Прообразы в ветхом завете

По благословению Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина с 15 по 18 октября в кафедральном Спасо-Вознесенском соборе Симбирской епархии будет пребывать ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы из Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Поклониться святыне можно в кафедральном с 7.00 до 20.00 часов.

– Пребывание святыни в Симбирской епархии будет сопровождаться обширной образовательной программой для молодежи. Состоится ряд просветительских мероприятий по темам «Молодежное служение в Церкви», «Грантрайтинг», «Молодежное служение и социальные сети», «Семья в современном мире: ценности и реалии», «Церковь и образовательные организации: пути взаимодействия». Образовательная программа направлена на развитие системы молодежной работы в епархиях, – сообщают в пресс-службе Симбирской Митрополии.

Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь, связанных с жизнью Божией Матери. По преданию, Она Сама сплела его из верблюжьей шерсти и носила вплоть до Своего Успения. С IV века святыня находилась в Константинополе, во Влахернском храме. В X столетии Пояс был разделен на части, одна из которых в настоящий момент хранится на Афоне, в Ватопедском монастыре. В 2011 году было организовано принесение Пояса в Россию. Тогда святыне поклонились более 3 млн 100 тыс. человек.
Частица Пояса была передана на вечное хранение в Санкт-Петербург к 200-летию Казанского кафедрального собора. Множество паломников приезжают туда для того, чтобы помолиться Божией Матери перед великой святыней. Особую надежду на помощь Пресвятой Богородицы возлагают православные семьи, не имеющие детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

А вы знали, что лестница Иакова, Ноев ковчег, несгорающий куст, гора Сион — это ветхозаветные образы Пресвятой Богородицы? И что пророчества о Ней оставили задолго до Ее рождения пророки Исайя, Иезекиль, Даниил и псалмопевец Давид? Как красиво сравнение Богородицы с Горой, от которой явился Камень нашего спасения — Иисус Христос!
К празднику Рождества Богородицы делимся поэтичным отрывком из книги Петра Малкова «Рождество Пресвятой Богородицы».

Как уже говорилось ранее, событие Рождества Богородицы находится «на стыке» двух Заветов — Ветхого и Нового. Оно есть не только «новое начало», исток евангельской истории, духовная дверь к спасению человеческого рода во Христе, но и венец, итог и исполнение истории ветхозаветной. Ведь, по слову святителя Андрея Критского, рождающаяся Богородица есть одновременно и «Начаток нашего воссоздания и Предел Божественных нам обетований и пророчеств».

Именно поэтому в святоотеческих гомилиях, посвященных событию Рождества Богородицы, постоянно присутствует тема исполнения в Новом Завете древних обетований о Богоматери, Ее ветхозаветных прообразов.

Святые отцы уделяют этому большое внимание. Таинственные ветхозаветные пророчества о Богородице, поэтичные и одухотворенные древние прообразы Пречистой постоянно приводятся в гомилиях, посвященных Ее Рождеству. Эти пророчества и прообразы возвышают нас к пониманию различных сторон Ее нравственного совершенства, Ее жертвенного и высочайшего подвига Богоматеринства, являясь по отношению к Ней, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, «тенями Ее истинного первообраза».

Так, например, святые отцы неоднократно припоминают библейский рассказ книги Бытия о том, как ветхозаветный праведник Иаков удостоился чудесного видения лестницы от земли к небу, ведущей к самому престолу Всевышнего, по которой восходили и нисходили ангелы.

Под этой лестницей святоотеческая традиция символически понимает Богоматерь, соединившую небо и землю, примирившую их посредством Рождества Богочеловека Христа, низводящую к нам Бога и возводящую нас самих к Нему на Небеса (см. Быт. 28: 10–17).

На этот прообраз Богоматери согласно ссылаются в своих проповедях на Рождество Богородицы святитель Андрей Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Фотий, святитель Иоанн (Максимович). Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин говорит: посредством чудесного события Рождества Богоматери Господь «построил Себе одушевленную Лестницу, основание Которой установлено на земле, а верх самого неба, , на Которой почил Бог и образ Которой видел Иаков (Быт. 28: 12–13).

Лестница Иакова

Сойдя по Ней непревратно, правильнее же снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3: 38). Сие — сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней. Мысленная Лестница — Дева — утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее неба». А святитель Фотий по этому же поводу восклицает: «Лестница, возводящая на небеса, утверждается!»

Называют святые отцы и иные ветхозаветные прообразы Богоматери:

Она — новый Ноев ковчег (ср. Быт. 6–8), вводящий человеческий род в очищенный от греха мир, в обновленную и новосозданную Христом вселенную; при этом Сам Христос есть новый Ной, пребывавший и живший в Ее чреве, как в некоем плотском Ковчеге (преподобный Феодор Студит); Она — Купина, Куст, духовно уподобляемый тому горевшему и не сгоравшему кусту, из которого с Моисеем говорил Сам Бог (см. Исх. 3).

Тот древний куст воспринимается Церковью именно как прообраз Пресвятой Богородицы, зачастую также именуемой в церковной традиции «Неопалимой Купиной», то есть «Несгорающим Кустом». Ведь Она носила внутри Себя, в Своем чреве Самого Бога и при этом не опалилась Его Божеством (святитель Андрей Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит);

Моисей и неопалимая купина

Она была прообразована ветхозаветной скинией, в которой первоначально, еще до строительства храма в Иерусалиме, совершались богослужения богоизбранного народа. Вместе с тем, в сравнении с той древней палаткой, Богоматерь есть более совершенная Скиния Божия, воспринявшая в Себя не только Божественную благодать — как это случилось с наполнившейся Божественным энергийным присутствием скинией ветхозаветной, — но также и Саму Вторую Ипостась Пресвятой Троицы, Сына Божия (святитель Андрей Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Григорий Палама, святой Николай Кавасила);

Она — Храм, уподобляемый ветхозаветному Иерусалимскому храму как священному месту богоприсутствия, ибо и в Ней Самой, в Ее чреве обитал Бог (святитель Андрей Критский, преподобный Иоанн Дамаскин);

Она прообразуется и ветхозаветным Ковчегом Завета, в котором хранились данные Богом Моисею скрижали с десятью ветхозаветными заповедями, — ведь в Ней, в Ее чреве, в течение девяти месяцев, как в некоем священном Ковчеге, хранился и пребывал Сам Дарователь этих заповедей (святитель Андрей Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Григорий Палама);

Она — Священный Златой Сосуд, в котором хранилась дарованная Богом евреям — во время их странствий по пустыне — небесная манна, небесная пища. Этот ниспосылавшийся во время голода Господом Своему народу небесный хлеб и сам явился важнейшим ветхозаветным прообразом — древним символом Христа как новозаветного Хлеба Жизни (см. Ин. 6), как будущей нетленной Евхаристической Пищи, как подаваемых нам в Причастии и вкушаемых нами Тела и Крови Христовых. Тем самым, Священный Златой Сосуд, вмещавший ветхозаветную манну, прообразовал собой Богоматерь как носившую в Своем чреве Небесный Хлеб — Христа (святитель Андрей Критский);

Она — храмовый Жертвенник ветхозаветного Иерусалимского храма, на Котором, то есть в Ее чреве, приготавливается и приносится Таинственная Жертва: Грядущий умереть за мир Сын Божий (святитель Андрей Критский);

Она — гора Сион, священная Иерусалимская гора; ведь Богоматерь и есть подлинный духовный Сион как место встречи и соединения Божества и человечества: двух соединившихся в Ее чреве природ Христа (святитель Андрей Критский).

Святые отцы также приводят в своих гомилиях содержащиеся в Ветхом Завете пророчества, соотносимые церковной традицией с Личностью Богоматери:

Она — Та Царица, о Которой пророчествует в своих псалмах Давид: Предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная (Пс. 44:10) (святитель Андрей Критский);

Она — Тот Херувимский Престол, носящий Господа Славы, о Котором пророчествовал Исаия: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм (Ис. 6: 1) (святитель Андрей Критский, святитель Иоанн /Максимович/);

Она — Те таинственные Врата, о Которых говорит пророк Иезекииль: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44: 1–2). Речь здесь идет о неких таинственных закрытых вратах храмового святилища, через которые должен войти Господь и которые при этом по-прежнему останутся закрытыми.

Здесь, по мысли церковных толкователей, содержится пророчество о Богоматери, Которая, будучи девственна до Рождества Христова, остается Девой и в Рождестве, и по Рождестве Спасителя (святитель Андрей Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Иоанн /Максимович/). Так, преподобный Иоанн Дамаскин, прославляя событие Рождества Богородицы, говорит: «Сегодня воздвигнуты Врата, обращенные на восток, врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и ворота сии будут затворены (Иез. 44: 1–3)»;

Она — Та Гора, о Которой говорит пророк Даниил, истолковывая сновидение царя Навуходоносора:

Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2: 31–35).

Даниил истолковывает сон Навуходоносора

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Богоматерь и есть именно Та Гора, от Которой «без содействия рук», то есть безмужно, произошел и родился «краеугольный» Камень нашего спасения — Христос. Точно так же — Камнем — именует Себя и Сам Спаситель в Евангелии, когда говорит: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мф. 21: 42; ср. Пс. 117: 22).

Итак, этот предвозвещенный пророком Даниилом Камень — Господь Иисус Христос, — произойдя по плоти от духовной Горы — от Своей Пречистой Матери, — спасительно наполнит Собой всю землю;

Она — Та возлюбленная и прекрасная Невеста, о Которой говорится в Песни песней: Вся прекрасна ты, ближняя моя, и недостатка нет у тебя (Песн. 4: 7 по LXX) (преподобный Феодор Студит);

Она — Земной Дом Сына Божия как Ипостасной Отчей Премудрости, о Которой говорится в Книге Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч. 9: 1–2) (святитель Иоанн /Максимович/).

Что говорили святые отцы о Рождестве Богородицы — читайте в книге Петра Малкова «Рождество Пресвятой Богородицы».

Объясните, что на этой части урока вы сосредоточитесь на еще одном аспекте Евангелия Иисуса Христа, который содержит символы и образы Христа. Предложите студентам исследовать 2 Нефий 11:2–6 и найти, чем восхищался Нефий. Вы можете предложить им выделить в тексте найденные ответы.

  • Чем восхищался Нефий?

Обратите внимание на слова «заветами Господа” в стихе 5. Объясните, что заветы и таинства – важная часть вечного Евангелия Иисуса Христа. Многие элементы заветов и таинств несут в себе определенные символы и учат об Иисусе Христе, направляя нас к Нему. Покажите следующее высказывание старейшины Брюса Р. Макконки (1915 –85 гг.), члена Кворума Двенадцати Апостолов, и попросите одного из студентов прочитать его вслух:

«Каждое Божественное таинство или обряд определено Богом – каждая жертва, символ и образ. Все, что Бог когда-либо дал Своему народу, было определено и учреждено таким образом, чтобы оно свидетельствовало о Его Сыне и сосредоточивало на Него и на тот искуплении, которое Он был уготован осуществить, веру людей” (The Promised Messiah: The First Coming of Christ , 28).

  • О каком учении или принципе говорится в этом высказывании? (Один из возможных ответов: если мы будем искать символы Христа, мы увидим их в таинствах Евангелия).

  • Как это знание может помочь нам при участии в таинствах Евангелия?

Предложите студентам молча изучить к Римлянам 6:3–6 и 3 Нефий 18:7, 11 и найти символы, относящиеся к Спасителю. Затем спросите:

  • Каким образом заветы и таинства Евангелия учат о Спасителе и помогают вам помнить Его?

Чтобы помочь студентам ощутить истинность и важное значения умения распознавать подобия и символы Христа, задайте вопросы, подобные следующим:

  • Какой символ Спасителя имеет для вас особое значение?

  • Что вы делаете, чтобы замечать этот символ?

  • Как способность распознавать этот символ Христа благословила вашу жизнь?

Помогите студентам применять принципы, изученные на этом уроке, предложив им записать то, как они могут лучше распознавать подобия, прообразы и символы Спасителя в Священных Писаниях, в таинствах Евангелия и в их повседневной жизни. Призовите их выбрать день в ближайшем будущем, когда они сознательно будут искать образы, предметы или события, напоминающие им о Спасителе. Призовите их вести список своих находок и поделиться ими с членом семьи, другом или, возможно, в социальной сети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *