Просвира, что это такое?

Крестный ход с артосом в Задонском мужском монастыре. Светлый понедельник, 2018 г.

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.

И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9).

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Слово а́ртос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа».

Источник: Азбука веры

В православии есть большое количество различных символов и вещей, о которых необходимо знать хотя бы поверхностно, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Мало кто знает, что означает просфора. Если сказать очень коротко, то это символ Христа. Если сам хлеб в человеческой жизни удовлетворяет его потребности в пище мирской, то Христос, являясь Хлебом Небесным, пытается приобщить человеческую жизнь к Божественному существованию в вечности. Просфора есть неотъемлемой частью литургий в Церкви. Несмотря на ее простоту, есть много тайн и тонкостей ее использования.

Что такое просфора

В переводе с греческого — означает приношение. Церковь подразумевает под этим значением любое Литургическое подношение, которое может быть в виде, хлеба, свечей, вина, елея. Священнослужители переписывали имена тех, кто принес такие дары в помянник и потом поминали их во время службы. Уже со временем данное название использовалось только для обозначения хлеба, которые применяют при Евхаристии.

По внешнему виду она напоминает гриб круглой формы. Состоит из 2 частей, чем символизирует единство двойной природы Христа: человеческой и Божьей. По своей структуре этот хлеб обязательно должен быть «живым», то есть произведенным на дрожжах или квасе. Для ее приготовления используют чистую пшеничную муку. Кроме этого в состав входит вода и соль. Венчает верхушку печать с буквами «Ис.», «Хс», а также «Ника». Это означает — Иисус Христос, победа. Могут также быть изображены святые или Богородица.

Из хлебца с Христовой печатью изымается Агнец, которого во время Литургии используют как тело Христово. Из остальных убирают частички с поминовением имен живых и мертвых. После окончания службы их выносят и раздают прихожанам. В основном их можно найти в свечной лавке.

Что делать с просфорой, которую дали в храме

К святому хлебу необходимо относится с должным уважением. Ведь он уже принял участие в богослужении. Возвратившись домой, необходимо следовать некоторым правилам:

  • хранить его стоит в специальном месте, желательно рядом с иконами;
  • употреблять ее только на голодный желудок;
  • рекомендую вместе с этим читать специальную молитву на принятие просфоры и святой воды(https://tolkovanie.info/molitva-na-prinyatie-svyatoj-prosfory-i-vody/);
  • старайтесь не крошить ее и не разбрасывать;
  • если она заплесневела, то пустите ее в речку.

Можно также нарезать просфору на небольшие кусочки, пока она еще свежая, и сложить в тканевый мешочек. Дать подсохнуть и использовать по мере необходимости.

Часто задают вопрос о том, можно ли есть просфору не натощак? Вкушение ее на голодный желудок происходит из чувства благоговения. Ее употребление по всем канонам должно проходить только так и никак иначе. Запивать можно святой водой, которую можно пить без еды на протяжении всего дня.

Также часто женщины спрашивают о том, можно ли есть просфору во время месячных? В этот период стоит удержаться от данного ритуала, также как и от Причастия. В церковных правилах четко написано, что женскому полу в данные дни не запрещается молиться, но стоит воздержаться от участия в различных Таинствах и прикосновении к священным предметам.

Смысл употребления священного хлеба

Для того чтобы понять зачем есть просфору, необходимо понять смысл обряда. Есть в Таинствах такое понятие как антидор. В переводе оно означает дар вместо причастия. Вот и просфору по своему смыслу часто относят к данному дару. Мы не можем причащаться ежедневно, но никто нам не запрещает ежедневно вкушать частицу просфоры и святой воды. Таким образом, проводя некий ритуал.

Не стоит думать, что таким образом Вы заменили церковное действие и теперь Вам не нужно ходить в храм. Нет. Просто такое употребление с надлежащей верой может помочь оживить и поддержать наши телесные и духовные силы.

Дата публикации: 09/01/2018

Просфора

Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.

Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.

Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.

Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.

Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово «просфора» означает «приношение». В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).

Просфора в нынешней Церкви — это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает». Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.

Просфора Антидор

Итак, просфора — это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор. В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня. Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.

Агнец Антидор

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» — «вместо» и «ди орон» — «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.

Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.

Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.

Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте. И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме. Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.

Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.

Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Что такое антидор? И что с ним делать?

Фото: azbyka.ru

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Русские префиксы греческого происхождения

Русские префиксы и префиксоиды греческого происхождения — приставки, заимствованные русским языком из греческого.
Для греческого словообразования характерна многозначность префиксов. В списке перечислены основные значения каждого из них. Очень большое количество греческих числительных также продуктивны в русском языке (умножающие приставки).
Этимология префиксов
Префиксация — более поздний процесс словообразования, чем словосложение и суффиксация.
По происхождению приставки делятся на несколько основных групп.

  • Наречия — став предлогами, образуют и глаголы, и имена.
  • Неотделимые частицы — выступают в качестве префиксов только в именах;
  • Предлоги — например, приставка ана- и предлог ана; анти- и анти и др.)
  • Префиксоиды — слова, играющие роль приставки. В основном, используются для усиления признака. (Примеры: panagathos «превосходный, отличный» от pan- + agathos, где пан- < pas- «весь, всякий»; polybenthes «очень глубокий», где поли- < poly «много»)

В некоторых древнегреческих словах встречаются два и более префикса, например: antikathatasso «замещать, заменять», parakathatheto «вкладывать (деньги в банк), сдавать (на хранение)».
Греческие префиксы в русском языке
Некоторые греческие префиксы продуктивны в русском языке. Чаще всего они участвуют в образовании имён (прилагательных и существительных).
Как правило, словообразование с помощью греческих приставок используется для образования терминов, относящихся к медицине, технике, филологии, химии и другим областям.
Греческие приставки в русском языке могут присоединяться как к русским, так и к заимствованным корням. Иногда из греческого заимствованного корня с греческим же префиксом образуется слово, не существующее в языке-источнике (например, слово антиграмматический, не существующее в греческом языке, состоит из греческого префикса anti- и греческого корня -gramm-).
Список приставок
а-
От др.-греч. ἀ- — в русском языке означает отрицание, отсутствие какого-либо признака.
Русские префиксы-синонимы: «не-«; «без-«. Заимствованные примеры: атом (неделимый), асимметрия (несимметричный); атеизм (безбожие).
В русском языке данная приставка является продуктивной для прилагательных, но не для глаголов и существительных: аморальный (без морали), алогичный (нелогичный), аполитичный.
аку-
От др.-греч. ἀκούω «слышу»; например, акуметр, акустика.
Список статей, начинающихся с «аку»
алло-
От др.-греч. ἄλλος «другой»; например, аллозавр, аллотропия, аллохтон.
Список статей, начинающихся с «алло»
амфи-
От др.-греч. ἀμφί- «вокруг; с обеих сторон; двойственный» — непродуктивная в русском языке приставка со значением «со всех сторон» (амфитеатр, амфибрахий), либо «двойной» (амфибия).
амфи-
От др.-греч. ἀμφί- «вокруг; с обеих сторон; двойственный» — непродуктивная в русском языке приставка со значением «со всех сторон» (амфитеатр, амфибрахий), либо «двойной» (амфибия).
Список статей, начинающихся с «амфи»
ана-
Oт др.-греч. ἀνά- (перед гласными ан-) — непродуктивная в русском языке приставка; означает движение вверх, повторность, разделение и обратное действие, например: анапест, анахронизм, анабиоз.
Ср. «ката-«, «диа-«.
Список статей, начинающихся с «ана»
анти-
От др.-греч. áντι (перед гласными ant-, anth-) — означает «против» (антифашизм, антиалкогольный), противоположность (антиутопия).
В физике — «относящийся к антивеществу»: античастицы, антипротон, антигелий.
В химии — противоположна «сим-«.
Синонимы: «противо-«, «контр-«.
См. также: анти-.
Список статей, начинающихся с «анти»
апо-
От др.-греч. ἀπό — непродуктивная в русском языке приставка, означающая отрицание, утрату, отсутствие, либо происхождение из чего-либо, например: апогамия, апокалипсис (буквально: «снятие покрова, обнажение; откровение»), апоптоз.
Русские префиксы-синонимы: «из-«, «от-» и «без-«.
Список статей, начинающихся с «апо»
архи-
От др.-греч. άρχι «главный, старший»:
означает высшую степень чего-либо, сверх-, например: сложный → архисложный.
в церковной иерархии образует названия церковных должностей со значением старшинства в звании: архидиакон, архиерей, архиепископ, архимандрит; это значение может встречаться и в светских словах, например: архиатер, архигерцог, архитектура; архонт.

См. также «архи», wikt:архи-.
Список статей, начинающихся с «архи»
био-
От др.-греч. βίος «жизнь» — приставка, обозначающая: относящийся к жизни (напр., биогенез) или соответствующая по значению слову «биологический» (напр., биокатализ).
Список статей, начинающихся с «био»
гигро-
От греч. ὑγρός «жидкий, влажный» — часть сложных слов, означающая «относящийся к влаге, влажности», например: гигрометр, гигроскопичность.
Список статей, начинающихся с «гигро»
гидро-
От др.-греч. ὕδωρ «вода» — часть сложных слов, означающая «относящийся к воде, водным пространствам», например: гидрология, гидротурбина.
Список статей, начинающихся с «гидро»
гипер-
От др.-греч. ὑπέρ «над, выше, сверх; по ту сторону» — приставка, указывающая на превышение нормы, например: гипертония, гипертрофия.
Имеет также значение «находящийся сверху», например: гипервизор.
Противоположна по значению гипо-.
Список статей, начинающихся с «гипер»
гипо-
От греч. ὑπό «под, внизу» — образует существительные и прилагательные со значением недостижения предела, нормы, например: гиповитаминоз, гипосекреция, гипотеза. Имеет также значение «находящийся внизу».
Противоположна по значению гипер-.
Список статей, начинающихся с «гипо»
гисто-
От греч. ἱστός «ткань» — часть сложных слов, означающая «относящийся к ткани, тканям животного организма», например: гистология, гистоплазмоз.
Список статей, начинающихся с «гисто»
гомео-
От др.-греч. ὅμοιος «подобный» — часть сложных слов, означающая «сходный, подобный, одинаковый», например: гомеопатия, гомеостаз.
Список статей, начинающихся с «гомео»
гомо-
От др.-греч. ὁμός «равный, одинаковый; общий; взаимный» — часть сложных слов, означающая «сходный, единый, принадлежащий к одному и тому же», например: гомогенный ( = «однородный»), гомофобия.
Список статей, начинающихся с «гомо»
дендро-
От др.-греч. δένδρον «дерево» — часть сложных слов, означающая «относящийся к дереву», например: дендрология.
Список статей, начинающихся с «дендро»
дерма-
От греч. δέρμα «кожа» — часть сложных слов, означающая «относящийся к шкуре, коже», например: дермантин, дерматит.
Список статей, начинающихся с «дерма»
ди-
Основная статья: ди-
От др.-греч. δι- «два» — часть сложных слов, означающая парность, например: димеры, диметилртуть, дифтонг и т. д.
Список статей, начинающихся с «ди»
диа-
От др.-греч. διά «через; раздельно» — основном употребляется в значении сквозного движения и проникновения, например: диагональ (буквально: «ведущая через»), диалог, диахрония.
Список статей, начинающихся с «диа»
дис-, диз-
др.-греч. δυσ, лат. dis — означает разделение, отделение, отрицание, расстройство, утрату чего-либо; придаёт отрицательный или противоположный смысл слову, к которому присоединяется, например: дисгармония, дисквалификация, дизартрия;
перед гласными пишется диз-, например: дизурия.
Список статей, начинающихся с «диз», Список статей, начинающихся с «дис»
изо-
От др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» — например: изопсефия, изоглосса, изогона, изоклина.
Список статей, начинающихся с «изо»
како-
От др.-греч. κακός «плохой, дурной». Например: какодемон, какодил, какотопия, какофония и т.д.

Список статей, начинающихся с «како»
ката-
От др.-греч. κατά, также кат-, каф- «вниз» — спуск, движение сверху вниз или нахождение внизу; распределение действия вдоль чего-либо; относительность (сообразно, согласно, сходно); действие против кого-либо, противодействие; усиление, завершённость. Например: кафедра др.-греч. καθίζω «сажать», др.-греч. καθέδρα «сиденье»; катаклизм изначально «наводнение» (ср. клизма).
В геологии указывает на то, что они относятся к самой глубинной зоне метаморфизма — катазоне.
Список статей, начинающихся с «ката» Список статей, начинающихся с «каф»
лито-
От др.-греч. λίθος «камень» — означает связь с камнем, например литография, литология, литосфера.
Список статей, начинающихся с «лито»
мезо-
От др.-греч. μέσο «середина»; от др.-греч. μέσος «средний» — означает середину, промежуточное состояние, например мезоамерика, мезозой, мезотерапия, мезолит.
Устаревшее произношение , например Месопотамия.
Список статей, начинающихся с «мезо» Список статей, начинающихся с «мезо»
мета-
Основная статья: Мета-
От др.-греч. μετά- «после, за, через, между» — промежуточность, следование за чем-либо, переход, перемену состояния; например: метагалактика, метафизика, метацентр.
В эпистемологии приставка означает «о себе», например: метаданные — данные о данных (кто выдаёт их, когда, в каком формате и т. п.); метапамять в психологии — интуиция личности о деталях воспоминаний при концентрации на самом вспоминании. Любая дисциплина имеет метатеорию, которая является обоснованием собственных основ и методов.
В химии при добавлении к названиям различных неорганических кислот означает наименьшее количество гидроксогрупп (например, метафосфорная), органических веществ — для обозначения соседнего расположения заместителей в бензольном кольце (например, мета-ксилол), наряду с приставками орто- и пара-. См. также орто-, мета-, пара- (химия).
Список статей, начинающихся с «мет», см. wikt:мета-
орто-, орфо-
От др.-греч. ορθός «прямой» — прямость, правильность; например: ортогональность, орфография, ортодоксия, орфоэпия.
В химии при добавлении к названиям различных неорганических кислот означает наибольшее количество гидроксогрупп (например, ортофосфорная), органических веществ — для обозначения соседнего расположения заместителей в бензольном кольце (например, орто-ксилол), а также для обозначения спиновых форм (например, ортоводород). См. также орто-, мета-, пара- (химия).
Список статей, начинающихся с «орто», см. wikt:орто-
Список статей, начинающихся с «орфо», см. wikt:орфо-
пан-
От πᾶν; oзначает общность, охват, «всё»: панагия (эпитет), панахранта, панорама, Пангея, Панакея; паназиатизм, -американизм, -арабизм, -славянизм, -тюркизм, .
Список статей, начинающихся с «пан-«
пара-
Основная статья: Пара-
От греч. παρά «возле, около; мимо; вне» — нахождение рядом, либо отклонение, нарушение чего-либо; например: параболоид, парагога, паразитизм, параметрит.
В химии — уточняет структуру органических веществ, обозначая противоположное расположение заместителей в бензольном кольце (например, пара-ксилол), а также для обозначения спиновых форм (например, параводород), наряду с приставками орто-и мета-. См. также: Орто-, мета-, пара- (химия).
Список статей, начинающихся с «пара», см. wikt:пара-
пери-
От др.-греч. περί «вокруг; около, возле» — часть сложных слов, означающая «вокруг; около», например: перигей, перигелий, период, периостит.
Список статей, начинающихся с «пери»
поли-
wikt: поли- в Викисловаре
От др.-греч. πολύς «много» — часть сложных слов, означающая большое количество, множественность, например: Полигимния, полиглотта, полигон, полином.
Список статей, начинающихся с «поли»
про-
От др.-греч. πρό — движение вперёд, предпочтение, а также последующее по времени; например: прогноз, профаза.
Существует заимствованный из греческого латинский префикс pro-.
См. также: про-.
Список статей, начинающихся с «про»
син- (си-, сиг-, сил-, сим-, син-, сис-)
От др.-греч. συν — вместе.
В зависимости от следующей буквы — также может быть си-, сиг-, сил-, сим-, син-, сис-.
Приставка может означать совместность действия, соучастие, собирательность, одновременность, а также завершенность, полноту действия.
В новогреческом языке приставка получила дополнительные значения: соглашение, единство, содействие, помощь, соединение.
В русском языке префикс продуктивен (с заимствованными корнями).
В химии часто противоположна по значению приставке анти-: например, в изомерах бензальдоксима син указывает на сближенность расположения атома Н и группы ОН, анти- на удаленность.
Примеры слов: силлогизм, симметрия, симбиоз, симпатия, симфония; синоним, синопсис, синтез, синхрония, синергия; система.
Список статей, начинающихся с «сим»
Список статей, начинающихся с «син»
Список статей, начинающихся с «сис»
эн- (эг-, эл-, эм-, эп-)
др.-греч. en-, в зависимости от следующей буквы может быть эг-, эл-, эм- или эп-. Означает «находящийся внутри, в пределах чего-либо».
Список статей, начинающихся с «эм»
экс- (эк-)
От др.-греч. ἐκ-, перед гласной ἐξ- — «из-«.
Имеет общее индоевропейское происхождение с латинской приставкой ex (а также и с русской приставкой из). Например, экссудат.
Отставной, бывший, утративший прежнее положение. Например, экс-президент, экс-чемпион. Пишется через дефис
См. также экс-.
Список статей, начинающихся с «экс»
эпи-
От др.-греч. ἐπι- «на-, над-, сверх-; при; после» — расположение поверх чего-либо, возле чего-либо, после чего-либо, следующего за чем-либо, например: эпиграмма, эпидермис.
В сфере научно-технической терминологии приставка продуктивна, присоединяется к заимствованным корням.
Список статей, начинающихся с «эпи»
эу-
От др.-греч. εὖ- «хорошо» арх. прочтение , — хороший, благой, добротный; настоящий, подлинный, истинный; например: Евангелие, Евгений, Эвандр, эукариоты.
Список статей, начинающихся с «эу»
Подробнее

Антидор – что это?

Антидор является святыней в православной традиции и представляет собой небольшие части просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. Само слово «Антидор» пришло в русскую речь из греческих источников и буквально переводится как «вместодарие». Священный смысл вкушения Антидора, по словам святого архиепископа Симеона Солунского, кроется в том, что этот хлеб является принявшим Божественное Слово. Раздача Антидора проходит по завершении Литургии. Эта традиция ведет свои корни с того момента, когда в церковной практике изжила себя тенденция причащать каждого участника Литургии. До установления новых правил причащался непременно каждый пришедший на Литургию. Лишить себя Даров Бога не хотел никто. Христианин, не могущий быть на Божественной Вечери, получал Святые Дары от дьяконов, разносивших их по тюрьмам и больничным палатам. Кто в эти дни отправлялся в путешествия, тот заранее брал Святые Дары с собой в путь. С течением времени традиция начала ослабевать: меньше народу стало посещать Божественную Литургию, и не каждый пришедший принимал участие в Вечери. Так вместо Святых Даров пришедшим начали предлагать вкусить хлебные части, оставшиеся после принесения бескровной жертвы.

Такие предложения именовали «благословением»: эти хлебы не являлись Святыми Дарами и не освящались Святым Духом, но уже то, что они были элементом предложения, делало их благословенными и освященными. А поскольку «благословением» называлась и сама Божественная Вечеря, для подносимых хлебов во избежание путаницы выбрали именование «Антидор» — вознаграждение. Впервые раздача Антидора была зафиксирована на уровне правила на галлийском 9 Камнетском Соборе и датируется свидетельство 17 веком. Есть и более ранние упоминания о раздачах Антидора всем, кто не причащался. Древнейшим считается запись Германа Константинопольского в «Изъяснении на Литургию». Номоканон предписывает использовать для приготовления Антидора просфоры Пресвятой Богородицы, если остатков просфоры Святого Агнца будет недостаточно для необходимого объема Антидора. В Кормчей книге есть указания на запрет раздачи Антидора всем, кто придерживается иных религиозных воззрений или еще не прошел таинство Крещения. Также действует запрет на употребление Антидора каждому, находящемуся под епитимьей.

Правила употребления и хранения Антидора

Антидор, как Артос и Просфора, является святыней и обладает целительной силой, врачующей не только душу, но и телесные недуги при наличии у христианина веры в исцеление. Традиция предписывает вкушать Антидор непременно с благоговением и желательно без предварительного употребления иной пищи. Антидор является Святым хлебом, принесенным с Божьего жертвенника и получившим небесное освящение. Наибольшая целительная сила кроется в частицах Антидора, вкушенных непосредственно в храме натощак из рук священнослужителя. При вкушении Антидора в храме ладони надлежит сложить крестом, положив правую руку на левую. Руку священника, которая раздает Антидор, следует благоговейно и с благодарностью поцеловать. Антидор насыщается своей святой силой через молитву священнослужителя, поэтому к этой святыне следует относиться внимательно, стараясь не крошить частицы священного хлеба на пол. По этой причине прием Антидора проводится над тарелкой или белым листом бумаги, чтобы части святого хлеба не попали под ноги, не оказались попираемы. Разрешается получать Антидор в стенах храма и хранить его вместе с Артосом и Просфорой в качестве духовного лекарства. Рекомендуется хранить Антидор возле икон в доме и принимать во время болезней физических и душевных немощей с молитвой.

Прием Антидора — это не употребление пищи. Об этом следует помнить. Вкушение Антидора в болезни и просто при желании прикоснуться к святыне — это, прежде всего, священнодействие. Вкушение Антидора может сопровождаться испитием крещенской и освященной воды. Если употребляется и Артос, и Антидор, и Просфора, то последовательность приема святынь необходимо соблюдать следующую: сначала вкушается Артос со святой водой или без нее, затем Антидор, а затем Просфора. Если Антидор, принесенный из храма, испортился, то его ни в коем случае нельзя выбрасывать. Священный продукт, вышедший из срока употребления, следует сжечь самостоятельно или же отдать в храм, где его сожгут служители. Можно также собрать испорченный Антидор и пустить его по реке.

Целительная сила Антидора

Являясь святыней, Антидор обладает мощными лечебными свойствами, как и святая вода, Просфора, Артос. При соблюдении правил приема Антидора душа и тело защищаются от проникновения нечистого духа, происходит освящение организма, просвещение мыслей и приближение человека к Богу. Поскольку Антидор освящен молитвой священника, святой хлеб пронизывается благодатью Божьей и обретает в связи с этим силу врачевать дух и тело. Многими верующими на себе проверена сила исцеления Антидором. Святые старцы хранили Антидор и давали его обратившимся болящим, после чего у страдающих наступало исцеление. Разумеется, прием Антидора должен быть сопровожден молитвой. Вкушение святыни помогает не только устранить сильные головные боли или избавить от бессонницы, тревог и стрессов, но и ликвидировать саму причину недуга — страстные и греховные помыслы и влечения. Антидор, насыщенный благодатью, гасить страсти в человеке, освобождает душу от размножающейся скверны. Употребление Антидора дарует покой уму, телу и душе. При желании исцелиться от хронических недугов Антидор можно принимать ежедневно небольшими частями, сопровождая вкушение святыни искренними молитвами и благодарностью и употребляя святую воду. Антидор можно принимать и в отсутствие физических заболеваний. Святыня помогает поддерживать связь с Богом, блюсти чистоту духа и обуздывать страсти. Врачевательная сила Антидора велика и во многом определяется силой веры и горячностью сопроводительной молитвы.

Антидемонские символы — это символы, которые позволяют ослаблять демонов.

Описание Править

Также, как и в случае с антиангельскими символами, этих довольно большая разновидность, обладающих различными свойствами. Их также часто комбинируют, чтобы добиться максимального эффекта. Чтобы блокировать символ, необходимо повредить его или закрасить.

Виды символовПравить

Заточение демона

ПентаграммаПравить

Графический рисунок пятиконечной звезды, который позволяет удерживать внутри себя демонов. Демон не сможет выйти за пределы круга, пока он сохраняет свою целостность. Чтобы блокировать пентаграмму, необходимо повредить её (например, заклинанием, которое вызывает землетрясение или ножом) или закрасить (никогда не применялось). Также, если демон заметит пентаграмму и повредит её до того, как войдёт — пентаграмма будет блокирована. Имеет несколько разновидностей.

Защита от одержимостиПравить

Символ, который не позволяет демону вселиться в человека, используется охотниками от одержимости в качестве татуировки. Чтобы символ прекратил свое существование, необходимо повредить кожу в месте нанесения символа. Не имеет разновидностей.

Заточение демона в сосудеПравить

Принцип действия этого символа противоположен предыдущему. Его задача — не дать демону покинуть тело одержимого человека. Если символ вырезать на теле человека, то демон не сможет покинуть тело человека до тех пор, пока знак не будет повреждён. Этим символом Мэг заперла себя в теле Сэма, а Кроули использовал его на Брэди для переговоров, чтобы тот не смог сбежать из своего сосуда. При этом данный символ делает одержимого человека устойчивым к экзорцизму. Имеет несколько разновидностей.

Другие символыПравить

Существует множество других символов, которые способны спрятать какое-либо место от демонов, ослаблять их и лишать сил.

Галерея Править

Добавить фото

Интересные фактыПравить

  • Когда Винчестеры отправились за демонской скрижалью, они взяли с собой Мэг. Когда они прибыли, они разрисовали всё здание анти-демонскими символами, которые некоторое время не подпускали Кроули близко к зданию, но на Мэг символы не действовали, хоть она и находилась на территории здания.

Просфора

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)


первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Пять просфор для совершения Литургии:

Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Вопрос читателя:

Когда приходишь в храм, у свечного ящика стоит большая коробка с просфорами. Некоторые прихожане берут их оттуда. Кому их можно брать? Для чего они там стоят?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Просфоры- это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).

Просфора — хлеб освященный. Как, скажем, святая вода после молебна уже не простая вода, а освященная. Поэтому из чувства благоговения просфору вкушают натощак, можно запивая святой водой, и перед этим читают молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора — хлеб, освященный во время богослужения.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Что читать:

ПРОСФОРА: ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ХЛЕБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *