыкой, то этот фрагмент напоминает увертюру, в которой уже содержат микроэлементы сюжетов, тем и мотивов, которые будут воплощены автором далее.

Петербург и его великий основатель живут на страницах поэмы особой мистической жизнью. Без истории строительства града Петрова замысел автора был бы менее ясен, читатель не проникся бы величием города, не ужаснулся бы мощи стихии, уничтожающей дела людей.

Именно в прологе поэмы впервые в русской литературе зазвучал так называемый «петербургский текст», породивший целое направление творческого поиска. Один лишь этот факт доказывает самодостаточность такой структурной единицы сюжета, как пролог.

Для чего необходим пролог

Исходя из того, что пролог располагается в самом начале художественного произведения, можно выделить несколько его функций и задач:

  1. краткое изложение последующих событий;
  2. знакомство с действующими лицами, местом и временем;
  3. создание особой эмоциональной атмосферы, необходимой для восприятия текста;
  4. упоминание об истории создания и условиях написания произведения;
  5. попытка предвосхитить вопросы читателей и критиков, заранее повлиять на возможную негативную оценку, связанную с неправильной трактовкой.

Как правило, пролог совмещает все эти функции или несколько из них. В хорошо написанном предисловии всегда чувствуется дружеская улыбка автора, его характер, склад души, кругозор.

Это его первое обращение к читателю, своеобразное представление своего детища. От того, какими словами представляет он произведение, зависит степень читательского доверия.

Мастера художественного слова стараются максимально использовать возможности пролога, ведь он похож на первый взгляд, первую фразу разговора, первую и мгновенную влюблённость.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

— (от древнегреч. prologos — вступление, предисловие) — начальный эпизод или эпизоды эпического (реже — драматургического) произведения, в которых либо сообщается о намерениях автора (в этом случае они играют роль авторских предисловий), либо изображаются события, предваряющие по времени события сюжета. Эпизоды пролога не являются частью сюжетного действия, но необходимы для его понимания. Кроме того, в прологе могут быть даны развернутые характеристики персонажей, показано их прошлое, выражена авторская позиция.

Прологи были неотъемлемой частью многих пьес, написанных античными и средневековыми драматургами. Ими предваряли свои произведения писатели Возрождения и XVII-XVIII вв. В романах, поэмах и пьесах, созданных русскими писателями XIX-XX вв., функции прологов часто выполняли обширные предыстории героев или предисловные рассказы, вводившиеся непосредственно в повествование, а в драматургических произведениях — монологи-исповеди героев, включавшие рассказы об их прошлой жизни. Такие предыстории, генетически восходящие к прологам, находим в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, А.Ф. Писемского, в пьесах А.Н. Островского и М. Горького.

Классическими прологами являются «Вступление» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Пролог» в поэме А.А. Блока «Возмездие». В пушкинском «Вступлении» создан многогранный образ Петербурга, предваряющий рассказ о разрушительном наводнении. Именно в прологе установлен исторический масштаб события, подчеркнута связь между прошлым и настоящим Петербурга, выражено отношение к «граду Петра» самого поэта. «Пролог» поэмы Блока — лирическая исповедь художника, дерзнувшего «бесстрастной мерой измерить все», показав жизнь нескольких поколений дворянского рода, втянутого в «мировой водоворот». Необычен «Пролог» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, в котором совмещены два мира: условно-сказочный и реальный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *