Прп мартиниан

День памяти: 13 февраля
Фотиния Палестинская

Преподобный Мартиниан. Преподобные Зоя и Фотиния.

Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.

Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины.

Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. «Оставайся здесь, — сказал он ей, — вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик», — а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.

Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл всё тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.

✔ Читать статью полностью… ✔

✔ Открыть новый сайт ✔

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

В этом стиле по заказу Августа Сильного были расписаны сервизы С желтым львом и Красный дракон. 1, 184 подписчиков, 9 подписок, 5 публикаций — посмотрите в фото и видео МАНУФАКТУРА. Мне даже кажется, она спала все время до того момента, пока Ее не попросили на выход. В прежние времена человек был уверен неизменности природы и общества. Первые Мануфактуры России возникли отраслях промышленности, продукция которых имела широкий сбыт на внутренних и внешних рынках солеварение, винокурение, производство юфти и другое. Главный производственный корпус фабрики это огромное по дореволюционным меркам сооружение, красота которого размеренном ритме широких крупных объемов, разбавленных вертикалями вышек и труб, оживленных рядами оконных проемов. Наконец, последним видом крепостной промышленности являлись вотчинные помещичьи предприятия, работавшие исключительно крепостным трудом принадлежавших помещику крестьян.

Деньги, необходимые на пищу, одежду, на хозяйство и подати, он вынужден зарабатывать значительной степени работой по найму. Капиталистическая работа на дому есть домашняя перера­ботка за сдельную плату материала, полученного от предприни­мателя. Развитие Мануфактур 30х годах 19 века совпало с началом промышленного переворота России. После обжига, шлифовки и специальной полировки изделия блюда, кувшины, горшки становились похожими на посуду, вырезанную из драгоценного камня, украшенную выпуклыми рисунками. Основное направление деятельности буржуазии, которая пришла к политической власти, заключалась том, чтобы создать благоприятные условия для развития мануфактур, направить все законы финансовой сфере на накопление денежных средств и защиты внутреннего рынка страны от иностранных товаров. На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. Устроителем, организатором Пыскорского завода, но не его владельцем, был.

Мануфактура — от латинского manus рука и factura изготовление, предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике 2 я после простой кооперации стадия историческом процессе становления промышленного производства. В 1861–1864 годах были построены использующиеся по сей день здания Мануфактуры долине реки Трибиш. Мировой уровень качества продукции компании подтвержден сертификатами Госстандарта России и международными сертификатами. В результате борьбы дворянства за свою монополию на рабочую силу указом. Во Флоренции появились шерстоткацкие и сукнодельческие мануфактуры, на которых работали чомпи. У него руках инструмент, которым он может настроить максимально удобную для него ширину сайтов браузер, размер которого всегда можно изменить. История мануфактурного производства ведущих странах Западной Европы. После смерти отца малолетний Иван Ильич приехал Москву с купцом Сапрыкиным.

Вместе с АртМедиа приглашаем вас посетить камерное природное чудо Мыс Мартьян и познакомиться с редкими краснокнижными обитателями этого заповедного уголка. Мы работаем с самыми различными видами шерсти, а выпускаемая нами продукция согревает вас и радует яркими красками и оригинальными рисунками. Среди редкостей ладанник крымский, пузырник киликийский, вязель эмеровый. На территории фабрики есть Музей фарфора и демонстрационные мастерские. На первом этапе результатом нашей совместной работы станет проектная документация, основа разработки. Новая теория энономики Где и как рождается прибыль Отчего зависит прибыль.

Она была представлена небольшим количеством предприятий по производству железа, грубых тканей и кожевенных изделий, солеварнями и мастерскими по переработке сырья. Он сократил затраты на рекламу на 40%, с сохранением общего количества заявок с сайта. Суконные мануфактуры занимали важное место английской экономике средние века. интернет магазин товаров для творчества и хобби. Когдато процессе наших попыток предотвратить развал парке ко мне обратился один из его радетелей и сообщил, что есть идея водрузить на шпиль Петропавловской церкви крест которого там, соответствии с петербургским аналогом, никогда не было. Однако применение машин более широких масштабах началось с 3040х.

Капиталистическая Мануфактура имела исторически прогрессивный характер, так как способствовала дальнейшему углублению обществ, разделения труда, создала предпосылки для крупного промышленного производства упростила многие трудовые операции, усовершенствовала орудия труда, привела к специализации инструмента, сделала возможным применение вспомогательных механизмов и водяной энергии и, подготовила кадры искусных рабочих для перехода к машинной стадии капиталистического производства, наступившей результате промышленного переворота. Продукты от частной мануфактуры Мартьянов разработаны в России для сурового климата. Вот почему для петровских мануфактур особенно остро ставился вопрос об организации труда. Кстати, на известной картине Шоколадница 1744 кисти Жана Этьена Лиотара, ставшей одной из мартиана мануфактура символов Дрезденской галереи, девушка держит на подносе как раз чашечку из мейсенского фарфора.

Это начало следует отнести именно к петровским преобразованиям, так как отдельные элементы, бывшие уже налицо мартиана мануфактура раньше и являвшиеся необходимыми предпосылками возникновения мануфактуры, во время Петра I вылились уже законченную систему. Основным вопросом оставался недостаток свободного и квалифицированного промышленного рабочего. В распоряжении абсолютистских монархий оказались огромные финансовые средства, получаемые от обложения налогами крестьян, городского населения и том числе буржуазии. Производственным центром, вокруг которого группировались заводские строения, была плотина, со строительства которой и начинался завод. При этом цены на продукты сельского хозяйства выросли гораздо большей степени, чем на промышленные товары, а предметы первой необходимости вздорожали сильнее предметов роскоши. После Крестьянской реформы 1861 был отменен принудительный труд промышленности, том числе и на Мануфактурах.

Многое зависело от человеческого фактора, от способности властвующей элиты ответить на вызовы времени. Революционное преобразование общества не исключало возможностей эволюционного, реформаторского пути развития. Поэтому эффективно работают в условиях нашего климата. Все мои близкие дочка, внучка, сестренка и племянницы подсели на янтарнокасторовое масло для мытья волос и гель для душа. Мануфактура возникала объединением мастерской ремесленников разнородных специальностей, через руки которых должен пройти продукт вплоть до его окончательного изготовления или объединением мастерской ремесленников одной специальности, каждый из которых выполнял непрерывно отдельную операцию. Мануфактурное разделение труда расчленяло производство каждого товара на ряд отдельных операций. Сделаем так, чтобы реклама привлекала внимание и на нее хотелось нажать. Подобные мануфактуры возникали, как правило, на базе домашнего кустарного промысла.

Потому что, строя на месте снесенных памятников облизанный новодел или пряча фасады разрушающихся старинных зданий под евроремонтами, люди с истонченным душевным устройством не видят дальше собственного носа и не чувствуют тяжесть исторических утрат. В работе под руководством немецкого алхимика Иоганна Фридриха Бёттгера также принял участие физик и математик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз. Ещё одна историялегенда гласит и о другом именитом госте мыса Мартьян, поговаривают, что сам Николай второй любил прогуливаться по тропе, которую здесь так и называют царская, а смотровую площадку, с которой обычно начинается экскурсионный маршрут, именуют Царская беседка. Промышленный переворот промышленная революция, великая индустриальная революция это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству.

В 2007 году американский журнал категории luxury lifestyle Robb Report, являющийся авторитетным изданием мирового уровня, назвал Finamore Лучшим производителем сорочек 2007 года. Самым первым Европе мануфактурным производством принято считать фарфоровую мануфактуру, основанную. Площадь пожара Опере Трехгорный вал, дом 6 составила 1, 2 тысячи квадратных метров, здании обрушилась кровля на площади 800 квадратных метров. Иоганн Фридрих Бёттгер Johann Friedrich B ttger 1682 1719 немецкий алхимик, изобретатель. В формировании этого стиля участвовали художники Ричард Римершмид, Генри Анри Ван де Вельде и братья Конрад и Рудольф Хеншель. Для наблюдения и организации дела Петр посылает на Уралтогдашних знатоков металлургии, сначала Татищева, затемГенница, много сделавших для развития промышленности.

Революция отменила налоговые привилегии дворян, ликвидировала регламентацию производства и цеха, провозгласила свободу торговли, ввела политику протекционизма, значительной мере решила аграрный вопрос, наделив крестьян небольшим количеством земли. Внешний вид и комплектность товара, а также комплектность всего заказа должны быть проверены получателем момент доставки заказа. Во всех магазинах розничной сети Cleanelly – текСтильный дом уже появилась новая летняя коллекция, которую вошли махровые и вафельные изделия – полотенца, халаты, простынипокрывала и коврики. АРТ Мануфактура интернетмагазин предлагает широкий ассортимент изделий ручной работы. В то же время благодаря революции цен произошло возвышение голландского купечества, занимавшегося посреднической торговлей. Ее цеха выпускали скатерти, платки и ковры с изображением ключевых сражений той эпохи. Мы производим множество различных моделей трикотажной одежды для милых дам уютных, модных и качественных.

Начиная с 1893 года и по сей день наши изделия согревают вас прохладный осенний объединение италии и создание объединенного королевства вечер или зимнюю стужу, украшают интерьер вашего дома, создают настроение и атмосферу тепла и уюта. На вершине мыса встречаются красноватого цвета почвы, очень похожие на средиземноморские терра роса, они также сохранились от более теплых эпох. Мы производим высококачественные смесители для воды, шаровые краны, подводку для воды и смесителей, аксессуары для ванной комнаты, зеркала. Освобождение духовной сферы изпод засилья церкви было трудным и противоречивым процессом. В рабовладельческом и феодальном обществах существо­вали два вида капитала — торговый и ростовщический.

Мануфактурное разделение труда зна­чительно повышало производительность труда, и то же мартиана мануфактура время оно уродовало наёмного рабочего, обрекая его на крайне одностороннее развитие. подписчиков, 974 подписок, 9, 287 публикаций — посмотрите в фото и видео. Все это привело к тому, что Трёхгорная мануфактура за несколько лет стала понастоящему передовым предприятием России. Любая проблема резиновой верстки, о которой когдалибо говорилось решаема. В 1720 году стало понятно, что мейсенской мануфактуре нужен свой логотип. Обработка базы близка аналогичной отделке трубы на фабрике Рябушинского Парижская коммуна Вышнем Волочке. Мануфактурное разделение труда повышало его производительность и усиливало степень эксплуатации мануфактурного рабочего. Подпишитесь на этого человека, чтобы увидеть все его фото и видео. В профиле Мануфактура Артпространство в 55 публикаций.

Трудолюбивый и смышленый юноша вскоре привлек и кант о просвещении внимание фактического руководителя Прохоровской мануфактуры Никиты Васильева. Однако государство сумело создать благоприятные условия для развития крупной мануфактурной промышленности, и именно благодаря этому ту эпоху российская промышленность совершила гигантский скачок и уравнялась с промышленностью наиболее развитых европейских держав. Особенностью крупных промышленных заведений было то, что все они были казёнными единое Российское государство сложилось до возникновения капиталистического предпринимательства. Чем короче цепочка от производства до покупателя, тем больше возможность не переплатить. Сначало нас завели небольшой кинотеатр и показали кино про историю открытия химического состава белого фарфора Европе до этого он производился только Китае.

Торговая сфера тоже обрастает новыми понятиями, пришедшими к нам из английского языка, которые нередко подменяют собой знакомые русские слова. С технической стороны мануфактурному производству было свойственно широкое применение водяных и ветряных двигателей развитие механических передач, базой которым служило часовое дело дифференциация, специализация и усовершенствование простых ремесленных инструментов создание механических систем, дающих выигрыш силе или скорости. Мануфактура стала стратегическим партнёром и консультантом работе над этим проектом. В классическом виде процесс первоначального накопления капитала происходил Англии. 7, 744 подписчиков, 1, 261 подписок, 479 публикаций — посмотрите в фото и видео _ _. Так же изготавливаем рамы для картин и фотографий из деревянного и пластикого багета по Вашим размерам.

Южная живописная часть парка, поднятая свое время по голландским методикам из болот, уже поселок возрождение водопад стала заболачиваться изза постепенной деградации дренажной системы всетаки без должного ухода более 100. На поиски золотых и медных руд отправлялись экспедиции, отваживались охочие люди, рудознатцы. Владелец был связан, прежде всего, обязательными условиями количества и качества производства товара, его расценками, поставкой. Так, Мо­сковской губернии начале 80х годов прошлого века размоткой бумажной пряжи, вязальным промыслом и другими женскими промыслами было занято 37, 5 тысячи работниц. Развитая инфраструктура непосредственной близости от предприятия имеются объекты культурного и социальнобытового назначения Бизнес центр на Парковой.

На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаёмная рабочая сила. Заозерская приводит данные о более высокой производительности домиицы от 3 до 16 пудов железа зависимости от района. Дворянские мануфактуры стали больше развиваться лишь со второй половины XVIII. В рассеянной мануфактуре предприниматель скупал и Мелкий производитель фактически находился на положении наемного работника, получавшего заработную плату, но продолжал работать своей домашней мастерской. Мануфактура вела к специализации рабочих и разделению мартиана мануфактура труда между ними, что повышало его производительность. Но при всем том нельзя и преувеличивать связи мануфактуры петровского периода с государственными заказами и потреблением. Развитию мануфактурного производства соответствовали три формы мануфактуры рассеянная, смешанная, централизованная.

4, 862 подписчиков, 2, 322 подписок, 528 публикаций — посмотрите в фото и видео Амур Мануфактура. Ремесленные мастерские старого типа не выдерживали конкуренции с мануфактурами и разорялись, а мануфактуры множились и расширялись. Прогулявшись вокруг зданий, входящих Даниловскую мануфактуру 1867, так легко проникнуться атмосферой рабочих кварталов Лондона, Парижа и НьюЙорка. подписчиков, 514 подписок, 2, 039 публикаций — посмотрите в фото и видео 🏮Итальянская пряжа🏮. Вопрос который меня поверг шок Детей забирать после родов планируете? Здесь для Англии были характерны такие источники, как использование государственных долгов и высоких процентов от них, осуществления политики протекционизма покровительства, что давало возможность государству устанавливать высокие таможенные тарифы, которые защищали от конкуренции собственного производителя.

Ihm reichen sich zahllose Schäfer тест по истории по первой мировой войне und Schäferinnen an, unvermeidlich weisse Lämmlein. Мои драгоценные розы 🌹 Важные моменты 🔆Стоимость на все комплекты разная! По указу царя Алексея Михайловича к заводам были приписаны целые волости, жители которых выполняли подсобные работы. Успех позволил Августу увеличить финансирование декабре 1707 года Дрездене на берегу Эльбы для опытов была оборудована специальная лаборатория. 136 подписчиков, 1 подписок, 75 публикаций — посмотрите в фото и видео Кафе Мануфактура, 15. Если вы уже участвовали предыдущих мануфактурах или у вас есть аккаунт системе вам приглашение не приходит, вы используете те доступы которые уже есть у вас, с которыми вы уже проходили обучение на этой платформе или предыдущих наших обучениях.

Морозов построил Павловский завод Звенигородском уезде, а тульский купец и оружейник Никита Антуфеев поставил завод на реке Тулице. Смешанная мануфактура сочетала исполнение отдельных операций централизованной мастерской с работой на дому. В России мануфактура возникла во второй половине XVII первой половине XIX веков. Это означает, что мы получаем необработанную шерсть, делаем из нее ровницу, которую затем перерабатываем пряжу и уже из нее изготавливаем ткани, сукно, обувную байку, одеяла, пледы, которые потом отправляются к потребителям. В настоящее время фасад фабрики от реки определяет корпус, который советское время был учебным, к фабрике сейчас не относится его арендуют различные организации, это любопытное сооружение рубежа XIXXX. Форма производства, характеризующаяся применением ручных орудий и разделением труда между наемными рабочими. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались состав городских властей.

Так, центре возникла ПоротовоУгодская группа железоделательных заводов. Известных шутов при дворе ту пору было два, Gottfried Schmiedel соперничал остроумии и креативности с шутом по имени Fr hlich Fr lich Joseph Йозеф Фрелих, чья статуэтка из слоновой кости, изображающая шута и фокусника сидящим карете, запряженной свиньями, находится Зелёных Сводах Дрездене, фарфоровый бюст Фрелиха также находится Дрездене. К концу XIX века Мейсенская мануфактура осваивает новые приемы декорирования своих изделий – кто был представителем высокого возрождения покрытие цветной глазурью, покрытие стеклянной глазурью, использование ярких красок для обжига, применение техники patesurpate. Рассылка приглашения происходит не момент оформления заявки, а день старта мануфактуры который указан на текущей странице.

Правительство России уже 17 веке предоставляло привилегии частным предпринимателям, а к 20м годам 18 века сложилась целая система поощрения предпринимательства нужных государству отраслях производства финансовые субсидии, передача созданных казной Мануфактур руки частных владельцев. Основана 1853 году московскими купцами Каулиным и Залогиным, конце XIX века перешла во владение Берга. Поэтому соответствии со всем строем крепостного хозяйства вопрос о рабочих кадрах для русской мануфактуры XVIII. Здесь два основных момента, на которые следует обратить внимание износостойкость ткани и простота уходе. Приписные к купецким фабрикам хотя формально и не были крепостными, но все же это фактически нарушало монопольные сословные права дворянства на принудительный, крепостной труд. Цветные и увеличенные шрифты сообщениях лучше не употреблять изза них сообщение становится пестрым и нечитаемым.

Но только Петр 1 принимает решительные и успешные меры для организации металлургической базы на Урал Уже. Оркестр был создан 1753 году, автор Johann Joachim Kaendler 17061775. Качественные изделия ручной работы для дома и офиса. В 1675–1700 годах поисками секрета состава китайской фарфоровой массы занимался физик и математик, член французской Академии наук Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз 1651–1708. Кустарная перепись 1894 95 года Пермской губерний и общие вопросы кустарной промышленности Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства Industrial Europe at the time of the Reformation, The Journal of Political Economy О некоторых особенностях мануфактурного этапа развитии капитализма на примере Фракции. Развитие простой капи­талистической кооперации межвоенный период и вторая мировая война привело к возникновению мануфактур.

Жития преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии (Светланы)

Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан с 18 лет по­се­лил­ся в пу­стыне, близ го­ро­да Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где про­был в по­дви­гах и без­мол­вии 25 лет, удо­сто­ив­шись бла­го­дат­но­го да­ра ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Од­на­ко враг не остав­лял от­шель­ни­ка, на­во­дя на него раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Од­на­жды жен­щи­на-блуд­ни­ца по­спо­ри­ла с раз­врат­ны­ми людь­ми, что со­блаз­нит свя­то­го Мар­ти­ни­а­на, сла­ва о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду. Она при­шла к нему в ноч­ной час под ви­дом стран­ни­цы, про­ся ноч­ле­га. Свя­той впу­стил ее, так как по­го­да бы­ла ненаст­ная. Но вот лу­ка­вая го­стья пе­ре­оде­лась в до­ро­гую одеж­ду и ста­ла со­блаз­нять по­движ­ни­ка. То­гда свя­той вы­шел из кел­лии, за­жег ко­стер и встал бо­сы­ми но­га­ми на пы­ла­ю­щие уг­ли. Он го­во­рил при этом се­бе: «Труд­но те­бе, Мар­ти­ни­ан, тер­петь этот вре­мен­ный огонь, как же ты бу­дешь тер­петь веч­ный огонь, при­го­тов­лен­ный те­бе диа­во­лом?» Жен­щи­на, по­ра­жен­ная этим зре­ли­щем, рас­ка­я­лась и про­си­ла свя­то­го на­ста­вить ее на путь спа­се­ния. По его ука­за­нию она от­пра­ви­лась в Виф­ле­ем, в мо­на­стырь свя­той Пав­лы, где в стро­гих по­дви­гах про­жи­ла 12 лет до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Имя жен­щи­ны бы­ло Зоя.

Ис­це­лив­шись от ожо­гов, свя­той Мар­ти­ни­ан уда­лил­ся на необи­та­е­мый ска­ли­стый ост­ров и про­жил под от­кры­тым небом несколь­ко лет, пи­та­ясь пи­щей, ко­то­рую ему вре­мя от вре­ме­ни при­во­зил один ко­ра­бель­щик, а пре­по­доб­ный плел для него кор­зи­ны.

Од­на­жды во вре­мя силь­ной бу­ри раз­бил­ся ко­рабль, и к ост­ро­ву, где спа­сал­ся свя­той Мар­ти­ни­ан, вол­ны при­нес­ли на об­лом­ках ко­раб­ля де­ви­цу по име­ни Фо­ти­ния. Свя­той Мар­ти­ни­ан по­мог ей вы­брать­ся на ост­ров. «Оста­вай­ся здесь, – ска­зал он ей, – вот хлеб и во­да, а через два ме­ся­ца при­е­дет ко­ра­бель­щик», – а сам бро­сил­ся в мо­ре и по­плыл. Два дель­фи­на вы­нес­ли его на су­шу. С тех пор бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан стал ве­сти жизнь стран­ни­ка. Так про­дол­жа­лось два го­да. Од­на­жды, при­дя в Афи­ны, свя­той за­бо­лел и, чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, во­шел в храм, лег на пол, при­звал епи­ско­па и по­про­сил пре­дать свое те­ло по­гре­бе­нию. Это про­изо­шло око­ло 422 го­да.

Бла­жен­ная де­ви­ца Фо­ти­ния оста­лась жить на ост­ро­ве, где и про­ве­ла в уеди­не­нии 6 лет, а за­тем от­да­ла Бо­гу ду­шу. Кон­чи­ну ее от­крыл всё тот же ко­ра­бель­щик, при­во­зив­ший ей, как и пре­по­доб­но­му Мар­ти­ни­а­ну, пи­щу. Он пе­ре­вез те­ло бла­жен­ной Фо­ти­нии в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где оно бы­ло с че­стью по­хо­ро­не­но епи­ско­пом и кли­ром. Па­мять пре­по­доб­ных Зои и Фо­ти­нии празд­ну­ет­ся в тот же день.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Мар­ти­ни­а­на, и па­мять свя­тых жен Зои и Фо­ти­нии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Прп. Мартиниан Белоезерский. Фреска

Осиротевшая обитель

Драматический сюжет Жития преподобного Ферапонта, вынужденного в повиновении можайскому князю оставить основанный им на Белом озере монастырь, заканчивается интригующим читателя многоточием: доживая последние дни своей жизни в Лужецком монастыре, Ферапонт душой болеет за осиротевшую без настоятеля общину и предает в руки Божии созданный им монастырь… Но кто ободрит иноков, оставленных своим духовным отцом, в час искушения и мучительного сомнения? Кто возьмет на себя окормление словесных овец его возлюбленного двора? Эти мысли мучили Ферапонта на протяжении многих дней, и своими молитвами он стремился по возможности восполнить утрату, которая могла разорить плоды трудов всей его жизни. Но «Богъ Всемилосердый не навыче презирати угодникъ Своих, молящихся Ему и служащихъ день и нощь», – отвечает Ферапонту агиограф преподобного Мартиниана, ведь именно этому ученику Кирилла Белозерского суждено было воспринять старейшинство в обители Рождества Богородицы и стать настоящим преемником преподобного.

Житие Мартиниана пишет насельник, а возможно – и постриженик основанного Ферапонтом монастыря. Описывая события с внушительной временной дистанции, агиограф умеет поставить себя в положение одного из тех монахов, кому сначала пришлось проводить Ферапонта в Можайск, а чуть позднее получить от него скорбное известие о том, что старец более в обитель не вернется…

Оторопь, охватившая братию в первые дни после получения роковой вести, в скором времени сменилась глухим недовольством, и ропотные речи поначалу тихо, вполголоса, но чем дальше, тем громче стали раздаваться в темных предсениях братских келий. Судьба обители висела на волоске: если монахи уйдут, то собор, кельи и иные строения порастут мхом, Часословы и Октоихи покроются пылью и сам монастырь станет прибежищем для разбойников и диких зверей. Однако молитва Ферапонта была услышана: Господь, некогда пославший осиротевшим по смерти Моисея израильтянам Иисуса Навина, «часа того посла в него (Ферапонта. – М.К.) мѣсто преподобнаго Мартиниана», Кириллова ученика.

«Научи отрочка сего»

Преподобный Кирилл Белозерский. Художник Сайда Афонина

Мартиниан (в крещении Михаил) родился недалеко от Кириллова монастыря («от ближнихъ властей святаго, Сяма зовомо») в семье благочестивых родителей, людей, по всей видимости, небогатых, которые пожелали вывести своего сына в люди и, главное, дать ему хорошее образование, к которому ревностно тянулся мальчик от младых ногтей. Отец Михаила привел отрока в монастырь к преподобному Кириллу, который славился в округе не только святой жизнью, но и своей особенной любовью к книжной премудрости.

В тот день, когда Михаил познакомился с белозерским игуменом, преподобный Кирилл увидел пред собой отрока лет десяти. Игумен отдал мальчика в научение монастырскому дьяку Олешу Павлову, в доме которого предстояло провести Михаилу несколько лет, со следующими словами: «Друже, сътвори ми любовь Божию: научи ми отрочка сего грамотѣ, егоже видиши. Да и се ти глаголю пред Богомъ: съхрани его, яко зѣницю ока, въ всякой чистотѣ».

Михаил учился грамоте быстро, схватывая знания на лету. Олеша диву давался его сметливости и сравнивал курс обучения этого своего ученика с дорогой, пройденной спящим в радостном сне. В скором времени отрок снова оказывается в стенах Кирилловой обители, и перед игуменом встает вопрос о будущей судьбе мальчика. Просьбу родителей он выполнил. Собственно, ни о чем другом его и не просили… Однако сам Михаил со слезами молит настоятеля: «Възми мене, господине, к себѣ». Кирилл в раздумье. Дьяк, успевший полюбить талантливого ребенка, стоит здесь же, безмолвным ходатаем умоляя игумена за своего питомца. Но тот еще слишком молод, и Кирилл должен понять, выяснить «опасно», что же ждет этого ребенка в зрелом возрасте, есть ли в его благом расположении к иноческой жизни истинная глубина, которая может с годами перерасти в степенность маститого старчества: «И еще ему из младыа връсты сущу, искушаше и сматряаше его святый, кое предложение имать».

Когда прошел срок испытания, игумен, видя кротость и незлобие отрока, постригает его в иночество, нарекая Мартинианом. Как некогда Сергий поселил юношу Никона в своей игуменской келье, поселяет в своей келье юного Мартиниана Кирилл. «И бысть ему любимый ученикъ», – говорит агиограф. Это произошло, надо полагать, в начале 10-х годов XV века, когда Кириллу было около 70 лет, а молодому иноку Мартиниану едва ли исполнилось 15.

«Хочет он, братие, быть искусным иноком»

Кирилло-Белозерский монастырь

Главной добродетелью молодого Мартиниана стало его послушание Кириллу. «Всем умом повиновался ему», – пишет агиограф

Преемниками преподобных игуменов Древней Руси гораздо чаще становились совсем молодые иноки; монахи одного поколения редко находили общий язык (сверстники Ферапонт и Кирилл Белозерские, Сергий и Стефан Радонежские вынуждены были в скором времени расстаться); ведь именно отроки могли стать учениками преподобных в полном смысле этого слова. Так было с Никоном Радонежским, Амфилохием Глушицким, так было и с Мартинианом. Они росли и мужали на глазах у своих духовников, поверяли им свои помыслы, внимали слову Божиему, исходящему из их уст, глядели на мир их глазами и ставили закон преемственности в развитии братства выше других законов монашеского жития. Вот почему главной добродетелью молодого Мартиниана становится его послушание Кириллу. «Всѣм умомъ повиновашеся ему… – пишет агиограф, – и тако бяше старцу повинуася, якоже аггелъ Христу». Закон послушания в духовном развитии Мартиниана вытесняет проявление аскетической инициативы, и, когда инок просит позволения игумена усилить пост «юности ради», Кирилл отказывает ему, повелевая причащаться пищи с прочей братией в общей трапезной монастыря.

Житие рисует проникновенные картины совместной молитвы юного инока и убеленного благолепными сединами старца. В то время как согбенный трудами и бременем прожитых лет Кирилл мерным голосом читает слова молитв, составивших его келейное правило много лет назад, его молодой ученик по велению старца кладет земные поклоны перед образом Спасителя в потемневшей от времени серебряной ризе. При тусклом сиянии лампады едва различимо движение воскрылий монашеской мантии Мартиниана. Лучина потухла, однако Кирилл продолжает чтение, как и прежде: слова молитв и псалмов известны ему наизусть, и каждый новый день открывает перед игуменом новые сокровища святоотеческой премудрости. Массивные рукописи, которыми заставлены широкие подоконники игуменской кельи, стали неотъемлемой частью ее интерьера. Любовь к книгам и духовной литературе Кирилл передаст и своему воспитаннику, который со временем, подражая наставнику, станет собирать вокруг себя богатую библиотеку писаний святых отцов… Келейное правило в покоях настоятеля продолжается до тех пор, пока пробужденный на рассвете пономарь мерными ударами в било не начинает возвещать братии начало нового молитвенного дня.

– Се, Мартиньяне, волиши почити, дондеже начнет екклесиарх благовестити к заутреннему пению, – скажет в это мгновение Кирилл, закрывая Псалтирь и опуская руку с шерстяными четками в глубокий карман своей заплатанной ряски.

– Ей, отче, – ответит Мартиниан, рассудив, что для сна ему оставлено более двух часов. Впрочем, мгновение спустя он усомнится: – Негли, отче, станет братия судити, яко иждиваю живот иноческий во многом спании и во мнозей лености небрегу о соборном правиле?

Кирилл медленным шагом подступит к иноку, сожмет его руку повыше локтя и, заглядывая в ясные, как небо, голубые его глаза, засмеется теплым, добрым смехом:

– Мнит ми ся, сыне, яко не прегрешат отцы в суждении своем…

Впрочем, уединившись со старшей братией, Кирилл, бывало, вспомнит о Мартиниане и нехотя откроет свои сокровенные думы: «Съ хощет, братие, искусенъ инокъ быти».

Итак, Мартиниан растет и мужает под заботливым игуменским оком. В какой-то момент Кирилл проводит своего воспитанника через искушение тяжелыми монастырскими послушаниями – хлебней и поварней, заготовкой дров и ношением воды. Мартиниану, руки которого с отроческих лет более привыкли держать в руках изящную трость книжника-скорописца, нежели тяжелую рукоятку топора, все это давалось непросто, однако Кирилл полагал, что добрый инок должен уметь служить монастырю на всяком месте. Да и не раз вспоминалось игумену, как, покинув когда-то поварню Симонова монастыря, чтобы начать переписывать книги в скриптории той же обители, потерял он тот дар умиления, который стяжал было, трудясь на тяжелом послушании, утешая братию.

Мартиниан с тщанием и смирением проходит все монастырские службы. И со временем, дав иноку важнейшие уроки монашеского делания («Блажен братъ съ, яко такова подвижника сподобися ученикъ быти!»), Кирилл отпускает его из своей кельи в большой монастырь. К этому времени Мартиниан был рукоположен в диаконы, сослужил Кириллу во время Божественной литургии и, говорит агиограф, «въскорѣ исправися милостиею Божиею и преподобнаго молитвами и учениемъ».

Впрочем, птенца, покинувшего Кириллово гнездо, многие братия встретили со сдавленным недоброжелательством: кто-то искренне радовался его преуспеянию в духовной жизни и молил за него Бога, понимая, сколь многие искушения еще ждут молодого инока на его пути, однако большая часть, подстрекаемая завистью, глухо враждовала; и чем более длилось окормление Мартиниана в игуменской келье, тем сильнее вскипали в сердцах иноков неприязненные чувства к келейнику благодатного старца. Быть может, именно это послужило причиной, по которой Кирилл отдалил от себя инока в конце своих дней.

Благословение

Кирилл умер, когда Мартиниану было 25. Тогда, десять лет назад, он перенес эту утрату почти безболезненно: казалось, преподобный с ангельской легкостью переступит порог вечности, и слезы у его гроба лишь омрачат ликование праведной души в лучах невечернего света. И только теперь, десять лет спустя, представилась иноку вся невосполнимая горечь утраты…

Июньским утром Мартиниан, одетый по-дорожному, рано, задолго до того, как пономарь взял в руки свое било, тихой поступью вошел в притвор Успенского собора. И хотя солнце уже ярко светило во дворе, играя смешливыми бликами на поверхности лужиц, оставленных ночной грозой, и выкуривая из свернувшихся за ночь лепестков сирени крупные, как слезы сирот, капли росы, в храме было все еще зябко. Мартиниан повел плечами и огляделся, словно припоминая свое первое впечатление от созерцания смиренного величия этого храма, тот образ, который поразил его когда-то, много лет назад. Он был тогда десятилетним мальчиком, в испуге цепкой ручонкой схватившим полу отцова армяка и с замиранием сердца ступающим в неизведанное, необыкновенное. Себя мальчиком он помнил хорошо, но то впечатление, которое так хотелось возобновить усилием воли, ушло в невозвратное, и не стоило тратить сил, чтобы обратить вспять обычное течение времени. Слишком много было пережито в этих стенах за двадцать лет, слишком многое открывалось юноше в мерном пении братского хора.

Молча, неподвижным взглядом упираясь в ровную поверхность пола, прошел он известным шагом в правый притвор. Он шел, не крестясь на суровые лики египетских пустынников и не кланяясь скорбным образам мучеников первых веков, с удивленным участием читавших следы внутренней борьбы на его мужественном лице. Сегодня он шел только к Кириллу.

Подойдя к сени над мощами преподобного, Мартиниан едва заметно вздрогнул, провел концами пальцев, едва видневшихся из-под широкого рукава мантии, по внешнему ребру надгробия и медленно встал на колени.

– Отче Кирилле, – сказал он, с едва ли не детской нежностью вглядываясь в черты вырезанного в дубовом столбе его надгробия фигурного льва, – сколько раз приходилось мне слышать тихим февральским вечером первые звуки 136-го псалма и оборачиваться в твою сторону, чтобы одним взором поделиться радостью от приближения благословенных дней Великого поста! Но тебя не было… Сколько раз я слышал твои интонации в игуменском чтении тропарей Великого канона и в братском пении его проникновенных ирмосов! Но это был не ты… Как часто, читая книги, писанные твоей рукой, казалось мне, что это ты сидишь подле и, как бывало прежде, повествуешь о деяниях святых! Но книга заканчивалась, и ты уходил…

Мартиниан встал и подошел к окну. Он с усилием растворил створку и с наслаждением вдохнул ароматы июньского леса. Апостол был раскрыт екклесиархом еще со вчерашнего дня на рядовой главе сегодняшней Литургии, и ветер стал переворачивать его смуглые листы…

– Отче Кирилле, в час моего пострига, ты помнишь, ты сказал: «Се, Мартимьяне, время благоприятно, се, сыне, день спасения». Это случилось второго дни… Да, именно так, ведь тот первый день продлился пятнадцать лет, проведенных в твоей келье. Ты повторил это на второй день, в час своей праведной кончины. И этот день длился еще десять лет. Но вот уж и третий день настает, а это значит, что теперь мне пора… Я ухожу один, без друга, без спутника, без благословения… Туда, куда ушел когда-то и ты в сопровождении Ферапонта, – на благословенный север, в безмолвную ширь хвойных лесов.

Приблизив книгу к свету, он прочел: «Во время благоприятное услышал тебя и в день спасения помог тебе…»

Внезапно резкий порыв сквозного ветра с печальным стоном раскрыл оконную створку, и ветхий Апостол с шумом ударился оземь. Мартиниан обернулся, поднял грузный фолиант, не переменяя раскрывшихся в падении листов. Приблизив книгу к свету, инок начал читать. Второе коринфянам, шестая глава: «Братие, глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти…»

Далее Мартиниан не читал. Подойдя к надгробию Кирилла, он молча сделал три земных поклона, медленно встал и, ступая тихо, очень тихо, словно опасаясь расплескать свою мирную радость, молча вышел вон. Пономарь, с которым встретился Мартиниан в дверях Успенского храма, с удивлением посторонился и еще долго смотрел ему вслед, до тех пор пока высокая фигура инока не скрылась за Святыми вратами Кириллова монастыря…

Божиим распорядительством

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь

Мартиниан уходил безмолвствовать на Вожеозеро, расположенное ста верстами севернее обители преподобного Кирилла. Некоторое время спустя эта пустынька превратилась в монастырь, и Мартиниан, покорствуя братии (именно так представляет события Житие), выстроил в ней Преображенский храм. Впрочем, агиограф скупо и даже с некоторым пренебрежением повествует о вожеозерских годах жизни инока: в течение нескольких лет Преображенская обитель оспаривает с Ферапонтовым монастырем свое право называть этого Кириллова ученика своим настоятелем. Поведение самого Мартиниана представляется в этом фрагменте Жития крайне странным и непоследовательным, а, описывая происходящее, агиограф, кажется, стремился обойти некоторые неудобные для него вопросы.

Когда Преображенский монастырь был уже вполне благоустроен, «въсхотѣ… блаженный ити помолитися къ Пречистѣй Богородици в Ферапонтов монастырь». По некоторым косвенным свидетельствам можно догадаться, что «ити» на богомолье в Ферапонтов монастырь Мартиниан «восхоте» как раз тогда, когда Ферапонт переселился в Можайск. Житие утверждает, что Мартиниана призывает в Ферапонтов монастырь и приглашает остаться в нем игумен с братиями, однако формально игуменом был отнюдь не сам Ферапонт, который, по всей видимости, до конца своих дней не пожелал принять священнический сан, а кто-то из насельников обители, не известный по имени. Впрочем, имея сан и возглавляя богослужение, игумен Ферапонтова монастыря реальной властью в обители не обладал – вопросы управления ею и окормления паствы решал до недавнего времени Ферапонт.

Итак, Мартиниан приходит в Белозерский монастырь и останавливается в нем на некоторое время, в течение которого братия усердно уговаривают его поселиться в обители навсегда, однако вскоре преподобный принимает решение вернуться на Вожеозеро. На пороге Ферапонтова монастыря он произносит следующие загадочные слова: «Аще Господь Богъ изволит и Пречистаа Богородица не отринет мене грѣшнаго, то азъ буду с вами жителствовати, оже дасть Богъ, в предниа дни». После того следует продолжительный промежуток времени, когда Мартиниан живет в основанном им Преображенском монастыре, однако заканчивает преподобный окончательным переселением в обитель Ферапонта.

В память о своем наставнике и его товарище преподобном Ферапонте согласился он отправиться в Ферапонтову обитель

При чтении этого эпизода возникает несколько вопросов. Первый из них: как мог Мартиниан покинуть созданную им Преображенскую обитель и прийти в Белозерский монастырь? Соглашаясь возглавить Белозерскую пустынь, преподобный повторял поступок Ферапонта, также оставившего основанный им же монастырь, но тот принимал вынужденное решение, навязанное ему можайским князем, в то время как Мартиниана никто не неволил. На его решение могла повлиять просьба самого Ферапонта, который наверняка имел возможность или от своего лица, или используя свои связи со старцами родного для Мартиниана Кириллова монастыря переслать к молодому, но несомненно талантливому иноку свою просьбу принять участие в жизни его обители. Память о духовном отце Кирилле и о его товарищах, одним из которых был Ферапонт, была свята для Мартиниана, вот почему он, не раздумывая, соглашается приехать в Ферапонтов монастырь в скором времени после ухода старца в Можайск.

Однако для чего понадобилось Мартиниану вернуться обратно на Вожеозеро? Дело в том, что уход Ферапонта совершился внезапно и был произведен, сообщает его Житие, едва ли не насильственным способом, и преподобный не успел сделать самых необходимых распоряжений. Зная о вожеозерской обители Мартиниана, старец приглашал его в свой монастырь отнюдь не для того, чтобы тот занял его место, а лишь с целью несколько наладить духовную и хозяйственную жизнь монастыря. Этим, впрочем, должны были воспользоваться белозерские иноки и игумен, которые стали упрашивать Мартиниана остаться у них насовсем. Однако, помня о вожеозерской пустыни, преподобный не чувствует себя вправе покинуть собранных его именем чернецов и принимает решение вернуться в Преображенскую обитель.

«Не будет благословения тебе и твоему княжению!» – в гневе проговорил старец и покинул палаты

Наконец, последний вопрос, возникающий при чтении этого загадочного фрагмента: отчего все же преподобный покинул обитель и окончательно вселился в Ферапонтов монастырь? Житие Мартиниана говорит об этом так: «Приидошя же к нему и другыя жителя». Кем бы ни были эти «другие жители», пришли они именно «к нему», то есть в основанную Мартинианом общину. Однако Мартиниан, «видѣвъ их прилежание, остави их ту жителствовати и се имъ прирекъ: «Якоже сами изволили есте”». Впрочем, подобный ответ стал возможным, по всей видимости, потому, что среди пришедших «жителей» были люди, сведущие в духовной жизни и умеющие управлять монастырем, люди, в руки которых мог Мартиниан передать управление братством. Так, глубокомысленно замечает агиограф, «многажды же аще и начинают человѣци, но Богъ же всяведый на полезнаа паче наводит». Строение Вожеозерской пустыни начал человек по имени Мартиниан, но конец делу положил Господь, приславший в обитель достойных продолжателей его трудов. Вот почему преподобный со спокойной душой возвращается в родное Белозерье, в тот монастырь, где его пришествия чают как Божиего благословения, поскольку видят в нем наперсника и преемника любимого старца.

Игумен и князь

Василий Темный Некоторое время спустя Белозерскую обитель покидает безымянный игумен, и братия уговаривает Мартиниана принять священнический сан. Поставление осуществляется при участии можайского князя Михаила, сына ктитора Лужецкого монастыря князя Андрея, обещавшего некогда Ферапонту и в своем лице, а позднее через своих детей благотворить его обители. Михаил и позднее входит в нужды монастыря и считает его своей вотчиной. Вообще, как это ни прискорбно, князья с середины XV века часто делают из игуменов подвластных им монастырей если не холопов, обязанных подчиняться им безусловно и безоговорочно, то вассалов, вынужденных не только признавать их авторитет, но и сообразовывать свои действия с их политическими амбициями.

Главным достижением Мартиниана в сане Белозерского игумена становится, по мнению агиографа, укоренение в монастыре общежительного устава преподобного Кирилла, который уже при основании обители был принят Ферапонтом как образцовый. Так, замечает биограф преподобного, будучи учеником Кирилла, Мартиниан становится «братом-домоводцем» преподобного Ферапонта.

Именно Мартиниан благословил ослепленного Шемякой князя Василия Темного на борьбу за московский престол

Однако Мартиниану суждено было не только сделаться крепким молитвенником и рачительным игуменом вверенного ему Богом монастыря: преподобный вошел в русскую историю, став одним из ключевых лиц русской смуты XV столетия, ведь именно Мартиниан благословляет ослепленного Дмитрием Шемякой князя Василия Темного на борьбу за московский престол. Как известно, Василий целовал крест своему сопернику, обещая тому раз и навсегда отказаться от претензий на великое княжение, а нарушение крестного целования традиционно считалось страшнейшим грехом, и, совершая его, – писал когда-то Мономах, за шапку которого боролся Василий, – человек навеки губит свою душу. Именно Мартиниан берет на себя ответственность благословить ослепленного князя на поход против Шемяки и его войска. Житие не скупится в выражениях, описывая пороки этого злодея. Его низложение становится, по мнению агиографа, всего лишь восстановлением попранной справедливости. Еще до решающего сражения Василий высоко оценивает ту моральную поддержку, которую оказывает ему игумен Мартиниан, и обещает старцу в случае удачного исхода кампании щедро отплатить за его добро.

В это время недавние приверженцы отступают от Шемяки, душа его мучается поздним раскаянием, он терпит сокрушительное поражение от объединенных Василием войск и удаляется сначала в Галич, а после в Новгород, где погибает, отравленный своим близким слугой. Вся полнота власти переходит в руки слепца. Василий не забывает об обещании, данном им Мартиниану, и делает Белозерскому игумену воистину царский подарок: волей великого князя старец становится пятым после Сергия игуменом Троицкого монастыря.

В какой-то момент Василий решил, что получил в свое распоряжение марионетку в рясе, «ручного» игумена, которого можно будет использовать как очень удобное оружие против своих политических оппонентов. Однажды он призывает Мартиниана к себе в Москву: один из приближенных к его престолу бояр перешел под власть тверского князя. Василий крайне раздосадован и умоляет игумена вернуть беглеца, обещая тому полную амнистию и восстановление во всех утраченных правах. Мартиниан, помня о миротворческих акциях самого Сергия Радонежского, в обители которого несет он теперь крест игуменского послушания, направляется в Тверь и, уверяя боярина-диссидента в том, что опасность миновала, привозит того назад.

Какое-то время спустя Василий все же обрушивает свой державный гнев на провинившегося вельможу и заточает легковерного в темницу. По-видимому, это происходит не сразу, потому что Мартиниан узнает об этом лишь некоторое время спустя, когда родственники опального «вдашя нарѣчие… в Сергиевъ монастырь». Поступок Василия едва ли был проявлением осмысленного вероломства, скорее всего в какой-то момент неосторожным словом или опрометчивым поступком боярин напомнил князю о своей прежней вине, и тогда Василий в приступе ярости повелел оковать предателя и агента Твери и бросить его в темницу. Как бы то ни было, в минуту гнева Василий не был остановлен мыслью о своем духовном отце Мартиниане, усилиями которого боярин вновь оказался в Москве.

Преподобный Мартиниан Белозерский. Фрагмент иконы XVII века Узнав о произошедшем от родственников узника, Мартиниан «оскорбися зѣло, яко измѣну сътвори над боярином». Получается, что это именно он предал несчастного, отдав его в руки немилосердного владыки. Справедливые упреки детей репрессированного больно отозвались в сердце старца. Не медля ни минуты, игумен садится на коня и верхом (!) скачет в стольный град. Мартиниан «внезаапу прииде в великаго князя храмины, никому же вѣдяшу его». Беспрепятственный вход игумена в палаты не мог быть случаен: по всей видимости, Мартиниан был в Кремле частым и желанным гостем. Однако в этот раз вход старца не был похож на обычное посещение игуменом своего духовного сына. Сегодня Мартиниан действовал в состоянии аффекта: такого вероломного обмана он никак не ожидал. Игумен, говорит агиограф, «пришед, тлъкнувъ двери» княжеских палат, и, близ князя «напрасно пришедъ», обвинил Василия в коварном обмане, а после и вовсе отрекся от своего духовного сына: «Не буди мое, грѣшнаго, благословение на тебѣ и на твоем великомъ княжении!» Произнеся эти страшные для Василия слова, игумен «обратився от гнѣва, скоро изыде из храмины». Не задержавшись в Москве ни минутой больше, Мартиниан опрометью скачет назад, не желая иметь с недостойным чадом ничего общего.

Приговор игумена был суров: чем, как не благословением Мартиниана, держалась власть теперешнего московского князя? Впервые увидев ослепленного и униженного страдальца, бесславно влачащего свои дни вдали от отчего престола, игумен разглядел в Василии черты страстотерпца, мученика, низверженного коварным авантюристом. Теперь же амплуа интригана пристало самому Василию. Князь, не отдавая в том себе отчета, рвал те самые струны, на которых игралась когда-то в душе Мартиниана мелодия, сочувствующая его «напрасной» слепоте. По уходе инока князь разыгрывает перед боярами глумливую сцену мнимой растерянности, словно недоумевая, как ему теперь быть: «Боляре, смотрите ми черньца того болотнаго, что ми сътвори: напрасно пришедъ в храмину мою и обличи, и Божие благословение снят, и безъ великаго княжениа мя постави». «Чернец болотный» – это о годах, проведенных Мартинианом в Вожеозерье: Василий хорошо знал биографию своего духовного учителя и умел при необходимости подпустить шпильку. Однако последние слова, произнесенные князем, пожалуй, в шутливом тоне, на деле прозвучали как мрачное пророчество о неотвратимости Божиего возмездия, ожидающего немилосердного правителя. Василий слишком хорошо на своем опыте знал, что это возмездие существует, и, вполне осознав, что стоит на кону, в скором времени освободил провинившегося боярина и направился в Троицкий монастырь, чтобы испросить прощения у оскорбленного им старца.

И снова в обители преподобного Ферапонта

В конце жизни Мартиниан, изнемогая от груза ответственности, которым обременяло его настоятельство в Троицком монастыре, оставляет Сергиеву обитель и уходит на покой в Ферапонтово. Однако братия Белозерского монастыря слезными мольбами убеждает преподобного принять игуменство. Преподобный долгое время отказывается, ссылаясь на то, что его пошатнувшееся здоровье уже не выдержит трудов по управлению обителью. Действительно, в последние годы жизни Мартиниан оказался частично парализован и не имел сил взойти на церковное крыльцо, а на службу на своих руках его приносил брат по имени Галактион: «На съборное же пѣние братиею возим, иногда рукама поддержимъ бяше старости ради немощи многыа». Несмотря на это, старец, уступая мольбам игумена, все же соглашается принять старейшинство над Ферапонтовой обителью, даже если ценой этому станет, как он говорит, необходимость «умрети въ обители Пречистыа за брата моего и господина блаженнаго Ферапонта».

Мартиниан действительно умирает за дело своего брата и господина, исполняя до последнего издыхания, превозмогая боль и усталость, обязанности игумена Ферапонтова монастыря.

Долгое время после его смерти обитель в память о нем носит имя Мартимьяновой, имеет тесные связи с Троице-Сергиевым монастырем, хранит уникальный устав, в котором традиции Кириллова и Сергиева монастырей соединяются с заветами самого Мартиниана.

У гробницы преподобного исцеляются те, кто уже отчаялся получить облегчение своему страданию, от кого отвернулись родственники и друзья, кем гнушаются даже монахи. Незримо и таинственно участвует Мартиниан в жизни обители и после своей кончины.

Так складывался в XV веке новый древнерусский патерик, вместивший схожие по стилистике и манере изложения сказания о святых монахах Белозерья (Кирилла, Ферапонта, Мартиниана, Галактиона, их учеников), и, обращаясь к своему читателю в финальной части Жития, агиограф Мартиниана говорит о духовных детях преподобного следующее: «И сиа не невѣсть святость твоа, о възлюбленне, – пред тобою нынѣ вся предлежят: мнози от нѣдръ онѣхъ преподобных отець епископи изыдошя, мнозии игумени, учителие и наставници общим житиамъ. И сиа, вѣмъ, не невѣси: мнози отцы и братиа, ученици их, прозорливи бышя и мнози Божиа благодати исплънени и райскыа пища сподобишася».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *