Проповедь апостолов карта

Вторая Иудейская война или война Квиета – вторая из еврейско-римских войн. Название происходит от имени римского генерала мавританского происхождения Лузия Квиета (Lusius Quietus), который безжалостно подавил еврейское восстание в Месопотамии.

Лузий Квиет был направлен императором Траяном в качестве прокуратора в Иудею для усмирения восставших там. На этой должности он оставался до тех пор, пока его не отозвали, в Рим, где он, как потенциальный конкурент, был казнен по приказу императора Адриана.

В 115 г. римская армия, ведомая императором Траяном, вела борьбу с одним из её главных врагов, Парфянской империей.

В это время среди евреев диаспоры начались восстания в Киренаике, в которое также был вовлечен и Египет, и на Кипре. В Кирене (Киренаика), повстанцы (возглавлявшиеся Лукуасом или Андреасом, который называл себя царем, по сообщениям Евсевия Кесарийского), разрушены языческие храмы, в том числе: Гекаты, Юпитера, Аполлона, Артемиды, и Исиды, а также символика римского владычества, базилики и термы. Греческое и римское население было истреблено. Историк Эдвард Гиббон описывает действия еврейских мятежников, цитируя Диона Кассия: В Киренаике они вырезали 220 тыс. греков, на Кипре, 240 тыс., и очень большое множество в Египте. Еврейская энциклопедия так описывает резню в Киренаике:

«О царской власти», стр. 2

Затем Лукуас направился к Александрии, и вошли в город, который был брошен римскими войсками, и подожгли город. Языческие храмы и гробница Помпея были уничтожены. Траян направил новые войска под командованием преторианского префекта Квинтуса Маркуса Турбо, а Египет и Киренаика были усмирены только осенью 117 г. Усмирен также был и Кипр, где евреи во главе с Артемионом вначале восстания овладели островом. Согласно еврейской энциклопедии, под руководством некоего Артемиона, кипрские евреи, участвовали в Великом восстании против римлян при Траяне (117 г.), и они, как сообщается, убили 240 тыс. греков. Римская армия отвоевала столицу и евреям было запрещено жить на острове. Новое восстание возникли в Месопотамии, в то время как Траян вел свои войска против Парфянской Империи, к Персидскому заливу. Траян покорил Нисибус (Нузайбин в Турции), Эдессу и Селевкию на Тигре, в каждом из этих городов имелись древние и важные еврейских общины. Даже после окончания восстания, ситуациея для Траяна оставалась непростой, и он послал направил мавританского генерала, Лузия Квиета для карательных акций против кипрских, месопотамиских и сирийских евреев, назначив его губернатором Иудеи. Восстания евреев в Киренаике, на Кипре и в Египте, в последние годы императора Траяна еще не было полностью подавлено, когда Адриан взял на себя бразды правления в 118. Тяжесть войны был перенесена в Иудею, куда бежали еврейские руководители восстания. Маркус Турбо преследовал их, и приговорил к смертной казни братьев Юлиана и Паппуса, которые были душой восстания. Но, в соответствии с талмудической традицией, Турбо сам был казнен по специальному приказу посланному из Рима, и так жизнь братьев была спасена. Лузий усмиривший евреев Месопотамии, принял командование над римской армией в Иудее и осадил Лидду, где повстанцы собрались под руководством Юлиана и Паппуса. Бедствия стали настолько велики, что Рабан Гамлиэль II, который оставался там в осаде, постился даже в Хануку. Другие раввины, осудили эту меру. Вскоре после этого Лидда пала и множество евреев было казнено, а «убиенные из Лидды» часто упоминаются в словах благоговейных похвал в Талмуде. Юлиан и Паппус были среди тех, кого римляне казнили в том же году. Одна из позднейших традиций Талмуда передает, что римский полководец, причинивший столько несчастий евреям, как раз в это время внезапно был казнён. Источники называют этого полководца Марцелием Турбоном, но вероятнее отнести этот рассказ к Квиету, тем более, что есть ещё одно предание, по которому Лузий Квиет был отозван в Рим Адрианом и вскоре казнён им в 118 г., как возможный претендент на престол. Ситуация в Иудее оставалась довольно напряженной для римлян, которые были должны, при Адриане постоянно перемещать VI Железный легион, чтобы контролировать Иудею, а также для противодействия позже восстаниию Бар-Кохбы.

Стал первым императором, унаследовавшим власть у родного отца. При жизни Веспасиана Тит проявил себя как покоритель Иерусалима в ходе Иудейской войны.

Кратковременное самостоятельное правление Тита, продлившееся только два года, ознаменовалось стихийными бедствиями и щедрой социальной политикой императора. После смерти Тит был обожествлён, а в историографии идеализирован как гуманный правитель.

Молодость

Сын Флавия Веспасиана и Флавии Домициллы Старшей, род. в 39 г.; воспитывался при дворе Клавдия и Нерона вместе с сыном первого Британником. Усиление Агриппины привело к удалению от двора Веспасиана и его сына и сделало положение их опасным вследствие близости их к Нарциссу; только по смерти Агриппины Веспасиан получил возможность возвратиться в Рим. Военную карьеру Тит начал в Германии и Британии, где выдвинулся, занимая должность военного трибуна. Затем он занимал квестуру, а когда Нерон отправил Веспасиана в возмутившуюся Иудею, Тит последовал за отцом и получил начальство над легионом. В Иудее он ещё более укрепил свою военную известность.

Когда императором стал Гальба, Тит был отправлен к нему для поздравления, но в Коринфе узнал об убиении Гальбы, провозглашении Отона и бунте Вителлия и вернулся в лагерь отца, чтобы выждать ход событий. Здесь у него созрел план проложить отцу путь к власти. Человек очень властолюбивый и ловкий дипломат, он действовал очень умело и привлёк на сторону Веспасиана влиятельного правителя Сирии Муциана. План Тита удался.

Иудейская война

Уезжая в Италию, Веспасиан передал Титу главное командование в Иудее. Вскоре Тит взял и разрушил Иерусалим, проявив при этом большую жестокость. Во время своего пребывании в Иудее, Тит сблизился с красавицей Береникою, дочерью Ирода Агриппы I-го и сестрой Ирода Агриппы II-го.

По возвращении Тита в Рим пышным триумфом было отпраздновано усмирение Иудеи. О взятии Иерусалима потомству должна была напоминать заложенная тогда же, но оконченная лишь при Домициане триумфальная арка Тита. Тит стал соправителем отца, вместе с ним отправлял цензуру и несколько раз консульство, пользовался трибунской властью, назывался императором, именем отца совершал правительственные действия всякого рода. В то же время он занял должность префекта гвардии.

Тит Флавий Веспасиан

Он не останавливался перед беспощадным уничтожением лиц, казавшихся ему подозрительными. Среди погибших из-за него находился консуляр Авл Цецина, которого Тит пригласил к себе на обед и велел убить. Образ действий Тита при Веспасиане сделал его имя ненавистным в Риме. Очень не нравилось римлянам и присутствие в Риме Береники: они боялись, как бы эта еврейка не стала Августой.

Правление

Когда Веспасиан умер (23 июня 79 г.), Тит занял его место, имея общественное мнение безусловно против себя. Он поставил целью примирить с собой подданных: стал сурово наказывать доносчиков, помиловал обвиняемых в оскорблении величества, старался снискать расположение народа роскошными постройками и играми.

При нём был открыт воздвигнутый Веспасианом Флавиев амфитеатр, построены водопроводы и термы, получившие его имя. По случаю освящения Колизея во время празднеств, продолжавшихся сто дней, было убито 9 тысяч диких зверей и множество гладиаторов. Постройки и игры потребовали громадных издержек, быстро поглощавших средства, накопленные при скупом Веспасиане.

Значительные средства ушли также на помощь пострадавшим от общественных бедствий: большой пожар истребил много частных и общественных зданий в Риме, в Кампании большие убытки причинило знаменитое извержение Везувия (24 августа 79 г.); с 77 г. в государстве свирепствовала чума. Все это расшатало финансы.

Смерть

Умер Тит 13 сентября 81 г.Смерть застала Тита внезапно. Отпраздновав окончание строительства Колизея, он отправился в свое сабинское имение. На первой же стоянке он почувствовал горячку. Дальше его несли в носилках. Скончался он на той же вилле, что и его отец, на сорок втором году жизни, спустя два года после того, как наследовал отцу. Когда об этом стало известно, весь народ плакал о нем, как о родном.

Он был женат два раза и от второй жены Марции Фурниллы имел дочь. Преемником его стал его младший брат Домициан.

ИУДЕ́ЙСКАЯ ВОЙНА́ I, восстание Иудеи против Рима в 66–73 гг. н. э.

Установление непосредственной власти Рима над Иудеей (6 г. н. э.) повлекло за собой ряд конфликтов религиозного, социального и национального характера. Власть языческой державы над Израилем, единственным повелителем которого является Бог, воспринималась как оскорбление иудейской религии, что усиливало мессианские чаяния и вело к политическому брожению. В глазах многих евреев Рим стал символом сатанинской власти. Антиримские настроения особенно усилились после натолкнувшейся на ожесточенное сопротивление попытки Калигулы ввести в Иудее культ римского императора, а также из-за некоторых особенностей управления, вводимого Римом в провинциях. Так, в частности, пребывание в Иерусалиме римской когорты и надзор над Храмом и храмовой службой вели к постоянным трениям между администрацией и местным населением. Раздражение вызывали высокие налоги и пошлины. Особое недовольство евреев вызывало выдвижение греческого и эллинизированного сирийского населения страны, которое, став опорой римского владычества в Иудее, превратилось в своего рода высшее сословие, занимавшее административные посты и рекрутировавшееся в гарнизон провинции. Наиболее острым был конфликт между евреями и языческим населением в эллинистических городах Иудеи — Себастии (Самария) и Кесарии.

Зачинателями активного сопротивления римскому владычеству, по словам Иосифа Флавия, были Иехуда из Гамлы и фарисей по имени Цадок, которые, возведя политическую свободу Израиля в религиозную заповедь, призывали массы к открытому неповиновению римлянам; так возникло движение зелотов, развившееся из радикального крыла фарисеев и ставшее движущей силой антиримского восстания.

Непосредственным поводом к восстанию послужило ограбление храмовой сокровищницы прокуратором Флором. В наказание за последовавшие за ограблением волнения Флор, явившись в Иерусалим (месяц ияр, 66 г.), отдал часть Иерусалима на разграбление своему войску и распял или предал бичеванию многих жителей города. Вслед за этим Флор потребовал, чтобы жители Иерусалима, в доказательство своей верноподданности, вышли встречать две когорты, прибывшие из столицы провинции, Кесарии. Однако солдаты не ответили на приветствия, и когда народ начал роптать и осыпать их бранью, напали на жителей и, учинив резню, стали теснить их к городу. В результате последовавшего затем кровопролитного столкновения между жителями Иерусалима и солдатами Флора последний предпочел покинуть город, оставив там одну из когорт и возложив ответственность за восстановление порядка на городские власти.

Царь Агриппа II, узнав о волнениях, прибыл в Иерусалим и безуспешно пытался склонить народ к повиновению. По предложению Эл‘азара, сына первосвященника Ханании, было отменено ежедневное жертвоприношение за здравие императора — шаг, равнозначный официальному объявлению войны. Противники восстания обратились к Агриппе и с помощью присланных им три тысячи всадников захватили Верхний город Иерусалима, однако вскоре были выбиты из города повстанцами, которые в отместку сторонникам мирной партии подожгли дворцы первосвященника Ханании и сестры Агриппы, Береники. Спустя несколько дней (ав, 66 г.) повстанцы овладели крепостью Антония. Воины Агриппы, удерживавшие Верхний дворец Ирода, сдали его повстанцам, а солдаты Флора укрылись в трех башнях цитадели. Остальные части цитадели повстанцы сожгли, нашли укрывавшегося от них первосвященника Хананию и убили его. Римская часть, осажденная в башнях, капитулировала на условии свободного выхода из города, однако, когда солдаты сложили оружие, повстанцы напали на них и учинили резню.

Одновременно с этим в городах со смешанным населением начались кровопролитные столкновения; там, где эллинистическое население преобладало, в частности в Кесарии и Скитополисе (Бет-Шеан), было вырезано все еврейское население; в городах, где численно преобладали евреи, вырезано было эллинистическое население. Эти события заставили вмешаться наместника Сирии Цестия Галла, который, двинувшись во главе значительных сил из Антиохии, прошел через Акко, Кесарию, Лод и Бет-Хорон и разбил лагерь приблизительно в 15 км от Иерусалима. Отбив нападение повстанцев, Цестий подошел к Иерусалиму и сжег одно из его предместий, однако его попытка овладеть Храмовой горой оказалась неудачной. Придя к заключению, что находящиеся в его распоряжении силы недостаточны для овладения столь мощной крепостью, Цестий отступил. На обратном пути возле Бет-Хорона римское войско было окружено повстанцами и с большими потерями, бросив обозы, спаслось бегством.

Эта победа вызвала прилив энтузиазма во всем народе, вселив надежду на возможное избавление от римской власти. Повстанцы, во главе которых теперь стояли представители аристократии, высшее жречество и законоучители, стали готовиться к отражению неизбежного вторжения в страну римского экспедиционного корпуса. Командование силами повстанцев в Иерусалиме было поручено сторонникам умеренной политики Иосефу бен Гориону и первосвященнику Ханану; в Эдом были посланы два командира из первосвященнических семей; оборона Галилеи, которая должна была первой подвергнуться вторжению римлян, была поручена Иосефу бен Маттитьяху (впоследствии Иосиф Флавий). По его собственному рассказу, он укрепил основные города области — Циппори, Тверию, Гуш-Халав, Тарихею, Иодфат, Гамлу и гору Тавор — и сформировал войско в сто тысяч человек. В ходе подготовки к обороне Иосиф Флавий вступил в конфликт с жителями Галилеи, руководителем которых был Иоханан Гисхальский (из Гуш-Халава).

Весной 67 г. Веспасиан, на которого император Нерон возложил задачу подавить восстание, вышел с 60-тысячным войском из Акко и вторгся в Галилею. Попытка Флавия остановить продвижение римлян окончилась неудачей; большинство его воинов бежало, а он сам с частью своих сил укрылся в Иодфате. Несмотря на отчаянное сопротивление, город был взят римлянами (таммуз, 67 г.) после сорокадневной осады и разрушен до основания. Защитники города и большинство жителей погибли, однако Иосиф Флавий предпочел сохранить жизнь и сдаться римлянам. После падения Иодфата Тверия открыла ворота перед римлянами, и вскоре вся Галилея перешла в руки Веспасиана.

Потеря Галилеи, а также Яффы, служившей военно-морской базой Иудеи, вызвала брожение в рядах повстанцев, обвинявших в провале центральное руководство народа. Кровавые столкновения зимой 68/69 г. в Иерусалиме, куда стекались наиболее радикально настроенные элементы, закончились уничтожением умеренно настроенных руководителей; власть в городе захватили лидеры радикального толка, наиболее крайним из которых был Иоханан Гисхальский, поведший непримиримую борьбу со всеми, кого подозревали в склонности к компромиссу с римлянами. Аристократия Иерусалима попыталась освободить город от диктатуры радикалов. Подстрекаемые Хананом бен Хананом иерусалимцы осадили зелотов на Храмовой горе, и те, будучи в меньшинстве, призвали на помощь идумеев под предлогом, что противная сторона готовит измену. Значительные силы идумеев прибыли в Иерусалим и вместе с зелотами учинили в городе резню, в которой погибли вожди аристократической партии и многие горожане. После того, как волна убийств и грабежей спала, идумеи, убедившись, что были обмануты зелотами, покинули Иерусалим, который находился теперь в безраздельной власти зелотов во главе с Иохананом Гисхальским.

Веспасиан, решив выждать, пока силы восставших истощатся в междоусобной борьбе, отложил осаду Иерусалима на некоторое время, а между тем послал легион в Заиорданье. Весной 68 г. он захватил Антипатриду, Лод и Явне и двинулся в Эдом. Затем, повернув на север и пройдя через Самарию, достиг Иерихона. Тем временем стало известно о смерти Нерона (9 июня 68 г.); Веспасиан вернулся в Кесарию и стал ожидать развития событий. Однако новая волна беспорядков в усмиренной было Иудее заставила его действовать: в Иудее появился Шим‘он Бар-Гиора, который во главе значительного войска двигался на юг страны. На этот раз Веспасиан установил контроль над всей страной; в руках повстанцев оставались лишь Иерусалим, крепость Масада и небольшая часть Заиорданья.

Тем временем в Иерусалиме произошли перемены: стремясь избавиться от террора Иоханана Гисхальского, жители призвали Шим‘она Бар-Гиору, который вошел в Иерусалим в месяце нисан 69 г. Шим‘ону, однако, не удалось сломить сопротивление Иоханана, и междоусобная война в Иерусалиме возобновилась с новой силой. Вскоре к двум враждующим группировкам в Иерусалиме прибавилась третья — Эл‘азара бен Шим‘она. Борьба между ними не прекращалась и была столь ожесточенной, что они, не колеблясь, уничтожали запасы продовольствия в городе, лишь бы повредить друг другу.

В начале месяца нисан 70 г. сын Веспасиана, который тем временем был провозглашен императором и оставил Иудею, Тит, во главе четырех легионов подошел к стенам Иерусалима. Междоусобия в городе не только не прекратились, но, напротив, еще более усилились после резни, учиненной людьми Иоханана, в результате которой была уничтожена группировка Эл‘азара. Лишь после первой атаки римлян на северную стену города Иоханан и Шим‘он пришли к соглашению о совместных действиях. Спустя пятнадцать дней (17 таммуза) римляне овладели первой городской стеной, а еще через несколько дней — второй стеной, несмотря на героическое сопротивление осажденных. Вылазки повстанцев мешали осадным работам римлян, и Тит решил усилить блокаду города, окружив его валом и полностью прервав всякую связь осажденных с внешним миром. Голод свирепствовал в Иерусалиме и подрывал силы его защитников. Удары тарана наконец обрушили третью стену, однако повстанцы успели воздвигнуть за ней еще одну, так что штурм был весьма труден. Однако со второй попытки римлянам удалось овладеть Антонией и достичь наружной стены Храмовой горы. После шедших с переменным успехом сражений в районе Антонии и безуспешных попыток римлян обрушить стену Храмовой горы, по приказу Тита были подожжены храмовые ворота и так был открыт путь в двор Храма. Однако повстанцы продолжали сопротивление, не допуская римлян в Храм и совершая оттуда отчаянные вылазки. По-видимому, по приказанию Тита (хотя Иосиф Флавий доказывает, что случайно) Храм был подожжен и сгорел дотла вместе с его защитниками (10 ава; согласно талмудической традиции — 9 ава; Та‘ан. 4:1).

Иоханан и Шим‘он сосредоточили оставшиеся силы в Верхнем городе, однако уже не могли оказать серьезного сопротивления противнику: стена была разрушена, римляне ворвались в Верхний город (7 элула) и на следующий день сожгли его.

Иерусалим был захвачен после пятимесячной осады, жители были частью убиты, частью проданы в рабство, а город разрушен до основания. Лишь три башни цитадели были оставлены как свидетельство былой мощи Иерусалимских укреплений. На руинах города был расквартирован Десятый легион, на который была возложена гарнизонная служба. В ознаменование победы Веспасиану и двум его сыновьям в Риме был устроен триумф, на котором в качестве трофеев несли священную утварь Иерусалимского храма. После триумфа Шим‘он Бар-Гиора был казнен, а Иоханан Гисхальский заточен до конца его дней.

Однако восстание не было подавлено окончательно после взятия Иерусалима: в руках повстанцев еще оставалось несколько укрепленных пунктов, среди них Геродион и Масада, которая в скором времени осталась последним очагом восстания в Иудее. Обороной Масады руководил Эл‘азар бен Яир. В крепости сосредоточилось несколько сот бойцов с семьями, так что общее число осажденных достигло около тысячи человек. Когда защитники Масады поняли, что их положение безнадежно, они по совету Эл‘азара убили своих жен и детей, а затем друг друга. Крепость перешла в руки римлян в Песах 73 г., и этим событием закончилась история великого антиримского восстания. (См. также Иерусалим.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *