Противоречие в коране

О том, что в Коране нет противоречий говорит сам Аллах в Коране, отвечая на вопросы сомневающихся людей, невежд и неверующих:

«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий.» сура ан-Ниса (Женщины), 82 аят.

Немало возникает обсуждений относительно того, что в Коране имеют место противоречия и ошибки. Подобные темы периодически муссируются в интернете на сайтах атеистической направленности или на христианских сайтах, и ведут такие неверные рассуждения те люди, кто не утруждает себя вдумчивым отношением к вопросу, внимательным изучением и анализом текста Корана, а также чтением трудов уважаемых и авторитетных исламских ученых-богословов, специализирующихся на изучении Корана и истории ислама, и для которых вера и связанные с ней вопросы – всего лишь повод в погоне за сенсацией, когда берутся за основу даже самые бредовые новые идеи и стремятся на их основе написать откровенно невежественные претензии.

На любой из возникающих и широко обсуждаемых вопросов противоречия в Коране существует адекватный ответ и логическое объяснение, понятное любому человеку, способное уверенно и последовательно уничтожить все обвинения в противоречиях, периодически возникающие в этой связи.

№1

Наиболее часто в ряду предписываемых Корану противоречий возникает вопрос о количестве дней, в которые был создан этот мир. Если в тексте аята 50:38 есть информация, что за шесть дней завершилось сотворение небес и земли, то в тексте 41: 9-12 упоминается, что это произошло за восемь. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно изучить непосредственно эти тексты.

В 50:38 говорится дословно: «И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась Нас усталость».

И далее в текстах 41: 9-12 говорится: Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров! Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня», и далее: «Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности».

Если внимательнее проанализировать текст указанных аятов, то станет ясно, что там приведены такие факты:

— что земля была создана Творцом за два дня, что на создание гор и распределение пищи ушло еще четыре дня, что на создание небес ушло также два дня, а всего процесс сотворения мира занял шесть дней.

Но ни в одном из приведенных аятов не сказано, что указанные периоды шли друг за другом, а создание происходило поочередно, а не одновременно. Так что это вовсе не исключает того, что горы, землю и небеса Всевышний мог создавать одновременно, то есть никакого противоречия в Коране нет в этой связи.

№2

Еще одно противоречие в Коране, на которое обращают большое внимание скептики и безбожники, — это что было сотворено первоначально: земля или небеса. В тексте 2:29 сообщается, что раньше была сотворена земля, и только потом – небо: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи».

В 79:27-31 сообщается, что раньше, чем земля, были сотворены небеса. «Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его утреннюю зарю. После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища».

Если обратиться к указанным аятам, то там дословно сказано: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи» и «Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его утреннюю зарю. После этого Он распростер землю».

Отвечая на этот вопрос, следует принять во внимание три варианта. Наиболее распространенный вариант ответа – это тот, которого придерживается большинство толкователей и исследователей. По их объяснению, в течение первых двух дней была создана основа земли, в течение третьего и четвертого дней были созданы небеса, и после этого на пятый и шестой земля была распростерта и подготовлена для полноценной жизни на ней человека. Хадис-муалляк у Бухари гласит, что на вопрос о порядке сотворения мира ибн Аббас ответил одному человеку именно так: сначала Всевышний создал за два дня землю, затем два дня распростер землю, то есть вывел из нее воду, создал на ней пастбища, горы, холмы и красоты. Аллах Всевышний сначала создал землю прежде небес, однако не распростертой, затем Он обратился к небесам и сделал их семью за два дня, после чего распростер землю, выведя из нее пастбища и реки.

На этот же вопрос существует и другой ответ. Этот ответ поддержали некоторые исламские ученые, а шейх Мункыз ас-Саккара назвал именно это мнение наиболее правильным. Суть этого ответа в том, что творения Бога – земля и небо были созданы одновременно, а потом земля была подготовлена на протяжении четырех дней к тому, чтобы на ней жили люди.

На то, что все остальное, необходимое для жизни людей, было создано в последующие четыре дня, говорится в аяте: «Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня».

Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понимать арабский язык на должном уровне, поскольку все критические замечания и попытки найти противоречия в Коране могут написать только исключительно из-за невежества и недопонимания сути. Многие критики указывают на использование слова «сумма», что означает «потом», но арабские лингвисты-ученые обращают внимание на то, что у данного слова есть и другие значения: оно в числе прочих может означать и последовательность повествовательную.

Оба приведенных варианта ответа на вопрос – достаточно широко известны и не теряют своей актуальности. О достоверности этих толкований говорится и в тафсире ибн Джузая: «Ответ можно дать двумя путями. Первый – земля была создана до создания неба, а затем она была распростерта, и здесь нет противоречий. А другой ответ заключается в том, что в слове «Сумма (потом)» (ثم) имеется в виду повествовательная последовательность».

Для объяснения этого вопроса возможен и еще один ответ: под понятием «сотворение» может пониматься как создание чего-то нового, чего-то, чего раньше не было, то есть сотворение, создание с точки зрения предопределения Всевышнего. В данном случае имеется в виду, что Всевышний уже предопределил, что будет создано нечто, и об этом можно говорить уже как о чем-то, уже существующем, поскольку то, что предопределил Аллах, обязательно сбудется.

Из всего вышесказанного следует, что для объяснения этого противоречия в Коране возможно сразу три ответа, и все они способны растолковать суть сообщения о сотворении мира с разных сторон тому, кто возьмет на себя труд поразмышлять над этим. С этой целью аяты следует не сталкивать друг с другом, а совмещать их суть, и извлекать комплексно из их контекста зерно сути.

№3

Часто те, кто слаб в вопросах веры и пытается подвергнуть текст Корана сомнению, обращают внимание на такое якобы противоречие: в тексте Священной Книги сказано, что во время заката солнце погружается «в мутный источник». Об этом упоминается в аяте 18:86.

Комментировать текст, имеющий иносказания и метафоры, сравнения и другие изобразительные художественные средства, будет большой ошибкой и неверным отношением к сути вопроса, и это могут делать только те, кто впускает в свой разум грех сомнения, не гнушаясь даже таким смехотворным способом, и найти противоречие там, где его не может быть. Ясно видно, что здесь выражение о том, что солнце опускается в «мутный источник» используется в переносном смысле – здесь имеется в виду, что Аллах даровал возможность Зуль-Карнейну дойти до конца западных земель, где перед его глазами закатывалось солнце, и ему показалось, что солнце опускается в темные воды. Это явление могли наблюдать многие, кто хотя бы однажды встречал на берегу моря закат. Поэтому Зуль-Карнейну и показалось, что опускается в воду солнце.

Если придираться и искать противоречия в каждом иносказании, то точно также можно найти массу поводов и идей для противоречий и массу несоответствий в любом тексте, не исключая и тексты других священных книг в других религиях. Подобные иносказания довольно часто используются в стихах Библии. Можно привести в пример цитату из Экклезиаста, где в 1:5 говорится, что «Солнце … спешит к тому месту, где снова взойдет». Если эту цитату понимать буквально, то можно задать массу вопросов и найти противоречия.

№ 4

Часто обращают внимание на противоречие в информации, сообщаемой в Коране о Троице, и христианском учении. Якобы в Коране говорится, что частью Троицы является и Мария, хотя христианское вероучение рассматривает Троицу, состоящую из Отца, Сына и Святого Духа. Речь идет о цитате из 5:116: «И вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марьям! Разве ты сказал людям: «Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?» Он сказал: «Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это знаешь. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в душе: ведь Ты — ведающий скрытое».

Важно понимать, что в этом аяте не упоминается ни само понятие «Троица», ни термин «христианство», так что это не может противоречить «Троице» как официальному церковному учению. Тут имеется ввиду то, какой вопрос задаст Исе в Судный день Аллах о тех людях, которые его и его мать обожествляли. И в ответ на этот вопрос Иса сказал, что от этих людей он отречется, и что он непричастен к их измышлениям.

Это не единственный вопрос касательно Троицы, о которой говорят сомневающиеся и ищущие противоречия в тексте Священного Писания. По их мнению, в Коране христианское учение отражается неправильно в аяте 5:73, где говорится: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога!», в то время как христианское учение считает Бога первым лицом Троицы, единым со Святым Духом и сыном, а не «третьим из трех».

Во-первых, выражение «салису саласа» означает скорее «один из трёх», чем «третий из трёх».

И стоить сказать, что Коран – это не учебник по догматике христианства, и поэтому в Священной Книге Аллаха не должны разъясняться такие понятия, как «единство трёх ипостасей в одном лице» или подобные этому, а может содержаться краткая характеристика христианства, как это и сделано – лаконично и ёмко.

№5

Аналогичный вопрос касается и мнимого противоречия в Коране относительно Марии, которая в аяте 19:28 названа «сестрой Харуна», брата Моисея, но известно, что Харун жил задолго до того, как родилась Мария, за несколько столетий до этого. Говорится: «Она пришла с ним к своему народу, неся его (младенца). Они сказали: «О Марьям, ты совершила дело неслыханное! О сестра Харуна, не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей»».

Знатоки Корана знают, что такое выражение, как «сестра Харуна», характерно для семитских языков, и означает оно буквально «женщина из рода Харуна», то есть его потомок. Тот факт, что Мария происходила именно от рода Харуна, упоминается в Коране неоднократно. Этот факт известен и иудеям. Марьям относилась к знатному роду, к которому принадлежали и служители храма в Иерусалиме, и пророки. Именно поэтому при виде ее, идущей с ребенком на руках, люди кинулись к ней с обвинениями в прелюбодеянии, крича: «Как ты, женщина из числа потомков Харуна, могла совершить такое?!». В Коране говорится именно это, и именно так следует понимать его. Существует еще и второе мнение, что Марьям была усердной в поклонении и праведности как Харун.

№6

Один из самых частых и далеко не новых вопросов, связанных с поиском противоречия в Коране – это вопрос о том, сколько составляет один день у Бога, одну тысячу лет или пятьдесят тысяч лет, так как в некоторых аятах говорится, что «день у твоего Господа, как тысяча лет из тех, что вы считаете!» и «Он распределяет Свое повеление с неба на землю, потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого – тысяча лет, как вы считаете», а в суре «Ступени» говорится, что «Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого – пятьдесят тысяч лет».

Обратимся к приведенным аятам. В аяте 32. Ас-Саджда: 5 сказано: «Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете».

В аяте 70. Аль-Мааридж: 4 сказано, что «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет».

Если внимательно рассматривать текст аятов, то становится понятно, что в них о длительности «дня Господня» нигде не говорится: в первом из них имеется в виду день, который длится 1000 лет и предназначается для восхождения дел, а во втором из них – о дне длиной в 50000 лет, который предназначается для восхождения ангелов.

Слово же «яум», который в Коране переводится как «день», обозначается повторяющийся циклично отрезок времени, и этот отрезок времени может быть разным по длительности. Будет справедлива аналогия с Солнечной системой, в которой существует разные виды дней по количеству планет и спутников их: если на нашей планете сутки длятся 24 часа, что на Луне он составляет 348 часов. Способно ли человеческое сознание понять, насколько огромное количество дней есть у Бога, который является Создателем всего сущего во Вселенной, которая и сама является его творением, да и всех временных циклов и всех светил? И это противоречие в Коране легко объясняется и опровергается.

№7

Одним из наиболее упоминаемых противоречий является вопрос о расхождении Корана с современными научными данными. Так, якобы, утверждается в Коране, небеса были созданы без какой-либо опоры, но в 13:2 уже сказано, что есть опоры, но невидимые, и в 78:7 называют горы подпорками шатра небес.

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно внимательно изучить текст аятов, что и следовало бы сделать критикам, прежде чем утверждать о несоответствиях. В аятах говорится: 31. Лукман: 10 — «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть», 13. Ар-Ра‘д: 2 — «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть», 78. Ан-Наба: 6-7 — «Разве Мы не сделали землю ложем, а горы – кольями?». Из них ясно, что горы являются кольями, созданными для удержания земли от потрясений. В этом вопросе можно провести аналогию с палаткой, которой придают устойчивость колья, вбитые в почву. И ни в одном аяте нет речи о каких-либо «подпорках шатра небес», так что и данное противоречие в Коране совершенно несостоятельно.

№8

Точно такими же надуманными являются и противоречия в Коране на тему того, нуждается или не нуждается в помощниках Аллах, поскольку, по мнению сомневающихся, противоречивое указание и на то, и на другое имеется в тексте Корана.

В аяте 61:14 сказано, что помощники Бога – это апостолы и верующие: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы – помощники Аллаха». Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала». В аяте же 29:6 сказано, что «А кто усердствует, тот усердствует для самого себя. Поистине, Аллах не нуждается в мирах!», то есть Аллах в помощниках не нуждается.

Подобные поиски противоречия в Коране и сомнения вызывают лишь улыбку, поскольку Всевышний, создавший все сущее, в помощи кого-либо явно не нуждается, но называет своими помощниками мусульман – пророков своих и преемников, ту часть «сынов Израиля», которые уверовали, в том смысле, что они, в переносном смысле, являются помощниками, распространителями его религии с помощью своих молитв и пророческой миссии.

№9

Еще одно противоречие, на которое часто указывают пытающиеся найти противоречия в Коране, — это разрешение или запрет мусульманину иметь наложницу, поскольку в аяте 5:5 мусульманину иметь наложниц запрещается, а в аяте 23:6 мусульманину разрешено иметь жен и невольниц.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться вновь к первоисточникам. В одном из них говорится, что мусульманину «…дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги».

В более позднем говорится, упоминая о том, каким должен быть праведный мусульманин: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания».

Можно наглядно увидеть, что мусульманину жениться разрешено на мусульманках целомудренных, а также на целомудренных христианках и иудейках. А также в тексте этого аята говорится о том, что мусульманину запрещено гулять и распутствовать с такими женщинами как с подругами, что в современном мире распространено как среди мусульман, так и среди немусульман. Речь в аяте ведется как раз о том, на ком можно жениться мусульманину. Во втором же аяте имеется в виду, что связь с женщиной у мусульманина может быть только в браке или через наложничество, в любом другом виде связь любовная с женщиной для мусульманина является запретной. Для мусульманина по исламу наложница является дозволенной, как и жена, законной, и не будет считаться прелюбодейкой или просто подругой. В Шариате четко оговорено, какими должны быть отношения мусульманина с наложницей и какими должны быть его отношения с женой, так что в Коране на этот счет никаких противоречий быть не может.

№10

Еще один вопрос, который неустанно поднимается теми, кто пытается выискать противоречия в Коране, — это вопрос восхваления или осуждения в Коране иудеев. В качестве примера приводятся аяты 2:62, в котором якобы восхваляются иудеи, и 5:82, в котором они, якобы, осуждаются. Текст первого гласит: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». Во втором говорится: «Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха, в Последний день и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете» и «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников».

Следует пояснить, что в двух приведенных первых примерах говорится о тех людях, которые уверовали в Аллаха и Ислам, то есть в то, что было ниспослано мусульманам, то есть они принимают для себя Писание, которое совпадает с Шариатом Посланника Аллаха Пророка Мухаммеда ﷺ, то есть Коран и Сунну. Во втором аяте упоминаются безбожники, которые не принимают Ислам и Писание, совпадающее с Шариатом Пророка Мухаммеда ﷺ. И те, и другие – здесь Люди Писания, но среди них есть и те, кто уверовал в Коран Божьего Посланника Пророка Мухаммада ﷺ, и те, кто не принял его. И это надуманное противоречие в Коране легко опровергается.

№11

Еще один вопрос, который не дает покоя критикам Корана – это то, что есть несоответствие в аятах 51:56, где сказано, что люди и джины были созданы для служения Богу, и в 7:179, где говорится, что множество людей и джинов было создано для ада, в чем им видится еще одно противоречие.

Вновь следует внимательно изучить указанные аяты. В первом из них сказано, что «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне», а во втором — «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».

Как видно, ни о каком противоречии здесь нельзя говорить, поскольку в аяте, в котором указывается, что джинны и люди созданы для поклонения Всевышнему, не говорится о том, что созданы они все только для Рая. Поскольку у всех людей и джинов есть дарованная Богом свобода выбора своих действий, то на них налагается и ответственность за собственные поступки, куда бы они в итоге их ни привели. Если они выбирают не тот путь, ради которого были созданы Богом, то и заслужат они тем самым только Ад.

В этом вопросе важно понимать суть понятия желания Аллаха, его повеления. Оно может рассматриваться как Шариатское желание или Ирада шаргыйя, то есть желание, связанное с законом Аллаха и Шариатом, как желание, чтобы люди соблюдали пост в Рамадан или читали намаз, веровали в ангелов или подавали милостыню, или как Созидательное желание или Ирада кяунийя, то есть имеющее отношение к происходящему в мироздании и этом бытие, как желание сотворения вещей, смерть или рождение людей. Если в первом случае Шариатское Желание предполагает наличие у людей выбора поступать в соответствие с пожеланием Аллаха или нет, то во втором случае Созидательное Желание не предполагает наличия у людей выбора, поскольку никто и ничто не способен помешать Богу, если он пожелал сотворить что-то. И если Шариатское Желание любимом самим Всевышним полностью, то Созидательное Желание может быть не всегда любимо самим Аллахом и даже ненавистно ему, но он все равно создает такое для того, чтобы у джиннов и людей была свобода выбора действия, поэтому грешник имеет возможность совершить грех, который он хочет совершить, если бы Аллах не создал для него это дело.

В соответствие с вышесказанным в реальность Шариатское Желание Всевышнего не всегда может быть реализовано, но Созидательное Желание Аллаха всегда воплощается в реальность.

Люди Сунны и Корана всегда знают о Шариатском Желании Аллаха, поскольку в двух этих источниках содержится все, чего от людей хочет Всевышний и что он им в обязанность вменяет, а о Созидательном Желании Аллаха людям известно лишь частично и очень мало, и лишь только то, что уже в прошлом было совершено. Иногда Сунна и Коран в форме предсказаний сообщают людям о том Созидательном Желании Аллаха, которое еще только будет совершено.

В приведенных выше аятах Созидательное Желание Аллаха содержится в словах «Я сотворил джиннов и людей…», а в словах «…только для того, чтобы они поклонялись Мне» содержится уже его Шариатское Желание. Говоря же о том, что «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей», Аллах предупреждает, что предвидит то, что множество джиннов и людей пойдут против его Шариатской Воли, за что и понесут наказание, поэтому они созданы для Ада.

Если знать о двух таких сторонах значения выражения «Желание Аллаха», то становится возможным понимать тексты Сунны и Корана более правильно. Именно вследствие непонимания таких тонкостей и возникают подобные заблуждения у желающих найти несоответствия и противоречия в Коране.

№12

По мнению поверхностных критиков, противоречие содержится и в аятах 3:42, где говорится о том, что ангелы принесли Марии весть о рождении у нее Иисуса, и 19:17,19, где говорится, что весть об этом принес один ангел, имя которому Джибрил или Гавриил.

Обратимся к указанным аятам: в первом примере сказано «Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров», а во втором примере — «Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика».

Исследуя текст приведенного первым аята, видно, что в нем не говорится о том, что ангелы приносят Марьям благую весть о том, что родится Иса, но говорится, что они разговаривали с ней. В тексте же второго приведенного аята говорится о том, что ангел, имя которому Джибриль, принес ей весть о том, что родится пречистый мальчик Иисус. Из этого понятно, что речь идет о двух совершенно разных событиях, которые смешивают те, кто пытается найти в Коране противоречия, так что никакого противоречия здесь нет.

Критики Корана, пытающиеся найти в нем противоречия, упоминают еще множество откровенно невежественных гипотез, но все эти предположения либо надуманы, либо не соответствуют истине, либо искусственно вырваны из контекста в угоду собственным измышлениям.

Хвала Аллаху.

Стилистической особенностью арабского языка является то, что человек может говорить о себе, используя местоимение «мы»с целью возвеличивания.Также он может использовать местоимение первого лица «я», или говорит о себе в третьем лице, используя местоимение «он». Все эти три стиля использованы в Коране, ведь Аллах обращается к арабам на их родном языке. (Фетвы постоянного комитета, 4:143)

«Аллах иногда говорит о Себе в единственном числе, а иногда используя множественную форму. Примером этому служит аят: Воистину, Мы даровали тебе явную победу, и другие подобные аяты. В таких случаях множественное число несет смысл возвеличивания, которого Он достоин. Но Аллах никогда не упоминает о Себе в двойственной форме, потому что двойственная форма указывает только на количество, а Всевышний пречист от кого либо наряду с ним.(Акида аль Тадмурийах, шейх уль Ислам ибн Теймия, стр. 75)

Местоимение «Мы» и другие формы множественного числа, могут быть использованы человеком, который говорит от имени группы, а также могут быть использованы для того, чтобы подчеркнуть величие, как это делают некоторые монархи, когда они начинали свои послания со слов: Мы решили…. В этом случае говорит один человек, но использована множественная форма. Аллах более других достоин возвеличивания, и поэтому когда в Коране Он говорит инна (Воистину Мы) и нахну (Мы), то это делается с целью возвеличивания, а не для указания на количество. Когда какой-либо аят вызывает сомнения, то необходимо обратиться к ясным по смыслу аятам. И если кто-то, к примеру, указывает на аят: Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его (15:9) для доказательства многобожия, мы можем опровергнуть это утверждение, процитировав аят: Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного (2:163) или «Скажи: Он – Аллах Единый. (112:1) Этого будет достаточно для того, кто ищет истину. Каждый раз, когда Аллах использует местоимение множественного числа по отношению к Себе, то это указывает на величие, которое Он заслуживает. (Аль Акида аль Тадмурийа, шейх уль Ислам ибн Теймия, 109) И лишь Аллаху известно лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *