Проповеди о исцелении

Лучше понять Евангелие на воскресной Литургии можно, если разобраться в нем заранее. 23 декабря в храмах будет читаться история о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Лишь один из них вернулся поблагодарить Спасителя. Эти же слова читаются на благодарственном молебне.
Исцеление Христом десяти прокаженных. Гравюра к Библии Пискатора
Евангелие от Луки (7-11:19):
«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя»».
Протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва)
Сегодняшнее евангельское чтение положено читать на богослужении, посвященном благодарению, когда мы, желая за что-то Бога поблагодарить, заказываем благодарственный молебен. Самое главное богослужение Православной церкви, Евхаристия, также переводится как благодарение. Почему же Богу так важна наша благодарность? И как она связана с верой?
Евангелие говорит нам о десяти прокаженных, причем почему-то подчеркивается, что девять из них был иудеями (правоверными, на наш язык), а один — самарянин (не имеющий истинной веры). Обычно иудеи с самарянами не сообщались, презирали их, но тут общая беда объединила их вместе, как это бывает в жизни. Они вместе встретили Господа и вместе сказали: Иисусе, Наставниче, помилуй нас! Христос не дает прямого ответа, как в других случаях исцеления, не спрашивает о том, верят ли они и как они верят, а посылает показаться священникам. Опять все вместе они идут и на пути понимают, что исцелены. Произошло чудо. И вот тут происходит разделение: девять иудеев идут дальше, и только самарянин вдруг возвращается и славит Бога. Зачем он вернулся, ведь Христос Сам послал его показаться священникам? Что с ним случилось? И чего не случилось с девятью правоверными иудеями?
Иудеи, даже прокаженные, считали себя людьми «правильными». Выслушав от Господа повеление показаться священникам, они послушно пошли. Наверное, они не меньше самарянина обрадовались исцелению. Но, исполняя то, что сказал Господь, они совершенно искренне решили, что сделали все, что нужно. Воспитанные в традиции закона, они были уверены, что для спасения достаточно лишь его точного исполнения. Соответственно, и исполняя дела закона, добрые дела, творя посты и молитвы, они вправе рассчитывать, что Бог в ответ на это не просто может их спасти, Он обязан их спасти! Девять прокаженных страдали, терпели болезнь, изгнание, суровую жизнь, они молились, может быть, даже что-то обещали Богу за свое исцеление, и вот Бог пришел и исцелил их. Закон исполнен, они с Богом квиты. Они больше ничего Богу не должны.
Сегодняшнее Евангелие показывает, чем такой ветхозаветный расчет страшен для всякого верующего человека: из этих отношений нельзя прийти к любви, а без любви к Богу, без принятия Его любви нам спастись невозможно. Христос пришел в мир как Любовь, которая выше закона, но именно милующую любовь не принял иудейский мир. Нет в нем места и для благодарности, через которую любовь проявляется.
В отношениях расчета мы ставим себя с Господом на один уровень, считаем, что вправе «торговаться» с Ним, надеемся «расплатиться» «делами». Но спасаемся мы не делами, а любовью и милостью Божией. Сами наши «добрые дела», добрые движения в сердце не происходят без Его милости, благодати, которая смягчает наши сердца. Но в отношениях расчета невозможно принять Божию милость, потому что ответить на милость можно только любовью. Благодарность как проявление любви — единственное, что мы можем сами Господу, Всемогущему и Вседостаточному, дать. Вера и благодарность — также единственное «дело», которое может быть спасительным для нас, потому что вера вместе с благодарностью и есть любовь.
И вот оказалось, что только самарянин это понял. Он не был «исполнитель правил», не считал, что у него есть дела и заслуги, потому что иногда можно и болезнь, и страдание счесть «заслугой» перед Богом; его страдание, а потом и радость исцеления не отдалили его от Бога, как это часто бывает в жизни, когда Бог уже становится «не нужен», раз все хорошо. И потому его сердце смогло воспринять исцеление как дар, как милость Божию, не смутиться ей, а обрадоваться, побежать обратно, не дойдя и до священников, упасть перед Богом от радости встречи с Ним.
И эта встреча с Богом – еще один важный момент в разговоре о благодарности. Казалось бы, уже встретились, когда самарянин еще был прокаженным. Как встретились с Господом и девять иудеев. Все поверили в то, что Господь им поможет. И все получили исцеление. Но только вернувшемуся и поблагодарившему Его самарянину Господь сказал: «Вера твоя спасла тебя». Спасла от проказы? Но и девять других от нее исцелилось. По толкованию преподобного Ефрема Сирина Господь говорит о спасении для Жизни Вечной, то есть об исцелении от духовной проказы, которая спадает, как чешуя, и человек прозревая, становится способен к восприятию высшего мира. Чудо исцеления, в котором самарянин участвует своей верой и благодарением, открывает ему жизнь духовную, и потому он действительно встречает Господа, своего Спасителя. А если вера не рождает благодарность, она или слабая, или неправильная, как вера девяти прокаженных. Такая вера не приводит к Богу.
И потому, читая этот отрывок Евангельского текста, мы можем спросить себя: верующие ли мы на самом деле? Если в нас нет чувства благодарения Богу, наша вера мертва и мы пока что еще в группе этих девяти прокаженных, которые забыли о Боге, как только получили просимое.
Нельзя заставить благодарить. Но если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, мы увидим в ней очень многое, за что можно поблагодарить Господа. А когда мы благодарим, наше сердце меняется. Становится более милующим, зрячим, начинает видеть грех как то, что причиняет мне духовную проказу. Из состояния благодарения человек и на ближних начинает смотреть как на страдающих этой духовной проказой, начинает жалеть их, а не осуждать.
Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Беседа о 10 прокаженных:
Это чудо Господь совершил во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят. Прокаженные целой группой в 10 человек «остановились вдали», ибо закон запрещал им приближаться к здоровым людям, и громким голосом умоляли Господа помиловать их. Господь повелел им идти и показаться священникам. Это значило, что Он Своею чудотворную силою исцеляет от болезни, ибо посылает их к священникам для того, чтобы они, согласно требованию закона освидетельствовали исцеление от проказы, причем приносилась жертва и давалось позволение жить в обществе. Покорность прокаженных слову Господа — идти на освидетельствование к священникам — указывает на их живую веру. И они действительно по дороге заметили, что болезнь их оставила. Получивши исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, Самарянин, возвратился к Господу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Этот случай показывает, что хотя Иудеи и презирали Самарян, последние оказывались иногда выше их. Господь со скорбью и кротким упреком спросил: «Не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»Эти девять — живой пример человеческой неблагодарности Благодателю Богу.

Версия для печати

Тэги: Христос Евангелие Священное Писание

Немедленное исцеление

Будучи школьником, на одном из служений в церкви, Дух Божий повелел мне возложить руки на одну из сестер, сидящую в конце зала. Она тут же была исцелена, и мне трудно сказать, кто из нас был больше удивлен, она или я. Подобное произошло впервые в моей жизни.
Сегодня меня не меньше впечатляет, когда исцеления на евангелизациях происходят сразу за проповедью Слова Божьего. Слепые, глухие, немые, калеки получают исцеление после многих лет страданий.

В ожидании сверхъестественного

Суеверия заполонившие Африку и Азию сделали жителей этих стран открытыми для всего сверхъестественного, но оккультизм и колдовство не способны дать ответ на вопрос, как достичь Небес. Люди, ища в этом защиты, удачи, исцеления, охотно верят в то, что они видят и окружает их в этом мире.
Я не проповедую часами о исцелении, я проповедую о спасении, которое многие принимают. Но жители Африки и Азии привыкли быть свидетелями сверхъестественного, поэтому христианская вера у них идет параллельно с духовной защитой в будущем. Вера защищает их духовно и физически, благословение распространяется на все сферы жизни, так воспринимали спасение во времена Ветхого Завета. Во время наших евангелизационных кампаний мы призываем людей принять спасение Иисуса Христа, после чего следует молитва о исцелении. И великие чудеса исцеления и знамения превосходят представление людей о сверхъестественном, что, доказывает реальность проповедуемого и Самого Бога.

Две великие истины

Бог Ветхого Завета открыл людям две великие истины о Себе: Он – Целитель и Он не меняется. В Новом Завете нам было открыто еще больше о Боге через Иисуса, Который и есть образ Отца, взявшем на себя и наши болезни. Даже край одежды Христа способен был исцелить прикоснувшуюся к ней больную женщину.
Какого Христа мы проповедуем? Распятого, способного исцелять и наделенного всеми качествами, о которых упоминается в Библии? Многие трактуют Писание так, будто Иисус исцелял в далеком прошлом и сегодня этого уже не происходит. Но в Новом Завете нет ни единой строчки, где бы говорилось подобное. Мы узнаем Бога по Его деяниям, и если бы Он сегодня не делал того, что делал в прошлом, мы бы никогда не поверили в то, что Бог не меняется.
Я проповедую Иисуса из Евангелия; Иисуса, Который шел через Галилею, оставляя за собой благодарных, исцеленных жителей; милость и сострадание Которого объяли весь Иерусалим.
Даже враги знали, что Господь исцеляет. Там в синагоге, они знали, сейчас наступит момент, Иисус исцелит сухую руку человека, что послужит против Иисуса и даст им возможность завершить коварный план распятия (Марка 3:1-6, Луки 6:6-11).

Кто же такой– Христос?

Проповедуя в Назарете, Иисус сказал: Он помазан исцелять (Луки 4:18). Христос – означает Помазанный. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8), а значит, все еще помазанный исцелять.
Способность Христа исцелять не была случайна. Господь послушен своему Отцу, и это было важной частью Его откровения. Это не было временной мерой, принятой в ответ на определенные обстоятельства. Дела Иисуса подтвердили неизменность Божьего характера. Каков Иисус, такой и Отец. После исцеления больного в Вифезде, Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоанна 5:17). Речь идет о исцелении. Так мы узнаем Иисуса и доверяем Ему.

Бог дает надежду на исцеление

Наш Бог – Бог порядка, и Он будет восстанавливать порядок всегда. В начале Библия повествует о Духе Божьем, витавшем над бесформенной и пустой землей. Затем последовали миллионы Его чудес – явился свет и жизнь. После сотворения мира Бог не прекратил трудиться, пустив все на самотек.
Мир сегодня нам кажется невыносимым, и это не удивительно, ведь мы созданы по Божьему подобию. Богу тоже не нравится этот порядок. Он желает все изменить и восстановить порядок в мире хаоса. В Послании к Римлянам (8:10-23) читаем о стремлении к вселенскому обновлению после страданий. В Откровении (21:5) Бог объявляет: «Се, творю все новое». Это не значит, что наступит день и Бог начнет наводить порядки; Он находится постоянном труде по улучшению окружающего нас мира. Дух Святой – Дух обновления (Титу 3:5). У Него нет ничего общего с Аллахом или неподвижным Буддой. Божья суть вдохновляет надежду и исцеление.

Обещанный век, век без немощей

Физические исцеления происходили на заре христианского века. Двадцатый век тоже был свидетелем множества знамений и чудес. Третье тысячелетие отмечает увеличение количества физических исцелений по всему миру, что напоминает нам о обещанном Библейском тысячелетии, когда не будет немощей. Сегодняшние чудеса в который раз доказывают, что приближается долгожданный Золотой век.
Несмотря на Библию и миллионы свидетельств, многие продолжают насмехаться над Божественными исцелениями. Даже некоторые верующие приходят в замешательство от того, что не все получают исцеления. Иметь надежду, где физическое исцеление имеет место, для них оказывается сложно. То, что некоторые не получают желаемого исцеления – факт, но давайте рассмотрим следующее.

Бог велел нам молиться об исцелении

Во-первых, возникающие проблемы не отрицают Божественных обетований. Исцеление – часть обетования Божьего, ответ на наши молитвы. Мы же не прекращаем молиться даже, если желаемый результат получен не сразу. Почему же мы должны не доверять Богу в вопросе исцеления?
Во-вторых, возникает вопрос о спасении. Многие исповедуют спасение, но не видно плодов спасения в их жизни, они ничем не отличаются от тех, кто, посетив служение исцеления ушли не получив исцеление. Иисус говорил в Притче о сеятеле, что действие Слова может быть различным.
И, в-третьих, если мы не поверим в невозможное, мы не поверим ни во что. Споры будут вестись о учении, Библии, церкови, крещении, о личности Христа. Различные мнения всегда существовали во всех сферах человеческого бытия, поскольку мы «видим как бы сквозь тусклое стекло» (1 Коринфянам 13:12). Неуверенность и сомнения лишают нас возможности получить исцеление. Часто мы сами себя ограничиваем и довольствуемся малым. Бог просит только довериться Ему во всех наших нуждах. Господь просил нас молиться за исцеление и обещал дать исцеление. Человеческое спасение, по сути, и является формой исцеления.

Не переставайте доверять Богу в отношении исцеления!

Сегодня существует достаточно доказательств того, что Бог исцеляет. Почему же исцеление не всегда происходит? Божья воля в том, чтобы исцелять, но не всегда Божья воля исполняется на земле так как на Небесах. Еще не наступил век Христа и Царство еще не увенчалось. Есть преграды, препятствующие исцелению, которые возможно устранить, только мы не можем их определить. Вера же не основывается на здравом рассудке или пережитом опыте исцеления или неисцления. Основа веры только Иисус.
За тысячу лет до прихода Христа псалмопевец произнес: «Время Господу действовать» (Псалом 118:126). И через две тысячи лет после рождения Христа, «…действует» все тот же Бог. Пора это признать.

Источник: «Христос для всех народов»

В это воскресенье Церковь вспоминает притчу об исцелении прокаженных, чтобы понять значение благодарения.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Самые сильные молитвы: как читать и правильно ставить свечи в церкви

«Жизнь прожить – не поле перейти. На поле и то бывают всякого рода повреждения, плохо вспахана земля, плохо положена борозна, не так собрана трава и т.п. А жизнь человека наполнена горестями и печалями. Почему? Потому что грех все исказил. Господь не принуждает человека к каким-то действиям, а дает свободу выбора – идти путем, который человек сам себе избрал. И мы с вами, дорогие братья и сестры, во время Таинства Крещения в Святой Апостольской Канонической Православной Церкви, Церкви, признанной всем миром и установленной Господом, вписываем наше имя в Книгу Вечной Жизни. А все остальное – это плевелы, это касается священнослужителей в какой-то мере, а также людей, проявивших упрямство во грехе, которые хотят легкого пути, чтобы достичь Царства Небесного. Легкого пути нет. Есть путь страданий, путь переживаний, путь смерти, воскресения – и тогда, как Господь определит, то человека и ждет», – напомнил митрополит.

И отметил: «Мы часто думаем неправильно и искаженно мыслим. Почему? Говорим: что будет всем, то будет и мне. Неправда. Как можно себя сравнивать, например, с преподобным Антонием или со священномучениками. Тунеядцы, лентяи, пьяницы, блудники, алкоголики и прочее, прочее, всякого рода беззаконники хотят попасть в Царство Небесное. Такого не бывает. Есть праведный Суд и Судья нелицемерный. Если не заглушена совесть, то она ответит перед иконой, перед людьми, сама перед собой – и получит то, что она заслужила. И вот в Евангельском чтении мы видим, что Христос проходит грады, веси, селения, и к Нему приходит множество-множество страждущих людей. И мы приходим в храм на встречу с Богом. Здесь мы получаем исцеление, получаем укоризну, получаем благословение, и каждый выбирает то, что ему подходит. Если человеку кажется, что его кто-то оскорбил, сказал ему, как не нужно делать или как не нужно поступать, и обличил его грех, он начинает обижаться со словами: «Вовек не пойду в храм, там все такие-претакие…» Запомните, что не Церковь нуждается в нас, а мы нуждаемся в Церкви. Не Царство Божие нуждается в нас, а мы нуждаемся в Царстве Божьем. Или мы заслужим его, или мы пойдем с врагом рода человеческого – дьяволом. Мы с вами имеем искаженную человеческую природу. Господь создал нас красивыми, здоровыми, но когда вошел грех, наши тело и душа получили изменения. И после этого греха пришли болезни, страдания и вошла смерть. Поэтому сегодня как раз идет речь о десяти прокаженных и о значении благодарения».

Где можно молиться и почему все именно так

Притча об исцелении 10 прокаженных

И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Лк, 85 зач., 17, 12-19

Исцеление 10 прокаженных: толкование

«Мы не знаем, кто согрешил (они или родители), и не наша это – участь судить чужие судьбы. Мы только можем быть помощниками в их горе и несчастии, потому что мы не знаем, что нас с вами ждет», – отметил настоятель лавры.

Итак, навстречу Христу вышло 10 прокаженных и просили Христа: «Иисус Наставник! Помилуй нас».

И они назвали Господа по имени – Иисус. «О чем это говорит? Это говорит о том, что в этих людях жил дух злобы и ненависти, но он тоже знает Господа. Потому что видел, слышал и общался с Богом в какой-то мере, когда Слово еще не было Плотью. Когда оно еще было тем Словом, которое мы ждали, и сегодня оно стало Плотью в образе Иисуса Христа. Они назвали Его Наставником. А это выше чем учитель, это тот, кто заботится о душе и ведет человека по пути спасения», – подчеркнул Владыка Павел.

«Но давайте еще рассмотрим, что такое проказа. Если рассматривать с медицинской точки зрения, то это было неизлечимое заболевание. Это страшная болезнь, когда тело отпадает от кости и вместе с тем разлагается кость. Это страшная боль и это заразная болезнь. Тот, кто имел такую болезнь, ему нельзя было жить в селениях и находиться среди людей. А для лечения не было, не существовало таких лекарств и препаратов, которые могли бы исцелить человека. В законе так и было прописано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Лев. 13:45). Разодранная одежда должна быть, чтобы было видно проказу. До уст закрыт – это чтобы проходящие мимо знали, что он болен. Голова не покрыта – чтобы была видна болезнь, поскольку от проказы волосы белели и вылезали. А также, крича «Нечист!», он предупреждал окружающих о своем приближении. Человеку ничего не оставалось, как уйти из дома, его изгоняли из общества. И они скитались в пустыне, жили в гробах», – поведал митрополит.

Недуг косит детей. «Скоро мы увидим корь со смертностью 1 к 20»

И добавил: «Представьте себе, когда на улице невыносимая жара, а еще невыносимая боль или какие-то другие проявления этой болезни – и человек один на один с собой должен страдать, пока умрет.

И помимо страшной, неизлечимой болезни человек оказывался в полной изоляции, оставлен всеми людьми, некому сказать просто слова поддержки, да и не к кому обратиться за утешением.

Эти люди были отвержены и презираемы всеми. Их удел был страшнее смерти. И как раз 10 таких больных вышли навстречу Господу».

Как же до таких изгоев общества мог дойти слух о Христе? «Мы можем предположить, что о чудодейственной силе Христа говорили везде и всюду и, вероятно, тот, кто бросил им хлеб из жалости, как-то обмолвился о великом Чудотворце», – предположил Владыка Павел.

Здесь не сказано, что Господь исцелил их. Он сказал: «Пойдите, покажитесь священникам». Согласно закону, именно священники провозглашали прокаженных нечистыми и изгоняли из общества, а исцеленных признавали здоровыми и возвращали в общество.

«Господь указывает, что вся сила благодати находится в храме, в общении с Богом. Он не сказал, что вы исцелитесь в этот миг. Но идя по дороге, можно так размышлять, получите то исцеление, о котором просите. И здесь поражает покорность прокаженных Слову Господнему и их вера», – отметил митрополит Павел.

Когда они шли по дороге, то увидели, что проказа отошла от них – и они стали здоровы. Один самарянин, ощутив себя исцеленным, начал искать Того Спасителя, Который его исцелил. Этот момент также говорит нам о том, что хоть иудеи и презирали самарян, но самаряне иногда оказывались выше их.

И когда он нашел, то упал Ему в ноги и поблагодарил. Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять?»

«Они должны были поблагодарить Господа. Мы можем размышлять, что они показались священнику, принесли какую-то очистительную жертву, обязательно. Но к Христу пришел поблагодарить иноплеменник, и Господь сказал ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя». Эти слова имеют глубокое значение для нас с вами. Слово » Встань» означает, что болезнь закончилась, ты уже видишь, что ты не болеешь, твое тело чисто. Тебя Сам Господь Иисус Христос исцелил от проказы. Ты уже получил свидетельство перед Апостолами и вместе с тем перед Отцом Небесным», – пояснил настоятель лавры.

Что делать родителю, если ребенок заболел и ничего не помогает

Зачем благодарить Бога

Иисус Христос – Господь Вседержитель. Икона

«К сожалению, пришел возблагодарить Бога только один, а девять не вернулось. Это говорит о том, что иудеи, которые знали Христа, всю жизнь знали Бога – но они не приняли, отвергли Его. И они не возблагодарили Бога за то благодатное время, которое пришло к ним для того, чтобы прозреть и исцелиться от своих недугов. А для нас, язычников, которым имел счастье быть самарянин, наступило просвещение Божественным Светом и Благодатью. И мы, подобно самарянину, пришли к Богу, поклонились за то, что Господь исцелил нас от проказы незнания, от проказы грубости нашего нрава, от проказы невежества. И свет Христового учения воссиял в наших сердцах», – отметил митрополит Павел.

Но, к сожалению, у нас есть духовная проказа – неблагодарность к Богу и людям, добавил он. «И эта болезнь может стать причиной всех нестроений и бедствий в жизни каждого человека. Господь всех радует солнечным светом, теплом, дождем, кого-то богатством, кого-то друзьями…

Но ведь из всех, на кого Господь посылает милости, в храм приходит несколько десятков. Где же остальные? Разве каждому не за что благодарить Бога?

Если бы все в едином порыве пошли в храмы, преодолевая неверие, отчаяние, то уже по дороге случилось бы чудо. Все бы изменилось в нашей жизни! Многие идут в храм, но просить помощи в собственной беде, уповая на чудо – но не пытаясь даже найти Самое великое Чудо в жизни человечества – Христа!» – поведал Владыка Павел.

Многие задаются вопросом, а зачем благодарить Бога? «Хотел бы вспомнить слова святителя Николая (Велимировича): «Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым. Но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего».

«В молитве и благодарении Бога человек освобождает себя от земных привязанностей, жизненных забот, освобождается из смертного тления и прилепляется к Господу Иисусу Христу. Благодарность дает крылья милосердию и сподвигает человека творить дела милосердия, и Божественная благодать укрепляет его на всех жизненных путях. Поэтому будем стараться после каждого нашего исцеления духовного и телесного спешить в храм, поблагодарить Бога за Его величайшие милости. А вместе с тем и показать те дары Божественной любви, которые совершены над нами. Господь еще никому не отказал. Даже к иноплеменникам и иноверцам Господь проявляет Свою милость для того, чтобы они уразумели и пришли, и поклонились Господу и прославили Его и величие Его», – подчеркнул в завершение настоятель лавры.

Как простить обиду и отпустить

Молитва благодарности Господу Богу

Благодарственная молитва Господу Богу

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве.

Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

***

Благодарственная молитва Всевышнему

Собор святых Ангел и Архангел, со всеми небесными силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Спаси мя, Иже еси в вышних Царю, спаси мя и освяти, Источниче освящения; от Тебе бо вся тварь укрепляема есть, Тебе безчисленнии вои трисвятую песнь поют. Тебе и аз недостойный, седящему во свете неприступнем, егоже ужасаются вся-ческая, молюся: ум мой просвети, сердце очисти, и устне отверзи, яко да достойно возмогу пети Тебе: Свят, Свят, Свят еси Господи, всегда, ныне, и присно и в безконечныя веки веков. Аминь.

***

Благодарственная молитва по получению просимого

Слава Тебе Спасителю, Сила всемогущая! Слава Тебе Спасителю, Сила вездесущая! Слава Тебе Утроба преблагосердая! Слава Тебе, Слух присноотверзающийся на услышание молитвы мене окаяннаго, во еже миловати мене и спасати от грех моих! Слава Тебе, светлейшия Очи, выну на меня зрящии любезне и прозирающии вся моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!

Глядя на пример слепца из сегодняшнего Евангельского отрывка, мы не должны терять надежды на исцеление нашей слепотствующей души, а наоборот, подражая ему в терпении, усиленно взывать в молитве ко Христу.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Слыша из года в год о множестве Евангельских чудес Спасителя, в которых Он исцелял людей от болезни или какого-либо недуга, изгонял бесов или воскрешал из мертвых, мы зачастую остаёмся в неведении того, как то или иное чудесное событие может относиться к нам самим. Зачем нам слушать об одном и том же событии, как, например, в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении об исцелении слепого, каждый год? Ну, исцелил Христос этого слепого, мы уже давно об этом узнали. И что же дальше? Мы и без того верим во Христа как в вочеловечившегося Бога. Неужели у нас ещё больше окрепнет вера, если мы прослушаем этот рассказ ещё сотню раз? Сомнительно. Так для чего же всё-таки Церковь нам предлагает из года в год одни и те же Евангельские эпизоды?

Конечно же, не для того, чтобы мы их выучили наизусть, и не для того, чтобы мы в этих событиях видели лишь сам факт исцеления или исследовали его историческую объективность, как это делают протестанты, занимаясь раскопками. Евангелие для нас – это не только история, но, прежде всего, тайна нашего спасения, тайна единения нашей души с Богом. И этот слепой, исцелённый Спасителем, хоть и является для нас конкретной исторической личностью, но в то же самое время он – это и мы с вами сегодня. Ведь смысл чудесных исцелений, о которых мы регулярно слышим в Евангелии, намного глубже нашего привычного понимания этих событий, где нами, как правило, учитывается прежде всего внешний результат – само исцеление Христом того или иного телесного недуга. От чего мы вскоре теряем интерес к этим Евангельским событиям, так как не видим их связи с нашей духовной жизнью. Однако под телесным недугом в Евангельских рассказах может скрываться нечто более важное для нас – недуг человеческой души, который, в первую очередь, и пришёл исцелить Христос, а вместе с ним – и телесную болезнь, если это будет полезно для спасения человека. Проповедь иеромонаха Игнатия в 18-ю Неделю по Пятидесятнице

Какой же духовный смысл может быть скрыт в сегодняшнем Евангельском событии от нашего внешнего, или, лучше сказать, телесного его понимания? Исходя из этого, хочется привести слова свт. Григория Паламы из его бесед на Евангельские темы: «Посему и Исаия, как бы от лица Христа, – говорит святитель, – предсказал, что Он послан Отцем и Духом Его для того, чтобы «проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение” (Ис. 61:1). Почему же Пророк не сказал, что Он послан даровать слепым прозрение, как в действительности это и было, но – послан проповедать слепым прозрение? – Потому, что Господь пришел на землю преимущественно не для того, чтобы отверзать телесные очи, но душевные глаза, которые, чрез Евангельскую проповедь, приобретают прозрение; следовательно, справедливо пророчество говорит, что Господь проповедывал слепым прозрение. Как Сам Господь, вот, увещевает нас искать духовные блага: «Делайте, – говоря, – не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный» (Ин. 6:27); обещает же присовокупить нам и телесные блага, если мы будем искать душеполезных: «Ищите, – говоря, – царствия Божия, и сия вся приложатся вам» (Лк. 12:31); так Он поступает и в отношении слепых. Потому что преклонив небеса и сошед на землю по человеколюбию, чтобы чрез Евангельскую проповедь отверсти очи нашей души и даровать нам духовное прозрение, Он присовокупил к сему и исцеление чувственно-незрячих очей. Посему имеется и большое сходство между тем и другим прозрением, я имею в виду – прозрением по телу и по душе».

Действительно, часто можно встретить в Евангельских словах Спасителя аналогию между чувственным и духовным зрением человека. Объясняя духовную способность человеческого ума видеть вещи невидимые, Господь прибегает к параллели с нашим чувственным зрением. Так, например, Он говорит в Евангелии следующее: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6:22-23). Если наше чувственное зрение здорово, то мы будем способны следить и за своим телом, чтобы оно также было всегда чистым и здоровым. Если же наше зрение будет испорчено, то и тело наше будет недостаточно ухоженным. По аналогии с нашей душой эти слова имеют отношение и к чистоте и просвещённости нашего разума, нашего духовного ока, которое дано нам Богом как светильник, чтобы соблюдать душу чистой от демонских прилогов и страстей.

Но чтобы осознать человеку, что он обладает этим духовным оком, этим светильником, который, равно как и наше чувственное зрение, может находиться в состоянии повреждения и слепоты, ему также необходимо божественное просвещение. Это начало и первый этап духовной жизни христианина – познание самого себя, своей повреждённости грехом, осознание собственной духовной слепоты, из-за которой человек не видит бревна в собственном глазу, но зато издалека замечает сучок в глазу своего ближнего (Мф. 7:3).

Это этап познания собственной слепоты, которая не даёт человеку видеть, «как извнутрь, из сердца его, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет его» (Мк. 7:21-23). Это этап познания своей слепоты, которая самоуверенно говорит Христу в лице фарисеев: «… неужели и мы слепы?», – и получает от Него ответ: «… если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но так как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:40-41). Это слепота гордого, повреждённого грехом человеческого разума, которая говорит о себе, что видит, но в то же самое время ничего не видит, как должно. «Потому говорю им притчами, – говорит Спаситель – потому что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15). О каком же ещё исцелении здесь говорит Господь, как не об исцелении человека от духовной или сердечной слепоты, ради которого Он прежде всего и воплотился. Чтобы нам при ярком сиянии любви Христовой не спотыкаться и не падать в мирские увлечения

Из-за повреждённости грехом в человеческой личности наблюдается столкновение и противоречие одних и тех же способностей к истинному познанию Бога и окружающего мира, общих по своему назначению, но разделённых по своей природе. У одной пары этих способностей природа материальная: это наши основные органы чувств – зрение и слух. У других же наших способностей, под тем же названием встречающихся в Священном Писании, природа иная – единая и духовная. Противоречие и столкновение этих материальных и духовных способностей в человеке состоит в том, что, имея своё отношение к одному и тому же человеку, данные ему во благо, ради единой общей цели спасения человека, они, тем не менее, могут играть различные роли в нашей земной жизни.

Как основной пример – наши чувственные зрение и слух, которые часто служат орудиями зла в нас в случае парализованного состояния наших духовных, высших способностей, этих связующих звеньев между человеком и Богом, выздоровление которых возможно в нас только при участии божественной благодати.

Рассуждая на эту тему, приходишь к выводу, что не было бы смысла исцелять Христу лишь телесные очи нашего слепца, оставив больными очи духовные. Иначе, открыв свои глаза для познания окружающего мира, он в скором времени по причине слепоты внутренней, оставшейся неисцелённой, ещё больше бы осквернил свою душу из-за царствующей в мире похоти очей, о которой упоминал Иоанн Богослов, сливаясь в своей греховной повреждённости со всей той массой зрячих людей, проживающих свою земную жизнь так, что «видя не видят» и «слыша не слышат».

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). Последние слова Христа нам могут на первый взгляд показаться жестокими, но становятся вполне понятными, когда мы вспоминаем событие грехопадения первых людей. Тогда Адам и Ева отреклись от послушания своему Творцу и поверили обману змея и его хуле на Бога. «Но знает Бог, – говорит змей Еве, – что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Эти однажды открывшиеся по сатанинскому обману наши глаза Господь и пришёл на землю закрыть, а взамен открыть нам другие, обновлённые и преображённые в Его человечестве, чтобы Его глазами мы смотрели на мир, через призму Его заповедей, а не наших меркантильных стремлений и житейских суждений, ставших когда-то плодом самообожения человека и его проклятием.

Не многие из людей в этом мире имеют телесную слепоту, но каждый из нас страдает слепотой духовной. И если подвиг слепого человека состоит прежде всего в том, чтобы нести безропотно эту немощь как видимый символ своей слепоты духовной, то зрячему человеку, подобному нам, нужно добровольно стать юродивым для этого мира и как бы незрячим в своём греховном разуме и понимании, чтобы соответствовать тем заповедям, о которых говорил Господь в Евангелии, а именно: «… не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). «Посему не судите никак прежде времени, – говорит апостол Павел, – пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор. 4:5).

Многие могут сказать на это, что невозможно жить на земле и не судить. О чём же тогда разговаривать друг с другом? О чём думать? Чем заполнять своё сознание? Но если физическая слепота для человека тягостна и он её терпит и не ропщет, то почему же духовная слепота, если мы её в себе признаём, должна быть приятна для нас по своим ощущениям?

Глядя на пример слепца из сегодняшнего Евангельского отрывка, мы не должны терять надежды на исцеление нашей слепотствующей души, а наоборот, подражая ему в терпении, подобно ему страждущие, усиленно взывать в молитве ко Христу, которая вскоре остановит в нашем сознании мешающую толпу помыслов и удостоит нас со временем стоять перед Христом, ожидая, как и Иерихонский слепец, Его вопроса: «Чего ты хочешь от Меня?… Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18:41-43). Аминь.

Неделя 31-я по Пятидесятнице, об иерихонском слепце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *