Пророк самуил

Память 20 августа / 2 сентября

Святой пророк Самуил1 был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова2. Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог»3. Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни.

Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской.

В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв.

Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

Между тем филистимляне внесли ковчег в храм бога Дагона. Однако на следующий день они обнаружили, что идол лежит на земле разбитым. Рука Божия отяготела на их народе, и Он наказал их наростами на телах. Посоветовавшись, князья филистимлян решили вернуть ковчег израильтянам. Но святилище в Силоме было разрушено, народ израильский оказался лишенным религиозного центра, так что ковчег был поставлен в Кириаф-Иариме, в доме Аминадава, где он и оставался 20 лет.

Самуил стал преемником священника Илия – судьей Израиля, то есть верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом, страдавшим под игом филистимлян. Он принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения Ваалу и Астарте. «Расположите сердце ваше к Господу… и Он избавит вас от руки филистимлян» (1 Цар. 7: 3) – таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу – Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.

После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям – Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне – единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель.

После этого Бог послал Самуила к Саулу, сыну Киса, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову миро и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем в Галгале. Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Саул начал войну против филистимлян. В то время, когда он находился в отчаянном положении, а Самуил запаздывал прийти и ободрить войско, готовое разбежаться, царь сам принес жертву всесожжения, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности. Он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Человек Божий отверг все доводы Саула и объявил, что, поскольку тот захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него.

Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали вопросить Бога, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян – и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали человеческие усилия. Отправившись против Амалика по повелению Бога, Который говорил через Самуила, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22–23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, вернулся в Раму.

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем – он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).

Во времена императора Аркадия останки пророка Самуила были торжественно перенесены из Палестины в Константинополь (19 мая 406 г.). Первоначально их положили в Святой Софии, а затем (7 октября 410 г.) перенесли в церковь, которую освятили в его честь в квартале Евдомон, в предместье Константинополя.

1 Его история рассказывается в 1-й книге царств (1-я книга Самуила у евреев).

2 Согласно другим источникам, Самуил происходил из колена Левиина, поскольку исполнял обязанности священника.

3 Скорее, «имя Божие» либо «здесь – Бог», согласно Оригену.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Эта статья о пророке, записанном в библейских книгах Самуила . Чтобы узнать о других людях по имени Самуил, см. Самуил (имя) . Не путать с Самаэлем .

Самуил
שמואל

Икона пророка Самуила, 17 век.

Пророк, Провидец

Родившийся

c. до 1070 г. до н.э.

Умер

c. 1012 г. до н.э.
Рама в Вениамине (традиционный)

Почитается в

Иудаизм
христианство
ислам

Праздник

20 августа (восточно-православная, лютеранская и римско-католическая церкви)
30 июля (Армянская апостольская церковь)
9 Паони (Коптская православная церковь)

Самуил — это фигура, которая в повествованиях еврейской Библии играет ключевую роль в переходе от периода библейских судей к установлению царства при Сауле и снова в переходе от Саула к Давиду . Его почитают как пророка евреи, христиане и мусульмане. Помимо своей роли в Еврейских Писаниях, Самуил упоминается в Новом Завете , в раввинской литературе и во второй главе Корана (хотя здесь не по имени). Он также рассматривается в пятом по седьмой книге Иосиф Флавий «сДревности евреев , написанные в первом веке нашей эры (н.э.). Он впервые назван Провидцем в 1 Царств 9: 9.

Пророк Самуил — одним из самых известных еврейских пророков. Был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он завершил Эпоху Судей и «открыл» Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, — юного Давида. Согласно еврейской традиции, Самуилу приписывается авторство книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Рут».

Со времени вхождения израильского народа на Землю Обетованную прошло несколько веков. Израильтяне не смогли сразу покорить соседние племена, постепенно начали утрачивать и стремление окончательно освободить землю от старых хозяев. Израильские колена слишком рано в ущерб Воле Божией предпочли спокойную и сытую жизнь. Близкое соседство непокоренных народов привело к неизбежному заимствованию их обычаев и верований, которые, в свою очередь, привели к постепенному отступлению от веры отцов в Единого Бога. Не стало былой единой силы народа, разрозненные израильские племена погрузились в междоусобные ссоры, став слабыми и уязвимыми перед внешней опасностью, исходящей от соседних, не до конца покоренных, ханаанских народов.

Израильский народ — по промыслу Божьему — за свое отступление для вразумления подвергался в различные бедствия. В момент всеобщего покаяния Бог милостиво посылал избавителей — судей, которые какое то время поддерживали мир и порядок. С момента последнего судии Самсона прошло много времени, за которое народ израильский, почти полностью попал в подчинение филистимлян.

Эпоха Судей (1244 г. до н. э.— 890 г. до н. э.) — охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения Скинии Завета в Силоме, где она располагалась около 300 лет (13-11 вв.до н.э). Судьи — лица, управлявшие еврейским народом в этот период до воцарения первого царя Саула. Выдающиеся Судьи: Варак (Барак) и Дебора (Двора), Гедеон (Гидон), Самсон (Шимшон), Илий (Эли) и пророк Самуил (Шмуэль). Данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия. В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен.

Находясь в рабстве не только филистимлян, но и своих страстей, израильтянам сильно не хватало вождя, подобного Моисею, способного освободить и очистить богоизбранный народ. Именно в это трудное время для израильского народа на свет появился Самуил.

Рождение Самуила

Пророк происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, была предметом особенной любви своего мужа. Но она оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы по имени Феннана, от которой тот имел нескольких сыновей и дочерей.

Однажды Елкана, пришел с женами своими в Силом для принесения жертвы и молитвы Господу Богу Саваофу, ибо до построения храма в Иерусалиме там находилась Скиния и ковчег Божий и туда приходили все племена Израилевы на поклонение Богу. Принесши жертву Богу, Елкана дал из принесенного в жертву часть Феннане и особую часть каждому из детей ее, Анне же — только одну часть, так как у нее детей не было. Тут Феннана стала насмехаться над нею и упрекать. Сердечная боль Анны и страдания дошли до самой высшей точки терпения. В горести она встала, пошла в Скинию и простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, священник и судья израильский Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром, ибо Господь исполнит прошение ее.

Святая Анна, мать пророка Самуила, молится о даровании ей сына

Вскоре Анна родила сына и назвала его Самуилом (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом»), потому что она испросила его у Господа. Рождение сына Анна восприняла не только как милость, дарованную ей лично, но и как знак грядущего избавления народа Божия. Когда ребенок был отнят от груди, а еврейские женщины, по обычаю, кормили детей грудью три года, Анна исполнила обет и принесла сына в Скинию. При посвящении Самуила Господу его мать пророчески произнесла песнь, которая стала прообразом песни Пресвятой Богородицы: «Возрадовалось сердце мое в Господе; Вознесся рог мой в Боге моем». После сего Господь снова ниспослал милость Анне, и она стала рождать сыновей и дочерей.

Призвание Самуила

На долгие годы Самуил остался служить при храме на попечении священника Илии. Он возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. Священник Илий был стар, а сыновья его, Офни и Финеес, были люди порочные и своим дурным поведением развращали народ. Самуил не заразился поведением сыновей первосвященника, наоборот, видя их отступление, более возревновал к Богу. И уже в 12 лет ему было откровение о том, что за измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ Израиля ждут многие беды. Несчастья постигнут и весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи чтобы ободрить себя, пришли в Силом, взяли Ковчег Завета, поставили его на шесты и понесли впереди войска. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Однако Библия показывает, что сама по себе Святыня не может служить гарантией успеха. Вместо того чтобы бежать, враги бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий».

Вождь и Судья

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. Он поднял народ к покаянию, призывая всех проснуться от греховного сна. И говорил он: «Над вами бедствия тяготеют, потому что вы отступили от Бога! Вы потеряли свою Святыню, потому что вы недостойны Ее. Покайтесь, и тогда Господь поможет вам изгнать язычников из своей страны». И когда дело покаяния было совершено, когда люди в слезах, в рубище каялись, просили Господа, чтобы Он простил им их прегрешения, слова пророка Самуила исполнились. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Спустя несколько месяцев они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Весь народ каялся и говорил: «Согрешили мы пред Господом». После обращения израильтян к Богу по молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Конец эпохи Судей. Начало эпохи царей.

Самуил управлял народом 40 лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей — Иоиля и Авию, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы», потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Но Господь сказал Самуилу: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. Самуил призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Так завершился в истории Израиля период правления судей. В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к царской власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

Разрыв с Саулом

Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан — человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем.

У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул, не дождавшись пророка, самовольно принес жертву всесожжения в Галгале, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу «священной войны». Вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил его царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево» и «Божие».

Помазание Давида

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Это было последнее дело пророка. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем – он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Помазание Давида сына Иесеева на царство пророком Самуилом

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их»(Пс. 98:6). Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Могила пророка Самуила

Могила библейского пророка Самуила расположена на высоте 885 метров над уровнем моря на вершине горы Наби Самуэль.

В окрестностях Иерусалима, недалеко от столичного квартала Рамот, находится Наби-Самуэль — место, которое традиционно считается гробницей пророка Самуила — Шмуэля. Как и многие святые места Израиля, это место почитаемо представителями трех основных религий. Сюда приходят и евреи, и христиане, и мусульмане.

Средневековая крепость на вершине холма является одновременно и мечетью, и синагогой, их разделяет всего лишь несколько сантиметров каменной стены. Чтобы попасть в мусульманский или еврейский зал, паломники входят в одну и ту же дверь.

Это место не похоже на музей, здесь нет изображений или росписей на стенах, сюда приходят помолиться, поскольку считается, что святость похороненного здесь праведника особая. Не случайно, тут находится ешива («дом учения»), где молодые люди изучают Тору, а также проводятся молитвы об исцелении различных недугов, избавлении от бесплодия и скорбей.

О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в 19-ом веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине. Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина — невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале 18-ого века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы 8-7 веками до новой эры, а самые поздние 2-1 веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об Эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.

Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает «высота, вершина», где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства — Мицпа, что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.

Кстати, в самом здании на уровне входа расположен большой зал, в котором находится гробница, а этажом ниже, точно под ней, есть второй погребальный монумент, именно он и считается настоящей могилой. Там почти всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: «А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).

После войны за Независимость 1948 года доступ сюда евреям был закрыт. И только победа в Шестидневной войне сделала вновь возможным посещение этого святого места для евреев.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Пророк Самуил. Слово митрополита Антония Сурожского (Сентябрь 1981 г.)

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать «как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя…

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…

Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.

Закон Божий. Пророк Самуил.

7 января 2017 года в храме во имя святого пророка Самуила состоялся торжественный молебен в честь прибытия Вифлеемского огня в город Воронеж, который был зажжен в пещере в храме, где был рожден Спаситель. Акция «Вифлеемский огонь» проходит по благословлению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии. В праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, представители Воронежской региональной общественной детской организации скаутов совместно с молодежной группой храма во имя святого пророка Божия Самуила передали Вифлеемский огонь храму, откуда его может забрать каждый желающий. По окончании молебна с приветственным словом к собравшимся обратились председатель ВРОДОС Федорова Светлана Геннадьевна и клирик храма иерей Андрей Кузнецов.
В России уже более 20 лет Вифлеемский Огонь передаётся из рук в руки, из храма в храм, из скаутской штаб-квартиры к домашним лампадкам верующих.
Международный девиз акции в 2016 году «Свет, который объединяет мир».

Вифлеемский Огонь мира и дружбы – международная акция скаутов Европы и России. Как по своеобразной эстафете Огонь, зажжённый от лампады в храме Рождества Христова в Вифлееме, переносят по всей Европе в специальных лампах.

«Вифлеемский Огонь мира и дружбы» берёт начало в 1986 году, когда австрийский государственный телеканал ORF впервые организовал акцию в поддержку детей-сирот и инвалидов «Свет во тьме». Своё нынешнее название акция приобрела в 1989 году, когда к ней присоединились австрийские скауты. Тогда же она стала международной.

«Вифлеемский огонь»«Вифлеемский огонь»«Вифлеемский огонь»«Вифлеемский огонь»«Вифлеемский огонь»«Вифлеемский огонь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *