Прозорливые старцы

Кто такие современные старцы? Как ими становятся? Что общего у них с поп-звездами? Опасно ли для верующего искать старца? Обо всем этом в нашей новой статье.

При наборе слова «старцы» поисковая система выдает популярный интернет-запрос: «старцы, живущие сейчас» и на выбор множество сайтов. «Не все монахи принимают посетителей, но к некоторым из них все еще можно попасть на прием», — читаем одно из онлайн объявлений. А затем списком поименно называются старцы, их сверхчеловеческие способности (дар исцеления, дар прозорливости, дар сильной молитвы и т.п.), где они живут, и как к ним можно попасть. Причем информация по ныне живущим и уже почившим регулярно обновляется.

Интернет также пестрит рекомендациями, по каким вопросам следует обращаться к старцам, а по каким не стоит даже беспокоить. Ну, например, на вопрос, оставлять ли незапланированного ребенка или нет, ответит любой священник, что обязательно надо оставлять. А ехать к прозорливому старцу нужно, если священник в приходе «не смог дать ответ, или он не удовлетворил человека». И тут же перечень ситуаций, в которых необходимо обращаться к старцам:

  • тяжелые болезни;
  • одержимость или подозрение на нее;
  • бесплодие;
  • подозрение о проклятии семьи или человека;
  • бесполезная многолетняя борьба с грехом;
  • зависимость от пагубных веществ.

Хотите попасть на прием к старцу?

Отдельные сайты за отдельную плату предлагают индивидуальные и групповые поездки на «прием» к нужному нам старцу. А если поинтересоваться, будет ли гарантия, что мы точно попадем в день поездки, организаторы уверяют, раз мы заплатили, то договоренность о приеме будет стопроцентная. Т.е. за отдельную плату можно попасть даже к самому загруженному и труднодоступному старцу. И тогда мы будем называться не просто паломниками, но благодетелями. А благодетели проходят без очереди.
Вот несколько реальных объявлений с различных сайтов паломнических туров (орфография и пунктуация сохранены):

  • «Мы устраиваем поездки по местам духовной силы и к старцам для желающих найти свою дорогу к Богу или тех, кто уже давно по ней шествует. Все хлопоты и организационные вопросы компания берет на себя, а вам остается только выбрать направление и тщательно подготовиться к встрече».
  • «Индивидуальные паломнические поездки с комфортом к старцам из Москвы по России 2020».
  • «Поездка к батюшке не дожидаясь благотворительной очереди».
  • «Для того, чтобы попасть на прием срочно и не ждать благотворительной поездки за небольшую сумму мы можем отвезти Вас. Узнать больше можно здесь».
  • «Хотите чуда? Вы увидите в этой поездке своими глазами. Хотите услышать волю Божию? Услышите от старца».

Очень похоже на рекламные объявления о выступлениях популярных артистов, не правда ли?
Но не будем спешить закидывать камнями организаторов таких коммерческих поездок. Они просто действуют согласно законам рынка: когда есть спрос, будет и предложение. Действительно, сейчас популярность старцев среди церковного и околоцерковного народа можно сравнить с обожанием фанатами своих поп-звезд. Кто-то может справедливо возразить, что почитание старцев было испокон веков на Руси. Действительно было. Но современные средства связи и телекоммуникации помогли увеличить «охват аудитории» и «распиарить» старцев «по полной», пусть даже и помимо их воли. Прямо как умелому продюсеру удается «раскрутить» неизвестного исполнителя до статуса суперзвезды.

Кто такие старцы и как ими становятся?

Старец — это, прежде всего, мудрый, духовно высокоразвитый подвижник, которому по благодати открывается воля Божья не только о себе, но и об окружающих его людях. Старец не является синонимом «старый», хотя чаще всего духовная мудрость приходит с годами молитвы.

Старцем нельзя стать по распоряжению или собственному желанию. «Старец — это носитель «ума Христова”, выразитель внутренней силы Церкви, как апостолы и мученики, вместитель не только сердечного опыта, но и сверхъестественных даров: различения духов, прозорливости, врачевания», — говорит профессор Василий Экземплярский.

Зарождение старчества напрямую связано с зарождением монашества в христианстве. Изначально старцами становились опытные подвижники, к которым приходили ученики за духовными советами. В православии старчество существует с Х века. Однако старец — это не обязательно монах или священнослужитель мужского пола. Им может стать и мирянин, и женщина. Как, например, старица Пелагея Дивеевская, которая в 2004 году была прославлена в лике блаженных. Старцам доступно особое духовное зрение, которое позволяет видеть в человеке все страсти и добродетели, а также видеть его прошлое и будущее.

Но следует подчеркнуть, что, хотя понятие «старчество» весьма распространено и часто встречается в православной литературе, современная церковь его не признает. Официального списка РПЦ, где были бы указаны поименно почившие и ныне живущие старцы, не существует! Чаще всего сами люди — паломники, прихожане — начинают называть того или иного мудрого монаха или священнослужителя старцем, подмечая за ним различные чудотворные дарования. Таким образом, старцев «делает» народная молва.

Откуда пошла мода на старцев?

Изначально к старцам приходили исключительно с духовными вопросами. Душа исцелялась рядом со старцем постепенно, благодаря молитвам подвижника и передаче духовной силы от учителя к ученику.

Сегодня старцев превратили в каких-то популярных звезд, к которым толпами валит народ, падкий до чуда и зрелищ. А начало такой популяризации старчества положила интеллигенция XIX века. Вернувшись в Церковь, она «открыла» для себя и поведала миру имена и учения оптинских и других старцев. Результатом такого пиара стало искажение правильного понимания старческого служения. К сожалению, это происходит и по сей день. В том числе и современные медийные персоны «помогают» популяризировать старцев: делятся собственным опытом общения с ними, снимают передачи о подвижниках и об их исключительных дарованиях. Естественно, обычный человек, насмотревшись и наслушавшись историй о чудесных исцелениях и точных пророчествах, тоже захочет узнать о себе — «что было, что будет, чем сердце успокоится».

Народное обожание современных старцев может соперничать с любовью фанатов к своему поп-кумиру. Фанат наделяет кумира всеми достоинствами мира, слепо верит всем его высказываниям на самые различные темы, часто весьма далекие от их профессиональной деятельности. Многие верующие (и не очень) старцев наделяют исключительными качествами, небесной мудростью, даже часто обожествляют их, забывая, что старец — это только проводник, проводник к Богу.

Лжестрацы / младостарцы

На волне огромной популярности старчества появилась масса так называемых лжестарцев или младостарцев. Если нет официально признанного списка старцев, то кто угодно может объявить себя таковым и начать принимать людей, получая от этого различные блага (от утешения самолюбия и ощущения власти над людьми до материальных выгод). Но если нет официального списка старцев, то и списка лжестарцев тоже нет. Причем один и тот же человек для кого-то может быть лжестарцем, а для других — практически святым человеком.

Есть люди с подавленной волей, и среди верующих таковых немало. Они с готовностью отдают себя в подчинение духовнику, порой даже не задумываясь, истинный ли это последователь Христа или лжестарец, которому важно не исполнение воли Божьей, а только послушание ему верующих. Советы такого «подвижника» чаще всего расходятся с Писанием и официальной позицией Церкви. Он категоричен и требует беспрекословного подчинения себе: не принимай лекарства, а «уповай на волю Бога», разводись, продай дом, отдай деньги мне.

Но истинные старцы никого не станут принуждать, они могут только дать совет. Главным всегда остается добрая воля и желание самого человека.

«Старец не станет навязывать вам себя. Он крайне деликатен в советах. Но он сразу же захочет всё сделать для вас и всё сделает, чтобы вы больше не страдали. Хотя в некоторых случаях даже старцам приходится долго трудиться над ситуацией: молитвой, советами, постоянной всякой поддержкой, но каждый раз такие люди умеют открыть нам, что Господь — это Бог хороших концов!» — учил преподобный Паисий Святогорец.

Поиск старцев как недоверие Богу?

Сейчас, к сожалению, основная миссия старчества как передача духовного опыта дискредитирована. Многие православные воспринимают старцев как неких оракулов, магов и предсказателей, которые научат как выйти из беды, составят план, по которому жизнь потечет легко и прекрасно.

Так зачем мы ищем старцев? Чтобы они явили чудо для подтверждения нашего маловерия? Или ответили на вопросы о будущем, чтобы утолить наше праздное любопытство? На самом деле это просто недоверие Богу. Мы не доверяем, не верим, что Господь сделает для нас все лучшим способом, что Он ведет нас к спасению, а нам только надо довериться Ему. Но нет, мы хотим проверить, удостовериться: а так ли все на самом деле?

«Человек готов свою волю полностью кому-то передать и больше ни о чем не беспокоиться — то есть сложить с себя ответственность за собственное бытие. Это очень соблазнительно, потому что кажется, что всё решается за тебя», — игумен Нектарий (Морозов).

Действительно, как легко вверить свою волю мудрому подвижнику (с лжемудрыми лжестарцами мы разобрались) и жить «на всем готовеньком». Мол, от меня ничего не зависит, а вот старец скажет, что будет и как я должен поступить, так я и сделаю. Это банальное сбрасывание ответственности за собственную жизнь, проявление страха принимать разумные решения и делать правильный выбор.

«Многие хотят не совета, а рабства. Мы ищем старцев из-за лени. Не хотим приложить хоть немного труда. Есть вопросы? Пожалуйста, сколько сейчас православной литературы! Поищите, почитайте! А нет. Сразу надо к батюшке с вопросами. Сразу не жуя проглотить хочется», — сокрушается профессор Алексей Осипов.

Любой смертный хочет постичь истину и узнать волю Бога о себе самом. Но для этого совсем необязательно бежать к старцам.

«Ищите истину. Она везде, она всюду, — говорит священник Игорь Сильченков, — Если просите, то Господь откроет вам. Дар прозорливости — не статичное понятие. Господь может сказать вам истину и через младенца или даже через блудницу, как в случае с Ефремом Сириным. Он просил: «Господи, пошли мне кого-то для духовного наставления!» И Господь послал ему блудницу. И она сказала ему премудрость Божью. Ефрем Сирин поразился, как Господь слышит наши прошения и как удивительным и разным способом может всё исполнить».

Ищите истину. Истина есть Христос. Христос есть любовь. А любовь повсюду. Она всегда с нами, вокруг нас. Совсем рядом. И не надо за ней далеко ездить. И не надо искать старцев. Господь всегда рядом с нами. Он стоит и стучит к нам в сердце. Стучит и смиренно ждет, пока мы ему откроем.

Глафира Знаменская @glafira_znamenskaya

Друзья, если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект о православии в 21 веке! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Случаи прозорливости и чудесной помощи старца Нектария

Многие посетители Старца каждое движение его стремились истолковать символически, например, считая, что если Старец дает конфеты, значит, жди горя. Порой это очень тяготило его. Однажды он рассказал: «У меня иногда бывают предчувствия и мне открывается о человеке, а иногда — нет. И вот удивительный случай был. Приходит ко мне женщина и жалуется на сына, ребенка девятилетнего, что с ним нет сладу. А я ей говорю: «Потерпите, пока ему исполнится двенадцать лет». Я сказал это, не имея никаких предчувствий, просто потому что по научности знаю, в двенадцать лет у человека часто бывают изменения. Женщина ушла, и я забыл о ней. Через три года приходит эта мать и плачет: «Умер сын мой, едва исполнилось ему двенадцать лет». Люди говорят, что вот, Батюшка предсказал, а ведь это было простым рассуждением моим по научности. Я потом всячески проверял себя — предчувствовал я что-нибудь или нет? Нет, ничего не предчувствовал».

Иногда Старец так же прямо говорил: «Тебе это прикровенно, а я знаю».

Как-то, разговаривая с одной петербургской барышней, которая любила развлечения, шумные компании, старец Нектарий сказал: «Если бы вы имели и весь мир во власти, и тогда бы вам не было покоя и вы чувствовали бы себя несчастной. Ваша душа мечется, страдает, а вы думаете, что ее можно удовлетворить внешними вещами или наружным самозабвением. Нет, все это не то, от этого она никогда не успокоится… Надо оставить все».

Отец Нектарий долго сидел, склонив на грудь голову, потом сказал:

— Я вижу около вас благодать Божию. Вы будете в монастыре.

— Что вы, Батюшка, я-то в монастыре? Да я совсем туда не гожусь! Да я не в силах там жить!

— Я не знаю, когда это будет — может быть, скоро, а может, лет через десять, но вы обязательно будете в монастыре, — подтвердил Батюшка.

Вскоре она уехала на Алтай и поступила там в монастырь. «Вот как дивно исполнились слова, сказанные Батюшкой,— писала потом та исповедница,— я вижу около вас благодать Божию. Вы будете в монастыре». Я тогда удивилась и не поверила, а через два месяца после того разговора я действительно уже надела иноческую одежду. Благодарю Господа, вразумившего меня съездить в этот благодатный уголок — Оптину Пустынь. Не поехала бы туда — и до сих пор не была бы в монастыре, и до сих пор носилась бы в бурных волнах житейского моря. Слава Богу за все!»

Порой старец Нектарий говорил, казалось, невероятные вещи, но они непременно сбывались, иногда не сразу — через годы.

Монахиням Алексии и Ксении, тогда еще молодым паломницам, Старец предсказал, что у них будет много деток: «Вот уедете в Святую Землю и у вас будет много деток». Девушки пришли в ужас, они собирались посвятить свою жизнь Богу, а не создавать семью. И только в 1933 году пророчество отца Нектария стало сбываться. К этому времени они были уже на Святой Земле и к ним привели девочку восьми лет (впоследствии мать Иоанна), вскоре и ее двоюродную сестру. Митрополит Анастасий сказал матери Алексии, чтобы она взяла на воспитание и арабских детей. Та не хотела, так как все время писала иконы, но не посмела ослушаться Владыку. Тут-то и вспомнила монахиня Алексия пророчество Старца. Позже матушки переехали в Чили, организовали детский приют имени святого Иоанна Кронштадтского и школу.

Однажды Татьяна Галицкая пришла к Старцу, а он стал вытирать ей глаза платком. Вскоре она поняла пророчество Батюшки. Так старец Нектарий предсказал ей беды, которые обрушились на ее семью: тяжелое ранение старшего сына, болезнь младшего — брюшной тиф, трагическая потеря мужа — он попал под поезд, голод, эвакуация…

О прозорливости Старца вспоминал и профессор Иван Михайлович Андреев, который в 1927 году переписывался с отцом Нектарием через одного монаха, жившего в Козельске. Старец предсказал профессору, что ему предстоят очень тяжелые испытания и страдания, но что все кончится благополучно. Так и случилось.

И другой случай прозорливости Старца произошел также в 20-е годы, когда жил он в ссылке в селе Холмищи. Молодому московскому врачу Сергею Алексеевичу Никитину (впоследствии епископ Стефан) предлагали заняться научно-исследовательской работой, но ему была по душе и практическая работа лечащего врача. Сделать выбор самостоятельно он не мог. И тут вспомнил, что один из его друзей, Борис Васильевич Холчев (впоследствии архимандрит Борис), рассказывал ему остарце Нектарии. Окончив гимназию, юноша спрашивал Старца, каким путемему идти дальше. Отец Нектарий настаивал, чтобы он получил высшее образование. Когда же Борис Васильевич собирался защищать диссертацию, старец Нектарий посоветовал ему оставить научную работу и рукополагаться в сан диакона. Тот последовал совету Старца и стал диаконом, а вскоре и священником. Сергей Алексеевич расспросил его подробнее о старце Нектарии и отправился к нему за советом.

Он приехал в Холмищи и сидел в ожидании Старца. Вдруг из-за легкой перегородки появился седенький, сгорбленный Старец, шел он как-то по-особому. «Едва топчется», — подумал Сергей Алексеевич. И какие-то новые, чужие мысли овладели им: «К кому ты пришел? Ведь этот старикашка, должно быть, выжил из ума, а ты, молодой, способный врач,будешь с ним советоваться. Смешно!»

Чувство досады, оскорбленного самолюбия омрачило внутренний мир Сергея Алексеевича. Кто-то невидимый настойчиво навевал ему чувство вражды к внешности, движениям «скрюченного старикашки». Когда началась беседа, отец Нектарий спросил:

— А не приходилось ли вам изучать Священную историю Ветхого Завета?

— Как же, учил, — ответил молодой врач.

— Представьте себе, — перешел отвопроса к повествованию отец Нектарий, — ведь теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха, пережита яродом человеческим в предпотопное время, была безотрадной, дикой и невежественной. На самом деле культура была тогда весьма высокой. Люди многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по виду. Только на это рукотворное достояние они тратили все свои силы тела и души. Все способности своей первобытной природы они сосредоточили лишь в одном направлении — всемерном удовлетворении телесных нужд. Беда их в том, что они «стали плотью». Вот Господь и решил исправить их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние перед лицом гнева Божия, а в доказательство правоты своих слов строил ковчег.

И что же вы думаете? Людям того времени, привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем потопе. Смешно!»

Сергей Александрович сначала недоумевал, к чему отец Нектарий стал говорить о допотопной культуре. Да вдруг в словах Старца узнал свои выражения: «выживший из ума старикашка»… А этот «старикашка», оказывается, прочитал его мысли. Молодым врачом овладело сильное смущение, он моментально забыл все, о чем хотел спросить Старца. Отец Нектарий прервал его смущение удивительно обыкновенной фразой: «Небось, устали с дороги, а я вам про потоп». Его благообразное лицо в сединах, как в нимбе, светилось по-детски чистой улыбкой. Глаза излучали добро и мудрость. Когда утром Сергей Алексеевич подошел под благословение, чтобы проститься, Батюшка благословил его, приговаривая: «Врач-практик, врач-практик». Так был дан ответ на невысказанный вопрос.

Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как Батюшка, не читая, разбирал письма: «Одни письма он откладывал со словами: «Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без ответа оставить». Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял, а некоторые и целовал».

Два нераспечатанных письма Старец дал прочитать его жене, сказав при этом: «Вот, прочтите вслух. Это будет полезно». Одно письмо было от курсистки Высших женских курсов. Она просила молиться Батюшку, так как мучается, никак не может совладать с собой — полюбила священника, который увлек ее своими зажигательными проповедями, бросила свои занятия, бегала к нему за всякими пустяками. Батюшка про это письмо сказал: «Вы того священника знаете и имели с ним дело. Он впоследствии будет занимать очень большой пост, о котором он сейчас и не думает, но получит он эту власть вследствие того, что уклонится от истины». И добавил, что священник этот, когда был студентом Духовной Академии, приезжал в Оптину с Василием Шустиным и сватался за его сестру, но Господь сохранил ее через старца Варсонофия, ибо он не благословил этот брак.

Предсказания отца Нектария сбылись, тот священник перешел в обновленческую церковь и занимал там важный пост.

И впервые пришедших к Старцу, и не раз побывавших у него удивляла великая прозорливость Батюшки, которому Господь открывал их мысли, дела, прошлое и грядущее.

Так, Фене Ткачевой в первый ее приход старец Нектарий дал читать книгу святителя Игнатия Брянчанинова об умной молитве, написанную литературным, а не специфическим монашеским языком. Читает она и думает: «Как они здесь читают такие книги, должно быть, этот язык для них страшно труден и непонятен». А Батюшка улыбается и говорит: «Конечно, мы малограмотные и таких книг читать не можем, это ведь для таких образованных барышень, как ты, написано». Тут Феня бросила книгу и упала перед Батюшкой на колени.

В другой раз пришла к Старцу Нат. Б. с сестрой. На нее он внимания не обращает, а сестре говорит: «Ксеничка, я тебя прошу, я тебя умоляю, иди в монастырь. Согласна? Обещаешь? Выбирай Шамордино или Белевский». Но мать возражала, плакала. Несмотря на уговоры Батюшки, не отпустила ее в монастырь. Месяцев через восемь Ксения заболела, очень страдала и вскоре преставилась. А Батюшка потом говорил, как погрешают родители, не отпуская детей в монастырь. «Вот, — сказал, — пожалели, не отдали Богу, Господь Сам взял». Потом утешал, рассказывал, что видел ее во сне в блаженстве со старцами, в белой мантии и в белой камилавке.

Старец Нектарий не только провидел духовным взором своим беды, радости, помышления людей, врачевал не только душевные страсти и недуги, но исцелял и телесные болезни тех, кто обращался к нему за молитвенной помощью.

Приехали к нему мать с дочерью, мечтавшей идти на фронт, в госпиталь, ухаживать за ранеными солдатами. Другая ее дочь страдала неизлечимой болезнью: у нее были приступы слепоты, дурноты. За много лет болезни мать возила ее на лечение за границу, показывала лучшим докторам, но безрезультатно. Глубоко религиозная мать не теряла надежду на помощь Божию и приехала в Оптину посоветоваться со старцами. В приемной дождалась Старца, вместе с другими богомольцами приняла благословение. Еще ничего не сказала Батюшке, но отец Нектарий вдруг обратился к ней: «Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова». Посетив Старца вечером в тот же день, получила от него семь пряников и наставление: «Отвези их больной дочери. Пусть каждый день съедает по одному и почаще причащается, будет здорова». Младшую дочь ее во время прогулки Старец водил рука об руку с солдатом. Наблюдавшие это говорили матери: «Батюшка-то дочь твою повенчал. Вот увидишь, скоро замуж выйдет». Так оно и было. Младшая дочь в этом же году вышла замуж за военного. Дочь с верой приняла пряники, после седьмого причастилась и выздоровела. Болезнь к ней до смерти не возвращалась.

Как-то приехала к нему монахиня Нектария с мальчиком-подростком, который вдруг заболел, температура поднялась под 40°.

Она и говорит Батюшке:

— Олежек у меня очень болен. А он отвечает:

— Хорошо поболеть в добром здравии.

На другой день дал мальчику яблочко: «Вот тебе лекарство». И, благословляя их в путь, сказал: «Во время остановки, когда будете лошадей кормить, пусть выпьет кипяточку и будет здоров». Так они и сделали. Мальчик выпил «кипяточку», заснул, а когда проснулся, был здоров.

Евгения Григорьевна Рымаренко в воспоминаниях о старце Нектарии передает случай исцеления своего супруга по молитвам Батюшки. У отца Адриана с начала Поста были нестерпимые боли желудка. Боялись, что он не сможет и Крест вынести. Матушка Евгения написала в Козельск монахине Анастасии, чтобы та попросила старца Нектария помолиться.

В день выноса Креста, к вечернему богослужению боли прошли и долго не возвращались. Мать Анастасия потом рассказывала, что Батюшка устроил краткий молебен и все слышали, как он поминал болящего иерея Адриана.

Одной из шамординских монахинь, страдавшей от зубной боли, Старец велел жить неделю в Оптиной и каждый день приходить к нему на помазывание щеки маслом от неугасимой лампадки, горевшей у него в келье перед чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Через неделю больная исцелилась.

Татьяна Галицкая как-то простудилась по дороге к Старцу. Очень болели бок и спина. Утром с трудом встала, а разогнуть спину не может. Превозмогая боль, кладет три земных поклона со словами: «Молитвами старца иеромонаха Нектария, Господи, исцели». После третьего поклона боль прошла.

Монахиня Ксения приехала к Старцу после тяжелой болезни, а он дал клубок ниток и сказал: «На, размотай этот клубок, видишь, какой он спутанный». Она чувствовала, что была очень слаба и даже эта работа казалась непосильной, а он говорит: «Ничего, ничего, вот так и у тебя сложится жизнь: трудно будет вначале, а потом хорошо». Так оно и было.

Старец был наделен от Господа не только даром исцелять телесные недуги, но и властью изгонять бесов.

Так, жил в Оптиной мирской юноша, который страдал чем-то вроде одержимости. Старец Амвросий исцелил его, но не окончательно. У юноши остались способности сознательно вызывать у себя определенные состояния. Однажды, когда они с отцом Нектарием остались вдвоем, юноша сказал Батюшке:

— Хотите, я вам нечто покажу?

— Хорошо.

Тогда он сел, сосредоточился и тело его стало неестественно изгибаться, голова запрокинулась и все члены как бы одеревенели. Тут Старец поднял руку и начертал в воздухе крестное знамение. Юноша остался в том же положении. Батюшка перекрестил его вторично и в третий раз. После третьего раза юноша пришел в себя.

— Что вы видели, — спросил егоотец Нектарий.

— Я видел как бы слоистый воздух, плоские очертания людей и других существ,— ответил он.— А потом увидел молнию. Она вспыхнула дважды, а на третий раз вспыхнуло пламя и я очнулся.

Ирина Светланова

Отвечает иерей Богдан Рябко:

– Понятие «старец», озвученное Вами, имеет различные оттенки смыслов. Чтобы не возникало путаницы или непонимания, следует объяснить их значения.

Изначально старчество связано с монашеской средой. На заре монашества в Египте появилась практика, когда один отшельник принимал к себе двух-трех учеников. Ученики эти, живя возле более опытного подвижника, часто (иногда и ежедневно) советовались относительно богословских вопросов, поста, молитвы, труда и прочего, т.е. попросту доверяли ему свои мысли. Напомню, что они жили рядом и хорошо знали друг друга.

Современное понимание старчества связано с возрождением старчества в Оптиной пустыни в начале XIX века. К этому времени в Церкви устоялась практика одной-единственной исповеди Великим постом. Священник стал восприниматься как совершитель богослужений, требоисполнитель и в конце концов как законоучитель в школе. Обычному христианину со своими духовными поисками и проблемами даже обратиться было не к кому. Оптинские старцы стали принимать не только монахов, но и мирян. И люди ответили взаимностью. В Оптине бывали и известные писатели, такие как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой…

Вы спрашиваете, есть ли среди нас святые? Да, есть. И рядом с Вами тоже. Они не кричат о себе: «Мы святые, идите посмотрите на нас» и о них не сообщают в новостях. Они совершают свой подвиг в тишине. За ними не нужно ездить по городам и весям. Когда Господь даст, Вы ощутите их присутствие, как ощутил пророк Моисей присутствие Божие в «тихом веянии ветра» на горе Синай.

Церковь со времен своего основания обладает всею полнотой даров Святого Духа, необходимой для спасения человека, в том числе и пророческим даром. Но, не следует из монаха в монастыре или священника на приходе делать оракула или целителя. Этим Вы вредите и ему и себе.

Не стоит метаться в поисках прозорливых старцев. По вере Вашей, Господь может открыть Свою волю и через простого, ничем не примечательного священника и даже через обычного мирянина. Пребывая же в суете и исканиях можно просто не услышать воли Божьей или своевольно оттолкнуть ее.

В наше время существует практика поручительства, когда новопостриженный инок передается в руки опытного монаха (старца). Причем существует эта практика не только в монастырях, но и в миру. Когда мы совершаем крещение новообращенного христианина, то поручаем его крестному отцу или матери. В обоих случаях поручитель должен передать новичку свой опыт веры, свои знания… К сожалению, не всегда так бывает.

Что же делать в этом отношении мирянину сегодня?

Ищите себе священника, который бы Вас учил и наставлял, ищите общину христиан, в которой Вы могли бы совершать служение (возможное для Вас). Общайтесь с близкими Вам по духу христианами. Взаимное назидание было рекомендовано еще апостолом Павлом, который пишет фессалоникийцам: «Увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5, 11). А апостол Иаков пишет: «Признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5, 16).

Высокопоставленные российские чиновники выбрали себе наставником 87-летнего монаха – схиархимандрита Илия (Ноздрина). Духовник патриарха Кирилла принимает губернаторов, общается с высокопоставленными силовиками, через него российские элиты надеются доносить информацию до президента Путина. Его историю рассказывает издание «Проект”.

Илий – выпускник Ленинградской духовной академии, его постригал в монашество влиятельный митрополит Никодим (Ротов), имевший глубокие связи с советской властью и постригавший будущего митрополита Кирилла (Гундяева). В середине 70-х годов монах выехал на Афон, где был духовником Пантелеимонова монастыря. Позже вернулся в Россию и принял участие в возрождении Оптиной пустыни.

Высокопоставленные чиновники ездят к Илию за жизненными советами, предсказанием будущего и исцелением болезней. Схиархимандрит – не единственный старец, которого слушают чиновники, но, вероятно, самый влиятельный. Собеседники «Проекта” называют сразу нескольких бывших и действующих глав регионов, которые ждут приёмов у Илия.

Это – исполняющий обязанности губернатор Петербурга Александр Беглов, губернаторы Калужской и Брянской областей Анатолий Артамонов и Александр Богомаз, замполпреда президента в Центральном федеральном округе Вадим Потомский. Как-то раз за одну Страстную неделю к Илию на приём приехали 40 генералов, слышал один из его постоянных посетителей.

Илий исповедовал Путина и второго президента России Дмитрия Медведева, верят в Оптиной пустыни. В день четвёртой инаугурации Путин подходил к Илию на благодарственном молебне в Благовещенском соборе в Кремле. Путин поздравлял старца по телефону с 85-летием, старец президента – с 66-летием.

Вероятно, в этом кроется одна из причин интереса элиты к схиархимандриту. Чиновники считают, что «через Илия можно донести информацию до президента за два дня”, – рассказал «Проекту” бывший региональный госслужащий.

Старец уважительно относится к любой российской власти. Он поддерживал идею установить памятник первому президенту Борису Ельцину и сравнивал его с Георгием Победоносцем, освящал памятник Ивану Грозному. «Только не стоит думать, что Илия кто-то заставляет любить власть, – говорит «Проекту” священник Оптиной пустыни. – Даже когда приходишь к нему на личный разговор, он часто спрашивает: «А ты молишься за президента?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *