Прощать до семижды семидесяти

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Проверено экспертом

Пословицы и поговорки с цифрой 1.

Что для одного еда, то для другого яд
Один в поле не воин
Один гусь поле не вытопчет
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине
Одна пчела немного меду натаскает
Одно срубишь дерево – десять посади
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
Одна правда на свете живет
Один раз не в счет
Один в море – не рыбак
Одна рука узла не вяжет
Один пашет, а семеро руками машут
Одна голова на плечах
Одна нога тут, другая – там
Одна мудрая голова ста голов стоит
Одна пчела лучше, чем рой мух
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
На одном месте и камень мхом зарастает
Одно сегодня лучше двух завтра
Одной рукой и узла не завяжешь
От одного слова да навек ссора
У ежа одна сила – колючки
Одному ехать – и дорога длинна
Раз солгал – навек лгуном стал
Руки поборют одного, знанье – тысячу
Трус умирает сто раз, а герой – один раз

Пословицы и поговорки с двойкой

Два медведя в одной берлоге не уживутся
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Два сапога – пара
Две пары сандалий сразу не наденешь
Двух правд не бывает
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости
Два сапога – пара
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, одевался сутки
Как две капли воды
Кто скоро помог, тот дважды помог
Лентяй дважды работает
Между двух огней
На два слова
На два фронта
Не может связать двух слов
Ни два, ни полтора
Одна голова – хорошо, а две – лучше
От горшка два вершка
Палка о двух концах
Сидеть меж двух стульев
Скупой платит дважды
Убить двух зайцев
Уплетать за обе щеки
Хромать на обе ноги
Бабушка надвое сказала
Второе дыхание
Двуликий Янус
Двум смертям не бывать, а одной не миновать
За одного битого двух небитых дают
Из двух зол выбирают меньшее
Старый друг лучше новых двух
Ум хорошо, а два лучше
Двое пашут, а семеро руками машут
Гляди в два, а не в полтора!

Пословицы и поговорки с тройкой

Хвастуну цена – три копейки
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня
Заблудиться в трех соснах
Из третьих уст, из третьих рук
От горшка три вершка.
С три короба
Третьего дня. Позавчера
Обещанного три года ждут
Плакать в три ручья
Если у одной плиты 3 повара толкутся – обед пригорает
Такая красивая, что в окно глянет – конь прянет; на двор выйдет – 3 дня собаки лают
Три волосинки в 6 рядов уложены
Три волоска – и все густые
Три много и мало три губят человека: много говорить и мало знать; много тратить и мало иметь; много воображать и мало стоить
Три дня молол, в полтора съел
Беда ездит на тройке, а счастье ходит пешком
Один сын – не сын, два сына – половина сына, три сына – сын

Пословицы и поговорки с цифрой 4

Без четырех углов изба не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается
На все четыре стороны
Жить в четырех стенах
Как кошку ни брось, она четырьмя лапами на землю встанет
Деревня большая: 4 двора, 8 улиц
В доме 4 угла, да 40 дел

Пословицы и поговорки с пятеркой

Дорогой – пять, а десять прямо
У него шесть хитростей и пять обманов
Как свои пять пальцев
Пятое колесо в телеге
Какая душа в 5 лет, такая она и в сто лет
Пять пальцев – братья, да все разные
Сметлив и хитер – пятерым утер нос

Пословицы и поговорки с шестёркой

Три волосинки в шесть рядов уложены
Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают
У него 6 хитростей и пять обманов
Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6 (русская)

Пословицы и поговорки с семёркой

Семеро одного не ждут
Семь бед – один ответ
Семь верст до небес и все лесом
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь
Семи смертям – не бывать, а одной не миновать
Семеро по лавкам
Семь верст до небес и все лесом
У семи нянек дите без глазу
Семь раз поели, а за столом не сидели
За семь верст киселя хлебать
Семеро ворот и все в огород
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека
Семь футов под килем
У одной овечки семь пастухов
Лук – от семи недуг
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Седьмая вода на киселе
Семь бед – один ответ
Семь пядей во лбу
Семь пятниц на неделе
Семь раз отмерь – 1 раз отрежь
Семь без четырех да три улетело
Рос нос на семерых – а одному достался
Для любимого дружка семь верст не околица
Тайна за семью печатями

сайт про школу

Домашнее задание по математике — сделать и оформить книжку про цифры. Одна из страниц должна быть посвящена пословицам и поговоркам, в которых упоминается какая-либо цифра, иллюстрации приветствуются.

Пословицы и поговорки с цифрой 0

Абсолютный нуль, круглый ноль.
Ноль без палочки.
Ноль внимания.

Пословицы и поговорки с цифрой 1

Гора в тысячу верст начинается с одной песчинки.
Из одного дерева дома не построишь.
Из одной просинки каши не сваришь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Один – за всех, все – за одного.
Один безумный бросил камень в колодец, а сто мудрецов не сумели достать его.
Один битый двух небитых стоит.
Один блин и то пополам ломай.
Один в бороне, а все в стороне.
Один в грехе, а все в ответе.
Один в море – не рыбак.
Один в поле не воин
Один воин тысячу водит.
Один волк гоняет овец полк.
Один вор – всему миру разорение.
Один глаз на нас, а другой в Арзамас.
Один год десять лет заел.
Один гусь поле не вытопчет
Один как пень, а другой как колода.
Один конь пыли не взметнёт, а если и взметнёт пыль, то не добудет славы.
Один палец укусишь – все болят.
Один пашет, а семеро руками машут.
Один про Фому, другой про Ерему.
Один раз не в счет
Один раз не сумеешь, во второй – научишься.
Один раз оберегай себя от огня, другой раз – от воды.
Один раз посмотришь – цветы да розы, другой раз посмотришь – ветер да буран.
Один рот и тот дерет.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один у Мирона сын, да и тот Миронович.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один умный десять безумных водит
Один, как месяц в небе.
Одинокому везде дом.
Одна беда идёт – другую ведёт.
Одна беда не ходит: беда беду родит.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна голова на плечах.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Одна ласточка весны не делает.
Одна лиса семь волков проведет.
Одна ложка дегтя портит бочку меда.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна нога тут, другая – там.
Одна одежда — и в мир, и в пир, и по задворью.
Одна правда на свете живет.
Одна пчела лучше, чем рой мух..
Одна пчела не много мёда натаскает.
Одна рука в меду, другая в патоке.
Одна рука узла не вяжет.
Одна удача идет, другую ведет.
Одним глазом спи, а другим стереги.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Одно зерно горсть дает.
Одно око, да видит далеко.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одно ухо – и то глухо.
Одного поля ягода.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Одному ехать – и дорога длинна.
Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.
Одному и топиться идти скучно.
Одному сбылось, а другому не удалось
Одному страшно, а всем (миру) не страшно. (Вместе не страшно.)
От одного слова да навек ссора.
Путь в тысячу верст начинается с первого шага
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
У ежа одна сила – колючки.
Чего не сделаешь один, сделают десятеро.
Что для одного еда, то для другого яд.

Пословицы и поговорки с цифрой 2

Бабушка надвое сказала.
Второе дыхание.
Где больше двух, говорят вслух.
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Два арбуза под подмышкой не уместишь.
Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два горя вместе, третье пополам.
Два гроша — куча хороша.
Два Демида, а оба не видят.
Два дурака об одном уме.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два медведя в одной берлоге не уживутся
Два медведя в одной берлоге не улягутся.
Два раза не умирать.
Два раза послушай, один раз скажи.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Два сапога – пара.
Два сокола поссорятся – вороне корм перепадёт.
Два уха, один рот: сорок два раза послушай, один раз скажи.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Дважды в год лето не бывает.
Дважды молодым не бывать.
Две пары сандалий сразу не наденешь
Две половины – одно целое.
Две собаки дерутся – третья не приставай.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Двое дерутся — третий не суйся.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Двух правд не бывает
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Из двух зол выбирают меньшее.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Старый брат, как второй отец.
Старый друг лучше новых двух.
Убить двух зайцев.
Ум хорошо, а два лучше.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.

Пословицы и поговорки с цифрой 3

Где двое стоят, тут третьему дела нет
Друг рядом лучше, чем три вдалеке.
Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.
За двоих попотеешь – за троих поешь
Заблудиться в трёх соснах.
Из третьих уст, из третьих рук
Из третьих уст, из третьих рук.
Наговорил с три короба.
Не везет до трех раз
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года
Обещанного три года ждут
Обещанного три года ждут.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один день заменит три, если все делать вовремя.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына-сын.
От горшка – три вершка.
Плакать в три ручья.
С три короба
Собаку испугали один раз – три дня лает.
Согнуться в три погибели.
Третий не прикуривает
Третьего дня позавчера
Три бабы – базар, а семь – ярмарка
Три волосинки в 6 рядов уложены.
Три волосинки в шесть рядов уложены
Три года скачи, ни до какого государства не доскачешь.
Три грации.
Три деньги в день, куда хочешь, туда и день.
Три дня молол, а в полтора дня съел.
Три жены имел, от всех терпел.
Три кита.
Три пятака в день, куда хошь туда и день.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Три сына, а сам в силе.
Трое осудят, десятеро рассудят.
Хвастуну цена три копейки.
Ходит, будто три дня не евши.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.

Пословицы и поговорки с цифрой 4

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Без четырёх углов изба не рубится.
В чистом поле четыре воли.
Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится.
Дом о четырех углах.
Жить в четырёх стенах.
На все четыре стороны.
Челом – четырем, а пятому – помогай бог.
Четыре глаза у жюри, и не в одном совести.
Четыре жестких жернова хорошей муки не намелят.
Четыре кола вбито, да небом покрыто.
Четыре полы, а бока голы.
Четыре страны света на четырех морях положены.
Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение.

Пословицы и поговорки с цифрой 5

Нужен, как телеге пятое колесо.
На пятак дружбы не купишь.
Сметлив и хитер — пятерым нос утер.
Кошка лапкою, медведь пятернею.
Один глупыш, а умных пятерых ссорит.
Славна кума — пять алтын дала!
На грош пятаков не дают.
Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком.
На руке пять пальцев, а который не укуси — все больно.
На что четыре: живет и о пяти.
В пяти колодчиках сидят пять молодчиков.
Не суйся, пятница, наперед четверга.
В руке пять перстов.
Верстой ближе, пятаком дешевле.
Из пяти пальцев не вижу ни одного, а один в глазах семерит.
Без пяти просвир обедни нет, а шестая в запасе.
Дорогой пять, а прямо десять.
Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел.
Торгу на три алтына, а долгу на пять.
Он на пяти овинах рожь молотит.
Это диво – у свиньи пятаком рыло.
Свинья мне не брат, а пять рублей не деньги.
Есть пять копеек – и бабушка в торгу.
На дубу лист в пятак – быть яровому так.
Живи на пять!

Пословицы и поговорки с цифрой 6

Пять раз прощают, а шестой бьют.
У кого шесть детей, у того в шести местах богатство.
Когда шесть женщин идут на оплакивание, то каждая плачет о своем.
Кто дает, тому и 5 много; кто берет, тому и 6 мало.
Вшестером пойдем – далеко уйдем.
Лучше шестерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.
Нельзя быть шести пядей во лбу.
Предателю – шесть ударов палками.
Если шестеро спорят – упустят даже то, что у них во рту; если четверо согласны – свалят даже то, что на крыше.
У него шесть хитростей и пять обманов.
Хорошее дело в шесть месяцев кончается.
Шестерня — бригадирская езда.
Шестое чувство.
Лучше шестерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.
Три коровушки есть, отелятся – будет шесть.

Пословицы и поговорки с цифрой 7

7 пядей во лбу
7 раз отмерь – 1 раз отрежь.
Для бешеной собаки семь вёрст не круг.
Для любимого дружка семь вёрст не околица.
До седьмого колена.
За семь верст киселя хлебать.
За семью морями.
За семью печатями.
Лук – от семи недуг.
Макару поклон, а Макар на семь сторон.
Марток одевай семеро парток.
На седьмом небе.
Не велик городок, да семь воевод.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Рос нос на семерых – а одному достался.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Седьмая вода на киселе.
Семеро ворот и все в огород.
Семеро не один, в обиду не дадим.
Семеро одного не ждут.
Семеро одну соломинку подымают.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Семеро по лавкам.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
Семи смертям – не бывать, а одной не миновать.
Семимильными шагами.
Семь бед – один ответ
Семь без четырех да три улетело.
Семь верст до небес, и все лесом.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь лет – беда, девять лет – несчастье
Семь лет мак не родил, а голода не было.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека
Семь пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе.
Семь раз отмерь — один отрежь.
Семь раз поели, а за столом не сидели.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Семь футов под килем
Семь четвергов, и все в пятницу.
Семь, восемь – лень отбросим
Тайна за семью печатями.
Три бабы – базар, а семь – ярмарка
У одной овечки семь пастухов
У семи нянек дитё без глазу.

Пословицы и поговорки с цифрой 8

Друзей два, врагов восемь.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не сосчитав, не говори «восемь».
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке – девять, что ровно делит.
У восьмерки два кольца без начала и конца.
Осень – перемен восемь.
Восьмое чудо света. (Употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и в ироническом смысле).
Всем по семь, а мне восемь.
На будущую осень, годов через восемь.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Друзей два, а врагов восемь.
Не режь восемь овец – режь одну, но упитанную.
Нравится – восемь, желанная – одна.

Пословицы и поговорки с цифрой 9

Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.
Девятый вал. (Бурное, сильное проявление чего-либо грозного: наивысший подъем, взлёт).
Девятый месяц на свет нарождает.
Девять мышей вместе потянули, крышку с кадушки стянули.
Девять человек – всё равно, что десяток.
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет.
За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.
Кошку девятая смерть донимает.
Семь лет – беда, девять лет – несчастье.
У храбреца десять доблестей: одна – отвага, девять – ловкость.
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
Хочешь прожить 9 дней – едой запасись на 10 (турецкая) .

Пословицы и поговорки с числом 10

Многие наши читатели полагают, что 10 это цифра, на самом деле 10 – это число, состоящее из двух цифр 1 и 0.
10 знающих не стоят 1, который дело делает (эфиопская).
10 раз скажи, до хоть 1 о друге (курдская).
В десятку
В доме, где 10 служанок, пол не подметен (татарская).
Год завершался тогда десятой луны исполненьем
Девять человек – все равно что десяток.
Дело десятое. (Не столь важно; совершенно не существенно).
Десятая вода на кислее
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Десять раз прикинешь – один раз отрежешь.
Думай 10 раз, говори 1 (уйгурская).
Избавишься от одного порока – вырастут десять добродетелей.
Ловкий человек и без еды 10 суток проживет.
Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть (русская).
На грош амуниции, на десять амбиции.
На одного стрелка по десятку загонщиков
Не трусливого десятка. (Смелый, небоязливый).
О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе – с сотней
Один говорит – десять слушают.
Один год десять лет заел.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Пока до начальника доберёшься – раз десять споткнёшься.
С пятого на десятое. (Бессвязно, непоследовательно, пропуская подробности (рассказывать, сообщать, говорить и т.п.).
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
У медведя десять песен и все про мёд.
У храбреца десять доблестей: одна отвага, а девять ловкостей.
Умный услышит раз, а догадается десять раз.
Чего не сделаешь один, сделают десять.

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз

Вопрос. Мы должны разуметь только то, что написано, или это содержит в себе какой-то внутренний смысл – вопрос Петра и ответ Господа ему вопрошающему: «Сколько раз, если согрешит по отношению ко мне мой брат, отпущу ему? До семи ли раз?». На это Господь изобильно отвечал «Аминь, говорю тебе, не только до семи, но до седмижды семидесяти».

Ответ. Хорошо и уместно, конечно, и на пользу обеим сторонам – и согрешающему, и прощающему. Первому – что он просит, исправиться в том, в чем согрешил, а второму – что он виноват в тех же вещах, ибо нет никого без греха и вины, только единая вышевластвующая и несравниваемая Святая Троица во едином естестве. Ибо говорит богоносное слово Писания: «Кто похвалится, что у него чистое сердце? Или кто дерзнет рассматривать себя как чистого от греха?» Прежде Спасителя дивный Иов, незыблемый столп, когда его бил диавол, а он не слабел от страданий, не истощался, этот человек явным образом восклицает: «Никто не чист от греха» (Иов. 14:4). Даже если и один день живет он на земле, он проживает жизнь, а не из ложесн выходит жить. Но с возрастанием тела и завершением ума – начало Промысла о житии. Ибо Петр желал взять ключи Царствия Небесного и церковного устроения. Под ключами нужно понимать власть прощать грехи. Вместо ключа у нас есть язык, который отворяет небеса и затворяет. И при нас это – языком себе отворять или затворять небеса: первое – когда мы делаем достойное, а второе – когда делаем недостойное того, что изречено Богом. Тот, у кого надежда приять власть прощать грехи, спрашивает Господа: «Сколько раз, если согрешит по отношению ко мне мой брат, отпущу ему? До семи ли раз?» Почему он не ищет четного или круглого числа, а здесь спрашивает «до семи»? Думаю я, что он желал узнать тайну об убийце: удостоен ли будет прощения Крещением и покаянием тот, кто впал в семь грехов. Первый в мире убийца Каин осужден на столь великие мучения соответственно связанным с убийством грехами. Первый среди людей Каин сотворил зло – первый убил. Первый солгал Богу, когда Бог спрашивал о убитом. Первый доставил родителям плач и рыдыние, убив брата. Первый породил ненависть и ревность. Первый лукаво принес початки хлеба. Первый землю осквернил кровью, став посредником ее проклятия. Семь раз он был в убийственном действе – равночисленное мучение приносит божественный глас: безплодие и безхлебие земли, не принимающей при этом убийцу, стон и дрожь по всему телу… Подобает понимать, что мучение завершилось по этому числу. «Проклята земля от тебя» (см. Быт. 3:17) – первая мука. «Возделывай землю» (см. Быт. 3:17-19) – вторая. Он сопрягся с некоей неизреченной необходимостью, которая заставляла его страдать на земле и трудиться. И не позволит земле даровать от своего обилия – третье мучение – трудиться и от усилий не иметь никакого приплода. «Стенать и дрожать на земле» – к трем мукам Божие устроение прибавляет две: беспрестанное стенание и не отпускающую дрожь, так что нельзя доставить телу ни пищи, ни питья, чтобы правая рука не устала, ибо крепость руки убила брата: здоровьем надо искупать болезнь. Шестая мука, что он лишился дерзновения к Богу, а это страшная и тяжелая мука все выдерживать, когда Бог отвращается. В ней, рыдая, находясь в этом искушении, он просит смерти, которая бы избавила от бедствия, и она лучше, чем жить отверженным от Бога. И сказал: «Если отлучишь меня от земли», то есть не велишь при этом наслаждаться ее плодами, и «от лица Твоего скроюсь», раз земного, что служит потребностям, я лишился. «И когда Ты велишь, я не могу явиться, и пусть любой, кто меня встретит, меня убьет, лучше мне умереть, чем жить, жестоко мучимым». К нему Господь сказал: «Никак нет. Я поставил знак на тебе, чтобы тебя не убил никто из встречающихся тебе». Это седьмая мука – не удостоиться смерти, которая обращает в прах всякий позор и «славу», но продолжать жить в мучениях, будучи обличаемым знаком, что он есть начинатель злых среди людей. Ибо это самая тяжелая мука – позор среди наделенных даром разума и слова. Виновным суд Божий налагает запрет, когда говорит: «Воскреснут эти в жизнь вечную, а эти – в срам и похуление вечное». Так как убийца внес семь зол, то столькими же наказаниями был осужден. Знал Петр, что седьмой день назван почтенным Господним днем: Господь в этот день прекратил Свои дела. И не почему-либо другому, но именно поэтому закон почитает субботу, чтобы, в соответствии с названием, отдыхать от трудов. И число семь особо выделяется и почитается иудеями. И в нем все численные установления. В нем день очищения. А седьмой год у них – в честь прощения. Шесть лет вспахивая землю и собирая урожай, учреждают на седьмой год, чтобы она отдыхала и была нетронутой, изобилуя самосевом хлеба. Раб, поработав семь лет, получал свободу, когда седьмой год заканчивался. Семьдесят лет пробыли иудеи пленниками в Вавилоне. Прибавляется и святой Христоносной нашей Церкви благодать седьмых. «Семь раз днем я восхвалил Тебя», – сказал Давид, божественный песнопевец. Днем он называет настоящий век (настоящую жизнь), восхваляя семь дней недельного круга. Исайя насчитывает семь духовных даров, и «семь очей Господних», что сказал и Соломон: «Премудрость создала себе храм и поддержала его семью столпами». Премудрость – это Христос, как объясняет божественный Павел, а дом – это небо и Церковь. Семь столпов – это ангельские чины. А в Церкви – те, кто вместе со Стефаном и Филиппом – семь диаконов апостольских. И опять же другой из святых сказал: «Семь раз праведник падет и встанет», – не иначе как покаянием. Седьмой от Адама Енох по преставлении не увидел смерти. Итак, его преставление указует, что мы сможем из тленного и временного жития в бессмертное житие Церкви, сохраненные от потопа бесов, как духовно понимаемый Ной, имея Христа кормчим. Седьмой после Ноя – Авраам; он принимает обрезание, отбрасывая плотное и тучное жизни. Седьмым после Авраама явился божественный законодатель Моисей: изменение жития, очищение от беззакония, возвращение благого Закона. Он даст дивный устав, чтобы на седьмой год почитать «субботу»: чтобы была свободна пахотная земля, чтобы должники были прощены от долгов, а рабы освобождены из рабства. Семьдесят седьмой от Адама рождается Христос, как свидетельствует божественный Лука по числу родов. И именно поэтому Священное Писание число прощения грехов дает по уставу семи; по седмицам продолжается и настоящее житие. Седьмой день совершен у Творца. Седмица, возвращаясь всегда к себе, несет отпущение грехов через покаяние – для тех, кто склоняется к исправлению (выпрямлению) и трезвению, дарованному от Бога. Мы об этом ленимся, но вскоре мы, отринувшись от весьма горшего, опять прикоснемся деланию добра. Омоем одежды и сердце от скверны, убежав от нее, чтобы не задохнуться, и взойдем к древнему возвышенному житию. Слух приклоним к Божией воле, забудем земное. И приобретем верховный град добродетели от любви. И на скрижалях сердца начертаем Божий Закон, став доской в руках Бога.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 216.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». (Мф. 18:21–22)

Прощение обид – всегдашняя наша обязанность. – Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. – Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. – Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. – Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. – Польза безропотного перенесения обид. – Должно скорбеть о причиняющих нам зло.

1. Петр думал, что говорит нечто великое, почему, как бы желая похвалиться любовью к ближнему, заключил вопрос свой словами: «До семи ли раз»? Ты повелел, – говорит он Иисусу, – прощать обиды ближнему; сколько же раз я должен делать это? Если, например, ближний часто будет погрешать и, по обличении всегда будет раскаиваться, – то сколько раз Ты повелишь нам прощать его? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел по троекратном обличении оставить, сказав: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь», а для раскаивающегося не положил никакого предела, но велел принимать его. Итак, сколько же раз должно прощать его, когда он по обличении раскаивается? Довольно ли семи раз? Что ж отвечает Христос, человеколюбивый и благий Бог? «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Число семьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: «тысячу раз» употребляется для означения множества, так и настоящее выражение. Например, и в словах: «бесплодная рождает семь раз» (1Цар. 2:5), под словом «семь» Священное Писание разумеет множество. Таким образом, Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность. То же самое объяснил Он и в следующей далее притче. Чтобы повеление, заключающееся в словах: «до седмижды семидесяти раз» не показалось кому-либо великим и трудным, Он присоединил эту притчу, в которой разъясняет смысл предыдущих слов, посрамляет того, кто бы стал гордиться прощением обид, и вместе показывает, что таковое повеление не трудно, а напротив весьма легко. Потому-то Он представил в ней человеколюбие Свое, чтобы ты отсюда познал, что, хотя бы седмижды семьдесят раз прощал ближнему, хотя бы все вообще его прегрешения всегда оставлял, – и тогда твое человеколюбие будет столь же далеко от бесконечной божественной благости, которая для тебя нужна на будущем суде при требовании от тебя отчета, сколько капля воды от беспредельного моря, даже еще более. Вот слова Христа: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить» (Мф. 18:23–25). Потом, когда этот должник, помилованный господином, вышедши, стал душить своего товарища, должного ему сто динариев, и тем разгневал господина, то последний приказал снова ввергнуть его в темницу, пока не отдаст всего. Вот как велико различие между грехами против Бога и грехами против человека! Так же велико, как между десятью тысячами талантов и сотнею динариев, и даже еще более. Причина этого заключается как в различии лиц, так и в непрерывном повторении грехов. На глазах человека мы удерживаемся и опасаемся грешить; а Бога, хотя Он каждодневно на нас смотрит, не стыдимся, – напротив, и делаем все, и говорим обо всем безбоязненно. И не от этого только зависит важность грехов, но еще и от благодеяний и той чести, которою мы почтены от Бога. И если вы желаете знать, что значит «десять тысяч», – и даже гораздо более – «талантов», т. е. грехов к Богу, то я постараюсь показать это вкратце. Но я опасаюсь, чтобы чрез это или не подать большего повода ко греху тем, которые склонны к беззаконию и любят непрестанно грешить, или не ввергнуть в отчаяние малодушных, которые, подобно апостолам, может быть, спросят: «Кто же может спастись» (Лк. 18:26)? Однако же скажу, чтобы внимательных сделать более твердыми и благодушными. Страждущие неизлечимою болезнью и не чувствующие ее, и без моих слов не оставят своего нечестия и нерадения. Если же мои слова подадут им больший повод к беспечности, причина будет заключаться не в них, а в самой их бесчувственности. По крайней мере, поучение мое внимательных может обуздать и довести до сердечного сокрушения, а мягких сердцем, показав им тяжесть грехов их и открыв силу покаяния, более расположить к нему. Потому почитаю нужным говорить. Таким образом в слове своем я изложу грехи как по отношению к Богу, так и по отношению к людям, – и притом не частные, но общие, так как частные каждый может присовокупить, советуясь с своею совестью. А для того предварительно изображу божественные благодеяния. Итак, какие же благодеяния Божии? Он даровал нам бытие и сотворил для нас все видимое: небо, море, землю, воздух и все в них содержащееся: животных, растения, семена; но невозможно исчислить всех Божиих дел по причине беспредельного их множества! Из всех тварей, населяющих землю, в нас только одних вдохнул душу живую; насадил рай, дал помощницу, поставил владыками над всеми бессловесными, увенчал славою и честью. Потом, когда человек оказался неблагодарным к своему Благодетелю, Он удостоил его еще большего благодеяния.

2. В самом деле, смотри не на то только, что Бог изгнал человека из рая, но обрати внимание и на ту пользу, которая произошла отсюда. По изгнании из рая, Он оказывал людям бесчисленные благодеяния, совершил различные строения спасения, и наконец послал единородного Сына Своего к облагодетельствованным Им и ненавидящим Его, отверз нам небо, отпер двери рая, и нас, врагов Своих неблагодарных, соделал сынами. Потому прилично теперь сказать: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33)! Он дал нам крещение во оставление грехов, освободил от наказания, сделал наследниками царствия, обещал бесчисленные блага добродетельно живущим, простер к нам Свою руку, и излил Духа в сердца наши. Итак, что же, после таких бесчисленных Божиих благодеяний? Какое мы должны иметь расположение к Нему? Воздали ли бы мы не только достойную, но даже самомалейшую часть долга и тогда, когда бы каждый день умирали за Того, Который столько возлюбил нас? Нимало. И это самое обращалось бы в нашу пользу. Но такие ли мы имеем к Нему расположения, какие должно иметь? Мы каждодневно нарушаем Его законы. Не оскорбляйтесь, если я обращу свое слово против грешников: я буду обвинять не вас только, но и самого себя. Итак, с кого бы мне начать, по вашему желанию? С рабов или с свободных? С воинов или простолюдинов? С начальников или подчиненных? С жен или мужей? С старцев или юношей? С какого возраста? С какого рода? С какого чина? С какого звания? Угодно ли вам, чтобы я начал свое слово с воинов? И что же? Не грешат ли они каждодневно, оскорбляя, понося других, неистовствуя, и всячески стараясь сделать их несчастными? Будучи подобны волкам, они никогда не чужды злодеяний. Да и может ли море быть без волн? Какая страсть не возмущает их! Какая болезнь не обдержит их души! По отношению к равным они водятся ненавистью, завистью и тщеславием; по отношению к подчиненным – корыстолюбием; по отношению к тяжущимся и прибегающим к ним как к пристани – коварством и клятвопреступлением. Сколько производят они хищений! Сколько у них обманов! Каких нет между ними клевет и непозволенных торгов! Сколько между ними раболепных ласкательств! Теперь противопоставим каждому пороку закон Христов. «Кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5:28). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Воины же надмеваются пред подчиненными и вверенными их власти, которые трепещут пред ними и страшатся их, так как они жестокостью своею превосходят зверей. Ничего не делают ради Христа, а все для чрева, для корыстолюбия и тщеславия. И можно ли исчислить в слове все беззаконные их поступки? Кто в состоянии описать их насмешки, неумеренный смех, неприличные разговоры, постыдные слова? А о корыстолюбии и говорить нечего. Как монахи, живущие в горах, не знают, что такое корыстолюбие, так и воины, – только по противоположным причинам. Первые не знают этой страсти потому, что слишком далеки от этой болезни: а последние не чувствуют того, какое великое зло эта страсть, по той причине, что чрезмерно упиваются ею. Эта страсть до того искоренила в них добрые расположения и так возобладала над ними, что не почитается даже у этих неистовых людей и тяжким преступлением. Но не угодно ли вам, оставивши воинов, посмотреть на других, более кротких? Обратимся, например, к художникам и ремесленникам. Кажется, эти люди преимущественно пред другими снискивают пропитание справедливыми трудами и собственным потом; но и они, при всех трудах своих, подвергаются многим порокам, когда бывают невнимательны к себе самим. К праведным трудам своим они часто присовокупляют неправедную продажу и куплю; из корыстолюбия лгут, клянутся и нарушают клятву. Они заботятся только о настоящей жизни, прикованы к земле: все делают из корыстных видов и, желая умножить свое имение, мало пекутся о подании помощи нуждающимся. Кто может изобразить употребляемые при этом злословия, обиды, барыши, проценты, договоры, коварно заключаемые бесчестные торговые дела?

3. Впрочем, если вам угодно, оставим и этих, и перейдем к другим, – более, по-видимому, справедливым. Кто же это? Это те, которые владеют поместьями и собирают богатство от плодов земли. Но можно ли найти кого несправедливее их? Если посмотрите, как они поступают с бедными, несчастными земледельцами, то увидите, что свирепость их превышает жестокосердие варваров. Тогда как земледельцы истаивают от голода, изнуряют себя всю жизнь трудами, – они непрестанно налагают на них новые тяжкие оброки, определяют их к самым трудным работам и употребляют их вместо ослов и лошаков, и даже вместо камней. Не давая им ни малейшего отдыха, и во время плодородия, и во время бесплодия равно угнетают их и никакой пощады им не оказывают. Есть ли кто-нибудь несчастнее этих бедняков, которые трудясь всю зиму, проводя ночи на холоде, под дождем, без сна, и за все это не получая никакой платы, но еще задолжавши, принуждены бывают убегать от своих господ, не столько спасаясь и боясь голода и домашнего расстройства, сколько мучений, насилия, истязаний, тюрьмы и неизбежных работ – от управителей? Что сказать о торгах, чрез них производимых, и о неправедных прибытках, отсюда получаемых? Господа, их притесняющие, наполняя свои точила и подточилия от трудов и пота их, не позволяют этим беднякам брать в свои дома ни малейшей части; но весь плод от винограда вливая в свои неправедные сосуды, бросают им за это самую малую плату. Они выдумывают новые роды процентов, недозволенные законами даже у язычников; составляют самые бесчестные долговые акты, в которых требуют не сотой части, но половины всего имения от должника; и хотя бы последний имел жену, воспитывал детей, хотя бы был человек бедный и собственными трудами собирал в свое гумно и точило, – они об этом не размышляют. Потому уместно здесь привести слова пророка: «ужаснися небо, и убойся земля!» (Иер.2:12) До какого неистовства дошел род человеческий! Говоря обо всем этом, я не осуждаю искусств, земледелия, воинского звания, поместьев, – но нас самих. И Корнилий был сотником, и Павел был скинотворцем, и после проповеди занимался своим ремеслом, и Давид был царем, и Иов был господином большого имения и получал великие доходы; но все это никому из них не послужило препятствием к добродетели. Итак, рассмотревши все это и вспомнивши о тьме талантов, потщимся хоть поэтому прощать ближнему малочисленные и неважные оскорбления. Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей; но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали. Поэтому Бог и дал нам легкое и удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов, – то есть, забвение обид. А чтобы лучше уразуметь это, выслушаем всю притчу по порядку. «Приведен был, – говорит Спаситель, – к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей» (Мф.18:24–25). Почему же велел и жену продать? Не по жестокости или бесчеловечию (в таком случае раб его потерпел бы новый урон, так как тогда и жена сделалась бы рабою), но по особенному намерению. Таким строгим повелением хотел устрашить раба своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать. Если бы он имел это в виду, то не внял бы его просьбе и не оказал бы ему своего милосердия. Но почему же он не сделал этого, и не простил ему долга прежде такого повеления? Чтобы вразумить его, сколько долгов он прощает ему, и чрез это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу, который был должен ему. В самом деле, если он и тогда, как узнал и тяжесть своего долга, и великость прощения, стал душить своего товарища, то до какой бы жестокости не дошел он, если бы наперед не был вразумлен этим средством? Как же на него подействовало это средство? «Потерпи на мне, – говорит он,– и все тебе заплачу» (Мф. 18:26). Господин же его, «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Не открывается ли и здесь опять его чрезмерное человеколюбие? Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему более просимого: он отпустил ему весь долг и простил его. Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, – но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды. Впрочем причина прощения показывает, что все это зависело от самого господина, хотя раб припадал к нему с своим прошением. «Умилосердившись над рабом тем, -:сказано,– отпустил его». Однако же господин так поступил, чтобы и со стороны раба была причина прощения ему долга (иначе он был бы совершенно посрамлен), и чтобы, научившись собственным несчастием, был снисходительнее к своему товарищу.

4. И действительно, в это время раб был добр и чувствителен: он ни от чего не отрекся, – дал обещание заплатить долг свой, припал к господину с прошением, возгнушался грехами своими и познал великость своего долга. Но последующие его поступки совершенно не соответствуют прежним. Выйдя же тотчас, – не чрез несколько времени, но тотчас, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, – он во зло употребил и дар, и свободу, ему данную. «Нашел, – говорится, – одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). Не очевидно ли человеколюбие господина, не очевидна ли и жестокость раба? Заметьте это, поступающие так из-за прибытков! Если не должно так поступать во внимание к греху, то тем более из-за прибытков. Итак, что же сказал должник? «Потерпи на мне, и все отдам тебе» (Мф. 18:29). Но тот не тронулся этими словами, которые спасли его самого: ведь и он, сказав то же самое, прощен был в десяти тысячах талантов; он не вспомнил о пристани, спасении его от потопления; та же самая просьба не напомнила ему о человеколюбии господина. Но по любостяжанию, жестокосердию и злобе, пренебрегши всем этим, душил своего товарища с жестокостью, несвойственною даже диким зверям. Что ты делаешь, человек? Или не чувствуешь собственного обольщения? Не вонзаешь ли меч в самого себя, вооружая против себя милость господина и отпущение им долга? Но он нимало об этом не размышлял, подобного случая, бывшего с ним, не припомнил, а потому и не сделал должнику своему никакого снисхождения, хотя последний просил о долге и не так важном. Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у господина. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, – потому что сказано: «посадил его в темницу…Товарищи его, видев происшедшее» (Мф. 18:30–31), обвинили его пред господином. Даже и людям это было неприятно: что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга! Что же сказал господин? «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя» (Мф. 18:32–33)? Примечай опять кротость господина! Он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар (или лучше, не он уничтожил, но сам получивший), а потому и говорит: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего»? Хотя и тяжким для тебя кажется простить долг ближнему своему, но ты должен обратить внимание и на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить; хотя и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде за исполнение его. Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое. Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну. Если бы ты то и другое сравнил между собою, то увидел бы, что первое гораздо легче последнего. Когда он был должен десять тысяч талантов, господин не называл его лукавым, и не укорял его, но помиловал его. Как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: «Злой раб!» Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего. Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей. «Отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34), – т. е. навсегда, потому что он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга. Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием. Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон. Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? Господин не только предал раба своего мучителям, но и прогневался на него. Когда он приказывал его продать, то приказание дано было без гнева; Потому-то он не исполнил последнего, и это служит яснейшим доказательством его человеколюбия. Но теперь делается определение с великим негодованием, определение мести и наказания. Итак, что означает эта притча? «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Не говорит: Отец ваш, но: «Отец Мой», – потому что недостойно называться Богу Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба.

5. Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим. Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим (так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему). Прощать же другим мы должны не словами только, но от чистого сердца. Итак, не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. Чем и в такой ли мере причинит тебе зло оскорбивший тебя, сколько ты сам себе причинишь, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога? Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя. Итак, не говори, что другой оскорбил тебя и оклеветал, и причинил большое зло: чем больше будешь говорить, тем более покажешь, что он твой благодетель. Он доставляет тебе случай освободиться от грехов, так что, чем больше наносит тебе обид, тем больше становится причиною очищения грехов твоих. Действительно, если мы захотим, нас никто не может обидеть; самые даже враги величайшую доставят нам пользу. Но что говорить о людях? Может ли кто быть лукавее дьявола? Но и он может доставить нам удобнейший случай к нашей славе, как это показывает пример Иова. Если же дьявол доставляет случай получать венцы, то для чего бояться врага – человека? Смотри, сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от врагов: первая и важнейшая – отпущение грехов; вторая – терпение и великодушие; третья – кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его; четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться, так как свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках. Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами. Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. Притом тебя будут уважать все, даже и сами враги, хотя бы они были демоны; вернее же сказать, поступая таким образом, ты уже не будешь иметь и врага. Но что всего важнее, ты приобретешь милосердие Божие. Если ты согрешил, получишь прощение грехов своих; если прав, получишь большее дерзновение к Богу. Итак, не будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим заслужить любовь от Бога, – и тогда, хотя бы мы десятью тысячами талантов были должны, Он умилосердится над нами и помилует нас. Но ты обижен ближним? Потому-то и будь снисходителен к нему; не питай ненависти; плачь и рыдай, а не презирай его: ведь не ты прогневал Бога, но он; а ты, перенесши обиду, поступил достохвально. Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать. Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло. Но ближний тебя обидел при всех, и даже ударил? Это значит лишь, что он при всех обесчестил и посрамил самого же себя, и тысячу обвинителей вооружил против себя, тебе же, напротив, приготовил многие венцы и дал многих глашатаев твоего великодушия. Но он оклеветал тебя пред другими? Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету? Он только прибавил лишний повод для своего наказания, так как должен будет дать ответ не только за свои поступки, но и за то, что осудил тебя.21 Тебя он оклеветал пред людьми, а сам сделался виновным пред Богом. Если же для тебя этого недостаточно, то вспомни, что и Сам Владыка был оклеветан и от сатаны, и от людей, и притом пред теми, которых Он наиболее любил. То же самое испытал и единородный Сын Его, Который потому и сказал: «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф. 10:25)? И не только оклеветал Его злой тот демон, но даже успел клевету свою выдать за истину, и оклеветал не в маловажном чем-нибудь, но в величайших и позорных преступлениях: называл Его и беснующимся, и льстецом, и противником Богу. Но ты, оказав благодеяния ближнему, терпишь от него обиду? Поэтому-то особенно плачь и болезнуй о причинившем тебе зло, а о себе радуйся: ты уподобился Богу, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:45). Но если подражание Богу превосходит твои силы (хотя для ревностного и это не трудно, но пусть тебе кажется это сверх твоих сил), то мы укажем тебе пример для подражания в подобных тебе рабах. Посмотри на Иосифа: он хотя претерпел бесчисленные бедствия от своих братьев, однако же, облагодетельствовал их; посмотри на Моисея, который, после бесчисленных против него злоумышлений иудеев, молился за них; посмотри на блаженного Павла, который, не мог даже исчислить страданий, какие потерпел он от иудеев, и при всем том желал еще быть за них под анафемою; посмотри на Стефана, который, будучи побиваем камнями, молился об отпущении греха этим убийцам. Припомнив все это, оставь всякий гнев, чтобы и тебе Бог оставил все прегрешения твои, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *