Проскомидия, что это?

Что такое проскомидия?

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

Когда проскомидия не совершается

Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

  • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
  • по вторникам и четвергам пятой недели;
  • в первые три дня Страстной седмицы;
  • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

Священные предметы и их значение

Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

  • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
  • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
  • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
  • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
  • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода

Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

Как происходит проскомидия

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш…» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

Как подать записку на проскомидию

Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

Заключение

Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ


Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (59699) раз

аборт автомобиль акафист апокалипсис артос архитектура аскеза
астрология афон бизнес благоговение благочестие богословие богослужение
болезнь брак венчание вера вино власть влюбленность
волонтеры воскресение воскресная школа воспитание восприемник воцерковление вселенная
гордость гре грехи деньги дети долги дом
духовник душа ереси ересь женщины животные жизнь
жития замужество записки зарплата иконы имена именины
имя инославие инославные искушения испо исповедь йога
катехизация католики католичество кино колдовство коронавирус крест
крестные крещение литература литургия любовь менструации милостыня
мир молитва молодежь монофизиты надежда обида обручение
общение община одежда освящение отдание отношения отпевание
отречение паломничество панихида переводы писание подарки подготовка
подчинение пожертвования покаяние поминовение послушание пост похороны
правила правило православие праздники преждеосвященная прелесть прелюбодеяние
приход причасие причасите причастие проблемы проклятия проповедь
проскомидия прощение псалтирь психология работа радость развод
раздражение раскол расписание родители ростовщичество рыбки сайт
свекровь свечи святой святость святые святыня семья
символ служение смерть смирение сны соборование соборы
соседи сотворение спасение ссоры страх судьба суеверия
счастье таинства творение труд тщеславие уныние усопшие
успех усталость феминизм физика философия форма франция
хобби храм церковно-славянский чтение школа энциклопедия эпидемия
юмор язык

Задать новый вопрос

Ольга 27.12.2019 15:34 Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли подавать записки за католиков? И если можно, то можно ли указывать имя в их обычной форме, например, Антонио.
Ответ священника:
Здравствуйте! Посмотрите пожалуйста в этот раздел, там есть ответ: http://www.pokrovahram.ru/voprosy-svjashhenniku/?p_3_tag=33 Имена в обычной для не-русской традиции форме разрешил писать в записочках наш Священный Синод на последнем заседании.

Теги: молитва, поминовение, католики, инославные

Олег 25.01.2019 12:59 Вопрос: Добрый День.
Просьба дать ответ на вопрос.
Ребёнок крещён в армянской церкви.Можно ли за него молиться и подавать записки о здравии и т.д.(требы) в Русской Православной церкви .
Спасибо.Жду ответа
Ответ священника:
День добрый! Святитель Филарет Московский благословлял поминать католиков на Проскомидии ( т.е. подавать записки). Такого же мнения был и другой русский святой, святитель Афанасий (Сахаров). Следуя их авторитетному святоотеческому совету, и мы не дерзнём Вам отказать в поминовении малыша. — Чтобы вникнуть в проблему более глубоко, почитайте например это: http://www.nsad.ru/articles/mozhno-li-pominat-katolikov-i-protestantov

Теги: поминовение, инославие

Алексей 09.01.2019 06:43 Вопрос: Отец Дмитрий! Подскажите, пожалуйста, допустимо ли подавать записки распечатанные на принтере или они должны быть написаны от руки?
Ответ священника:
Здравствуйте! Конечно можно. Хотя читать написанные от руки поминальные записки мне лично приятнее, так как чувствуешь, что человек вложил свою душу и молился, пока писал её.

Теги: поминовение, записки

Алексей 25.12.2018 07:30 Вопрос: Отец Дмитрий! Подскажите, пожалуйста, чем отличается простая записка от заказной. Что значит заказать по человеку проскомидию, обедню. И как ее заказать. Спасибо за ответ
Ответ священника:
Алексей, обедня — это простонародное название Божественной Литургии. Проскомидия — это приуготовление Литургии, которое совершает священник до её начала в алтаре на жертвеннике. Сначала приготовляются с определёнными молитвами святые Дары: вырезается и полагается на дискос (широкая тарель на ножке) святой хлеб, — Агнец, а в чашу наливается вино. Святые Дары на Литургии пресуществляются в пречистые Тело и Кровь Христа. Затем на проскомидии поминаются святые, а после них — живые и усопшие наши сродники, — они называются по именам (как раз в этот момент и читаются записки), а вместе с именами вынимаются частички из просфор. Частички полагаются рядом с Агнцем, на дискосе. Это и есть — поминовение на проскомидии (синонимы: «заказать проскомидию, обедню»), означающее то, что поминаемые нами люди тоже сопричастны принесению бескровной жертвы на Литургии и получают благодать. Чтобы батюшка помянул ваших близких, придите в храм, найдите стол с листочками и ручками, нарисуйте сверху записки маленький крестик и напишите заглавие: «О здравии» или «О упокоении», а затем — имена в родительном падеже (Ивана, Марии, Петра, Павла и т.д.). После этого отнесите записочки за «свечной ящик», где дежурит «свечница». — «Простая» от «заказной отличается лишь размером пожертвования. По существу они не различаются.

Теги: молитва, поминовение, литургия, записки, проскомидия

Ирина 06.12.2018 16:01 Вопрос: Добрый день, батюшка! Можно ли указывать в записках для поминовения за литургией имена близких, крещенных в грузинской церкви? Спасибо
Ответ священника:
Добрый день! Конечно можно! — С уважением, пДП

Теги: молитва, поминовение, имена, записки

Ирина 07.11.2018 15:11 Вопрос: Здравствуйте, батюшка! Подавая записки о упокоении человека в первые 40 дней его называют «новопреставленным». А как назвать усопшего человека, подавая записку для поминовения в день его рождения или смерти? Спасибо
Ответ священника:
Здравствуйте, Ирина! В таком случае обычно пишут перед именем усопшего «ныне поминаемого».

Теги: молитва, поминовение, усопшие

Татьяна 23.08.2017 11:52 Вопрос: Так случилось, что мои крестные живут в др городе, и я давно с ними не общаюсь (не знаю адреса и телефона). Как поминать их о здравии, если есть
сомнение, живы ли? Им уже должно быть по 80 лет. Или поминать и о здравии и о упокоении?
Ответ священника:
Татьяна, поминайте их конечно о здравии, так как пока не доказано обратное, надо верить, что люди живы. Параллельно постарайтесь навести справки о их судьбе теми способами, которые Вам доступны.

Теги: молитва, поминовение

Ирина 27.01.2016 13:34 Вопрос: Добрый день, Батюшка! Я слышала, что существует два различных мнения по-поводу поминовения близких в «заказных» записках (имеется ввиду то поминовение, когда на Литургии за близких вынимается частица из просфоры). Одни считают, что для наших близких, хотя и крещенных, но далеких от Церкви и христианской жизни, это необходимо, поскольку эти молитвы могут помочь им обратиться ко спасительному пути. Другое мнение говорит об обратном — что нельзя за людей, не задумывающихся о Боге и даже не пытающихся жить по-христиански (насколько это в силах каждого человека), подавать такие записки, чтобы не усугублять их греха. Так следует или не следует поминать ближних за Литургией? Спасибо.
Ответ священника:

Добрый день, Ирина! Сколько людей, столько и мнений… Я поддерживаю первое по Вашему перечню. Я считаю, что за крещеного человека можно молиться всей полнотой «молитвенных средств». Даже в священнических молитвах Литургии говорится о том, что мы приносим бескровную Жертву «о наших грехах и о людских неведениях», т.е. о заблуждениях всех несчастных людей, которые блуждают во мраке маловерия. Я бы не стал молиться за явного богоборца или хулителя, но таковых к счастью среди наших близких немного (если вообще имеются).

С уважением, прот. Д. Пашков.

Теги: молитва, поминовение, литургия

Мария 19.01.2016 10:36 Вопрос: Здравствуйте.
Я всех родственников кого знала имена, всегда упоминала в записке. Всех прабабушек прадедушек, даже по отчеству прадедушки его отца поминаю. Совсем недавно при переезде близкого родственника в другую страну, получили документы на бабушку (я лично ее никогда, не видела она в Сибири рано умерла связь с ней давно потеряна даже у отца, его дедушка с бабушкой воспитывали), В документах было написано, что она еврейка и скорее всего раз писали ее принадлежность к данной национальности, скорее всего иудейка, могу только догадываться. Я впервые задумалась, что ничего не знаю о вере своих родственников и не факт, что она всегда православная. Я знаю только того с кем жила, о ком рассказывали. Вот как тут нужно поступит? Упоминать только тех кого достоверно знаешь? А всех остальных?
Вот еще почему спрашиваю, у меня у подруги умер некрещеный муж, она ездила в церковь на автозаводскую там поминают некрещеных и ей сказали, что самой опасно за него молиться. Опасно ли молиться за родственников других конфессий, и вообще надо ли это, им прежде всего. И вот раз я уже так делала, я правда не знала.
Ответ священника:
Здравствуйте, Мария! Если Вам достоверно известно о том, что человек нехристианин, молИтесь за него дома. Если твердых сведений нет, поминайте его также и в записках с доверием к всеведущему Богу, который знает «сердца и утробы и сокровенные мысли человеков». Думаю, здесь можно действовать по принципу — «пока не доказано обратное, считаю, что он (она) крещен». С уважением, п. Д.П.

Теги: таинства, крещение, поминовение

Светлана 07.11.2015 22:47 Вопрос: Здравствуйте! У меня год назад скончался отец. От религии он был далек, его родители были коммунистами, и я не знаю, был ли он в детстве крещен. Есть вероятность, что его крестила бабушка, но разговора на эту тему у нас с ним никогда не было. Что можно сделать для него в такой ситуации? Как можно молиться за умерших близких, которые не были крещены? Спасибо
Ответ священника:
Уважаемая Светлана, первое, что Вы можете сделать по любви к Вашему покойному папе, — сходить в храм и обсудить этот вопрос с батюшкой. Надо как минимум выяснить, что значит «далек от религии»: явное противление или банальная косность…

Теги: таинства, крещение, поминовение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *